Восхождение на Маттерхорн по гребню Леон (Leon). Описание маршрута
Валентин Сипавин
Летом 2010 года, получив предложение сходить на Маттерхорн, и заодно сводить людей (чтоб было сразу понятно, на кого ориентирована данная статья), я по привычке, еще задолго до мероприятия, стал искать описания маршрута. Естественно, мог надеяться только на всемирную сеть.
Особенностью будущего приключения было то, что на Маттерхорн предстояло восходить со стороны Италии, из городка Броил-Червино, а не по швейцарской «классике» Хернли.
Но, к своему удивлению, на русскоязычных сайтах практически ничего не нашёл, что сгодилось бы в качестве сносного описания. Немного лучше была картина со швейцарским маршрутом, но, к сожалению, мы на него не собирались...
Оставалось понадеяться на гайд-буки, которые теоретически можно было купить в Шамони (а мы там собирались пожить неделю перед восхождением на Маттерхорн, разминаясь Монбланом). Но даже в книжных бутиках европейской колыбели альпинизма мы не нашли исчерпывающей информации по маршруту Леон грат. Во всех гайдах описания маршрута из Броила на Маттерхорн очень смахивали на малопонятные рисунки от руки из «Баксанской долины». Немногословный итальянский, в лучшем случае, английский текст дополнял информационный голод.
Поэтому, уже после восхождения, у меня появилась мысль написать описание для русскоязычных пользователей сети. Тем более, что на горе мы встретили земляков из Львова, что говорит о популярности маршрута.
Итак, путь к вершине Маттерхорна по «итальянскому классическому маршруту» гребню Leon начинается из городка Броил-Червино, что к северу от Аосты (Италия).
Если вы приезжаете на машине, ее можно оставить на парковке. В нашем же варианте было так. Мы приехали из Шамони на 3-х авто, выгрузились, и машины (с невосходящими, точнее отдыхающими) уехали.
В посёлке можно узнать о состоянии хижин (работают или нет, наличии в них газа), стоимость проживания, купить продукты и т.д. Всё восхождение на Маттерхорн со стороны Италии условно можно разделить на 3 участка.
Фото карты. Маршрут
• Городок Броил-Червиния — приют Абруцци — это пешеходная часть маршрута по дороге. Для тех, у кого здоровые колени — можно срезать по тропинке. Эту часть маршрута преодолеют даже женщины и дети, чтобы потом наблюдать за смелыми восходителями.
Весь путь до хижины качественно промаркирован. Заблудиться нереально, хотя у нас шёл дождь, и видимость была метров 50. По серпантину вы минуете красивый небольшой водопадик, пройдёте местную ферму и выйдете к хижине.
При желании сюда можно заехать на машине — местные строители так и делали. Пешком с рюкзаками без акклиматизации — максимум до 4-х часов.
Хижина Абруцци, наша стоянка и завтрак...
Хижина прошлым летом строилась и была закрыта. Мы ночевали на ровной щебёночной площадке в палатках. Кругом озёра. Красота. Утром из-за туч иногда появлялась гора, которая выглядела весьма непривычно по сравнению с классической фоткой со Швейцарии. В этот день у меня уже с утра «приключился» день рождения и все подарили мне бесконечно красивый вид на нашу Гору.
Подарок на "днюху"
С хижины открываются красивейшие виды на долину и окружающие озёра.
Озёра...
В принципе, тут можно жить и в палатке в 200-х метрах от «цивилизации» на берегу озерца-лужицы 100 X 50 м. Ребята-львовяне и мы оставляли тут свои палатки с ненужными наверху шмотками (кроссовками, футболками, палатками и т.д.).
• Второй участок маршрута: хижина Абруцци — хижина Каррел (refugio Carrel).
Он уже потребует одновременного хождения по простым «бараньим лбам», по осыпным склонам и, в конце, немного движения по перилам. Скорость передвижения будет зависеть от подготовленности группы. Спортсмены высших разрядов могут до верхней хижины пройти без снаряжения (чего делать, впрочем, не рекомендую). По времени — 2-3 часа, думаю, будет неплохим результатом.
Менее подготовленная и более многочисленная группа может потратить на этот отрезок пути до 5-8 часов.
Из снаряжения никаких волшебных приспособлений не потребуется.
Итак, от хижины, по ярко выраженной тропе по «сыпухе» вверх под огромный жандарм. По тропе, местами по очень простым скалкам и снова по тропе выходим к большому кулуару (в основании — табличка).
По кулуару вверх (скалы, может, до 2 к.с., но связываться не хочется — падать некуда) выходим на «бараньи лбы». По ним тоже пешком (по сухой погоде).
Когда скалы мокрые, лучше на эту часть маршрута не выходить, иначе вы рискуете удовольствие от восхождения на красивую альпийскую гору поменять на нечто среднее между сомнительным спортом (когда хоть умри нужно закрыть 2-й разряд) и опасным мазохизмом.
Я думаю, снежное состояние год на год не приходится, но в начале августа 2010 года мы пересекали пару небольших снежников. Также были подлазы по 2 метра, но в общем, сносная тропа, сложено много туриков для ориентирования.
В нашей группе было 2 девушки и несколько человек без особого опыта технических восхождений (если не считать Крымских «четвёрок»), так что мегасложностей физически подготовленные люди не встретят ;)
При подъёме на этой части маршрута, по большому счёту, при хорошей видимости мы всё время видим приютившийся домик на гребне Маттерхорна (справа по ходу движения) и собственно перемычку между этим гребнем и огромным «жандрмом-пупырём», под которым находимся. Нам нужно двигаться в направлении перемычки и приюта.
Вид с перемычки в сторону спуска.
Но будьте бдительны — тропа поднимается максимально вверх-вправо, а потом траверсом выводит на эту перемычку. На траверсе можно встретить шлямбура. На всякий случай постарайтесь запомнить их местонахождение.
Тропа на траверсе пересекала несколько участков снего-льда. Тут нам пришлось бросать веревочку товарищам, чтобы они за неё просто придержались.
На перемычке было тепло и уютно. Это на подъёме...
Тут мы надели системы. С перемычки ещё метров 60-70 по сыпухе с не совсем приятным подлазом вначале и подходим к скалам. Ориентирование простое и понятное. Иногда торчат стальные штыри, за которые можно страховаться. Но чаще встречаются вытаявшие дюльферные станции, причем их может быть до 3-х на десяти квадратных метрах. Потом расскажу, для чего и почему :) Теперь там есть и парочка станций на нормальных якорях, а не на кованых крючьях 1800-Бог знает какого годa...
Двигаться необходимо вверх к небольшой (15м) вертикальной стене, на которой висят канаты (опять же, при хорошей видимости всё ясно и понятно).
Та самая стеночка.
Про канаты на классических альпийских маршрутах было написано немало. Основное неудобство — карабин на них не защёлкивается. Привязаны эти канаты прямо к шлямбурам репшнуром 6-8мм и соответственно карабин (оттяжку, самостраховку) вщёлкнуть в эти шлямбура может быть проблематичным! Поэтому, как правило, мы на таких местах организовывали товарищам верхнюю страховку.
После стеночки оказываемся на уютной полке с кучей шлямбуров. От станции еще 50 метров прямо к хижине. Мы тянули перила прямо до металлоконструкции, т.к. скалы были присыпаны снежком.
Для полноты :)
От перемычки: R0-R1: I,100м,II+,45м,50º.
R1-R2: III,45м,50º.
R2-R3: V,35м, 90º.
R3-R4: II,50м, 45º.
Хижина Карел
Представляет собой уютный домик на растяжках прямо на гребне. Выходя из двери, оказываешься над пропастью.
Туалет мало чем отличается от подобного заведения, например, зимой на эльбрусских «Бочках» — снизу как в аэродинамической трубе, короче, не очень, особенно в 3 часа ночи перед горой...
Газ есть, воду топить в большом баке. Народу в хижине было предостаточно, но всем хватало конфорок вскипятить воды на чай или супчик. Даже в 4 утра. Хотя своя горелка не помешает.
Спальное помещение – двухъярусные нары с матрасами и подушками. Спать было тепло и душно. Кто-то сразу залёг на лавках в кухне. Видимо, чтоб пораньше выйти. Я их все равно разбудил.
Хижина работает без смотрителя. На стене висит ящичек с надписью: «просим положить 23 евро за ночь». То есть, на совесть давят... Как быть — решать вам.
В хижине.
Вечером можно полюбоваться огнями долины, облокотившись на перила балкона. Романтика, одним словом...
Выход.
Можно долго полемизировать о необходимости раннего или позднего выхода на маршрут, но при планировании восхождения нужно учитывать следующие факторы.
• Если в хижине много людей, значит, будут очереди на маршруте, особенно в местах, где висят перила (канаты, цепи) и не обойти медленных восходителей.
• С другой стороны, знающие маршрут и более подготовленные выходят попозже и лезут по головам. Можно, конечно, устроить скандал, но ни к чему хорошему это не приведёт.
• От хижины и до вершины «climber’ам» со вторым разрядом и ниже я не рекомендовал бы двигаться одновременно, разве что по канатам и тросам, что существенно замедляет темп движения.
Маршрут достаточно длинный, но при хорошей погоде, отсутствии обледеневших скал и при малом количестве снега, своих точек я заложил не более 20. Хотя, можно было бы и больше.
Смотрите внимательно — промежуточные шлямбура и станции почти везде. Почти.
• Хижина Карел — Гора.
Итак, от хижины:
R4-R5. III,10м,45º,V+,15м,100º (канат). Прямо от хижины канат. Немного по простым скалам, и через реальный карниз. Под ноги не очень, даже я поднапрягся в начале. Станция на полке.
R5-R6. II-III,200м,45º(канат). Далее по канатам по полке траверсом вправо и далее вверх, местами без каната (есть шлямбура и колья), в кулуарчик и выход на осыпную полку.
R6-R7. III+,50,70º. Немного вверх, затем не совсем неприятный траверс вправо в обход балды в основание кулуара с канатом. Сторона теневая, был снег. На этом участке канатов нет, закладки, иногда шлямбура.
R7-R8. III+,150,50-60º. По кулуару по канату вверх 20 м, далее траверсами вправо по полкам-плитам, с якорями было хорошо. В этом месте можно обгонять или пропускать вперед.
В этом месте хочется выйти сразу налево на гребень – кажется 30 метров по стеночке и ты там. Так сделали и англичане. Потом вернулись))) Выйти через откол к станции, с которой виден справа на осыпной полке горизонтальный трос длиной 100м. Нам к нему.
R8-R9. III,50м,50º. Траверс к тросу. Заложиться особо некуда, 1 шлямбур на 50 метров, можно поскользнуться и неприятно полететь. Якоря спасут. Станция у троса.
Далее 100м траверс по металлическому тросу. Карабин в него вщёлкивается.
R9-R10. IV,150м,50-60º. От троса вверх по плитам (одновременно не хотелось) к основанию вертикальной стены с цепью.
Соорудили пару станций на своём, промежуточные точки клал ответственно, падать не хотелось.
По цепи 50м, 90º. В любое звено вщелкивается карабин или оттяжка, можно стать на самостраховку. Выход на гребень. Красота. Ветер.
R10-R11. III-IV,300м,50-60º. Далее по гребню вверх, как правило слева по ходу. Лазание разноплановое и несложное. В одном месте траверсом влево, затем в кулуарчик и выход на полку со шлямбуром. Есть пара шлямбуров на этом участке. Скалы были со снегом, местами чистил в поисках зацепок. Рельеф богатый, страховался ответственно. Закладки, френды. Далее гребень выполаживается, небольшой снежник и мы на первой предвершине Тиндаль (Tyndall) 4262м.
R11-R12. II,200м. от предвершины по относительно горизонтальному скальному гребню под основание предвершинной башни.
R12-R13. V,180м,90º. Ключ маршрута. С гребня смотрится достаточно сурово. На вертикальной стене в бликах солнца блестят цепи и даже лестницы. Потребуется хорошая физическая подготовка и опыт работы на «виа-феррата». Для подготовленных «бойцов» возможно самостоятельное движение с организацией самостраховки за тросы и лестницы.
Канаты, лестница, цепи, канат.
R13-R14. IV,60,60º. Выход с «виа-ферраты» на предвершинный гребешок, спуск в провальчик. Выход на «швейцарскую» главную вершину 4478м.
Вершина.
Частное мнение.
В целом маршрут очень разноплановый. Есть лазание как со своими точками, так и «пробитые» как крымские мультипитчи участки, «гимнастика» по канатам и «виа-феррата» по вертикали. Если не очень повезёт — скалы могут быть в натёчном льду.
Как по мне, ходить такие горы для спортивного роста, с одной стороны – не очень корректно (мало натуральной страховки), а с другой — не каждое отделение второразрядников с опытом нескольких 4А типа «Конфеты» на МНР успеет спуститься в хижину до темноты... Скорее — это коллекционный маршрут.
Спуск
Ах, да! Чуть не забыл о такой важной вещи как спуск! Если вас двое, не ведитесь на развод типа «а мож с одной веревкой пойдём?!». Хотя так почти все буржуи и делают. Зато потом дюльферяют они очень долго и нудно. Мы на спуске паровозом из 9 человек при наличии всего четырёх верёвок обгоняли множество «крутых» двоек.
И самое главное. Вечером, накануне восхождения, перебирая в хижине по своей спортивной привычке железки, я ловил на себе снисходительные взгляды буржуев и наших — на хрена ты затащил сюда якоря, длинные оттяжки и расходник? Это же классика – тут всё пробито! Мне были привычны такие насмешки...
Блин, но как же я смеялся над буржуями во время спуска, когда после восхождения всю ночь и утром «колбасило», и четыре, казалось бы, простейших веревки от хижины до перемычки вниз, превратились в реальную борьбу за выживание. Видимость — 15 метров, ветрище на гребне, скалы залеплены снегом, дюльферных станций не видно (хотя я точно помнил, что их тут немеряно!), «иностранные восходители» на коленках мечутся по склону в поисках петель через каждые 20-25 метров...
"Буржуйская школа" дюльферов с одной веревкой)))
Вот тут-то и пригодились якоря, «расходник» и веревки 60-тки. Будучи в этот день благосклонным к попутным раздолбаям и желая свалить отсюда побыстрее, я некоторым счастливчикам предлагал уехать на всю их веревку, чтобы по головам нашим поменьше дюльферяли, и потом отщёлкивал её от станции и бросал им (соответственно, развязывая узел и оставляя карабин себе на память:)...
На перемычке — ветрище, а тут еще и кошки надевать. Но бывало и хуже...
Перемычка. 2 дня назад тут было лето...
Отход от перемычки тоже оказался не так прост. На подъёме шлямбура запоминали? Тогда — вперёд! ;)
Очень помогали сложенные турики из камней.
Дальше еще несколько раз клал точки для подстраховки, и уже перед финальным кулуаром по мокрым лбам пришлось бросать верёвочку.
В кулуар можно было бы и так слазить, но женщины захотели съехать. А там оказалась стеночка 3 метра, они с неё благополучно и свалились, получив подарочные синяки напоследок.
Дальше пешком, палатка у озера, сидр из горла (спасибо «Лётчикам», которые не зря ждали нас внизу), и бегом к машинам...
Дальше — в Шамони, праздничный ужин, вино… Всё стандартно. Но к описанию это уже не относится :)
Рекомендую Гору и маршрут. Всем Удачи!
Фотоальбом восхождения
Оригинал статьи
259
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но все же могли карту сами отсканировать, я не тянуть с Mountain.ru.
Как-то некошерно...
Мы в этот же день на Маттерхорн сходили, только по классике с Хернли, от хижины на 3200. Непогоду следующего дня "поймали" уже внизу, в хижине, откуда сбежать до станции канатки можно при любой погоде.
На "Херли" было пробито или провешено почти все, если мне не изменяет память, мы не сделали ни одной своей точки страховки.
Кажется, четверочное лазание только на скалах у хижины Солвей на 4003, да на вершинной части микст - у вас интереснее маршрут!
Про "железо" - в точку :) Его взяли много, кроме того, на всякий пожарный, набор для аварийной ночевки - тент,карематы,горелку,пуховки. Все это благополучно мы оставили у Солвей и забрали на обратном пути. Ну и две веревки на троих - это плюс к скорости на спуске.
обзавидовалась!
Для сравнения, гребень гораздо длиннее, чем гребень на с. Ушбу, и в таком состоянии, мягко говоря, не проще. Гиды, кстати, насчет этого гребня молчат, как рыбы об лед, поскольку в таком состоянии на маршрут стараются не ходить.
Пара фоток гребня , конец июня, 2008г
предвершинная башня