Лыжная экспедиция на Шпицберген. Фотоотчет
В марте – апреле этого года туристы МАИ побывали на Шпицбергене. За 28 дней маршрута, на лыжах прошли около 450 км, поднялись на высшие точки архипелага и посмотрели наиболее интересные природные и исторические объекты.
Идея сходить зимой в Норвегию в нашем клубе возникла уже давно, но никто не думал, что нам придется забраться так далеко на север. Совершенно случайно ко мне в руки попала прекрасно иллюстрированная книга известного гляциолога Е. Зингера “Ледовый архипелаг Шпицберген”. Уникальная природа, разнообразие рельефа, ледники и океан сразу заворожили. Все это выглядело как какой-то сказочный мир. А когда летом 2007 года на risk.ru появился перевод статьи немецкого альпиниста Роберта Яспера, мы увидели, что там есть и серьезные горы. Решено было зимой ехать на Шпицберген.
Нам хотелось охватить наибольшую территорию и посмотреть различные горные узлы острова Западный Шпицберген, вершины которых по форме и структуре сильно непохожи друг на друга. Запланировали пройти линейный маршрут без использования дополнительных забросок снаряжения и продуктов, попутно поднявшись на наиболее красивые и высокие вершины острова.
Костяк нашей группы составили туристы МАИ – Романенков Сергей, Обухова Надежда, Прибылов Дмитрий, Рыкалов Петр, Тимошенков Алексей к которым присоединились ребята из других клубов Москвы – Алексеев Виталий и Стаканкина Анастасия, а также участник из Вильнюса – Эдмундас Йоникас.
До Шпицбергена летели авиакомпанией Norwegian с пересадкой через Осло. На хвосте их самолетов изображены национальные герои Норвегии, большая часть которых – знаменитые полярники и исследователи. Первый раз в Лонгиирбьен (столица Шпицбергена) мы вылетели на “Нансене”, но когда долетели до Шпицбергена, оказалось, что у самолета поломался один из двигателей, и нам пришлось возвращаться обратно в Осло. Некоторые участники, уснувшие во время перелета, выйдя из самолета, очень удивились, увидев вместо снежных гор зеленый леса. Здесь нас пересадили на “Амундсена”, на котором благополучно долетели. Видимо, имя Амундсена более тесно связано с историей Шпицбергена.
Старые опоры вагонеток
Лонгиирбьен – небольшой шахтерский городок, расположенный на берегу бухты Адвентфьорд. В настоящее время производство угля почти полностью механизировано. Шахтера в забое можно увидеть только в краеведческом музее. Все вокруг занимаются туризмом и туристами. Магазины завалены сувенирами, кругом сдаются снегоходы, предлагаются экскурсии.
Солнечные часы
Перед выходом на маршрут зарегистрировались у губернатора, процесс очень схож с регистрацией в МЧС на территории России. Мы рассказали о своих планах, показали маршрут, заполнили несколько анкет, после чего нас поставили на учет в спасательной службе. Никаких запретов и заповедников, иди куда хочешь.
Как оказалось, оружие на Шпицбергене арендовать может любой человек. В турфирме, где мы брали ружье, не спросили ни охотничьего билета, ни других документов. Перезаряжать ружье научили тут же на месте. После чего мы получили довоенный Маузер 1932 года и 20 патронов к нему на месячное пользование. Вообще Лонгиирбьен очень напоминает городок из американских вестернов, одно-двухэтажные цветастые деревянные домики, на улицах много людей с ружьями. В отелях висят таблички “На территории нашего отеля шансы встретить белого медведя очень малы. Просьба оставлять оружие в сейфе на входе”
Из-за своей неосведомленности прилетели на Шпицберген как раз на католическую пасху. По такому случаю самолеты до Ню-Олесунна (запланированное место начала маршрута) четыре дня не летают. Попытки найти другой транспорт тоже ни к чему не привели. Обнаружилось что чем средство передвижения современнее - тем меньше цена. Арендовать до Ню-Олесунна собственный самолет сильно дешевле, чем доехать туда на снегоходах или вездеходе, собачьи упряжки еще дороже. В итоге приняли решение развернуть маршрут задом наперед, надеясь что в другую сторону улететь получится.
На маршруте нам сильно помогало самодельное и нестандартное для такого района снаряжения, часть которого была изготовлена в экстремальные сроки. Палатка – шатер, со смещенным центром для ветроустойчивости, была сшита Петей Рыкаловым в течение 3-х дней перед отъездом. Конструкция палатки позволяла не строить ветрозащитные стенки. Сверхлегкую печку вырезали из листа титана толщиной 0.8 мм и склепали в аэропорту Осло. В результате взяли бензин только на половину маршрута, все остальное время готовили на печке. Притом что растительности на Шпицбергене нами не замечено.
Вместо гитары взяли mp3 плеер и колонки, получился музыкальный поход.
Любые аккумуляторы удавалось подзаряжать при помощи солнечной батареи.
Температура за время путешествия ни разу не опускалась ниже -35 градусов. Вроде ничего такого, но на Шпицбергене из-за океанов и Гольфстрима огромная влажность. Когда на улице меньше -25, вокруг просто космос. Очень холодно, обмерзает одежда, брови и ресницы.
Голландский парусник
После выхода на маршрут не сразу получилось расслабиться и остаться наедине с природой. Первые 2 дня мимо нас проносились снегоходы и собачьи упряжки. Иногда движение по интенсивности не уступало МКАД. Очень хотелось побыстрее уйти от цивилизации. В заливе Темпельфьорд мы вышли к вмороженному в лед паруснику-гостинице. Все для отдыхающих туристов.
Пар над открытой водой
Планируя маршрут, опасались участков с пересечением фьордов. Был риск, что из-за теплых зим океан не замерзнет и придется обходить водные преграды по берегу. К счастью в верховьях фьордов лед все же был.
В начале маршрута немного не хватало схоженности, каждый участник выбирал путь, казавшийся ему оптимальным.
Через несколько дней люди притерлись друг к другу и все уже ходили вместе.
Прохождение группой перевалов насквозь сочеталось с разгрузочными радиальными выходами на обзорные и наиболее интересные вершины. Ребятам необходимо было расслабиться и отдохнуть от тяжелых рюкзаков. Выходной вес перед началом маршрута составлял около 50 кг на каждого участника.
Поражали разорванные языки ледников, фронт которых отвесно обрывался в океан на 15-20 метров.
Природа необыкновенной красоты, ледники, горы создавали иллюзию нереальности происходящего. Накопленные за ходовой день эмоции и впечатления к вечеру выливались в танцы на перевале или ночную дискотеку в палатке.
На 5-й день маршрута вышли к законсервированному российскому руднику Пирамида. В огромном поселке мы встретили 4-рых шахтеров-полярников, оставшихся здесь на зимовку. По договору с Норвегией в Пирамиде необходимо вести хоть какую-то деятельность, в противном случае рудник и территорию отберут.
Российские шахтеры провели нам экскурсию. В городе с десяток пятиэтажных домов, плавательный бассейн, большие ДК и спорткомплекс. Среди снежных гор и ледников все это и вправду выглядит замороженным. В 1998 году шахты затопили, оборудование вывезли, теперь все постепенно приходит в негодность. Грустное зрелище.
Лагерь на плато Ломоносова
Группа на вершине Ньютон
В нитку маршрута были включены две высшие вершины Шпицбергена - Ньютон и Перриртоппен, а также крупнейшие ледники острова – плато Ломоносова и Холтердалфонна.
Мы начинали маршрут в краю ледников и гор с пологими снежными склонами. На десятый день маршрута попали в сильный туман, в котором прошли по приборам два перевала и встали на ночевку. Проснулись уже совсем в других горах, вокруг стены и скалы.
Вершина Чедуикрюген, вид с юга. Показан путь подъема
Вершина Чедуикрюген, слева треугольник северной вершины
Верхняя часть маршрута. Показан путь группы
Изюминкой маршрута стало технически сложное восхождение на вершину Чедуикрюген. Изначально мы планировали пройти маршрут Роберта Яспера по северной стене Северной вершины, но, подойдя к горе, решили подняться на Главную вершину по новому маршруту. Она на 200 метров выше, да и не очень хотелось лезть по не освещаемой солнцем стене.
