Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах.

Пишет xxxxxx, 25.12.2011 16:11

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.


Достаточно интересные статьи – “Оптимизация веса личного снаряжения для горных походов в высоких горах” и “Оптимизация веса общественного снаряжения для похода в высоких горах” – к сожалению, на мой взгляд, предполагают полутуристические-полуальпинистские восхождения по простым маршрутам в основном в благоприятных условиях, пусть даже и на высокие и очень высокие горы. Чрезмерная минимизация снаряжения, одежды, топлива, продуктов и аптеки может стать причиной настоящей аварии в форс-мажорных обстоятельствах на большой высоте.
Под форс-мажором я понимаю внезапное изменение погоды, значительно более сложный предполагаемому участок маршрута, болезнь и т.д.
Многочисленные аварии на склонах Ленина, Хан-Тенгри, Победы, гималайских и каракорумских восьмитысячников не всегда связаны с лавинами, срывами, а зачастую – просто с неправильной тактикой восхождений, неверным подбором снаряжения, продуктов и одежды.
Не принимайте за рекламу примеры одежды и снаряжения фирмы “Bask”. Мы давно дружим, и, естественно, я предпочитаю именно их продукцию. Постараюсь обосновать свою точку зрения на каждую позицию, а уж вы можете заменить что-то по своему предпочтению.
Итак:
Штурмовая одежда.
Это очень важный раздел экипировки восходителя. Качество куртки, брюк, комбинезона практически всегда определяет морально-физическое состояние восходителей на маршруте. Ведь это ваша универсальная повседневная одежда. Она должна хорошо защищать от дождя, снега, от сырого пронизывающего ветра и одновременно хорошо отводить влагу, лишнее тепло, т.е. дышать. Кроме этого, быть удобной под рюкзаком и системой, достаточно лёгкой и прочной, даже обледенелой, хорошо открываться-закрываться, иметь надёжные, защищённые карманы для всякой всячины.
В жизни всякое случается, и экипировка должна быть яркой, заметной на склонах даже в неблагоприятную погоду.
Всей этой куче порой взаимно противоречащих свойств хорошо отвечает одежда из современных мембранных материалов типа Gore-Tex, Dermizax, Polartec и т.д.
Путём долгих сравнений оптимальными для восхождений по классическим высотным маршрутам я выбрал куртку Ice Rock и брюки Mont Banc из Dermizax-MP и ношу их (реплики в виде V2-V4) уже много лет. Этот комплект лёгок, занимает мало места в рюкзаке в жаркую погоду, достаточно удобен с различными подстёжками, от белья до маленьких пуховочек. Два замка на основной молнии позволяют надевать систему как сверху куртки, так и под неё. Очень удобный капюшон. А брюки вообще супер-пупер! Даже катаюсь в них на глыжах. Ношу с отстёгивающимися подтяжками, которые не давят, когда за спиной рюкзак.
Для серьёзных, сложных, многодневных холодных маршрутов пользуюсь басковским мембранным комбинезоном. Это потрясающий вид штурмовой одежды. Для дальних летних походов он, естественно, не подойдёт, но зимой или в лютую непогоду на высоте может спасти и даст хоть какой-то минимальный комфорт. Особенно в нём здорово плавать по глубоким снегам. На траверсе Победы в 2005 году у меня отсыревал только капюшон у подбородка, хотя снега иногда было с головой.
Мембранные куртки и комбезы делают многие фирмы. И Bask, и Red-Fox, и Mammut, и North Face, и др.. Дело вкуса. Главное- не проколоться. Если комбинезоны относятся к серьёзным изделиям и с ними проблем обычно не бывает, то с куртками – сплошь и рядом. Обычные лёгкие мембранные куртки западных фирм делаются из расчёта лёгких походов воскресного дня и для серьёзной многодневной работы не годятся.
Качественной штормовой одежды дешёвой не бывает, но тут уж ничего не поделаешь. Современный альпинизм стал дорогим удовольствием.
А про штормовки и анораки из лакэ, тонкого технического капрона и пр. надо вообще забыть как страшный сон. Великолепные на солнце и в ветер, они не спасут вас в непогоду с сырым снегом, туманом, что изредка бывают на 7-8 тысячах метров. Тогда незащищённая одежда буквально сосёт влагу.
В 93-м при забеге на Победу на спуске у “Обелиска” попал в такое марево. Штаны были гортексовые, и там всё осталось сухим, а вот под аноракой флис и бельё промокли насквозь. Хорошо, что догадался пуховку засунуть в рюкзак, а вечером уже спустился на ледник.
Пуховая и утеплённая одежда.
Здесь всё достаточно просто. Куртка должна быть не тяжёлой, длинной или короткой, но лёгкой, тёплой и удобной. Капюшон желательно отстёгивающийся, на молнии и такой, чтобы налезал на каску. Главная молния – двусторонняя и должна закрываться планкой. Карманы желательны с защитой от снега. Рукава с манжетами.
На мой взгляд, оптимальна басковская пуховка Ertzog в различных версиях. Пуховые куртки типа Khan Tengri хороши зимой, в Антарктиде или осадном альпинизме.
Пуховка обычно используется мной на бивуаке, иногда на страховке поверх штурмовой одежды. В палатке при отдыхе она вместе с ногой образует относительно комфортный спальник.
Хорошие пуховки делает Red-Fox (во всяком случае, нареканий на К2 у нас не было). А вот пуховки North Face и похожих фирм, продающиеся у нас, на мой взгляд, слабоваты для серьёзных гор.
Хорошим дополнением к штурмовому комплекту будет лёгкая пуховочка Chamonix, особенно старые варианты. Комбинация из комбинезона, поларового комплекта и хорошего белья, усиленные такой пуховочкой, пробиваются только на зимнем Эльбрусе с приличным ветром. Также хороша лёгкая редфоксовская пуховочка Ultra Light XX.
А вот утеплённые штаны-самосбросы я предпочитаю с синтетическим утеплителем, типа Hike 05 или Ledge V2. В сильный ветер, мороз их приходится надевать поверх комбинезона. Им прилично достаётся от кошек или острых скал, да и снежный наст их особо не щадит. Они могут отсыреть, даже вымокнуть, но достаточно быстро сохнут, а дырки легко залепляются ремонтным скотчем. Очень удобны в базовом лагере, на бивуаке и просто в палатке.
Одежда из флиса, термобельё.
Здесь полное раздолье. Многочисленные разновидности тканей Polartec позволяют подобрать комплекты белья и флиса на любой, самый разнообразный вкус. Хочу только отметить, что штаны-брюки-кальсоны и футболки-куртки должны быть достаточно длинны и прикрывать поясницу при различных телодвижениях. На мой взгляд, оптимален такой комплект: куртка Fast MJ, и брюки Valley-P V2, и бельё из Balance u Sleeve V2, и Balance Man Pants V2. Можно пользоваться и чисто шерстяным бельём, и из Power Stretch Pro, и пр.
Мне очень нравится комплект из рубашки T-skin Man Jacket, комбинезонов Buka-2 V2 и Buka-1. В нём делал траверс Победы в 2005 году, был на «верблюде» с Гореликом в 2009 году и т.д. Наверное, это самый лучший флисовский вариант для экстремального, долгого высотного восхождения.
В экспедиции всегда беру 4-5 комплектов термобелья. Обычно хватает. В очень вонючем ходить не приходится, а как заканчиваются – пора думать о дороге к дому.
Шапки, рукавицы, носки и т.д.
Под каску обычно надеваю подшлемник Ridge, тёплую бандану или, когда холодно, Mountain Cap. В палатке, на бивуаке – шлем Snow Helmet. Внизу, в тепле, на подходах – тонкую бандану или лёгкий платок.
Печаток-рукавиц на маршруте обычно несколько. Лёгкие флисовые перчатки Glove Light V2 с гортексовыми перчатками-верхонками – для работы первым на сложном скальном или ледовом рельефе, перилах.
Рукавицы Brooks-Th или Creative Mitten V2 – для работы первым на снежно-ледовом рельефе при непогоде, на страховке, перилах. Обязательно в рюкзаке запасной комплект рукавиц. Обычно это или пуховые, или очень тёплые шерстяные рукавицы вместе с верхонкой Hideout.
Носков – по максимуму. Три-пять пар тонких синтетических (только не хлопчатобумажных, они отсыревают и уже не сохнут и не греют). Две-три пары lorpen-овских средней толщины и одни lorpen-овские толстые. Пальчики надо беречь, их много не бывает.
На все многодневные восхождения беру тёплые пуховые чуни для бивуака и сна.
На подходах-переходах в трекинговой обуви или на горе в высотных ботинках без чулка нужны гамаши. Лучше, если они будут из гортекса с тросиком внизу.
Обувь.
Из лёгких высотных ботинок предпочитаю Boreal G-1(оранжевые). Одного класса с популярными La Sportiva Spantik /10, но, на мой взгляд, более прочные и тёплые (хотя тут спорный вопрос, и это чисто моё субъективное мнение). Очень хорошо фиксируют ногу. Хороши на скале-снеге-льду до 7-7,5 тыс. метров.
В экстремальных, многодневных восхождениях предпочитаю La Sportiva Olympus Mons. Прекрасные тёплые и комфортные ботинки. В них мы были и на К2, и на северной стене Победы, и никто ничего не оставил в “подарок” горам.
Сейчас многие выпускают различные варианты высотной экстремальной обуви. Наверняка среди них находятся шедевры. Всего не перепробуешь. Пишу только про то, что знаю, что носил.
Пластиковая обувь в том виде, какая она сейчас, на мой взгляд, своё отжила. Когда-то революционная, давшая новые стили восхождений, но жёсткая, вечно сырая, некомфортная, она должна занять свою маленькую нишу на специфических ледовых и микстовых нехолодных маршрутах.
Спальное снаряжение.
Всегда в экспедицию я беру два спальных мешка. Один базовый, в котором сплю внизу, на подходах, в треке.
Это Pamirs-850 FP-XL. Обычно в базовом лагере достаточно тепло, и этого спальника хватает.
На восхождениях, где надо экономить вес, пользуюсь ногой Yeti 850FP с пуховкой. Не всегда тепло, удобно, но 5-10 дней без особого ущерба прожить можно.
Некоторые предпочитают спальные мешки с синтетическим наполнителем, объясняя это тем, что пух сильно отсыревает и теряет свои качества. Тут дело вкуса и привычки. Наши насквозь мокрые пуховые мешки на южном седле Эвереста прекрасно высохли за один день под снегом и ветром. Да и на Победе, на «верблюде», мы ни разу не ночевали в мокрых мешках. Просто пуху надо больше внимания. Приходится иногда подсушивать перед выходом или на бивуаке.
Мой коврик из пенки – 192х60х2см. Ношу снаружи рюкзака. Отрезать от ковра куски, подгонять под контуры своего тела – мнимая экономия веса. Не всегда рюкзак может заменить недостающую часть изоляции. А на высоте, в непогоду, дискомфорт особенно ощутим, когда рюкзак или верёвка в намёрзшем льду и снеге. Их даже трогать в палатке голыми руками – бр-р!
Надувастики ненадёжны. Представьте - ночь, непогода, тесная и сырая палатка. Надо найти и залепить, заклеить маленькую дырочку в вашей подстилке. Караул!
Рюкзак.
Когда-то пользовался потрясающим рюкзаком Karrimor Alpinist 65. Но, увы, всё течёт и меняется, и “фирма больше веников не вяжет”. Как и штурмовая одежда, хороший высотный рюкзак – весьма противоречивая штучка. Главные требования – лёгкость, объёмность спорят с прочностью, надёжностью, удобством. В поисках компромисса остановился на Light 69. Пришлось кое-что переделать, но в целом рюкзак получился боль-мень. Очень прочен, лёгок, лаконичен, без всяких там дурацких кармашков, забиваемых в непогоду снегом. Объёма хватает на недельное сложное высотное восхождение. Жаль только, что ткань водопроницаемая. Может, в следующих вариантах этого недостатка уже не будет.
Специальное личное снаряжение.
Этот раздел я рассмотрю поверхностно, т.к. для различных высотных маршрутов в разное время с разным количеством участников часто требуется разное личное специальное снаряжение. Опишу, что обычно ношу сам, а вы уж сами по своим предпочтениям подберёте то, что считаете нужным.
Каска – Grivel Salamander, как и горнолыжный ботинок, подбирается индивидуально. Были и Kong Magic, и Petzl Ecrin Roc, и древняя Cassida, строительные – сто лет назад. Все хороши, за исключением последних, но когда неделю ещё и спишь в ней, то уже и не понимаешь, отчего болит голова – от высоты или каски.
Фонарь – Black Diamond Icon – hi-end в “фонарестроении”.
Очки – Julbo Micropore GT 23. Стекло и есть стекло. Держится раза в два дольше пластика.
Система – Petzl Calidris. Лёгкая и надёжная. Ношу уже лет шесть.
Самостраховка Beal Dynapark 80/80 см.
Петля Beal 60cm Dyneema Slings 6mm. На ней постояно прицеплен зажим.
Зажимы – левый и правый Petzl Ascension.
Карабины разные, 5шт (один центральный на системе с муфтой, большой).
Спусковая Petzl Pirana.
Ледоруб Charlet Moser Pulsar Axes с бойком и самодельным клювом из качественной стали, заточенным на узкий клин.

