В юбилейное лето. Виктор Коваль о горах "Безенги"
Январь 2009 г. После восхождения на Мижирги
Этим летом альплагерь "Безенги" празднует свое 55-летие. Новости о мероприятиях, посвященных юбилею, появляются в группе лагеря в соцсети.
А я решила в преддверии праздника задать несколько вопросов одному из тех, кому удалось пройти траверс Безенгийской стены зимой.
На вопросы Риск.ру отвечает Виктор Коваль.
Этим летом альплагерь "Безенги" празднует свое 55-летие. Новости о мероприятиях, посвященных юбилею, появляются в группе лагеря в соцсети.
А я решила в преддверии праздника задать несколько вопросов одному из тех, кому удалось пройти траверс Безенгийской стены зимой.
На вопросы Риск.ру отвечает Виктор Коваль.
- Когда вы впервые приехали в Безенги. Вы помните ту поездку? Что тогда сходили?
Впервые я попал в Безенги в начале двухтысячных. Помню как мы долго долго ехали по какой-то дороге, все время лил дождь, а из окна автобуса вообще ничего не было видно. Приехали, разгрузились, туман такой, что не видать ничего на расстоянии двух – трех метров. С утра выхожу из домика, а прямо передо мной стоит огромная, абсолютно симметричная и безумно красивая снежная вершина. На меня это такое сильное впечатление произвело, захотелось поскорее собрать рюкзак, схватить ледоруб и бегом туда, к этой величественной горе. Потом я узнал что имя этой горы – Гестола… В тот раз я был в Безенги чуть больше недели, успел сходить тройку на Урал и четверочку на Укю, но заразился величием больших безенгийских гор.
Январь 2007 г., пик Пушкина
- Чем вас привлек этот район?
Своей суровой неприступностью. Так получалось, что мы всегда заезжали в Безенги в начале сезона, когда в лагере еще почти никого не было из альпинистов. Многие восхождения здесь – многодневные, каждое из которые – интересное приключение, настоящая «маленькая жизнь». Я не люблю чувствовать себя в горах словно на прогулке где-нибудь в Летнем Саду, когда вокруг тебя огромное количество людей. Уют небольшой компании позволяет по достоинству созерцать одиночество гор.
- Вы один из завсегдатаев Безенги, насколько я могу судить. Какие из пройденных маршрутов больше всего запомнился?
Я не могу назвать себя завсегдатаем. Да, я здесь довольно часто бываю. Преимущественно зимой. Я люблю этот район и люблю людей, которые здесь живут и работают. Здесь мои друзья, а друзей принято навещать.
Очень запомнился первый серьезный маршрут, пройденный здесь с моим другом Сергеем Кондрашкиным. Как положено, мы заехали в первых числах июня, и были первыми альпинистами в сезоне. Еще было очень много снега, и крыша домика «Голубятни» в Теплом Углу выглядывала из сугроба сантиметров на десять. Как и многие, мы очень хотели на Шхару, но КСП мудро ответило нам, что Шхара сейчас зимняя, и туда нельзя. «Но ведь на Шхару зимой ходят», – не унимался Сергей. «Ходят… Экспедиции», – возразило КСП.
Но мы были очень настойчивы и в итоге были отправлены на Дыхтау (видимо из соображений, что сами вернемся из-под начала маршрута). Написав расписки о том, что в случае своей гибели просим в ней никого не винить, и собрав все необходимое, выдвинулись к горе. Утром следующего дня стартовали с хижины Джанги-Кош. Все время шел мелкий снег, и мы лезли куда-то вверх, пока не стало темнеть. Поставили палатку, переночевали. Утро подарило нам великолепный вид на Безенгийскую стену, оказалось, что и до вершинной башни уже не так далеко. Снова лезли вверх, испытывая на прочность ВЦСПСовские ледорубы и кошки, взятые в Питере у кого-то из наших старших товарищей. Вечером были на вершине, заночевав на какой-то полочке несколькими метрами ниже. Если я не ошибаюсь, это была наша первая ночевка выше 5000 метров. Ветер, снег, километровые сбросы во все стороны. На следующий день чудом спустились на 3 километра и ужинали в альплагере, сами не осознавая того, что сходили на одну из величайших кавказских гор.
На Дыхтау
Еще запомнилось зимнее восхождение на Мижирги. После двух удачных зимних экспериментов Безенги показали нам, какими суровыми и страшными они могут быть. Пять дней жесточайшей непогоды с температурой за -30. Помороженные пальцы двоих участников, разорванная ураганным ветром в клочья палатка и чудесное спасение Сергея, которого мы едва успели откопать из лавины, навсегда останутся в нашей памяти.
- Почему именно сюда последние годы ездили несколько раз зимой? Или после прохождения Безенгийской стены в приоритете будут другие районы?
Зима – очень хорошее и удобное время для совершения восхождений. По-моему значительная часть маршрутов здесь зимой не такая опасная как летом: в это время почти не бывает ни камнепадов, ни ледовых обвалов. Есть, конечно, свои сложности (низкие температуры, короткий световой день), но в целом, при грамотной организации процесса и умении отступить вовремя, здесь есть где развернуться. Главное – не терять голову. Лично я провел в Безенги 7 зимних сезонов, 4 из которых завершились восхождениями, а три – нет.
На Дыхтау
По поводу планов и приоритетов: Безенгийская стена зимой – объект, к которому мы созрели, в первую очередь психологически. Здесь есть еще много серьезных маршрутов, но, по моему глубокому убеждению, к каждому из них нужно созреть, чтобы сформировалось желание их пройти. Я пока об этом не думаю.
В Теплом углу
Вы упомянули друзей в Безенги. Поскольку это интервью – в преддверии празднования очередного юбилея лагеря, может быть, расскажете о них?:))
C удовольствием! Здесь – средоточье достойных и сильных духом людей. Скажу только о некоторых из них:
Адельбий Акхубеков. Ну кто его не знает из тех людей, кому хоть раз доводилось побывать в этом ущелье? Прямой, честный, скромный, надежный. Я просто рад тому, что он здесь. Простой в общении, по-кавказски мудрый и очень глубоко думающий человек. Всегда спрашиваю у него совета. А сколько народу он спас, вытащил на своем горбу… Горжусь, что у меня есть такой друг.
Азнаур Аккаев – очень достойный человек, рассудительный, обстоятельный, сдержанный. Могучий романтик.
Ибрагим Лелюкаев – энергичный, волевой, ответственный. Настоящий спасатель, настоящий друг.
Алим Хапаев – очень скромный и очень порядочный человек. У него все всегда на месте, все всегда под контролем.
Когда хочешь рассказать о каждом из них, то к любому эпитету добавляешь слово «очень»: очень сильный, очень достойный, очень ответственный. Со всеми ними я не чувствую себя в Безенги в гостях, я чувствую, что я в кругу друзей.
Теплые слова хочу сказать в адрес Алия Анаева. В наш трудный век он делает такое дело! И как только ему удается быть таким передовиком, новатором, и в то же самое время хранить вековую мудрость кавказских гор? Снимаю шляпу.
Фото из архива Виктора Коваля
134
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Ваши не пяшут ! А нашим было тоже ХОРОШО !
1970, на вершине Салынан после грозы часов в 19-оо, все ребята - "крепкие орешки" (Саша, Юра, Володя).
44 года назад, а для нас шел 12-тый сезон работы а\л Безенги...