Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)

Предисловие.
В этом посте я решил (решился) выложить некоторую информацию для любителей того, что не имеет четкого статуса, выраженного определения, собственной федерации. Но у нас есть RSMС (Российский Клуб Скиальпинистов, созданный в 2009 при участии весьма уважаемых людей). Присоединяйтесь!



Вступление. Лирическая логистика.
Перед нашим отъездом всем известный stets, поинтересовался куда мы едем и позже сообщил, что с нами не сможет, поскольку… Всем известный Arkadi, сказал, что ему с нами не резон, поскольку он собрался в свою Голубую Мечту, а это совсем в другую сторону, да к тому же мы де заиграли его путеводитель к Голубой Мечте и теперь ему не понятно как ее достичь. Всем известный Гоген сообщил, что мы задолжали DAV, и если не заплатим, то нас включат в список людей, которых нельзя никуда пускать. К счастью, чуть позже, весь цивилизованный мир понял, что никуда нельзя пускать совсем не нас, а совсем других и совсем по другому поводу. Мы поняли, что никому не интересны, ни для кого не представляем серьезной угрозы и под шумок смылись в Морзин. Собственно, даже не в сам Морзин, а всего лишь в маленькую французскую деревушку Монтренд вблизи Морзина. При пересечении границ и встрече с официальными представителями западных держав, вперед выставляли Татьяну, которой до известных событий выдали визу аж на 5 лет. В аэропорту Женевы мы отстояли с час за арендованной машиной, пока очаровательная швейцарка (из швейцарского сектора) не отослала нас к разъяренной француженке (во французский сектор). Французская тетка, одна одинешенька, в совершенно пустом французском секторе ждала нас одних. Поймав на лету, брошенные через стойку Eurocar, ключи от машинки и контракт, мы поспешили из, не пойми-чьего аэропорта, по Французскому Коридору на выезд во Францию. История возникновения этой лазейки из Швейцарии во Францию туманна, но узость коридора (односторонний, только для одной машины) и высоченный забор с завитушками колючей проволоки, что-то говорят о непростых отношениях и внутри ЕС. Очаровательная хозяйка наших апартаментов ждала нас у дверей до двух ночи, пока мы не нашли ее домик по интуитивно понятному описанию, для понимания которого, интуиции нашего GPS не хватало. С той же очаровательной улыбкой она объяснила, что он (GPS) и не мог понять, поскольку ее домику месяц назад дали новый адрес.

Лирическое отступление.
Все французское очаровательно – вино, женщины, язык, гайд-буки, особенно гайд-буки. Французский гайд ( на французском, ясное дело, языке “Ski De Randonnee Haute-Savoie Mont Blanc”) содержит 10% описания о характере маршрута ( ну, там – сложность, протяженность, крутизна) и 90 % очаровательных описаний об очаровательной природе и исторической значимости мест, где пролегает маршрут и о том, какие очаровательные зверушки могут встретиться вам по дороге ( где сурки, где козы, где волки). Но без гайда, пусть даже французского, на французском языке, соваться наверх никому не посоветую.

Основная часть. Регион и лыжи.
Район Морзина одинаково хорош и для ски-альпинизма и для фрирайда и для пляжных покатушек. Характер горной части рельефа очень разнообразен. Можно выбирать подъемы и спуски от легких-средних (PD – PD+) до очень тяжелых (TD - ED). По гайду маршруты из категории PD делятся на короткие, средние, длинные. На коротких, встречаются протяженные участки до 40 градусов и в южной экспозиции, в марте они небезопасны. Для нас лучшим выбором были длинные, поскольку протяженность входит в категорию сложности как составляющая. Там меньше риска и больше возможности повернуть назад, если-что. Высота местных гор до 2500 м при перепаде по маршруту не более 1000 м. Среднее время на маршрут класса PD не более 4 часов. Лавинная опасность в марте высока. Под слежавшимся снегом, толщиной до метра, земля отогревается и подвижки снежного пласта заметны на склонах от 20градусов, особенно если есть локальные перегибы. Вопреки расхожему мнению о том, что снег везде одинаковый, возражу – он везде разный. В Морзине я впервые встретился со снегом, который ведет себя как пластилин. На относительно пологих участках снег начинает ползти вниз, не разрушаясь на блоки, а складывается в гармошку. Рядом с Морзином Шамони, и был план сходить что-нибудь там или спуститься по Белой Долине, но наш район был так хорош, что эти планы отпали сами собой ( к тому же, в Белую Долину не пускают без гида, который берет 250 евро с четверых, да плюс подъем на Эйгюй дю Миди тоже стоит денег). Имея арендованную машину, мы походили и покатались в Морзине, в Авориазе, в Ле Же, в Бельвью. Составить описание маршрутов этого региона на русском языке было бы интересно, но дело это непростое, я бы не взялся. Всем, кого заинтересовал район дам консультацию по маршрутам и логистике в личку.