Ice fifi, заточенная на иглу для жёсткого, высотного льда.
Стремя из петли Black Diamond 120cm Dyneema Slings 6mm с фиксацией под коленом.

Разгрузка Black Diamond Zodiac Gear Sling. Можно пользоваться просто петлёй, но разгрузка всё же удобней.
Кошки Grivel G14 c-o-m или, на более простом маршруте, Grivel G12 c-o-m. Все с антиподлипом.
Снегоступы Msr Lightning Ascent 20х56см.
Палки телескопические трёхзвенные с пробковой ручкой, чем легче, тем лучше.
“Классикам” наших семитысячников, да и восьмитысячников, совсем не нужны фифы, гри-гри, разгрузка и т.д.. Зато чуть более сложные маршруты уже потребуют совсем другого, творческого подхода к снаряжению.
Специальное общественное снаряжение.
Здесь абсолютное раздолье, зависящее от сложности маршрута, количества участников и т.д.. Поэтому отмечу лишь некоторые моменты:
1. На сложных высотных комбинированных маршрутах используем закладки, френды и скальные крючья с преобладанием якорных. Верёвка практически всегда прощёлкивается через оттяжки и петли.
2. Ледобуры, в основном стальные, предпочитаем Grivel Ultimate 360 grad разной длины. Титановые, с любой заточкой, абсолютно не крутятся в жёсткий, перемороженный, высотный лёд.
3. Веревка динамика, любим Beal 9.1 Joker Golden dry (50-60); статика Edelweiss Caving 9 mm (иногда для уменьшения веса вместо статики используем 6 мм beal-левскую или аналогичную кевларовую верёвку).
4. На снежно-ледовые маршруты обязательно берём фирновые крючья.
5. Иногда, на комбинированные маршруты, добавляются парочка титановых "морковок", шлямбура с пробойником.
Общественное бивуачное снаряжение.
Как и специальное, общественное подбирается под конкретную задачу. Так для группы из трех-четырёх человек подойдут палатки с тамбуром, куда можно выложить лишнее снаряжение, продукты. Это Red-Fox Cave 4, Tatonka Orbit 3, The North Face Mountain 25, Black Diamond Oasis, Monster Lite 3 Ferrino и т.д.. У редфоксовских палаток тент жёстко пришит к днищу, и это колоссальный минус, т.к. конденсат, намёрзший на нём, остаётся внутри и, растаяв, может вымочить буквально всё, а это не здорово. Мне очень нравится лёгкая и комфортабельная Orbit 3. Но в таких палатках такой выбор, что глаза разбегаются. Лишь бы устанавливались легко в непогоду, были лёгкими, надёжными и комфортными.
Двум-трём участникам отлично подойдут Tatonka Orbit 2 или Marmot Alpinist 2P. Первая – двойная, вторая – одинарная, мембранная. В первой эпизодически жил в прошедшем сезоне на Канченджанге. Великолепный девайс.
Во второй - на Хане-Победе. Обмерзает, конечно, но терпимо. Подойдёт для серьёзного высотного маршрута.
Если вы один или с напарником, остановите выбор на Ferrino Emperor 1 W.T.S. Для двойной одноместной палатки очень лёгкая, с маленьким тамбуром, а где один – там всегда и двое поместятся.
Палатки серии Bibler мне не нравятся. Они плохо устанавливаются в плохую погоду, имеют незащищённый вход на молнии и утром плохо складываются, стоят колом от намёрзшего инея, да и дорогие чересчур.
Хочу отдельно сказать о маленькой штормовой палатке, сделанной Bask-ом для нас ещё в 2007 году. На мой взгляд, это максимально приближённый вариант штурмовой палатки для высоты на одного-двух человек. Из великолепного гортекса, с большим тамбуром-тубусом (в который складываются верёвки, ботинки и т.д.), достаточно лёгкая (около 2 кг), просто устанавливающаяся и ещё вполне живая после всех пертурбаций, случившихся в её долгой, для штурмовой палатки, жизни. К сожалению, существует всего в одном экземпляре!

