Кто такие сваны?
Выборочные главы из книги Александра Кузнецова "Внизу Сванетия" изд. ЦК ВЛКСМ Молодая Гвардия, 1971
"Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти... Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган".
Сваны по своему происхождению картвелы, они принадлежат к семье собственно кавказских, или яфетических народов. Яфетидами назывались древнейшие жители Кавказа, его аборигены. Сванетия - органическая часть Грузии. Она связана с ней не только территориально, но и всей своей историей и многовековой культурой.
Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.
Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками - сванским, грузинским и русским.
Библеотекарь в селе Адиши
Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии...
д. Ушгули
Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.
Документы, книги, иконы, архитектурные памятники, с которыми удалось познакомиться и которые дают более или менее ясное представление об истории и древней культуре Сванетии, не уходят в глубь веков далее, чем к Х - XII столетию нашей эры. Легенды, предания и исторические песни тоже начинаются со времен царицы Тамары (конец XII и начало XIII века).
Ясно одно: вся история и развитие культуры сванов, их быт, обычаи и нравы связаны с двумя противоречивыми на первый взгляд явлениями. Это изоляция от внешнего мира и в то же время влияние грузинской культуры, главным образом через христианскую религию. Именно изоляция привела к сохранению и укреплению родового строя, просуществовавшего до XX века, в то время как в других частях Грузии родовой строй сменился феодальным еще за три века до нашей эры. Самоуправление, видимо, и послужило развитию обостренного чувства независимости сванов, сложило сванский характер - гордый и отважный. Что же еще, кроме желания быть независимыми, всеми силами и даже ценой жизни сохранить свою свободу, могло создать эти башни, эти дома-крепости, это стремление к сохранению своего, и только своего образа жизни? Ведь Верхняя, или Вольная Сванетия вела веками беспрестанную и упорную борьбу за свою свободу.
Своими же историческими памятниками - церквами, книгами, написанными на пергаменте по-древнегрузински, серебряными чеканными иконами, фресками и другими произведениями искусства давно ушедших времен - Сванетия, безусловно, обязана общей культуре Грузии, в которую христианство пришло из Византии в IV веке.
Церковь в д. Адиши
Все сваны до фанатичности гостеприимны. Сейчас по Сванетии ходит много всякого народа, и все пока находят себе кров, приют и пищу в сванских домах. Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов - слово "дурак". (Остальные заимствованы из других языков.) Но и это слово самолюбие свана не могло вынести, часто из-за него возникала вражда и даже кровная месть. Вежливость сидит в крови у свана, заложена многими поколениями. Уважение к старшим, почитание стариков возведено в Верхней Сванетии в незыблемый закон.
С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.
Фото Р. Бэруг
Понятно, многое зависит от того, какими глазами смотреть на вещи, от того, что человек хочет увидеть. Например, доктор Орбели выпустил в 1903 году брошюрку о зобе и кретинизме в Сванетии. Так, он увидел здесь только болезни. А другой доктор, Ольдерочче, написал в 1897 году "Очерк вырождения в Княжеской и Вольной Сванетии". Этот доктор предсказывал полное вырождение сванов через полвека. Полвека прошло - и ничего... Подвела доктора его дальновидность.
Первым русским человеком, написавшим о Сванетии, был царский полковник Бартоломей. Уж на что спесивый аристократ, а все-таки сумел рассмотреть и понять сванов:
"Знакомясь все более и более с Вольными сванетами, я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность..."
Каждый видит, понимает и любит в первую очередь то, что знает. Поэтому я расскажу о сванском характере на примере альпинизма. Да говоря о современных сванах, просто и нельзя не остановиться на этом.
Никто и никогда не скажет вам совершенно определенно, для чего люди стремятся к вершинам. С уверенностью можно сказать только одно: никаких материальных выгод это занятие не дает. Тут приобретаются лишь духовные ценности. Поэтому альпинизм так по душе сванам. Это как раз в их характере.
Мне могут возразить: "Еще бы сванам не быть альпинистами, когда они живут чуть ли не на вершинах!" О, это будет непродуманное возражение! Среди местного населения Памира или Тянь-Шаня редко встретишь выдающегося альпиниста. А это ли не горы? Существует, видимо, общая для всего мира закономерность - среди горцев почти не бывает альпинистов. Исключение составляют шерпы в Гималаях, сваны на Кавказе и жители Альп.
Шалико Маргиани работает на стене
На эту черту сванов обратил внимание уже в прошлом веке учитель Кутаисского городского училища В. Я. Тепцов, не всегда лестно отзывавшийся о сванах. В своей книге "Сванетия", изданной в Тифлисе в 1888 году, он писал:
"Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти... Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган".
Вот список известных альпинистов - жителей Верхней Сванетии.
Старшее поколение, зачинатели советского альпинизма, о которых речь еще впереди:
1. Гио Нигуриани.
2. Габриэль Хергиани.
3. Виссарион Хергиани, мастер спорта.
4. Бекну Хергиани, заслуженный мастер спорта.
5. Максим Гварлиани, заслуженный мастер спорта.
6. Чичико Чартолани, заслуженный мастер спорта.
7. Годжи Зуребиани, заслуженный мастер спорта.
8. Алмацгил Квициани.
Молодое поколение сванских альпинистов:
1. Иосиф Кахиани, заслуженный мастер спорта.
2. Михаил Хергиани, заслуженный мастер спорта.
3. Гриша Гулбани, мастер спорта.
4. Илико Габлиани, мастер спорта.
5. Джокия Гугава, мастер спорта.
6. Созар Гугава, мастер спорта.
7. Шалико Маргиани, мастер спорта.
8. Михаил Хергиани (младший) мастер спорта.
9. Джумбер Кахиани, мастер спорта.
10. Гиви Цередиани, мастер спорта.
11. Борис Гварлиани, мастер спорта.
12. Валико Гвармиани, мастер спорта.
13. Отар (Константин) Дадешкелиани, мастер спорта.
Кое-кого из этих списков сегодня уже нет в живых. Если учесть, что среди мужчин определенную и немалую часть составляют дети и старики, то, по самым грубым подсчетам, получится, что на 200 - 300 взрослых мужчин Верхней Сванетии приходится один мастер или заслуженный мастер спорта по альпинизму. Такого вы не встретите ни в одной другой горной стране мира, в том числе и в Непале.
В Верхней Сванетии уважаемыми людьми считаются шоферы и, особенно, летчики - люди, которые связывают страну с внешним миром, дают ей жизнь. Летчиков-сванов тоже много. Но ни к кому вы не встретите здесь такого теплого, такого любовного отношения, как к альпинистам. Хороший альпинист, в представлении сванов, - это настоящий мужчина.
Слава альпинистов Верхней Сванетии связана с Ушбой - вершиной, поднимающейся над Местией. Тот же В. Я. Тепцов писал в своей книге: "Пик Ушба у сванов известен как обиталище нечистых. На его склоны ни один сванет не рискнет взобраться из-за суеверного страха попасть к чертям".
Фото Заура Чартолани
Так оно и было когда-то. Сваны редко подходили к Ушбе, с ее неприступными стенами было связано много суеверий и легенд.
В конце прошлого и начале нынешнего века прославленную на весь мир вершину пытаются покорить иностранные альпинисты. В Англии был создан даже "Клуб ушбистов". Членами его были английские альпинисты, побывавшие на Ушбе. Теперь в этом клубе всего один член - очень старый человек, школьный учитель по фамилии Ходчкин. Когда наши альпинисты в последний раз были в Англии, Женя Гиппенрейтер вручил мистеру Ходчкину наградной значок "За восхождение на Ушбу". Восьмидесятилетний старик не мог сдержать слез.
В то время почти все попытки подняться на Ушбу кончались неудачно. С 1888 по 1936 год на северной вершине Ушбы побывало лишь пять, а на южной только десять иностранных спортсменов, а штурмовали эту вершину более 60 человек. На ее склонах за эти полсотни лет разыгралось и немало трагедий.
В 1906 году в Сванетию приезжают два англичанина и заявляют о своем желании подняться на вершину Ушбы. Они ищут проводника, но ни один сван не соглашается переступить границу владений Дали. Однако находится новый Беткиль, отважный охотник Муратби Киболани. Он смело ведет англичан по отвесным скалам и достигает обеих вершин страшной Ушбы. Хоть на этот раз и обошлось без встречи с богиней Дали, один из англичан при спуске погиб.
Сваны не могли поверить, что люди побывали на вершине Ушбы. Тогда Киболани, захватив с собой дров, поднялся на вершину один и разжег там костер. Началось суровое состязание сванов с неприступной вершиной.
Среди первых советских людей, побывавших на Ушбе, также был сван, его звали Гио Нигуриани. Четыре года группа грузинских альпинистов во главе с Алешей Джапаридзе предпринимала попытки восхождения, и только в 1934 году четверо советских людей - Алеша и Александра Джапаридзе (первая грузинская альпинистка), Ягор Казаликашвили и Гио Нигуриани - зажигают огонь на вершине двурога.
В 30-е годы восхождения на вершины гор принимают уже спортивный характер. Начинает развиваться в Сванетии и горнолыжный спорт.
- Однажды зимой, - рассказывает Виссарион Хергиани, - мы услышали, что к нам через перевал Твибер идут семь русских. Что на ногах у них надеты сани и русские могут очень быстро ехать на этих санях по снегу. Мы не верили, пока не увидели сами.
Мир тесен. 1 мая в кафе "Ай" мне рассказывал об этом походе его участник Алексей Александрович Малеинов, заслуженный мастер спорта, главный инженер строительства Эльбрусского спортивного комплекса. Возглавлял же этот первый переход через Кавказский хребет на лыжах тот самый доктор А. А. Жемчужников, который только что лечил Мишу после столкновения с неуправляемым туристом.
- Собралась вся Местиа, - рассказывал Виссарион. - Русские показывали нам, как надо спускаться с гор на лыжах. Все очень смеялись, а потом сказали: "Пусть попробует Виссарион". Мне дали лыжи, я надел их, поехал далеко-далеко и не упал. Когда русские ушли, мы с Габриэлем и Максимом сделали себе из досок лыжи и стали ходить по глубокому снегу друг к другу на коши. А потом взяли и перешли на своих лыжах перевал Башиль.
из музея М. Хергиани, фото Р. Кочетков
После этого сванов отправили на курсы в Нальчик, а потом в школу альпинизма, которая располагалась в нынешнем альплагере "Джантуган" в Кабардино-Балкарии.
- Нам было очень трудно, - говорит Виссарион, - мы не знали русского языка и не могли понять, чего от нас хотят. По льду мы всегда ходили без ступеней и не знали, что такое страховка. Но потом привыкли к ледорубу и веревке, научились ходить на кошках и забивать крючья. Это стало для нас удобным и привычным.
И вот в 1937 году, в тот самый год, когда в Верхней Сванетии увидели первое колесо, спортивная группа, состоявшая целиком из сванов, поднимается на Южную Ушбу. Участники этого восхождения почти все принадлежали к роду Хергиани, это были Виссарион Хергиани и Максим Гварлиани, их родственники Габриэль и Бекну Хергиани и Чичико Чартолани. Не обошлось без приключений, Габриэль и Виссарион улетели в трещину: порвалась непрочная веревка; сваны поднимались напрямую, далеко не по самому легкому пути и попали на очень сложный участок скал. Но все кончилось благополучно. Это было первое советское стенное восхождение, первое восхождение, принесшее сванам славу настоящих альпинистов. Альпинизм стал в Сванетии национальным спортом.
Южная Ушба, фото Вахо Навериани
Продолжение следует
206
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
теперь знаю, какую книгу нужно перечитать. :))
Книга была издана 5 раз: по одному - в Германии и Польше, 3 раза - в СССР.
План выхода шестого издания - сентябрь 2011 г.
А какое последнее издание в СССР? У меня издание 71 года
Ну, и про Михаила Хергиани тоже, конечно, интересно почитать. Сейчас следующую главу выложу про то, как он стал альпинистом.
Спасибо тебе за такие классные позитивные заметки :)
Хотелось выяснить, кто этот великий грузинский поэт. Узнала. Шота Руставели
Не в этом году. Планы уже не поменять.
Откуда пошли слухи о бандитизме в Сванетии? Мы как-то два года назад собирались в поход по Сванетии. Ребята из Тбилиси (горные гиды - наши друзья) посоветовали не ходить в Сванетии из долины в долину, и если ехать, то ходить из одного села (долины) Где мы будем гости у одних хозяев и нас знают. Грузинские друзья обяснили что Сваны живут по принципу - кто не гость, тот враг (добыча).
Мы сходили в Приказбечье - такая история.
****
а спросите ребят которых , сваны грабили под Ушбой и Шхельдой, в Узунколе и под Марухским перевалом.
Может быть, они знают,откуда пошли эти слухи? :))
Гы:)
В 90 годы после Абхазской войны в сванских горах прятался всяких сброд. Не факт - что одни только сваны. Бандиты разных национальностей. И сваны тоже были.
И грабежи были. Грабили не только туристов. Но и самих сванов. Которые из своих деревень в города из покупками ездили. Останавливали и грабили маршрутки.
В Сванетии был голод. Это не оправдание грабежам. Но тогда в Сванетии, действительно, были мрачные времена.
Сейчас все это давно прекратилось. Сейчас об этом даже смешно слушать. Мне смешно. Потому что я знаю реальную ситуацию там.
А слухи долгое время поддерживали туристические агенства, которые говорили: "Только если вы поедете с нами и нам заплатите, только тогда вы будете в безопасности". И когда реальной опасности уже давно не было, слухи все еще были.
Половина грузинов вообще в Сванетии никогда не была. При этом они непременно вам расскажут, что сваны - бандиты, что там опасно, что настоящий сван должен убить хотя бы одного человека (слышала я такой бред от грузинов).
Дурацкий стереотип работает... Остается надеяться, что со временем он исчезнет.
Честно говоря, 5 лет назад я тоже так думала. Я думала, что в Сванетию можно приезжать, только если ты знаешь кого-то из местных жителей. Но тогда в Сванетии была полная "дичь". Один магазин на всю деревню, в котором ничего не продавалось. Потому что сваны, все что им нужно, выращивают сами.
Сейчас там можно расплатиться кредитной картой, есть банк, банкоматы, офис по туризму и т.д. Таким же кардинальным образом изменилась и ситуация с безопасностью.
Всех бандитов давно переловили, посадили и забыли, как их зовут. Полиция взяток не берет.
Такая ситуация сейчас. И, думаю, будет еще лучше. И эти, нынешние сваны очень напоминают мне тех сванов, о которых Кузнецов писал в 1971 году.
А откуда взялись слухи, я вам ответила. Неспокойно было 10-15 лет назад. Оттуда и слухи.
И эти истории с ограбленными туристами всплывают, как пугало, до сих пор. И вспоминают их, как правило, люди, которые или в Сванетии вообще не были. Или были там очень давно.
Вы поставили целью разрекламировать через этот сайт поездки в Грузию? Может стоит слегка умерить ваш информационный панос?
Очень активно зовет меня в отпуск. Самое интересное, что осенью хочет устроить большой тур для наших родителей. Не думаю, что если б там было опасно, то он предпринимал бы такие действия.
Ну, а с Veronikой все ясно, "есть только мое мнение, и оно правильное".
А вы обыкновенный лох, которому телевизор мозги заср...л.
Вопрос "опасно - не опасно" уже не актуален для Сванетии.
Актуальны вопросы: как доехать, где остановиться, что сколько стоит и по каким маршрутам интереснее всего пройти.
Хрен с ним, с карематом .
Дальнейшая судьба Кодори была печальна.
Подводя , тскть, предварительные итоги, надо признать, что пиар акция Сванетии на Риске прошла блестяще.
Правильно выбранное место и время(затянувшаяся КТО в КБР )
добротные тексты и фото, эмоциональные но в тоже время информативные.
На мой взгляд сахару избыток, ну я его и в чай не кладу почти:)
Поздравляю Веронику и Сванко с успехом.
Думаю, количество туристов из России и Украины в Сванетии в этом сезоне заметно увеличится .
"Поздравляю Веронику и Сванко с успехом." - а я и без сарказма поздравляю их! Молодцы!
Я имя обоими любуюсь и восхищаюсь.
Если это правда (а похоже правда), что в Грузии справились с бытовой коррупцией, навели порядок
в государстве, быстро и эффективно проводят экономические проекты (как Местиа),
то Саакашвили можно поздравить и просить стать президентом России,
а то наши такие смелые, такие умные не могут,
а этот хоть и "трус", хоть "галстуки жуёт", а дело своё знает и делает.
********
Не... На Россию у американцев денег не хватит, бесполезно.:)
Путин с Кудриным специально туда деньги от нефти-газа выводят, чтоб свои здесь не разворовали,
другого объяснения такому отношению к собственным деньгам в голове не укладывается,
а если победить коррупцию, как предположительно в Грузии - хватит на всё...
И на то, чтоб умных людей пригласить, чтоб потратить их эффективно и с пользой.
Я это писала не для Сванетии. Там нет проблем с туристами в летний сезон. Их там даже слишком много. Правда, это "двухдневные" туристы. Грузия - очень популярное направление для европейских туристов. А каждый тбилисский туроператор рекомендует своим туристам съездить в Сванетию на два дня. Но дело не в этом.
Я хотела поделиться своими впечатлениями, в первую очередь, с посетителями Риска. Чтобы они знали, что есть такое место на земле.
Ситуация в КБР тут ни при чем. Я об этом вообще не думала. Как вернулась, так сразу и написала. Пока впечатления свежие. И Приэльбрусье я тоже очень люблю. Искренне желаю, чтобы КТО скорее отменили и жизнь туда бы снова вернулась.
Важно что вовремя и в тему.
Наверно все, кто хоть раз был на Южных склонах ГКХ, будь то Грузия или Абхазская Сванетия, мечтали туда вернуться.
Для горных туристов Кавказ, разрезанный границей по ГКХ- это вообще больной вопрос.
Ну, если даст Бог. может, доживем и до открытых границ.:)
Когда нибудь... в какой нибудь из последующих жизней:)
должны бы вроде и читать уметь.
Ну и где вы там "обвинения" высмотрели?
Разве рекламируют только плохое?
Это всего лишь способ довести до людей какую то информацию, не важно, о чем.
Может быть, если бы кто то делал это за деньги, у него получилось бы хуже.
Или хотя бы, целятся...
В таком случае. снимаю шляпу, Вы большой философ.:)
На тбилисском рынке, продавец, дав группе шесть больших хачапури(9 лари 2007г), отказался взять деньги, сказав:
- Слушай, какие деньги,да, ты что мне пирожок не купишь, когда я в Киев приеду? Можно представить это в Киеве и Москве? То-то же!
И если Грузия и дальше будет ТАК развиваться, то я буду её пиарить!
И если Приэльбрусье так же будет развиваться - я тоже буду его пиарить!
И СТРАНУ СВОЮ тоже буду пиарить! Хочется чтобы это произошло как можно скорее...реформы человеческие, в смысле!
В 84г. я встречал в Бечо русского, который жил работником у сванов. Но его расстраивало только то, что не разрешали даже смотреть на местных девушек, а все остальное устраивало. Он был пьющий человек, а тут его кормили и поили. Сваны ездили на заработки на шабашки в Россию, там он к ним прибился, и уж не знаю, добровольно или нет, уехал с ними в Сванетию. Но повторяю, в личной беседе он ни что не жаловался и ничего не просил. Сказал, что привык тут.
http://www.kp.ru/daily/24156/371130/
Надеюсь, он ближе к истине. А то расстоило меня это видео, никак оно не стыкуется с теми сванами, с которыми я лично общался.
На коше на Южном Псыше таких ребят видел.
они смотрели на нас дикими глазами.
Бл...дь зачем он шел в Лату... надо было через перевал... Не могли они, не знали, карт небыло...