Номинанты Хрустального пика-2010: Чолацзе по Северной стене
В соответствии с нашим списком номинантов, начинаю представлять команды, претендующие на «Хрустальный пик-2010»!
Открываю череду презентаций рассказом о восхождении питерской команды на Чолацзе! Итак, под катом: отчет команды о восхождении, статья из «РИСК онсайт» № 43 и блиц-интервью с Виктором Ковалем…
Хроника восхождения на Risk.ru
Информация о маршруте
Чолацзе (Cholatse) (Непал, Гималаи, район Кхумбу).
По правому бастиону Северной стены, предлагается 6Б категория сложности, первопрохождение.
Маршрут комбинированный, перепад высот маршрута: 1640 м (по альтиметру)
Протяженность маршрута: 2030 м.
Протяженность участков: V кат. – 1175 м, VI кат. – 445 м.
Средняя крутизна: основной части маршрута – 67°, всего маршрута – 63°.
Оставлено "крючьев" на маршруте: 0.
Использовано на маршруте шлямбурных стационарных крючьев – 0, в т.ч. ИТО – 0, шлямбурных съемных – 1, в т.ч. ИТО – 1.
Скальный крючьев (в том числе якорных) – 82, в т.ч. для ИТО – 13.
Ледовых крючьев (ледобуров) - 114
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО) – 47, в т.ч. 21 ИТО на фифах;
Ходовых часов команды: 84 часа, 8 дней (старт 13 марта 2010, выход на вершину 20 марта, спуск в долину Гокио 22 марта)
Команда: Валерий Шамало (руководитель), Александр Гуков, Виктор Коваль
Снято с востока, со склонов Awi Peak, с высоты 4900 метров. Февраль 2010г.
Информация о районе и история восхождений на вершину
Вершина Чолацзе (6440м) находится в Непале, в одном из многочисленных южных отрогов главного Гималайского хребта, в районе Кхумбу (на территории национального парка Сагарматха), приблизительно в 20 км юго-западнее Эвереста. Вблизи находятся несколько высочайших вершин мира - Эверест, Лхоцзе, Макалу, Чо-Ойю, в хорошую поду они видны с вершины и с некоторых ближайших обзорных точек.
Погодные условия благоприятны для восхождений весной и осенью, т.к. летом и поздней осенью в районе господствуют муссоны, выпадает много снега, на больших высотах температура значительно понижается.
В конце зимы и весной, начиная с марта, погода довольно устойчива, снегопады редки, воздух постепенно прогревается. Большинство экспедиций проводится в апреле- мае, но только потому, что в марте ещё достаточно холодно.
В нескольких километрах от вершины, в долине Кхумбу, проходит очень популярная у туристов и альпинистов тропа, ведущая от автодороги и от аэропорта Лукла к базовым лагерям под Эверестом и Лхоцзе. С севера от вершины на высоте около 4590м расположено озеро длиной чуть более километра. В зимнее время и в марте удобнее подходить к северной стене по льду. Тем не менее, несмотря на сравнительную несложность подходов, на вершину Чолатзе было совершено всего несколько восхождений. Впервые на неё поднялась американская группа в 1982 году по юго-западному ребру, позднее, в 1984-м – по северо-восточной стене и гребню.
Северная стена долго оставалась нерешённой проблемой. Несколько попыток совершили корейские группы. Нам известно всего о трех успешных восхождениях по стене, все они совершены по ледовому кулуару, идущему по центру стены. В верхней части кулуар раздваивается: вправо, на северо-западный гребень, ведёт небольшой кулуар, упирающийся в скально-ледовую стенку, налево ведёт крутой ледовый склон, выводящий на ребро и затем на восточный гребень.
В 1995г. французская группа впервые поднялась по Северной стене с выходом на северо-западный гребень. В 2005 г. поднялась двойка корейцев, сделав свой вариант выхода на вершину по ледовой речке левее северо-западного гребня. В тот же год французский маршрут повторил известный швейцарский альпинист Ули Штек, совершив соло-восхождение и поднявшись на вершину по новому варианту через крутой снежно-ледовый предвершинный склон с выходом на восточный гребень. Изначально кулуар в центре может показаться простым, особенно при взгляде снизу. Но двигаться по нему без страховки на самом деле очень страшно, поскольку местами встречается натёчный лёд, кое-где имеется опасность обрушения пластов льда и фирна. Нужно отдать должное храбрости швейцарского восходителя.
Базовый лагерь целесообразно организовывать либо в местечке Tughla (находится на тропе популярного треккингового маршрута к базовому лагерю Эвереста), либо в местечке Dzonghla (треккинговая тропа от Tughla в сторону перевала Chola Pass и далее в долину Gokio). В зимнее время целесообразно останавливаться в лоджиях. Путь от лагеря в Tughla до начала маршрута занимает 2-3 часа.
Спускаться с вершины имеет смысл на восток к перемычке с в. Тавоче и далее на север. Можно также спуститься по сравнительно несложному юго-западному ребру гребню, но для этого нужно очень хорошо представлять путь, или иметь в руках фотографию горы с юга. Иначе при малейшей ошибке можно оказаться на юго-западной стене, и тогда спуск в долину Gokio может занять 2 дня. Именно туда 2-е суток спускалась корейская двойка, при этом они настолько поморозились и обессилили, что пришлось от подножия горы эвакуировать их вертолётом. Подобную же ошибку совершила и наша группа, но мы смогли спуститься без помощи вертолёта.
По более сложной правой части Северной стены восхождений до сих по не было, несмотря на немногочисленные попытки, в основном, корейских групп.
Описание маршрута
R0-R1 – от цирка под основанием северной стены прямо вверх по крутому снежному склону в направлении рыжего пояса скал, посредине правого бастиона. Движение одновременное;
R1-R2 – влево вверх по крутому ледовому кулуару, страховка через ледобуры и в скалах стенок кулуара;
R2-R3 – заснеженные скалы, общее направление движение вверх и чуть влево в направлении крутого забитого снегом кулуара;
R3-R4 – забитый снегом кулуар, трудное лазание, сложности в организации эффективной страховки, в верхней части кулуара движение вправо в обход нависающей скалы;
R4-R5 – крутая снежная полка, проходится по краю стены, эффективная страховка на скалах справа, в конце участка удобная полка для страховки. Необходимо прижиматься к стене, т.к. периодически летят камни с верхней ее части;
R5-R6 – нависающие скалы, преодолеваемые с помощью ИТО. В нижней части участка «живые» камни. Очень трудное лазание. Прохождение при помощи фиф, используемых для ИТО; также для ИТО использован съемный шлямбур (единственный на маршруте);
R6-R7 – крутой снежный склон. Общее направление движения вправо вверх под огромный карниз. Станция под карнизом в его левой части;
R7-R8 – траверс под карнизом вправо, путем перемещения камалотов в щели, образованной между плитой стены и потолком карниза;
R8-R9 – после выхода из под карниза движение прямо вверх по трудным скалам, преодолеваемым с помощью ИТО, в верхней части участка обледенелые скалы типа «бараньи лбы»;
R9-R10 – прямо вверх по кулуару с ледовой речкой под крутую рыжую стенку. Под стенкой вырубаем площадку во льду и организовываем сидячую ночевку;
R10-R11 – от места ночевки прямо вверх по вертикальной трещине через очень трудные скалы, преодолеваемые с помощью ИТО, затем по залитым льдом скалам типа «бараньи лбы» в сторону ледовой речки, уходящей влево вверх;
R11-R12 – влево вверх по ледовой речке, идущей между скалами типа «бараньи лбы». Ориентир для движения – огромная вертикальная трещина, идущая через все верхнюю нависающую часть бастиона;
R12-R13 – по заснеженным скалам и фирновым полкам, уходящим влево вверх вдоль пояса рыжих скал, в сторону нависающего камня, под защитой которого организуем сидячую ночевку;
R13-R14 – продолжаем движение влево вверх по заснеженным скалам и фирновым полкам, выводящим под основание крутого скального бастиона желто-коричневого цвета;
R14-R15 – крутой бастион, скалы залиты льдом, трещины ненадежны, «живые» камни, проходится с помощью ИТО;
R15-R16 – ледовая речка, идущая между скал типа «бараньи лбы», направление движение влево вверх очевидно, поскольку участок слева ограничивается сбросами стены, а справа нависающим верхним бастионом стены. Ориентир для движения – крутое ледовое ребро в левой части стены;
R16-R17 – крутой снежный склон, упирающийся в огромный скальный карниз, под карнизом – снежный надув, на котором вырубаем площадку под палатку. Лежачая ночевка;
R17-R18 – траверс влево под скальным карнизом, затем – по границе крутого снежного склона и стены в направлении крутого ледового ребра;
R18-R19 – заснеженные и обледенелые скалы, движение прямо вверх, в конце участка из-за непогоды (снегопад, пылевые лавины) вынуждены встать на ночевку, для чего вырубаем площадку на крутом ледовом склоне. Ночевка сидячая;
R19-R20 – крутые сильно заснеженные скалы, трудности в организации эффективной страховки, движение прямо вверх;
R20-R21 – протяженный снежный склон, упирающийся в северо-восточную часть стены, траверс влево вверх в направлении ледового кулуара, идущего через все северную стену;
R21-R22 – крутые заснеженные и обледенелые скалы, упирающиеся в вертикальную стену. Под основанием стены организуем сидячую ночевку;
R22-R23 – от места ночевки траверс влево в обход вертикальной стены, движение по залитым льдом скалам на ледовых молотках;
R23-R24 – залитые льдом скалы и вертикальный натечный лед, проходится на ледовых молотках, движение прямо вверх;
R24-R25 – залитые льдом скалы и вертикальный натечный лед, проходится на ледовых молотках, движение прямо вверх в направлении снежно-ледового кулуара;
R25-R26 – протяженный крутой снежный склон в верхней части правого снежно-ледового кулуара (здесь наш маршрут соединяется с французским маршрутом 1995 года);
R26-R27 – выход непосредственно в снежно-ледовый кулуар, движение прямо вверх под скальную стену, замыкающую кулуар, под стеной вырубаем площадку под палатку. Сидячая ночевка;
R27-R28 – от места ночевки вправо вверх через крутую заснеженную скальную стенку выход на снежное ребро, образующее стенку кулуара и упирающееся в предвершинный гребень;
R28-R29 – движение прямо вверх по крутому снежному ребру (сераки!), затем по левой стороне ребра выход под крутую скальную стенку;
R29-R30 – Крутая скальная стенка, проходится «в лоб»;
R30-R31 – заснеженные скалы, движение прямо вверх в направлении предвершинного гребня;
R31-R32 – крутой снежный склон, очень рыхлый снег, трудности в организации страховки, не доходя несколько метров до вершинного гребня (карнизы!) вырубаем площадку под палатку. Лежачая ночевка;
R32-R33 – от места ночевки траверсом движемся несколькими метрами ниже гребня (карнизы). Очень рыхлый снег, организовать эффективную страховку невозможно, движение только попеременное!
R33-R34 - на расстоянии около 50м от места ночевки переходим на юго-западную сторону гребня (с северо-восточной стороны карнизы!). Движение по крутому снежно-ледовому склону справа (по ходу движения) от предвершинного гребня;
R34-R35 – с предвершинного гребня выход на пологое снежное поле, которое пересекаем в направлении вершины;
R35-R36 – по некрутому короткому снежному склону выходим на вершину.
После ночевки на снежном поле под вершиной команда спустилась по Юго-Западному гребню, а затем по Юго-Западной стене в долину Gokio. На спуске ночевка у основания стены над ледопадом ледника, спускающегося в долину. После ночевки преодоление ледопада и прохождение ледника, затем спуск в долину по скалам типа «бараньи лбы».
На вершине Чолатзе и на протяжении всего маршрута записок обнаружено не было. Своих записок группа также не оставляла. Оставить записку на вершине проблематично, поскольку вершина полностью снежная, ближайшие скалы находятся на большом удалении, более 100 метров.
Недалеко от выхода на гребень, где наш маршрут совпадал с маршрутом французской группы, был обнаружен оставленный скальный крюк. Других следов пребывания людей на нашем маршруте не было.
Контрольных туров при движении по маршруту наша группа не оставляла.
Питер на Чолацзе
Виктор Коваль
Фото из архива команды
Материал опубликован в журнале «РИСК онсайт» № 43
Справка:
Команда Санкт-Петербурга прошла новую линию на вершину Чолацзе (Cholatse), 6440 м, в районе Кхумбу (Непал, Гималаи). Маршрут проходит по правому бастиону Северной стены, предполагается 6Б категория. Маршрут комбинированный, перепад высот 1640 м (по альтиметру), протяженность 2030 м, протяженность участков V категории – 1175 м, VI категории – 445 м. Средняя крутизна основной части маршрута – 67°, всего маршрута – 63°.
На маршруте команда провела 8 дней.
Состав команды: Валерий Шамало (руководитель), Александр Гуков, Виктор Коваль.
Маршруты на стене Чолацзе:
- Словенский вариант американского маршрута 1984 года по Северо-Восточной стене, 2005 (Томаж Хумар, Козели, Опресник), M6, 6а, 90º;
- Корейская попытка прохождения стены (до высоты 6000), 2003;
- Французский маршрут, 1995 (Boris Badaroux, Philippe Batoux, Marc Challamel, Christophe Mora, Paul Robach);
- Швейцарский вариант французского маршрута, 2005 (Ули Штек), F5, M6, 90º (номинант премии «Золотой ледоруб-2005»);
- Корейский вариант французского маршрута, 2005 (Park Jung-hun, Choi Kang-sik);
- Маршрут, пройденный командой Санкт-Петербурга.
Команда
Все силы природы были за то, чтобы мы поехали в Гималаи: неудачное начало сезона на Кавказе, потом китайцы отказались оформлять пермит на восхождение в Сычуани. Все, едем в Непал, только вот с объектом определиться надо. Есть несколько вариантов, но почему-то склоняемся в сторону Чолацзе. Катманду, гостиница. В фойе висит огромный плакат с Северной стеной. По-моему, у нас просто не может быть других вариантов.
Лукла. Нанимаем трех портеров. У нас хоть и небольшая, но экспедиция все-таки. Намче-Базар, Тьянгбоче, Периче. Движемся в сторону ледника Кхумбу по тропе самого популярного в Непале трекингового маршрута. Свой базовый лагерь планируем организовать буквально в семи часах пути от базового лагеря Эвереста.
К Эвересту
История
Чолацзе (Cholatse, 6440 м) – последняя из пройденных вершин в непальском регионе Кхумбу. Первое восхождение на этот красивый остроконечный пик совершили в апреле 1982 года участники американской экспедиции (Clevenger, O’Connor, Roskelley, Rowell) по Юго-Западному ребру.
Само название Чолацзе происходит от слов «Чо» – «озеро», «ла» – «перевал» и «цзе» – «пик».
В ноябре 1984 года американской командой в составе Todd Bibler, Catherine Freer, Renny Jackson и Sandy Stewart за семь дней был проложен первый маршрут по 1400-метровой Северо-Восточной стене вершины, оцененный как VI AI5 5.9 A2. В 2006-м Северо-Восточная стена была повторно пройдена словенцами (Tomas Humor, Ales Cozily и Junco Oppressing). Словенский вариант был оценен как M6 6a+, 90°.
Первый маршрут собственно по Северной стене Чолацзе проложен в октябре 1996-го французской командой (Boris Badaroux, Philippe Batoux, Marc Challamel, Christophe Mora, Paul Robach). Французы провесили перилами крутой ледовый кулуар, идущий по центру стены, а потом с несколькими ночевками прошли маршрут.
Прохождение залитых льдом скал участка R11-R12
В январе 2005 года, после третьей попытки, новый вариант маршрута по Северной стене Чолацзе прошла двойка корейцев – Park Jung-hun и Choi Kang-sik. Пройдя новую линию, корейцы решили спускаться на юго-запад в долину Gokio. Два дня спуска и приключения корейцев окончились ампутацией 8 пальцев на руках у одного и 9 пальцев на руках и всех пальцев на ногах у другого и эвакуацией спортсменов с помощью спасательного вертолета.
Весной того же 2005-го Северная стена Чолацзе стала объектом для известного швейцарского спортсмена Ули Штека (Ueli Steck), который в стиле соло сделал свой вариант французского маршрута по снежно-ледовому кулуару стены, оцененный как F5 M6 90°.
Движение по перилам участка R5-R6
Планы
Следует отметить, что все пройденные ранее маршруты по Северной и Северо-Восточной стене Чолацзе стенными можно назвать довольно условно, поскольку проходят они по ледовым речкам и крутым снежным кулуарам, спускающимся от вершины. Планируя наше восхождение по Северной стене Чолацзе, мы исходили из того, чтобы, с одной стороны, проложить маршрут по непройденному правому бастиону стены, а не в обход него, как это делали наши предшественники, а с другой – постараться найти такую линию, которую можно все-таки лезть в альпийском стиле, без платформы, без предварительной обработки, долбежки и излишнего ИТО.
Движение участника по перилам участка R10-R11
Первая попытка
Итак, маршрут выбран, акклиматизация завершена, сделана заброска снаряжения в цирк под основанием нашей Северной стены. Ранним утром стартуем из местечка под названием Thokla. Получасовой траверс близлежащего холма, переход по замерзшему озеру Chola Tsho, подъем по морене, затем по протяженному снежному склону. Ближе к вечеру мы забиваем первый крюк в Северную стену Чолацзе. Нас пятеро: Валера Шамало, Саша Гуков, Галя Чибиток, Сергей Кондрашкин и я, Витя Коваль. Начинаются трудовые будни. Работаем, сменяя друг друга, с каждым днем все сильнее и сильнее приближаясь к заветной вершине.
Пятая ночевка. Наша команда дружно сидит на вырубленной во льду полке, свесив ноги в пустоту, скрываемую палаточной тканью. Топим снег, разговариваем о чем-то. На какой-то вопрос не слышим ответа Гали. «Галя! Галя!» – почти кричим мы на свою напарницу по команде. Нет ответа. Теперь замечаем, что Галя не подает признаков жизни. Из недр рюкзака появляется аптечка, ампула дексометазона… Галя снова с нами!
Утром начинаем спуск. Обидно, но ничего не поделаешь. С последними лучами солнца заходим в лоджию в Thokla. Решаем, что Галя с Сергеем отправятся вниз, а мы втроем снова наверх. При этом Галя чувствует себя отлично и полна сил и решимости лезть куда угодно, а она это может. Но рисковать здоровьем самого очаровательного члена команды мы не вправе. Уже потом, на горе, приходим к выводу, что болезнь эта, скорее всего, была вызвана отравлением угарным газом, образовавшимся в результате неправильной работы джетбойла.
Вторая попытка
День отдыха – и снова выход наверх. Морена, крутой снежный склон, первые метры стены. Это как дежавю, причем порой мне даже кажется, что нас все так же пятеро, просто Галя и Сережа работают чуть ниже, где-то там, за перегибом.
Снова трудовые будни на стене. Участки свободного лазанья с инструментом в руках с систематической регулярностью перемежаются участками, которые проходятся исключительно на ИТО. Активно используем якорные крючья, иногда удается закрутить бур, иногда – даже полностью. Скалы в основном по типу плит или бараньих лбов, залитых льдом, крутизной 70° – 80°. Полок, площадок и других так любимых нами и так с нетерпением ожидаемых горизонтальных форм горного рельефа нет. За день проходим по 2 – 3 веревки. Но мы все равно надеемся, что наверху должно быть получше и полегче и что завтра мы уж точно куда-нибудь вылезем и побежим. В ожидании такого «завтра» у нас проходит неделя.
Мы планировали провести в Непале месяц, часть из которого была отведена под трекинг и акклиматизацию. Заранее были куплены обратные билеты в Россию, соответственным образом оформлены пермиты. Поэтому первая неудачная попытка восхождения существенно ужесточила наши временные рамки. У нас оставалось буквально чуть больше недели на восхождение и пара-тройка дней на возвращение в Катманду. График трудновыполнимый, но мы все равно попытались успеть. Вариант маршрута по самому центру непройденного бастиона Северной стены пришлось оставить, мы решили сосредоточить свои усилия на его левой части. Здесь побольше рельефа и возможностей для свободного прохождения.
И вот каждый вечер в палатке мы разглядывали фотографию стены с надеждой, что вот-вот – и мы побежим до вершины, и спустимся за один день, и успеем на самолет. Трудности сегодняшнего дня отступали, когда наше воображение начинало рисовать нам картину какого-нибудь уходящего до самой отметки summit ледового кулуара, подобного тому, по которому совершили свое восхождение знаменитый Ули Штек или отважные корейские спортсмены. Мы мирно засыпали.
Ночевки
Про ночевки
Со слов Валеры, если стена не нависающая, то место, куда можно подвесить палатку, можно найти всегда. Так оно и было. Специально для нашего восхождения известный питерский автор – изготовитель всякого рода железа и специальных альпинистских девайсов Андрей Варваркин разработал модель палатки с системой специальных силовых строп, которую возможно подвешивать практически везде.
Каждый день нам удавалось находить место на стене, где было возможно соорудить полку шириной до полуметра, над которой мы закрепляли свою чудо-палатку. Мы садились на эту полку дружным рядком, свешивали ноги вниз и в таком положении проводили ночь. Спальных мешка брали два на троих.
Два или три раза за восхождение небольшим камнем нам пробивало палатку, один из них даже угодил Валере по руке. Но в целом все места ночевок были безопасные.
Про погоду
Буквально в двух часах пути от Намче-Базара, на привале, у перехода через реку нас так пригрело солнце, что самые решительные отважились ненадолго снять верхнюю одежду и почти позагорать. Стояла последняя неделя февраля, и мы с наивностью полагали, что это и есть настоящий зимний альпинизм с человеческим лицом. Однако мы просчитались: тепло было только внизу и только на подходах. В это время года Северная стена Чолацзе освещается солнцем всего на 15 минут в день, поэтому основным принципом экипировки для нас стала фраза «надень все». Средняя дневная температура опускалась по мере подъема от минус 10°С внизу и до минус 20°С – 25°С в районе вершины.
Как и везде в горах, во второй половине дня погода обычно портилась, облака накрывали гору, начинался снег.
Если снегопад усиливался, то по всей стене начинали сходить пылевые лавины. С регулярностью электропоезда в метро, раз в несколько минут, на нас обрушивались снежные потоки. Работать в таких условиях было практически невозможно, мы искали безопасное место, вырубали площадку и вставали на ночевку. К счастью, таких снежных дней было не очень много.
Вершинный гребень
Вершина
В верхней части стены у выхода на предвершинный гребень наш маршрут вышел в пройденный в 1996 году французами кулуар. В скалах верхней части кулуара нам удалось даже найти оставленный ими скальный крюк.
Вот и долгожданный вершинный гребень. Крутой, с многочисленными свисающими в обе стороны карнизами и сераками. В обе стороны обрывы по полтора километра. Осторожно, с попеременной страховкой работаем на гребне. Наконец-то карнизы заканчиваются, гребень выполаживается. Еще один небольшой взлет – и мы на вершине!
Шамало и Гуков на вершине
Восемь дней у нас ушло на путь наверх. Теоретически у нас еще осталось два с половиной дня для возвращения в Катманду. Однако вершина Чолацзе плотно затянута облаками, пути спуска не видно совершенно. Встаем на ночевку прямо под вершиной.
Утром гора одаривает нас чудесным видом Гималайских гор. Макалу, Лхоцзе, Эверест, Пумори, Чо-Ойю. К югу от нас Тавоче, далее – Ама-Даблам. И еще сотни и сотни других заснеженных и скалистых, высоких и очень высоких неизвестных нам гор.
Спуск
Спуск и долгий путь домой
Еще внизу мы рассматривали и вариант спуска в долину Кхумбу, т.е. на северо-восток, и вариант спуска в долину Гокио, т.е. на юго-запад. Свои плюсы и минусы были в каждом из вариантов.
Мы знали, что корейцы после прохождения нового маршрута по Северной стене спустились в долину Гокио. К счастью, мы не знали про ту цену в виде обмороженных, а позднее ампутированных пальцев, которую пришлось заплатить им за этот спуск.
На вершине мы приняли решение спускаться в Гокио. Визуально такой путь казался даже проще спуска в Кхумбу, поскольку последний требовал прохождения очень опасного гребня с карнизами и сераками, кроме того, возможно, вариант с Гокио обойдется без излишнего количества дюльферов, на которые у нас могло просто не оказаться железа…
Спуск занял два дня… Крутые снежно-фирновые склоны, ледовые сбросы, стены. Бесчисленные дюльферы. Разорванный ледник, ледопад. Забыл сказать: два дня как у нас закончилась еда, поэтому движемся мы только благодаря энергии, получаемой напрямую из космоса.
Наконец мы внизу, стоим на траве. Можно снять обвязки, раздеться. Определяем направление движения в тумане. Где-то внизу, в ущелье реки Дудх-Коси, расположено селенье Chhamtyang – наша цель.
Отчего-то ноги переставляются с трудом. Видимо, энергии из космоса явно не хватает для эффективного передвижения по Гималаям. Из тумана появляется стадо пасущихся яков. Жалко, что среди нас нет деревенских жителей, некому подоить этих массивных и гордых существ. Физик, моряк и юрист – три совершенно никчемные профессии в горах.
Вот и Chhamtyang. Заходим в единственную лоджию. У нас совершенно нет денег, однако мы так голодны, что готовы на все, чтобы заполучить еду. После непродолжительных разговоров приносят три порции долбата – традиционного в этой части света блюда из риса и гороха, а хозяин лоджии с любопытством разглядывает свой новый ледоруб.
Спускаемся по долине Гокио. Где-то в самом низу долины должна появиться мобильная связь. Наш спутниковый телефон не работал, а срок нашего возвращения в Катманду истек сегодня днем, поэтому было крайне важно передать информацию о себе. Глубокой ночью спрашиваем дорогу в каком-то селении. Слово за слово, и благодаря доброте двух сестер – хозяек лоджии у нас есть ночлег, ужин, мобильный телефон.
Еще два дня ушло у нас на то, чтобы забрать оставленные вещи, деньги и документы из Thokla. Теперь возвращаемся в Луклу, перелетаем в Катманду. В кармане – вновь купленные билеты на рейс Дели – Москва. Финишная прямая.
Мы в международном терминале аэропорта непальской столицы. Все формальности улажены, ждем посадки на свой рейс. По громкой связи объявляют, что рейса на Дели сегодня не будет. Известие неприятное, третий раз покупать билеты до Москвы мы не планировали. Вступаем в переговоры с работниками аэропорта, трясем билетами, активно жестикулируем. Наконец нас выводят на взлетно-посадочное поле, сажают в другой самолет. Еще во время разгона я любопытствую у сидящего по соседству индуса о времени прибытия борта в Дели. «Дели? Это – рейс в Калькутту», – отвечает мой собеседник.
Двое суток спустя, уставшие и голодные, мы приземлились в аэропорту Шереметьево. Все, мы дома, экспедиция окончена.
Виктор Коваль
Виктор Коваль отвечает на вопросы Risk.ru:
Как выбирали эту стену? Кто ее заметил? Чем понравилась?
Мы первоначально вообще собирались в Китай ехать, в Сычуань, у нас были билеты, визы+ Буквально за пару дней до вылета китайцы выставили нам нереальные условия по цене пермита и оплате офицера связи. От Китая пришлось отказаться с некоторыми финансовыми потерями. Но боевой настрой и намерение остались, были немедленно взяты билеты до Катманду, за день до отлета мы с Валерой сидели в инете, искали объект :)
Критерии были такие: относительная территориальная доступность горы, дешевый пермит, ну, и красивая гора с непройденной стеной. Изначально выбирался маршрут, который можно пройти в альпийском стиле, с минимальным ИТО и без платформы.
Среди прочих рассматривали вариант с Чолатзе. Туда ходили серьезные восходители (Томаш Хумар, Ули Штек), но все по ледовым речкам, в обход собственно стены. Уже в Катманду в фойе гостиницы увидели шикарный плакат с нашей стеной, стало понятно, что мы полезем на нее! Гора очень красивая.
Когда команда вынужденно разделилась, цель показалась дальше? Или более маленькая группа так или иначе мобильнее?
Кончено, болезнь Гали стала для нас полной неожиданностью: после 5 дней на стене пришлось спуститься. Уезжать с "пустыми руками" не хотелось, хотя времени было в обрез. Гора дальше не стала, просто возникла новая вводная, что полезем другим составом. Думали, что получится побыстрее, и все-таки успеем на самолет. Спустились вниз, один день на отдых и снова наверх. Думаю, что были бы серьезнае проблемы с организацией ночевок на 5 человек в верхней части стены.
Какая тактика восхождения оптимальная для этой стены?
Тактика точно такая же как и у нас: все время двигаться вверх. Ночевали где придется: все ночевки кроме одной - сидячие. Если бы не специальная силовая палатка, которую для нас сделал Андрей Варваркин, которую мы подвешивали как мешок на стене, то ночевать было бы негде. Без палатки - нереально, почти зима все-таки и долго слишком. Лезли в обход нависающего бастиона, на котором без платформы делать нечего.
Без какого снаряжения нынче не обойтись на стене такого масштаба?
Набор снаряжения стандартный, особенно много не брали, все-таки не капсульный стиль. Всякие там камалоты, закладки, крючья якорные, ледовое снаряжение+
Связь. Мы вас на спуске потеряли совсем, волновались. Отсутствие связи - это повышает вес восхождения? Этот факт налагал на вас отдельную ответственность?
Нас потеряли еще на подъеме ;) На стене так и не удалось включить спутниковый телефон. В принципе мы знали, что волноваться будут, только когда мы на самолет опоздаем. Так и получилось, Сергей Кондрашкин отправил Галю домой, а сам остался в Катманду, пытался организовать наши поиски. Уже был заказан вертолет, но мы вышли на связь (одолжили мобильник у местного населения в долине Гокио). Отсутствие связи, на мой взгляд, никак вес восхождения не повышает. Работающий спутниковый телефон - надежда на помощь в случае возникновения ЧП. Если цивилизация нам дает возможность минимизировать риски, то грех эту возможность не использовать. Глупо будет, если про кого-то скажут: "Он был такой крутой, никогда не пользовался связью, но, сломал ногу и умер!"
Самые острые моменты восхождения?
Достаточно ровно все было. Реально все очень за Галю испугались, когда она сознание потеряла.
О чем мечталось во время ночевок на холодной стене?
Особенно ни о чем, последние несколько дней о еде (когда она закончилась).
Очень яркое впечатление, когда ледоруб и кое-какую снарягу в долине Гокио на три плошки риса поменяли ;)
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
147
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Оооочень понравилось.
Не помню, как это было, но приношу извинения.
На остальных снимках вроде по впечатлениям - похоже на истину. Сами фотки никто не поворачивал, они у меня есть с фотика - такие же.
спасибо.
а можете пояснить?
При горении природного газа выделяются 3 продукта: вода, углекислый газ и угарный газ.
При нормальном содержании кислорода в воздухе и при комнатной температуре и обычные горелки, и джетбойлы, выделяют незначительное кол-во угарного газа. Но вот при понижении внешней температуры и понижении концентрации кислорода обычные горелки либо просто перестают работать, либо работают только после прогрева ближайшего пространства. из-за больших теплопотерь обычные горелки быстро окружающее пространство прогревают, и начинается нормальное горение.
Джетбойлы же из-за экономичности плохо прогревают окружающее пространство, но тем не менее горение поддерживают, даже при низких температурах.
Вот это, я так предполагаю, и приводит к увеличению доли СО в продуктах горения. Т.е. джетбойлы попросту опасны на высоте, при очень низких температурах, если они используются внутри палаток. Повышение концентрации СО в палатке может быть даже и не заметно, но приводит к последствиям - появляются непонятно откуда разные болезни, головная боль , слабость и т.д.
Если в палатке очень много народу, концентрания кислорода совсем низкая - СО будет ещё больше. Вот видимо это и привело к отравлению.
Однако могут быть и другие мнения на эту тему, не претендую на абсолютную истину)))
Молодцы. Чолацзе - красивая вершина.
Рисунок нарисовал.
Завтра выложу.