Недоступная красотка Музтаг-Тауэр. Дмитрий Головченко
Фотографию предоставил Bruce Normand
Дмитрий Головченко сейчас в отъезде, поэтому попросил меня разместить его материал об экспедиции на Риск.ру.
Памяти Павла Козака, погибшего 25 августа 2008 г.
при попытке восхождения на Музтаг-Тауэр по северо-восточной стене.
В мире очень много красивых вершин. В мире много сложных вершин. И чуть меньше вершин красивых и одновременно сложных и интересных. Спустя определенное время после начала занятий альпинизмом ты думаешь, что знаешь всех этих «недоступных красоток», ну если не всех, то самых именитых точно! И каково же бывает удивление, когда узнаешь, что, к счастью, ты ошибался, ты знаешь далеко не обо всех! В прошлом году на обратном пути из Исламабада в Москву мы купили фотоальбомы с видами пакистанских вершин. Была там одна фотография, которую обсуждали дольше и чаще других – это классический вид на Muztagh Tower. Лично я видел эту гору впервые.
Дмитрий Головченко сейчас в отъезде, поэтому попросил меня разместить его материал об экспедиции на Риск.ру.
Памяти Павла Козака, погибшего 25 августа 2008 г.
при попытке восхождения на Музтаг-Тауэр по северо-восточной стене.
В мире очень много красивых вершин. В мире много сложных вершин. И чуть меньше вершин красивых и одновременно сложных и интересных. Спустя определенное время после начала занятий альпинизмом ты думаешь, что знаешь всех этих «недоступных красоток», ну если не всех, то самых именитых точно! И каково же бывает удивление, когда узнаешь, что, к счастью, ты ошибался, ты знаешь далеко не обо всех! В прошлом году на обратном пути из Исламабада в Москву мы купили фотоальбомы с видами пакистанских вершин. Была там одна фотография, которую обсуждали дольше и чаще других – это классический вид на Muztagh Tower. Лично я видел эту гору впервые.
История этой горы, замечательно описанная в статье Александра Елькова, вкратце выглядит так:
• 1909 год – Виторио Селла делает фотографию и она облетает весь мир. Гору признают неприступной
• 1956 год – сразу 2 команды, британская и французская едут в экспедицию на Muztagh Tower и с разницей в неделю разными маршрутами достигают вершины
• 1982 год – британцы повторяют «английский» путь
• 1990 год –двойка шведов делает 3-е прохождение «английского» маршрута
Но обо всем этом мы узнали позднее, когда стали готовиться к экспедиции. Надо сказать, что подготовка к экспедиции прошла не очень-то гладко. Сначала не собрался кворум для тренировочного сбора в Безенги, потом один за другим по разным причинам от поездки отказались опытные и сильные бойцы, потом мы никак не могли найти нужную сумму денег…
Так или иначе, все проблемы были решены в последний момент или близко к нему, что стало характерным для всей экспедиции в дальнейшем: Саня с нашими паспортами не успел до срока окончания регистрации на рейс, но мы улетели; дорогу в Асколе размыло, но мы прошли; в базовом лагере Саня сразу приболел, но быстро восстановился; продукты и газ на горе закончились, но ключ к тому времени пролезли; из-за теракта могли не успеть на самолет в Москву, но успели… и еще много более мелких проблем.
В Дубай нас ожидала стыковка примерно в 16 часов длиной. Еще в Москве решили попытаться на это время выйти поглазеть на город, но из-за того, что всегда были в цейтноте, не успели оформить кратковременные визы. Однако у нас в команде неожиданно нашелся человек с двойным гражданством, причем вторым оказалось гражданство могучего европейского государства, вот он погулял и даже искупался в Арабском заливе! (угадайте кто!?)
Мы тоже даром времени не теряли, и исполнили маленькое, но такое сильное желание – выспались!
С самого начала решили пользоваться услугами Blue Sky Treks & Tours, прошлогодний опыт оставил только приятные впечатления. В Исламабаде в отеле встретили команду словаков во главе с Dodo Kopold, парни планировали первопроход на Great Trango и словенский маршрут на Nameless. Еще одна приятная встреча, поляк Mikhal Krol в составе словацкой команды. Мы были знакомы по экспедиции 2009 года в Кок-Шаал Тоо, параллельно лезли на Верный и стояли в одном базовом лагере. В Скарду мы также жили в одном отеле и в дальнейшем постоянно встречались в кемпингах, пока на третий день трека наши дороги не разошлись. А еще в Скарду мы встретили питерскую команду, которая собиралась пройти впечатляющую северную стену Latok I! Мы и так всегда рады видеть хороших людей, а встретить земляков на чужбине, да еще таких! - естественно вечером были посиделки.
Конечно во второй раз впечатления от трека «под К2» не такие яркие, как год назад. Но если в прошлом году мы свернули практически на языке Балторо, то в это раз пришлось 2 полных дня идти по леднику, который поражает своими масштабами и тем, что тропа там набита настолько, что не теряется даже в темное время суток. Лагерь Urdokas радует глаз видами на Trango Group, а недалеко от Goro II начинаются кольгаспоры, резко контрастирующие своей белизной с серостью Балторо.
Muztagh Tower относительно редко посещаемая вершина, последний раз экспедиция там была в 2008 году. Поэтому на 4-й день трека, после перехода Urdokas – Goro II и обязательного обеда для «мемберов» мы 3-мя двойками: Нилов – я, Котачков – Ланге и гид – сирдар, отправились искать и маркировать тропу под Гору. Как назло было облачно, и Музтага мы так и не увидели, зато промаркировали 3 варианта подъема. Угадайте, чей вариант был выбран утром!?
С местом для базового лагеря было не очень понятно, единственное, что бы ясно – это что мы хотим подняться как можно выше, а портеры (25 человек плюс 3 или 4 мула и коза, но она не в счет), соответственно, наоборот. Нашему гиду Шер-Али даже несколько раз пришлось произносить пламенные речи, чтобы хоть как-то приблизиться к Горе. Место под лагерь выбрали не так высоко как хотелось, но зато довольно живописное, на моренном гребне с травкой и ручьем неподалеку. Высота ВС 4600м.
День после установки ВС был посвящен устройству лагеря, кто-то даже попытался заняться любимым делом, половить бабочек.
На следующий день мы втроем, без захворавшего Сани, пошли на разведку подходов и поиск маршрута. Дорога сначала в моренном кармане, потом по разорванному леднику, который позде становится ровным и простым.
К концу дня мы поднялись на склоны Savoya Group напротив СВ стены, ночевали примерно на 5500 – и разведка и акклиматизация! Сделали место под палатку, достали горелку, принесли воду, а зажигалки нет ни одной! В итоге Сереги предпочли похрустеть сначала макаронами. Потом конфетами, а потом запили это ледяной водой, а я замочил макароны в воде, надеясь, что они хоть чуточку размокнут. По факту я также хрустел, как и все, только из-за воды и приправы в ней, они еще отвратительно прилипали к зубам. Приятно удивило, что ни разу за сутки, что мы были под стеной, не сошло ни одной лавины.
Еще одной задачей этого выхода было определиться с палаткой на восхождение: Red Fox Solo против новенькой Alexika Storm. Первая была проверена в боевых условиях зимой на Крумколе, мы таскали вторую. И будь она чуть пошире предпочли бы ее, для троих места все-таки маловато.
Акклиматизацию и разведку продолжили, сходив на перевал Moni La с целью посмотреть Северный гребень, а вместе с ним и «английский маршрут», планируемый как путь спуска. На перевал поднялись втроем: Серега, Саня и я. Высота 5600м.
Ночевка на перевале, и после этого считаем акклиматизацию законченной и информацию для размышлений собранной, хотя поначалу были планы залезть на одну из соседних вершин, например на Ste-Ste.
В лагере по плану было 2 дня отдыха, но вмешалась погода. В итоге просидели 6дней. Пока погода была, устроили день стирки.
Позже развлекались игрой в домино, которое сделали из оргалита от ящика с фруктами. Старший тренер оказался большим любителем этого дела. Мы даже пытались найти домино на рынке в Скарду, но безуспешно.
Натянули слэклайн, но стропа пользовалась меньшим успехом, чем появившаяся возможность поворочать камни с целью разровнять площадка под слэком. В финале у нас получилась вполне приличная вертолётная площадка.
В перерывах между этими активностями с удовольствием ели козу, несмотря на то, что жизнь ее явно прошла в постоянном движении, мясо жесткое, быстро не проглотишь! Только Саня, из жалости к животине, которая жила снами бок о бок больше недели, от козы категорически отказывался, за что получал двойную порцию макарон, овощей и консервов.
Но отдых – это хорошо, но не за тем ехали! На восхождение собрали 70 литровый баул продуктов, лезть планировали в 2 недели. Рацион традиционный: быстрые макароны, колбаса (из Москвы), орехи, сухофрукты, шоколад, конфеты и чай. Добавьте сюда 6 баллонов газа по 230 г и вы получите 26 кг груза.
Еще 2 рюкзака вместили в себя бивуак, снаряжение и одежду. После не очень продолжительных дискуссий остановились-таки на первоначальном варианте по контрфорсу СВ стены.
Маршрут начинается на высоте 5250 м по снежному выносу, после чего склон постепенно набирает крутизну примерно до 50-60°.
В первый день погода была. Мы пролезли порядка 10 веревок: первый с 2 тяпками вешает перила, второй по перилам поднимается и вытягивает баул, третий по перилам же этот баул сопровождает. Потом пришел циклон на неделю.
За эту неделю мы поднялись примерно до 6200м при 2 днях отсидки. 17-го числа в новолуние мы проснулись при абсолютно чистом небе, как говорится «тепло дали!».
В следующие 2 дня мы долезли до скального бастиона примерно на 6500. Решили, что в лоб его пролезть мы не готовы, потому будем траверсировать направо в сторону северного гребня.
Как обычно это бывает, ждешь чего-то очень сильно, представляешь, как будешь праздновать, как от радости будешь сходить с ума и делать всякие глупости, а когда, наконец, достигаешь цели, на празднование сил не остается, и момент проходит буднично. А все потом спрашивают: что ты почувствовал?, как это было? – да нормально вроде… Таким был наш выход на вершину утром 25 августа 2012 года: съели по горсти конфет, снялись в кино, и вниз!
В 8 утра мы начали спуск от места ночевки. Предполагалось, что мы пройдем немного по вчерашним следам, а потом начнем забирать влево под «английский» гребень и по нему спустимся в цирк под Северо-Западной стеной.
Сначала шли проторенной вчера дорогой, а потом по плану начали забирать левее на Северо-Западный «английский» гребень. Спустя полдня пути, мы оказались перед огромной ледовой стеной с дилеммой подняться чуть назад и искать путь обхода, или дюльферять. Выбрали второе. В результате решили стремиться к Северному (правому) гребню, чтобы уже с него спуститься поближе к началу маршрута. В очередной раз оказалось, что мы ошибаемся в определении расстояния (в меньшую сторону), что в этом восхождении случалось постоянно. Как следствие, до темноты вылезти на гребень мы не успели, а потом решили не вставать на ночевку, и продолжить спуск просто по линии схода воды. Ночью повалил снег, и начал ручейками стекать по нам. Сначала мы их ругали, но когда в где-то неподалеку начали грохотать лавины, порадовались, что у нас так. Постепенно потоки снега усилились, места для станций приходилось выбирать с особым вниманием. От холода у нас по очереди сели фонари, а до рассвета оставалось еще около 4 часов... Но, в конце концов, все обошлось и в 7 часов утра мы поздравили друг друга с горой под склонами Музтага.
Еще предстояло подняться на перевал, на который мы ходили больше 3 недель назад, спуститься с него и пройти знакомым маршрутом до базового лагеря, где нас ждут повара, еда и питье в неограниченных (как казалось) количествах. А под началом маршрута нас ждет наш тренер, с банкой консервированных фруктов, горячим чаем, рыбными консервами и супами – эта мысль придавала силы и заставляла двигаться вперед. Расстояние, которое мы совсем недавно прошли за 2 часа в этот раз шли 6, но еда и чай, а также существенное облегчение рюкзаков оказали омолаживающий эффект и вторая половина пути прошла заметно легче. Ледник за это время сильно изменился, снега стало сильно меньше, трещины раскрылись. Может быть поэтому мы не замечали раньше лагерь словенцев 2008 года?
Уже в темноте мы пришли в ВС, где нас ждал праздничный ужин и очень теплая встреча.
А на следующий день мы свернули лагерь и спустились в Goro II, а потом 2 дня мы как безумные бежали (если можно так выразиться, ведь мы скорее ковыляли, но нам казалось, что летим) в Askole, чтобы успеть на самолет из Скарду. Неожиданно на тропе мы с Ниловым слышим адский хохот, это Руслан Кириченко радуется встрече! Мы тоже были рады, хотя эта радость выражалась так же бурно, как радость от вступления на вершину – никак. Руслан рассказал нам про их приключения, мы, что смогли, про свои. На этом наши пути разошлись, но мы все-таки встретились позже в отеле в Скарду, и опять были посиделки!
В итоге на самолет мы не успели, но наш офицер связи, благодаря старым связям в ВВС Пакистана, организовал нам полет на военном Геркулесе, совершающем гражданский рейс Скарду – Исламабад. 2-го сентября вечером мы прибыли в Москву, уставшие, обросшие, похудевшие и так страстно любящие цивилизацию! Надолго ли?
The end
Краткая характеристика маршрута.
Музтаг-Тауэр (7273) по контрфорсу Северо-Восточной стены, "Think Twice".
Каракорум, Пакистан.
Первопрохождение. Предлагается 6Б кат.тр.
Начало маршрута 5250м
Вершина 7273м
Перепад 2023м
Характер маршрута: 5250 - 6500 - снежно-ледовый склон с крутизной около 60 градусов
6500 - 7100 - скальный бастион с крутизной около 80 градусов
7100 - 7273 - крыша, снежно ледовый склон средней крутизной 30 градусов
17 дней подъем: с 09.08.12 по 25.08.12
Сутки нон-стоп спуск: с 08.00 25 августа до 07.00 26 августа
Руководитель восхождения: Нилов Сергей Алексеевич - МС
Участники: Головченко Дмитрий - КМС, Ланге Александр - КМС
Тренер: Котачков Сергей
Благодарности: спонсорам (Клуб 7 Вершин, Федерация Альпинизма и скалолазания Москвы, НПФ Баск, Венто, Алексика) родным, близким, друзьям – спасибо, что верите и доверяете нам!
Персональное спасибо: Вадим Гешкенбейн и Bruce Normand за обстоятельные ответы за все наши дурацкие вопросы.
232
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
В принципе было бы интересно гору вокруг обойти, насколько я понимаю пока этого никто не делал :)
Очень приятный, Митяй, слог :) Жаль только не раскрыта тема новых открытых для себя состояний снега - снег вертикальный, снег перемороженный высотный (оттого не имеющий связи и не формирующийся в ступени).
Какие же вы крутые! Что вернулись!