Номинанты премии Risk.ru-2010: "Мачомбо" на Морчеке свободным лазаньем...
Фото прислал Владимир Могила. Владимир поделился историей этого фото: "В начале апреля 2002 г., когда мы оборудовали стоянку под Морчекой, я попросил Толю Буд-Гусаима сходить вниз по осыпи и сделать фото. Фотки были не цифровые, а на пленке. Было две фото верхняя часть и нижняя. Камера NIKON Алексея Жилина. Леша их распечатал в формате А4. Я их отсканировал и собрал в Фотошопе в одну. Затем мы поэтапно наносили нитки. Большую часть ниток наносил Шура Лавриненко. Чистовой вариант делал я. Маршрут ДЛС наносил Алексей Жилин". В этой версии оставлен лишь маршрут "Мачомбо", и можно подробно его рассмотреть!
Восхождение братьев Нефедовых на Морчеку в итоговой редакции списка номинантов попало в число претендентов на Премию Risk.ru. Андрей и Сережа с этим согласились. К слову, они дважды в этом списке - сюда попал и норвежский рекорд роуп-джампинга.
Не буду размусоливать - держите сводку всей информации, что у нас есть!
Восхождение братьев Нефедовых на Морчеку в итоговой редакции списка номинантов попало в число претендентов на Премию Risk.ru. Андрей и Сережа с этим согласились. К слову, они дважды в этом списке - сюда попал и норвежский рекорд роуп-джампинга.
Не буду размусоливать - держите сводку всей информации, что у нас есть!
Как пролезть "Мачомбо" без ИТО - Подробное техническое описание маршрута от Сергея Нефедова на Risk.ru
Информация о маршруте
«Мачомбо» – альпинистский маршрут на Морчеке (Крым). Входит в неформальный список «крымских 6Б». Так называют маршруты, для преодоления которых требуется неслабое владение разными ито-шными железяками и крепкое очко. Маршрут впервые прошли в 2002 году Владимир Могила и Александр Лавриненко. С тех пор в умах восходителей гладкая вертикальная стена без явно видимых зацепок приобрела ареол желанности и в то же время недосягаемости. Выбитые на скале перфоратором большие буквы «Мачомбо» тому немало способствовали.
Протяженность маршрута 335 метров.
Сложность лазания: старт / 7б / 7а / 6б+ / 7с+ / 7с+ / 7а / V / V / 6с+ вершина.
Реализация проекта - с 17 апреля (начали лазать) по 24 апреля (само восхождение).
Самые сложные участки:
ключевое движение первой веревки
ключ третьей веревки
пролеты налицо
боулдеринг на четвертой веревке
Сергей Нефедов отвечает на вопросы Risk.ru:
Почему именно Морчека и "Мачомбо"?
Подойдите к этой скале и, приложив руку к отполированному серому камню, идите вдоль стены по тропинке, не отрывая ладони, шурша под ногами листвой. Ваша рука не будет дребезжать по рельефу, как палка, приложенная к крутящемуся велосипедному колесу. Она будет плавно скользить по слегка шершавому известняку. Через несколько минут движения вы увидите надпись «Мачомбо». Поднимайте голову, только чтобы шапка или каска не упали, присмотритесь и в 10 метрах выше вы разглядите первый шлямбур. Это легко, если прижаться щекой к зеркалу; он выпирает в своем гордом одиночестве на фоне неба. А теперь подумайте о том, как вы надеваете скальные туфли, берете 4 закладных элемента и 2 оттяжки, и лезете вверх – только руками, только ногами. Вперед!
…Потому что эта скала – вынос мозга, этот маршрут – манит. Это то, на что дерзнуть – значит подняться на очень высокую ступеньку своего развития.
Как долго вы разрабатывали эту идею? Сколько шли к ней и как?
Мыслевирус поселился еще в 2004 году, когда я впервые услышал о маршруте, при этом лазал еще только крымские пятерки, насасывал 6с и еще не закрыл даже новичка. Очень захотелось его пролезть, хотя я даже не видел скалу вживую. Привлекало как раз то, что я имел в виду под этим ареолом.
Очень важно, что мы шли сюда вместе с братом, с самого начала.
2006 – прохождение на и.т.о. за 2.5 дня, 18 ходовых часов.
2008 – уже появились мысли сделать это чисто, когда лазали рядом другие маршруты.
2009 – прохождение на ито за 8 часов.
2010 – с зимы запланировали проект, просто зная, что все получится. У меня даже есть теория, объясняющая факт появления пары зацепок на ровном месте, чтобы сделать нам хорошо. Эта теория называется «отрешенное намерение».
Что было самым сложным в процессе подготовки?
Сказать себе «мы готовы» и приехать. На самом маршруте – расслабиться и лезть, внушив себе, будто бы все точки – в душе своей шлямбура. Думать о лазании, а не о падении, (только это позволит Вам повторить маршрут). Лезть раскованно. Хотя, откровенно опасной страховку не назвать, все в рамках разумного.
Само восхождение - доставило удовольствие? Или это была трудная работа?
Не работа точно. Кайф, начиная от воодушевленного восхищения происходящим до упрямой борьбы. Такая вера в собственные силы, что трудно даже представить.
Вы сознаете, что поставили новую планку в истории освоения Морчеки? И давит ли это достижение как-то на вас самих? Или вы сумели его "пережить"?
Я бы взял выше. «Планка – прецедент» в принципе для отечественной школы восходительства. Кто-то, кто лазает рядом и говорит на твоем языке, сделал это. А потом еще и еще (я только что вернулся из Крыма, где совершил с Катей Матюшевской и Серегой Ипатовым следующие несколько свободных восхождений по шестеркам). И планы зреют по нарастающей. То ли еще будет!
Почему в номинацию «проект»? Потому что форма в данном случае важнее. Прочищение мозгов себе и тем, кто захочет это принять. Восхождение – содержание. Мало ли куда залезли, важно – как! Особое уважение девчонкам с АминЬбрака – они прочистили мозг мне.
Проект был бы ближе к просто восхождению, если бы не замечательные фотографы Антон Педько и Илья Виноградов.
Материал из журнала «РИСК онсайт» № 44.
К черту ИТО!
Андрей Нефедов
18 декабря 2006 года
Андрей Нефедов:
!ля, у меня руки не пишут, совсем отвык держать ручку! Полез сегодня на маршрут «Орел» – чуть не стошнило! Полностью задолбало это ИТО! Не поднять свою задницу туда, где можно влегкую лезть! Вся «красота и логика» маршрутов «Мачомбо», «Гениуша», Sky Way мне непонятна, не отличить одного от другого. Забил крюк, встал на крюконогу, поставил скайхук, и т.д. Все везде одинаково, и одинаково тошно! Одни и те же действия, только ситуации немного разные. На «Орла» так и не поднялся, слез с первого шлямбура. К черту ИТО! Еду в Никиту, лазать и развиваться! Итошить может каждый, учиться практически нечему, нужно только делать и не ссать. А пролезть лазаньем там, где другие передвигаются на всяких лесенках, способен не каждый. Долой ИТО! Даешь свободное лазанье!
P.S. ИТО и маршруты класса «Мачомбо» – не показатель крутости, не нужно умения, нужен крюк! Мне 18 лет, я нигде не тренируюсь, а «Мачомбо» не вызвал у меня никаких напрягов (но устал я порядочно).
P.P.S. Хотя во время ИТО я тоже получал удовольствие от интересной работы:-).
Сергей Нефедов:
Да, мы уезжаем. Я понял, для чего хочу владеть ИТО: чтобы пройти стену в плохую погоду, если на вершину проще попасть, чем дюльферять. И самое главное – когда буду тренировать тред-лазанье высокого уровня, иногда провешивать точки или верхнюю страховку. Поэтому мы все-таки будем совершенствовать ИТО, «чтобы быть в курсе».
Морчека – супер! Крым – страна солнца!
С тех пор немало воды утекло, но желание лазать свободно сохранилось. И слава Богу, ведь не передать словами, какое это удовольствие было – бодаться на «Мачомбо»! Честно говоря, ничего интереснее в моей лазательной жизни еще не случалось. Здорово, когда подходишь к гладкой стене, по которой раньше передвигался при помощи скайхуков и прочего барахла, и начинаешь по ней лезть руками! Причем не виснуть на каждом движении, пытаясь понять, что сделать дальше, а именно лезть. Это было невероятно.
До этого я дважды пролезал «Мачомбо» традиционными методами и, когда нам пришла идея освободить маршрут от ИТО, я перешел в режим возбужденного ожидания. Как же меня захватила эта идея! Ни одной поездки в горы я не ждал так сильно. Даже в Таиланде, где я наращивал зимой свою скалолазную форму, я то и дело думал о том, как бы поскорее вернуться домой, перебрать рюкзаки и отправиться в Крым.
Изо всей работы над маршрутом самыми интересными были первая проба и осмотр рельефа. До того как мы начали спускаться с вершины и провешивать рабочие перила, мы не были на 100% уверены в том, что там возможно будет лезть. Эта неуверенность заставила нас даже притащить под стену две пары «Монстров» и кошкоботы. Если нельзя лезть руками, то дырки, в которые мы раньше забивали крючья и ставили скайхуки, никуда не исчезли. Нам казалось, даже если мы частично лезли бы с молотками, это все равно был бы для нас прорыв. Ну да ладно, вернемся к осмотру рельефа.
Я спускался первым, проезжая простые места и останавливаясь на более гладких участках. Потом, радостный, кричал брату, что и тут мы пролезем, и продолжал спуск. Самая сложная, по нашим прогнозам, веревка должна была быть третьей, так в итоге и вышло. Но и на ней оказалось только два момента, над которыми пришлось подумать. Все остальное лезлось чуть ли не онсайтом! Эх, хорошая у нас все-таки была разминочка, правильная. Был, правда, один момент, когда я жутко огорчился, поняв, что передо мной есть несколько метров абсолютно гладкой стены и никакого рельефа, только дырочки и один шлямбур. Зная, что ниже у нас проблем не будет, я очень сильно расстроился, потому как и вариантов обхода мне было не видно. И как радостно стало, когда Серега крикнул мне, что я слажал и по ошибке ушел на Sky Way. Приятная оказалась ошибка:-).
На первой веревке
Ну а потом мы начали лазать. Поначалу с верхней, что дало нам возможность полностью концентрироваться на движениях. И тут на нас нахлынула вторая волна удовольствия. Мало того, что еще пару дней назад испугавшая и заставившая задуматься о реальности наших планов первая веревка поддалась всего лишь со второй попытки, так еще и лазанье было, как… как из мечты! Большая высота, маленькие зацепы и ощущение первооткрывательства делали свое дело, так что каждый вечер другу Стасу приходилось выслушивать восторженные речи о наших с Серегой приключениях.
Вторая половина первой веревки
А приключения были что надо. Чего стоит один о-о-о-о-о-о-о-очень стремный «боулдеринжок» в конце третьей веревки (см. фото в начале поста - прим. ред.). Суть в том, что нужно было забраться ногами на две нашлепки примерно по два сантиметра в толщину каждая. И, придерживаясь ногтями и подушечкой указательного пальца за неровности скалы, чтобы не упасть с них, принять такое положение тела и ног, чтобы можно было взять кончиком пальца микроподхват и вытянуться во всю длину своего тела влево, чтобы схватить такой желанный и такой далекий карман, на котором можно подтянуться. Пикантности добавляет то, что последняя точка страховки находится в 4 – 5 метрах ниже и левее, и, если ты потеряешь равновесие, то полет твой может быть совершенно непредсказуемым. У Сереги только один раз получилось сделать это движение в статике, все остальное время ему приходилось прыгать. А как он меня напугал в этом месте, когда мы шли на чистое прохождение. Он минут пять, а то и десять «танцевал» на этих нашлепках и все никак не мог принять стабильное положение тела. В итоге, слишком резко шевельнувшись, он потерял равновесие, его начало выворачивать, как будто дверь. Я уже видел, как его тело отклонилось назад и начало падать. Я даже успел подумать о том, что еще секунда – и ему уже в третий раз придется лезть этот длинный 50-метровый участок с лазаньем 7с+. И тут он р-р-раз – и полностью выпрыгивает в воздух в направлении спасительного откола.
Еще момент – и его руки впиваются в скалу, а тело со всей дури стукается о стенку, весело позвякивая оттяжками. Крик, радость и понимание того, что сложнейшая часть маршрута пройдена, подняли мое настроение до небес. Еще я подумал, что мой брат безумец. Не знаю, что бы выбрал я в той ситуации – сгруппироваться и обезопасить свое падение или, как он, взять и прыгнуть вперед. Но, возможно, я все преувеличиваю, ведь у «страха» глаза велики:-).
Вообще, все 8 дней, которые мы, так или иначе, были привязаны к «Мачомбо», запомнятся мне надолго. Столько хороших людей вокруг, суперконцентрированая цель, барабаны Стаса, которые, как в древности, пробуждали в нас жажду боя и готовность к сражениям. Все это создало невообразимую атмосферу того, что вокруг происходит что-то прекрасное. Всегда мы лазали одни, а тут столько поддерживающих нас людей, музыка, барабаны и индейские кличи в темноте, когда до вершины остаются считанные метры. Вот оно какое, наше счастье.
Фото в материале Антона Педько и Ильи Виноградова
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
166
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Пока читал, даже руки вспотели:)
Единственное, слишком мало страданий... Одно удовольствие.
молодцы
Морчеку начали обхаживать со всех сторон ещё в 60-х, но активно ходить в 80-е, когда начали бить шлямбура.
Молодцы мужики.
Всех благ и удач.
Владимир поделился историей этого фото: "В начале апреля 2002 г., когда мы оборудовали стоянку под Морчекой, я попросил Толю Буд-Гусаима сходить вниз по осыпи и сделать фото. Фотки были не цифровые, а на пленке. Было две фото верхняя часть и нижняя. Камера NIKON Алексея Жилина. Леша их распечатал в формате А4. Я их отсканировал и собрал в Фотошопе в одну. Затем мы поэтапно наносили нитки. Большую часть ниток наносил Шура Лавриненко. Чистовой вариант делал я. Маршрут ДЛС наносил Алексей Жилин".
В этой версии оставлен лишь маршрут "Мачомбо", и можно рассмотреть его во всей красе!
Большая работа. Спасибо.