Шатающаяся «Вертикаль». К итогам 10-го фестиваля горных и приключенческих фильмов в Москве
Вот и завершился юбилейный, десятый международный кинофестиваль горных и приключенческих фильмов «Вертикаль» в Москве. Объявлены победители, вручены призы. Есть время подвести итоги главного горного кинофестиваля страны.
Во-первых, хотелось бы поблагодарить организаторов, за то, что этот фестиваль состоялся, и что он есть. Это главный итог 10 фестиваля. Мы как прежде можем пойти в Дом Кино и увидеть все лучшее, что появилось в мире в этом жанре, так редко появляющемся на экранах наших телевизоров. А сомнения, состоится ли фестиваль, были. Особенно после смерти в апреле прошлого года президента фестиваля, председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи – Валерия Кузина, вклад которого в успех проекта Юрия Байковского трудно переоценить.
После загадочной смерти 42-летнего чиновника проект горного кинофестиваля явно зашатался. Видимо, появились серьезные финансовые проблемы. Первый звонок - осенью не состоялся дочерний кинофестиваль «Грань» на Поклонной горе в Москве. К чести организаторов, они все же смогли найти деньги на проведения «Вертикали», хотя в этом году он был уже не таким пышным, как прежде - фильмы в основном показывали в маленьких залах на небольшом экране. Да и новый спонсор – водочная компания, как-то плохо сочетался с фестивалем, пропагандирующим здоровый образ жизни.
Теперь непосредственно об итогах. За десять лет фестиваль стал единственным в России международно-признанным фестивалем, показывающим лучшие достижения в мировом приключенческом документальном кино. Обратной стороной этого процесса стало то, что он практически перестал быть российским. Достаточно сказать, что победителем фестиваля ни разу не становилась картина с постсоветского пространства. Просто, это еще одна площадка, где выясняют между собой отношения мировые лидеры приключенческого документального кино.
Организаторы как-то попытались устранить этот перекос и ввели две чисто российские номинации «Лучшие телевизионные передачи» и «Любительские фильмы». Первая из этих номинаций сразу выглядела, как повод дать приз одному из спонсоров кинофестиваля – телеканалу «Спорт», ТВ-6, так что о серьезной борьбе в ней говорить не приходилось, а вот любительская номинация на первых порах вызвала интерес. Во всяком случае, я еще помню времена, когда организаторы с гордостью сообщали о сотнях фильмов, пытающихся попасть в номинацию на лучший любительский фильм и битком забитый Большой зал Дома Кино, на подведении итогов.
Однако, с каждым годом число участников любительского конкурса редело. Сначала организаторы пытались объяснить это переходом поднаторевших любителей в профессионалы, затем просто перестали комментировать. В итоге любительский конкурс на десятом кинофестивале не смог собрать даже маленький зал, причем не пришел даже его победитель, и приз пришлось вручать заочно.
В чем тут дело? На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, необходимо ввести лимит на длительность фильма, например, 20-минут, как на других аналогичных кинофестивалях. Тогда появится возможность показа фильма на экране целиком, а не непонятной нарезки произвольно выбранных кадров. Сейчас складывается впечатление, что все фильмы – трехминутные видеоклипы. Если бы я не видел некоторых из них до фестиваля, то я бы не понял, о чем они вообще. Не думаю, что авторам интересно смотреть на такое издевательство над их детищем, а зрителям – на этот калейдоскоп. К концу показа так устаешь, что ждешь, не дождешься, когда все это кончится. Лучше ограничить число картин, прошедших номинацию, и показать их целиком. Тогда и зрители смогут понять, за что жюри дали призы в той или иной номинации.
Работа любительского жюри – отдельная песня. У меня сложилось мнение, что главные критерии выбора победителя – «духовность» и «патриотичность», естественно в смысле понимания этих понятий членами жюри. С «патриотичностью» все ясно – действие фильма должно проходить в нашей стране. Нужно же свои места пропагандировать. И туризм в них развивать.
С «духовностью» тоже более-менее понятно. Побольше духовенства, совершающего молебны перед походом (фильм победитель 2004 года «Флаг над вершиной»), а еще лучше прямо на вершине («Миссия - детский экстремальный проект на Эльбрусе» - специальный приз жюри 2005) или хотя бы показать кладбище староверов, под религиозные песнопения попов, как в фильме «Унесенные ветром», победителе этого года. В крайнем случае, можно вспомнить советскую духовность времен молодости председателя жюри и почтить память погибших в этих краях советских воинов. Это я о победителе любительского конкурса 2006 года (фильм «Пик 60-лет Победы»), когда группа знаменитых и прославленных альпинистов залезла в Приэльбрусье на никому не нужный жандарм, категории не выше 1Б и назвало его пиком 60-летия Победы. То, что в том фильме рассуждения режиссера о «памяти» выглядят крайне казенно и фальшиво, никого не волнует. Как, в прочем и зрелищность фильмов-победителей, вытерпеть которые до конца почти невозможно. Например, представляющие интерес только для непосредственных участников действа сцены застолий в фильме «Унесенные ветром». Или показанные в нем унылые пейзажи речки, не тянущей даже на 1А категорию сложности. Когда этот пейзаж оживляет обычная скала, все приходят в восторг и кричат «красотень!». Это как раз нормально, удивительно, что «красотенью» это считают и члены жюри.
Кстати, «Вертикаль» - фестиваль горных и приключенческих фильмов. Гор в этом фильме нет, приключений тоже. Разве что считать приключением поездку с пьяным водителем на гусеничном вездеходе по тундре летом, отлично понимая, что это запрещено законом. Много лет северная природа будет зализывать раны, полученные после такого «экстрима».
У неискушенного зрителя, после просмотра винегрета из нарезок, может сложиться мнение, что остальные фильмы еще хуже. Это не так. К счастью сейчас можно ознакомиться с некоторыми участвующими в конкурсе фильмами в полном объеме в Интернете. Да может и остальные не так уж плохи, если дать закончить мысль автору и показать фильм целиком.
Решение о призе «за лучшую работу высотного оператора» выглядит просто скандальным. Реально в конкурсной программе участвовал только один высотный оператор – Андрей Лебедев. Съемки проводились во время уникального высотного траверса высшей категории сложности в китайском Памире на высотах более 6500 метров. Как можно было дать этот приз за слабый фильм о восхождении на простенькую вершинку 4100 на Кавказе – в голове не укладывается. Может дело в дружеских отношениях лауреата с председателем жюри?
В целом, впечатление, что любительский конкурс умирает или даже уже умер. Ведь он стал неинтересен не только для зрителей, родственников и знакомых авторов, но и самим авторам. И если бы не право бесплатного посещения авторами некоторых (раньше всех!) сеансов кинофестиваля, то работ бы не набрали совсем.
Международный конкурс оценивается совсем по-другому. Там «духовность» и «патриотичность» никого не волнуют. Просто смотрятся результаты участников в прошедших конкурсах других стран, и выводится средневзвешенное решение. Во всяком случае, такое складывается мнение, анализируя фильмы-победители прошлых лет. Так что победитель и десятого фестиваля был ясен заранее. Нет, в этом году претензий к выбору жюри нет. Действительно, английский фильм «Прикасаясь к пустоте» лучший и победил заслуженно. Отличный фильм о мужестве и невероятной жажде жизни молодого английского альпиниста. Очень удачно проведено дублирование фильма. Голос Евгения Штиля замечательно передает нерв, настроение картины, которая до последнего кадра держит в напряжении зрителя. Но хотелось бы от нашего фестиваля каких-то открытий, своего неповторимого лица, а не простого выстраивания в общую международную шеренгу.
Ведь у наших фильмов есть своя изюминка, причем под «нашими» я понимаю фильмы авторов с постсоветского пространства. Да западные фильмы более красивы. Возьмем американский фильм «Женщины вершины К2». Вроде бы тематика мрачная – все пять женщин поднявшихся в разное время на К2 погибли. Но все как-то гламурно, особенно героиня, собирающаяся на подвиг. Выглядит, как будто сошла с обложки модного журнала – накрашенные губы, макияж. Такое ощущение, что она и не пытается подняться на К2, а просто разводит спонсоров. Толи дело наши мужики, в отличном фильме о «золотом» восхождении на Жанну «Запах вершины». Пот, грязь, кровь, все реально, этому веришь. Видно, что они действительно умирают от усталости, пытаясь подняться на стену, а не позируют, в третьем дубле натужно изображая восторг от только что пройденных последних метров до вершины, как баски в фильме «7 стен, 7 континентов, Вечный огонь». Особенно мило смотрится последний бросок испанцев до вершины по набитой от дублей тропе.
Не понятно, почему «Запах вершины» не попал даже в финальную тройку фильмов, претендующих на победу в горной номинации. Как, впрочем, и многие другие решения международного жюри относительно русскоязычных картин на фестивалях прошлых лет. Например, отличный казахский фильм «Цена Победы» на прошлогоднем фестивале был намного интересней фильма победителя «История смерти на Нанга Парбат» о разборках Месснера с федерацией альпинизма Германии. Может дело в том, что члены жюри не знают русский язык и оценивают наши фильмы только по «картинке»?
В этом году были недочеты в организации церемонии подведения итогов фестиваля. Звук был такого плохого качества, что когда на сцену вышел певец, половина народу убежала из зала. Я тоже вытерпел только одну песню, переждав остальные в фойе. Нельзя же так издеваться над слушателями.
Да и вообще, все театрализованные выступления на церемонии выглядели как плохая художественная самодеятельность. Только выступление велосипедистов было успешным. Лучше бы показали в это время более протяженные отрывки из фильмов победителей. И не повторяющиеся одни и те же нарезки фильма, участвующего в разных номинациях. Показанный в третий раз один и тот же фрагмент может привести в бешенство самого благожелательно настроенного зрителя.
Но были и организационные удачи. Например, идея сделать специальный день посвященный вершине К2. Особенно сильное впечатление произвел фильм, смонтированный по материалам российской экспедиции, погибшей в прошлом году на этой вершине. Наши ребята на экране, еще живые, не знающие, чем закончится для них это восхождение. После заключительных кадров не было аплодисментов. Зал сам, без подсказок ведущего, почтил память российских альпинистов минутой молчания.
Фестиваль закончился. Он нам нужен. Главное, что фестиваль хоть и шатается, но все же есть, и можно надеяться, что и будет.
37
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И тогда вы узнаете, как сделать так, чтобы на главной странице оказался не весь текст целиком, а его начало. :-)
Для этого нажимаете справа от заголовка "редактирование". Ставите курсор после первого абзаца и жмете кнопку cut (рядом с img).
Удачи.
И спасибо за информацию:-)
Или выделить как-то эту кнопку [cut]
А то тебе, Лен, приходится каждый день всем писать одно и то же :))
И я искренне не понимаю, почему люди правила не читают...
И вообще может лучше просто предусмотреть, чтобы если автор не поставил "сат", то чтобы само после определенного кол-ва символов убиралось. А то ведь человек зашел, опубликовал, ушел и может неделю потом не появляться, а портянка так и будет висеть на главной.
в крайнем случае (как здесь) - есть администратор, который может моментально исправить ошибочный пост. А пользователю послать сообщение с просьбой впредь делать правильно.
но лучше, безусловно, знакомиться с правилами ДО.
:-))))
Или новый фильм Хубера, котрый только только начали крутить по киношкам Европы...
А так, ВСЕМ было очевидно, что именно ЭТО кино увезет приз. В чем тогда интрига?
Жаль, что наши фильмы в таком загоне. То ли статус международного давит, то ли надоело само действие под названием Вертикаль... Знаете, чемодан без ручки... вроде жалко и нести уже нет сил
Тогда вынести под cut
Кстати, не уверен, что режиссер фильма "Прикоснуться к пустоте" в курсе, что он выиграл "Вертикаль", да и вообще, что участвовал. Грустная картина - называют очередного победителя и опять никого от съемочной группы нет. Получается - члены жюри вручают приз членам жюри ;)
в ней мнения, однако хочу немного дополнить.
1. Некоторые фильмы любительской номинации всё-таки были
показаны полностью в ходе конкурсного показа. Но и фильмы
международного конкурса были показаны далеко не все. IMHO,
такой подход можно понять, при таком "смешанном" показе,
грань между любительскими и "профессиональными" фильмами
чётко не просматривалась. Например, на "водном" сеансе
профессиональные фильмы, посвящённые таким горным и
приключенческим занятиям, как зимняя рыбная ловля и воспитание
моряков-курсантов, составляли очень выигрышный фон для фильмов,
имеющих хоть какое-то отношение к тематике фестиваля. Зал был,
кстати, переполнен, и временами эмоционально реагировал.
Кстати, фильм-лауреат любительского конкурса "Унесённые ветром"
не был включён в объявленную программу показов, и это понятно:
с него бы просто уходили. Он очень длинный и скучный, но главное
- это вообще не фильм. Это просто походное "home video", хотя и
аккуратно сделанное. Поэтому я был шокирован выбором жюри. Я
тщательно смотрел видео, пытаясь найти какие-то достоинства,
и кое-что таки нашёл...
Меня тоже удивила реплика председателя
жюри про "красотень". Я ждал, когда же это прозвучит в фильме:
вдруг в контексте это и правда так замечательно? Увы, оказалось,
что слова "Вот это красотень!" за кадром относятся к тому же ряду,
что и "Мороз крепчал" или "Нарисуй это художник - никто не поверит".
В общем, жюри сослужило авторам дурную службу: "home video" для
гусятника со своими ребятами, получилось выше среднего, но теперь
его судят по меркам настоящего кино...
2. Хочу заступиться за испанскую альпинистку Araceli Segarra. IMHO,
при её списке восхождений, она может позволить себе некоторые
вольности перед камерой :-) С тех пор, как её снимали в IMAX Эверест
она ещё похорошела и стала блондинкой :-). А теперь у нас есть шанс
(насколько можно говорить про шансы применительно к высотному
альпинизму) увидеть её в сиквеле IMAX Эвереста. Однако, фильм
"Женщины K2" был номинирован на главный приз (а не наш "Запах вершины"
с реальными "потом, грязью, кровью" и отличными высотными съёмками) не
за красивые глазки Araceli. Как бы мы не гордились восхождениями
наших альпинистов, это не значит, что чем сложнее восхождение,
тем лучше фильм. Это только говорится, что фильмы про горы, а на самом
деле они про людей. IMHO зрителей, пусть и "квалифицированных"
(претендующих на особое знание места действия и обстоятельств),
интересуют судьбы людей, их характеры, их конфликты. Поэтому успех у
зрителей и жюри прежде всего имеют такие фильмы, как "Прикосновение к
пустоте" или "Женщины K2", а очерки о восхождениях и путешествиях
остаются во "второй лиге". Где бы ни происходило действие, хоть в
Абиссинии или Гималаях, фильм, чтобы иметь успех у кого-то, кроме
узкого кружка особо заинтересованных, должен рассказывать историю.
3. "...сейчас можно ознакомиться с некоторыми участвующими в конкурсе
фильмами в полном объеме в Интернете." Я бы (и, наверное, не только я)
с удовольствием ознакомился, если бы знал адреса. Особенно с
"Притяжение вершины" и "Внутренняя Абиссиния".
Спасибо за интересный и развернутый ответ. Со многим согласен. Я ни как не умаляю достижений испанской альпинистки, но когда красивая девушка с хорошей укладкой, в макияже, лезет на К2, то чувствуется какая-то фальшь. Или она просто позирует перед камерой, разыгрывая восхождение, либо это не К2. Альпинистки бывают очень симпатичными, но не встречал таких, которые каждый день моют голову на восхождении, делают укладку и красятся ;) Я об этом.
Фильм не обязательно должен быть историей людей. ИМХО, можно снять фильм и о настроении, и об интересном районе. Главный критерий, что-бы постороннему зрителю было не скучно.
С фильмом Лебедева "Притяжение вершины" можно ознакомиться здесь -
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1269/
Остальные ссылки поищу ;)
Попробовал запустить фильм из
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1269/
У меня не получилось. Чего-то глючит. Напишите, получается ли у вас? Если проблема устойчивая, то её может вылечить мой сын, фильм у него на сервере. Но он в Кисловодске и будет только в пятницу.
Спасибо! Качается и воспроизводится нормально.
Для nicko
Я не утверждал, что "история об отношениях людей" - единственно возможная тема фильма. Я писал: "фильмы про горы ... на самом деле ... про людей".
К сожалению, я не видел фильм "Аяхаска". Но из Вашего пересказа представляется, что
это фильм про человеческое отношение к экстриму. "Поток сознания" - это ведь поток чьего-то сознания.
Если уж обсуждать эту тему, позволю себе более общее "провокативное" (и в то же время, IMHO почти банальное) суждение: не существует каких-то особых правил создания и законов восприятия для горных (водных, спелео и т.д.) фильмов: для них действуют правила и законы, общие для любого (преимущественно неигрового) кино.
Что касается документального кино, то роль людей конечно большая. А фильмы про походы и экспедиции становятся "живыми", как только в личном составе мероприятия присутствуют "артисты" - т.е. те, которые интересны в кадре, колоритны, выступают, хохмят.
И, тем не менее, вспоминаются фильмы без людей, например фильмы о животных. Прошлой осенью сделал учебный фильм по лекции Алексеева "Горообразование и горный рельеф". Вроде всё про горы, текст лекции за кадром. Но, признаюсь, вставлял переправы, ещё какие то сцены с людьми. Именно потому, что это оживляет просмотр и люди лучше воспринимают информацию.
Если уж обсуждать эту тему, позволю себе более общее "провокативное" (и в то же время, IMHO почти банальное) суждение: не существует каких-то особых правил создания и законов восприятия для горных (водных, спелео и т.д.) фильмов: для них действуют правила и законы, общие для любого (преимущественно неигрового) кино.[h2]
Да, конечно, законы общие. Но они не стоят на месте, все меняется, как в горном-приключенческом кино, так и в обычном документальном. На фестивалях интересен как раз такой поиск, поиск чего-то нового, что, возможно, станет мейнстримом, а может и нет.
За перевод и дубляж, конечно, спасибо, что и такой сделали. Но, ИМХО, можно было и двумя голосами персонажей дублировать. В фильме все три действующих лица, неужели не нашлось еще пара дублеров?!
И... прошу прощения... но голос переводчика явно неудачен...Вернее, полное отсутствие "нужных" эмоций. Слова: "Боже! Мы погибли" и "Я понял, что оказался в сортирной зоне нашего лагеря" - произносились с одинаковой интонацией. Увы... Ничего личного, просто, действительно, очень не понравилось.
Замечательно, что в переводе не было "кастрюлек" и "канатов" вместо "котелка" и "веревки", но все равно иногда перевод был оторван от жизни. Чего стоят крики "тупой!" Логичнее предположить, что в русской транскрипции это, скорее всего, звучало бы "дурак", "идиот", "тупица". Художественный перевод он, вроде как, не должен быть дословным... мне так кажется.
Забавно выглядели весьма богатырского вида парни с флагами. Я все думала: сейчас что-нибудь случится интересное! А они поносили по сцене флаги и ушли... Наверное, студентам зачеты за это поставят по какому-нибудь ненужному предмету.
Актер-певец тоже жалко выглядел. Ну, когда это песни про горы исполняли в такой героико-попосовой манере. Ведь в зале люди сидели совсем другого круга... Логичнее было пригласить кого-нибудь из бардов с гитарой.
Да, и, кстати, ГДЕ ЗРИТЕЛИ? Разве фестиваль не для зрителей делается? И все эти выступления и приглашения на сцены - не для зрителей? Где зрители? Ползала пустых мест! На закрытии! В выходной день!
Денег на рекламу нет? Мне кажется, многие тематические сайты: лыжные, горные, водные бесплатно дали бы анонсы о фестивале... Но, видимо, отсутствие зрителя организаторов тоже не пугает...
По поводу голоса переводчика - вопрос вкуса. Мне понравился, возможно потому, что и сам фильм понравился. Насчет "тупого", согласен. Дословным перевод точно быть не должен. Например в испанском фильме была просто ненорматиная лексика, которую перевели очень мягко, и правильно сделали.
Да и бард, конечно, смотрелся бы на концерте намного лучше этого представителя попсы.
Оно было на экранах и немало.Грустно, что почти не было российского профессионального кино в междунардном конкурсе. Организация процесса работы фестиваля имела свои недостатки,но о них уже сказали предыдущие заинтересованные лица.Странным были сами представления и номинации фильмов."Горные фильмы",это вообще-то не номинация,а тема. Тем не менее в этой теме слились в одном конкурсе и игровое, и документальное кино и анимация.
Как режиссёр фильма "Запах вершины",хочу сказать спасибо автору публикации (nico)за внимание к работе.Ведь на самом деле,зрителю,для которого мы делаем кино, во первых должно быть интересно его смотреть.И не важно чьё оно, наше или не наше.Игровое или мультипликационное.Его не очень много, но оно есть.Значит процесс продолжается. А это есть хорошо!
Вам спасибо за отличный фильм, за то, что дали почувствовать "запах" той вершины. Надеюсь, его покажут по ТВ-6.
Позволю только не согласиться с утверждением, что зрителю все равно, наше это кино или нет. Когда наш зритель смотрит как западные альпинисты штурмуют зде-то у черта на рогах какую-то вершину, то воспринимает это как еще один фантастический фильм, с вымышленными песонажами, действие которого происходит где-то на Луне. Это не из его жизни и он никогда не окажется в этой картинке.
Совсем другое дело, когда на эту гору у черта на рогах лезет парень из соседнего двора, твоего города, страны. Появляется мысль - "а я тоже ведь это могу". Я тоже могу лезть на Жанну. Стоит только захотеть. И ведь кто-то захочет, эффект будет. Тоже самое можно сказать про фильмы в других категориях - о водниках, горнолыжниках, спелеологах... Фильм же ведь снимается не только для международного жюри ;)
Соглашусь с вашей мыслью про наших парней. Они действительно могут такое, что америкосам не под силу. Что касается международного жюри, то там ведь тоже люди,может им и не перевели текст,хотя текст в кино всегда вторичен и даже ещё дальше.Он вообще после музыки,кстати специально написанной для нашего фильма. Опять же за своих болеть приятней.Вот в мае герои стены Жанну, Тотмянин,Болотов и Кириевский идут с Козловым на К2! Будет за кого погордиться.Помогай им Бог.
И... когда это картинка и музыка были первичнее текста при оценке всего фильма? Разве это не одно целое? Разве может целостное восприятие без текста? Если его не перевели к примеру?
Картинка в фильме всегда первична,если это кино,а не телепрограмма.
В телевизоре,если звук выключить,то и не поймёшь о чём речь.Попробуйте.У киноязыка в док.кино другая специфика.В общем это разные жанры.Что касается целостности восприятия,то это да.Слов из песни не выкинешь.Даже если песня отдаёт попсой. Это вы тонко подметили.На самом деле песня не была специально написана к фильму,просто совпала по настроению с финалом.Как-то хотелось успокоить зрителя после "ужаса"стены.А текст ,конечно, должен быть переведён.Что мы и сделали для других фестов.А в условиях"Вертикали",перевода,почему-то не спросили.
Спасибо вам за отклик и искреннее внимание.