Девушка только что вернулась из Сванетии

Пишет Veronika, 27.06.2010 10:28

По просьбе Pablo выкладываю оригинальный текст:

Фильм «Сван»

Фильм «Сван» братьев Джачвлиани снимался два года назад в Латали на протяжении 3-х месяцев. Немало я была наслышана о нём в самой Сванетии, и вот только сейчас по приезду, мне удалось его посмотреть. Несмотря на то, что фильм является далеко не шедевриальным, и игра актёров не совсем убедительная, на мой взгляд, всё же интересно было посмотреть на природу и древнюю архитектуру Сванетии, и целиком на весь сванский колорит.

Это очень давняя, но реальная история началась с того, что встречались парень и девушка, которые были друг другу двоюродными братом и сестрой. Для сванов это было большим позором, любовные отношения между родственниками. И на очередном свидании, когда влюблённые находились вместе, их заметил один местный житель и рассказал о них всей деревне, а также семьям парня и девушки. Позже, семьи договорились убить влюблённых, лишь бы избежать позора и не допустить кровной вражды. Девушку убили сразу её члены семьи, а парня нет. И когда род убитой узнал, что парня припрятали, начали мстить, т.е. началась кровная вражда, которой так боялись.
По титрам я заметила, что снимались во второстепенных ролях много людей из Латали – а также из рода Парджиани, как мне позже признался Коба, в его доме тоже три дня проходили съёмки.
Если кого заинтересует фильм, могу записать на диск. Запись в очень хорошем качестве с переводом на русский язык.

Сванские башни

Мне уже сложно представить Сванетию без сванских башен, которые гордо и величественно возвышаются на фоне гор. Сванские башни являются самым главным культурным наследием и достоянием Сванетии. В народе их ещё называют загадкой древней архитектуры.

Сегодня, к сожалению, никто не помнит как историю их создания так и "рецепты" по которым они создавались... Большинство из сохранившихся башен относится приблизительно к двенадцатому веку, но древнейшие сванские башни и молельни датируются первым тысячелетием до нашей эры.
Практически при каждом доме была построена башня, т.к. война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть чью-либо собаку, чтобы получить пулю в лоб. Часто мужчины поднимались в башни вместе с семьями и продовольствием, чтобы защититься от врагов (www.svaneti.ru)

Сванские башни внутри украшены узорной резьбой, орнаментальными кубками языческих времен, развешанными на стенах рогами туров и узорчатыми креслами.
В старинной башне семьи Чамгелиани, на первом этаже находится коровник, куда заводили скот через отдельный вход. На втором этаже жили люди, а более верхние этажи с узкими прорезями в стенах (бойницами) уже служили оборонительной частью. Все этажи разделены каменными перекрытиями.

Пока я стояла и фотографировала сванскую башню во дворе, Коба со своим двоюродным братом Зурабом начали прокладывать брёвна ко входу на 2-м этаже. Спустя некоторое время, смотрю, а они уже стоят на самом верху башни и машут мне рукой, мол давай, иди к нам. Естественно, мне показалось, что парни шутят, но они действительно мне предложили залезть на самый верх. Честно признаться, такую возможность мне совершенно не хотелось упускать :)
Покорить 20-метровую сванскую башню – дело совсем не простое, ну и естественно, далеко не женское. По рассказам хозяев башни, ни одна женщина на её крышу до меня ещё не вылазила :)
А вообще, мне башня внутри чем-то напомнила французскую крепость Форт Боярд, где существуют сплошные препятствия. Надо было подниматься по узкой-узкой деревянной лестнице наверх, цепляясь руками буквально за стены, т.к. держаться больше особо не за что было и постоянно смотреть под ноги; один неверный шаг и можно было запросто свалиться. Спасибо огромное Кобе и Зурабу, которые меня постоянно подстраховывали сверху и снизу, и при этом умудрились ещё вытащить фотоаппарат и видеокамеру на самый верх.
И вот, преодолев все препятствия, мы наконец-то на крыше башни, откуда открылся нам шикарный вид на горные пейзажи, склоны, покрытые лесами, на многие соседние дома и двор.
Как сказал позже Гигла, зачем вообще придумывать сценарии к грузинским фильмам, достаточно просто установить сверху на башне web-камеру и наблюдать целыми днями за всем происходящим. И я с ним полностью согласна! :)

Музей им. Гурама Тиканадзе

О Гураме Тиканадзе совершенно не хочется говорить в прошлом. Если бы не трагическая случайность в 35 лет, при спуске с горы Шхара, наверное, он бы дожил до сегодняшних дней. Глядя на его портрет, можно сказать, что это красивый и высокий молодой человек, атлетически сложен, с пронзительными карими глазами, обладающий многогранным талантом. Фотограф, оператор, альпинист…он любил жизнь, горы (особенно Сванетию), любил людей, часто принимал активное участие в различных экспедициях и за такой короткий век, который был ему отпущен, он успел в жизни сделать многое.
В память о нём, в Латали, построили за средства местных жителей музей. При открытии музея присутствовало несколько сотен людей. На стенах двух небольших залов висят его чёрно-белые фотографии. Его работы, очень содержательные, живые и впечатляющие, много он снимал портретов людей, снимал альпинистов в процессе экспедиций, есть фотографии, которые я бы даже отнесла к социальному направлению.
В музее также находятся его книги, различные фотоальбомы, которые он коллекционировал годами. Все эти ценные материалы передала музею дочь Гурама – Ия Тиканадзе, на сегодняшний день она является директором представительства фонда Грузии "Фридриха Эберта".
Если вам доведётся побывать в Латали, обязательно посетите этот музей. Я больше чем уверенна, что от фотоискусства Гурама вы останетесь под большим впечатлением.

Водители маршруток и обратная дорога

Мне часто вспоминается шутка Михаила Задорнова «Мол, все мы знаем, что Юлий Цезарь умел одновременно делать многие вещи, но по сравнению с нашими водителями маршруток….( в зале молчание, потом раздаётся хохот).
Примерно тоже самое могу сказать о водителях в Сванетии :) Мне сложно представить, как водитель маршрутки может ехать в тумане с ограниченной видимостью, по узкой и сложной дороге вдоль высокого обрыва, которую вот-вот накануне размыло дождём, крутить одной рукой баранку, другой - держать сигарету и при этом ещё вести с кем-то диалог. Так что любители острых ощущений готовьтесь - экстрим Вас ожидает по полной программе :)
В тот день, когда я выезжала рано утром из Латали, была очень пасмурная погода, шёл дождь и над горами навис сильный туман. Когда уже ехала в маршрутке, час спустя мне звонит Нодари из Зугдиди (брат моей киевской подруги Шорены) и спрашивает:

«Вика, ты где?»

Я отвечаю: «Я в маршрутке, сижу возле водителя»

Нодари: «Дай ему трубку, я объясню, где ему остановиться в Зугдиди»

Я: «Не могу, потому что одной рукой он за руль держится, в другой – сигарета, а третьей руки, к сожалению у него нет».

Нодари: «Ну ладно, тогда не надо»

Вообщем, поговорили называется :)

Ещё хотелось бы предупредить туристов, что дорога, ведущая в Сванетию, действительно сложная, трясти будет по-взрослому, поэтому не наедайтесь и не напивайтесь сильно накануне, т.к. обстоятельства могут быть самые непредсказуемые. Многим людям становится в дороге плохо, особенно тем, кто страдает повышенным давлением и «морской болезнью».
А вцелом, горная дорога в Сванетии очень красива, и если у вас будет возможность ехать на машине, а не на маршрутке, обязательно этим воспользуйтесь! По дороге можно сделать очень много красивых снимков пейзажей, горных цветов и водопадов.

О безопасности

Многие туристы, в первую очередь, беспокоятся о своей безопасности, перед тем как ехать в Сванетию. И я их прекрасно понимаю! Дело в том, что были действительно тяжёлые для Грузии времена в послевоенные годы, когда был сильный разгул бандитизма. Сванетию, к сожалению, это тоже не обошло. Из рассказов сванов, часто бывало вооружённое нападение на маршрутки, грабили пассажиров, забирая у них всё - деньги, золото. Неоднократно было совершено ограбление туристов.
Но к счастью, времена поменялись, после того, как полностью провели реорганизацию правоохранительной системы Грузии. Когда мы ехали на машине от Зугдиди, то по дороге встретилось 2-3 полицейских участка. Кстати, в Местии они тоже есть. Так что полиция всё контролирует, и тщательно заботится о безопасности пребывания гостей. На этот счёт можете даже не волноваться, вы будете в надёжных руках блюстителей порядка! :)

Как добраться до Сванетии

Добраться до Сванетии можно двумя способами:

1. Около 6 утра из Тбилиси выходит маршрутка в Местию, в пути она 10-12 часов. Насколько мне известно, надо места бронировать заранее, лучше всего попросите своих хозяев, чтобы они вам помогли.

2. Также можно добраться на поезде, предварительно купив билет (СВ стоит 15 лари, купе-10). Поезд отходит в 21.50 из Тбилиси и прибывает в 6.50 в Зугдиди. Далее вам нужно узнать, где находится стоянка маршруток, следующие в Местию. Стоимость маршрутки – 20 лари (и вроде там тоже места надо бронировать заранее)

Советы туристам

Когда планируете ехать на маршрутке в Сванетию или обратно, попросите своих хозяев заранее, у которых вы останавливались или собираетесь остановиться, чтобы они нашли вам нормального водителя, который не будет пить всю ночь напролёт перед поездкой. Бывают нередкие случаи, когда водитель без 100 грамм даже не садится за руль, а петлять потом 4-5 часов из Зугдиди «восьмёрками» по узкой горной дороге вдоль крутого обрыва далеко не каждому будет приятно.

В Сванетию советуют лучше не ехать на арендованной машине, т.к. человек, не знающий всю сложность и специфику этой дороги, часто может попасть «впросак». Рассказывали, что был случай, когда два иностранных туриста – девушка и парень взяли в аренду машину и поехали в Сванетию. На полпути машина сломалась. Пришлось вызывать эвакуатор и тащить по горной дороге её обратно, а потом ещё и платить за поломку машины. В результате, по деньгам люди влетели «капитально».

В начале мая было очень тепло, поэтому мне абсолютно не понадобился шарф и шапка, которые я прихватила с собой. Но если вы собираетесь подняться выше, например в Ушгули, то наверняка вам эти вещи будут нужны. Возьмите с собой свитер и куртку, т.к. по вечерам в горах бывает достаточно прохладно. Девушкам рекомендую взять платок на голову, потому что в Сванетии есть много маленьких церквей, в которые надо заходить только с покрытой головой.

Перед поездкой в Сванетию, советую купить маленькие сувениры для детей, чтобы так не произошло, как в моей ситуации. Ну хорошо, что кувшинчики из Кутаиси оказались под рукой :)

Мой добрый Вам совет, несмотря на то, что сванская кухня ну очень вкусная, не увлекайтесь сильно хачапури, т.к. мы – славяне, совершенно не привыкли к такой еде. Всё-таки тяжеловато продержаться неделю только на одном тесте.

Тот, кто серьёзно занимается фотографией, советую прихватить с собой фильтры для объективов, т.к. в горах солнечный свет очень интенсивный, и фильтры UV и ND 4X вам точно пригодятся. UV защищает от ультрафиолетовых лучей и убирает дымку в горах, а ND 4 X уменьшает световой поток. Ещё там много встречается разных водопадов, так что можете заодно взять и поляризационный фильтр, который убирает блики с воды.

И мой личный совет напоследок, возьмите с собой отличное настроение!!!
Я уверенна, что от путешествия в Сванетию Вы получите заряд положительных эмоций и массу впечатлений на очень долгое время, возможно даже на всю жизнь!!! Счастливого вам пути!!! :)

Отличный рассказ .
А вот чем привлекает Сванетия красивых девушек - это отдельный вопрос - ответ на который неизвестен ...)

Сванетией привлекает !

Спасибо ,Veronika

ответ в рассказе. читайте внимательно

Приезжайте к нам на ...! - Нет, уж лучше вы к нам!

Золото в послевоенные годы? Зубные коронки, кольца, сережки...

))))) +100

После прочтения появляется впечатление что Сванетия безопаснее всей западной европы, Слабо верится,что проблемное еще при союзе место,стало раем для туристов и красивых девушек.Может добавит кто объективные коментарии по собственным впечатлениям о пребывании там.

я могу добавить: удивительно красивый и гостеприимный край )
нас принимали сваны, когда ты у них в гостях - это лучше западной европы ))

Эт точно, ПОКА ты у них в гостях!

Вероник,
извини за оффтоп, но если моя помощь все еще востребованна - ответь мне на мои вопросы по теме.
Гога

Гость в Сванетии-это святое,тут все понятно,а что делать там группе(дорого экипированной) у которой нет не друзей ни родственников.Представить,чисто гипотетически,какие шансы вернуться у группы из 2 девушек (действие происходит до снежной линии)? Видимо еще год назад отзывались о другой Сванетии.

весь инет грузится, а вот рассказ не хочет:(..и так и сяк пробовал. Вероника ,нельзя в пост выложить ?спасибо !

Выложила. Но это только 3 часть поста. Первые две тоже в сети есть. Я их не читала.

Чон рахмат !

Смелая девушка Veronika!

Благодарю.

Девушка (viva_victoria) -

а. приехала к хорошим друзьям, родственникам подруги
б. из Тбилиси и обратно ехала с провожатыми (читай - друзьями) из Сванетии, ездили к их родственникам.
в. излагает весьма коряво, это понятно, вся в исскустве и фото, реально ситуацию, возможно не оценивает.
г. с Украины (в данный момент Грузия с Украиной в лучших отношениях, чем с Россией, к сожалению)

" И снова было грузинское застолье, много сванских неповторимо-вкусных блюд, поднимали много тостов, особенно за Грузию, за Украину, за дружбу между странами…"

В таком раскладе вполне безопасно. Но лично я бы воздержался от поездок в Сванетию.
"Я не трус, но я боюсь".
Да и с застольем не всё ясно. Если она пила с мужчинами - то масса вопросов возникает, но, в целом, не очень интересных.

П.С.
Кстати, чегой-то про стройку канаток и курорта мирового уровня, у неё ничего не написано. Внимание наверно не обратила...

Грабежом туристов-альпинистов занимались не абстрактные бандиты а жители конкретных всем известных деревень, и вся деревня об этом безусловно знала. Сейчас может и вправду боятся - но люди те никуда не делись и жать им руку было бы противно

В ссылке подтверждение того, что грабежами занимались местные жители, к тому же у сванов круговая порука. Быть ограбленным между населённым пунктом и границей снегов - лотерея (или "русская рулетка" как в ссылке).

Баян.

Это ужастик вот уже второй год появляется в каждом посте, как только всплывает тема о сванетии. Поищите уже что-нибудь новенькое.

Кто не хочет ехать в Сванетию, езжайте в Европу. Эта информация для тех, кто хочет.

А что, всю Азию уже закрыли? Китай, Среднюю Азию, Индию? Когда это произошло? По какой причине?

больше, больше о Сванетии, а девушку давайте оставим в покое...

спасибо за хороший и, как мне кажется, честный текст.

В Сванетии был всего лишь раз, но впечатления остались самые приятные.
Спасибо за рассказ!

Уважаемый, evgen07!!! В виду того, что Вы бы воздержались от поездок в Сванетию, то логичнее было бы воздержаться и от комментариев!? Как Вы считаете!? Как минимум это не разумно, не логично и не вежливо - говорить о том, о чем понятия не имеете! )))

И мне пришлось ехать когда-то очень давно по дороге над Ингури. Водители описаны очень живо, вижу, что они не изменились. Думаю, что и грабители из местных не изменились, но они сейчас разбойничают в России. А у себя дома они уважаемые и состоятельные граждане. Поэтому верю, что там сейчас все выглядит благопристойно.

Что-то информация о Сванетии и ее обсуждение с каждым постингом принимают все более истерический характер. Поскольку я сейчас как раз обсуждаю возможность поездки в следующем году, если не начнется какая-нибудь заваруха - это начинает напрягать.
Мы уже и так поняли, что туда уже можно съездить и вернуться живым. Теперь стоит массово публиковать "технические описания". Свежие описания маршрутов восхождений, экскурсионных объектов, горнолыжных склонов, изменения транспортных возможностей, перспективы спасслужб и т.д.
А вместо этого - еще одна публикация на тему "Вот еще одна девушка зачем-то съездила в Сванетию. Зачем - непонятно, как именно добиралась, где жила и как организовывала поездку - непонятно. Зато ее опять не ограбили! УРРА!" Получается не реклама Сванетии, а антиреклама. Каждый, успешно съездивший и вернувшийся - достижение!
Еще весьма веселит объяснение, что сейчас в горы можно ездить только в Сванетию или очень дорого в Альпы. Ну, ребята, допустим, Северного Кавказа вы не знаете и считаете, что стреляют сейчас непрерывно от Туапсе до Махачкалы. Но "в мире есть много гор, что цепляются за тучи". На любой вкус. Дешевые и гостеприимные, дорогие, вообще "необинфраструктуренные". Не надо доходить до маразма.
Короче, рекомендую людям, публикующим материалы о Сванетии, начать жестче отбирать материалы для публикации. Ресурс все-таки относительно специализированный и публика в среднем довольно квалифицированная.

уже давно информация, которая вас интересует, на Риске многократно вывешивалась. В том числе и самая свежая.

Вероника! На случай, если я пропустил какую-нибудь публикацию, напоминаю, что я ищу свежее описание на маршрут Коккина на Ушбу!

Если не ошибаюсь - это по ледопаду с Гуля на седловину - какое там может быть свежее описание? Мы проходили нижнюю часть ледопада с разницей в 4 дня - уже были изменения. Лучше всего подняться на правый отрог и просмотреть весь ледопад за день до выхода. А так - состояние хорошее - новых обвалов мало - только кошки обязательно с антиподлипом - у меня не было - приходилось отстукивать через пару шагов по снегу - палку сломал за этим занятием )

нет, это описание вы не пропустили)) у грузинов надо спрашивать, вернее, у сванов, которые там живут. Туда, кстати, недавно французы приезжали. Обучали спасателей спасать! Скоро "альпы" придут туда))