Мы развиваемся на опыте прошлых поколений
Совсем скоро в рамках МФА «Ала-Арча 2016» ККА ФАР проведет второй этап отбора в высотную сборную команду для осуществления проектовв высотном и высотно-техническом альпинизме. Кандидаты начали присылать свои анкеты для участия в первом предварительном (анкетном) этапе отбора.
Чем привлекает высотный альпинизм? Какова мотивация попасть в сборную? Готовы ли альпинисты нынешнего поколения вернуть былую славу высотных восхождений в России? В каком направлении они видят дальнейшее развитие высотного альпинизма в нашей стране? Эти вопросы мы решили задать тем, кто прислал свои анкеты, чтобы попасть в высотную команду.
Алексей Быков, Петрозаводск
Заявку подал потому, что хочу ходить в высокие горы. Так сложилось, что в нашем регионе альпинистов можно по пальцам пересчитать, и в высотные экспедиции они не выезжают. В соседних регионах их больше, но в уже сложившиеся команды тяжело пробиться. В общем, желание и силы ходить есть, а ходить не с кем.
Весь свой высотный опыт я приобрел за одну экспедицию 2013 года, поднявшись сразу на несколько семитысячников бывшего СССР. На три из них получилось зайти очень быстро (наша двойка открывала вершину на Ленина и Хан-Тенгри), а вот подняться на Победу и Коммунизма погода не позволила.
Самое сильное восхождение, наверно, можно считать на пик Важа Пшавела (Западная Победа) – хорошо на ней отработали весь гребень за два дня от Звездочки и ночевали на вершине, но дальше не пошли из-за надвигающегося урагана.
Я неплохо переношу нагрузки на высоте 7000м, поэтому хочется попробовать сходить выше. При этом хочется ходить и приобретать технический опыт у высококлассных альпинистов.
У нас в стране и сейчас совершают интересные высотные восхождения, первопроходы и первовосхождения, только это делают команды не на гос.финансировании, а за свой счет и за счет спонсорских программ. В СССР было сложнее получить поддержку - конкуренция существовала большая, но с другой стороны сама эта поддержка была весьма существенная.
Что касается стиля, я думаю, еще есть много высотных объектов для восхождений в альпийском стиле. Но с другой стороны многие стены без большой команды и предварительной обработки не пройти. Поэтому работать можно в обоих направлениях. Хотя, восхождения в альпийском стиле мне нравятся больше.
Александр Мороз, Ростов-на-Дону
Я всегда хотел ходить знаменитые вершины в составе опытной команды, совершать сложные и интересные восхождения. Сборная России совершила множество сложнейших высотных восхождений мирового уровня. Я думаю новое поколение сборной – это люди, которые хотят продолжать развитие высотного альпинизма в России. Почему? ...Где, как не в сборной, можно максимально реализовать свой потенциал и внести свой вклад в общее дело?
С самого начала, в моей голове сформировался образ градации гор, вершин по высоте. Не знаю почему так. В мире существует множество красивых технических стен, скальных, ледовых, микстовых маршрутов на относительно не высокие вершины. Все они по-своему прекрасны. Каждая из горных дисциплин по своему интересна! Любой уважающий себя альпинист должен овладеть навыками каждой из них, чтобы совершать в будущем сложные и интересные восхождения: начиная от скалолазания и заканчивая ледолазанием, драйтулингом, скайрайнингом и пр. Овладеть всеми теми видами, которые зародились и развились в разных горных районах мира, набрали популярность и распределились по классам: скальный, технический, высотный и высотно-технический! Но все они имеют одно общее начало – горы! Все они родились там! Все эти дисциплины и направления – это всего лишь части многогранного горного рельефа.
В 2011 году я начинал мою альпинистскую жизнь со скалолазания. Переехал в Крым и жил там 2 года в палатке под скалой Красный Камень. Учился лазить по скалам. С апреля по конец октября жил в палатке, а зимой снимал жилье повыше в горах в пос. Партизанское. Начал ходить Крымские маршруты, когда прошел несколько маршрутов в одиночку включая 5а (Кпк) - понял, что пора получать новые навыки, опыт и поехал на Казбек. Следующий целью поставил восхождение на Эльбрус и освоение технических районов Кавказа, т.к. ничего более высокого ближе нет. Для этого переехал в Ростов на Дону. Тут и живу сейчас.
Все поставленные цели были выполнены. У меня даже получилось, то чего не ожидал – устроился работать гидом на Эльбрус. Помимо заработка, это в большей степени еще возможность лишний раз сходить для тренировки на 5642 м. Понятно, что овладеть всеми видами горных дисциплин на уровне топовых спортсменов – невозможно, хотя некоторым удается, но владеть ими нужно.
Высотная подготовка требует огромного спектра тренировок, развития высотной выносливости, адаптационных функций организма – бег, плавание, велосипед. Плюс к этому все вышеперечисленное... Все это для грамотного и максимально безопасного пребывания и эффективной работы на больших высотах. К тому же нужно еще находить время для работы, что бы было на что ехать в эти горы.
Высотный альпинизм требует очень много, как в подготовке, так и в личностных качествах и образе жизни альпиниста. Приходиться менять все – места, города, работу, да и всю свою жизнь. Чтобы достичь цели мне пришлось поменять даже страну – я родился в Украине, в маленьком городе Алчевске, Луганской области, где были только пара альпинистов и те давно уехали. Они успели рассказать мне о горах, и с тех пор зацепило.
Хороший Высотник, в моем понимании, – это универсальный спортсмен, который обладает всеми навыками технического альпинизма и может применять их на больших высотах. Своеобразный идеал Альпиниста. И это – моя цель. Стать профессиональным альпинистом можно только в окружении соответствующих людей, людей, у которых есть цель, большой опыт и желание совершать новые интересные восхождения, оставить после себя что-то значимое, а не только пользоваться уже сотворенным...
Готовы ли альпинисты нынешнего поколения вернуть былую славу высотных восхождений в России? Думаю, со временем будут готовы. Нужно время, чтобы сформировать схоженую основную команду и запасную. При грамотном руководстве и подготовке самих ребят возможно ставить самые смелые цели. Если есть стремление – будет и результат.
Я уверен, что цели, которые преследовались предыдущими поколениями Сборных СССР и России - будут пытаться реализовать в новом и сделать шаг дальше. Ведь мы развиваемся на опыте прошлых поколений!
© Фото из архива Алексея Быкова и Александра Мороз
Много чего было с тех пор...
К счастью, сумел соскочить и вернуться в более или менее адекватноое сочетание Гор и собственно жизни. Возраст,видимо, помог.
Пишу на сайт редко, если точнее-никогда. Сейчас решился, потому что для возрождения альпинизма нужны именно безумцы. Тем, кто формирует сечас сборную: ДАЙТЕ ПАРНЮ ШАНС.
Опыта у него- с гулькин нос. Неизвестно, насколько он от природы устойчив к гипоксии.
Но,в любом случае, оставить его за за бортом нельзя. Не получится высотник- будет классный забойщик в техническом классе, либо что-еще. В любом случае, для пользы нашего дела, таких людей нельзя оставлять без внимания.
Удачи нам всем
Потенциальных участников около ста миллионов