Интервью с Алексом Кузмицким, лидером SnowSense team (Часть 2)

Пишет orange_puzzle, 21.02.2012 12:23

Был ли у тебя опыт попадания в лавину?- Смотря что считать попаданием в лавину. Засыпанным не был ни разу. А специально спускать лавину, или ехать в ней и потом уходить вбок, — это неоднократно да.


Как ты относишься к смерти?

Как говорил Л.Н.Толстой, «все мысли о смерти нужны ради жизни». Так что готов и никаких особо эмоций по поводу главного «экзита» не испытываю. Скорее думаю о том, как пройти оставшийся Путь.

А как приобрести подобные лавинные знания?

Многие воспринимают лавинные знания как набор фактов и данных, которые нужно лишь грамотно интерпретировать и все. Но все эти факторы, многочисленные, надо отметить, находятся в крайне сложной взаимосвязи. Любой лавинный очаг это сложная, открытая, динамически изменяющаяся система, где изменение лишь одного звена неизбежно ведет к изменению значительного числа других. То есть сложность не типа «мозаика», совсем нет, это скорее сложность типа «шахматы», только фигур тут совсем не 32, а на порядки больше.

Это я к тому, что пресловутое snow sense, или по-русски говоря, чувство снега, нельзя приобрести никак иначе как много лет подряд работая со снегом во всех его формах и видах. Нет волшебной пилюли и эликсира, есть лишь необходимость приобретения колоссального опыта. Именно поэтому горного гида, в общем-то, заменить кем-то проблематично. Во всем мире, если хочешь серьезно катать вне трасс, — либо нанимаешь гида, либо сам становишься им. Причем даже аццкие пацаны для съемок своих фильмов из Teton, Matchstick Productions и т.д., нанимают их, так как понимают, что без них все может плохо закончится. Это опять-таки, возвращаясь к теме, что либо ты гид, либо прорайдер-спортсмен.

А использование услуг гида, это суть все тот же аутсорсинг. Зачем тому кто катает дай бог 20 дней в году тратить 5-8-10 лет жизни, чтобы приобрести нужный опыт, если можно просто заплатить тому кто уже этот опыт имеет? Все же должно быть разумно. Если мировым звездам не зазорно нанимать гидов для обеспечения безопасности съемочного процесса, то простым пользователям и подавно. У нас это тоже начинают осознавать, процесс что называется пошел.


Хорошо, но ведь ваша команда SnowSense целый ряд лет проводит лавинные курсы и фрирайд-школы, получается что в данной концепции они не нужны, или я не прав?

И лавинные курсы, и школы безусловно нужны. Они служат для формирования «лавинной грамотности», которая, надо отметить, в нашей стране практически на нуле, и у альпинистов, кстати, в том числе. Но, раз посетить недостаточно, это как курсы первой помощи, их нужно проходить раз в 1,5-2 года, чтобы актуализировать свои знания и потенциальную боеготовность. Ведь многие вещи из этих курсов не используются нами в жизни, и, соответственно, забываются. Так что это некий вид фрирайд-профилактики, чтобы потом не заниматься лечением)).

Вообще с людьми, прошедшими подобные курсы потом намного проще и безопасней работать на катании, нежели с теми, кто на подобных курсах не был. Это не говоря про то, что люди после курсов начинают намного более адекватно оценивать свои возможности и окружающие горы и намного чаще начинают катать в группах с гидами, ну или, как минимум, просто в компании более опытных товарищей. А это тоже из разряда лавинной грамотности, как ни крути.

Тебя поддерживает ряд спонсоров, кто и на каких условиях, если не секрет.

Скоро будет ровно 5 лет, как я сотрудничаю с представителями Marmot и Black Diamond в России. И мне очень приятно, что я представляю эти марки все эти годы, как, кстати, и замечательный райдер и человек Кирилл Анисимов.

Но поддержка со стороны спонсоров за крайние годы расширилась. Теперь не только меня, но и всю команду и наши катальные проекты поддерживают. Помимо Marmot и Black Diamond это классная оптика Julbo, а также ски-тур снаряжение различных производителей от известной фирмы «Альпекс» и лично, Аркадия Клепинина. Это лыжи Hagan, крепления Fritchi, ботинки Scarpa и т.д. Сейчас ведутся переговоры с Pieps, возможно именно они будут поддерживать наши проекты лавинным снаряжением.

Если же о конкретике, то тут ничего особенного, — заключаются двусторонние договоры, с прописанными обязанностями сторон и дальше работаем. Ежегодно эти договоренности продлеваются. Причем мы не просто используем снаряжение, а осознанно его тестируем в различных условиях, пишем отзывы и рекомендации производителям, готовим вместе с дистрибьюторами каталоги продукции. То есть взаимодействие идет достаточно плотное, хотя внешне это может и не всегда видно. Эпоха низкоэффективных, если не сказать хаотичных, спонсорских отношений, которая была характерна для нашей страны лет 10 назад, как мне кажется, канула в лету и, слава богу.


Что тебе самому дает проведение школ?

По жизни я люблю делиться знаниями и опытом, уж такое у меня свойство, именно поэтому мне намного более интересно поехать в какую-то страну писать путеводитель, а не просто для собственного удовольствия. Так и с катанием. Намного интересней проехать пусть и 10-й раз по одному и тому же месту, но по красивой линии, с ребятами и показать им ее, поделиться, увидеть их радость в глазах, сопереживать им.

Так что школы это возможность делиться знаниями и опытом. К тому же ничто так не держит в тонусе, как придирчивые и хорошо катающиеся ученики)).

Почему в Хибинах?

Это мой родной район, так сложилось исторически. С 1995-го пошли выезды: ледолазанье, лыжные походы, геологические экспедиции, внетрассовое катания и т.д. Все это закономерно привело к тому, что меня стали приглашать как эксперта и гида по району, а 4 года назад мы сделали там свою собственную фрирайд-школу, ну а 2 года назад и вовсе взяли и переехали туда жить из Москвы.

Правда, не Хибинами едиными, конечно же. Катаем на Кавказе, в Сибири, Казахстане, Карпатах. В следующем году собираемся открыть для себя Гудаури, Иран, Кашмир, может что-то еще. Но это все помимо основных программ в Хибинах, скажем так, сугубо для себя.


Сколько получается катальных дней в сезоне?

В прошлом, немного, из-за восстановления, около 70-80, сколько точно, не считал. В этом будет существенно больше, я надеюсь. Это если считать только чистое катание, без дней отдыха и ожидания погоды.

Расскажи о своем образе жизни. Чем обычно занимаешься в течение дня?

Все зависит от сезона. Но, если в среднем, то подъем в 8-9 утра, потом 20-25-минутная суставная зарядка, затем завтрак, проверка почты, затем сборы и выход в 10-11 на катание или беккантри. В районе 15-16 обратно. Вторая половина дня, — работа над нашими проектами. Это написание текстов, подготовка фоторепортажей, ведение блогов, удаленная работа и т.п. Работаем либо до упора, то есть до 23-24, либо делаем послабление и устраиваем себе вечерний кинопросмотр какого-нибудь мотивирующего фильма. Вечером, — обязательно массаж.

То есть, если грубо, то полдня – катание, полдня – работа в Сети. Но таких дней на самом деле не больше трети. Большая же часть, приходятся на различные школы и курсы. Они у нас идут постоянно весь сезон, начиная с декабря и заканчивая апрелем, то есть 5 зимних месяцев. В такие дни с 10 утра и до 10 вечера мы заняты на занятиях, катании и выходах, времени проверить электронную почту бывает нет по две недели к ряду.


А какой график в течение года?

Нон-стоп один проект за другим, с несколькими днями на переезды между местами. То есть мы все время в пути, по сути. В прошедшем 2011-м у нас были: Крым, Хибины, Шерегеш, Цей, Домбай, Юца, Камчатка, Сербия, Хорватия, это то, что вспоминается вот так, с ходу. В основном катание, скалолазание-альпинизм, полеты на парапланах, ну и путешествия, конечно же.

Где твой дом, он вообще есть у тебя?

У нас есть наша база в Кировске, в Хибинах, и пусть мы там лишь по 2,5-3 месяца в году, во время проведения фрирайд-школ, но это именно то место, по крайне мере сейчас, куда мы с Аленкой возвращаемся, как домой. Ну и еще есть база в Крыму, наш второй дом… вообще интересно получается, что живем как бы на два полуострова и на два дома.

Но на самом деле мы пришли к тому, что дом это скорее ощущение, которое носишь в себе. Мы, куда бы не приехали, очень быстро, буквально за пару дней обживаем и организуем пространство и оно становится нашим настоящим домом. В буквальном смысле. И это здорово. Нам сейчас не представляет проблемы взять и уехать на край света с 30-литровыми рюкзаками, в Лаос ли, в Эквадор ли и там остаться жить и работать на неопределенно долгое время.


Какие еще сферы жизни столь же весомы и важны как катание?

Путешествия и тревел-журналистика, это то в чем я реализуюсь не меньшей степени, чем в катании, надеюсь, и дальше будет так. Вот недавно, после 1,5 месяцев проведенных в Колумбии, поучаствовал автором в проекте «Мир глазами блоггеров», совместно с Озон.ру и издательством Вече. Издана книга. В данный момент работаем над следующими, уже двумя. Уже не про Колумбию.

Наверняка у тебя масса историй из путешествий

Да, я даже стал записывать самые вкусные истории, с прицелом на отдельную книгу. Все-таки жизнь меня заносила в далеко нетривиальные места и ситуации. Удалось поработать и на заверке алмазных месторождений в Намибии и нелегально переходить границу ЮАР, без пермита пересекать весь Тибет, с запада на восток, заниматься боулдерингом прямо в Мачу-Пичу, в Зимбабве нелегально во много ходов обменивать валюту, а потом попадаться полиции, да много чего.


Несколько раз видел тебя в телепередачах, какие у тебя вообще отношения с телевидением?

С некоторой периодичностью приглашают выступить с рассказом о каком-нибудь очередном нашем путешествии. Раза 3-4 был героем передач, несколько раз выступал приглашенным специалистом, вот пожалуй и все. А, да, еще для канала Russian Travel Guide, снимали серию фильмов про Красную Поляну, в том числе и про фрирайд. Там отработал в качестве телеведущего. Примерно так. В последние же пару лет, хоть и приглашают, но приходится отказываться, так как нет возможности выкроить время для съемок, поскольку свои планы расписаны надолго вперед.

Возможно ли совмещать путешествия и занятия экстримом?

Конечно можно. Чем собственно и занимаемся в свободное от школ и лавинных курсов время. Вот только недавно вернулись из путешествия по Балканам, где не только страны бывшей Югославии смотрели, делали страноведческие отчеты и т.п., но и изучали скалолазные возможности региона, лазали активно. То есть как бы два в одном. И путешествие и клайминговый тур. А примерно год назад вернулись из 3-месячного путешествия по андийскому региону, где совершали восхождения и треккинги переезжая с места на место в разных странах.

Что доставляет максимум удовольствия?

Ощущение скольжения, или говоря другими словами того что «оседлал волну», это в физическом плане, в духовном же, — ощущение инсайта, творческого открытия. Наверное так. Хотя, это суть одно и то же.


Доволен ли ты тем как живешь?

Самое важное, что я приобрел в своей жизни за последние годы, это ощущение гармонии с самим собой и миром вокруг. Так что не скажу, что доволен, но счастлив.

Какие цели развития ставишь перед собой как райдер и гид?

Перенести опыт работы в Хибинах еще на несколько интересных для меня районов, повысить квалификацию в Канаде, сделать собственную фрирайд-базу в Британской Колумбии.

Хорошие планы, нечего сказать. Желаю их исполнения! И спасибо тебе за интервью, было очень интересно пообщаться с тобой.

Спасибо, все взаимно. А что касается планов, то это всего-лишь планы. Как говорил один известный экономист, «любое планирование напоминает ритуальный танец дождя, он никак не влияет на погоду». Так что это скорее ориентиры, а как оно получится реально, кто знает. Может база будет не в Британской Колумбии, а в Хорватии, и не фрирайд, а скалолазно-альпинисткая, поживем-увидим.



Блог Алекса Кузмицкого

Фотографии для интервью предоставлены: Алена Симонова, Андрей Абрамов, Илья Гузеев (отдельное спасибо) и др.

51


Комментарии:
1
1 часть интервью - http://www.risk.ru/users/mexico/192349/#c195176

1
Буквально вчера вышел материал про беккантри в Хибинах, при поддержке Алекса - http://doskimag.ru/snow/articles/6279

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru