«Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альп. союза DAV (часть 2)
Станция на двух ненадежных ФТ (например, обычные крючья, закладки или френды; организация фикс. компенсационной петли или распределения нагрузки и петли для последовательной блокировки)
При наличии 2х ненадежных (в оригинале – сомнительных) ФТ (например, обычные крючья), следует оценить возможность создания третьей ФТ (песочные часы, закладка, камалот итд.). Если такое возможно, то организация станции осуществляется как описано в след. параграфе. Если приходится довольствоваться только 2мя ненадежными ФТ, самым выгодным решением оказывается использование фиксированного распределения нагрузки.
Этим гарантируется, что при отказе одной из ФТ на оставшуюся ФТ не действует дополнительная сила. Кроме того, достигается приложение нагрузки на сблокированные ветви петли при одновременном ее (нагрузки) достаточном распределении.
Если возможно, то впоследствии стоит растянуть такую станцию при помощи самостраховки страхующего чтобы ведущий мог быть застрахован через ФТ. Если растяжение невозможно, организается страховка через ЦТ в вершине фиксированного треугольника. Тело страхующего образует в этом случае единственную растяжку против рывка вверх. ПРИ этом существует опасность удара страхующего о скалу с последующей потерей контроля за веревкой (см. раздел «методы страховки»).
Вкратце
• Если в распоряжении имеются то лько ненадежные крючья, станцию следует усилить.
• Если усиление невозможно, должна рассмотреться альтернатива организации станции в другом месте
• В случае организации станции на 2х сомнительных ФТ, используется фикрированное распределение нагрузки (без образования доп. рывка при отказе одной из ФТ)
• Основное правило: 2 ФТ для компенсации рывка вниз, одна ФТ плюс тело страхующего для компенсации рывка вверх
• При организации страховки, страховка через ФТ имеет приоритет перед использованием ЦТ страховки с распределенной нагрузкой/страховки через обвязку. Станция должна быть по возможности растянута. В случае невозможности применяется страховка через ЦТ фиксированного распределения нагрузки.
• Для растяжки станции лучшим решением является основная веревка. При движении ведущего, с самостраховкой ведомого когда тот достиг станции.
• Использование на сомнительных ФТ класической компенсационной петли не резонно т.к. последствия дополнительного рывка в случае отказа одной из ФТ могут быть фатальными.
Рис. 21: Станция на двух сомнительных ФТ с фиксированным распределением нагрузки и последующей растяжкой
Станция на нескольких ненадежных ФТ
Аналогично станциям на 2х ненадежных ФТ, при большем их количестве также рекомендуется использование распределения нагрузки. Выбор между фиксированной системой или системой с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки определяется положением крючьев и имеющимся в наличием материалом для организации станции.
Cистема с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки позволяет эффективно и быстро организовать станцию если один из крючьев расположен несколько ниже другого. При этом ЦТ петли вешается на нижний крюк и соединяется при помощи стремени с верхним крюком.
Рис. 22: Станиция на трех ненадежных ФТ с распределением нагрузки при помощи петли для последовательной блокировки
При этом существуют некоторые варианты: ЦТ петли располагается или чуть ниже нижнего крюка ( рис. 22 слева) или же нижняя ФТ растягивается верхними ФТ (рис.22 справа). В первом случае имеются три ФТ работающие против рывка вниз, во втором случае нагрузка принимается сначала «только» двумя верхними ФТ. Достоинством второго метода является то, что закладки, которые легко вылетают при рывке вверх, могут быть хорошо растянуты и тем самым зафиксированны.
Рис. 23: Станция-спрут, вариант организации для приключенческих маршрутов (Abenteuerrouten, adventure routes)
Рис.24: Реализация, траспортировка и организация станции при помощи «спрута»
«Cпрут» является хорошим вариантом если должно быть сблокировано большее количество ФТ. Для этого «спрут» заранее изготавливается из дайнемы или кевларового репшнура как показано на рисунке и транспортируется так же как и петля для последовательной блокировки. Петля ЦТ вешается в самую нижнюю ФТ и каждая ветвь вешается на карабины верхних ФТ с помощью стремени. Такой способ позволяет быстро и эффективно сблокировать до пяти ФТ.
Вторую возможность для блокировки нескольких ненадежных ФТ предоставляет система с фиксированным распределением нагрузки. Для этого необходим длиннный репшнур из кевлара или дайнемы (4-5 метров) или одна 2.4 метровая петля из дайнемовской стропы. Репшнур продевается напрямую в уши крючьев и связывается дубовым узлом (у автора вид узла на рисунке не совпадает с названием указанным в тексте, я использовал узел с картинки, использование узла из текста – просто опасно – прим. перев.). Затем отдельные ветви стягиваются вниз и связываются вместе дубовым узлом. Этот метод широко распространен в Австрии и Южном Тироле. Петля из стропы должна вешаться на ФТ карабинами.
Как недостаток стоит отметить, что система не растянута против рывка вверх.
Рис. 25: Станция с фиксированным распределением сил оргнизованная на трех крючьях при помощи кевларового репшнура или петли из стропы.
Вкратце:
• Для организации станции на нескольких ненадежных ФТ может использоваться система с распределением нагрузки (без появления доп. нагрузке при отказе одной из ФТ) реализованная либо при помощи петли для последовательноой блокировки либо с фиксированным распределением.
• При наличии центральной самой нижней ФТ, предпочтительным является построение с помощью петли для последовательногой блокировки. Растяжка при этом не является необходимой и может организовываться страховка через ФТ.
• При отстуствии нижней центральной ФТ может использоваться система с фиксированным распределением нагрузки. При нижней страховке систему следует по возможности растянуть.
• Для станции на ненадежных ФТ использование классического распределения нагрузки без связанных вместе отдельных ветвей неразумно, т.к. последствия отказа отной из ФТ в случае срыва могут оказаться фатальными.
o Предпочтительна растяжка с помощью основной веревки. При верхней страховке растяжка осуществляется самостраховкой страхуемого после того как тот достиг станции.
• Для станции на ненадежных ФТ использование классического распределения нагрузки без связанных вместе отдельных ветвей неразумно, т.к. последствия отказа отной из ФТ в случае срыва могут оказаться фатальными.
На следующем рисунке предствлена схема выбора оптимального решения для организации станции на нескольких ненадежных ФТ.
Рис.26.
Особые случаи
Dummy-Runner
Дамми-раннером (dummy-runner) называют первую промежуточную страховку (оттяжку) встегнутую в станцию. Этим обеспечивается что при срыве на станцию рывок на страховочное устройство всегда направлен наверх.
В основном dummy-runner используется при страховке через обвязку чтобы избежать сильного рывка на страхующего. Его применение может также быть обоснованным при страховке через ФТ при наличии на станции достаточного количества ФТ расположенных одна над одной, например при ледолазании.
Рис. 27: Dummy-runner на станции с о страховкой через обвязку и при страховке через ФТ с помощью «стакана»
„Plus-Clipp“
Плюс-клипом (примерно «дополнительное простегивание», plus-clipp) обозначают простегивание в первую надежную промежуточную точку (шлямбур) следующего по ходу участка маршрута. Веревка при этом осознанно простегивается в карабин промежуточной точки так, что его скоба выворачивается от рельефа (см. рис. 28). Потом ведущий спускается вниз к станции (лазанием или его спускает страхующий внизу), организует страховку и партнер по связке поднимается с квазиверхней страховкой. Добравшись до станции страхуемый может продолжать движение корректно перестегнув веревку в карабине. Таким образом избегается возможный рывок на станцию аналогично тому, как это осуществлено в варианте с dummy-runner’ом
Рис. 28: „Plus-Clipp“
Работа с двойной веревкой
При использовании половинной веревки (халф) в точки промежуточной страховки встегивается поочередно то одна то другая ветвь двойной веревки. Достоинством такого метода является уменьшение трения при невыгодном расположении промежуточных точек на рельефе. Кроме того рывок приходится только на одну ветвь веревки. Действющие силы (рывок на сорвавшегося и на точку страховки) поэтому меньше чем при срыве на обоих ветвях и нагрузка на ненадежные промежуточные точки уменьшается.
Рис. 29: Использование половинной веревки (справа) уменьшает трение и силу рывка при срыве
Страховка на ФТ с помощью «стакана»
Чтобы при использовании двойной веревки обеспечить минимальное трение и избежать оплавления (как может происходить с узлом UIAA) больше всего подходит «стакан». Кроме того, с его помощью достигается более мягкий рывок на сорвавшегося. При этом тормозное усилие ATC-XP примерно соответствует тормозному усилию узла UIAA.
Важно: чтобы гарантировать достаточное тормозное усилие у «стакана», может использоваться либо простегивание веревки в дополнительный карабин перед «стаканом» либо использование dummy-runner’а (ср. пункт „dummy runner“ и рис. 30)
Рис. 30: Страховка через ФТ с помощюь «стакана» и дополнительного карабина перед «стаканом»
При использовании карабина он должен встегиваться в крюк станции выше «стакана». После организации лидером первой надежной промежуточной страховки веревка вышелкивается из карабина.
Такая система при срыве на станцию обеспечивает тормозное усилие между 3 и 4 kN,
Подходящие устройства для страховки на станции
Для нижней страховки самыми предпочтительными является страховка через ФТ (основной метод в курсе подготовки инструкторов ) и страховка через ЦТ с распределеной нагрузкой. Для верхней страховкки рекомендуется страховочная шайба или узел UIAA.
Другие страховочные устройства являются скорее исключением и применяются для специальных случаев как, например, лазание по водопадам, ледолазание или в ситуациях когда есть только «плохие» промежуточные точки. В этих случаях нагрузка на промежуточные точки должна быть по возможности максимально уменьшена.
Для этого прежде всего подходит использование половинной веревки (см. выше) или страховка черз ФТ с помощью «стакана»
В порядке исключения если страховать приходится совсем новичку или кому-либо с недостаточной силой рук для страховки на ФТ может использоваться полуавтомат SIRIUS (TRE) (см. http://www.tre-pfullingen.de/assets/images/tre-vorne-schattiert.jpg, и вот что пишет производитель: TRE-Sirius объединяет в себе преимущества полуавтоматических страховочных устройств с простотой обращения «стаканов». При любых способах применения (верхняя, нижняя страховки, дюльфер) веревка вкладывается одинаково, что исключает ошибки. Обращение с веревкой такое же простое как у «стакана». При удержании рывка веревка может удерживаться в любом направлении, что также является плюсом в надежности. Для продевания веревки устройство не должно выстегиваться из карабина. TRE Sirius одинаково хорошо работает как со сдвоенными 7.5 мм веревками так и с 11 мм одинарными. - прим. пер., вообще говоря никогда этот девайс живьем не видел).
Однако ожидаемые силы рывка слишком велики т.к. TRE Sirius блокирует толстые веревки квазистатически. Также следует избегать контакта устройства с перегибом скалы.
Для верхней страховки двух поднимающихся партнеров, самым удобным является страховочная шайба. В такой ситуации узел UIAA должен использоваться в исключительных случаях т.к. с ним контроль обоих ветвей веревки при разной скорости движения страхуемых на рельефе недостаточен.
При страховке через обвязку могут в принципе использоваться любые устройства. Стандартным для многоверевочных маршрутов является шайба (верхняя страховка) в комбинации с узлом UIAA, «стаканом» или восьмеркой (страховка лидера)
Страховочная шайба
Страховочная шайба облегчает страхующему обращение с веревкой. При одновременном страховании двух поднимающихся партнеров каждая из ветвей может контролироваться отдельно при сохранении необходимой безопасности. Единственным критическим моментом является срыв под углом большке 90° по отношению в другой ветви веревки. Это может привести к проскальзыванию одной из ветвей веревки. В этом случае обе ветви должны держаться в одной руке регулирующей усилие торможения.
Рис. 31: Внимание: при угле в 90° и более блокируется только одна нагруженная веревка, другая свободно проскальзывает. Обе веревки всегда должны удерживаться рукой!
Станция на льду
В хорошем льду надежность ледобуров сравнима с надежностью шлямбуров. Поэтому для ледовой станции действуют те же правила что и для организации скальной станции на двух надежных ФТ. Самая высокая належность достигается при вкручивании ледобуров перпендикулярно или слегка наклонно к поверхности льда. Станция может быть легко организована при помощи заранее подготовленной станционной петли. Верхняя страховка осуществляется через петлю или карабин в ЦТ. Для страховки лидера (нижняя страховка) страхующий может выбрать страховку черех обвязку или через ФТ. Как только лидер вкрутил бур и встал на самостраховку (команда «самостраховка») , второй номер может выворачивать верхний бур своей станции.
Рис. 32 Ледобур заворачивается перпендикулярно поверхности или с небольшим наклоном
Рис. 33: Последовательность организации станции на льду при помощи петли для последовательной блокировки. При использовании веревки последовательность такая же.
Практические советы
В общем случае, распределение нагрузки и последовательная блокировака могут комбинировться. Всегда нужно обращать внимание на то, что в системе при отказе одной ФТ (особенно при ненадежных ФТ) не возникаел бы дополнительный рывок.
Дополнительные ФТ для улучшения станции могут включаться в станцию при помощи петель из стропы или основной веревки (последоват. блокировка) – см. рис. 34
Растяжка станции против рывка вверх осуществляется после того как ведомый достиг станции. В зависимости от того кто продолжает движение первым растяжка может осуществляться соответствующим концом веревки и узлом стремя.
Рис. 34: Растяжка станции должна организовываться после того как в этом возникает необходимость (перед началом лидирования)
Когда необходима растяжка, когда рекомендуется, когда от нее можно отказаться?
необходима:
при плоских выступах и страховочных средствах которые могут выпасть или сдвинуться при незначительном движении
рекомендуется:
Всегда чтобы иметь возможность страховки через ФТ, но только если для этого не требуется существенных временных затрат. Сравнительная оценка риска удара страхуемого о рельеф и/или потери на станции контроля над веревкой и усилий на организацию растяжки. Оценка практических альтернатив для полистаста с прусиком (с основной веревкой, оттяжкой и растяжка через последовательную блокировку с распределением нагрузки итд.)
Можно отказаться:
- если есть ФТ, которая держит во всех направлениях и организация растяжки требует слишком много усилий (аварийное решение: страховка через ЦТ последовательной блокировки с распределением нагрузки или ЦТ станции с фикс. распределением нагрузки – см. ранее в тексте)
- если не может быть значительного рывка вверх (траверс, гребень)
- для верхней страховки. Возможная реализация если на станции происходит смена ведущего например с пом. веревки со стороны страхуемого.
Использование на станции муфтованных карабинов (Key-Lock) создает больше удобства, например при сборке-разборке станции. Узлы стремя могут быть, например, быстро сняты с карабина без того чтобы зацепиться за выступ на его конце. В качестве запирающей системы подходят «не-самозаприрающиеся» муфты (например spin ball, байонет или резьбовая муфта), т.к. для завязывания на карабине стремени не требуется второй руки чтобы держать муфту.
При применении сдвоенной веревки (т.н. «твин» - прим. пер.) могут использоваться все варианты станции для одинарных веревок. Для половинных веревок элементы станции должны дублироваться для каждой ветви (вообще то у автора наоборот - но то ж явная ошибка – прим.пер.)
Использование приготовленной станционной петли.
В общем случае, настраиваемая самостраховка при помощи веревки и стремени более предпочтительна. Однако для дюльфера стандартом является использование сшитой петли. Требуется соблюдать острожность при использовании карабинов с пластиковым или резиновым фиксатором против закручивания. Переворот петли по недосмотру может привести к тому что петля будет держаться на карабине только при помощи этого фиксатора , который рвется при самой незначительной нагрузке (см. рис 35). Фиксирование карабина стременем вместо пластиково/резинового зажима позволяет избежать такой опасности.
Рис. 35: Резиновый фиксатор на карабине может стать причиной фатального несчастного случая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
теперь можно обсуждать. как сразу видно, текст не без ошибок и порой весьма серьезных.
так что нет идеала и при гнилом империализме :)
(имхо, часть ошибок от того, что исходник - короткий обзор,который по-видимому не вычитывался достаточно внимательно.)
