Уточнение обстоятельств гибели Екатерины Соколовой (НС в Безенги 13 августа 2014)
Утром 13 августа группа альпинистов под руководством инструктора Игоря Загребельного завершила восхождение на вершину «Малый Урал» по маршруту 3Б кат.тр., и спустилась к биваку на перемычку между вершинами «Думала» и «Малый Урал». К этому моменту в этом месте группа провела уже две ночевки и хорошо ориентировалась. Было принято решение перед спуском в лагерь отдохнуть на биваке несколько часов. Несчастный случай произошел во время отдыха. Перед тем как начать собирать вещи для спуска вниз, Катя Соколова отошла в сторону от бивака и пропала.
Через несколько минут участники обнаружили ее отсутствие. Немедленно был организован спуск в сторону предполагаемого падения (скальные сбросы в сторону вершины Уллуауз) с целью найти и оказать первую медицинскую помощь. После спуска на пять веревок тело было визуально обнаружено примерно на 200 метров ниже. Спуститься ниже, и подойти к пострадавшей возможности у группы не было. Группа спасателей находилась во время НС в районе «Теплый угол», откуда оперативно вышла на поиски Кати. Спасателей по рации координировали участники, увидевшие место падения. Утром следующего дня тело погибшей нашли спасатели а/л Безенги и вертолетом транспортировали в Нальчик. По словам спасателей после полученных травм у Кати не было шансов выжить.
От имени родных и близких Кати мы обращаемся к альпинистскому сообществу с просьбой максимально корректно отнестись к трагедии и всем ее участникам.
На данный момент прогнозируется завершение оформления всех документов, необходимых для транспортировки тела из Нальчика в Санкт-Петербург с ориентировочными сроками в конце текущей недели.
Сбор средств для помощи Катиной семье по-прежнему ведется. На сегодняшний день поступило более 60 000 рублей, за что мы выражаем всем огромную благодарность.
Реквизиты для перевода средств:
Банковский счет:
Получатель: Оленникова Вера Олеговна
Номер счета: 40817810438127808953
Банк получателя: МОСКОВСКИЙ БАНК СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корреспондентский счет: 30101810400000000225
КПП: 775001001
ИНН: 7707083893
ОКПО: 57972160
ОГРН: 1027700132195
Юридический адрес банка: 117997, Москва, ул.Вавилова,19
Почтовый адрес банка: 109544, Москва, ул.Б.Андроньевская,6
Карта Сбербанка: 5469380023115677 (Оленникова Вера Олеговна)
Яндекс-кошелек АК «Политехник»: 410011391425197
Телефон для проверки прихода платежей: +7-921-782-46-37
Мы по-прежнему просим не беспокоить родителей и близких Кати. Все вопросы просьба направлять в адрес Александра Беспамятнова (АК «Политехник») по телефону +7 965 752 19 56,
e-mail: a.tompio@gmail.com
399
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
40 лет назад, в военной авиации было понятие «предпосылка к аварии». За создание предпосылок наказывали как за аналогичную вину в свершившейся аварии.
В советские времена, руководитель группы знал, что за гибель участника группы он «сядет». Потому что, его вину найдут – если не прямую, то косвенную (в создании предпосылки). Такое знание мобилизовало руководителя на постоянный контроль ситуаций и принятие превентивных мер.
В нынешние времена, все расслабились.
В данном случае, инструктор создал предпосылку к аварии.
Не нужно быть провидцем, чтобы знать, на привале кто-то из группы обязательно пойдёт на шхельду. И если там рельеф таков, что есть высокая вероятность улететь и есть куда улететь, то инструктор обязан обеспечить наличие перил на рельефе и самостраховки на участниках.
«Неписанный закон» тех времён: «за гибель человека кто-то должен ответить». Потому, вина (прямая или косвенная) всегда находилась (например, возможно, указание сомнительного места для учебного полигона).
Но, главным-то было не наказание; а то, что его неотвратимость мобилизовала руководителей на постоянный контроль ситуаций и ПРИНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР.
>>> У питерского спартака в 1984 был абсолютно идентичный случай в Дигории. Инструктора раздели,
После «пятилетки в 4 генсека» в стране пошел развал. В том числе, «неотвратимость наказания» стала давать сбои.
А в нынешние времена, вообще, «расслабились» до того, что перестали признавать ответственность инструкторов за жизнь участников в УЧЕБНЫХ мероприятиях. И – чего ханжить – каждый знает, почему перестали признавать.
Стремление избежать наказания за несоблюдение формальных правил только снижает, а не развивает умение распознавать реальную опасность и ее предотвращать. Как-то после разбора одной из трагедий я перечитал мемуарные рассказы, опубликованные к книгах теми людьми , которые на этом разборе более всех жаждали крови и искали виноватых. И прямо в тексте описанных восхождений нашел множество грубейших ошибок, совершенных этими обвинителями, за которые никто из них не поплатился просто потому, что повезло и обошлось без смертей. Они открыто о себе писали и с налетом романтизма смаковали свои промахи и вызванные ими критические ситуации. А на разборах были категоричны - по отношению к другим, у которых не все сложилось удачно.
Очень легко быть святее Папы Римского задним числом в отношении конкретного трагичного случая - вот тут повесь веревку, а в десятках столь же опасных мест, где еще никто не упал, можно и так. Следуя формальным правилам, все крутые участки тропы в "Теплый угол" должны быть провешены перилами, и есть , где оступиться и улететь с приличной высоты - вероятность выше, чем на многих восхождениях. Но на практике этого же никто не делает, ходят тысячи людей с тяжелыми рюкзаками.... А кто свалится - обязательно найдут виновного и скажут, что именно тут было грубейшее нарушение безопасности.
А случаи уголовного наказания в советском альпинизме - это тоже иллюзия. Были единичные случаи даже во времена самых жестких репрессий. У нас есть подборки этих материалов -в основном дело доходило до суда в результате упорства влиятельных родственников погибших или уж вовсе запредельной безграмотности организаторов восхождений. Вот традиция лишать спортивной или инструкторской квалификации , придумывая ложные обвинения в адрес всех, что имел хоть какое-то отношение к трагедии или просто оказывался рядом с погибшими - такая практика в советские времена процветала, и слава богу, что сейчас она себя изживает.
Расскажу любопытную историю. 4 года назад в Цее рядом с нами стояла команда из Львова. Познакомились. С каким упоением и прибаутками участница стала рассказывать нам, как ходила в Безенгах на Архимед по 2Б. Рано утром прошел циклон, выпало снега по колено. Часов в 10-11, когда небо несколько просветлело, инструктор их клуба постучался в палатку: «Ну что, ребята, идем? Голосуем: кто за!» И что же – пошли! Спускались с вершины аварийно уже затемно. Одну из двух веревок на пятерых потеряли, один участник сломал ногу. Но в устах нашей новой знакомой это восхождение представлялось эдаким здоровским приключением: дескать, хоть и тяжело, но столько приколов было, особенно с тем, кто ногу сломал. И инструктору никто даже нагонгяя не дал; водит, наверное, до сих пор… Как видите, в настоящий момент, без должного контроля, мы порой встречаемся с противоположной крайностью.
И грамотным инструкторам свойственно расслабляться.
И не надо переоценивать Политехник. Бывает по-разному.
Я в ту смену был на этой горе и на той площадке. В футбол там конечно не поиграешь, но и не орлиное гнездо. В одну сторону, как я уже сказал скальные сбросы, а в другую с/л склон. В принципе улететь можно в любую сторону, если вести себя слишком свободно. Но, к прмеру, днем там снег рыхлый и что бы сквозануть по с/л это надо сильно постараться, а ночью, по фирну улететь за милую душу можно. Так что там лучше конечно перила повесить. Но ведь тогда в 86-ом погиб разрядник и это при том, что тогда было советское время, со всеми вытекающими. Человек мог просто спросонья ошибиться и пристегнуться мимо самостраховки.
А еще в ту смену мы ночевали на плече Гестолы. Так там ни у кого и в мыслях не было перила вешать. Но там правда площадка была с футбольное поле. Палатка стояла метрах в 50 от сбросов, а в сторону Грузии было такой пологий-пологий, почти горизонтальный уклон становившийся чуть более крутым метрах в трехстах. Во всем должна быть мера, а так ведь можно и рядом с а/л найти место где шею свернешь, так что же тепрь между корпусами и столовой перила навешивать. )
Прежде всего должен быть самоконтроль, внутренне ощущение опасности. А для этого надо, находясь в любой точке маршрута постоянно оценивать рельеф с той точки зрения, что если ты вот прям здесь нога об ногу спотыкнешься и упадешь, то сможешь ли ты самозадержаться. Если не сможешь, тогда надо страховаться.
Ну и с девочками, которым в кайф чего-нибудь сломать, лучше ни куда не ходить, даже по малой нужде.
Для проверки и (хотя бы частичного )устранения или предотвращения есть,и будет,инструктор.
С него и спрос,человека нет,вернем,нет,а ФАиСы и др.,так.
задал вам вопрос в личку, но вы ее, видимо , не читаете:
а зачем вы там ночевали? да еще три дня?
(про то, куда там и как идут маршруты, пояснять не надо - я через эту мульду раз двадцать участником и инструктором проходил).