Лыжная Армения 2010.

Пишет CAMOBAP, 18.03.2010 22:12

Это было давно, лет 20 – 25 назад. Я тогда ходил с друзьями в серьёзные горные походы и выезжал на лыжные слёты. Где мы не только соревновались, но и смотрели самодельные фильмы, цветные слайды ч/б фотографии, пели песни под гитару. Я тогда глядел на наших здоровых и мужественных лыжников, как на людей другого уровня и формата. Мне они казались главной опорой всего нашего Тульского спортивного туризма.
Лыжная Армения 2010. (Ски-тур, повести белкина, ски-тур в армении, лыжный поход в армению)

И родилась у меня в голове тогда Мечта, - сходить в сложный лыжный поход. Шло время, но как-то всё не получалось. Сначала женитьба, потом дети, нестабильная ситуация в стране…. Я выезжал с нашими спортсменами в альплагеря, был в пешеходных и спелеопоходах, а Мечта жила во мне своей жизнью и ненавязчиво всплывала. В 2007г. мне удалось сходить в зимние Хибины, под руководством Московского Александра. Мы лежали в холодной палатке вечерами и рассуждали, что хорошо бы сходить на лыжах в Армению, в пятую категорию трудности. От родного города Тулы, в советское время, туда ходили 6 групп. Слава богу, были живы участники тех походов. Мы стали собирать единомышленников, но группа не набиралась. Мало, к сожалению, людей сейчас занимается спортивным туризмом, особенно – лыжным.
И вот Саша случайно в Интернете нашёл команду во главе с Пашей Исуповым из Казани, которые также как и мы желали сходить на лыжах по горной Армении. Списались, а затем и встретились в Москве прошлой осенью. Обговорили план похода, сроки, маршрут, заезды-подъезды, условия принимающей стороны и начали готовиться.
Я купил себе ски-туровский комплект (лыжи + крепления + камуса), горнолыжные палки и новые альпинистские ботинки на жёсткой платформе. Мои, проверенные временем, ASOLO, сели так, что тёплый носок не одевался, да и нога была словно в тисках. Подготовка к походу шла своим чередом. Мы туляки, Исаев Алексей, Московский Александр, Снытина Елена, Давыдов Илья и я – Белкин Александр, устраивали тренировки в загородном зимнем лесу, катались с горок и по оврагам. Исупов Павел из Казани, Югов Илья из Уфы, Легостаева Дарья и Лямин Владимир из Перми, и Портнов Дмитрий из Альметьевска, занимались в индивидуальном порядке.
Главная организация похода легла на плечи нашего Капитана – Павла. Продукты, одежда, снаряжение, крепления, заброска и другое хозяйство, - обдумывалось взвешенно, с индивидуальными предпочтениями. Билеты до Еревана со скидками взяли ещё в ноябре. Исаев Леша встретился со старыми известными лыжниками – Верой и Василием Матасовыми, Анатолием Шадриным, Сашей Михайловым. Поговорил, почитал их отчёты тридцатилетней давности, расспросил про особенности Армянских гор. Я сходил в страховую компанию РОСНО и выписал на группу полис. Это в определённой степени добавило нам уверенности. Паша тем временем искал контакты через Интернет, рассматривал различные варианты. В Ереване, по вопросам разъедов-подъезд нам оказала помощь девушка Анаит Согоян, из фирмы SacVoyage Travel.
И вот вылетев 15 февраля из Домодедово, мы всей группой собрались в Ереване, на базе Добровольного спасотряда «Спитак», где Анаит Арутюнян и Серж Овсепян (наши новые друзья), рассказали вкратце о стране и жизни. Вот здесь и началось полное очное знакомство членов группы, распределение продуктов питания, специального снаряжения, личных и общественных вещей, запихивание в рюкзаки всего самого необходимого.