Ориентировались и ходили мы по генштабовским картам масштаба 1:200000. Такой точности вполне хватало, но иногда случались сюрпризы. Вместо планировавшегося переметного ледника приходилось вешать веревки через скальный барьер.
Ходить старались не перенапрягаясь и экономя силы. Стоило накануне чуть переборщить, на следующий день на привалах группа впадала в состояние анабиоза.
Команда собралась очень активная. Все время стояли на голове, как в прямом, так и в переносном смысле.
Самым сложным препятствием стал траверс Перриртоппена, второй по высоте вершины Шпицбергена, который был пройден с полным весом. На вершине Лешей Тимошенковым были запущены одни из самых северных мыльных пузырей (79 градус С.Ш.).
Почти весь маршрут был пройден в режиме первопрохождения. Названия перевалам и вершинам давали самые разные, но большая их часть была связана с историей спасения Умберто Нобиле.
Во время пересечения фьордов часто встречали медвежьи следы. Один раз даже видели медведя с расстояния в километр. Но замороженные мозги отказывались бояться.
С середины маршрута перестало темнеть, солнце ходило по кругу над горизонтом.
Неожиданно для себя на Шпицбергене встретили наледи, на которых отработали элементы фигурного катания в лыжах и скоростные спуски.
Каждое утро, с середины маршрута, начиналось со звонков в компанию “Кингсбей” и попыток заказать самолет Ню-Олесунн – Лонгиирбьен. В итоге это удалось сделать при помощи друзей из Египта. Со спутниковым телефоном никакого ограничения в общении.
Вершина Ширсхорг
Большим плюсом при планировании лыжных маршрутов по Шпицбергену является возможность обойти сложные препятствия по простым ледникам. Но это удается не всегда, в районе вершины Ширсхорг мы попали в “ловушку”. Пришлось идти перевал 2Б в сильный снегопад.
Несколько раз за маршрут рельеф вокруг нас менялся до неузнаваемости. Заключительная часть похода проходила по горам напоминающим заснеженное Колорадо.
Спирта и бензина взяли примерно одинаково, они и кончились одновременно, на праздник 12 апреля. Наступили суровые будни. Печку топили обертками от продуктов и саночками. Одних санок как раз хватало на ужин и завтрак.
Вершины Тре Крунер
Перед Нью-Олесунном вышли к океану. Впервые увидели близко открытую воду. В тихий безветренный вечер не было сил отказаться от купания. Уже потом от французов узнали, что температура воды -4 градуса.
Первые люди, которых мы встретили, были французские метеорологи. Мы вышли к ним такими закопченными после печки, что они сразу же поинтересовались, не ожоги ли у нас. Потом пригласили к себе в домик и напоили чаем с французскими булочками. Женщина в центре кадра – участница первой женской экспедиции на Северный полюс.
Справа видна вышка, к которой швартовался дирижабль “Норвегия”
На 28-й день маршрута мы вышли в Ню-Олесунн. Фактически частный поселок. Земля принадлежит компании “Кингсбей”, которая до 1963 года добывала здесь уголь, а теперь сдает ее различным ученым. В окрестностях Ню-Олесунна много исторических памятников, отсюда стартовали дирижабли “Норвегия” и ”Италия” в экспедиции к Северному полюсу.
Аэропорт в Лонгиирбьене
Фотографии Насти Стаканкиной и Алексея Тимошенкова
186
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
:)) Цыганский загар вышел бесподобный!!!
Респект!!!
Особое отношение к женскому составу группы. Девушки - Настьенька и Надежда, склоняю голову перед Вашим терпением и выносливостью!
Пост достоин быть в числе призёров месяца!
Хочется передать бальшусчий привет Лёхе Романенкову!!!
(скромняга, нет на фотах, а хотелось на него посмотреть)
Ходи!Води!
Хорошо что есть на кого равняться!
Волгодонск.
Руководитель - его сын - Сергей Романенков
А саночки не текли когда топились в печке?
Когда капает расплавленное пластмасса - не есть приятно в шатре...
http://fupm.livejournal.com/88186.html