Томаш Мацкевич: «упорству храбрых поем мы песню…»

Пишет veterok-veterok, 26.04.2014 19:27

Небольшой материал о Томаше Мацкевиче. Думаю, этот человек заслуживает внимания.

В этом году заключительная попытка подняться на вершину Нанга-Парбат, в ходе которой Давид Готтлер и Томаш Мацкевич смогли вылезти на ребро Мазено и бросить взгляд на Диамир, ознаменовала окончание экспедиции немецкого альпиниста, но стала промежуточной точкой для поляка и вновь обратила внимание альпинистского сообщества на этого мало известного героя зимних восхождений на Нанга-Парбат.

Томаш Мацкевич: «упорству храбрых поем мы песню…» (Альпинизм, нанга-парбат, зимнее восхождение)
©Justice for all



Томаш Мацкевич может по праву считать Нанга-Парбат своим вторым домом. Действительно, эта гора стала его зимней резиденций, так как он провел здесь четыре последних зимних сезона, снова и снова пытаясь взойти на вершину.

Впервые Томаш Мацкевич приехал на Нанга-Парбат зимой 2010-2011 г. Экспедиция «Nanga Dream – Jastice for All» в составе Марека Клоновски и Томаша не входила в польскую государственную программу Polish Winter Himalaism 2010-2015 под руководством Артура Хайцера. Два «аутсайдера» неожиданно объявились у Нанга-Парбат, когда еще ни один пакистанский восьмитысячник еще не был покорен в зимнее время. В тот год Томаш Мацкевич и Марек Клоновски попытались подняться по маршруту Кинсхофера на Диамирской стороне, но обилие снега и риск схода лавин вынудили их завершить экспедицию в середине января, при том что альпинисты не продвинулись дальше лагеря С1.

На следующий год они вернулись в том же составе и опять на Диамирский склон. В сезоне 2011-2012 гг. они встретились в базовом лагере с Симоне Моро и Денисом Урубко, хотя команды планировали идти разными маршрутами. В тот раз поляки уехали в середине января, а итальянец и казахстанец пытали удачу до середины февраля, хотя их вердикт был таким же. Симоне Моро отметил: «Гора бесчеловечна. Это русская рулетка, а не альпинизм».

На следующую зиму 2012-2013 гг. Томаш и Марек решили поменять сторону и выбрали маршрут Шелла. Спустя многие недели работы в горах и две полные недели на высоте более 6.000 м., Томаш сделал попытку штурма вершины в одиночку, в результате которой сумел подняться выше перевала Мацено до отметки 7.400 м.

На Рупальской стороне поляки встретились с французом Жоелем Вишневски, который пытался совершить сольное восхождение и пропал без вести. Даниель Нарди и Элизабет Револь, а также Золтан Акс, Давид Кляйн и Ян Овертон штурмовали гору с другой стороны. После «завоевания» Броуд-Пик командой Адама Билецки, осталось только два восьмитысячника, не покоренных в зимнее время: Нанга-Парбат и К2.

Томаш Мацкевич родился под Лодзем (Польша), а его развитие как альпиниста неразрывно связано с Нанга-Парбат. Неизвестный аутсайдер в 2010 г., неофит (в глазах Симоне Моро и Дениса Урубко) в 2011 г., сейчас он входит в элиту мирового альпинизма. Зимой 2013 г. Томаш достиг отметки 7.400 метров – выше, на 7.800 метров, смогли подняться только Кшиштов Панкевич и Збигнев Тжимель в далеком 1997 г. (по маршруту Кинсхофера).

Но Томаш Мацкевич известен не только своими достижениями в альпинизме. Его личность и манера, в которой он совершает восхождения, воскрешают в памяти старые стереотипы об альпинистах: бородачах-аскетах, живущих горами.

Его методы работы на Нанга-Парбат сильно отличается от того, как действуют другие экспедиции. Он не боится ночевать на высоте, при низких температурах и в дискомфортных условиях: по его мнению, уединенность высоты и преимущество быть ближе к целее компенсируют все неудобства.

Его экспедиции не располагают техническими и технологическими достижениями, которые есть в распоряжении других команд. Этой зимой на Рупальской стороне резко бросалась в глаза разница между имеющими хорошую поддержку спонсоров Симоне Моро и Давидом Готтлером и плохо финансируемыми поляками. Бюджет проекта на 80% оплачен из средств, полученных за счет краудфундинга, поэтому не было и речи о «роскоши», которая характерна для многих современных экспедиций. Например, его базовый лагерь был установлен в деревянных постройках пакистанских пастухов, а не в палатке последнего поколения.

Этой зимой он работал на маршруте без спешки, но не останавливаясь, с почти безграничным терпением. Он провел на высоте больше ночей, чем кто-либо, покинув базовый лагерь на четыре дня раньше, чем первые из его товарищей, мотивируя это потребностью «быть одному». Он делал попытки до самой последней возможности. Похоже, что Томаш Мацкевич не отступится от Нанга-Парбат и в следующем сезоне.

Автор: Desnivel.com
Перевод/редактирование: Евгения Андреева

83


Комментарии:
0
Подскажите- он входит в элиту мирового альпинизма- а какими заслугами?

0
Получается - всё сделал, чтобы там остаться.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru