Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде
Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.
Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.
Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?
Например, когда пользуешься альпинистской системой и пишешь в отчетах «я проехал 2б, 3а, 3б», это мало о чем говорит, и тут нужен более детальный и специализированный подход. Ведь важен не только подъем, но и спуск, условия, перепад, трудности, риск. Фактически когда ты выезжаешь на большую стену, ты не застрахован от падения веревкой, и тут действует совсем другая градация трудностей.
Что самое главное, такая система давно работает и любой спортсмен поймет, с чем ему предстоит столкнуться на выбранном маршруте.
Я призываю начать пользоваться такой системой категорий всех неравнодушных к нашему общему делу, улучшать и дополнять материал где-нужно.
Общая категория трудности
Данный рейтинг отражает сложности в ски-альпинизме и оценки могут расходиться с чистой альпинисткой французской системой, хотя общая оценка склона очень похожа.
Категории дополняются: + (сложнее) и — (проще)
*1 — Ski 2.2 при плохой обстановке со снегом: лед, фирн, корка и.т.п. Ski 2.1 если спуск на пологом леднике.
*2 — Там где категория дана за счет высоты и прочих факторов, при относительно простом рельефе.
Рейтинг спуска (ski)
Рейтинг спуска, отражающий технические сложности. От 1 до 5.
Фактор риска
В целом, надо понимать, что уже на 35-ти градусном склоне невозможно остановиться на льду и фирне. При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу. А на склоне с уклоном выше 50-ти градусов падение без самозадержания с остановкой невозможно остановить даже в глубоком снег
В эту категорию не входят многие объективные опасности: камнепады, лавины и.т.д.
Фрирайдры должны рассмотреть эти дополнительные факторы, прежде чем выходить на маршрут!
Факторы добавляющие сложность:
Помимо технической сложности склона, надо отметить следующие факторы:
Общий набор / сброс высоты: Может оказать существенное воздействие на организм и возможность безопасно скатиться.
Длина: 45-ти градусный склон с перепадом в 500 метров может быть гораздо сложнее короткой 50-ти градусной секции.
Рельеф: Узкий кулуар с бутылочным горлышком намного сложнее открытых пространств, где проще сползать и поворачивать.
Освещение: Теневые, темные склоны психологически сложнее похожих по сложности участков, но с хорошей освещенностью солнцем.
И самое главное - состояние снежного покрова:
Если для специалиста по снегу существует почти бесконечное разнообразие снежных кристаллов, то для райдера основными категориями будут жесткий задутый или фирновый покров (важна закантовка) и мягкий снег поглубже (легче остановиться и отдохнуть).
Разнообразие снежного покрова влияет на сложность и зависит от конкретного склона.
Обычно категория трудности базируется на стандартных условиях для данного склона - обычно это фирн, весенняя корка или зимний сыпучий снег.
На склонах с меньшим уклонам корка, которая не держит, может значительно усложнить спуск. На крутых склонах хороший “пух” может снизить сложность, а вот жесткий ледяной фирн наоборот ее повысит.
Рейтинг подхода (I–VII)
Этот категория позволяет определить класс подхода и линию, которую предстоит проехать. Теоретически есть сходство с рейтингом в Американской системе.
Примеры
Вот примерная сложность маршрутов в наших горах, Заилийском Алатау.
К примеру, классика экстремального катания:
Gervasutti Col
TD, 5.3, E4 45-55 ̊
AIGUILLE DU MIDI, VOIE MALLORY
TD+, 5.3, E3, 1500m
Некоторые спуски Andreas Fransson’a:
DENALI, SOUTH FACE, FIRST DESCENT
(ED, 5.4, E4, 2600m)
COL DE L’AIGUILLE VERT, DIRECT
(TD, 5.5, 50-55 ̊, 850m)
Most people ski the easy variation and claim the grade for the Direct. I’ve skied them both and there’s a big difference.
MONT BLANC, WEST FACE
(TD+, 5.1, E3, 45-50 ̊, 900m) – Tobias Granath and I did it in one day from the first lift and were back in Courmayeur by 3pm.
AIGUILLE DU PLAN, EAST COULOIR of the GRANDE GENDARME, FIRST DESCENT
(TD+, 5.4, E4, 700m).
AIGUILLE DU PLAN, NORTH FACE
(TD+, 5.3, E3, 45-50 ̊ pass. 55 ̊, 500m) – with Tobias Granath.
Кулуар Хорнбайна на Эверест, 8848м. скорее всего имеет максимальную сложность из возможных.
Отличие в сложности D -> TD отчетливо просматривается. Видно есть куда расти ;)
Естественно, такая система открыта и свободна к поправкам и улучшениям!
Я убежден, что горы — это свобода и удовольствие нужно получать на любом склоне, сложном или нет.
Стиль катания и прохождения линий отдельная тема, но на любом маршруте надо стремиться к более чистому и стильному подъему со спуском.
Легко, плавно, быстро, красиво.
151
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
а вот тут я бы поспорил: При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу.
Конечно имеет значение начальная скорость и продожительность склона,но все же...
Первый спуск был по кулуару Нортона
Автору спасибо за материал, особенно приятно увидеть в этом ракурсе родные Алма-Атинские горы...
Насколько мне известно, это делается чтобы разровнять трассу.
К тому же понять, как проезжать трассу на скорости, возможно тоже "только на скорости". Даже если ты проедешь "плугом" и посмотришь на все неровности, то после того как один человек проедет, все неровности будут другими. Как правило во время тренировок спортсмены "разравнивают" трассу несколько раз (по мере убивания кантами поворотов).
А вообще в на сложных маршрутах и кулуарах по-другому никак: ты сперва топаешь вверх, а затем спускаешься здесь же вниз.
"А вот такой вопрос.. насколько информативна будет такая инфа .. полоска на склоне с цыфирками и всё? можно зажигать ..
Насколько для вас информативна например категория горы "5Б"? Вы например перворазрядник, ходите первый год, вы будете ломиться сразу на пятёрку?
У людей только так может появиться осознание сложности: либо на своей шкуре понять (и если повезёт, вернуться живым если полез "куда не нужно"), либо цифра от "1 до 5" (только когда ему известно что на "5" - полная попа как на Хорнбайне).
"очень крутые перцы вначале скатываются плугом по маршруту пару раз"
Не пишите ерунды!!!
про соревновательные горнолыжнтрассы - просмотр трассы спортсменом это ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ процедура !! на крупных соревах где сложность зашкаливает разумные пределы, спортсмены ползают по трассе без лыж в ботинках изучают каждый бугорок и поворотик вокруг флага Зрители по теле ящику этого незнают. а это так!!
Извините за категоричность, но Ваш комментарий действительно бред.
В статье речь шла о спусках вне трасс.
" пройти ногами"
безусловно иногда линия спуска может совпадать с линией подъема, но все зависит... Зачастую может быть просто опасно пройти ногами, 35-40 градусный склон с 50см свежего снега.
" на склонах круче 35 обязательно снег потащится за вами"
совсем не обязательно
"крутые перцы вначале скатываются плугом"
Это вобще шедевр. Ни один нормальный, прилично катающийся человек, не спускается плугом, и особенно вне трасс.
" полоска на склоне с цыфирками и всё"
Подобные системы отлично работают в Альпах, где количество ски альпинистов исчисляется десятками тысяч.
Цифры дают общее представление о сложности маршрута, это нормальная практика, выбирая маршрут знать
1)Общую категорию сложности
2)Сложность спуска.
3)Экспозиция спуска
4)Расчетное сред. время прохождения
5)Период когда маршрут обычно пригоден для прохождения.
6)Особенности маршрута.
как пример - отличный сайт, не гайд бук, если что то подобное было бы на просторах exUSSR, было бы очень круто!
Отчеты оставляемые посетителями
Grades for ski-touring, ski-mountaineering and snowshoeing
Скажу прямо, мне кажется вы находитесь в заложниках у своих "олдскульных" представлений и у вас смешалось в голове тур походы зимой и лыжный спортивный кружок.
Потому что просматривать/изучать линию и съезжать по ней плугом пару раз - две большие разницы.
Возможно к этому надо стремится, но не всегда удается, удача если запасся фотографией маршрута загодя
Это все же дикие склоны, а не то что левее или правее официальных трасс лежит, и где все ищут затерявшиеся целину
Да и одинаковые склоны разной крутизны могут быть с совсем разными снежными покровами
И где то держать, а где то и съезжать вместе со снегом и райдером, учитесь чувствовать и предугадывать снег
Мне кажется что все кто катается в горах вне трасс в первую очередь ищут для себя свободу, и к сожалению иногда принимаются спонтанные решения
И во благо ощущениям мы иногда теряем рациональность
Это бывает, это и дает свободу
В фрирайде если " щупать ногами", и " тем более, плугом.... потенциально лаыиноопасный склон , то есть риск сорвать лавину там, гдена лыжах-сеоуборде это не произойдет. Очень хоший способ погибнуть)))
Склон изучают, но ср стороны, по фотографиям, с вертолета и проверяют на лавиннопасность на похожих участках, куда можно добраться без вертолета и используя опыт местных лавинщиков и уже по ходу дела
С уважением..
Встречаясь с различающимися подходами в зарубежных гайдбуках, в начале изучения маршрута привык смотреть на перепад высот, затем расчетное время прохождения, географическую ориентацию склонов (с учетом сезона и погоды) и уже затем на отдельные элементы сложности, хотя общее усредненное значение сложности тоже информативно. Полезным считаю указание усредненной дополнительной опасности (пробиваемость маршрутов подъема и спуска лавинами, камне и ледопадами) и т.п.
Нельзя фрирайд классифицировать без учёта состояния склона на данный момент. Слишком огромная разница.
Когда много снега-спуск с Эльбруса-халява, когда жёстко-труд
Один и тот же склон при милом солнышке, которое показывает все подробности ркльефа -это одно, но тот же склон при плоском освещении, когда ты видишь и скалы и камни и поочие темные предметы и детали рельхефа, но вообще не видишь рельеф снега-просто белое ... И всё.... Нет теней, нет контраста --и сложность совершенно другая.
И состояние снега. Тот же Чегет. Милый пухляк-это одно. Расколбас через час раскатывания свежевыпавшего снега-сложность прилично возрастает. Бугры-вообще другое дело. " бетон", заледенелые заструги-, " забетонированные" бугры- рочень милая история..... Коленки долго будут помнить
И так же есть разница для лыж и сноуборда.
Мягкий пух для бопдеров-самое лёгкое. Для лыжников ( кроме тех, кто 2" сноуборда" на ноги крепит) -это тчжелейшая пахота.
Наоборот жёсткий склон для лыжника щастье, но доя бохрдеров -возможность потрудиться))
Похоже автор в своей классификации учел тлолько возможность быстро умереть))), но не сложность
Хорошие спуски часто не получается сделать, ждешь когда будет хорошее состояние этого спуска
Это я не про его лавинную опасность, а про состояние склона на предмет жесткости
TD, 5.2, E3 40-45