Страх нам не враг, сделай его своим другом! Алекс Хубер
Искусство выживания это – искусство отступления, способность развернуться. Находясь на грани возможностей, всегда важно выбрать верный момент для принятия подобного решения. Александр на маршруте “Коммунист” в районе водопада Шляер в Тироле, free solo.
Вы много раз это видели, но не факт что читали об этом...
Публикую по просьбе и поручению Игоря в преддверие визита Александра Хубера в Москву!
Вы много раз это видели, но не факт что читали об этом...
Публикую по просьбе и поручению Игоря в преддверие визита Александра Хубера в Москву!
Да, речь пойдет об известном фри-соло Алекса Хубера на трассе "Коммунист"...
Страх нам не враг, сделай его своим другом!
Александр Хубер
Перевод: Наталья Солганик
Скалолазы, альпинисты и экстремальные горовосходители принадлежат к тем людям, которые, не будучи наделены определенной долей отваги, не смогли бы продвинуться ни на йоту дальше; вне зависимости от того, застает ли человека на вершине горы сильная непогода, спит ли он на отвесной стене на платформе или же висит без страховки на мизерах над пропастью. Впрочем, с опасностями в горах сталкиваются не только экстремалы, они подстерегают каждого идущего в горы.
Любая, кажущаяся легкой, гора – опасна. Несмотря на то, что человек в состоянии контролировать степень потенциальной опасности, с которой он готов столкнуться, ее невозможно полностью избежать. Передвигаясь в горах мы окунаемся в дикую природную среду.
Однако каждый альпинист со временем развивает необходимую для его целей долю мужества. Главная движущая сила – это удовлетворение от того, что то и дело вновь появляющиеся на пути препятствия позволяют преодолевать страх.
Несомненно, в определенной степени мне присуща предрасположенность к этому, однако, и мое окружение оказало влияние на мое формирование. Наш отец мотивировал нас и сопровождал на выбранном пути. Впоследствии мой брат и я все больше “втягивались” и “неслись по течению”. Здоровое соперничество никогда не оставляло нас. Всегда, когда кто-то из нас достигал выдающихся успехов, это подхлестывало другого больше тренироваться, дабы достичь аналогичных или же даже лучших результатов. Этот старый принцип испокон веков подталкивал человечество вперед к развитию.
В одиночку человек не решается даже на малую толику того, на что решается в группе. В большей степени это объясняется тем, что в группе человек неохотно признает, что он испытывает перед чем-либо страх. Групповая динамика высвобождает энергию, которая не получила бы применения, будь человек один и сконцентрирован лишь на себе. Вместе мы сильны.
Альпинизм – это опасный вид спорта; и я смею утверждать, что я провоцирую страх. Я преднамеренно оказываюсь в ситуациях, вызывающих страх, где я ожидаю опасность изначально. Я бросаю вызов страху. Горы, скалы, ледники – я не восхожу туда, где бы я не испытывал страх. Или же, иначе сформулировав, я намечаю для себя исключительно такие проекты, которые вызывают во мне чувство страха. Звучит несколько негативно, однако это не так.
В моей жизни альпиниста страх стал положительной эмоцией. Это чувство по отношению ко мне намного надежнее и безжалостнее, нежели я сам. В своем страхе я вижу Нечто, что можно назвать вторым и независимым Я. Это “Я” принадлежит ко мне, работает внутри меня и дает мне достаточно честную объективную оценку всего, что я делаю или же намереваюсь сделать. Страх выполняет для меня ту задачу, которую лишь другой человек в силах сделать. Он является моим спутником, который видит меня со стороны через призму независимого взгляда и знает меня лучше, чем я сам. Посему я воспринимаю страх, как своего лучшего друга.
Страх – не друг в человеческом обличье. Он является неотъемлемой частью моего духа. Важной частью, которая неоднократно спасала мне жизнь. Страх направляет мои решения в нужное русло, таким образом вознаграждает меня. Или же он наказывает меня в тех ситуациях, когда я пренебрегаю им и отодвигаю на второстепенное место. Всегда, когда я недооцениваю страх, пренебрегаю им или же пытаюсь его оттеснить, со временем мне это тем или иным способом воздается. И, в большинстве случаев, более жестоко, резко и негативно, нежели если бы я имел дело с ним при первых проявлениях. В таких случаях, действительно, страх может перевоплотиться в моего самого заклятого врага.
Говорится, что страх – плохой советчик. Однако это совершенно не так. Ибо страх лишь тогда плохой советчик, когда человек принимает его сторону. Напротив, если же со страхом дискутировать и приходить к соглашению, то находится адекватное решение существующей проблемы, которое может спасти жизнь. Смотри страху прямо в глаза и найдешь выход из ситуации! В данном контексте можно даже сказать, что выход именно там, где есть страх.
Проведя многие годы в горах, я научился обходиться с проявлениями этого чувства. Я готов к страху. Я нашел правильный рецепт для того, чтобы встреча с ним делала меня лучше, способным к более высоким достижениям. Секрет моего успеха заключается в способе борьбы с моими страхами. Многие десятилетия моя карьера спортсмена-экстремала была сущей школой страха. Это долгий путь, шаг за шагом “выстраивать” уверенность в своих собственных силах, при этом ни на секунду не забывая о способности здравой самооценки. Это два моих главных качества, характеризующих меня как альпиниста. Лишь с ними я могу вновь и вновь оказываться на пределе моих возможностей и при этом не погибнуть. Ибо лишь они могут надежно дать мне знать, когда надо двигаться дальше, а когда стоит ретироваться. Искусство выживания в горах это – в первую очередь – искусство отступления!
В 2004 я пролез без страховки (free solo) маршрут сложностью 8b+, пролез строго на грани моего болевого порога. “Коммунист” – 25-ти метровая трасса спортивного скалолазания в скалолазном районе водопада Шляер в Тироле – самая трудная, которая по сей день была пройдена без страховки. Сильно нависающая стена. Точка невозврата (point of no return) находится на высоте 4-х метров, ключевое место – ровно в середине маршрута. Спустя многие недели подготовки я чувствовал себя готовым и выбрал идеальный день. День, когда я верил в свои силы, и внешние условия – температура и влажность – были также подходящими. Однако, первая попытка не увенчалась успехом. На высоте 3-х метров я вновь спрыгнул.
Я нервничал, потерял слишком много сил из-за адреналина в крови, чувствовал себя неуверенно и не мог на все 100% положиться на свои силы. Лазанье без страховки, однако, не допускает 99% готовности. Лишь при условии, что все, действительно все факторы удовлетворяют, есть предпосылки для такого рода лазанья на грани собственных возможностей.
Несмотря на первоначальный провал, я продолжал пробовать и спустя 5 дней состоялась вторая попытка. Я вновь нервничал. Вновь резервы моих сил были истощены, и я чувствовал, что не могу более полагаться на свои силы, что для сверхточного дохвата на ключевом месте маршрута сил будет не достаточно. Я снова спрыгнул.
Хотя надежду я и не утратил, я отчетливо осознавал, что с каждым провалом мне будет все труднее ощущать уверенность в своих силах. Мне понадобилась целая неделя для того, чтобы вновь мобилизировать веру в себя для очередной попытки, и я почувствовал, что она будет последней. Если и на это раз мне не удастся полностью побороть свою нервозность, то я буду вынужден признаться себе, что маршрут категории 8b+ пролезть фри-соло мне не по зубам и этот уровень сложности выше моих возможностей.
Третья попытка. Первые движения решающие! Именно в этот день я ощутил прилив сил и мое тело следовало плавными последовательностями движений. Никакого адреналина. Четко и эффективно я преодолел первые три метра и вылез выше критической отметки. Я продолжал лезть. На это раз пути назад уже не было. Через 20 движений я достиг ключевого места маршрута.
Я занимаю первоначальное положение, слева подхват, справа полочка-мизер и в этот момент я отдаюсь маршруту целиком и полностью. Движение идеально отточено, сила тяжести волной превозносит мое тело ввысь, рука стремительно взлетает к зацепу, на который она нацелена и в “мертвой точке” вдавливаю пальцы в покатую планку. Под большим давлением пальцы крепко впиваются в камень и на мгновение тело неподвижно фиксируется на скале. Я могу стабилизировать свое положение – ставлю ногу и тяну ее, “протаскиваю” вплоть до первого хорошего зацепа. Впереди еще 12 метров до цели. Метры сложностью 7с+, на которых надо полностью выкладываться и даже малейшее отсутствие концентрации не допустимо и, лишь с последним заключительным движением напряжение спадает.
Скалолазанье без страховки на границе возможностей требует в равной степени как самоуверенности, так и способности здраво оценить собственные силы. Александр на маршруте “Коммунист” в районе водопада Шляер в Тироле, free solo.
