- Как появление АГГР повлияло на гидский рынок России? Можно ли уже, на ваш взгляд, делать какие-то обобщения и выводы?
Анна Ханкевич: Мне кажется, что появление АГГР невольно внесло сумятицу в головы потребителей. До появления этой организации были только громкие имена гидов, которые многолетним трудом завоевали себе авторитет. С появлением школы появились новые гиды, которые прошли обучение и стали сертифицированными. Теперь не понятно, на что опираться при выборе гида — на официальный статус или же «имя», ведь многие из давно работающих не заканчивают школу и сертификата не имеют...
Также сумятица усиливается тем, что есть
список членов АГГР, которым может стать любой, заплативший членские взносы, но не проходивший обучение, а есть отдельно
список курсантов. Но далеко не каждый потребитель способен разобраться в этих деталях... К тому же очевидно, что РШГГ не может подготовить необходимое количество гидов для работы, ведь пока «производительность» школы — несколько человек в год.
Виктор Афанасьев: Появились гиды, которые умеют правильно работать с клиентами, но их ещё слишком мало. Наконец появился такой термин как «забота о клиенте» и нас стали этому навыку обучать. Профессиональное обучение гидов – это и безопасность клиентов, которая растёт. Так что польза от создания АГГР, несомненно, есть. Когда ассоциация начнёт работать в полной мере, и информацию о гидах люди начнут искать на сайте АГГР – это станет полезным не только гидам, но и потенциальным клиентам, для которых АГГР станет гарантом качества услуг её членов. То есть, на мой взгляд, Ассоциация должна работать на две аудитории: гидов и клиентов.
Екатерина Коровина: Спрос на гидов был, есть и будет, а вот уровень гидов у нас в стране исключительно разношерстный. При этом гид несёт ответственность (если не юридическую, то чисто человеческую) за жизнь вверившихся ему людей. Совершенно необходим профессиональный стандарт, специальное обучение и проверка квалификации гидов. АГГР запустила эти процессы. Очень жаль, что до наших чиновников трудно донести правильную информацию, и сейчас судьба проф. стандарта и качества обучения под большим вопросом. Но, тем не менее, АГГР задала высокую планку, готовит и объединяет классных профессионалов, а это влияет на рынок, создает конкурентную среду, повышает требования к профессии в целом и, следовательно, повышает качество услуг.
Выводы пока не берусь делать. Но для меня это явление, однозначно, положительное. И очень бы хотелось соблюдения в России международного стандарта IFMGA.
Алекс Кузмицкий: Влияние АГГР очень правильное со всех точек зрения. Появилась система координат в отечественном «гидовском мире», причём, она вписывается в международные нормы. И мы начинаем играть по этим правилам. Появилась российская школа гидов, первые сертифицированные лыжные и гиды по альпинизму, информационная поддержка, «правила игры» в конце концов. И, что на мой взгляд не менее важно, за последние годы, благодаря АГГР, гиды наконец перезнакомились и намного больше стали похожи на профессиональное комьюнити, с общими целями и интересами.
Если раньше каждый был сам по себе, то теперь мы обмениваемся информацией, взаимодействуем, подстраховываем друг друга (если находимся в одном районе). Не скажу за всех, но наиболее профессиональное ядро сообщества делает именно так. Например, в Лужбе этого года мы постоянно устраивали «летучки» среди гидов, и не только знали частоты раций других групп, но и планы на ближайший день, обменивались важной с точки зрения безопасности информацией (Григорий Минцев, Саша Краснов, Дима Михайлов, Сергей Иченец aka Хуан, Костя Бартош – спасибо вам, парни, за сотрудничество!). Лет 5-7 назад это, мягко говоря, не было бы нормой. И, безусловно, благодаря деятельности АГГР профессиональный уровень российских гидов очень сильно подрос.