Гонки на Хана

Пишет Владимир Комиссаров, 28.06.2010 15:16

Комиссаров В.А.

Эта статья была написана еще в 1993 году, но не была опубликована. Недавно я наткнулся на нее в своем компе, чуть подредактировал, нашел старые слайды, отсканировал их и вот материал, который, наверное будет интересен альпинистам.

ВТОРЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО СКОРОСТНОМУ
ОДИНОЧНОМУ ВОСХОЖДЕНИЮ (ГОНКИ) НА ПИК ХАН-ТЕНГРИ (6995м)

Федерация Альпинизма Кыргызстана и Международный Туральпцентр Тянь-Шань провели с 16 по 19 августа 1993 года на леднике Южный Иныльчек гонки одиночек на пик Хан-Тенгри. Общая протяженность маршрута 19 км, перепад высот 3005м. Старт и финиш были в базовом лагере Международного Туральпцентра Тянь-Шань на высоте 3990м, на морене под пиком Горького.

По правилам гонок участники сами выбирали время старта в течение 3 суток, но должны были сообщить об этом главному судье не менее чем за 4 часа до старта. В гонках участвовало 18 человек из 8 стран, до финиша дошли 10 участников. Остальные либо сошли с маршрута, либо были сняты за превышение 36 часового контрольного времени. Отношение к гонкам у участников сложилось по-разному. Одни вступили в борьбу за призовые места, для других было важно участие. Факт восхождения фиксировался номерными жетонами, которые оставлялись на вершине. Жетоны представляли собой самозащелкивающиеся висячие замки. Участник гонок получал номерной замок на старте, поднимался на вершину, защелкивал его на петле, закрепленного на вершине стального троса. После гонок на вершину поднимался главный судья и спускал вниз тросовую петлю с замками, которые подтверждали факт восхождения участника гонок..

Захватывающе прошел этот беспримерный высокогорный марафон. Первым стартовал Сергей Пензов - высотный гид Международного Туристско Альпинистского Центра Тянь-Шань, альпинист из Северодвинска. Он и финишировал первым, пройдя маршрут за 13 часов 06 минут. Его рекорд продержался ровно сутки. Как он сам признался, он не рассчитывал на такое время, а хотел просто поучаствовать в соревнованиях и проверить себя. Он и не готовился серьезно к этим гонкам. Пришел на старт, отсек время, получил жетон-замок, после этого вернулся к себе в палатку, выпил чаю, собрал рюкзак и пошел на восхождение.

Наиболее обстоятельно готовились к гонке американцы - Alex Lowe и Conrad Anker - профессиональные горные гиды из штата Юта, приехавшие специально на соревнования. До высоты 5900 м они "бежали" в кроссовках с подошвой "вибрам", выше одели высотные пластиковые ботинки, а на спуске, когда предстоял 5 километровый бросок по морене ледника Иныльчек вновь одели легкую обувь, а весь груз оставили на судейском пункте на высоте 4200 м. Высококалорийное легкоусваиваемое питание, удобная одежда и обувь, а самое главное хорошая подготовка дали фантастический результат. У Алекса время от старта до финиша было 10 часов 8 минут.

Драматично сложилась гонка у спортсменов из Грузии - Тамаза Шаршенидзе и Бидзины Гуджабидзе. Тамаз первую часть гонки, до вершины прошел в хорошем темпе за 12 часов. На спуске с вершинной башни Тамаз встретил другого участника гонок, который чувствовал себя плохо. В этот день это был последний восходитель на вершину. Он попросил Тамаза подождать его. В течение 2 часов Тамаз сидел под вершинным бастионом, ожидая товарища, чтобы подстраховать его на спуске. Тамаз сильно замерз и потерял светлое время для спуска. Началась непогода и они вынуждены были спустившись до высоты 5900 м заночевать в снежной пещере. Едва прекратилась непогода Тамаз начал спуск. В результате все восхождение от старта до финиша заняло 30 часов. Не повезло и его другу Бидзине - на подъеме к вершине у него поломалась телескопическая палка с которой он шел на восхождение и кроме того в самом начале гонки в плитке шоколада оказалась косточка от ореха об которую у него обломился зуб. Так и провел он всю гонку с обломком зуба в десне, а когда финишировал, попросил плоскогубцы и на глазах у всех присутствующих выдернул осколок зуба.

Чех Антонин Гнатик начал гонку в хорошем темпе, но не рассчитал силы и не дойдя до высоты 6400 м повернул назад.

Время участников гонок дошедших до старта и уложившихся в контрольный срок:
№ Имя Дата и время старта Дата и время финиша Время на трассе Место Страна
8 Сергеев В. 17 августа, 4-11 17 августа,19-16 14ч. 23мин. 5 Россия
9 Кузнецов Александр 17 августа,5-26 17 августа,17-56 12ч. 30мин. 3 Россия
10 Туренко С.А. 18 августа,5-10 18 августа,21-52 16ч. 42мин. 7 Таджикистан

Главный судья соревнований - известный альпинист, профессор из Одессы Сергей Клованич не спал почти трое суток, пока шли соревнования, поскольку все старты были между двумя и семью часами, а финиш был круглые сутки. Кроме этого каждые два часа в течение трех суток с судейскими пунктами на маршруте и с участниками осуществлялась радиосвязь, а радиостанция главного судьи находилась непрерывно в режиме приема.

Кстати, победитель гонок 1992 года Глеб Соколов в гонке не участвовал, а готовился в это время к "забегу" на пик Победы. Что он и сделал после соревнований. Глеб стартовал из лагеря под перевалом Дикий на леднике Звездочка. Через 20 часов он спустился к своей палатке совершив восхождение на пик Победы. Когда он спустился вниз, то не нашел ее. На месте лагеря был след огромной лавины. К счастью в лагере не было людей, только пустые палатки.
Гонки на Хана (Альпинизм, хан-тенгри, альпинизм)

Конрад Анкер сразу после финиша

Участники и судьи гонок

Финиш Конрада
Гонки на Хана (Альпинизм, хан-тенгри, альпинизм)

Конрад, судьи и участники

Тамаз Шарашенидзе сразу после спуска (слева от него Алекс, справа - Владимир Комиссаров)