Бэккантри в долине Арабель
Бэккантри в долине Арабель
Солнечная и дружелюбная Киргизия всегда манит своими ни на что не похожими горами. Еще год назад в разговорах с напарником по восхождениям Вадимом Трофимовым промелькнула мысль походить-полазить в ущелье Барскоон, которое находится
в Терскей Алатау. Из всей информации об этом загадочном месте я знал, что там есть красивый водопад, в верховьях на плато Арабель работает канадский флагман киргизской экономики - золотой рудник Кумтор, и собственно прекрасные горы на высокогорном плато с перевалами 3800-4000 метров над уровнем моря. Целая горная страна, ландшафт - космос. Куча первопроездов обеспечена! Зимой эта идея окончательно не давала покоя, но сезон катания в больших горах начинается где-то в Апреле. И вот на первомайские праздники наша команда в составе Эрика, Кости, Анчеллы и меня выдвинулась за очередной порцией неизвестного, прикоснуться к новому.
28-29 апреля
Отправились мы на одной машине, загруженной едой и снаряжением. Путь нам предстоял нелегкий - более 600 км. в одну сторону, частично по горным серпантинам и перевалам. Потратив на дорогу около 12 часов, периодически меняясь за рулем, мы наконец-то прибыли в точку назначения: к началу плато Арабель, выше перевала Барскоон 3819м. Дорога, к чести канадцев, в отличном состоянии, и даже «тазик» легко бы забрался в такую даль. Заприметив брошенный домик рядом с дорогой, отлично подходящий для базового лагеря, мы расположились двумя палатками и стали ждать окна в погоде, так как был туман и валил снег.
Предстояло еще сделать разведку. Пока мы грелись в палатке, попивая коньячок, рубившись в скраббл и периодически отрубаясь в сон, погода все-таки развеялась, и я с Эриком по-быстрому проехался по горным дорогам, оценив близлежащие пики и состояние снега.
Собственно, особого плана по маршрутам не было, и идея заключалась в «приехал-увидел-залез-скатился». По началу, я немного расстроился, ведь снега было совсем немного, торчали подснежники из-под 10 см свежего снега, местами лед на висячих ледниках прямо над нами поблескивал синевой. Все-таки я ожидал побольше снега в это время, хотя бы как в нашем Заилийском Алатау, но тут уж как есть, назад пути нет. Приметив маршрут на красивый пик с большим оледенением, и похожий на нашу Молодёжку, мы поставили будильник на 4:30 и легли спать.
30 апреля
Утром было хорошее настроение и прекрасная утренняя погода — мы выдвинулись! Ночной ветер перенес побольше снега, и на ски-туре мы достаточно быстро подошли к ледяному серпу под основание горы.
Было решено залезть по крутому кулуару на гребень и дальше к вершине. Костя скатился выше серпа, а мы втроем полезли дальше вверх. Я проскитурил зигзагом к скальнику. Затем, сняв лыжи, пролез немного по скалам, а дальше мы уже шли в связке, предварительно протестировав снег с помощью станции и веревки, поскольку кулуар, выводящий на вершину, был достаточно крут (40-45 градусов), а снега было много: такой слоистый пирог из рыхлого снега, наста и 10 см. свежака.
Где скитуром, втаптываясь по многу раз в крутой наст, где ползком в снегу, мы вылезли на гребень. Вспомнился подъем в лагерь 2 на Хан-Тенгри, где приходилось тропить в такой же снежности. Все-таки для скитура надо выбирать менее крутые склоны. Эрику было местами тяжеловато лезть по такому снегу, он периодически снимал лыжи. Даже Анчелле на снегоступах было на порядок легче. Это даже не бэккантри, это ски-альпинизм! Да и высота давала о себе знать: ведь для многих подъем на такую гору был впервые. Хотя, на мой взгляд, было бы гораздо легче штурмануть гору в лоб с двумя койлами и кошками. Собственно, дальше по гребню было легче. Эрик стал готовиться к спуску возле предвершинных жандармов, а мы с Анчеллой прошли на 50 метров выше к вершине. Правда, огромный карниз не позволил встать на высшую точку. В час дня мы были наверху - подъем на безымянную вершину высотой примерно 4360м. категории «1б» удался!
Попытавшись закрепить дурацкую GoPro репшнуром к рюкзаку (дебильное крепление к шлему ранее просто отвалилось), мы с Анчеллой, отбросив эту идею, приготовились к старту.
К нашему разочарованию снаряды по такому снегу почти отказывались ехать. Вроде бы свежак, и достаточно пушистый, но скольжения почти нет! Впервые встречаю такое и, черт возьми, на вершине вначале нового спуска. Райдеры, всегда берите с собой спрей для скользяка! Сразу вспомнилось, что в языке у эскимосов, около 40 слов для разных состояний снега. Пришлось попытаться начать спуск по гребню в сторону Эрика, ведь сунуться прямо вниз по линии падения воды в такой снег на 45-ти градусный склон было бы не по фен-Шую. И тут о чудо! Лыжи все-таки поехали, но поворот давался с трудом. Был виден след Эрика, и я навострил лыжи вниз и начал разгоняться, спрямляя траекторию. Снег не позволял ехать быстро, да и лыжи зацепили немного льда, заставляя не давать пулю. Кое-где из-под следа съехали мини-лавинки (sluff), оголив синий лед. Проехав половину пути и убедившись, что Анчелла на борде с койлом уверенно едет вниз, проезжаю остальную часть спуска. Напоследок, чтобы догнаться, останавливаюсь перед серпом и, собравшись с силами (ведь все-таки еду на Dynafit-e), дропаю с двухметрового карниза, удачно пролетев 3,5 метра вниз. Спуск удался — все живы, здоровы, счастливы!
1 мая
Решив сделать «лайтовый», разгрузочный день (предстоял еще долгий путь домой в Алма-Ату), мы вчетвером выехали на машине через долину Арабель в сторону перевала Суек 4021 м. Этот хребет немного отличался от гор в долине Барскаун, спуски были более пологими, а горы выше, что было более благоприятно для подхода на камусах.
Собственно, современное снаряжение раздвигает возможности фрирайда и альпинизма: мембраны pro-shell, soft-shell, крепления Dynafit, облегченное снаряжение в стиле fast & light, что уже давно поняли на западе, но пока не спешат осознать у нас. Проскитурив пологое поле с замерзшими озерцами, мимо пупыря, где в предыдущий день скатилась группа из киргизского бэккантри-лагеря, мы завернули в цирк безымянной горы с отличным ледником. Пройдясь по моренам, лишь один раз сняв лыжи чтобы перейти камни, мы вплоть до вершины заскитурили по бескрайним полям, и далее по гребню к вершине.
По ходу дела успел прослушать последний альбом Pink Floyd, который хорошо мотивирует к горам и прокладыванию пути вверх. Вершина, опять безымянная, высотой около 4490-4500 м., острая, сложенная из слоистой осадочной породы как на Хан-Тенгри. Если, делать разрезы камней, думаю можно найти следы древних животных, живших когда-то на дне великого океана. Радости нет предела! Для команды взят новый рекорд высоты. А для меня личный рекорд подъема на ски-туре. Жаль только побоялся пройти на лыжах последние 10 метров, ведь места для маневра было очень мало.
Состояние снега на спуске было, как в прошлый день и лыжи также не хотели ехать быстро, но в этот раз мы поехали прямо в лоб по линии падения воды. Поехав первым по крутому склону 40-45 градусов до полутораметрового берга, я показал остальным безопасный проезд по снежному мосту, а далее уже халява — длинный ледник а-ля Богдановича. Огорчило только отсутствие скорости, не позволившее перепрыгнуть берг на ходу, в лучших традициях фрирайда. Скатка, конечно, выдалась бесподобная, на порядок лучше спуска с нашего домашнего пика Карлытау, но, ни разу не «лайтовая». Хотя какой смысл ехать в такую даль за халявой, лучше выложиться, и радоваться жизни и содеянному спуску. Позже, выезжая из лагеря, домой, мы встретились с группой «Бэккантри Лагеря», возвращавшейся в базовый лагерь со своего маршрута. Приятно было видеть единомышленников, гидов, профессионалов своего дела. Немного поболтав и пожелав дальнейшей удачи, мы начали долгий спуск с перевала. Так закончилось наше знакомство с этим потрясающим горным царством.
Резюмируя, хотелось бы отметить красоту района, его спусков, высоту гор и прекрасные маршруты: пройденные, и на которые еще предстоит подняться райдерам и альпинистам в будущем. Конечно, там есть на что посмотреть, место будет интересно и фотографам, и просто любителям диких гор и природы. Южный берег озера Иссык-Куль как всегда бесподобен.
Конечно, подобные вылазки требуют полной отдачи и определенного альпинистского опыта от участников. Друзья, большие горы ошибок не прощают. На мой взгляд, каждый, кто называет себя «райдером», должен уметь делать свои линии, прокладывать свой путь к высоте и вниз, с горы. Ведь весь смысл фрирайда заключается в поиске нового, уникального, поиске себя и в творчестве. Иначе так это просто катание. Удачи в горах и берегите себя.
41
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
На фото под надписью "1 мая" какой примерно перепад при каком пробеге? Есть ли какие-то данные/наблюдения по снегу/лавинной обстановке в районе? Есть ли ограничения по типу автотранспорта в долине? Только полный привод? Заранее спасибо.
P.S. Про лыжики отдельно спрошу (к сожалению, даже Nordica Enforcer не вечна).