Номинанты «Хрустального пика-2009»: Сы Гунян Шань по Северо-Западной стене
Красным цветом обозначен маршрут команды. Зеленым цветом обозначен маршрут двойки Фаулер-Рамсден 2002 г., удостоенный премии «Золотой ледоруб». После соединения маршруты совпадают.
Валерий Шамало, Владимир Молодожен, Андрей Мурышев и Денис Сушко собрались московско-питерской командой и залезли на Сигуниань, а точнее на Сы Гунян Шань. Как драматично это происходило, вы читали в хронике на Risk.ru.
Давайте обратимся к подробностям этого восхождения на Гуню (так, я слышала, участники экспедиции называли свою гору), открыв отчет команды! Он поистине монументальный!!!
Валерий Шамало, Владимир Молодожен, Андрей Мурышев и Денис Сушко собрались московско-питерской командой и залезли на Сигуниань, а точнее на Сы Гунян Шань. Как драматично это происходило, вы читали в хронике на Risk.ru.
Давайте обратимся к подробностям этого восхождения на Гуню (так, я слышала, участники экспедиции называли свою гору), открыв отчет команды! Он поистине монументальный!!!
Информация о маршруте
Район – Восточный Тибет, Провинция Сычуань, Китай
Вершина Сы Гунян Шань (Siguniang Shan), 6250 м, по Северо-Западной стене
Предлагается 6Б кат. сл., первопрохождение
Характер маршрута: комбинированный
Перепад высот маршрута: 1270 м
Протяженность маршрута: 1667 м
Протяженность участков:
V кат. сл. – 347 м.
VI кат. сл. – 875 м.
Средняя крутизна:
основной (стенной) части маршрута: 78°
всего маршрута: 68°
Оставлено крючьев на маршруте:
всего: 47, в т.ч. шлямбурных: 24.
Использовано крючьев на маршруте:
шлямбурных стационарных: 24, в т.ч. ИТО: 14,
шлямбурных съёмных : 11, в т.ч. ИТО: 11,
скальных: 213, в т.ч. ИТО 195
Использовано всего ИТО: 345
Ходовых часов команды: 123 (15 ходовых дней)
Выход на маршрут: 05 октября 2009 г., 08-00.
Выход на вершину: 21 октября 2009г., 17-15.
Возвращение в базовый лагерь: 23 октября 2009г., 23-30.
Сфотографировать центральную часть Северо-Западной стены вершины Сы Гунян Шань строго в профиль невозможно, поскольку эта часть стены с обеих сторон ограждена контрфорсами. Мы предоставляем две фотографии северо-западной стены, сделанные под косым углом.
Анкета Risk.ru
Альпийский стиль НЕТ
Капсульный стиль ДА
Перила ДА
Шлямбура на станциях ДА, в основном по одному 8*40
Шлямбура на "прохождение" НЕТ
Дырки под скайхуки ДА, довольно много
Вид на массив Сы Гунян и окрестные вершины с самолета (с юга). © Kenzo Okava c сайта www.summitpost.org
Вид на массив Сы Гунян со склона вершины Помиу (с запада)
Обзор района
Вершина Сы Гунян Шань (Siguniang Shan, 6315, по многим источникам 6250) находится в Восточном Тибете в провинции Сычуань (КНР) в 145 км к северо-западу от Чэнду – административного центра провинции Сычуань. Южная и северо-западная стороны горы доступны из долины Чанпингоу.
Климат муссонный. Наилучшие сезоны для путешествий – весна и осень, как в Гималаях. В долинах много хвойных лесов. Ледников в районе мало и они небольшие. Перевалы через основные хребты, даже самые простые, как правило, выше 4800.
Вершина является высочайшей точкой района, и ясно видна с многих панорамных ракурсов, что уже с 80-ых годов привлекало к ней внимание восходителей. Первовосхождение было совершено в 1981 году японской командой, по Юго-Восточному гребню.
Несмотря на привлекательность вершины, прохождение Северо-Западной стены стало значительной проблемой. Первая попытка была в том же 1981 году (J Tackle, J Donini, K Schmitz), и в последующие годы можно насчитать целый ряд экспедиций, чьей целью было прохождение стены. В то время как в 90-ые годы разным командам удалось пройти ряд маршрутов с юго-запада, юго-востока и юга, Северо-Западная стена отбивала все попытки.
© www.summitpost.org
В 2002 году двойка M. Fowler, P. Ramsden достигла успеха, выйдя на вершину по кулуару Северо-Западной стены. Их маршрут удостоился премии «Золотой ледоруб» 2002 года. Сложность маршрута была оценена как AI6, M5 – достаточно сложное лазание по льду и миксту, с ключом в верхней части.
Стоит отметить, что, несмотря на очевидную спортивную ценность, маршрут так и не решил проблемы прохождения впечатляющей и протяженной скальной стены – неочевидный кулуар, найденный командой, проходит левее вертикальной стенной части, фактически обходя ее.
Северо-Западная стена
Кулуар Фаулера (по диагонали выходит на плечо справа от вершинной башни). © Kenzo Okava c сайта www.summitpost.org
В дальнейшем целый ряд восходителей пытались пройти Северо-Западную стену. Вот лишь краткая хронология попыток:
2004 - Tom Chamberlain, Dave Evans
2005 - Chad Kellogg, Joe Puryear, Stoney Richardsl.
2006 – P. Batoux и французская команда,
2006 – Японская команда (ноябрь)
2007 – февраль, румынская команда, Leslie Fucsko, Cosmin Andron Ion Neagoe, Liviu Neagoe, Emil Camerzan.
2008 – И.Шерстнев, команда Амурской области, вариант маршрут Фаулера, январь.
При высочайшем уровне восходителей, увы, все попытки по разным причинам оказались неудачными.
Помимо технической сложности стены нередко на планы восходителей влияла непростая погодная ситуация в районе.
В целом район можно оценить как очень перспективный, но достаточно технически сложный. Сильная французская команда, совершившая ряд первопрохождений в 2006 году, называла его – «новым Эльдорадо» технического альпинизма.
Описание маршрута
Маршрут проходит по центру северо-западной стены вдоль единственной хорошо выраженной системы трещин идущей вертикально вверх непрерывно от снежной подушки под стеной до косой полки, по которой проходит маршрут Фаулера 2002г.
В силу северо-западной экспозиции стены маршрут освещается солнцем только на закате (если позволяет погода). Из-за практически полного отсутствия солнца, а также из за заметного – 500 м – превосходства вершины Сы Гунян по высоте над окрестными вершинами, на маршруте очень холодно, особенно в верхней части (до -30°).
Холод и большое количество осадков – во время прохождения нами маршрута снег шел практически каждую ночь – приводит к сильному заледенению рельефа. Это сильно усложняет как организацию точек страховки, так и ИТО. Большое количество выпадающего снега приводит также к сильным пылевым лавинам, которые могут серьезно повредить и даже сорвать платформу – прецедент был как в нашей команде, так и в команде Иркутска, совершавшей попытку прохождения стены одновременно с нами. Мы рекомендуем последующим восходителям выбирать для установки платформы места, защищенные сверху.
Вместе с тем, по нашим наблюдениям маршрут является достаточно камнебезопасным, по крайней мере в октябре, когда лед на стене не тает даже в середине дня.
R0-R1 Чуть правее ледника явно выраженная широкая трещина, залитая льдом. Вверх по трещине 50 м. Страховаться можно в маленьких трещинках справа и слева. Сложный микст. Станция на шлямбуре и френде. Крутизна 80°. Сложность VI.
R1-R2 Дальше по той же трещине со льдом и снегом 50 м. Небольшой карниз уходит немного влево. Крутизна 75°. Сложность VI. Станция на одном шлямбуре. На первых двух веревках достаточно сложно организуется страховка из-за большого количества снега и льда.
R2-R3 Прямо вверх трещина уходит под карниз. Карниз обходится слева. Далее возврат в трещину. Длина 40 м. Крутизна 85°. Сложность VI- A1. Станция на шлямбуре и якоре.
R3-R4Вверх по залитому льдом камину 25 м. Траверс вправо 5 м. Внутренний угол (вверх) 10 м. Внутренний угол нависающий. Вправо еще 5 м. Общая длина 45 м. Крутизна 90°. Сложность VI А2. Станция на шлямбуре и двух якорях.
R4-R5 Вверх по вертикальной широкой трещине, забитой льдом (с двумя карнизами по пути). 50 м. Крутизна 85°. Сложность VI А2-А3. Станция на шлямбуре и френде.
R5-R6 Внутренний угол залитый льдом, иногда переходящий в трещину. 50 м. Крутизна 85°. Сложность VI A2-А3. Станция – 2 шлямбура (между шлямбурами 2,5 метра).
R6-R7 Прямо вверх по широкому внутреннему углу с карнизом посередине 50 м. Крутизна 90°. Сложность VI A2-А3. Станция – 2 шлямбура.
R7-R8Вверх по продолжению внутреннего угла через два небольших карниза. Длина 45 м. Внутренний угол затем переходит в широкий камин, забитый снегом и льдом. Нужно сделать траверс влево 5 м по полке. Станция на шлямбуре и якоре. Сложность VI А2-A3. Крутизна 85°. Всего 50 м.
R8-R9 15 м вверх под маленький карниз по маленькому внутреннему углу на якорях. Далее траверс влево по плите на скайхуках 5 м. По трещине влево вверх на френдах и крючьях 5 м. Прямо вверх на скайхуках, топориках и якорях под карниз, за которым начинается широкая трещина – 7 м. По этой трещине вверх на френдах и якорях 15 м. Траверс 3 метра влево на скайхуках на маленькую полку со снегом и льдом. Станция на двух шлямбурах. Длина 50 м. Крутизна 80°. Сложность VI А3-А4.
R9-R10 От полки вверх чуть налево по глухой трещине на якорях 10-15 м под карниз, где трещина заканчивается. От маленького карниза налево вверх на скайхуках 10 м до следующей трещины. Около 5-7 м вверх по этой трещине, далее вверх на скайхуках 7 м. Станция в трещине на шлямбуре и якоре. Длина 50 м. Крутизна 85°. Сложность VI А3-A4.
R10-R11 От станции маятником налево около 15 м – переход на внутренний угол. По широкому внутреннему углу вертикально вверх около 45 м. Далее налево через карнизы по системе трещин – выход на наклонные плиты с тонкими трещинами – еще примерно 15 м. Длина без маятника 50 м. Средняя крутизна около 80°. Сложность VI А2-А3. Станция на шлямбуре и якоре.
R11-R12 Вверх 15 м. по тонкой щели, затем траверс влево 10 м. под нависающий внутренний угол, по углу 10 м. вверх, затем 2 м. вправо и по правому нависающему внутреннему углу ещё 15 м. до станции на шлямбуре и френде. Крутизна 95°, VI А2-А3, 45 м.
R12-R13 По нависающему внутреннему углу вверх, 25 м, 90-95°, до снежных наклонных полок бод большим карнизом. По полкам траверс налево, 5 м, 60-70 градусов, под тонкую трещину в центре карниза. По ней влево вверх, через карниз, 15-20 м, 100-105°. В среднем А2-А3. Станция на 1
шлямбуре сразу на выходе с карниза, на узкой (10 см) полке.
R13-14 От станции по залитому льдом кулуару 10 м вверх (около 60-70°), далее по системе постепенно выполаживающихся полок и кулуаров с общим направлением влево вверх, 30 м, 50-60°, V. Промежуточный шлямбур на наклонной полке, с полки уже виден ледовый кулуар слева. Траверс налево к кулуару, 7 м. Станция на 1 шлямбуре, над кулуаром.
R14-R15 Маятник влево на лёд 10 м. Прямо вверх. Лёд, Крутизна 80°-85°, IV, 50 м.
R15-R16 Прямо вверх. Лёд, 90° 30 м, затем 20 м, 75°, IV, 50 м.
R16-17 Прямо вверх. Лёд, 75°-80° 30 м, затем 20 м 90°, VI, 50 м.
R17-R18Прямо вверх. Лёд, 90° 10 м, затем 25 м 75°, VI, 35 м.
R18-R19 Прямо вверх. Лёд, 90° 30 м, затем сложный микст, трудно страховаться, 85° 20 м, VI, 50 м.
R19-R20 Вверх и вправо по косой полке, залитой льдом и засыпанной снегом. Микст, крутизна 70°–75°, V, 50 м.
R20-R21 Наверх вправо, под вершинной башней, по бараньим лбам и плитам, залитым льдом и засыпанным снегом, с несколько проблемной страховкой. У основания снежно-ледового кулуара на скальном острове станция, два якоря. 40 м, 60°, V-.
R21-R22 Продолжение траверса по заснеженным плитам, вправо вверх в сторону снежного гребешка. Станция на ледобурах. 50 м, 60°, V-.
R22-R23 Вверх по льду на снежный гребешок – 25 м, 70°–75°, далее вверх по границе льда и скал, микст, 60°, V-. Станция на бараньих лбах, два якоря.
R23-R24 Траверс направо в широкий ледовый кулуар, стекающий с вершинного плато, 25 м, далее вверх по кулуару, 25 м. 70°, V. Станция на ледобурах.
R24-R25 Вверх по кулуару, по направлению к большим серакам на вершинном плато 50 м, 70°–75°, V, станция на ледобурах.
R25-R26 Вверх по кулуару, переходящему в снежные поля, 50 м. Далее 150 м по глубокому снегу, по направлению к большим серакам и небольшому скальному острову. Правее скального острова выход под основание ледовой стенки. 45°, III.
R26-R27 Вверх по стенке серака, 30 м, 80°, IV, далее направо вверх, в ледовый кулуар, 15 м, 60°–70°, V.
R27-R28По ледово-фирновому кулуару влево-вверх, выход на верхнюю часть серака, 50 м, 60°, V.
R28-R29 150 м по рыхлому снегу, практически без набора высоты в сторону явно видимой вершины, II. Выход на вершину по снежному гребню.
Володя Молодожен на вершине, 21 октября 2009
Свои каверзные вопросы я задала Володе Молодожену!
Он на них ответил!
Изначально лезть на Сигуниань - была идея московской команды. Как получилось, что вы с Валерой поехали в эту экспедицию?
Ну, у меня вообще все спонтанно очень вышло... сначала о Сигуньянь мне сказали Леха со Светкой. Мне идея понравилась, но ехать было особо не с кем – поэтому я расслабился и уже совсем собрался в Крым. И буквально за неделю до отлета позвонил Валера, у которого тоже не срослось с
Пакистаном – и сказал, что у москвичей кто-то отвалился, и они зовут с собой. Я решил, что раз все так складывается, точно надо ехать. =) И мы дернули. =))
Начало маршрута
Какое первое впечатление произвела на тебя гора? Увидел и...?
Понимаю, что звучит не романтично – но ничего особенного не почувствовал. Стена особого ужаса не внушала, не первая, не последняя в практике, сама понимаешь... в целом, я б сказал, мы недооценивали гору – и техническую сложность, и, в первую очередь, погодные условия.
И какие эмоции остались у тебя, когда вы наконец спустились?
Две эмоции. Наконец-то можно пописать стоя, а не вися, и еду можно купить и съесть. =)))
Много груза взяли в экспедицию?
Жутко много, с учетом базового лагеря... реально, подозреваю, можно было обойтись вдвое меньшим количеством. Но и так трудно организовывать что-то, когда некоторые участники видят друг друга в первый раз, да к тому же и с логистикой непросто.... Поэтому большой респект Андрюхе и Дену, как
главным организаторам процесса. Минусы и промахи были – ну так а куда ж без них, они у всех бывают.
По какому принципу выбирали маршрут и как получилось, что затем вылезли на "Спрятанную линию"? Насколько реально вообще проложить маршрут по этой стене, не оставив там свое снаряжение и здоровье?
Ну, в первую очередь – воспринимать наш маршрут как вариант "Спрятанной Линии" абсолютно не верно, имхо. Ключ нашего маршрута – нифига не простая стена, собственно, самая сложная часть стены. Верхний бастион было пройти абсолютно реально, там был виден рельеф – но у нас не хватало времени... если б не поджимали сроки отпусков/самолетов и прочие – проблемы бы не было.
Участок R5. Владимир Молодожен проходит карниз.
Повторюсь – самую неприятную часть, с очень бедным рельефом, мы пролезли. На Фаулера вылезли в верхней части, оказались под ключом того маршрута – в итоге, опять же имхо, получилась
очень интересная КОМБИНИРОВАННАЯ линия. Она требует достаточного разнообразия и снаряги, и техники – в отличие от ледово-микстовой линии Фаулера (ничуть не умаляя ее достоинств).
Самый сложный участок маршрута: технически, психологически.
Технически – средняя часть стены с бедным рельефом и кучей скайхучной работы. Психологически – было сложно упереться и продолжать лезть, когда и погода не балует, и знаешь, что остальные команды сошли...
Какую тактику восхождения применяли? Как считаешь, она была успешной, или сейчас, учтя ошибки, ты бы организовал процесс иначе?
С тактикой все было ок. Единственно что, не сразу адаптировались к рельефу и условиям... Вначале, видя все эти налипшие на скалу ледовые сопли, пытались их грузить и лезть по ним... А они не держат ничего, улетают сразу же. И в итоге эти попытки свободного лазания только замедляли процесс.
Владимир Молодожен лидирует на участке R6
Сигуниань порядком вас потрепала – расскажешь?
=)) Ну, я не склонен драматизировать... В принципе, ничего кардинально страшного не случилось, все немного поморозились – руки и ноги, пополучали всякими тяжелыми предметами по рукам, ногам и каскам... Но ничего такого, чтоб не зажило в течение ближайшего времени.
Какое количество груза тащили на гору?
Тоже довольно много. Но в целом, как обычно на бигволле. Практически все затащили за пару ходок. Лишний груз остался в основном в базлаге, на стену мы ничего откровенно ненужного не тащили, слава богу.
Сколько снаряжения было потеряно-испорчено?
=)) пока еще не знаю, у нас до сих пор снаряга: часть в Москве, часть в Питере...
Чем питались во время восхождения?
Ой, больная тема... =))) Мы немного не сошлись во взглядах на раскладку... =))) Сушеное мясо и китайские макароны я еще долго не захочу видеть.
Денис Сушко лидирует на участке R7
Какая атмосфера превалировала во время восхождения?
ммм... Свежая и ветреная... =)) Если в плане отношений в команде – никаких терок замечено не было, даже посплетничать с тобой не о чем.
=))) Самой обсуждаемой темой, помимо физиологический процессов, было то, что Покемону, по его словам, женщины снились каждую ночь... Не то чтоб нас это беспокоило... но... береженого бог бережет. =))))
Если бы нужно было описать произошедшее с вами в одном предложении, какими бы словами ты обрисовал это восхождение?
Выжили =)))
Гора хороша, команда тоже, было приятно работать с парнями. Погода вот вымотала слегка, это да... После возвращения еще неделю во сне куда-то лез, и просыпался с удивлением – как это мы платформу хорошо и надежно поставили, что не сыпет ничего... =)))
Тактические действия команды
Несмотря на то, что первовосхождение на вершину Сы Гунян было совершено еще в 1981 году, внушительная Северо-Западная скальная стена (перепад высоты более километра, крутизна около 80°) до сих пор не была пройдена, несмотря на значительное число попыток (подробности смотри в разделе «описание района»). Единственный пройденный маршрут на эту стену – маршрут двойки Фаулер-Раммсдейн 2002 г., получившей за это восхождение престижную международную премию «Золотой ледоруб» – фактически обходит крутую скальную часть стены по крутому ледовому кулуару.
Отметим: несмотря на то, что технически прохождение кулуара проще преодоления скальной стены (у нашей команды скорость на льду в кулуаре была примерно вчетверо выше, чем при прохождении скальной части маршрута) маршрут Фаулера до сих пор не повторен (несмотря на серию попыток).
Таким образом, до нашей экспедиции было лишь одно успешное прохождение стены. Все это говорит о том, что прохождение северо-западной стены Сы Гунян представляет собой серьезную проблему.
Нашей целью было прохождение северо-западной стены Сы Гунян «в лоб» в ее центральной, наиболее протяженной части. Эта цель нами достигнута не до конца – после прохождения 14 веревок по скалам мы перешли на более простой маршрут Фаулера. Ниже мы объясним, почему мы приняли такое решение.
Вид вниз со станции R8
Особенностью маршрута являются чрезвычайно жесткие погодные условия, из-за которых прохождение даже средней сложности рельефа становится экстремально сложным. В силу северо-западной экспозиции стена освещается солнцем только на закате (если позволяет погода). Из-за практически полного отсутствия солнца, а также из за заметного – 500 м – превосходства вершины Сы Гунян по высоте над окрестными вершинами, на маршруте очень холодно, особенно в верхней части (до -30°). Холод и большое количество осадков – во время прохождения нами маршрута снег шел практически каждую ночь – приводит к сильному заледенению рельефа. Это сильно усложняет как организацию точек страховки, так и ИТО. Большое количество выпадающего снега приводит также к сильным пылевым лавинам, которые могут серьезно повредить и даже сорвать платформу – прецедент был как в нашей команде, так и в команде Иркутска, совершавшей попытку прохождения стены одновременно с нами. Практически каждую ночь нам приходилось просыпаться по нескольку раз, чтобы стряхнуть с тента платформы снег, принесенный внезапно сошедшей лавиной (несколько раз мы не спали всю ночь).
Холод, недосыпание и объективная сложность рельефа позволяли нам проходить, как правило, по одной веревке в день. Такая низкая скорость прохождения не позволяла нам пройти маршрут за время, отведенное сроками экспедиции. За несколько дней до окончания экспедиции нами было принято решение свернуть в сторону более простого и уже пройденного маршрута Фаулера (такой вариант с самого начала рассматривался нами как резервный). Мы достигли ледового кулуара через два дня, пройдя три веревки по скалам в направлении влево вверх.
Участок R9
Дальнейшие события подтвердили правильность нашего выбора. Несмотря на то, что мы вышли на маршрут Фаулера в его самой крутой, практически отвесной части (несколько участков имеют крутизну 900), а также на то, что лед в кулуаре имел сложную конгломератную структуру, а толщина его часто не позволяла не только закрутить бур, но и надежно вбить клюв инструмента (без срывов не обошлось), в первый же день мы прошли по льду четыре почти полных веревки. На следующий день мы вышли на косую полку, обходящую скальную вершинную башню. В последующие два дня обе двойки – сначало Шамало и Молодожен, потом Сушко и Мурышев – достигли вершины.
Вершинный гребень
Хронология восхождения
01-02.10.2009г. Команда сделала заброску снаряжения из базового лагеря (БЛ) к началу маршрута.
04.10. Подошли от БЛ под маршрут.
05.10. Прошли две верёвки (по 50 м). Первым работал Денис Сушко. Заночевали в платформе, повешенной на первом участке маршрута.
06.10. Владимир Молодожён пролез ещё две верёвки. А.Мурышев и В.Шамало подняли груз на три верёвки и повесили платформу на снежной полке. Выбор места был сделан, исходя из наличия большого количества снега, необходимого для добычи воды.
07.10. Начался сильный снегопад. Мокрый снег налипал на скалы и обрушивался в виде лавин и кусков льда. Работать на маршруте стало практически невозможно. Пересиживали непогоду в платформе. Соорудили над ней козырёк из мокрого снега, чтобы лавины перепрыгивали хотя бы верхнюю часть платформы.
08.10. Продолжали пересиживать непогоду.
09.10. Часам к 10 утра погода улучшилась. В.Молодожён и В.Шамало полезли провешивать верёвки. Крутизна увеличилась. На пятой верёвке на практически вертикальном участке скалы оказались непрочными, часто обрушивались камни. Один из камней попал по руке страхующему В.Шамало. Из-за сильного ушиба на страховке его сменил А.Мурышев. Позднее Андрей сам начал работать первым, но сорвался на значительную глубину, и тоже получил несколько ушибов.
10-11.10. В.Молодожён и Д.Сушко попеременно провешивали верёвки. В.Шамало и А.Мурышев отдыхали, залечивая ушибы.
12.10. Пролезли сложную восьмую верёвку и подняли платформу и грузы на три верёвки вверх.
Нависание на участке R12. Вверху Андрей Мурышев проходит по перилам участок R13.
13.10. Денис пролез один из самых сложных участков на скайхуках.
14.10. Продолжили движение вверх и подняли платформу ещё на три верёвки.
15.10. Ушли маятником влево во внутренний угол и двигались по нему вверх. Первым работал Денис.
Отвесные перила на участке R13
16.10. Подошли к нависанию левее внутреннего угла. Первым работал В.Молодожён.
17.10. Д.Сушко и В.Молодожён начали провешивать нависание. А.Мурышев и В.Шамало перенесли платформу на две верёвки вверх, под нависание.
18.10. Молодожён и Шамало закончили обработку нависания, и Володя подошёл к маршруту Фаулера.
19.10. Молодожён и Сушко, работая попеременно, провесили четыре верёвки по льду на маршруте Фаулера.
Крутой лед на участке R15.
20.10. Всей командой вышли по провешенным верёвкам, намереваясь совершить попытку дойти до вершины. Но последняя сложная верёвка в ледовом кулуаре отняла много времени. При довольно большой крутизне, до 90 градусов, лёд был покрыт непрочной рыхлой коркой толщиной 15-20 см. В результате обрушения такой корки Денис сорвался на глубину ок. 15 м, страхующему пришлось протравить верёвку, чтобы смягчить рывок на ледобур, закрученный в непрочный лёд. В итоге из-за недостатка времени и сил решили вернуться в платформу, оставив восемь верёвок на самых сложных участках (нависание, ледовый кулуар).
21.10. Решили разделиться на две связки для достижения вершины. Обусловлено это было тем, что Денис и Андрей сильно устали за последние дни, к тому же они уже не успевали на свой рейс из Чэнду. Также посчитали, что двойка в данном случае более мобильна. (Даже если двигаться независимо двумя двойками, нужно снять четыре верёвки из провешенных и забрать их с собой, а для этого необходимо дожидаться друг друга в верхней части провешенного участка). Поэтому 21.10 в 7 утра В.Молодожён и В.Шамало начали подниматься по провешенным верёвкам, а затем, работая первыми попеременно, прошли ещё шесть верёвок по заснеженным скальным плитам и льду, затем ок. 200 м одновременно по глубокому снегу. Пройдя далее метров 30 по ледовым сбросам, вышли на снежное поле вблизи предвершинного гребня, и вскоре поднялись на вершину.
Валера Шамало. Вершина.
Денис Сушко
Андрей Мурышев
Спускались, сдёргивая ледобур на ледовых участках, попеременно со страховкой через ледоруб на снегу, на скалах оставляли спусковые петли. Повесили обратно две верёвки, снятые на подъёме в ледовом кулуаре. Возвратились в платформу к 12 ночи.
Погода 21.10 была сравнительно хорошая, большую часть дня ясно, временами небольшая облачность. Но холодно, до -25°.
22.10. В 4 утра отдохнувшие Сушко и Мурышев отправились на вершину, используя провешенные верёвки, протоптанные следы и оставленные спусковые петли.
Дождавшись, когда они уйдут на несколько верёвок, Молодожён и Шамало сняли две ближайшие из них и начали спускаться по пути подъёма, пользуясь набитыми ранее шлямбурами и оставляя спусковые петли. При этом постарались забрать как можно больше ненужного груза, всё, что не пригодится для спуска второй двойке. Сушко и Мурышев достигли вершины ок. 15 часов, и поздно вечером спустились на платформу. Молодожён и Шамало к 19 часам спустились в БЛ. Погода 22.10 была значительно хуже, чем 21.10, существенных осадков не было, но облачно, плохая видимость.
23.10. Мурышев и Сушко собрали платформу, снаряжение, и поздно ночью спустились в БЛ.
25.10. Молодожён и Шамало, успев на свой рейс, вечером 25.10 прилетели в Санкт-Петербург.
24-31.10. Мурышев и Сушко эвакуировали БЛ, решали транспортные и прочие формальные вопросы. Только 01.11 они прибыли в Москву.
Вот так выглядела во время восхождения платформа...
Стена, обледеневшая после ночного снегопада - вид через дыру в тенте платформы...
Фото из отчета команды!
179
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Я шучу! (в смысле насчет танго, а не на счет голоса)
Это травля!! =))
Да вы там все ма-ла-дцы ©
=)))
Стена действительно стоящая и маршрут сильный. Хорошо, что спаслись.
Голос за вас;-)
PS. Владимир, а Вы не планируете сделать обзор снаряжения. Т.е как примерно делал Тим.
Ну там, что брали, как оно себя повело, что там вообще не покатило. Было бы не плохо ознакомится как экспедиция была экипирована - начиная от носков и заканчивая железками.
Всех Благ.
PS. Видео ролик не монтируете случайно, или без камеры были? А то можно было в сеть выложить минут на 15, а то ностальгия по стене...
Оказались редкостным г.....:))
Ну, в смысле, ноги мёрзли...
а можно вопросы задавать?:)
к участнику восхождения oligarch:
как вы считаете, команда прошла с достаточным запасом прочности маршрут?
или на грани и еле выжив, как писал pokemon? а то такие разные мнения у участников восхождения))
и расскажите про ваш спуск хотя бы пару слов, т.к. вроде вы и поймали основную "погоду"?
А то, что Володя "не склонен драматизировать" - это он сейчас не склонен ))) , а тогда он хотел отказаться от восхождения из-за риска обморожения. Я ему еще тогда Высоцкого цитировал - чтобы приободрить, конечно - "мы отрежем только пальцы, так мне доктор говорил" ))) Он все-таки пошел. И получил свою вторую степень. Ну, не смертельно, конечно... Сейчас, слава Богу, пальцы у него практически восстановились...
я просто под впечатлением от вашей статьи http://www.risk.ru/users/pokemon/8801/
поэтому хотелось уточнить)
По поводу его у нас: действительно всё очень неоднозначно, причём не только внутри команды, но и внутренние ощущения одного человека в разное время могут быть прямо противоположными! Были моменты, когда казалось, что медленно, но верно мы так ещё можем пару км по стене пролезть, т.е. до 8000!:)) Но были и подленькие мыслишки как бы нам не слить (такое лично у меня возникало от безумной головной боли при горняшке и боязни серьёзных обморожений на верхних участках)!!! Истина, как всегда, где-то посередине...
Чего у нас точно никакого запаса не было, так это времени, как-то долго провозились с пермитом, заброской + непогода. Имея ещё неделю, всё было бы гораздо спокойней, т.к. приходилось лезть в совершенно отвратную погоду из-за сроков. Касательно снаряжения, мы очень сильно уменьшили свой запас прочности взяв кожаные однослойные ботинки. В тёплой обуви было бы гораздо спокойней и быстрее.
Касательно погоды: она была просто ужасной всё время восхождения, я бы не сказал что спуск как-то выделился.
Спускались мы по пути подъёма после очень тяжёлого дня, да ещё и с пацанским грузом (100-120 кг на двоих), поэтому сдюльферяли под стену уже в темноте, там оставили основной груз и к 6:30 утра(!!!) были в базлаге. Снятие оставленного под стеной снаряжа потом стало отдельным приключением ещё на неделю!:))
Во-вторых, в базовом лагере у нас была постоянно включена рация, и если б что-то случилось - мы были готовы выйти на стену обратно.
В третьих, согласен, лучше бы было спускаться вместе - но, к сожалению, в реальности часто встречаются накладки - какие-то события на работе, в семье и прочие обстоятельства, не позволяющие провести в горах лишнюю неделю.
Красивая гора и упорная команда! Молодцы!
Поздравляю! :)
Поздравляю с "золотом" Чемпионата России по альпинизму 2009 в высотно-техническом классе!
Серега, а тебя говорят можно поздравить с "бронзой" ЮФО за первопроход на Монах? ;-)
В Чемпионате ЮФО между 2 и 3 местом разница 0.08 балла... :)