да, кому хочется рассматривать картинки во всех деталях, стоит скачать немецкий оригинал
124
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По этому поводу здесь на risk-е сломано уже немало копий. Смотри, например, полемику в комментариях здесь, здесь и здесь. Если очень кратко, то позиции сторон пока зафиксировались на том, что ответ на этот вопрос зависит от начальной парадигмы, которую мы принимаем относительно прочности установленных нами для станции точек. Парадигма N1 (const): Про все имеющиеся точки мы ничего определенного сказать не можем кроме того, что каждая из них проверена весом тела создающего станцию. Парадигма N2 (vgr): "среднестатистическая "своя" точка держит 5...7 кН, при этом в "стаде" может оказаться только одна "паршивая овца" и вероятность появления сразу двух - пренебрежимо мала."
Выбор исходной парадигмы однозначно определяет выбор типа блокировки: N1 — компенсатор, N2 — фиксированное распределение. Примерно так.
Может все-таки вниз?
неверно! но это перевод, а не мое творчество – прим. пер.
Интересно обоснование неверности. Если я ничего не путаю, идея того, что написано в методичке, заключается в том, что достигается меньшее трение в дополнительных точках. За счет этого веревка лучше тянется (на большей длине) и поглощает больше энергии, за счет чего сила рывка на точку уменьшается.
Для верхней страховкки рекомендуется страховочная пластина или узел UIAA.
Возможно все-таки шайба? "Страховочная пластина" как-то режет глаз.
Ну и картинка с самострахом из петли забавляет. В том варианте, как нарисовано - дико неудобно. Перехватить ее фиксаторами какими-то (на крайняк изолентой) в нескольких местах и об описанной проблеме можно забыть. И путаться петля будет значительно меньше.
--------------------
Спасибо огромное за проделанную работу!
Если изолентой замотать не по всей длине, то проблема никуда не денется. И это касается не только самостраховок, а вообще всех открытых слингов. http://www.petzl.com/en/node/9885
На практике для того, чтобы такая ситуация непроизвольно возникла с петлей, перехваченой изолентой через каждые 15-20 см, нужен талант.
может по длине петли вообще один раз прошить? 8-0
Вообще самостраховка из слинга из стропы — это не есть хорошо. Одно дело, когда для того чтобы где-нибудь по-быстрому закрепить себя вы используете один из имеющихся у вас универсальных слингов и другое дело если вы решаете обзавестись штатной самостраховкой. В этом случае слинг брать за основу по меньшей мере неумно. Приобретите самостраховку из динамических материалов - целее будете.
с осн. веревкой такого не произойдет.
да,спасибо
Интересно обоснование неверности.
в изложении автора я не увидел достаточного объяснения преимуществ по сравнению с одинарной веревкой. рывок то все равно приходится на одну точку - ближайшую. вторая ветвь веревки нагрузки не воспринимает (если конечно точка не вылетит). Да, достигается избыточность и большая надежность страховочной цепи, веревка меньше трется на рельефе.
У автора стоит: "Кроме того рывок приходится только на одну ветвь веревки". Логический переход от этого утверждения к лучшему распределению нагрузки меня и смутил.
Но Вы, пожалуй, правы - за счет меньшего трения, динамические свойства веревки будут использоваться лучше. Срываться в такой ситуации не приводилось,так что собственного опыта нет :) (и слава Богу :))
Текст поправил.
Возможно все-таки шайба?
хорошо. с тех пор как я перестал переводить у себя в голове с одного языка на другой чтобы понять о чем идет речь, терминология слегка путается :)
Ну и картинка с самострахом из петли забавляет. В том варианте, как нарисовано - дико неудобно. Перехватить ее фиксаторами какими-то (на крайняк изолентой)
ну как же! изменения в конструкции страховочного устройства не рекомендуются производителем :))))
----------------------
спасибо за внимательное прочтение.
Одна половинка тянется лучше, чем одинарная, так как она тоньше. Отсюда, в первую очередь, и возникает значительно меньший рывок. По этой причине, как пишут производители, рекомендуется вщелкивать только одну веревку во все промежуточные точки включая первую после станции.
Вообще говоря, неверно. Например, "половинка" Мамут Obsession 8,3 mm жестче (т.е. тянется хуже), чем "единичка" Beal TOP GUN II 10,5 mm.
Докозательства?
Да нет, все дано в строгом соответствии со стандартом EN-892/UIAA-101:
- для веревок «половинок» (half-rope) тестирование на одной ветви - 1 strand;
- динамический рывок для груза в 55 кг — 6,5 kN, что в пересчете на 80 кг — 7,98 kN (Top Gun II - 7,4 kN);
- статическое удлинение при 80 кг — 8,6% (Top Gun II — 9,5%).
Удивительно, как Вам нравится опровергать очевидные вещи.
если сравнивать веревки одной фирмы - я посмотрел на данные эдельридов - то более тонкие больше тянутся и рывок тоже меньше.
кстати, они динамически одинаково тестируются?
(статически то и те и другие - с грузом 80 кг, а кол-во УИАА рывков - с 55 кг для половинной и с 80 кг для ординарной).
UPD: tendon вот пишет, что по EN892 динамически они тестятся с разным грузом ( http://www.mytendon.com/en/download/Manual_horolezeckych_a_pracovnich_lan.pdf стр. 13)
См. http://www.bealplanet.com/portail-2006/index.php?page=normes_dynamiques&lang=us (Impact force + Dynamic extension)
Так что данные на этикетке означают, что одна half тянется больше (и дает меньший рывок) примерно в полтора раза.
которые по 8.1 - 8.5mm - half, Halbseil - пользуются как на рис. 29 справа и тестятся в одну ветвь с 55 кг. (рис. 29 справа)
которые < 8 mm - twin, Zwilligseil - пользуются всегда как одинарная веревка - т.е. две ветви всегда простегиваются вместе в один пункт (рис. 29 слева) и тестятся соответственно как одинарная веревка - с 80 кг.
так вот опять к примеру от const:
beal тянется больше чем mammut. но вот рывковое усилие таки меньше у mammuta - 6,5 kN (mammut) vs. 7.4 kN (beal)
особенности технологии изготовления, -> энергия рассеивается по разному ? или я чего то не понимаю?
У них эти усилия как-то странно близки. Видимо, указанная веревка mammut так себе :) У Beal рывки на half порядка 5.7
Дорогой Алексей, дело в том, что разные модели веревок отличаются друг от друга своей структурой. Способом плетения, например. И именно плетение во многом и задет те или иные упругие свойства конкретных моделей. Поэтому наружный диаметр - это далеко не исчерпывающая характеристика для описания упругости веревки.
mammut и edelrid делают одинарные веревки с "бОльшим"усилием - типа больше 9кН
у tendon и beal рывковые усилия меньше 8 кн. beal, например, и тянется много больше( 37% супротив 30-34 у маммутов). внутри веревок каждой фирмы соотношение верное - одинарные веревки жестче чем халф, и твин самые "жесткие".
зато mammut живучее.. усредненно, конечно.
"Единичка" Tendon Master 9,2 статическое удлинение – 9%
"Половинка" Tendon Ambition 8,5 статическое удлинение – 6%
Не надо доводить вопрос до абсурда и сбивать людей с толку. Металлический трос тоже тоньше, а тянется хуже.
JOKER 9,1 mm, — 8,2 kN
STINGER III 9,4 mm, — 8,2 kN
BOOSTER III 9,7 mm, — 7,3 kN
TIGER 10 mm, — 7,6 kN
FLYER II 10,2 mm, — 7,4 kN
TOP GUN II 10,5 mm, — 7,4 kN
APOLLO II 11 mm, — 7,7 kN
(это поговорка, а не адресовано персонально)
TENDON
master series__________ambition series
8,5 mm -> 5,5 kN_______8,5 mm -> 5,5 kN
9,2 mm -> 6,8 kN_______9,1 mm -> 5,5 kN
9,4 mm -> 7,0 kN_______9,8 mm -> 7,6 kN
9,7 mm -> 7,6 kN_______10 mm -> 7.2 kN
_____________________10.2 mm -> 8 kN
_____________________10,5 mm -> 8,5 kN
так какое итоговое мнение - сулит движение на разведенных по разным оттяжках половинках меньшие проблемы с точки зрения рывка или нет?
В любом вопросе важно понимать суть, а не оперировать догмами. В веревкостроении суть заключается в том, что динамические свойства веревки определяются в первую очередь конструкцией веревки, а не ее диаметром. Вот если конструкция одна и та же, то тогда да - чем тоньше, тем мягче. Закон Гука-то никто не отменял. А поскольку Tendon в своем модельном ряду, не мудрствуя лукаво, использует только две конструкции веревок, варьируя лишь их диаметр, то для понимающего читателя ничего удивительного в приведенных Вами данных быть не должно.