Набор лыж в нашей группе был интересным и заслуживает отдельного описания. У нас были проверенные в прежних выездах Fisher Watea 80, Dynafit Seven Summit и новые ELAN Himalaya. Первые две модели отлично зарекомендовали себя в разных регионах и в разное время года. Это вездеходы, которые отлично ведут себя пока дело не доходит до пухляка или раскисшей каши. Здесь они начинают требовать от лыжника отличной техники, иначе они тонут или вязнут даже на относительно крутом склоне. Обе модели ELAN стали приятным сюрпризом. Эти лыжи при относительно небольшом весе(1450 г) отлично шли на камусе вверх и легко скользили по расколбашенному раскисшему снегу. На нетронутом перегретом снегу ELAN Himalaya при талии 95 скользит по поверхности легко и при легкой подаче назад идет в поворот без усилий, независимо от крутизны склона. Не было возможности оценить эти лыжи на крутых льдистых внетрассовых спусках, но ободранные бугры на черных трассах Морзин в северной экспозиции проходились с большим запасом. В прошлом году, при таком же тестировании мы, были полностью разочарованы лыжами Dynafit Baltoro, которые на жестком крутяке не держали совсем и норовили дребезжать при резкой загрузке. Списали такое поведение лыж на рокер, но думается, причина не в этом. В этом году, помимо выезда в Морзин, мне довелось участвовать в тестах туринговых и фрирайдных лыж ELAN и Blizzard. Мой вывод был однозначен – для моего формата, который сочетает ски-альпинизм, фрирайд и горнолыжку нужны широкие лыжи с талией не менее 95. Все остальное определяется весом лыж, на которых нужно идти наверх и оптимизированной жесткостью носка и пятки. О жесткости. В декабре 2013 мы с моим коллегой получили возможность провести сравнение Fisher Watea 80 и Head Monster 90. Я для себя отметил, что дубоватые Монстры, несмотря на более широкую талию входят в поворот тяжелее, даже в относительно рыхлом снегу. ELAN Himalaya - это шаг в нужном направлении.

Послесловие
В Европе этот сезон ознаменован резким возрастанием массового интереса к несоревновательному ски-альпинизму. На выставке ISPO 2014 в Мюнхене каждый ведущий производитель горных лыж представлял широкий ряд моделей, отмеченных вырезом на пяточке под камус. Лучшие модели от Scott и Black Diamond мне довелось только подержать в руках и подивиться их невероятной легкости. Всем по секрету: Всем известный Гоген в январе стал обладателем новенькой пары BD Megawatt, так что по этой модели - к нему. Туча новых вариантов креплений , но все на базе двух основных концептов Frichi и Dynafit. Лавины остаются лавинами и для защиты всех ски-альпинистов все производители, разом, произвели тучу всяких рюкзаков с ABS и не-ABS системами. Больше других меня поразил рюкзачок с баллончиком, похожим на баллон от сифона для газированной воды. А я, как мне и положено по статусу, всем вскоре представлю лучший из них Deuter On Top (шутка!)

Фотоальбом
Гора Tete de Bossetan 2400 m
Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)

наверх
Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)

небольшой оттдых
Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)

вниз
Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)


Хроники RSMC (Бэккантри/Фрирайд, ски-альпинизм)

Этим фото все участники выезда и лично Татьяна Соломенцева выражают свою огромную благодарность Антону Титоренко за лыжи Elan, Аркадию Клепинину за камус Coltex, Андрею Яськову за биперы PIEPS.

109


Комментарии:
4
Валентин, ты изверг! Не успел вернуться, и тут же устраиваешь слюновыбивательные провокации!-))
А у нас, в нашей деревне ........... дожди...
А ски-альпинизм сильно отличается от лыжного туризма в горах (кроме наличия приютов)?
Off Top В то время как во Франции, в Jura - бураны-метели (и какое удовольствие получено на серпантинах на летней резине!)))

1
Серега, ски-альпинизм - это звучит гордо, а лыжный туризм, не очень :)

3
Спасибо, Валентин, что поделился!:))

3
Спасибо, Лена, что не забанили! :)

3
Вот только-только сезон закрыли в Гадюкино...
За подробности по Elan Himalaya - спасибо.
Ски-тур (в моем понимании) отличается от ски-альпинизма приличной одеждой цивильного покроя и вертикальной скоростью.
А можно не будучи ски-альпинистом стать членом RSMC и что это дает? Вот членство в DAV понятно, что дает: кошелек становится легче (шутка).


4
Валя, спасибо за рассказ. Если бы ты вступил в наш клуб "Старый конь", а ты для этого годишься, мы бы тебя спонсировали слегка... Наклейкой, например.

3
Ура! Вот радость-то! А куда наклеите наклейку?

1
На ровную гладкую поверхность.

1
Валентин, после прочтения статьи заинтересовался лыжами Elan. А какой размер рекомендуете для ски-тура - достаточно ли взять своего роста (учитывая то, что я худощавый)?

1
При ширине 95 мм в талии мои лыжи были 177 см (мой рост 173 см вес 80-82 кг), но будь они 180 см, я бы не расстроился. Однако, нужно иметь ввиду, что я лыжи использую не только для скитура, но и для просто катания по подготовленным склонам.

1
Спасибо за ответ. Я собирался покупать Динафиты Балторо, но Сергей Романов порекомендовал почитать Вашу статью. А если у Вас информация по Хагану Chimera 1.1?

1
Dynafit Baltoro не рекомендую.У Dynafit лучшей лыжей была Seven Summit, по Хагану лучше обратиться к Аркадию Клепинину (Arkadi). Я думаю тут не всем интересно, пишите в личку.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru