Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде

Пишет rage, 20.05.2014 14:36

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.

Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.

Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?



Например, когда пользуешься альпинистской системой и пишешь в отчетах «я проехал 2б, 3а, 3б», это мало о чем говорит, и тут нужен более детальный и специализированный подход. Ведь важен не только подъем, но и спуск, условия, перепад, трудности, риск. Фактически когда ты выезжаешь на большую стену, ты не застрахован от падения веревкой, и тут действует совсем другая градация трудностей.

Что самое главное, такая система давно работает и любой спортсмен поймет, с чем ему предстоит столкнуться на выбранном маршруте.

Я призываю начать пользоваться такой системой категорий всех неравнодушных к нашему общему делу, улучшать и дополнять материал где-нужно.


Общая категория трудности



Данный рейтинг отражает сложности в ски-альпинизме и оценки могут расходиться с чистой альпинисткой французской системой, хотя общая оценка склона очень похожа.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)

Категории дополняются: + (сложнее) и — (проще)

*1 — Ski 2.2 при плохой обстановке со снегом: лед, фирн, корка и.т.п. Ski 2.1 если спуск на пологом леднике.
*2 — Там где категория дана за счет высоты и прочих факторов, при относительно простом рельефе.

Рейтинг спуска (ski)


Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)

Рейтинг спуска, отражающий технические сложности. От 1 до 5.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Фактор риска


Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


В целом, надо понимать, что уже на 35-ти градусном склоне невозможно остановиться на льду и фирне. При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу. А на склоне с уклоном выше 50-ти градусов падение без самозадержания с остановкой невозможно остановить даже в глубоком снег

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


В эту категорию не входят многие объективные опасности: камнепады, лавины и.т.д.
Фрирайдры должны рассмотреть эти дополнительные факторы, прежде чем выходить на маршрут!

Факторы добавляющие сложность:


Помимо технической сложности склона, надо отметить следующие факторы:

Общий набор / сброс высоты: Может оказать существенное воздействие на организм и возможность безопасно скатиться.

Длина: 45-ти градусный склон с перепадом в 500 метров может быть гораздо сложнее короткой 50-ти градусной секции.

Рельеф: Узкий кулуар с бутылочным горлышком намного сложнее открытых пространств, где проще сползать и поворачивать.

Освещение: Теневые, темные склоны психологически сложнее похожих по сложности участков, но с хорошей освещенностью солнцем.

И самое главное - состояние снежного покрова:
Если для специалиста по снегу существует почти бесконечное разнообразие снежных кристаллов, то для райдера основными категориями будут жесткий задутый или фирновый покров (важна закантовка) и мягкий снег поглубже (легче остановиться и отдохнуть).
Разнообразие снежного покрова влияет на сложность и зависит от конкретного склона.
Обычно категория трудности базируется на стандартных условиях для данного склона - обычно это фирн, весенняя корка или зимний сыпучий снег.
На склонах с меньшим уклонам корка, которая не держит, может значительно усложнить спуск. На крутых склонах хороший “пух” может снизить сложность, а вот жесткий ледяной фирн наоборот ее повысит.

Рейтинг подхода (I–VII)


Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)

Этот категория позволяет определить класс подхода и линию, которую предстоит проехать. Теоретически есть сходство с рейтингом в Американской системе.
Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Примеры



Вот примерная сложность маршрутов в наших горах, Заилийском Алатау.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


К примеру, классика экстремального катания:

Gervasutti Col

TD, 5.3, E4 45-55 ̊

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


AIGUILLE DU MIDI, VOIE MALLORY

TD+, 5.3, E3, 1500m

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Некоторые спуски Andreas Fransson’a:

DENALI, SOUTH FACE, FIRST DESCENT

(ED, 5.4, E4, 2600m)

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


COL DE L’AIGUILLE VERT, DIRECT

(TD, 5.5, 50-55 ̊, 850m)

Most people ski the easy variation and claim the grade for the Direct. I’ve skied them both and there’s a big difference.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


MONT BLANC, WEST FACE

(TD+, 5.1, E3, 45-50 ̊, 900m) – Tobias Granath and I did it in one day from the first lift and were back in Courmayeur by 3pm.

AIGUILLE DU PLAN, EAST COULOIR of the GRANDE GENDARME, FIRST DESCENT

(TD+, 5.4, E4, 700m).

AIGUILLE DU PLAN, NORTH FACE

(TD+, 5.3, E3, 45-50 ̊ pass. 55 ̊, 500m) – with Tobias Granath.

Кулуар Хорнбайна на Эверест, 8848м. скорее всего имеет максимальную сложность из возможных.

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)


Отличие в сложности D -> TD отчетливо просматривается. Видно есть куда расти ;)

Естественно, такая система открыта и свободна к поправкам и улучшениям!

Я убежден, что горы — это свобода и удовольствие нужно получать на любом склоне, сложном или нет.

Стиль катания и прохождения линий отдельная тема, но на любом маршруте надо стремиться к более чистому и стильному подъему со спуском.

Легко, плавно, быстро, красиво.

151


Комментарии:
1
Кулуар Хорнбайна - спускался хоть кто-то ?)

2
Один бордер стартанул. Больше его не видели...

0
точно,было же в далеком...
а вот тут я бы поспорил: При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу.
Конечно имеет значение начальная скорость и продожительность склона,но все же...

1
Если память не изменяет,это был Марко Сиффреди..Причем это был его второй спуск оттуда..

0
Нет.
Первый спуск был по кулуару Нортона

5
Осмелюсь предположить, что наибольший интерес вызовет информация по маршрутам нижних ступеней (от F до D). И соответственно наиболее емкую работу придется сделать для этих категорий. Платой за труды будут бесконечные благодарности от 99% ходящих-катающихся
Картинка для привлечения внимания (Baffin babes (c))

2
Присоединяюсь к предыдущему оратору... Ждем AD-D... TD для психов, которых мы все конечно любим, но за ними не поедем :)
Автору спасибо за материал, особенно приятно увидеть в этом ракурсе родные Алма-Атинские горы...

-2
А вот такой вопрос.. насколько информативна будет такая инфа .. полоска на склоне с цыфирками и всё? можно зажигать ..Как руководство к действию предлагаю разок!! пройти ногами там где собрались съехать..на склонах от40 градусов и круче найдётся много интересного хотя бы просчитается расклад прохождения или ухода от снега.на склонах круче 35 обязательно снег потащится за вами. если кто не вкурсе даже очень очень крутые перцы вначале скатываются плугом по маршруту пару раз ..изучают его затем уж зажигают. на спорттрассах есть процедура ознакомления спортсменов с трассой выглядит это так - впереди судья крадётся плугом (несовершает никаких технических действий) за ним 2-3-4 спортсмена, щупают лыжами трассу.. так спускаться можно несколько раз Потом уж старт на всю катушку. Берегите себя не суйтесь с дуру и без разведки куда попало.

2
"на спорттрассах есть процедура ознакомления спортсменов с трассой выглядит это так - впереди судья крадётся плугом (несовершает никаких технических действий) за ним 2-3-4 спортсмена, щупают лыжами трассу.. так спускаться можно несколько раз"

Насколько мне известно, это делается чтобы разровнять трассу.
К тому же понять, как проезжать трассу на скорости, возможно тоже "только на скорости". Даже если ты проедешь "плугом" и посмотришь на все неровности, то после того как один человек проедет, все неровности будут другими. Как правило во время тренировок спортсмены "разравнивают" трассу несколько раз (по мере убивания кантами поворотов).

А вообще в на сложных маршрутах и кулуарах по-другому никак: ты сперва топаешь вверх, а затем спускаешься здесь же вниз.

"А вот такой вопрос.. насколько информативна будет такая инфа .. полоска на склоне с цыфирками и всё? можно зажигать ..
Насколько для вас информативна например категория горы "5Б"? Вы например перворазрядник, ходите первый год, вы будете ломиться сразу на пятёрку?

У людей только так может появиться осознание сложности: либо на своей шкуре понять (и если повезёт, вернуться живым если полез "куда не нужно"), либо цифра от "1 до 5" (только когда ему известно что на "5" - полная попа как на Хорнбайне).

5
"на склонах круче 35 обязательно снег потащится за вами"
"очень крутые перцы вначале скатываются плугом по маршруту пару раз"

Не пишите ерунды!!!

0
Да уж, даже просмотр плугом подготовленной трассы с фрирайдным предпроездом "где-то параллельно" смешивать - полная ерунда...

0
какой бред!

0
Я бы не стал так категорично писать ..бред..чушь..ерунда.. если вы чегото не знаете спросите у друзей поопытнее. ЕЩЁ раз перед тем как сунуться кудато на скалистый крутяк в горах или крутую горную тайгу со скалами любой опытный райдер десять раз просмотрит и тихо пройдёт или проедет заглянет и тихо заедет на скальные ступеньки определит куда и как прыгнуть ..отломит ветки раздвинет камни..:). потом лихо прокатится на хорошем быстром ходу, если повезёт снимет крутой красивый клип... если вы так не делаете то вы "суперкрутой перец" и скоро всем Риском начнём скидываться вам на костыли и протезы.

про соревновательные горнолыжнтрассы - просмотр трассы спортсменом это ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ процедура !! на крупных соревах где сложность зашкаливает разумные пределы, спортсмены ползают по трассе без лыж в ботинках изучают каждый бугорок и поворотик вокруг флага Зрители по теле ящику этого незнают. а это так!!


5
Мысль в корне правильная. Тони Валеруц считал, что подъем по трассе будущего спуска пешком - залог успеха и гарантия выживания. Спуск по маршруту плугом? Это вы чуть погорячились.. Не могу себе представить плуг на >30° по не раскатанному снегу. Вообще маршруты типа "Меллори-Портер" на Эгюи дю Миди скорее уникальное исключение в плане легкости попадания на экзит. Поэтому большинство не проходит его предварительно пешком, а берет гида или руководствуясь информацией о оптимальных условиях едет вниз...

С уважением..

0
все эти категории только для лыжников или для сноуборда тоже?))))

0
на склоне все равны :)

4
Как-то всё очень запутано и похоже на попытку "объять необъятное"... Типология и категоризация, по-моему, должны быть четкими и краткими - как выстрел. Предложенный подход можно считать детальной апостиорной аналитической памяткой, хотя поправки на состояние снега, вообще, как мне кажется, не корректны, так можно и время суток прохождения и месяц ещё в шкалу ввести или время от последнего снегопада и т.п...

Встречаясь с различающимися подходами в зарубежных гайдбуках, в начале изучения маршрута привык смотреть на перепад высот, затем расчетное время прохождения, географическую ориентацию склонов (с учетом сезона и погоды) и уже затем на отдельные элементы сложности, хотя общее усредненное значение сложности тоже информативно. Полезным считаю указание усредненной дополнительной опасности (пробиваемость маршрутов подъема и спуска лавинами, камне и ледопадами) и т.п.

0
Спуск с Эльбруса к какой категории относится?

-2
Да на Эльбрусе небольшая сложность. За исключением когда не мягкий снег, но " бетон", лёд и опасность трещин.
Нельзя фрирайд классифицировать без учёта состояния склона на данный момент. Слишком огромная разница.
Когда много снега-спуск с Эльбруса-халява, когда жёстко-труд

0
Зимой?

0
Сомневаюсь что кто-то зимой спускался

2
в 2000, поднялся зимой без кошек, на скитуре, льда не было

-3
Совершенно не учтено состояние снега и видимость. В фрирайде -это немаловажные факторы
Один и тот же склон при милом солнышке, которое показывает все подробности ркльефа -это одно, но тот же склон при плоском освещении, когда ты видишь и скалы и камни и поочие темные предметы и детали рельхефа, но вообще не видишь рельеф снега-просто белое ... И всё.... Нет теней, нет контраста --и сложность совершенно другая.

И состояние снега. Тот же Чегет. Милый пухляк-это одно. Расколбас через час раскатывания свежевыпавшего снега-сложность прилично возрастает. Бугры-вообще другое дело. " бетон", заледенелые заструги-, " забетонированные" бугры- рочень милая история..... Коленки долго будут помнить
И так же есть разница для лыж и сноуборда.
Мягкий пух для бопдеров-самое лёгкое. Для лыжников ( кроме тех, кто 2" сноуборда" на ноги крепит) -это тчжелейшая пахота.
Наоборот жёсткий склон для лыжника щастье, но доя бохрдеров -возможность потрудиться))
Похоже автор в своей классификации учел тлолько возможность быстро умереть))), но не сложность

0
Наверное быстро умереть))), это и есть сложность
Хорошие спуски часто не получается сделать, ждешь когда будет хорошее состояние этого спуска
Это я не про его лавинную опасность, а про состояние склона на предмет жесткости

-3
Вот потому тогда уж надо читывать состояние снега ( как минимум)

0
Интересно, спуск по семерке Донгуз Орун ?
TD, 5.2, E3 40-45

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru