Лавина на Эвересте: интервью с Симоне Моро
Пролет на вертолете над ледопадом Кхумбу в 2012 году. Большой серак хорошо виден слева. Фото © Simone Moro
Planetmountain.com опубликовал интервью с Симоне Моро на следующий день после трагической лавины на Эвересте 18 апреля.
Planetmountain.com опубликовал интервью с Симоне Моро на следующий день после трагической лавины на Эвересте 18 апреля.
Спасработы в Гималаях. Фото из архива Симоне Моро
Симоне, вчерашний день для Непала и Эвереста был действительно черный.
Да, то, что произошло, и то, что происходит прямо сейчас, пока мы говорим – действительно трагедия, по-настоящему больно.
Случившееся стало для тебя неожиданностью?
Не могу так сказать. Оставило глубокий след, да, но не удивило меня. Поражает то, что в данном случае мы говорим не об одной или двух жертвах, которые обычно гибнут на ледопаде Кхумбу чаще всего из-за того, что не встегнулись в перила при переходе через трещину, или из-за падения небольших сераков. Нет, на этот раз мы говорим по меньшей мере о 13 жертвах, и это только предварительный подсчет после первого дня.
Эти жертвы вызвало падение серака над ледопадом.
Да. Хорошо бы помнить, что несколько лет назад, в 2011-м практически в том же месте уже сходила лавина – к счастью, не вызвавшая так много потерь. В то же время это был настолько громкий «звонок», что Рассел Брайс, лидер одной из крупнейших коммерческих экспедиций, решил свернуть экспедицию. В то время его решение поддержали, хотя были и критикующие его.
Правда ли, что по сравнению с предыдущими годами маршрут по ледопаду в этот раз был изменен?
Впервые я отправился в экспедицию на Эверест в 1992, затем возвращался туда в 94-м и 97-м, 2000 и 2001-м. Снова поехал туда в 2006, 2010, 2012 и 2013. И я увидел, что, в отличие от прошлых лет, маршрут идет не по центру ледопада, но намного левее, ближе к Западной стене Эвереста. Так сделали, потому что провесить маршрут слева намного проще, чем через нескончаемую череду сераков и трещин в центре ледопада. В левой части находится несколько более пологих участков, названных Футбольное Поле и Поле Попкорна, которые, очевидно, проще для преодоления. Вместо 50 нужно закрепить 20 лестниц. Ледопад можно пройти быстрее, но, как мы видим, объективный риск попасть под лавину от серака, намного выше.
Место, где сошла лавина. Фото 2012 года. Фото © Simone Moro
Тебе хорошо известен этот серак.
Он невероятно огромный и абсолютно ясно, что если произойдет обвал, ледовая масса сметет все на пути на протяжении нескольких сотен метров. В то же время ледопад в целом опасен, где бы вы ни находились. Я проходил его более 100 раз, и каждый раз так быстро, насколько это возможно, и затаив дыхание, чтобы максимально избежать опасности.
Ледопад в 2012 году. Фото © Simone Moro
Обвал произошел в 6.30 утра.
Сераки всегда падают, это не новость, и происходит это в любое время. Большое несчастье, что этот упал не в феврале или осенью, или хотя бы после обеда, а в 6.30 утра в апреле. В начале сезона восхождений, когда под горой много альпинистов и шерпов, которые ходят под юго-западным плечом.
Могло ли все закончиться еще хуже?
Теоретически да. В дни, на которые приходятся попытки штурма, на гору одновременно выходят 100-150 человек. И все они должны пройти это место, в один день.
В дополнение к числу погибших пищу для размышления также дает то, что катастрофа коснулась напрямую только шерпов.
Сезон только начинается. Шерпы оборудуют маршрут с юга примерно 10000 м веревки. Это стандартная практика в нынешнее время. Некоторые участки оборудуют перилами для подъема наверх, другие – для спуска вниз. Так что да, шерпы выходят рано утром со снаряжением, это тяжелая работа, вот почему Райнхольд Месснер назвал это происшествием на рабочем месте. Я с этим определением согласен, и даже несмотря на то, что сам я придерживаюсь другой формы альпинизма, я вовсе не собираюсь вещать с пьедестала на тему, кому можно, а кому нельзя лезть на Эверест. Многое можно изменить, придерживаясь общих принципов и при адекватной подготовке в течение нескольких лет, с людьми, которые движутся к цели постепенно, шаг за шагом, и перед Эверестом участвуют в экспедициях на другие восьмитысячники. Шерпы не вьючные животные, но гиды на Эвересте, которые нашли себе работу, которую они выполняют с энтузиазмом и добровольно.
Можешь пояснить свою мысль?
Эверест для шерпов – действительно хорошо оплачиваемая работа, на которой за месяц можно получить до 50 раз больше, чем зарабатывают другие непальцы. Это не значит, что мы не должны регулировать их работу, мы должны делать все возможное и даже больше, чтобы удостовериться в их безопасности. Мне больно за них, за их семьи, но мы не можем игнорировать то, какое огромное влияние на экономику региона и страны в целом оказывает альпинизм и треккинг в местных горах, не только на Эвересте. Остановка потока альпинистов будет равносильна возвращению региона в каменный век.
Но если обязать потенциальных восходителей на Эверест перед получением пермита на самую высокую гору сходить на два других восьмитысячника, массы альпинистов должны будут поехать в другие районы, что, в свою очередь, поддержит экономику других долин. Люди тем временем наберутся опыта и, постепенно идя к цели, будут больше знать о том, что такое высота и какие последствия за собой влечет, и будут лучше к этому готовы.
Что происходит сейчас? (интервью записано 19 апреля)
Продолжается поиск пропавших шерпов. Вчера мне сказали, что Эверест похож на зону военных действий. Все ходят туда-сюда из Базового Лагеря, повсюду вертолеты. Конечно, все усилия сосредоточены на поиске пропавших и никто не поднимается на гору. Но сезон продолжается, и хотя ряд экспедиций решили вернуться домой, восхождения на Эверест возобновятся. Надеюсь, с оглядкой на этот случай и те риски и опасности, которые нас повсюду окружают в горах.
Мне все говорят «на Эвересте нет ничего особенного, просто прогулка в парке». Но каждый год я становлюсь свидетелем того, как погибают на этой горе люди, и никому, даже шерпам, эта вершина не дается без приложения значительных усилий. Таких же, какие прилагали вчера (18 апреля) эти люди, опытные гиды, на ледопаде. Они выполняли свою работу, точно также как те, кто в августе идет по классическому маршруту на Монблан или Маттерхорн. Отношения гид-клиент существуют уже две сотни лет, и что определенно нужно сделать сейчас, так это остановиться и хорошо подумать, без лицемерия, о том, как организовать все наиболее безопасно, насколько это вообще возможно, для всех. Но этого не достичь полным запретом или поспешными, фундаменталистскими суждениями.
===
Видео с ExplorersWeb.com
По информации Planetmountain 20 апреля, через три дня поисков спасательная операция была остановлена. Сезон на Эвересте под угрозой срыва. Ведутся переговоры между властями, лидерами шерпов и руководителями экспедиций. Об этом написал в своем твиттере британский журналист Эд Дуглас.
К примеру, Adventure Consultants свернули свою экспедицию, так как потеряли в лавине трех своих шерпов и знали большую часть погибших.
Сбор средств для семей погибших шерпов организовали:
Фонд Помощи Шерпам от AAC.
Фонд Джунипера
Вы также можете перечислить туда средства, если сочтете это нужным.
225
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
то число потенциальных восходителей упадет на два порядка
Гидам — два "руководства", шерпам — жетон спасателя.
На самом деле это более чем разумное требование. И оно вполне выполнимое. Естественно, будут потери финансов со всех сторон, и будут недовольные. Но это организационные мероприятия, которые позволят отсечь в какой-то мере неподготовленных людей.
А у тех, кто идет на Эверест за славой "покорителя", появится слава покорителя трех восьмитысячников!
Надо засчитывать попытки восхождения на другие восьмитысячники
Cейчас как раз читаю Вашу ссылку, спасибо.
погибло 71 "Вестернеров" и 33 шерпы. Из этого делается вывод, что "risk remains so much greater for Sherpas"
Странно это мне.
"....альпинисты потеряли все деньги, шерпы не работают, и блокируют выход на ледопад" - вот уж безысходность
Идти на поводу у шерпов - это еще больше распустит их, а если посидят несколько лет без денег, то повключают мозги.
проверенный метод...
Только смогут ли все организаторы экспедиций собраться и принять такое решение?
Всегда найдутся те, кто еще и порадуется отсутствию конкуренции.
В горах люди гибнут. Вы не знали?
Кто ещё не знал? Шерпы?