«Целям должны соответствовать средства, но без фанатизма»
Высотная сборная России
Последние пару десятилетий спортивный высотный альпинизм в России по ряду причин постепенно приходил упадок. Когда-то в нашей стране существовала серьезная высотная школа. И хотя не все высотные восхождения наших команд в горах Памира и Тянь-Шаня были известны мировой общественности, тем не менее, первопроходы на Коммунизма, Революции, южной и северной стенах пика Энгельса, северной стене Маркса и многие другие, совершенные в рамках чемпионатов СССР, стали серьезными достижениями отечественного альпинизма.
На фото: Александр Яковенко, вершина Мунку-Сардык (высшая точка Восточных Саян, граница с Монголией), зима 1992 год.
После падения «железного занавеса» огромной вехой в развитии высотного альпинизма в нашей стране стали экспедиции в Гималаях. Две первые экспедиции всесоюзного масштаба – Эверест в 82-м и Канченджанга в 89-м – открыли двери для выхода советского высотного альпинизма на мировой уровень. Вслед за ними был ряд успешных экспедиций, а наши команды совершили много нашумевших первопроходов в Гималаях и Каракоруме.
Развал Союза, отсутствие финансирования альпинизма на профсоюзном и государственном уровне – привели к смещению акцентов и приоритетов, а также к отсутствию возможностей организации серьезных масштабных высотных проектов и, как следствие, упадку высотного альпинизма.
Последние несколько лет председатель КСА ФАР Александр Яковенко предпринимает различные усилия для возрождения высотного cпортивного альпинизма в России. Так, в 2012 году он инициировал проект Высотного Кубка ФАР.
По материалам Russianclimb.com за 2012 год: Это правильная инициатива, и хочется надеяться, она даст полезный импульс молодым высотникам. Конечная цель – возрождение былой популярности высотного альпинизма в Отечестве и создание полноценной высотной сборной страны, с финансированием (не госбюджетным) и информационной поддержкой.
И вот, наконец, через три года, стало возможным официальное создание высотной сборной России при КСА ФАР, и появилось то самое финансирование, о котором шла речь.
Насколько сложная это задача? Готовы ли альпинисты нынешнего поколения к серьезным высотным проектам? В каком ключе планируется работа команды во время восхождений, и в каком стиле? Какие задачи и цели приоритетны? Эти вопросы мы постепенно зададим руководителям проекта: Александру Яковенко и Александру Пятницину.
А пока мы немного поговорили о стилях с Николаем Захаровым, старшим тренером тренировочного мероприятия (ТМ) в Ала-Арче по подготовке высотной сборной команды ФАР.
Николай Захаров в базовом лагере пика Победы
Последние серьезные высотные проекты общероссийского масштаба были совершены в гималайском стиле. Тенденция же мирового альпинизма склоняется к альпийскому стилю. Вот что думает по этому поводу Николай Захаров:
«Подавляющее большинство выдающихся высотных восхождений в СССР были сделаны в альпийском стиле. На Чемпионатах СССР категорически запрещалась обработка маршрута. Практически все маршруты Южной стены п. Коммунизма и Северной стены Хан-Тенгри, „доллар“ на Победу и траверс Победа-Хан были пройдены в альпийском стиле. Кто-то может мне возразить, что это маршруты ниже уровня гималайских. Смею заверить – нет! Валера Хрищатый в ответ на вопрос, какие восхождения у него самые сложные и тяжелые, на первое место поставил Южную стену Коммунизма, на второе – первопроход ЮЗ стены Эвереста, это было еще до его траверса Победа-Хан. Я так же ставлю на первое место по трудности свой первопроход по Южной стене Коммунизма, потом первопроход по СВ стене Эвереста.
По моему личному мнению, Советская школа высотного альпинизма восхождений именно в альпийском стиле была выдающаяся. А стены Революции, Маркса, Энгельса и еще целый ряд! Другое дело, что первопрохождения, сделанные в последние годы российскими командами, были настолько тяжелы, что на данный момент они могли быть пройдены только в гималайском стиле, в других странах ведь вообще не нашлось никого, способного сделать это. Может, еще время не настало… не знаю. Но факт остается фактом, самые крутые первопроходы в Гималаях – да, были сделаны в гималайском стиле:
Восточный гребень Чо-Ойю – Россия
Западная стена Макалу – Екатеринбург
Северо-Восточная стена Эвереста – Красноярск
Северная стена Жанну – Россия
Лхотцзе Средняя – Россия
Северная стена Эвереста – Россия
Западная стена К2 – Россия.
Просто на данный момент времени, данным составом команд, эти достижения стали возможными только в гималайском стиле. Думаю, я не ошибусь, полагая, что любой российский альпинист скажет, что высотное восхождение в альпийском стиле более ценное, но что же делать? Отказаться от цели и совсем не делать восхождений по стенам, которые пока не ходятся в альпийском стиле? Да, я слышал от некоторых известных российских восходителей, мол, если не можете пройти в легком альпийском стиле гору, то не лазьте вообще. Но при этом эти ребята стали известны своими восхождениями именно в гималайском стиле.
Поэтому мое мнение такое: целям должны соответствовать средства, но без фанатизма!»
В настоящее время ведется отбор сильнейших в нашей стране на данный период времени высотников в высотную сборную России.
Финальный этап отбора состоится с 25 января по 14 февраля, в Ала-Арче в рамках Международного фестиваля альпинизма.Видеомонтаж: Вероника Палий
Место: Ала-Арча
79
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Напротив, русский альпинизм как раз богат не просто замечательными высотниками, но и людьми с опытом современных экспедиций. Мне кажется, что именно им следует помогать Саше Яковенко в этом проекте. И Пятницину не придется надрываться на всех фронтах сразу и он сможет целиком отдаться своему главному детищу.
И еще удивляет срок окончания отборок: 14 февраля.
Не могу говорить о его работе в ФАР, но если человек справляется с работой в разных должностях, то почему нет?
А сама идея создания сборной команды и обеспечение ее финансированием на мой взгляд правильная.