МКК сказала: "Фу!.."
Кто составлял отчёты, знает как неожиданно можно самого себя подставить необдуманным описанием технической части маршрута или фотографией.
И не имеет значение, что руководитель похода с некоторыми указаниями МКК на "неуд" не согласен. Как говорится - поезд ушёл!..
"Век живи - век учись!.."
Показывая эти примеры моих самоподстав, я надеюсь, что
они помогут избежать некоторые ошибки в соблюдении технике безопасности продвижения в горах начинающим туристам.
Да и опытным кое что напомнят...
И не имеет значение, что руководитель похода с некоторыми указаниями МКК на "неуд" не согласен. Как говорится - поезд ушёл!..
"Век живи - век учись!.."
Показывая эти примеры моих самоподстав, я надеюсь, что
они помогут избежать некоторые ошибки в соблюдении технике безопасности продвижения в горах начинающим туристам.
Да и опытным кое что напомнят...
Фото №1.
Начало семидесятых.
Моя первая "тройка"!..
Перевал Ах-Су со стороны ленинградских ночёвок.
Возле трещины организовали страховку через ледоруб.
Связка из пяти человек!
Я первый. За мной Раечка Романова, потом - трое парней.
Обошёл трещину справа.
Но сверху вдруг сыпануло! И продолжало шуршать!
Уже за трещиной, удираю по диагонали влево.
Боковым зрением вижу, что Раечка выдернула страховку и, собрав верёвку, идёт по моим следам.
И парни (вот чайники!) - двинулись тоже...
Васильев, который был предпоследним, ещё и ФЭДом щёлкает!..
На той стороне трещины вопрошаю:
-Что же ты... девушка,.. такая нетерпеливая?..
-Я думала... вам, Витя, верёвки не хватит... Вот и пошла...
...Фотография "выплыла" на областном слёте туристов в виде годового отчёта работы турклуба по секциям.
Кто-то из профсоюзных решил, что такую крутую картинку неприменно надо в этот отчёт приклеить... Чтобы было, так сказать, поэкстримнее...
С МКК притёрлись портвейном...
Но на следующий год вместо четвёрки я всё-таки опять вёл тройку...
О портвейне МКК, видимо, не вспомнила!.. :-)))
Фото №2.
Западный Кавказ.
Начало восьмидесятых.
Первенство ЦС "Зенита"
Пятёрка.
"Ползаем" по домбайским перевалам, заглядываем на Джаловчат, Эрцог и Балалакая.
Мечтаем о медалях...
В команде одни парни.
Идём парными связками. По навешенным перилам...
С погодой "повезло" - две недели в облаках...
Иногда со стороны моря проблескивает золотом...
Мужики сплёвывают с обветренных губ куски кожи и намекают, что это блестят наши медали...
Лично я не возражал...
Донецк принял отчёт на ура!
Но вышестоящие вернули с замечаниями: "...Грубое нарушение техники безопасности при движении по вертикальным перилам..." ( "усы" из карабинов!) И ещё, кое-что, в довесок...
Медали уплыли к более внимательным мужикам...
И как я не углядел? Эту фотку в отчёт сунул?..
Ума не приложу!..
Фото №3.
Западный Кавказ.
"Крутые" сходили две вершинки в районе Хоккеля и поджидали пополнение из процентников, что закончили "четвёрку"...
... Чу, - идут!
Как по бульвару Машиностроителей!
Ни те верёвок, ни те касок!!!
Красавцы!..
Мать их... родила... такими!..
Встретились - поговорили!!!..
Наш фотограф Саня всё что движется, щёлкает
да в турклубе на стены в большом формате развешивает...
Теперь это пиаром называется.
А раньше - агитацией за здоровый образ жизни.
Мол, альпинизм и горный туризм - школы мужества!
Новички, заходя в турклуб, ахали...
Ахнули и члены областной МКК, что приехали на юбилей турклуба и узрели этот "...фотографический документ вопиющего нарушения техники безопасности..."
Благо, "три семёрки" сработали безупречно!...
Фото №4.
Середина восьмидесятых.
Центральный Кавказ.
Перевал Даллакора.
Пятёрка.
Ну, тут все "крутые"!
До станции пожумарили и решили, что последний взлёт можно за так побежать...
Но застряли!
"Пробки" бывают не только на дорогах...
А вниз - лопата льда 150м в 60 градусов, рваные бергшрунды... И сверху сыпануть может!..
Я со станции "крутым задницам" это объяснил, фотодокумент произвёл, но до поры, до времени спрятал в домашнем архиве.
Там его никакая МККа не увидит...
Поумнел, стало быть!..
Теперь вот, за давностью лет, чего эта МКК нам сделает!?... ;-)
Фото №5.
Тот же Хоккель.
Саша сказал Юре:
-Посторонись. За тобой Серёгу не видно...
Юра и шагнул...
Только не в ту сторону...
Саша сделал фото. Повесил его в турклубе...
"Новички, заходя в турклуб, ахали..."
Далее - по тексту к фотографии №3...
Фото №6
Западный Кавказ.
Перевал Юбилейный.
Верховье Алибекского ледника.
Пятёрка.
Прыгает братишка.
Саня ледоруб на самостраховку не поставил.
Юра верёвку не выбрал.
Я фотографировал и это безобразие не присёк.
Каюсь...
Виноват!
Но при фотосессии, как говориться, ни люди, ни животные не пострадали.
Ничего никуда не выставляли, сэкономили на портвейне...
и купили новую верёвку! :-)))
Всем здравия!
Делайте всё лучше нас!
В.И.
P.S.
Текст к фотографиям был помещен спустя сутки после их опубликования.
Посему - возможны некоторые несоответствия первых комментов с содержанием поста...
Прошу за это извинения!
Но так был задуман формат этого материала: дать народу высказать мнение по фотографиям, а потом уже выложить авторские пояснения... :-)))
И ещё.
До руководства первой пятёркой мне пришлось сводить две "тройки" и три "четвёрки". Но дополнительные "четвёрки" уже были исключительно по кадровым соображениям.
235
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Если серьезно я не понял чему учить будут, как грамотно Составить Отчет по принципу "прошли и слава богу", но об этом ни ни ...
или коллеги (товарищи, граждане, дети) "никогда так не делайте!", тогда не очень понятно причем тут отчет?!
Думаю В.И. выставил эти фотографии показывая, КАК НЕ ДЕЛАТЬ, а не для обучения по составлению отчётов.
Рано утром подошли. Посмотрели, вернулись.
Посидели, подумали, прикинули: 80 кг+ -100 кг. на одного.
Мост Выдержит.
Если делать крюк. Долго. План на сегодня - 5000 м.
Пока солнце не перевалило за 12.00.
Пошли. Без оглядки.
Боялся только фотограф. Так как фотоаппарат - щёлкал.
Так было в 2005 на Гарабаши.
А так,на самостраховке все. Ледоруб,карабин,схва.узел.
Ну, а на К2 и Эверест, это уже не горный туризм, а альпинизм (немного другое), туда уже не МКК выпускает и туда ходят люди уже с другим мировоззрением (to vladimirz)....
Ссылку на источник могу скинуть, после разрешения автора.. Евгений, извиняйте, если что не так.. )
Ссылку на источник (фотографий), если надо, можете кидать, я автор фоток... Ну если че не так , говорите...
вот мой довод: Снежный мост - "подушка" - на мой взгляд вещь не очень надёжная в любом случае, пусть даже по ней 5 минут назад самосвал проехал.. Очень много было в истории случаев, когда в трещину проваливался человек далеко не первый, а 20-й например, идущий по следам.. И учитывая размеры трещины я бы предпочёл 1-го выпустить со страховкой(возможно даже без рюкзака), и этот человек сделал бы хотя бы ещё 1 точку - пусть даже промежуточную(для успокоения души)
И опять же - тут я не настаиваю на своём мнении, а лишь хочу выслушать по этому вопросу - мнения возможно более компетентных людей, чем я.
Кстати представление о надёжности подобных подушек у меня более чем сформировано.. пришлось даже однажды здорово полетать в Фанах..
абстрагируемся от конкретных личностей - ситуация: связка двигается по закрытому леднику и упирается в широкую трещину, облазив её со всех сторон они приняли решение - переходить её с попеременной страховкой по "подушке". Первый перешёл, второй перешёл и только-только третий начал подходить к мосту - первые двое к этому времени растянулись на всю длину верёвки и продолжили движение по леднику. При этом потеряв визуальный контроль за последним участником..
Их действия в случае срыва последнего предельно прозрачны - зарубаются, крепят верёвку и вытаскивают участника, либо он вылезает сам.
И наконец-то сам вопрос к знатокам: это рабочая ситуация или она всё-таки имеет вероятность опасной?
Вопрос без издёвки и если вы считаете, что эта ситуация может быть опасной, мне бы хотелось услышать какие дополнительные меры можно предпринять, для минимальной вероятности НС?
Первое что приходит лично мне в голову - сделать промежуточную точку после трещины и осуществлять визуальный контроль за последним участником до тех пор, пока он не пройдёт мост..
Или всё-таки это излишние меры?
А после обучения - флаг ей в руки и - попутного ветра! :-)
Ой ли!
Последнее время народ больше занят обсуждениями пустышки "Дети в горах"... ((((
И, обратите внимание, с каким энтузиазмом...
На собственном примере и очень наглядно, и очень позитивно:
Эва, как Виктор Иваныч зажигал!
Наверное, так и надо говорить о безопасности в горах: с юморком, легко и просто,
без пены на зубах и нравоучительной позы.
Слова все правильные, а в душе...!
Напоминает анекдот времён антиалкогольной компании 85:
- Как вы проводите у себя а/а компанию?
- Позавчера начали активно бороться с зелёным змием.
- И каковы первые результаты?
- Пока два-ноль в пользу змия.
Фото 1: Я так устал, здесь на мостике вас подожду.
Фото 2: Обычное дело
Фото 3: А по-другому никак.
Фото 4: Сейчас передохну, а то задолбался вас всех снизу в задницу толкать.
Фото 5: А где опять этот раздолбай?! - Не знаю... - Эй мужики, я же говорил, что можно гораздо проще сюда зайти.
Фото 6: Я, бл..., научу тебя прыгать!
Фото 7: Белая жара... и снежная слепота.
все равно не понятно, что значит "усы из карабинов" - усы как усы, из веревки, на конце карабин, чего не так?
И "вертикальные" перила - это когда висишь, а не стоишь на 60 градусном склоне, ИМХО
Горизонтальные перила идут вдоль ГОРИЗОНТАЛИ склона. И на них можно передвигаться страхуясь прищелкнутым карабином, используя второй карабин для перестёгивания в месте крепления верёвочных перил.
Вертикальные перила навешиваются вдоль ВЕРТИКАЛИ склона (направление стока воды). И часто не на отвесе стены, а и на наклонной плоскости (если того требует техника безопасности).
Передвижение по вертикальным перилам допускается ТОЛЬКО на схватывающем узле или приспособлении предназначенном к самоудержанию при срыве из-за потери спортсменом точки опоры или временной потери им сознания по причине травмы или приступа болезни...
Прусик, кулачок, жумар на вертикальных перилах УДЕРЖАТ, а на карабине "добряк" укатит, независимо от крутизны льда, до ближайшего под ним stopa!..
P.S.
В наше время "добряком" называли туриста и альпиниста до того состояния, пока он не брякнется :-)))
Спасибо за любознательность!
честно говоря не вижу ничего страшного во всех этих фотках кроме 1 и 3
C тем фактором рывка, который там будет, он "укатит" вместе со всеми промежуточными точками, перилами и товарищами.
Мне самой страшной фотографией показалась 2. На остальных - обычные самоубийцы, а тут явный убийца.
А в принципе - вы правы.
Про остальных участников:
Видно, что группа и подготовлена, и экипирована.
У нижнего в связке хорошо просматривается прусик со схватывающим. Да и верхний делает перестёжку по правилам.
Жаль,что из-за одного оболтуса наказали всех. Посмотрите, он даже ледоруб держит, как зонтик!
1) Вес падающего
2) Фактор рывка
3) Эластичность веревки
При глубине падения 5-6 метров - фактор рывка (при самостраховке 0,5 м, как на фото) составит 10-12. При таком факторе, весе 80 кг, и эластичности рыболовных фалов того времени - повылетает все, что можно и нельзя. Чтобы такого не случалось, на виаферратах используют самостраховки со специальными аммортизатором.
Можно, конечно, еще вспомнить про силу трения.
... высчитано, что на ледовом склоне крутизной 60° трение поглощает 23% энергии падения — на столько же уменьшается и сила рывка..
Собственно там же можно прочитать про фактор рывка.
с другой стороны можно рассмотреть фактор рывка 2 (т.е. на длину усов, для тех кто начнет "что больше 2 не бывает"),
но "начальная" скорость в этом случае Vo > 0, т.е. и кинетическая энергия > 0; E = mv2 а [b]скорость как не крути, будет зависить от расстояния полета[/b]
с учетом p = mg*sin@ и каким-то коэффициентом трения 0.2-0.1 у меня получилось ~10 кН
Короче как не крути для репшнура много даже с амортизатором., отсюда вывод если точка нормальная, а нагрузку на точку в данном случае наверно можно принять равной рывку (ледобур по любому держит больше, если на фото это он, а не крюк),
[b]то самоубийца один[/b]
Не расстояние полета, а отношение расстояния полета к длине самостраховки - т.е. фактор рывка.
для тех кто начнет "что больше 2 не бывает"
"В военное время, косинус может быть сильно больше единицы. Особенно косинус мнимого числа" :):):):)
Собственно фотография как раз и показывает, как легко и непринужденно получить фактор рывка сильно больше 2-х.
с учетом p = mg*sin@ и каким-то коэффициентом трения 0.2-0.1 у меня получилось ~10 кН
Что-то мало. Аккуратно считать - времени нет, но из статьи по ссылке, при факторе 2, получилось примерно 800 кгс. Соответственно при факторе 10 получим примерно 4000 кгс, т.е. 40 кН.
А что первое порвется - это уже измышления. Самостраховка у него вполне могла быть из основной веревки.
Во-первых, падение не отвесное
Во-вторых, провешены не по линии падения воды а чуть всторону.
И самое главное, фактор рывка тут будет довольно малым, потому что амортизирует рывок не длина самостраховки, а участок веревки длиной от нижнего ледобура до верхнего ледобура, т.е. как минимум длина амортизирующей части веревки раза в два больше глубины падения. А с учетом перспективы на фотографии то в целых три.
Почему именно эта часть веревки?
Потому что даже когда участник идет на скользящем карабине, при срыве карабин приезжает не прямо в ледобур (тут к тому же перила не совсем вертикальные, а немного косые), а засчет провиса перил оказывается ниже нижнего ледобура, и тут уже начинает растягиваться кусок перил, который идет к верхнему буру.
потому что амортизирует рывок не длина самостраховки, а участок веревки длиной от нижнего ледобура до верхнего ледобура - я считал с учетом при срыве карабин приезжает прямо в ледобур т.к. перила натянуты верхний на следующем участке, не сбросим, нижнего не подымем => амортизирует длина самостраховки отсюда и 10 кН
Во-первых, падение не отвесное - правильно mg*sin@ = 0.77
Во-вторых, провешены не по линии падения воды а чуть всторону - да это момент не учитывал, см выше
А что первое порвется - это уже измышления. Самостраховка у него вполне могла быть из основной веревки. - да могла
но если падение не 5м а 6м все равно - до свидание...
А сайт или раздел с такой темой, я считаю очень нужен. Многие могут поддержать этот вопрос.
по которым текут ручьи и речки по поверхности ледника, такие же потоки текут в "трубах" под поверхностью. Их можно не заметить, особенно если они присыпаны сверху камнями (сыпухой). У нас один чел провалился в такую
трубу прямо на тропе по которой только на танке не ездили. Отделался нелегким испугом, хотя мысленно мы с ним уже попращались. Ну а лед имеет свойства рушиться совсем внезапно, ледяные мосты особенно. Причем не
зависит ни от высоты ни от температуры.
Группа скатилась на Лекзыр по перилам, а мы вдвоем снимали веревки.
И спускались у каждого метров по 120 мокрой веревки на рюкзаках.
Как начало нас кидать на лбах.
Партнера два успел словить за клапан рюкзака.
До ледника буквально сползли, в холодном поту.
А если серьёзно, то ужас берёт не только за неё, но и ОСОБЕННО за того, кто там, на верёвке....