Сборная России на SKYRUNNING в Доломитах, Италия

Пишет troshchenko, 20.07.2010 21:50

Российская команда горных бегунов – Жанна Вокуева, Алексей Трощенко, Агуреева Валерия и Вергилюш Валентин приняла участие сразу в двух забегах по скайраннигу, проходивших 16 и 18 июля в городке Каназеи, Доломиты, Италия. О том, что такое скайраннинг, как забежать на километровую гору за 40 минут, как иногда не хватает каски на спуске и почему старт состоится в любую погоду читайте в рассказе ниже. Алексей Трощенко.
Сборная России на SKYRUNNING в Доломитах, Италия (Скайраннинг, skyrace, доломиты, горный бег, чемпионат мира, вертикальный километр)

SkyRunning или бег по небу

SkyRunning довольно новое слово для российской экстремальной общественности, поэтому сделаю небольшое вступление. В отличие от традиционного горного бега (mountain running), скайраннинг отличается большими уклонами на дистанции и технической сложностью. Согласно правилам ISF (International Skyrunning Federation), SkyRunning – это бег в горной местности, на высотах более 2000м над уровнем моря, при этом уровень сложности не должен превышать двойку, а уклон должен быть не выше 40 градусов. Скайраннинг включает в себя несколько дисциплин, наиболее популярные из которых:
• SKYMARATHON – от 30 до 42 километров, с минимальным набором 2000м, при этом дистанция может проходить через перевалы, тропы, морены, скалы и снег, максимальная высота на дистанции может превышать 4000м;
• SKYRACE – от 20 до 30 км, на высотах от 2000м до 4000м;
• VERTICAL KILOMETER – перепад 1000 метров, при этом длина дистанции не должна превышать 5 км.

В России горный бег можно назвать довольно популярным видом спорта, есть гран-при, которое включает в себя массу соревнований в течение года в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге, республиках Марий Эл, Удмуртии. Помимо гран-при есть несколько чемпионатов России по различным дистанциям – вверх (г.Бештау), верх-вниз (в этом году был в Удмуртии), длинный горный бег (Красная Поляна). И, наконец, есть старты по кроссу, или trail-running, такие как Salomon Trail Running Series. Со скайраннингом у нас всё только начинается. С 2010 года забег RedFox Elbrusrace был включен ISF в серию SkyRunning Series как квалификационный, и надеюсь через полтора года его включат в официальный список стартов, и к нам в Россию будут ездить именитые скайраннеры из-за рубежа.

Chilometro verticale – чемпионат мира!

На скайраннинг я стал поглядывать уже давно – многолетний опыт мультигонок и большая любовь к горному бегу, особенно к длинным дистанциям, ну и конечно живописнейшие дистанции – то что нужно для любителей бега и экстрима. В Доломиты я ехать совершенно не планировал, и даже собирался поехать на байкальскую вело-многодневку ТрансБайкал, но узнав, что ребята из RedFox собрали аж целую национальную сборную решил к ним присоединиться. Виза, отпуск, самолет – все стандартно. Дальше переезд в итальянский городок Каназеи – спасибо Жене Колчанову, который мигом довез нас из Мюнхена в Доломиты. На брифинге с ужасом узнаю, что вместо планируемых 4 км и 1 км перепада, наша дистанция будет всего 2 километра с тем же километровым набором, а это почти 30-градусный уклон! Представьте себе эскалатор в метро двухкилометровой длины, по которому нужно забежать на высоту 1 км – и вы получите дистанцию Dolomites Vertical Kilometer!

Итак, день старта – спортсмены со всего мира выстраиваются в 2 загона – первый для членов национальных сборных команд, второй – для любителей. Сборная России – в первом, хотя приходится признать, что многие любители дадут нам фору – ведь это их родные горы, на которых они тренируются каждый день.

Предстартовый мандраж, плавно переходящий в кураж под зажигательную музыку, и … Старт! Практически мгновенно ноги начинают закисляться под нагрузкой. Коварство дистанции заключается в том, что на протяжении всего подъема, участков, где можно будет разгрузить ноги, просто не предполагается. Первыми бегут новозеландец Johathan Wayatt (семикратный чемпион мира по горному бегу) и прошлогодний победитель дистанции, итальянец Zemmer Urban. Я стараюсь держаться в двадцатке, активно работая палками. Стоит отметить, что использование трекинговых палок – на усмотрение участников, однако многолетний опыт показывает, что лучше бежать с ними. На середине дистанции находится refreshment point, где можно глотнуть воды, но большинство спортсменов пробегают мимо, ведь время поджимает – рекорд лидеров всего 33 минуты! Выходим из лесной зоны, пробегаем снежник, и направляемся по гребню к заветной красной арке на перевале – от нее всего 30 метров перепада до финиша. Вдруг нас обдает шквалом ветра – это проносится вертолет, с которого ведется съемка. Сверху мы похожи на муравьев, карабкающихся вереницей друг за другом.

Желтая табличка mt.800 – остается всего пятая часть дистанции, это дает сил, но для финишного рывка еще рано, организм боится. Бегу в окружении итальянцев, тропа не позволяет ни им не мне делать маневров пока мы не пробегаем арку. Впереди известная бегунья Anna Frost из команды Salomon Trail UK, да, видимо сегодня не мой день, впереди меня четыре представительницы прекрасного пола. Крики болельщиков – bravo, звук трубы и черти знает еще какой шум, новая порция адреналина – и я делаю финишный рывок, обгоняя двух итальянцев, 44 минуты и 3 секунды! Виски пульсируют, в глазах темно, а я счастлив, что стою на вершине горы!

Финиширует Жанна Вокуева – она шестая среди девушек, отличный результат для первого вертикального километра! Дожидаемся всю команду и идем к подъемнику – организаторы приготовили для нас маленький пир – ведь мы это заслужили! Нужно набираться сил – впереди всего один день отдыха и главное испытание – Dolomite SkyRace, 22 км, набор высоты 1700 метров, высшая точка 3152 метра. День отдыха мы решили посвятить горной, но необычной прогулке. Итальянцы очень изобретательный и трудолюбивый народ, поэтому для них не составило труда пробить в горных хребтах анкера, соединить их металлическим тросом, соорудив таким образом протяженные альпиниские маршруты по горных хребтам – via ferrata.

Dolomites Skyrace

Пока мы зализывали раны и приводили в себя после вертикального километра, в городок Каназеи стягивалось подкрепление со всей Европы и мира – 544 участника, из них 28 отважных девушек! Дистанция предстояла нешуточная – 22 км с высоты 1450 до 3152 метров над уровнем моря (набор 1700 метров), далее по заснеженному плато и обратно кольцом на место старта через очень крутые моренные спуски. На брифинге было очень мало информации на английском, однако видео с прошлогодних стартов говорило о многом. Женя Колчанов, наш энергичный организатор тоже заявился на этот старт, так что в нашей команде стало уже 5 человек! Долго думали над тактикой. Осенью я бежал похожий старт на чемпионате России по длинному горному бегу – 14 км вверх с набором 1250 метров, и столько же обратно. У меня получилось 2 часа 10 минут, и это учитывая что мы бежали по грунтовой дороге. Здесь же нам предстояло набрать 1700 метров на первых 10 км и пробежать 12 км вниз по необработанной горной трассе, время лидеров по прошлому году было также в районе 2 часов 10 минут, невероятно! Отдельного внимания заслуживал взлет на перевал Forcella Pordoi – серия зигзагов по перевальной сыпухе – длина 2 км, набор высоты – 600метров! То что мы приняли решение не брать палки на этот взлет (их можно было оставить в заброске перед перевалом и сдать после) стоило третьего места Жанне Вокуевой, именно на этом перевале ее обогнали Laetita Roux из Франции и шотландка Angela Mudge. Но тактика тактикой, а природа наносит свои коррективы.

Всю ночь перед стартом в горах бушевала гроза, к 8:30 утра, когда мы должны были стартовать, организаторы еще не приняли решение, сокращать ли дистанцию, поэтому старт был отложен до 9:15. В девять часов нам объявили, что дистанцию сокращают на 5 км, ввиду снега и плохой погоды на вершине, наивысшей точкой будет перевал Forcella, 2829 метров. Обидно, что не увидим красот с высоты птичьего полета, но с другой стороны, дистанция становится более скоростной и легкой, что может сыграть нам на руку. Опять два загона – для национальных команд, и для любителей, огромное количество болельщиков, музыка, у всех улыбки на лицах! Со старта идет шестикилометровый тягун с набором 800 метров, это уже можно терпеть, это не вертикальный километр.

Со старта пытаюсь уцепиться за десятку, но все-таки разум побеждает и берегу силы, бегу тринадцатым, стараясь не бежать на пределе. 2 километра, 4 километра, 6 километров, вот он взлет на перевал – устрашающие зигзаги и вереница соперников, растянувшаяся уже на несколько пролетов. Руки на колени – и терпеть, терпеть, потому что дальше будет спуск, дальше надо бежать что есть мочи, не дать себя обогнать и попытаться зацепить бегущих впереди. Повсюду волонтеры и фотографы. Подбадривают, кричат «браво Руссия» видя на куртке надпись Russia. Это очень мотивирует, пытаюсь бежать, там, где зигзаги не слишком крутые, но догнать парней с палками не так-то просто, в следующем году обязательно будем брать палки на этот взлет! Перевал, глоток горячего напитка и долгожданный спуск – по снегу! Впереди итальянец – почему-то не может бежать вниз по снегу, катится на задней точке, видимо не хватило координации.

Бегу вниз широкими скользящими шагами – мне хорошо, у меня Salomon Speed Cross, с большими зимними шипами, ребятам из команды тоже подфортило – организаторы всем выдали отличные кроссовки LaSportiva. В другой обуви здесь очень тяжело - а мы-то еще подумывали бежать в полумарафонках! Буквально вылетаю со снега на грунт – впереди опасный спуск, тропа еле видна, но повсюду организаторы, которые помогают не сбиться. Глаза вот-вот вылезут из орбит, так быстро по скалам я никогда не бегал – в некоторых местах стоят волонтеры, застрахованные веревками к скалам, держат руки когда мы пролетаем крутые виражи, прямо как на боулдеренге. Краем глаза пытаюсь увидеть – догоняю ли я впереди бегущих или нет, похоже что нет. Итальянцы тренируются по горам, я бегаю по битцевскому парку, вот они драгоценные секунды – утекают. Сзади обгоняет парень, который скатывался по снегу на заднице – видимо отдохнул. Выбегаем на ровный участок с травой, мне кажется что крутой спуск кончился, и я решаю уцепиться за обогнавшим меня итальянцем. На секунду расслабился – и вот я уже лечу вниз головой на камень, и, удар!

Шишка на виске, ноги и плечи содраны, голова гудит, автоматически встаю и бегу дальше, через 50 метров понимаю, что потерял свой Garmin, но возвращаться уже нет смысла, впереди соперники, хоть и жалко гарминчик. Падение заставляет меня бежать более аккуратно, сзади начинают дышать в спину загорелые итальянцы, приходится снова отпустить тормоза. Острые скалы кончаются, начинается лес и тропы. Всё, теперь надо перестать быть скалолазом и снова превратиться в легкоатлета, жать что есть мочи. Обгоняю одного, меня обгоняет другой, цепляться не получается – до финиша 5 км, теперь не сдать позиции и попытаться вкатиться, но ноги уже не те, чувствую сзади соперника, но эту позицию я больше не сдам, хватит уже. Финишная улица по центру городка, свист, хлопки, я лечу с широкой улыбкой, пытаюсь отвязать куртку RedFox RUSSIA чтобы размахивать ей как флагом, но сзади опять итальянец, приходится поднажать. Последняя прямая, арка и долгожданный финиш – прямо на сцене центральной площади, ура!

Оказывается я 15-ый, не так уж и плохо для первого раза, в следующем году нужно быть в десятке. Жду финиша девчонок, минута – и в арку влетает французская спортсменка Laetita Roux, вторая медаль за 3 дня, молодчина! Только через 6 минут появляется вторая призерша – Angela Mudge из Шотландии, у нее тоже вторая медаль на этих соревнованиях! Где же Жанна? Но к сожалению третьей в финишную арку вбегает Stephanie Jemenez – симпатичная и хрупкая девушка из Франции, эх, не удалось в этот раз разделить пьедестал почета, всего 27 секунд отделяло Жанну Вокуеву от третьего места. Думаю что опыт этого года даст шанс побывать в призерах в следующем году и на других гонках этой серии.

Страсти улеглись, раны заживают, а желание бегать SkyRunning усилилось многократно. Гонка дала почувствовать, что с должной подготовкой и акклиматизацией в горной местности вполне можно подобраться ближе к призерам! Остается сказать спасибо всей нашей веселой команде – Лере Агуреевой, Вальку Вергилюшу, Жанне Вокуевой и Жене Колчанову за дружескую обстановку и отличную борьбу, а также организаторам этих мероприятий – все было на высоте во всех смыслах этого слова! До следующих стартов!

Результаты Dolomites Skyrace 2010.

SKYRACE, Мужчины

2 MUDGE ANGELA 1:54:34 SCT
3 JEMENEZ STEPHANIE 1:58:19 FRA
4 VOKUEVA ZHANNA 1:58:46 RUS

Результаты чемпионата мира по вертикальному километру 2010.