Оптимальная кухня для двух человек состоит из Jet Boil Flash Cooking System и Kovea Supalite Titanium Stove с маленькой, литровой титановой кастрюлькой из набора Snow Peak Scs-020T. Готовим сразу на двух горелках. В джете только растапливается снег-лёд, кипятится вода. В кастрюльке на kovea – чаи-каши. Если идёт борьба за граммы, а не за деньги, то первую систему можно заменить на Jet Boil Sol Titanium.
Для групп от трёх и более человек можно пользоваться тем же джетом, но уже с горелкой Primus Easy Fuel (мне она больше всех нравится) и титановыми или алюминиевыми кастрюлями большего объёма.
Две горелки не только повышают системы, но и позволяют подогреть замёрзшие баллончики, не останавливая процесс готовки.
Газ для высоты желательно специальный, горящий при низких температурах, типа Colleman С 250, Markill Outdoor-Gas 425 и пр.. Количество из расчёта баллон на двух человек в день умножаем на расчётные дни плюс ещё один.
На больших высотах большое внимание следует уделить спичкам-зажигалкам. Все типы пьезоподжига на высоте не работают. Зажигалки следует брать кремниевые, известных фирм типа Cricket, с запасом. Спички желательно проверять на более простых маршрутах и хранить их в герметичных пакетах.
У нас на “Верблюде” каждый вечер вставал вопрос, зажжём горелку или нет. На 5-6 день нашёл затерявшуюся в карманах зажигалку. Такая радость была…
Не забудьте папифакс. Кроме основного предназначения, им вытирается палатка от инея, воды, разлитого чая и пр.
Его должно хватить на всё восхождение. Вроде мелочь, но здорово уменьшает дискомфорт.
Классная лавинная лопата Black Diamond Deploy 3 (или 7) очень прочная и наиболее удобная из предложенных в outdoor-магазинах. Возьмёшь в руки и сразу ищешь, что бы покопать.
Связь с базовым лагерем или другими группами лучше всего поддерживать универсальными трансиверами, с рабочими диапазонами 144Мгц/430Мгц. Yaesu VX6R – одна из лучших радиостанций подобного типа – лёгкая, мощная и достаточно надёжная. Транспортировать её лучше в разобранном виде и в разных рюкзаках во избежание соблазнов у доблестных работников правопорядка.
Питание.
Творчество в данном вопросе не имеет границ. От ведического солнцеедения до эпикурейства с гаргантюизмом, от нуля до бесконечности расположены ваши фантазии в выборе высокогорного пайка. В моей жизни встречались разные сторонники этих крайностей. Первые грабили в промежуточных лагерях чужие палатки в поисках съестного, вторые бросали кучу продуктов после нескольких дней пути. Часто это от незнания, отсутствия опыта. Все ошибаются, но, чтобы процесс не затянулся, попытаюсь сформулировать, какой же рацион, на мой взгляд, требуется нормальному восходителю в его путешествии к абсолюту, блистающей высоте.
Не буду скрупулёзно подсчитывать калорийность того или иного продукта. Не имеет смысла. Усвоение некоторых продуктов требует большого расхода энергии самого организма, и к.п.д. получается не очень высоким.
Я не сторонник жёсткой раскладки, какая бывает в многодневных туристских походах с высчитыванием до граммов веса пайка. Иногда хочется чего-нибудь этакого, ан нет – сегодня не прописано. Или наоборот, ну абсолютно не хочется какого-нибудь “залипона”, а вынужден есть.
Что поделаешь – Высота!
Поэтому в своих восхождениях я (мы) придерживаюсь (емся) нескольких правил:
1. Еда должна быть вкусной, желанной. Даже в акклиматизационный период, когда на неё иногда и смотреть-то не хочется.
2. Её должно быть достаточно, чтобы хватило на всё восхождение. Ну, или почти на всё.
3. Она должна быть достаточно калорийной, хорошо усваиваться.
4. Быть сбалансированной с водным ежедневным рационом, чтобы не впасть в обезвоживание, так характерное для больших высот.
Для примера возьму список продуктов, взятых мною на траверс Победы в 2005 году.
1,5 кг свежих огурчиков, 1 кг яблок, 2 жареных окорочка, 0,2 кг твёрдокопчёной колбасы, 0,3 кг копчёной и вяленой рыбы, полбуханки чёрного хлеба, 0,2 литра варенья, 0,2 кг засахаренных ананасных долек, 0,2 кг изюма и кураги, 0,2 литра дагестанского коньяка, чай в пакетиках, немного растворимого кофе и 2 банки пива.
Конечно, пиво я выпил прямо под перевалом, хотя при стандартном восхождении стараюсь дотащить его до 6-7 тысяч метров. Огурцов мне хватило на четыре дня. Как это здорово – окорочок с чёрным хлебом и огурцом! К этому не хватало только варёной картошки. После первого блюда - колбаса или рыба, запиваемые чаем, и что-нибудь из сладкого. На третье – немного коньяку.
И мир становится прекрасным!
Не хватало сладкого, но бутылку 0,33л с чёрносмородиновым вареньем нашёл под Восточной Победой.
Через восемь дней, весьма бодрый, спустился в базовый лагерь на леднике.

Да, маловато было сладкого и коньяка.
Сейчас в многодневный рацион для подобного проекта порекомендовал бы добавить сублимированный творог на 2-3 раза, сублимированные ягоды (бруснику, чернику и пр.), сублимированные соки и сахар ко всему этому. Любителям клетчатки советую взять супербиотическую кашу с разными добавками на 4-5 готовок (кашу на Горе не люблю, но эта с маслом и на молоке очень даже ничего). Для экономии газа эту кашу можно и не варить.

На дневные перекусы советую мягкую карамель и батончики “каша в кармане” сливочные, медовые, клубничные.
Здорово иметь маленький термосок, но качественных на пол-литра практически нет. MSH-B050 HE Tiger – приятное исключение из большинства моделей.
На акклиматизации я часто ношу с собой различные фрукты (если они есть в БЛ), солёные огурцы, помидоры, селёдку, варёную картошку. Да, тяжело, но здорово-то как!
На стенных многодневных маршрутах количество огурцов резко падает и заменяется салом, копчёностями, сыром, различными сублиматами западных фирм. Больше всего нравятся пакеты Mountain House. Дорогая, но великолепная еда.
Обязательно нужны изотоники или какие-либо другие напитки с солями для поддержания в норме водно-электролитного баланса. Ну, этого добра хватает, от ацкого Регидрона до различных, терпимых на вкус, хай-теков нашего и импортного фармопрома. Нарушение баланса и, как следствие, обезвоживания могут стать причиной обморожений, тромбозов, обессиливания и даже смерти при зависании на высоте при невозможности быстрого спуска.
Настоятельно рекомендую наши старые, в пакетиках, кисели. А если перед сном ещё пару глотков коньяка…
Вкусовые пристрастия моих напарников примерно такие же, и разногласий в этой области у нас обычно не бывает.
Аптека.
Очень спорная и противоречивая часть повествования. Как спасти напарника, участника группы, группу, когда “точка возврата” уже пройдена, когда ветер, снег, мороз, отсутствие видимости не позволяют всем сдвинуться ни на метр? Случаи с вовремя пришедшей на высоте помощью редки, и их надо воспринимать как чудо, как благоприятное расположение звёзд.
Поэтому, на мой взгляд, важна профилактика, недопущение ситуации, когда уже всё, событие произошло.
Напишу, какие “колёса” я (мы) обычно ношу (носим) с собой, с расшифровкой и пояснениями когда, что, где и как.
Обезболивающие: Кетанов. Таблетки 10мг. Применяется при лёгких травмах, невралгиях, хондрозе. Обычно 2 таблетки на день.
Цитрамон плюс – хорошее средство от головной боли при акклиматизации и иногда перед сном на высоте. Хотя коньяк лучше.
Сердечные препараты:
Панангин – комплекс солей калия и магния. Применяется для восполнения дефицита калия и магния при снижении их содержания в пищевом рационе. Обычно по 2-4 таблетки в течение всего пребывания в горах.
Метаболики: Рибоксин. Снижает агрегацию тромбоцитов, активирует регенерацию тканей (особенно миокарда и слизистой оболочки ЖКТ). Обычно по 2-4 таблетки в день на весь период.
Спазмолитики: Но-шпа.Таблетки. На всякий случай от всяких колик, холецистита, язвенной болезни и т.д..
Антацидное средство: Несколько таблеток Маалокса. При различных гастритах, язвенной болезни, колитах, расстройствах пищеварения. В Непале продаётся более дешёвое Digene с аналогичным действием.
Блокаторы h2-гистаминовых рецепторов: Пластинка Фамотидина. На случай язвенной болезни, изжоги и пр..
Энтеросорбенты: Внизу Полифепам. На Горе – простой активированный уголь. При диарее, да и чтобы соседи могли спать спокойно.
Средства, применяемые при болезнях носоглотки: Капли Пиносол. Для уменьшения аллергического, высотного кашля, сухости, корок в носоглотке. Несколько капель на ночь позволяют боль-мень провести ночь.
Пастилки сосательные типа Стрепсилс.
Глазные капли: Капли Визин. При снежной слепоте, различных конъюктивитах. Ночные капли.
Антибиотики: Обычно ношу упаковку Сумамеда. Препарат широкого спектра. Всего 1 таблетка 500мг в сутки. Применяется при ангинах, бронхитах, пневмониях и т.д..
Антиагреганты, сосудорасширяющие, корректоры микроциркуляции крови: Важнейшие препараты для выживания на высоте.
Тромбо Асс.Таблетки 50-100мг принимаются в течение всего пребывания в горах. Подавляет агрегацию тромбоцитов и, как следствие, образование тромбов, возникающих при обезвоживании и нарушении водно-электролитного баланса.
Трентал. Таблетки 400мг. Улучшает микроциркуляцию в зонах нарушенного кровообращения, снижает повышенную вязкость крови. Помогает при обморожениях, посттромботическом синдроме. По 1 таблетке утром и вечером на маршруте.
Тромбовазим. Капсулы 600-800 ед. Новый отечественный препарат с выраженным тромболитическим и противовоспалительным действием. Растворяет образовавшиеся венозные тромбы, не меняя агрегации крови, и восстанавливает стенки сосудов. Убирает отёки. Применяю в горах (и на равнине для профилактики) уже несколько лет. Акклиматизация проходит значительно легче и быстрее. По 1 капсуле утром и вечером за 30 минут до еды или через час после в течение всего пребывания в горахhttp://scpb.ru/.
Клей медицинский БФ-6. Для всяких мелких ранок, царапин. Для защиты отстающих ногтей на руках после долгой работы в сырых, холодных перчатках на высоте.
Витамины. Обычно Супрадин и только внизу.
Всякие бинты, пластыри.
БАДы. В наше время без них действительно никуда. Еда, экология зачастую не выдерживают никакой критики. Нагрузки физические, может, и не возросли, но психологические – многократно. Открытия, сделанные в физиологии, адаптации, в том числе и высокогорной, принесли нам понимание, что бады – это не только Гербалайф.
Уже семь лет я пользуюсь бадами Сибирского Центра фармакологии и биотехнологии. Конечно, вы сейчас сморщитесь, и подумаете: “ага, реклама…”. Да, реклама.
В 2005 году на траверсе Победы в лавине повредил тазобедренный сустав. За четыре года головка бедренной кости съелась наполовину. Последние два года дома, в горах, на лыжах жил на Кетанове (2 таблетки утром) и Хондрамарине. Плёночка, которая образовывалась на остатках сустава, позволила ещё сходить несколько раз на Хана, Манаслу и Победу по “Верблюду”. Лёг под нож, когда “колёса” уже не помогли кататься на глыжах. Быстро восстановился на Тромбовазиме, Хондромарине, Агеронеwww.dnaclub.ru/ и в том же году сходил на Хана по “Змейке”. А ведь не мальчик уже.
Сейчас при больших нагрузках внизу и в экспедициях пользуюсь Агероном и Хондромарином. Первый помогает легче восстанавливаться после тяжёлого дня. Второй принимаю эпизодически, после цикла нагрузок, для сохранения суставов. Хотите – верьте, хотите – нет.
Перед приобретением тех или иных лекарственных препаратов постарайтесь проконсультироваться с врачом по поводу их переносимости.
Эпилог.
Настоящий высотный альпинизм – чертовски дорогая штука. Купленные за приличные деньги одежда, обувь, снаряжение, так отлично подходившие внизу, вдруг оказываются совершенно неудобными в реалиях высокогорья.
Приходится раз за разом, сезон за сезоном подбирать, менять экипировку, пока она не станет именно той, настоящей, истинной для вас, когда вы будете готовы, к чему стремились всю свою альпинистскую жизнь.
Надеюсь, что мои заметки-советы помогут вам избежать критических ошибок и взойти на самую прекрасную для вас вершину.
Ещё раз с Новым Годом.
Глеб Соколов.
P.S. Про снаряжение, одежду и т.д. можно спорить сколько угодно, сколько людей – столько и мнений. Отвечу на нормальные, конструктивные вопросы без всякого флейма. Новый Год всё же.
Глеб Соколов.

715


Комментарии:
4
Глеб приветствую.Рад слышать.В голове миллион планов на следующий год.Руководствуюсь твоим опытом.Увидимся на Южном.Степан.

1
Стёпа, привет! С Новым Годом! Конечно встретимся. Есть ещё не пройденные маршруты...

16
Такие статьи сразу в избранное, чтобы ума-опыта набираться. Спасибо!

5
Я вообще сперва проскроллил и нажал "в избранное", а уж потом читать начал. Спасибо за статью.

2
Приветствую Глеб! отличная статья, раздел с продуктами просто супер, ещё хорошо сыр идёт...

5
Глеб, привет! Толково изложил. До встречи на Южном.

4
Спасибо, Глеб! Шикарная статья, не зря трудился. Желаю тебе максимально возможного уюта на маршрутах и чтоб всегда была хоть маленькая б-а-н-о-ч-к-а в-а-р-е-н-ь-я !
Снега тебе и солнца в Шерегеше!

1
Глеб, спасибо вам большущее! С наступающим Новым годом, удачи во всём))
В Избранное, однозначно, и сыну ссылка, чтобы уму-разуму набирался.

3
Конкретно и четко. Спасибо.

2
Глеб, спасибище за статью!:)

1
А ведь не мальчик уже.-----Мальчик, Глеб, мальчик :)))
Спасибо, тебе.

1
Petzl Calidris - это легкая система? А я-то на свою Beal'евскую 510-граммовую ругался...

Статья очень интересная, спасибо. Согласен далеко не со всем, но и опыта у меня во многие разы меньше. В любом случае, повод для размышлений.

3
Спасибо Глеб.
А можно какой-нибудь типовой списочек с весами?
А то без него получается некоторый обзор по тому, что бывает.

А хотелось бы конкретный списочек, чтобы посмотреть в какой вес выливаются рекомендации.
Ведь в итоге, так или иначе, всё упирается в многокритериальную оптимизацию по критериям: вес, функциональность, надежность, удобство, стоимость.

8
А мы никогда не гоняем граммы.
Ориентируемся примерно на 17кг.
Такой вес рюкзака на старте у меня был в 2005 на тр. Победы. Следует учесть, что комбезы все были уже на мне, ведь выходил я ночью.
На "Верблюде" рюкзаки были тяжелее, но сколько-то мы жили под маршрутом, а потом всё развесили на себя.
Думаю, что кг по 15 было.
Также и на "Змейке". Ведь там добавляются-убавляются верёвки, крючья, палки и т.д.
Собственно так везде. Вес, функциональность, надёжность, удобство - понятия относительные при высотных восхождениях. Не говоря уже о стоимости. Выиграешь в весе - проиграешь в функциональности и т.д.
Можно всё до предела минимизировать, но тогда игра "Ва-банк"! Это как выстрел. Может несколько раз повезти...
Главное - какую вы цель преследуете. Сходить один раз и потом всю жизнь гордиться. Ну, вы поняли...

15
Ну я то каждое лето в горах.

У меня получилось так. Если я голым встану рядом со своим рюкзаком - то весить он будет без еды (только личное и общественное снаряжение) - 19 кг.

А в результате обсуждения я понял, что если я потрачу 60 - 70 тысяч рублей, то цифру 19 кг можно превратить в 15,5 кг.

Несбыточная мечта...
На 60-70 тысяч я своё участие в двух экспедициях в Центральной Азии обеспечу.

А без списка с весами ничего не получается. Вот Божуков мне говорил, что на траверсе Калинина-Коммунизма он выходил с рюкзаком весом 14 кг и это с едой !!!

И вот разбирайся тут, то ли он решил тогда сходить один раз, чтобы потом всю жизнь хвастаться, то ли он просто забыл вес, то ли это вес рюкзака за спиной, когда он в ботинках в кошках в штурмовой одежде с карабинами и бурами на поясе и с пристёгнутой веревкой, то ли я дурак. :))


8
Вот как раз из "сходить один раз и потом всю жизнь гордиться": в далеком 88-м, на Коммунизме рюкзаки были 12,7 кг - это общественный груз (8 человек), + сверху у каждого одна веревка, еще наверное, 2,5 кг. (еще 2 или 3 веревки были занесены в середину кулуара). Еда бралась из расчета 311 грамм на человека в день (помню, потому что этим занимался). Рассчитывали на 13 дней - получилось 15. В последнее утро кончился бензин, чуть-чуть недокипятив чай. Вниз принесли 1 веревку, 1 молоток, 4 ледоруба на всех, ни одного крюка и ни одной закладки.


2
Здорово иметь маленький термосок, но качественных на пол-литра практически нет.


У меня THERMOS Light&compakt Black Pearl - отличная штука. Сутки, минимум, кипяток держит.

1
Спасибо за статью, особенно интересен опыт с одеждой, голову сломал всю как бы так оптимальный набор подобрать. Ну и аптечка интересна.

2
Спасибо Глеб! Касательно спичек-зажигалок - рекомендую обычное огниво, работает безотказно в любом состоянии, даже если промокло. У нас на Победе в 2011 не было проблем ни на какой высоте. Купить можно за 5$ на dealextreme.com с бесплатной доставкой. http://www.dealextreme.com/p/wilderness-survival-fire-sparkle-and-blade-cutter-tool-12305

2
Да, я знаю. Но пока не попробовал ничего не могу сказать.
Вероятно это решение проблемы.

1
А что за сайт? Покупали там? Цены уж очень подозрительно низкие, например горелка за 8 долларов + бесплатная доставка)

4
Огниво штука полезная, вот только целесообразность его применение в палатке вызывает сомнения - спалишь все нафиг. А выбегать каждый раз в космос не очень хочется.

-17
Показать комментарий

5
Вот у меня Мармот - спонсор.
И тем не менее, я честно признаю, что без Редфокса некоторые позиции я закрыть не могу.

Палатка Fox Cave 4 не имеет лучшего зарубежного аналога (кстати, Глеб, мы наверно так научились их эксплуатировать, что конденсат нисколько нас не достает, и вещи всегда сухие).

Вот сейчас встал вопрос о пуховых спальниках.

Все самого легкого спальника Мармот - 1000 г.
Вес легкого спальника Редфокс - 700 г.
На большой высоте при сильно отрицательных температурах мы будем накрываться еще и общественным одеялом - конденсатником. Поэтому нам достаточны легкие спальники. На российском рынке самые легкие - Редфокс.

4
Да, у нас на К2 были очень лёгкие редфоксовские спальники. Но узковаты и без накидки холодноваты будут. Мы там в двух спали.
Если один восходишь, то с накидочкой тяжеловато будет. А на компанию из 3-4-х - нормально. А вот с ногой и пуховкой всё вери-вел. Мы на Верблюде не мёрзли, хотя в полном дискомфорте. Поддувало иногда ...
А Татонка Орбит 2 мне больше понравилась. Конденсата почти нет.

1
Самые лёгкие всё же сивера. А именно "Вежа +3С" (http://sivera.ru/catalog/sb/downsb/339/). У меня при ростовка 200см, его реальный вес в мешочке чуть больше 480г, хотя на самом мешочке написано 470г :)
Спал в нём где-то при -10, было недостаточно комфортно. но у меня ещё и кроврик был тоньше. В какую-то ночь я недостаточно утеплился и последний час-два положенного отдыха ворочался.

Если речь идёт о 700г, и есть возможность купить новый спальник, я бы взял их "Вежа -1С" (http://sivera.ru/catalog/sb/downsb/168/). Вес при аналогичной ростовке будет ~650г. Если сравнивать его "Fantom D3" у Редфокса (который ~700г), то у них пух разного количества и разного качества. И непонятно какой будет теплее в реальных условиях.

В целом, лёгкий спальник мне понравился, но в будущем при подобных условиях собираюсь или конденсатник сшить или бивуачный мешок приобрести, что не сильно увеличит вес и сильно увеличит комфорт.

5
У нас в "нордфейсе" толко киргизы тачки по базару катают.

13
Не согласен, т.к. киргизы тачки катают в ТНФе, который покупают в магазинах типа, сгоревшего у гостиницы в Ала-Арче, а эти одежки ничего общего, кроме надписи, с TNF не имеют! Хотя, по пуху полностью согласен-Баск и Редфокс рулят!


1
Ржунимагу:)

2
Ну слава Богу,не бомжи,как ты мне выдал зимой 2010-го! :-))

4
а Вы когда нибуть сами то в мармоте ходили? слабоват стал ваш мармот, у меня что перчатки, что штаны за год в хлам. кетай дешовый и то крепче. да и спальники по отзывам не айс. думаю и куртки/пуховки в тот же профиль..

0
Это я murmanу
Даже не знаю как вам ответить.
Имеете опыт в высотном альпинизме?
Можете написать в личку.

0
Спасибо!)

4
За статью спасибо, тем более что она подкреплена опытом.

Но честно говоря она настолько тезисная, что чтоб что-то почерпнуть надо еще очень сильно постараться.

Ну например

"с горелкой Primus Easy Fuel (мне она больше всех нравится)"
Возникает вопрос - а чем нравится? Если статья написана чтоб кто-то последовал примеру, то что он должен пойти купить себе такую горелку основываясь на сообщение опытного человека что ему нравится?
Или, прочитав это, надо пойти поискать подробные отзывы в другом месте? а зачем тогда эта статья?

или
"лёгкая пуховочка Chamonix, особенно старые варианты"
Ну вот как предполагается человек это читающий должен узнать какими же плюсами обладал старый вариант пуховки и как выбрать что-то похожее на этот старый вариант? Ну за что-то ж она была отмечена, почему не написать?

или
"Куртка должна быть не тяжёлой, длинной или короткой ". Вот как ходить с короткой пуховкой, если предлагается политика - перестраховаться на все случаи жизни?

и так далее

А так конечно спасибо за статью. Столько, пусть даже не структурированной информации - это намного лучше чем ничего.
Кто ищет - тот найдет

Спасибо

9
Да тут всё просто.
Короткая куртка хороша в основном на бивуаках. Если ветер приличный, то под неё задувает - мама не горюй!
Тогда нужен полукомбинезон. Это не всегда удобно. Возьмём, к примеру, ранний выход на Хан-Тенгри.
Бывает весьма прохладно и пуховка не помешает.
Когда же выйдет солнце, то хочется снять с себя всё, кроме штанов. И вот в п-комбезе жарковато.
Длинная пуховка мешает работать на сложном рельефе. Вот и ищешь компромисс.
Старая Chamonix была более альаинистской. Потолще, потеплее. У новой есть капюшон, и это большой плюс, но она значительно холоднее.
С горелкой тоже. Перепробовал за жизнь целую кучу. И ковеевские, и эмэсэровские, и самодельные были, но этот "луноход" нравится больше всех. Не ломается, устойчивая, мощная и т.д.
Понимаете, я не могу в статье привести ттх всего снаряжения, продуктов, аптеки. Получится неподъёмный труд. Если что-то спорное, как с куртками, то понятно, а так - направление к размышлению.

1
Спасибо за ответ

1
Глеб! а можно подробней про БАСКовский комбез (штурмовой) рассказать и картинку фстудию! я на их сайте видел комбез, разработанный для Жанну, он конечно хорош (все предусмотрено), пытался заказать - сказали не делаем. т.е. вроде как для простых смертных не все доступно получается.?


3
Немножко напрягли ссылочки на бады, ненавязчиво вставленные прямо в текст) Но это нюансы. Замечательная статья.
Хочу отметить - визин при снежной слепоте и конъюнктивитах - что кетанов в таблетках при открытых переломах. Из "универсальных" капель я бы пожалуй порекомендовал тобрадекс или тобразон - антибиотик с противовоспалительным компонентом. Да и единственное средство от "снежной слепоты" - повязку на глаза или тёмные очки, и ждать...

Почему полифепан применяете только в базовом лагере, а на горе уголь?

Отдельное спасибо за суммамед и за клей медицинский БФ6. Полезненько.

2
А как было по другому написать? Давно пользуюсь, но до сих пор под впечатлением.
Добавлю, что тромбовазим (а это лекарство) здорово снимает отёки.
У меня (да и не только) после высоты, ноги как тумбочки месяца полтора. Вот им и спасаюсь.
Да полстраны отёкшие ходят, особенно пожилые.
При обморожениях хорош. Имею ввиду лечение уже дома. При сотрясениях.
Считаю, что это надо знать всем.
Про Тобрадекс знаю, но как-то выпадало из головы. Добавлю в аптечку. Спасибо.
На горе уголь просто удобнее. Таблетки не просыплешь.

-9
Показать комментарий

0
Про суперклей (токсичный ага) вы немного шокировали. Впрочем, остальным тоже...

0
зря вы так про суперклей. я уж не знаю как там про побочное действие, но цианокрилат раньше для остановки кровотечений применяли


-4
Какой интересный экземпляр забрел сюда. Настоящий фрик.
Скажите а может есть заклинания какие от ожога сетчатки? А может вы верите в "память" воды?
Очень интересно узнать.
Я люблю фриков, они ингода вкусные, особенно когда под свои теории подводят формулы :)

0
Для глаз есть капли лидокаин, обезболивающее.

3
Век живи - век учись) За всё время вращения в офтальмологии такими каплями не пользовался. В ходу обычно инокаин и алкаин. Посмотрел на цену глазных капель лидокаин - 25 р. и немножко понял)

p.s. И всё же, если уж что-то для глаз брать, то это тобразон (или тобрадекс), плюс лидокаин (или инокаин). Одним анестетиком не обойдёшься. Тобразон здорово поможет в первые дни в горах, когда глаза у всех краснючие после первых ночей.

0
Спасибо !!!

0
Про фифу и стремя...
Уважаемый xxxxxx, Вы лазаете с одной фифой и с одним молотком? А на какую ногу стремя? В комплекте с этим же стременем используется правый жюмар? Стремя надевается под кошку без узла "стремечко"? Быстро ли трётся в таких условиях дайнемовая стропа? Зачем фиксация под коленом ("Стремя под коленом не крепится". grekov отсюда)? Как носить постоянно надетое стремя чтобы оно не цеплялось и не болталось? Зачем резиновые стринги на карабинчике, или это не они? Имеет ли смысл совмещать фифовое стремя с крюконогой? И.. чем обмотана фифина ручка?
Заранее признателен
Всеволод

2
Здравствуйте, Всеволод!
Основные мои инструменты - ледоруб и фифа. Я левша. Поэтому ледоруб для левой руки, фифи на стремени, соответственно, для правой. На стремени и второй зажим. Стремя на ботинке. Кошки поверх. Первый раз сделал такое стремя, болтаясь на перилах без касаний на Шварце, в Антарктиде, когда порвалась манараговская крюконога. С тех пор до этого года им и пользовался. На Победе несколько раз, Эвересте, К2 и т.д.
В начале года решил обновить на ту, которая в статье.
Фифу или зажим прищёлкиваю к системе. Крепление под коленом помогает на крутых участках и не дает стремечку болтаться, цепляться и мешать движению. На пологих учасках, фифой не пользуюсь, поэтому подколенное крепление не мешает. У меня крепление фифы было совмещено с крюконогой. Но тут дело вкуса. Резинка на карабине для уменьшения лязга, да и потерять фифу или зажим при перещёлкиваниях сложнее. Ручка обмотана тряпичной изолентой (можно и тряпичным скотчем). Под ней текстолитовые щёчки с верёвкой

Удачи, Глеб.

0
Спасибо!

0
Глеб, спасибо за статью!
всех с наступиющими!

1
Глеб, а в чем заключалась переделка рюкзака Light 69 ?

0
А когда запихиваешь в него вещи, то в первую очередь идёт спальник, ну а потом остальное.
Спинка у рюкзака отформована слабовато. Он становится похожим на трубу и езозит по спине. я на "Верблюде" намаялся. Правда может это у меня спина такая.
Ну вот я озаботился и к пенке приклеил ещё немного пенки.

И всё стало боль-мень.

25
ЗдОрово, когда такие люди делятся опытом. Спасибо за это!

Но я бы, хоть и здОрово рискую нарваться на целую кучу минусаторов ;)), хотел высказать скорее свой критический взгляд на статью - от нее да и от автора наверняка не убудет - людей с таким опытом на пальцах посчитать можно. А умные люди всегда умеют извлекать из критики рациональное зерно.

Во-первых, на 100% соглашусь с постом vovchenya выше о тезисности статьи - понятно в основном, что именно предпочитает автор, но далеко не всегда - почему. Конечно, написать ПОЧЕМУ- это немалый труд, но ведь и результат такого труда намного больше, чем просто слова "я ношу это". По крайней мере, для думающих людей, привыкших поддавать критике как свои действия/высказывания, так и действия самых высоких авторитетов.

Во-вторых, мне кажется, статья не совсем правильно позиционирована, а именно, в начале Глеб пишет: "Достаточно интересные статьи – “Оптимизация веса личного снаряжения для горных походов ...."... к сожалению, на мой взгляд, предполагают полутуристические-полуальпинистские восхождения по простым маршрутам в основном в благоприятных условиях, пусть даже и на высокие и очень высокие горы"

Ну и дальше читатель по идее должен настроиться на обзор барахла для крутых стенных маршрутов на эти самые высокие горы. Так нет же - в качестве примера тут и там всплывает Победа по "классике" - вполне себе "полуатуристический-полуальпинистский" маршрут по классификации автора.

Мне кажется, отличие описываемого барахла в указанных статьях Андрея Лебедева и в данной статье прежде всего в формате мероприятия.

Статьи Андрея Лебедева подразумевают АВТОНОМНОЕ пребывание в горах на протяжении продолжительного периода времени, при этом условия на маршруте отличаются огромным разнообразием, также, как и высоты - от 3000 до 7500. Более того, все снаряжение, продукты и т.п. на таких маршрутах приходится тащить с собой - никакого базового лагеря под вершиной, куда бы можно было закинуть на вертушке лишнюю пару ботинок или пару кг яблок нету.