В принципе, в Ереване, в продуктовых магазинах можно купить к походу почти всё, но так как лыжи и снаряжение не входили в вес багажа, - основное питание мы везли из дома с собой. На базе спасателей Павел и наш знакомый по Интернету – Тигран Хачатурян, запрограммировали маршрут в GPS-навигатор, и от этого действия стало намного спокойнее. На следующий день сделали заброску на Айодзорский перевал, подвесили продукты в мешках в караван-сарае, – историко-архитектурном здании XIII века. Другая часть народа в это время посещала культурно-продовольственные центры Столицы.
Утром 17.02 за нами приехал микроавтобус, и мы дружно загрузившись, тронулись к началу нашего маршрута. Вообще, Павел, особенно не мудря, выбрал маршрут из старого советского классификатора. Мы раздобыли подробные карты, благо сейчас это хозяйство есть в Интернете, и не надо как раньше перерисовывать на кальку со старых отчетов и книг. Мы попрощались с водителями, встали на лыжи и двинулись в путь.
Маршрут наш выглядел так пос.Верин Ахта - коч.Шадыбула - по Гегамскому хребту - между г.Сорисур и г.Колартар - лет. Алапурс- г.Севкатар (без восхожд.) - урочище Чайлах(лет. Кянкян) - ур.Октахитрнер - оз. Акна (оз. Канигель) - г.Аждаак (восхожд.) - г.Казели - г.Малый Спитакасар - г.Маккув- г.Экиджиляр - г.Топдаг - г.Дидбанк - г.Гндасар - г.Ростойюрд - по Варденисекому хребту – пер.Селимекий (Айодзорский перевал) - ур.Тепе - г.Каркатар (без восх) - между горами Лотхонк и г.Сохуял (строящийся туннель) - г.Варденис (восх) - г.Чахатсар (без восх) - г.Джермук. 300 километров на лыжах, за 18 дней, средняя высота похода, примерно 3000 метров
Легкое солнце в дымке, сильный ветер в правый бок, мелкая крупа-поземка, температура -2ОС – не такое уж и плохое начало. К слову – о погоде на маршруте: tmin= –17 ОС, tmax= +20 ОС естественно на солнце. Ветер был очень даже штормовой, Сашу раз хорошенько швырнуло и сбило с ног. Солнечных полных дней было три, из восемнадцати походных, хотя звёздных ночей в три раза было больше. Было еще два с половиной дня, когда оно освещало нам красоту армянских гор, остальное время, в основном был туман и снег. Как-то непривычно было идти в тумане при видимости 10 – 100 метров четыре полных дня, от ночёвки до ночёвки. Хорошо, что наш GPS работал исправно. Иногда казалось, идем по кругу, но аппарат уверенно рисовал путь. Да, видели радугу, не сильно выраженную, но приятно были тронуты этим редким явлением. 5 марта случилась гроза, она прошла через нас из Турции, чему мы тоже были не мало удивлены. Тропления как такового не было, мало было мест, где нога с лыжей проваливалась по щиколотку. Снега на маршруте (по толщине покрова) примерно было 0,5 – 1 метр, хотя в «карманы» наметалось не меньше 3-х метров.
Весь поход мы обедали перекусом + горячий чай из термоса. Мне думается это лучший вариант. Ставить в обед палатку, разводить огонь в горелках и варить пищу, - это и время и серьёзная работа. А тут достал пакетик перекуса в домашнем исполнении, налив чая утренней заварки и через 30 минут приёма пищи – под рюкзак. Утром мы ели в основном молочные каши, чай с сыром, и белые сухари. Вечером – супы, каши с сублимированным мясом домашней заготовки, чай или кисель. Раскладка продуктов была 800 граммов на человека в день, и этого вполне хватало. Достаточно тратилось много времени на растопление снега. Горелки MSR работали с «надрывом», мы их периодически чистили. Армянский бензин оставлял желать лучшего.
Палатка у нас была – «Зима». Для 10 человек – хороший вариант, но чтобы места было побольше, рюкзаки мы оставляли на «улице». У палатки имелся внутренний слой из парашютного капрона, как конденсатная защита, условная конечно. Был и наружный капроновый тент, для холодов, снега и не дай бог дождя, которого, к счастью не было.
Кухонное хозяйство мы довели до «автоматизма». Вечером капали в человеческий рост яму со ступеньками вниз и полочками-нишами. Снег был достаточно плотный, всё вырезалось лопатой без усилий. Лишь в самую последнюю ночь похода, кухню нашу напрочь замело, вместе с продуктами для завтрака, кастрюлями, горелками. Ну, пришлось, конечно, дежурным покапать с утра, в качестве физзарядки.
Спали в личных спальных мешках + верхний наружный тонкий конденсатный мешок, на 2-3 человека. На ночлеги мы старались останавливаться в закрытых карманах, как правило, устанавливая снежную стенку от ветра, и по погоде укрывая палатку тентом.
Лыжи у всех были разные. Я и Саша шли на чистых ски-турах с камусами. Даша была на Бескидах, старше её. Илья Давыдов и Паша на окантованных спортивно-туристских Фишерах. Дима на окантованом Россигноле. Илья Югов на пластике с кантом. Лена, Леша и Вова шли на горных лыжах + камус. Естественно камусные ребята на спусках проигрывали в движении, а наверх шли очень уверенно. Переходы в основном были по 30 минут, отдых по 10. Лично мне очень понравилось ходить вверх на камусах. Вниз, однако, они уступали пластику, но зато спуски проходили более безопасно, практически без падений. Пластичные ребята иногда пользовались мазями, но их хватало не более чем на час.
Очень понравилась днёвка на Айодзорском перевале в Караван-сарае. Это Культовое историческое место XIII века, было по-нашему что-то вроде таможни. Уставшие караваны заезжали туда на отдых, расплачивались за проезд и ехали в Европу, или в Иран. Местные жители – армяне, очень любят здесь бывать проездом. Заходят в это вполне приличное базальтовое здание, ставят свечки, читают молитвы, кушают и выпивают принесённые с собой напитки.
Кстати о напитках. Самый известный коньяк «Арарат» все знают. Что тут скажешь. Но практически мало кто знает об армянских винах. Вина Крыма, Кубани, Грузинские, Молдавские у нас пользуются уважением и спросом. А вот Армянские не везут. Дорого получается, т.к. основной вид транспорта с «цивилизацией» это самолёт. Когда мы выезжали с горного городка Джермук в Ереван, на дороге во всех поселках стояли тётушки и торговли различными местными винами собственного производства. Надо сказать очень достойного вкуса. Еще в Армении производятся сладкие газированные напитки старого советского вкуса, что нас очень порадовало. Совершенно замечательным, и вкусным оказалось местное ереванское пиво.
Армяне – дружественный нам народ и очень доброжелательные люди. Все стараются тебе помочь, пригласить в гости, поговорить о Дружбе между Арменией и Россией. Всё это происходило как-то ненавязчиво и культурно. Я лично ничего не знал о геноциде армянского народа со стороны турок, и то, что я увидел и прочитал в музее поразило меня до глубины души. Такое не забывается, но это уже целая политика против миролюбивого народа. Армения находится в окружении государств, с которыми мягко сказать, не очень то и спокойно. Самолёт, пожалуй, единственное и надёжное средство пассажиропотока, с другими странами. Жаль, что туда не ходит поезд, путешествие было бы дешевле.
В целом поход нам очень понравился. Эти горы-вулканы совершенно не с чем сравнить. Летом здесь говорят ещё симпатичнее и теплее, естественно больше красок. Димка даже захотел привезти сюда велосипедистов, половить форель в высокогорном озере Севан. И как сказал Лёша Исаев, - Армения очень хороша, что бы побывать здесь хотя бы ещё раз.

С уважением, Ваш спецкор Белкин Александр, инструктор по спортивному туризму.
Фото Югова Ильи, Давыдова Ильи, Легостаевой Дарьи, Портнова Дмитрия.