сулит движение на разведенных по разным оттяжках половинках меньшие проблемы с точки зрения рывка или нет?
Давайте все же отделим мух от котлет. Только лишь факт применения "половинки" вместо "единички" преимущества в плане уменьшения рывка не дает - здесь все будет зависеть от конкретных моделей используемых веревок. А вот применение метода двойной веревки (причем неважно, используются при этом "половинки” или "единички"), безусловно, способствует уменьшению силы рывка за счет уменьшения трения на промежуточных точках страховки. Собственно, o чем сказано в статье, и доходчиво пояснено выше в комментарии моего украинского тезки.
про то , что свойства веревок определяются технологией я тоже написал где то наверху. может лишь не в такой категорической форме :)
(и спецально привел пример веревок из одной серии, благо у тендона разобраться легко)
и про отделение мух от котлет - хороший лозунг. Дискуссия то началась с того, что я заявил о собственном недопонимании то, что чего сам же прилежно и перевел :)
Кроме того рывок приходится только на одну ветвь веревки" - было одним из аргументов авторов статьи почему метод двойной веревки есть хорошо.
Вы подтвердили мои сомнения в том, что не все однозначно.
К сожалению не знаю Вашего имени, но еще раз большое спасибо за перевод.
... было одним из аргументов авторов ... не все однозначно.
Конечно, по-немецки я абсолютно не понимаю, но по смыслу мне кажется, Вы, здесь несколько не верно выхватили суть раздела про двойные веревки. В том разделе авторы, в отличие от нас, сравнивают между собой не "единичка" vs "половинка", а исключительно "сдвоенная веревка (twin)" vs "двойная веревка (half)".
Но по Вашему Beal не в курсе, что он производит. И только Вы знаете правильный ответ. Нет слов!
Beal Joker (9,1мм) - универсальная. Груз 80кг - рывок 8,2кН. Груз 55кг- рывок 6 кН.
Другое тестирование половинок для груза 80 кг проводилось по просьбе Гадда на фирме Sterling Rope. Резулльтаты обсуждались здесь:
Образец ----рывок для 55кг (пасп./тест. значение) ---- рывок для 80кг (результат теста)
А ---- 4,85кН / 5,35кН ---- 7,35кН
В ---- 6,3кН / 6,24кН ---- 8,15кН
С ---- 6,5кН / 6,25кН ---- 8,23кН
D ---- 6,1кН / 5,88кН ---- 9,22кН
Точные марки веревок политкорректно не приводятся, но судя по паспортным характеристикам,
А - Beal "Iceline" --8.1mm
B - Mammut "Genesis"-- 8.5mm
C - Sterling "Duette"-- 8,4mm
D - Sterling "Marathon"-- 8,8mm
может оттого, что при создании второй части было указано, что есть предыстория? 8-0
они организовывали послед. блокировку при помощи петли и вторую ФТ блокировали стременем на одной ветви. В тесте достигался отказ одной из ФТ при статической страховке. Во всех случаях (разные материалы), петли блокированные одной ветвью не выдерживали. Причиной этого является то, что прочность узлов при динамич. нагрузке - т.е при рывке - намного меньше чем при статике. Это действует для всех материалов, но особенно ярко проявляется при новых материалах (имеются ввиду "тонкие легкие полиэтиленовые петли" а-ля дайнема или спектр).
линия 6 кН соотв. по их мнению некой величине, выше которой огрести рывок на станции малореально (эта величина экспериментальная).
главное резюме (чтоб тут не было лишних дискуссии :)) - блокировать надо не одной ветвью петли, а двумя. Блокировать одинарной или половинной (халф) веревкой можно в одну ветвь, при сдвоенной (твин) веревке блокировка должна быть двумя ветвями.
хотелось бы увидеть в PDF
я говорю о том что бы это сделать обще доступно и удобно для всех, а не для тех у кого руки под ПО заточены.
вообщем главное что автор меня понял, за что ему еще раз спасибо.