Вперед, в прошлое! Или дайв-экспедиция на 32 миллиона лет назад....
Все фотографии http://photo.kruto-vse.com/04.photo.extrem/look.photo-63.htm
Обошли Тобол и слава, и почёт, Потихоньку подо льдом себе течёт.Добирается, журча да не спеша, До широкого красавца Иртыша.
Вечереет над Тоболом над рекой, Возле проруби - безмолвье и покой,
Как оглянешься - как будто ни души, Но уйти с Тобола не спеши….
("На реке Тобол" - на слова С.Васильева.)
Далее в этой песне рассказывается про девушку-красавицу, в «подшивных пимах» и «полушалочке», которая с коромыслом шагает от моста… И вот тут появляются те самые 10 отличий – помните, как в детских картинках-загадках?… От моста у садов рядом с Курганом, прямо по замерзшему Тоболу, шагали в пимах и чунях, непромокаемых и непродуваемых куртках дайверы… А вместо коромысел несли оборудование, без которого Ice Diving невозможен: коловороты, пилы, ломик, лыжные палки, и даже бензопилу. Снаряжение для дайвинга до поры до времени оставили в машине…
Так 3 января начиналась – вернее, продолжалась – экспедиция команды "Твоя Стихия, Тюмень": Тобол-2009. А началась она в 7 утра от компрессорной, когда сонные и замерзшие (утро выдалось ледяным) люди, зевая, тешили себя мыслью, что «кворума не будет» (кто-то проспит, кто-то выглянет в окно и не поедет, кто-то еще с прошлого года отмечает – а ДПСники не дремлют) и можно будет поехать домой досыпать… Но, конечно, думали они так не всерьез, потом что большая дорога начинается с одного маленького шага. И этот шаг мы все сделали гораздо раньше…
Из компрессорной долго перетаскивали в машину вещи: дайверскую снарягу, мотки веревок, лопаты, термосы. Бензопилу и канистру бензина к ней. Еще термосы, крючья, карабины, брезентовые сумки… что еще? Да, чуть не забыли - термосы!.. Нет, это не один из напраздновавшихся дайверов постоянно выкладывал термосы из машины… Просто горячей воды и чая требовалось очень много - а как иначе сохранить тепло при -22 и ветре?.. Вот и пришлось каждому собрать дома все имеющиеся в наличии металлические «грелки» - от нарядных, купленных недавно, до советских родительских, которые стояли на антресолях еще со времен их турпоходов…
Дорога до Кургана пролетела весело. На CD-диске, отыскавшемся в бардачке Land Cruiser’а, собрана замечательная коллекция ретро-песен, новогодних и радостных, а одна из них особенно близка Айс Дайверам – песенка про моржа! Слушайте ее с осторожностью – неконтролируемое желание ощутить «морозную свежесть» такого купания или погружения айс (что, в сущности, одно и то же) может охватить Вас незамедлительно!
В Курган мы прибыли около полудня. Нас тепло встретили и проводили в гостиницу, где на глазах изумленных администраторов выделенные нам номера c немыслимой скоростью заполнились объемными спортивными сумками с широко известными в узких кругах надписями: Cressi Sub, OMS, Scuba, Aqualung… Самое лучшее дайверское оборудование. Мы и правда торопились: нам нужно было успеть съездить на реку подготовить майны до темноты, и еще хотелось пообедать – иначе откуда возьмутся силы для расчистки снега и пиления льда?
В Кургане наша компания возросла: к нам присоединились друзья нашего дайв-клуба - поисковики из Кургана. Хотим добавить, что из всех присутствовавших дайверов планировали погружаться лишь трое человек – Андрей Шелпаков, Сергей Кондрашин и Мария Яскина. Дело в том, что для погружения под лед в условиях течения и ограниченной видимости нужен колоссальный опыт и навыки зимних погружений. Но все равно приехало гораздо больше людей – ведь в экспедиции рук лишних не бывает, и помощь каждого будет принята и ценна. А приключений, находок и ощущений хватит с лихвой на всех – страхуешь ли ты ныряющего, погружаешься ли сам, перетаскиваешь ли снарягу от майны к майне или фиксируешь все профессиональной камерой…
Итак, 3 января 2009 года, по замерзшему Тоболу мимо застывших в удивлении рыбаков шествовала странная процессия: люди, одетые не менее тепло, многослойно и добротно, несли в чехлах вроде бы рыбацкие принадлежности… но бензопила как-то настораживала местное население и явно выбивалась из общей картины. А профессиональные фотокамеры, тяжелые сумки с термосами, канистра с бензином и мотки веревок окончательно вогнали рыбаков в ступор. Рыбалка замерла. Рыбак рыбака видит издалека… но в этот раз рыбаки переглядывались между собой в совершеннейшем недоумении: «За какой же добычей идут эти люди с толстенными веревками, ломами и бензопилой?....» и подойти к нам опасались.
Спустя полчаса работа шла полным ходом! Сергей отметил места для майн, и занялся подготовкой первой майны. Андрей помогал ему – резать лед на квадраты, притапливать льдины под краями майны – а остальные отправились расчищать площадки под следующие проруби. Весь лед, под которым жил своей жизнью Тобол, был укрыт слоем снега в 25 сантиметров… Это значит, что река течет в темноте, а проводить поиск только с фонарем не хотелось бы. Поэтому вокруг каждой майны расчищали квадрат 10 на 10 метров. Стемнело, но поле деятельности хорошо осветила луна. Пять майн – как на подбор! Участники экспедиции посмотрели на часы – 17.30 (к 9 часам была заказана сауна! Умеешь работать – умей отдыхать!) …и дали волю азарту: плюс две майны. Под луной работалось вполне замечательно: безветренно, только вот холодать как-то уж быстро стало… Поэтому позже горячая парная пришлась как нельзя кстати.
С утра торопились на реку. Пока завтракали – разгорелся спор: какова толщина льда, намерзшего за ночь в майнах? Раз вода теплее, чем воздух, но проточная – значит, намерзать будет не быстро… Не угадал никто. Лед пришлось пилить снова – толщина составила не менее 5 сантиметров… Кстати, этот день «порадовал» нас температурой в 19 градусов и ветром. Для дайверов и группы поддержки это означало одно: действовать нужно очень быстро и слаженно. Сергей оделся в машине, собрал снаряжение, обвязался веревкой, и пошел в первую майну. Все напряженно следили за перемещениями веревки, уходящей под воду… Через 10 минут он появился и скомандовал из воды: «Майна пустая! Перебираемся в следующую!». Мы помогли ему выбраться на край майны, и дальше счет пошел на секунды, словно при обслуживании болида в гонках Формулы 1, другого сравнения не представляется… кто-то, подбежав, моментально снял с него ласты, и двое человек помогли подняться на ноги на скользком мокром льду… Кто-то побежал отвязывать второй конец веревки от ледобура. Кто-то схватил сумку с термосами… И все побежали к следующей майне. Там – ласты одеть! Веревку закрепить! Помочь Сергею, не поскользнувшись, сойти в воду, а потом, поливая из термоса замерзшие регулятор, инфлятор и клапаны поддува и сдува костюма, а также стекло маски, помочь ему начать новое погружение. Эта майна была сделана нами не зря! Буквально через пару минут Сергей показался над водой, держа в обоих руках кости и позвонки, которые даже на первый взгляд своими пропорциями и размером доказывали, что они никак не могут принадлежать современному животному… Пара кадров, крупный план, и инструктор снова под водой. А присутствовавшие тут же эксперты уже делают предположения, кому же могли принадлежать кости, и рассказывают об экспедициях прошлых лет и находках, уже прошедших специальную экспертизу и поражающих воображение своим возрастом в миллионы лет и принадлежностью… мамонтам! Из этой же майны были подняты обломок ребра и лопатка…
Далее с такой же скоростью последовали еще 5 погружений. Все майны, кроме первой, щедро поделились с нами фрагментами доисторических животных: череп бизона с одним рогом, черепа и челюсти «протолошади» - предка современных лошадей… Зубы акул – им после экспертизы в краеведческом музее г. Екатеринбурга присвоен официальный возраст в 32 миллиона лет! Тут азарт охватил даже тех, кто не связывал свою роль в этой экспедиции с поиском, а «ехал только помочь» или «сделать интересные кадры». Окаменевшие зубы, до сих пор острые и необычной формы, покорили всех… Но в этот день зубов больше не нашли. Уезжали с реки поздно, уставшие, но довольные. Вечер тоже обещал быть интересным: разговоры о находках, мнение и комментарии специалистов… Новые ощущения, новые знания. И приключение, в котором слаженно и дружно участвовали сегодня все!
На следующий день мы поменяли место погружения. В другой части Кургана на Тоболе с раннего утра были подготовлены майны, и там же нас поджидала съемочная группа канала «Россия». Корреспондент и оператор, проведя интервью, заторопились – «дел много, едем скорее!», но было видно, что даже 30-минутное пребывание на льду заставило их задуматься о стойкости и фанатизме этих «суровых тюменских дайверов». И их можно понять – замерзли они очень…
Новые майны в этот день подарили нам ребро какого-то совершенно невероятного размера! Попытавшись представить, какого же размера должны быть грудная клетка животного, мы в растерянности переглянулась: африканских слонов тут не водилось… Значит, мамонт? Ребро завернули в самый большой пакет – знаете, мешки из-под муки или сахара? Не поместилось, конечно - треть ребра гордо возвышалась над краем мешковины.
По окончании поиска крупных костей всем присутствовавшим представилась возможности найти зуб акулы самостоятельно! Выглядело это так: находившемуся в майне дайверу опускали на веревке ведро, и он зачерпывал песок и камни со дна. Затем содержимое этого ведра рассыпали и размывали по льду вокруг майны, и каждый мог «намыть» себе настоящий акулий зуб. Из уральской реки. Фантастика?.. Реальность.
Зубов действительно собрали очень много. Разных размеров – от 5 миллиметров, до 5 сантиметров и нескольких видов, а еще – «пластинки» и «щеточки» от ската.
Заканчивали экспедицию и собирали снаряжение 5 января, около трех часов дня. За эти дни время пролетело незаметно! Было много довольно тяжелой для всех работы, но отличная компания, свежий морозный воздух, азарт и невероятные находки не оставили и следа от усталости! В Екатеринбург возвращались гордой кавалькадой четырех внедорожников, в приподнятом настроении, ведь самое главное было впереди – после всех необходимых манипуляций и процедур с найденными костями специалисты поведают нам, что же все-таки мы обнаружили…. //
13.01 первичную оценку поднятых находок сделал Павел Андреевич Косинцев, зав. зоологическим музеем Института экологии растений и животных УО РАН, кандидат биологических наук. Кости принадлежат - мамонту, бизону, дикой плестоциновой лошади. Ориентировочный возраст находок - 14-40 тыс. лет. По мнению П. А. Косинцева пределом мечтаний любого подводного археолога может быть находка на дне р. Тобол фрагментов пещерного льва, гиены, медведя и верблюда. Это редко встречающиеся ископаемые, каждая находка фрагментов которых украсит любой краеведческий музей.
55
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Все очень просто. Река Тобол за многие годы существования вымыла почву до каменистого грунта. Когда-то, миллионы лет назад, в мезозойскую эру этот грунт составлял дно самого большого на Земле океана, Тетиса. Мы поехали туда, чтобы, погрузившись в речную воду, совершить фантастическое путешествие во времени, достичь дна этого океана и найти древнейшие артефакты и ископаемые, кои могут рассказать нам особенности существования жизни на земле в то время... Удивительным был животный мир Тетиса. В те времена его населяли многочисленные аммониты - головоногие хищные моллюски. Они имели известковую спирально закрученную раковину диаметром до 50-100 см. От головы аммонита отходили десять "ногорук", подобных щупальцам осьминога, которые обвивали и высасывали свою добычу. Рядом с аммонитами жили белемниты - тоже десятиногие головоногие хищники. Одним из морских кровожадных ящеров являлся ихтиозавр, достигавший 13 м в длину и питавшийся рыбой. Этот хищник соединял в себе признаки рыбы (хвост и позвоночник), дельфина (морда), кита (плавники) и крокодила (зубы). Соперниками ихтиозавров выступали плезиозавры, имевшие тело как у тюленей, но с четырьмя ластами и длинной, "змеиной" шеей. Предполагают, что самым сильным хищником являлся плиозавр. Череп его достигал 3 м. Над волнами океана Тетис проносились летающие ящеры. Размеры их крыльев достигали 8 м. Они состояли не из перьев, а из кожаной перепонки. Тело одних ящеров покрывала густая шерсть, других - чешуя. Челюсти их были усажены длинными и острыми зубами. И еще: с видимостью и температурой в те времена дело, пожалуй, обстояло гораздо лучше чем в наши дни.