Покорение “Коммуниста” является наглядным примером того, как мной управляет взаимодействие страха, уверенности и способности оценить свои силы: один раз оно приводит к прекращению попыток, а в другой раз – к успеху. Эта гармония определяет мою жизнь как спортсмена также, как и нашу повседневную жизнь.
Вышесказанное можно легко объяснить при помощи одного повседневного примера, известного всем: согласно федеральному ведомству статистики в Висбадене, около 500 пешеходов ежегодно гибнет на дорогах. Однако 4-х летнему ребенку не свойственно бояться, гуляя на улице, поскольку он не знаком ни с животрепещущими темами ни со статистикой.
Жизнь ребенка, который полагается лишь на себя и абсолютно беспечно перебегает дорогу, зависит от воли случая, удачи. Ребенок, который не отдает отчет возможным рискам, легко попадает в опасные для жизни ситуации. Мы же, взрослые, знаем опасность проносящейся рядом машины и опасаемся, что она может нас переехать. Если мы хотим пойти в булочную через дорогу, и нет ни пешеходного перехода “зебры”, ни светофора на нашем пути, нас это не пугает. Большинству из нас присуща определенная доля уверенности в себе и способность самооценки, которые необходимы для возможности адекватно реагировать. Мы будет осторожно смотреть налево, затем направо и вновь налево. Если поблизости мы не видим приближающейся машины, то мы переходим дорогу и покупаем булочку. В этот момент страх подействовал на нас так, что вынудил нас сконцентрироваться.
Итак, ежедневно в повседневной жизни мы сталкиваемся с потенциально опасными для жизни ситуациями. Таким образом, во всем, что мы делаем, мы подвергаемся остаточному риску. Но мы можем прилагать все силы, чтобы риск был максимально мал. Страх нам в этом помогает.
Существуют спортсмены-экстремалы, которые говорят об “обуздании страха”. С моей точки зрения, это определение неудачно выбрано, поскольку обуздание накладывает негативный отпечаток. Напротив, со страхом следует лучше подружиться. Сделай страх своим другом и живи с ним! Как в хороших прочных отношениях или во взаимообязывающей дружбе. Никто никого не доминирует, это своего рода налаженное взаимодействие на равных. Кто же считает, что страх необходимо побороть и в этой связи делает вид будто он выше страха, одерживает поражение перед высокомерием. Нет, страх невозможно обуздать, его не следует подчинять себя, иначе будешь повержен. Страх не следует также игнорировать. Невежественность еще никогда не приводила к добру. И, в критической ситуации, коей является альпинизм, за подобную ошибку можно поплатиться многим, вплоть до жизни.
В итоге, правильным путем может быть лишь принятие страха всерьез. Вначале это гораздо труднее, нежели избегать подобных ситуаций, однако, в конце-концов это того стоит. Мне тоже пришлось в начале учиться обходиться со страхом и даже сейчас мне становится все яснее, что я могу погибнуть во время занятия выбранным мною видом спорта. Во многих случаях страх спасает мне жизнь и направляет принятые мной решения в нужное русло. Не существует того, кто смог бы реализовать это лучше. Страх делает меня лучше, поскольку он направляет мой взгляд на наиболее важное. Благодаря ему, я могу достичь большего, нежели мой фактический талант альпиниста мне это позволяет. Он – страх – возносит меня на небеса или же возвращает на землю, если я близок к срыву. От его предупреждений я чувствую себя ничтожным. В тех случаях, когда из-за страхов я вынужден отказаться от поставленной цели, на первый взгляд это кажется невыносимым.
Тогда мир крушится, ибо проделанная на протяжении месяцев работа, тренировки и подготовки – все насмарку. Однако, способность в горах развернуться, требует намного больше мужества, нежели подъем на вершину. Прекращение восхождения, способность развернуться – грандиозное достижение духа. В конце-концов выживаю я именно благодаря такому решению. В момент сомнения лучшим решением всегда является прислушивание к своему страху. Страх живет во мне, страх живет со мной, он мой самый ценный советчик в принятии всех решений в горах.
Фестиваль скалолазания BigWall Masters 2014
20:00 – 22:00 Слайдшоу Алекса Хубера
22:30 – 23:00 Награждение победителей
22:00 – 23:00 Автограф-сессия Алекса Хубера
23:00 – 0:00 Afterparty
159
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Когда риск-это жизнь.А страх служит советчиком.
Круто.