Хрустальный пик-2013. Хан-Тенгри
Александр Жигалов уже делился на Риске своим рассказом об этом восхождении.
Хан-Тенгри - мой первый семитысячник и первая 6Б
Теперь - подробности от Антона Пуговкина, Александра Янушевича и Георгия Калиты в интервью Риск.ру
- Какое впечатление оставил после себя маршрут?
Александр Янушевич: Очень понравился, хороший, логичный. Ну и достаточно безопасный, если голову иметь.
Антон Пуговкин: Вполне позитивное впечатление, никаких нервных и скользких моментов. Наблюдай, думай, работай и, как следствие, получаешь отличный результат.
Гоша Калита: Законченности, опустошенности и как обычно растерянности, когда ты сделал то, к чему готовился и о чем мечтал, и после этого тяжело понять свои следующие шаги.
- Насколько тяжело было пройти технически непростой маршрут на такой высоте?
Александр Янушевич: Честно тебе скажу, мне было тяжело за этими конями бегать, особенно в последний день на Серпах. Я ведь уже не такой молодой, как ты помнишь :-)
Антон Пуговкин: Технический уровень подготовки команды, гораздо выше, чем технический уровень маршрута по отдельности. Но в купе всех факторов: высота, скорость и график движения, общая тактика – то легко точно не было.
Гоша Калита: Со временем впечатления стираются, тяжесть маршрутов уходит и остаются приятные моменты, но сейчас можно сказать, что это было непросто.
- Сравните это восхождение с другими в своей практике? Или оно стоит особняком?
Александр Янушевич: Наиболее подходящим для сравнения будет, наверное, Коммунизма по Беззубкина. Но он, конечно, значительно проще технически. Ну и на Беззубкина мы ходили с Серегой Черезовым, а значит обстоятельно и неторопливо :-) .
Антон Пуговкин: Для всех участников (кроме Янушевича) это первое высотное восхождение на технический маршрут, так что по-любому стоит немного особняком. Сравнивать с нашими зимними маршрутами на Аксу, Кодар, Трольриген и т.п. особо не вижу смысла, там все другое. Разве что суровые условия Кодара дают некую имитацию сложностей на высоте, но все равно не то.
Гоша Калита: Это технически сложный маршрут на высоте, до этого были маршруты сравнимые по сложности, но не на высоте, комбинация высоты и сложности – для меня он стоит особняком!
- Этот сезон в горах не баловал обилием хорошей погоды. Каково пришлось вам на Хане?
Александр Янушевич: Погода была хреновая. Почти все время. Саня, который первый раз в высоких горах, изнемогал от безделья. Перечитали все книжки, оставленные на Южном предыдущими восходителями. Выработался особый режим дня: подъем в 9, завтрак, сон. Выход на обед, сон. Ужин, общение с друзьями, просмотр фильма, сон. И прогнозы у всех разные. Хорошо, Греков нам подогнал хороший прогноз на 4 дня и мы четко в это окно уложились. Ровненько как подошли к спусковым перилам, погода начала портиться. И к моменту, как спустились на ледник, испортилась окончательно. Вертолет не прилетел. На самолет бы опоздали, но по телефону договорились с Аксай Трэвел об обмене билетов.
Антон Пуговкин: На горе мы в непогоду попали только на спуске, поскольку вышли на вершину в 17, а в 17-30 начался снегопад и шел дня два или три. А так, конечно, погода сильно откорректировала наши планы. Но подуй ветер на ребре с 6200 до вершины, мы бы просто не смогли там физически лезть одновременно.
Гоша Калита: Люблю такие моменты, кто-то называет их везением, кто-то удачей, можно хорошим планом, наверное, у нас было всего по чуть-чуть. Погода на Хане была плохая, на акклиматизации мы выхватывали по дню хорошей погоды, и потом стояла затяжная непогода. На основном восхождении в день подхода стояла непогода, но потом все исправилось, лезли мы уже в хорошую, а в день, когда залезли на вершину, погода ухудшилась, и все встало на свои места. Все-таки главное в альпинизме высоких гор – это терпение :) и хорошая библиотека книг и фильмов :), спасибо Саше и Жене!
- Какой тактики во время восхождения придерживались?
Александр Янушевич: Да какой тактики? Перли наверх как залеченные.
Антон Пуговкин: Просто была поставлена задача пройти сложный маршрут, желательно вариант, с максимально хорошим временем. А по месту я уже решал, где и как полезем. Главный постулат – безопасность, а это значит, что в первую очередь нужна хорошая акклиматизация. У нас было три выхода, крайний с ночевкой на 6200, причем мы туда ходом прошли с 4200! Отчеты предыдущих команд особо не помогли (кроме понимания, что на грибах у всех были проблемы), т.к. именно сам маршрут Свириденко ходили только две команды, остальные ключевой участок стены с 4500 до 5000 обходили по большому снежному кулуару слева, мы же выбрали правую часть стены, там вообще никто никогда не лазил. Большую часть скалы первым лез Саня, т.к. у него была объективно лучше форма на тот момент, на простых участках я за ним лез одновременно (первый выходит на 20-30 делает станцию идет дальше, а я подхожу и параллельно его страхую). Ну а так все как обычно, отбой поздно, подъем рано :)))
Гоша Калита: В 2010-м году при попытке прохождения по центру Северной стены Хана запомнился эпизод, когда Олег Хвостенко учил польских альпинистов тактике восхождения, из англоязычных слов я запомнил «go go go» – вот это и есть наша тактика, а так все как всегда – максимально быстро, безопасно и красиво.
- Как проходило восхождение? Несколько неформальных деталей, не вошедших в отчет)))
Александр Янушевич: Отлично проходило! А неформальных деталей как-то не успело появиться.
Антон Пуговкин: Восхождение проходило нормально, какого-то экстрима особо не помню. Лично я запомнил, да и, по сути, первый раз это произошло – когда залез на снежный гриб, на стене градусов 70, а эта херня 3*5 взяла и обвалилась…. Вместе со мной))) А ну и, конечно, прохождение снежных грибов с лопатой, там было много ненормативной лексики.
Гоша Калита: Неформальные детали – это количество матов из нашего лексикона?) Когда стоишь на маленьком выступе или на снежном грибе, и думаешь: «Ну сейчас все…», когда мерзнешь всю ночь, а перед вершиной заканчиваются силы – если про это, то не про нас, мы про это сразу забываем).
- Самый яркий момент экспедиции? Вспомните?
Александр Янушевич: На меня произвел наибольшее впечатление момент, к восхождению не имеющий никакого отношения, когда за опаздывающими на самолет буржуями прилетел вертолет в непроглядную метель. Вот тут я действительно обалдел. :-)
Антон Пуговкин: Самый яркий момент, это потерявшийся Януш на спуске. Когда мы спустились в пещеры на 5900, а его не было несколько часов, и я понимал, что сил у нас идти его искать нет, я раз пять вылезал из пещеры, высматривал его и когда увидел его свет почти над собой, отпустило… Хотя мы уже стали делить его вещи в БЛ))) (шутка)))
Гоша Калита: Предвершинный гребень, легкий закат, рядом друзья, все сложное позади, вершина близка, по-моему не хватает коктейля с шезлонгом и моря, но это опять-таки не про нас. )
- Проходим ли этот маршрут двойкой, на ваш взгляд? Аргументируйте.
Александр Янушевич: Почему бы и нет? Второму, конечно, несколько потяжелее будет на себе тащить все бивачное. Но при современном снаряжении это возможно. Вопросов безопасности касаться здесь не буду.
Гоша Калита: Возможность есть – выбрать погоду, сезон, когда не так много снега. Но маршрут не беговой, это серьезное восхождение и следует учитывать, что быстро его пройти в двойке будет сложно, необходима хорошая акклиматизация, высотный опыт и мотивация – это самое главное в любом восхождении!
Информация о маршруте
Хан-Тенгри, 6995 м, по Южной стене Юго-Западного контрфорса (вариант м-та
Свириденко), 6Б (Центральный Тянь-Шань, хребет Тенгри-Таг).
Характер маршрута – комбинированный. Перепад высот маршрута – 2500 м, стенной части – 1500 м. Протяженность маршрута – 3500 м, участков 6 к.сл. – 400 м, 5 к.сл. – 1150 м. Средняя крутизна – 55°.
Оставлено на маршруте: крючьев – 5; в т.ч. шлямбурных – 0.
Использовано крючьев на маршруте: шлямбурных стационарных – 1 (найден на промежуточной станции), якорных – 180, закладок – 31, ледобуров – 34, снежных якорей – 28. Использовано всего ИТО ≈ 150.
Количество ходовых часов – 54, ходовых дней – 5.
Дата выхода:
на восхождение – 15 августа;
на вершину – 19 августа в 17:00;
возвращение – 20 августа в 7:00 (в БЛ на л. Южный Иныльчек).
Команда:
Антон Пуговкин
Александр Янушевич
Георгий Калита
Александр Жигалов
Тактические действия команды
Основной задачей данного восхождения, было прохождение сложного высотно-технического маршрута с высокой скоростью по возможности с прохождением новой части стены в правой части.
Для решения данной задачи были приняты следующие меры:
1. Максимально возможное снижение веса. Палатка «Эверест 96» (производство НПФ «Рок-Пилларс») – вес без стоек (в качестве стоек использовали 4 лыжные палки) 2 кг; у всех укороченные спальники «Нога» с утеплителем тинсулэйт (производство НПФ «Рок-
Пилларс»), использовались на ночевке совместно с утепленными куртками (производство
ООО «Рэд-фокс»), использование 3-х. ковриков на четверых.
2. Оптимизация продуктов в части применения готовых пакетов, требующих только залив
содержимого кипятком, что позволяло максимально экономить на приготовлении пищи и
почти не ограничиваться в растопке снега для питья. Особо следует отметить
энергетические гели итальянского производства, желеобразное содержимое (пакет 50 гр)
разводили с водой и пили вместо чая, ощутимо восполняет талый снег, позволяет быстрее напиться.
3. Из снаряжения следует отметить очень высокую эффективность якорных крючьев,
дополнительно брали комплект закладок и 4 средних эксцентрика, но на маршруте можно
было вполне обойтись без них. 5 снежных крючьев своего применения не нашли, по
причине их крайней неэффективности в том снегу, который есть на маршруте.
Обязательное применение хорошей снежной лопаты, без нее прохождение некоторых
участков снежного ножа и всего карнизного гребня невозможно!
4. Равномерное распределение между тремя участниками работы на маршруте первым, с
учетом физической формы каждого. Применение техники одновременного движения и
страховки на скалах средней сложности (второй страхует первого через гри-гри,
осуществляя параллельно подъем по закрепленным перилам на промежуточной станции).
5. Планомерная, ступенчатая акклиматизация, включающая в себя: восхождение на п.
Учитель (ущ. Ала-Арча, перед вылетом на ледник Ю. Иныльчек), три последующих
акклиматизационных выхода, с наивысшей ночевкой на 6400, причем команда туда
поднялась за один день из Лагеря 1.
6. Наблюдение за маршрутом с разных ракурсов длительное время, пережидание непогоды и последующий выход на маршрут в максимально комфортных погодных условиях.
Первоначальным тактическим планом подразумевалось, что маршрут будет пройден за 5 дней в следующем порядке. В первый день планировалось пройти скальный треугольник и весь снежный нож и встать на ночевку под скалами. Второй день прохождение части стены до «черных скал». Третий день, завершение работы на стене и выход на гребень и начала работы на нем. Четвертый день прохождения гребня и ночевка под жандармом «Клык». Пятый день – выход на вершину.
Но нами была недооценена скальная часть и вместо выхода на вершину треугольника в 14-00, команда вышла туда в 16-00, таким образом, оставшегося светового дня не хватило на прохождение всего ножа, в связи с чем в 20-00 мы встали на ночевку и за 2 часа вырубили во льду место под палатку, что в последующем сдвинуло наш график, вынудив встать на вторую ночевку на вершине ножа в обед следующего дня, но зато это позволили обработать часть стены и ночевать на комфортной полке, а на следующий день мы вышли к планируемому месту третьей ночевки.
Дальнейшее движение было согласно плану. Наличие спусковых перил по всему пути
от вершины до перемычки на 6100, позволяет смело планировать выход на вершину под вечер и последующий спуск, вплоть до базового лагеря, что мы и сделали, поскольку планировалось, что 20 августа в 7 утра за нами прилетит вертолет.
Из особенностей маршрута следует выделить следующие:
1. Достаточно камнеопасный нижний участок стены.
2. Наличие воды (при солнечной погоде) до вершины скального треугольника, почти до
5000 м.
3. Необходимость проходить снежный нож в вечернее и утреннее время, иначе снег
раскисает.
4. Обход участков крутого натечного льда с проблематичной страховкой в верхней части
стены, по скалам с применением фиф и надежной страховкой якорными крючьями.
5. Применение снежной лопаты на карнизном гребне и обязательная смена ведущего после прохождения 50 м.
Описание маршрута
0-1. Снежно-ледовый склон, страховка за скалы слева.
1-2. По внутреннему углу, вверх на небольшую перемычку.
2-3. Вверх влево по слабовыраженному контрфорсу. Одновременное лазанье (второй страхует первого через гри-гри, осуществляя параллельно подъем по закрепленным перилам на промежуточной станции).
3-4. Внутренний угол, вверх влево. Внутренний угол, вверх вправо. Камин.
4-5. Стенка, сложная страховка. Внутренний угол. Стенка, сложная страховка. Спуск маятником направо вниз, на полку.
5-6. По косой полке вверх направо в основание внутреннего угла. Внимание, сильно косые перила! По внутреннему углу вверх налево. Полка, на ней удобная станция.
6-7. Внутренний угол, простое лазанье.
7-8. Внутренний угол, сложное лазанье, т.к. местами тонкие потеки льда, скалы разрушенные.
8-9. Траверс по гребню в направлении перемычки. Внимание, страховку организовать сложно!
9-10. По глубокому снегу вверх и немного вправо под скальную стенку. Сильно разрушенная стенка с отдельными блоками, вверх вправо, затем налево в основание внутреннего угла.
10-11. Разрушенный внутренний угол, много заклиненных блоков, внимательно!
11-12. По снегу со льдом, вдоль вмороженных камней, на них страховка якорями.
12-13. По снегу со льдом, страховка на ледобурах. Ночевка 1
13-14. По снегу со льдом, страховка на ледобурах и снежных крючьях (не надежно!), местами склон встает до 80°, приходится копать лопатой! Выбирать направление надо по маленьким кулуарам, в них снег плотнее, на гребень ножа не вылезать, там очень рыхло! До скальной стенки, там есть большой снежный «гриб», убрав лопатой макушку, получили отличную ночевку!
14-15. По левой части крутой стены вверх в направлении снежного гребня.
15-16. По снежному кулуару до начала скальных выходов.
16-17. Крутая скальная стена.
17-18. Слабовыраженный кулуар, скорее, проход между снежных гребней, обледенелые скалы.
18-19. Крутая стенка, направление вверх и немного влево в направлении небольшого гребня.
19-20. По правой (по ходу) стороне гребня вверх до крутого скального взлета. Страховка на скальных выходах.
20-21. Траверс со спуском вправо, в направлении внутреннего угла, в углу, на правой стенке забит старый шлямбур! Станция выше, на выполаживании в начале снежно-ледового кулуара.
21-22. По снежно-ледовому кулуару вверх в направлении гребня. Страховка на ледобурах и скальных выходах. Станция на скальном выступе, много старых вмороженных веревок.
22-23. От станции вверх влево по стене гребня, там в снежном гребне есть дыра, через которую надо вылезти на другую сторону гребня.
23-24. Спуск на другую сторону гребня в основании крутого ледового кулуара по системе крутых кулуаров, затыкающихся большими снежно-ледовыми карнизами, вверх, вправо на гребень.
Внимание, снежные карнизы и «грибы» очень ненадежные, два случая обрушения под первым.
24-25. По снежному гребню, местами очень крутому с очень рыхлым, перемороженным снегом. Первый работает с лопатой, страховки нет, станции на себе.
25-26. По снежно ледовому полю, вдоль гребня в направлении жандарма.
26-27. Скальный гребень, идущий до вершины.
Фото в материале - из отчета команды
Следите за публикациями по метке "Хрустальный пик"
Информация о премии
211
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Маршрут Свириденко со стороны обманчив. Про него байка:
Выпускающий читает маршрутный лист и обращается к руководителю команды:
- Валера, у тебя написано: "Крючья скальные - 7 шт."
- Все правильно.
- Но ведь это шестерка!
- Больше 7 там не нужно.
- Хм. Можно аккуратно вписать 2, будет 27 - более приличное число.
- Но это будет неправда. Зачем обманывать?
Полезли мужики, а там плохо, страшно, хочется забиться, а крючьев-то нету - Валера взял только 7.
- Валера, ..., где крючья?
- А зачем тут еще что-то бить? Все нормально.
Прошли успешно.
(Все персонажи вымышлены, совпадения имен случайны ))))))))))
И главное - все живы. Молодцы!