ОТЧЕТ о соревнованиях по ПСР "МАЙСКИЙ СПРИНТ-2011"
С 8 по 10 апреля на территории Московской области успешно состоялся I этап Кубка Москвы по поисково-спасательным работам (ПСР) "МАЙСКИЙ СПРИНТ-2011".
В этом году участвовать в "Майском спринте" прибыло 110 спортсменов из Москвы, Тулы, Брянска, Серпухова, Казани, Питера и многих других городов России. До финиша добралось 40 спортсменов, за плечами которых 36 часов выживания в суровых погодных условиях межсезонья, решение сложнейших задач в состоянии усталости и недосыпания.
БОЛЬШОЙ фото- видео- отчет о том, что такое "МАЙСКИЙ СПРИНТ":
Соревнования по поисково-спасательным работам (ПСР) проводятся в России уже более 20 лет. За эти годы у них появилось немало поклонников, а на территории страны стали ежегодно проводиться десятки подобных стартов. Главной целью соревнований по ПСР является получение туристскими группами навыков безопасного прохождения маршрутов в горно-таежных районах, предотвращения, а при необходимости быстрой ликвидации чрезвычайных ситуаций, грамотного и алгоритмично верного ведения работ, связанных с поиском и спасением пострадавших. Сегодня в соревнованиях по поисково-спасательным работам регулярно участвуют спортсмены из более чем 20 регионов России, ежегодно проводятся Кубки и Чемпионаты страны.
«Майский спринт» в спортивном календаре является еще очень молодым стартом, но с весьма серьезными перспективами. Главным стимулом к организации этих соревнований явилась нерегулярность проведения в России действительно серьезных и сложных стартов по поисково-спасательным работам. Ведь еще несколько лет назад отдельные регионы могли похвастаться проведением сложнейших соревнований длительностью более 80 часов, на которых участникам приходилось решать сложнейшие задачи по спасению человеческой жизни. Сегодня же в большинстве случаев дистанции, которые предлагаются спортсменам, - либо непродолжительные (менее 36 часов), либо объективно простые (с малым количеством препятствий и т.д.). Это, безусловно, дает возможность привлекать больше молодежи, однако зачастую не представляет интереса для опытных «ПСРщиков».
В мае 2010 года впервые состоялись соревнования по ПСР «Майский спринт». В тот год было принято решение о проведении старта в конце мая (отсюда пошло название). Команды преодолевали 36-часовую дистанцию в условиях 30-градусного летнего зноя. Такая благоприятная, теплая погода позволила организаторам поставить целый ряд сложных и интересных этапов на акватории, однако, по признанию спортсменов, тяжелейшее давление на них оказало большое количество комаров – неминуемых спутников майского тепла. Таким образом, до финиша в 2010 году из 12 команд (48 спортсменов) дошло лишь 4!
В 2011 году, после долгих дискуссий, ГСК решило попробовать провести соревнования в межсезонье – в апреле. Погода в этом месяце настолько непредсказуема, что команды могут соревноваться как в условиях еще не растаявшего снежного покрова, ледяного дождя, паводка рек, так и в условиях жаркого весеннего солнца. Что касается полигона для проведения соревнований – то им неизменно должна быть новая территория, на которой в последние годы не проводились соревнования по поисково-спасательным работам или приключенческим гонкам. Таким полигоном стал Ногинский район Подмосковья. Именно здесь организаторы спланировали дистанцию, связав городские территории Ногинска с реками Клязьма и Шерна. Кроме того, для разнообразия и усложнения дистанции в нее были включены блоки этапов в близлежащих городах - Железнодорожном и Купавне.
Серьезные корректировки в дистанцию внесла погода. Весьма внушительный объем снежного покрова, еще не растаявший на некоторых водоемах лед, паводок уже свободных ото льда рек – все это не могло не отразиться на этапах. Кроме того, погода удивила спортсменов и организаторов непосредственно накануне старта: в ночь с пятницы на субботу и все утро субботы падал снег (суммарно выпало более 100 мм осадков). Кроме того, стоит отметить, что температура колебалась около нуля, и падающий снег то ложился сугробами, то мгновенно превращался в воду.
«ЖЕСТЬ» – именно это слово пришло в голову многим любителям соревнований по ПСР, проснувшимся тем славным субботним утором на поляне «Майского спринта». Но это было только начало…
На «Майский спринт» в 2011 году приехало 110 спортсменов (21 команда) из 6 регионов России.
Соревнования начались, как и подобает ПСРам, в квадратах (все команды занимают соответствующие квадраты и по команде судьи выполняют специальные задания). Из особо оригинальных этапов стоит отметить «открывание» кокоса природными материалами (этап «БАУНТИ») и оказание медицинской помощи 4 пострадавшим (когда в команде всего 4 участника). После такой «разминки» руководителям команд выдали описания второго тура (вся дистанция ПСРов делится на несколько туров). В следующем туре «Майский спринт» вновь не стал отступать от традиции: командам предстояло пройти коротенький кольцевой маршрут и вернуться обратно на стартовую поляну. Стоит отметить, что этот «коротенький» четырех часовой маршрут был поставлен таким образом, что успеть на все этапы и «взять» все КП не успела ни одна команда (ведь было необходимо проработать наиболее выигрышную тактику прохождения)! К сожалению, для многих команд этот тур стал последним на дистанции «Майского спринта» в этом году. Снег, вода, замерзшие ноги, холодные карабины…
Почти половина команд в первые 10 часов снялась с дистанции и благополучно отправилась домой. Оставшиеся же отправились к электричке. На переезде из Железнодорожного в Ногинск участники смогли немного отдохнуть и погреться, а заодно решить несколько интеллектуальных задач.
В Ногинске дистанция «Майского спринта» разделилась: команды группы «Б» отправились в длительное путешествие по заснеженным подмосковным лесам, а группа «А» приступила к прохождению техногенного тура.
Выдав командам группы «А» описания этапов техногенного тура ГСК соревнований заметила, что многие команды, мягко говоря, «очень удивились» поставленным перед ними задачам. Открывал тур этап «БУНКЕР», на котором требовалось вытащить «пострадавшего» из ванны очистного сооружения и переправить в безопасное место по навесной переправе. Далее команды сами выбирали последовательность прохождения этапов (а точнее говоря, обдумывали, какие они смогут пройти). На одном этапе предлагалось навести 50-метровую навесную переправу через слив плотины на опору, находящуюся в воде, на другом сконструировать самодельную треногу для дюльфера (вертикального спуска) участника в колодец за «пострадавшим», на третьем организовать спуск «пострадавших» с крыши здания несколькими способами (в носилках и т.д.). В общем, пройти все этапы за два с половиной часа не успела ни одна команда (хотя каждый этап был пройден хотя бы одной командой). А тем временем вечерело, и дождь вновь сменился падающим снегом…
В 22:00 руководители команд получили описания следующего тура. На этот раз перед оставшимися командами группы «А» стояли еще более сложные задачи: организовать сплав вверх по течению реки одного участника, который в последствии станет «пострадавшим» на сверхсложном этапе «ТРАВЕРС». Кроме того, предлагался и альтернативный вариант прохождения тура – ночным ориентированием через лес с взятием контрольных пунктов (КП). Отдельной изюминкой стал финиш тура на берегу реки, затопившей прилегающий лес. Чтобы до него добраться командам пришлось пройти более 800 метров по колено в ледяной воде (иногда проваливаясь и глубже), расталкивая льдины, пробираясь через дебри поваленных деревьев. Многие позже признались, что очутившись в три часа ночи в этих местах, когда температура воздуха стремилась к отметке ниже нуля, пожалели о своем решении провести уик-энд на «Майском спринте».
К ночному совещанию руководителей уже можно было пересчитать по пальцам: трое из группы «А» и четверо из группы «Б».
Оставшуюся часть ночи, несмотря на всю суровость обстановки, ГСК вновь не дала командам отдыхать: необходимо было организовать бивуаки на разных сторонах скованной льдом реки, а одному участнику все это время ловить рыбу (этап «РЫБАК»).
В 6:00 команды группы «А» приступили к следующему туру: поиск какой-либо информации о «пострадавших» на разных берегах реки (этап «ШЕРНА»). Вся кажущаяся простота этапа оказалась таковой лишь вначале: этап «сработала» только одна команда.
Следующий тур преподнес новые сюрпризы: руководители обеих групп не получили никакой письменной информации об этапах тура (а их, честно говоря, было не мало) – все условия выдавались устно. Кроме того, карты выданные командам, носили также весьма оригинальный стиль: команды группы «А» получили рукописную схему, а команды группы «Б» - черно-белую топографическую карту.
«ЖЕСТЬ…» - эта мысль впервые пришла в голову тем, кому не приходила накануне, и повторно пришла остальным. Даже судьи в то «доброе» утро задумались над нею: им ведь тоже предстояла прогулка до автомобиля через заболоченный лес.
Но это было еще не все! Двинувшись в путь, команды быстро об этом пожалели: путь по льду реки был затруднен, поскольку лед в некоторых местах был уже очень тонким (для тех команд, которые пошли по реке, проваливание участников под лед по пояс уже становилось нормой). Движение по берегу было также осложнено с одной стороны объемом снежного покрова, а с другой пересечением некоторых ручьев (глубина которых достигала пояса). Выбравшись из леса, некоторые участники вновь поверили в чудо, а оставшиеся, проанализировав дальнейшие препятствия, окончательно утратили веру в него. Этапов, как и всегда, предстояло немало: спелеологический веревочный этап под мостом, костер, техногенный этап на здании и многое другое. Одним из разочарований для ГСК стало вынужденное решение об отмене сплава. Оно было вызвано серьезными опасениями в возможности обеспечения безопасности пловцов: из-за паводка объем реки резко увеличился, кроме того, в некоторых местах она имела ледовые «перья», оставшиеся от ледяного панциря, а берега имели острую корку льда.
И вот в таком состоянии команды подошли к финальной части «Майского спринта».
Финальный тур начался на платформе 33 км (пригород Купавны). Командам группы «А» полный пакет документов по данному туру выдали еще в электричке (при переезде от станции Машиностроитель) и поэтому, прибыв на платформу, они сразу же двинулись в путь. Что касается команд группы «Б», то все описания они получили на месте. Для них последний тур длиной в 5 километров состоял из одного технического этапа на 30-метровой башне и весьма трудоемкого этапа по транспортировке пострадавшего до финиша (сложность транспортировки заключалась в коридоре для движения команды – он был проложен либо по труднопроходимому лесу, либо по склону крутизной до 90 градусов). Таким непростым образом самые мужественные команды группы «Б» добрались до финиша «Майского спринта».
Что же касается команд возрастной группы «А» (их на тот момент осталось четыре), то для них организаторы подготовили главный десерт: блок этапов на 120-метровой(!) радиомачте.
Добравшись до мачты участники явно воодушевились ее видом, однако вскоре были озвучены предстоящие задачи: команда разделяется на две части (2+2), первая двойка поднимается по внешней (!) стороне мачты до ее конца и организует спуск по перилам с верхней страховкой до земли, вторая двойка поднимается до высоты 50 метров и приступает к прохождению этапа «ПАРАШЮТИСТ». А теперь пару слов о погоде: температура +3 градуса, иногда идет снег, превращающийся в воду, конструкции мачты мокрые, ветер внизу до 10 м/с, а на верхушке мачты порывы до 20 м/с и температура стремится к нулю.
Первая двойка.
На выполнение поставленной задачи отведено 2 часа. Кроме того, следует отметить, что при подъеме по мачте никакой верхней судейской или командной страховки не предусмотрено. Из четырех прибывших команд приступили к прохождению данного этапа только две, при этом, одна из приступивших двоек смогла подняться лишь до вершины мачты (спускаться вниз по внешней стороне мачты она не решилась и спустилась по лестнице). Оставшаяся двойка (участники команды «АТЛАНТИДА-ВЕСТРА») продолжила прохождение этапа и успешно спустилась на землю. Для прохождения данной связки этапов (подъем на мачту и спуск) участникам потребовался 1 час 52 минуты.
Вторая двойка.
Пока одни участники команды «штурмовали» мачту, другим было предложено работать этап «ПАРАШЮТИСТ». Для начала оставшимся участникам пришлось вместе с манекеном пострадавшего подняться до высоты 50 метров по лестнице. Далее надеть на пострадавшего самодельный парашют и спустить его на землю. Критерий оценки этапа очень прост: большее количество премиальных баллов получает команда, чей «парашютист» спустился медленнее остальных. На этом этапе, как и следовало ожидать, победу одержала команда Московского Авиационного Института: их пострадавший спускался до земли 7 (!) секунд. Ближайшим соперникам удалось удержать «парашютиста» в воздухе в течение 5 секунд. Пострадавший третьей команды спустился до земли за 0,6 секунды (видимо он забыл дернуть кольцо парашюта ;-).
Покорив все предложенные высоты команды группы «А» отправились на финишную поляну «Майского спринта».
Шампанское, призы, аплодисменты, дипломы и медали – призерам и победителям!
Памятные значки «Майского спринта - 2011» - всем!
Спасибо участникам, судьям, организаторам. До новых встреч!
Впечатления участников, полный фото- видео- отчет о данном старте и многое другое смотрите на форуме "Майского спринта": http://tmmoscow.ru/forums/viewforum.php?f=49
Протоколы с результатами доступны на страничке: http://clck.ru/6pwo
Информация о следующих подобных соревнованиях, которые состоятся осенью, будет доступна на официальном сайте спортивного туризма России: http://tmmoscow.ru/
38
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Страничка соревнований: http://www.tmmoscow.ru/index.php?go=News&in=view&id=270