Данная же статья, насколько можно судить по характеру горного опыта автора, предполагает именно наличие такого базового лагеря под горой. Соответсвенно к экипировке выдвигаются гораздо более специализированные требования - вести себя хорошо наверху, а остальное не важно. Нет, к примеру, нужды думать, удобно и не слишком ли жарко ходить десятки километров по ледникам в "легких" Boreal G-1 (всего-то 3 кг в нормальном размере), и уж тем более нет нужды думать, каков вес этого ботинка будет в рюкзаке, где ему прийдется ездить буквально сотни километров по долинам.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что в этой статье что-то сильно круто не так. Но у непосвященного читателя может сложиться такое мнение, если не изменить ее позиционирования. Она рассматиривает просто ДРУГОЙ сценарий использования снаряжения, а не хуже или круче, как кажется из преамбулы.

3
Да я и не претендую на абсолютную истину. Естественно, у меня нет опыта месячных автономок.
Хотя в большинстве длительных походов всегда существуют заброски, к которым так или иначе группы выходят.
Дело в том, что в тех статьях в отличие от моей показана другая крайность в разделе снаряжения и т.д.
Минимум и максимум, плюс и минус.
Я показал какое снаряжение может быть у восходителей при наличии стационарного базового лагеря, при восхождениях на горы, но никак не походов.
Серьёзные горы требуют серьёзного подхода. Чтобы не было потом мучительно больно...
Вспомните прошлогоднюю Победу. Плохая одежда, снаряжение положили бы там всех.
Божуков вон в беговых лыжных ботинках на Победу ходил, да и на Эвересте выше 7т метров поднимался.
Это же не значит, что всем следует перейти на лыжные ботинки.
А по тезисности - задавайте вопросы. Отвечу.

8
Да разве у меня там крайность? Там нормальный комплект снаряги, который защищает от бурана на 7000-7500.

В 2001 г. как только мы вылезли по ребру юго-восточный стены на пик Ленина, так сразу погода начала портится. Поставили лагерь у тура южной вершины на 7134. Всю ночь ураганный ветер, пурга. Утром я поднял народ, чтобы боролись и не расслаблялись. Собрались и вышли. Ветер с запада жуткий, пурга. Идти почти невозможно. За несколько часов миновали северную вершину и приспустились на западный гребень. Идти невозможно. Встали лагерем на 7040, переночевали. На следующее утро снова собрались и вышли. На этот раз смогли спуститься уже до 6500. Там заночевали. Ну а на следующее утро погода уже классная, спустились до Луковой.

Вот такое "выживание" было с ночевками 7134, 7040 и 6500. И, честно говоря, особого выживания, как у Мересьева то, и не было. Да, ветер сбивал с ног, идти было порой просто невозможно, но никто не умирал, никто не замерзал, запас сил был. И не Божуков это был, а я + 3 моих друга: Слава Львов, Игорь Нистратов и Пётр Рыкалов.

Поэтому я и говорю, что тот комплект, который я описал - достаточный для защиты от урагана на 7000.
Но мы были хорошо акклиматизированы, т. е. наши организмы работали хорошо.

P.S. Уточнение про Божукова. На Эверест на 8300 он поднимался не в лыжных ботинках, а в кроссовках типа адидас. Вот его текст:

"Что касается обуви. На 8300 на Эвересте я был 29 мая 2004 года в кроссовках "Адидис". Они легкие, а летом тепло. Не зря же Хиллари-Тенсинг взошли 29.05.1953, правда, на спуске помучались от жары... Так что обувь по сезону."

Но здесь я с вами согласен, нельзя советовать ходить в кроссовках на большие высоты. :))


0
мда..мороз по коже...прошлый год..

1
А, может это и кроссовки были. Он их замотал какой-то материей, а впереди были такие детали как крепления к беговым лыжам. Вот и не понял.

1
Это у него такие детальки для крепления кошек. :))

4
Ну, вот и приходим к консенсусу (отвратительное слово).
Просто я на Иныльчеке за много лет таких чудес насмотрелся, что обрыдаешься и обхохочешься одновременно.
Больная, нервная тема. Поэтому прошу прощения, ежели где не так сказал.

3
:)

2
Спасибо Глеб за полезную информацию. Может свидимся. Сейчас с военнными работаю. Василий Панасюк.

4
Приезжай на Южный. Хорошая компания, красивые горы!
Что ещё надо старым альпинистам?!

4
molodoy 16:38 26.12.2011 ответить
+2


Какой интересный экземпляр забрел сюда. Настоящий фрик.
Скажите а может есть заклинания какие от ожога сетчатки? А может вы верите в "память" воды?
Очень интересно узнать.
Я люблю фриков, они ингода вкусные, особенно когда под свои теории подводят формулы :)


Не подавиться бы Вам этим самым «фриком». Ему уже под 70. Костлявый он, да и мясо наверняка жесткое. При чем этот самый «фрик» порядка 50 лет занимается тем, о чем он пишет. И многие наши российские альпинисты у него лечились. Причем весьма успешно. А наша медицина не могла им помочь. Она лечит, а он вылечивает.
В свое время, когда он занимался активно альпинизмом, на его лекции в альплагерях ходили от начучей, инструкторов и до новичков, и не стеснялись пользоваться его методиками. Чего стоило только снятие острой зубной боли за несколько минут. И без всяких таблеток. И его аппаратурой широко пользовались. Поспрашивайте старых сибирских альпинистов.




ophthalmist 15:50 26.12.2011 ответить
+1

Про суперклей (токсичный ага) вы немного шокировали.



Про клей точно не скажу, т.к. это прерогатива все-таки медиков, да и в те годы его просто не было, но точно знаю, что он создавался именно для хирургии, для замены шовного материала. Особенно на нежных тканях, типа печени. (И демонстрировали его самому Косыгину. Как изобретение мирового уровня. Это наше изобретение, но как всегда получаем мы его с запада). А то, что пишут на тюбиках (а на заборах, - там так много чего пишут – поглядишь, а там почему-то того и нет), так это для предосторожности. Т.к. склеит пальчики, что потом отрывать друг от друга придется с кожей.
На западе он достаточно широко применяется в медицине. И кстати у нас, где-то в Сибири начали выпускать этот клей специально для медицинских целей.

Впрочем, остальным тоже...

В свое время (70 годы), когда Красноярские альпинисты были весьма сильны, как впрочем и сейчас, за 1 месяц делали по три восхождения на 7-тысячники. Два на Коммунизм и один на Корженеву. И заходили по 20 и более человек!!! Силища была! А основным медицинским компонентом было МУМИЁ.
А так как теплой обуви, как сейчас не было, так ходили в валенках, а на них одевали кошки. Это сейчас мы избалованы. И той фирмы обувка и одежка нам не подходит, и термобелье не той марки, и т.д. и т.п. Промолчу про Абалаковские времена. Это вообще настоящие герои. В чем шли – знают все.

возможно. на войне все средства хороши. но мы ж не на войне)

А горы – это и есть война. И делать все надо быстро и грамотно. Врача со скорой Вам в непогоду, уважаемый ophthalmic, быстро не доставят. Выкручивайтесь, батенька, сами. И эта статья про снаряжение и есть основа максимально эффективной борьбы за существование и выживание в горах.

Спасибо автору и тем кто дополнил ее своими оптимальными предложениями.


1
Про суперклей - таки изобрели его в Штатах, а не у нас, в 42-м году. Действительно, его применяли для склейки ран и костей, но не все цианакрилаты одинаково полезны.

0
Какими MSR горелками вы пользовались? Multifuel?Могли бы вы их оценить, с вашей точки зрения, естественно. Например, мой опыт говорит , что Reactor, при равных условиях, лучше , чем Jetboil. Спасибо

0
У меня были MSR WindPro и MSR WhisperLite Internationale 600. Комбинированными горелками долго пользоваться не пришлось по нескольким причинам.
1. Нет хорошего топлива. Раньше мы возили качественный бензин, гептан в запаянных банках из под сока.
Сейчас, из-за высокой стоимости перевозки грузов от этого пришлось отказаться.
2. Универсальные горелки имеют меньший кпд чем горелки под конкретный вид топлива.
3. На высоте от таких горелок на жидком топливе значительный, ощутимый угар.
Поэтому мы сразу перешли на газ, как только появились качественные горелки и нормальный высотные смеси пропана и бутана.
WhisperLite Internationale 600 у меня до сих пор лежит в бочке. Но когда её зажгу большой вопрос.
А WindPro менее устойчивая чем Easy Fuel. Поэтому к сердцу не легла.
Reactor-ом не пользовался, ничего не могу сказать.




Горелка Reactor
MSR

4
Есть некоторый опыт использования MSR Reactor на высоте этим летом на Коммунизме-Корженеве по классике. Ходили втроем-вчетвером ( в разные выходы по разному ) используя 2 таких горелки. Работало вобщем-то везде. Одной из черт горелки является потребность в качественном газе. Поскольку использованные баллоны были перезаправленными то горело все таки похуже чем в зимней Ала-арче например.
Понятно что чем выше тем холоднее и потому работает горелка конечно похуже. Но баллон в спальник брал только на 7ми во время ночевки на Душанбе - на Памире все таки потеплее чем на Тянь-Шане. К концу сезона одна горелка все таки фурычить перестала. Разбор горелки показал что у нее была сбита регулировка клапана подачи газа в распылительную систему ( который в нижней части горелки). Понастраивал его в итоге в декабре в горах она снова нормально заработала. Но трогать этот клапан ради побаловаться не советую! Только в экстренных случаях.

1
Много слов,много полезных мыслей,и, что приятно мне-все вокруг ВЫСОТЫ!
А что в ней для человека самое опасное? Глеб,тебе ли не знать?
МАЛО КИСЛОРОДА!
И если в аптеке нет МЕДИЦИНСКОГО КИСЛОРОДА,то плохо! Как только полностью акклиматизированный человек исчерпает свое "ВРЕМЯ ЖИЗНИ" на конкретной высоте или приболеет, то он уснет и умрет,если его не спустить вниз-либо на сотни метров,либо дав подышать кислороду из АПТЕКИ!
У меня умер Валя Сулоев в 1968 году на пике Душанбе,с тех пор в моей команде в аптеке всегда был кислород! Многих спасал(на высоте встреченных,мои не болели).
У российских же гималаистов,ярых бескислородчиков,мрут ребята даже при подаренном шерпами баллоне с кислородом (СЕРЕЖА САМОЙЛОВ):аптекой то надо уметь пользоваться!
Буду счастлив, если Женя Виноградский не даст никому умереть на зимнем К2. Он кой-чему за прошедшие годы научился.
С уважением к тебе,Глеб,особо после того,как я понял,что вместо бутылки воды вполне подойдет огурец,что ты брал при старте на Победу! И тару тащить не надо! Облегчение!

1
Прошу прощения за доставленное беспокойство! В.М.Божуков.

15
Еще раз докладываю: Самойлов и кислород в одном предложении не стоят. Он не умер от "конца времени жизни", как Вы утверждаете, а был сбит лавиной с перил между лагерями 3 и 4. Вы перепутали в который раз, якобы "подаренный шерпами" кислород в экспедиции Болотова 2010 года. Мы ходили в 2009м. Казахи 14 восьмитысячников сходили без кислорода и ни кто не умер. Тренироваться надо.

3
Grekov,Прощаю Вам-Вы еще молодой и не осведомленный.
Пообщайтесь с участниками событий.Ильинский мне под Эверестом сказал: "Сережа не пришел к ребятам;по моему приказу они спустились,видят:Сережа сидит у конца пирильной веревки.Не пойму,почему он умер?"
Вы правы,м.б. фамилию Сережи ,умершего у Болотова, я перепутал,поправьте,не обижусь-возраст...
Вашего Сережу пронесли мимо меня и со мной бывшего трекера -фотографа Андрея на шесте,чтобы захоронить(казахи добились разрешения у Непала сделать это вблизи Эвереста).Я попрощался с Сережей(фото у Андрея);на спуске в 2010 и при под"еме-спуске в 2011 искал могилку,но не нашел.Дайте наводку,знатоки!
Болотовского Сережу вывезли на вертолете,его в Катманду провожала моя жена,меньше запомнилось.
Да и разговор то не о том.
А о том,что в АПТЕКЕ высокогорной д.б. О2(кислород) и аптекой человек,идущий в горы, ДОЛЖЕН уметь пользоваться!
С уважением В.Божуков.

8
Ну, если в 48 лет - молодой, то видимо хорошо сохранился. Я участвовал в этой экспедиции и в тот день поднимался в лагерь 3 (7500м.). Парней встречал на спуске и всю информацию о Сереге узнал раньше Ильинского. А по аптеке: Кислород (медицинский) должен быть в лагерях, а не в аптеке. С уважением. Д.Греков.

-23
Показать комментарий

14
Товарисч Божуков. Прошу без оскорблений. По поводу ума думаю, что люди нас рассудят.
Взаимно. Д.Греков.

3
Прошу прощения,не удержался.
Очень жаль ребятишек,что ведомые ярыми бескислородчиками,воспитанными Ильинским в Казахстане,умирают на горе.
Быстро,как Урубко и Меснер,бегать к вершине не научились(тренироваться надо!),да еще вроде разумный Греков газ жизни в аптеку не пускает-вот я и не выдержал.А про ум все давно сказано:"Умный в гору не пойдет..." Я до сих пор мечтаю об Эвересте.Со мной все ясно.
А вы?

6
Зачем ругань в этой статье?

3
По поводу кислорода согласен с Грековым, в лагерях кислород быть должен, а таскать его с собой в аптеке... Не можешь ходить без кислорода, тащи его с собой сам, либо нанимай шерпов, либо тренироваться надо.... К слову о БАДах, в 2010 повредил плечо на Хане, Глеб дал эти пилюли,принимал их постоянно и плечо зажило менше чем за месяц, хотя врачи говорили 2 месяца как минимум. Это не реклама, пишу как было, свидетелей валом. Какие пилюли даже не помню, одни были синенькие , другие по моему жёлтые. Но по крайней мере Глебу спасибо за них ещё раз :)

2
Врачи всегда говорят худший из вариантов.

4
Один питерский кадр из "Команды директоров" ходил на Аконкагуа с кислородом. Не взошел. Видимо в аптечке не было достаточного количества "газа жизни".

3
Для Вас,молодых, я,78-летний,без восьмитысников,не авторитет.Почитайте потому,что говорит Володя
Коротеев в интервьюСереже Шибаеву:
"С.Ш..: А как же Чессен? Вы верили в то, что Чессен взошел один? Он же перед вами это сделал.
В.К.: Ну, а почему нет. Мне кажется, например, что и я бы смог. Чудеса случаются, если готов их делать. Да и маршрут у него проще был.
Параллельно нам тогда пытались еще два француза пройти (К. Профит и П. Бегин – известные французские восходители – С.Ш.), и мы даже с ними на маршруте пересекались – они чуть-чуть правее шли, там, где Ежи Кукучка погиб. Мы же как раз проходили то место, откуда он приблизительно сорвался. Там, действительно, очень острый контрфорс, и на нем грибы такие, ледово-снежные, и все висит на вертикали... Поэтому там очень долго шли, и ребята вымотались все. Ажурные такие конструкции, вроде как идется, но медленно, а это уже выше 8000 метров. И мы еще пытались без кислорода восхождение делать.
И если бы не наша подготовка… Каждый работал до предела, каждый бился, каждый выходил с целью, что вот его группа должна дойти до вершины.


Фото С. Шибаева

И вот осталось всего ничего. На вершину должна была подняться первой группа Туркевича. Они впереди нас шли. Это была Мишина идея, мечта - он рвался на вершину. И вся группа у него очень сильная была: Гена Копейка, Саша Погорелов, Володя Хитриков. И Сашу с Володей экстренно эвакуируют в Москву...
Мы еще на стене были, а они уже - в Склифосовского (группа в штурмовом выходе ошиблась с оценкой высоты, схватила холодную выше 8000 м, переночевав без палатки, горелки и кислорода - С.Ш.).
И тогда в штурмовом лагере на «8350» встретились наша тройка (Бершов, я и Витя Пастух) и Мишина группа. Там такая пещерка была на четверых выкопана, а мы в нее - всемером. Витя по дороге почувствовал себя неважно, под лагерем оставил рюкзак, а потом за ним долго ходил. Мы и так целый день поднимались, и он еще полночи проходил, и потом, уже в пещере сидим, все вместе, и у него пневмония началась. Там было очень тесно, сидели скрючившись, но когда он сказал «Мужики, я задыхаюсь» откуда-то место появилось. Сразу. Тут же примус, тут же вода, тут же кислород... И до утра он отдышался, И пошел вниз своими ногами. А мог до утра и не дожить... Они все ушли, а мы с Сережей Бершовым остались.

16 октября в 4 утра вышли.
Справа путь Кукучки, слева маршрут Чессена. Видно, что он проще, в верхней части ложится. А у нас - стена. В общем, когда мы ее пролезли, по гребню до вершины оставалось 30-40 метров. В 19 часов мы стояли на вершине.
Спускались медленно, у меня «кошка» слетела. К пещере я дошел где-то в пять утра.
Думаю, что обмораживаться начал уже на подъеме. Кислорода у нас было мало, хватило на несколько часов. Сереге я дал более полный баллон, себе взял остатки. Ну, и когда начал мерзнуть, организм сам стал саморегулироваться - равномерно отключил переферию, и я потихоньку, не замечая, поморозился.
Когда спустились в пещерку, было состояние эйфории. Так всегда бывает, когда большое дело сделаешь. И я многое не замечал, не соображал. «Серега, - говорю, - смотри, светло как! Луна вышла». Он; «Да это утро уже, светает». Снимаю перчатки - а они к пальцам примерзли. Снимаю ботинки - внутренние тоже к пальцам примерзли.
Может, нужно было сразу спускаться. Но мы так устали - сутки ведь ходили. Чаю выпили. Ну, думаем, немножко покемарим, отдохнем чуть и вниз... Проснулись - а уже вечер. Куда ж идти? И еще ночь на «8350». И потом сидим - я чувствую себя прекрасно. Ничего не болит, дышится свободно, легко... Давай собираться. Копаюсь в рюкзаке, вдруг ноготь - щелк. Как семечка. Отлетел в сторону. А я ничего не чувствую. Только удивился. Тут Серега понял, что дело плохо, начал каждый палец бинтовать.

Я потом думаю: ну, что, сейчас дюльфернем и все! Делов-то: погода классная, небо чистое... И вот пока сидели - ничего, а из пещеры вылез и понял, что вестибулярного аппарата нет. Отключился. Пару шагов сделаю, маленький порыв ветра, и я - брык - на снегу...
Дойти в этом состоянии я вряд ли бы смог. Даже с помощью Сереги. Пока мы ходили на вершину, рация замерзла, связи нет, нас снизу не видно. Зима, 16-е же октября. Температура к ночи падает до минус 50. Ветра ураганные. Мы восьмые сутки на восьми тысячах без кислорода. Вниз идти - три километра. А внизу - практически все больные."

Бескислородчики!Ярые!
В группе обязана на восхождении быть аптека! А в аптеке д.б. КИСЛОРОД.
Убедил Вас Володя Коротеев?
Как назвал RISK RU:" Забытый Герой нашего времени."

-1
неекорректный пример. эти ребята здорово далеко за точку невозврата перешли. Нето по глупости нето не знаю почему. Как говорится с дуру и ... сломать можно.

3
А как по мне, вполне корректный. С точкой возврата все очень не просто... И не пытайтесь обидеть ребят, впрочем вспоминается известная басня про слона и... А в плане кислорода, то его наличие в аптеке, реально может решить почти все проблемы, но "Поиск" в личной аптечке ??? А маленькие баллончики со сжатым воздухом не очень эффективны.
Может кто знает легкий, недорогой, комплект кислорода для аптеки?

6
И не в лагерях-их еще нет; в аптеке группы,идущей к вершине.
Как обязана быть аптечка в авто,при наличии всего-всего в медпунктах на трассе.
А о чем надо договориться,это: ЧТО ТАКОЕ БЕСКИСЛОРОДНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ?
Вам,молодым.
С завистью Валентин Божуков, 78 лет.

2
Все-таки не Коротеев,а Каратаев(Дивногорск-Красноярский край)

0
удивляюсь как автор добивается такого веса рюкзака и умудряется в него засунуть все вещи, снарягу и продукты...очевидно это и есть мастерство до которого мне еще расти и расти . может открыть новую тему " как упаковать слона в спичечный коробок?" )))) , а так статья полезная...мне понравилось, спасибо.

2
Это высота. Все шмотки на себе. Переодеваешься только в ВС.

4
Завидую огурцам и фруктам. Только у нас зимой как с таким ходить? Замерзнет все при минус 30, а ночью на 40 придавит. Что потом со всем этим мерзлым делать? Разве только в кипятке на горелке отогревать, опять же вкус не тот будет.

2
Ага, как-то раз заехали к вам в Зуун и рубили морковку топором на суп ))

0
Я на траверсе огурцы и яблоки днём заворачивал в пуховку, а ночью засовывал к себе в спальник. Конечно зимой свежие овощи-фрукты не потащишь, но для таких условий есть сублиматы. Яблоки, клубника и пр. очень даже ничего.

1
Глеб, привет! Я ярый почетатель твоего стиля восхождения. Я с Камчатки. У нас тут тоже имеются некоторые "высотники". Сколько не слежу за твоими восхождениями, всё радуюсь. Ваше восхождение Эверест-2004 и Победа конечно-же. Вообщем желаю счастья! Передавайте привет Паше Шабалину, Андрею Мариеву, Ильясу. Ильяса я вообще уважаю. Молодцы мужики! А вообще у меня вопрос к вам такой: "Как можно у "Bask" заказать такую-же палатку? Уж очень-на нужна. Сколько не ходил с дерьмовыми палатками-всё фигня. Есть RedFox, но она тоже...Дело в том, что я хожу один, ну или скажем в двойке иногда получается. А тут вообще едим в Гималаи на 6000м, потом сразу на Манаслу. Хочется порадовать товарища. А то все ходят то с Tatonka, то с Marmot-чушь-всё промокает насквозь. Да и вообще хочется заказать у Баск снаряжение. Возможно-ли это? Глеб немножко о личном. Вот меня тут-на Камчатке все критикуют. "Чего-это ты "высотник", ну-ка давай переходи в технический класс". А я им говорю: "Знаете ,что если ребята остались на прежнем уровне, меня это не волнует!" Я пошел дальше. И стал ходить у нас выше 4000м. А потом мне заявляют:"Как ты такого добился"? В итоге меня признали лучшим альпинистом-высотником на Камчатке. Хоть я и молодой,да. А сейчас вообще собираюсь уходить с клуба, и буду заниматься своими экспедициями. Вот-так! Сейчас вообще смотрю мировой альпинизм идёт дальше, а я стою, как так? Даже я в отстающих, с моим опытом. Глеб большое спасибо тебе за статью!

11
*Я пошел дальше. И стал ходить у нас выше 4000м. А потом мне заявляют:"Как ты такого добился"?

блин , да вы просто машина а не человек!!!!Ходите выше 4000 на камчатке..... Ули Штек , узнал про вас и только что официально покинул альпинизм.

-2
толсто)

1
.

0
подскажите при выборе спальника для высотных восхождений на какую температуру ( экстрима или комфорта) нужно ориентироваться? что можно считать достаточным?

0
Нормально подходит спальник типа Pamir. Я с ним на акклиматизацию на Хана обычно хожу. Спальников сейчас целая куча. Очень интересен очень лёгкий и тёплый хардвеевский спальник (Н.е помню названия. Был у моих друзей).

0
да действительно спальников очень много, был бы один ни кто и голову бы не ломал )))) а раз их так много то мне кажется проще ориентироваться по температуре....например: если температура экстрима у спальника минус 25 то этого достаточно для восхождений летом на 7000 м.

0
Тут есть тонкий момент, что понимание "что есть температура экстрима" у разных производителей разная:
от "крайняя при которой можно заснуть" до "температура при который вы не помрете за сколько-то часов лежания"

0
сертификация европейская позволит праильно отличить этот параметр) propohody. com/2011/11/en-13537/


0
а памир какой фирмы?

0
Басковский спальник. Был у меня "Каракорум", но в нём в базовом лагере и на акклиматизации жарко. А "Памир " в самый раз.

1
Привет. По совету Глеба взяли в новогодний поход на алтай супербиотическую кашу и "кашу в кармане". Порционную кашу употребляли перед восхождением на Белуху, на перекус во время восхождения брали "кашу в кармане". Впечатления участников от нейтральных до положительных. Пруха появляется и поддерживается в течении дня (лично мои впечатления). Минус - относительная дороговизна. Упаковка супербиотической каши на 5 порций по 50гр стоит 110рублей. Батончик "каша в кармане" стоит 50рублей. Весь поход питаться этим за личный счет дорого))

0
Не расскажете, как оно - на зимней Белухе? Было бы здорово.

2
как то ходили в феврале на Белуху, и по питанию каждый участник похода нажарил мяса ( без разницы:говядина, конина или баранина) килограмма по 3. Каждый приготовил мясо по своему рецепту, добавляя различные специи. Потом мясо кусочками затолкали в 2-х литровые бутылки из под пива и залили все жиром. Положили в морозильники, заморозили, да и в принципе жаренное мясо долго не портится . Потом в походе разрезав бутылку и положив мясо например в готовящийся суп, получали каждый раз неповторяющееся на вкус блюдо.... и каждый день с мясом!

0
Простите, и что, каждый-таки по 3 кг сготовил? Сколько вас было, и сколько дней был поход? Когда разрезали бутылку - что делали с мясом, оставшимся в ней и не использовавшимся в трапезе? Выкидывали? Или..?

0
все просто, часть мяса на завтрак, часть на обед ( если был), остатки на ужин. дешево и сердито. нас было челевек 10, и ходили кажется недели две.

1
имею мнение, хрен оспоришь - на завтрак мясо не нужно...

p.s. 30 кг сготовленного мяса на 2 недели на 10 человек - кажется многовато.

2
Если 3 кг сырого, то готового около 2 кг.
У меня получалось чуть меньше 200 г/день (раскладка),
а вот как я готовил, там есть ссылки на рецепты других походников.

Я сторонник мясного рациона, есть сторонники сахарных (углеводных), есть соевых (вегетарианцы) - дело вкуса и привычек,
хотя представители традиционной советской школы туризма настаивают на всеядности и очень не любят представителей
всяческих пищевых меньшинств.

0
3 кг выжаренного в сале мяса - это у нас 60 ужинов на одного человека.

0
Bobcat, я у вас совета не спрашиваю! А спрашиваю совета у Глеба т.к я его уважаю. Просьба не лезть в переписку,ага? Глеб ты меня видешь вообще или нет? А по поводу 4000-м на Камчатке-это вы у знающих людей спросите, что такое ходить выше 4000-м на Камчатке-здохнишь МИЛАЙ! А так Глебу желаю удачи!

0
Сообщение для хххххх.Глеб это я тебя не имею ввиду, это я Bobcat(у), Я у вас совета не спрашиваю! А спрашиваю совета у Глеба т.к я его уважаю. Просьба не лезть в переписку,ага? Глеб ты меня видешь вообще или нет? А по поводу 4000-м на Камчатке-это вы у знающих людей спросите, что такое ходить выше 4000-м на Камчатке-здохнишь МИЛАЙ! А так Глебу желаю удачи!

0
На счёт палатки. Пока это единственный экземпляр. Возможно Баск будет делать такие палатки, но это вопрос не ко мне. Снаряжение можно заказать через интернет. Это будет даже дешевле чем просто в магазине.
А так, удачи в походах, восхождениях и вообще в жизни.
Глеб.

0
Статья хорошая, естественно на вкус и цвет, как известно, фломастеры разные ... Добавил бы Альбуцид в аптечку, и заменил тромбо асс аспирином обычным, :)

-1
Ребята добрый день, вопрос не по теме меня интересуют отзывы по обувке Scarpa Mont Blanc GTX. собираюсь летом на Эльбрус, кто, что скажит про эти боты, по пластику думаю...

0
**Мне очень нравится лёгкая и комфортабельная Orbit 3. Но в таких палатках такой выбор, что глаза разбегаются. Лишь бы устанавливались легко в непогоду, были лёгкими, надёжными и комфортными. **
Дык Татонка ведь полубочка, про такую конструкция не скажешь, что ее легко устанавливать, особенно в непогоду.

0
В тему прошу проконсультировать. Хочу купить реально хорошую и долговечную мембранную куртку для сложных горных походов и восхождений до 3Б-4А и остановился на редфоксе. Варианты - goretex или dry factor. Если кто ходил и в том и в другом или хотя бы в драйфакторе, просьба прокомментировать, стоит ли платить почти в два раза дороже за гортекс.

0
Питание в экстриме питание в экстриме. Последний пример. Группа из 4-х человек, высокогорный маршрут, время в пути (без забросок) 24 дня. Вес питания 32 кг. Рацион выбран руководителем с повторением через 6 дней. Завтрак - сладкая каша, обед густой суп + сухой бутерброд (сухое буррито), ужин каша с мясом + буррито. Карманное питание - фруктовая пастила с протеином (пастилетки). ,,,

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru