Петр Петропавловский - художник, альпинист.
"ПОКА ЖИВУ - НАДЕЮСЬ..."
"Есть одна гора, которая находится в середине земли, в центре мира. Она одновременно и большая и малая, и твердая и мягкая. Она очень далека, но всегда рядом. Она невидима. В ней скрыты величайшие сокровища мира, которые невозможно оценить земными мерками".
Евгений Филалет. "Гора "
Ожерелье удачи.
Дыхание
Труднее всего начать, особенно еcли хочешь сказать о человеке, которого достаточно хорошо знаешь. Казалось бы все и так хорошо. Вот краткие биографические сведения: Петр Петропавловский, член Союза дизайнеров Украины. Закончил факультет графики Украинского полиграфического института им. Ив. Федорова. Создал лабораторию дизайна Министерства образования Украины и возглавлял ее с 1984 по 1994 гг. и все это время преподавал в экспериментальной дизайн-студии при лаборатории. Обладатель золотой медали выставки "Дизайн'88", серебряной медали ВДНХ СССР. Нужно отметить, что он автор ряда очерков, посвященных проблемам теории и практики дизайна.
Уголок мечты
Петр больше известен, как дизайнер, но постоянно занимался живописью, работая в основном не в мастерской, а на пленэре. По его словам, все началось с этюдов, которые затем переросли в картины. На его картинах можно увидеть спокойные в своем величии горы, не угрожающие, не предлагающие легких путей, но просто горы - такие, какими увидел их автор. Это не случайно, ведь одно из его увлечений - альпинизм и, похоже, расставаться он с ним не собирается. Статистика альпинизма, если воспринимать его как один из видов спорта, поражает тем, что 95% альпинистов - это люди высокоинтеллектуального труда. Может вследствие этого альпинизм трансформируется в аскетичную модель отношений в обществе, становится своеобразной проекцией некой философской системы. В горах самое важное - это победа над собой, вершину победить невозможно. Первое восхождение Петр совершил в 1975 году. Дальше последовали Центральный Кавказ, Фанские горы, Тянь-Шань. В этом же году он пишет две первые картины "Лунная ночь в горах" и "Вершина", которые были представлены на Республиканской художественной выставке в 1976 году.
Луна рассвета
На первый взгляд, глядя на его картины, неизбежно начинаешь проводить параллели с Рерихом. Но это только на первый взгляд. По словам Петра, этот художник ему чужд. У Рериха первична теософская, или оккультная, идея, картина же является иллюстрацией к ней. Здесь - обратный процесс: личные впечатления, индивидуальное восприятие трансформируются в символы.
Жизнь времени
Его работы неожиданно вызывают ощущение некоего магизма. Хаотическое нагромождение скал втягивает в себя и вдруг появляется гармония. Хотелось бы провести аналогию с египетскими иероглифами - из хаоса и кажущейся пестроты при внимательном рассмотрении появляется стройная гармоническая и символическая система. Глядя на его работы, мне, кроме того, вспомнился замечательный французский писатель Рене Домаль. Его жизнь сложилась так, что ему постоянно приходилось иметь дело не только с символической Горой, но и с вполне реальными горами, где "сама действительность волшебнее всего, что способен вообразить себе человек". Домаль представлял себе гору не в виде инертной каменной массы с шапкой ледника - он видел в ней "живое существо", способное "периодически самообновляться, питаться и воспроизводить себя". Ему казалось, что гора - это некий мистический аналог человека
"в горах у каждого живого есть двойник, подобно тому, как ножны есть у меча, а у ступни
- отпечаток, след, и, умирая, каждый с двойником своим соединяется".
Встреча
Это не удивительно. Горы действительно имеют магическое притяжение. Ведь не случайно символ горы имеется практически во всех мифологиях. Гора - символический Центр Мира, его Ось (Axis Mundi). Если вновь обратиться к тому же Домалю, то он своем неоконченном романе "Гора Аналог" писал: "...В сказочной, легендарной традиции Гора
- это связь между Землей и Небом. Ее единственная вершина касается мира вечности, а
основание многочисленными отрогами лежит в мире смертных. Гора - это тот путь, на
котором человек может возвыситься до божественного, а божественное в свою очередь
может открыться человеку...
Льда владение
Дороги облаков
Ветхозаветные праотцы и пророки лицом к лицу
встречаются с Богом на возвышенных местах. Это Синай и Нево Моисея, а в Новом
Завете - Гора Елеонская и Голгофа. Я дошел даже до того, что обнаружил древний символ
горы в хитроумных пирамидальных конструкциях Египта и Халдеи. Перейдя к арийцам, я
упомянул туманные легенды из Вед; там говорится о том, что место сомы, "пьяного
напитка", представляющего собой "семя бессмертия", - "в горе", где он обитает,
светящийся и изящный. В Индии Гималаи - местопребывание Шивы, его жены, "Дочери
Горы", и "Матерей" миров, так же точно, как в Греции у царя богов - свой двор на
Олимпе. Да, кстати, именно в греческой мифологии я нашел словно бы дополняющий этот
символ рассказ о том, как взбунтовались дети Земли и, такие земные по сути своей, с
земными своими возможностями, решили штурмовать Олимп и проникнуть на Небо на
глиняных своих ногах; да разве не то же самое затеяли строители Вавилонской башни, не
оставившие бесконечных личных амбиций и при этом рассчитывавшие попасть в Царство
Единственного и неперсонифицированного? В Китае много рассуждали о "Горах
Блаженных", а древние мудрецы давали уроки своим ученикам на краю пропастей..."
Фанские сияния
На мой взгляд, художнику наиболее близки Максимилиан Волошин и Рокуэлл Кент. Ему также близко мировоззрение и литературное творчество Кента. Можно сказать, что у Петра лирико-романтическое восприятие мира, сочетание аскетизма изображения и лирического настроения. Это очевидно. Достаточно просто посмотреть на его работы. Сразу же бросается в глаза неразрывность изображения и афористичности названия ("Луна рассвета", "Тень ночи", "Дыхание неба", "Путь в себе" и т.д.). Они представляют единое целое. По сути, это символическая поэзия, переданная изобразительными средствами и наоборот. Зритель полностью проникается настроением автора, появляется чувство полного сопереживания, кажется, что ты находился рядом с ним. И в то же время, как ни удивительно, никому не привелось увидеть его в горах с этюдником. Художник отшучивается, что он ходит в горы отдыхать, а не работать.
Путь в себе
Свою последнюю выставку Петр назвал "Маршруты надежд". Он убежден, что горные маршруты "подобны нашей жизни, позволяющие найти место в команде, быть готовым к преодолению любых трудностей, не теряя уверенности в том, что НАДЕЖДА нас не покинет". Нам же, есть смысл надеяться, что это будет не последняя встреча с ним и его ТВОРЧЕСТВОМ.
Александр Морозов
Петр Петропавловский
164
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но это в общем-то неважно, многие великие начинали с подражания, а потом перерастали учителей )
Фото Эля.
было в том, что бился я над цветовым сочетанием гор получается почти 30 лет и когда получилось, окозалось все дело было в небе гор.
И тут мой друг живописец окрыл мне. то, что Рерих считал своей самой большой удачей это передачу в своих картинах неба гор.
Книга "Тренировка альпинистов и гоных туристов"?
Спасибо!
Видимо, картину "Жизнь времени" писали со слайда или фото (Мария с Мирали отражены зеркально, мне кажется)? Хорошо бы увидеть картину с закатом за Уречем и тем озером, что на картине "Фанские сияния" - всегда завораживающее зрелище!
Спасибо!