Интервью с Алексом Кузмицким, лидером SnowSense team (Часть 1)
Алекс, ты в нашей фрирайд-тусовке известен как разносторонний и необычный человек, имеющий десятки специализаций. Прям как в пословице «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Зачастую прямо не успеваешь следить за новостями о тебе. Так все-таки ты кто: гид, фрирайдер, тревел-фотограф, альпинист, блоггер, путешественник, автор путеводителей или..?
Когда пишу путеводитель, — автор, когда провожу мастер-класс по тревел-фотографии, или снимаю репортаж для журнала, — репортажный фотограф, когда же катаю с группой вне трасс, — горный гид. Грани, или, если угодно, ипостаси одного человека, не более. Но счастливого и идущего своим Путем.Тогда резонный вопрос, как тебе удается все это успевать? Ведь ты умудряешься сочетать сразу несколько жизней, может у тебя есть какой-то секрет?
Мы в наш стакан все время пытаемся запихнуть ведро воды, порочная суть тайм-менеджмента именно в этом. Вопрос не в том, что стакан, читай жизнь, мал. Уж, какой есть, такой есть, вопрос в том, что частенько пытаемся налить туда не то, хватит и 200 грамм, если это хорошее вино.
Я занимаюсь лишь тем, что достойно потраченного времени: привносит что-то новое, продвигает в любимом деле, доставляет удовольствие в конце-концов. Соответственно всевозможная текучка, либо отсекается, либо отдается на аутсорсинг. Ну, или минимизируется, если нужно почему-то обязательно сделать самому. При этом стараюсь придерживаться ряда правил, увеличивающих КПД, например в один момент времени заниматься лишь одним делом, расставлять приоритеты и строго их придерживаться, отсекать минорных попутчиков и гири по Конфуцию и т.п.
Интересно. Но, все-таки, кем ты себя ощущаешь в большей степени, по крайне мере сейчас?
Конечно же, горным гидом и фрирайдером. Три четверти времени последних лет посвящённые именно этому. И в этом контексте компетенции путешественника, тревел-фотографа, блоггера и др. выступают лишь как дополнение к основному роду деятельности.
Насколько я понимаю, катаешь ты уже довольно давно, когда не все еще даже слышали что такое сноуборд, а где ты начинал и как, расскажи.
Дело было году в 1998-м, а может даже на год раньше, нужно записи посмотреть. У нашего друга, Лехи Калинина был сноуборд. По тем временам редкость необычайная. Он нас с Андреем Абрамовым, своих друзей и учил (до сих пор вместе с Андреем и катаем, за одних спонсоров). Ездили в Крылатское и там вместо школьных уроков отвисали. Помню, пропадали там изрядно, реализовывали так сказать мечту. Ведь идея о снежной доске в нас поселилась задолго до этого, с середины 90-х наверное. Но для учеников средней школы тогда это было безумно дорого, фактически нереально. Комплект стоил 350-500 долларов, но его еще фиг купишь, доски тогда еще не продавались особо.
При этом сам Леха уже был довольно опытный чувак, начинал катать чуть ли не вместе с Максом Халиным, в эпоху, когда доски выпиливали из водостойкой фанеры и потом, под паром, гнули у них носы… во были времена. Он нам это между делом тогда рассказывал. При этом крутил 540 с грэбами и вообще был образцом для подражания. Соответственно, уже к концу сезона и мы начали что-то типа 360 фронтсайд выдавать. В общем, с места в карьер.
А дальше, уже по классике, — купил подержанный Burton Custom за 250$ с креплениями и начал гонять. Правда по началу денег на ботинки не хватило и катал в своих горных ВЦСПС)). Как ноги не поломал, до сих пор ума не приложу. Потом, конечно, все наладилось.
То есть истоки в Крылатском?
Да, в нем родном, несколько первых сезонов только там, ну и на Нагорной, в Канте. Сноубордисты тогда были как диковинные звери на склонах, среди толп лыжников. Конфронтация тех лет между двумя кастами катающихся до сих пор притча на устах. Прикольные, однако, времена, вспоминаются сейчас с улыбкой.
Травмы были?
Куда без них, вообще у меня юношество богатое на травмы было. Чего только не ломал. И руки раз 6-7 и нос и ребра и ноги. Но, что удивительно, на сноуборде травм было всего две, за все эти почти 15 лет катания. И довольно легкие. Одна в самом начале, когда во время прогиба назад своим же кантом доски голову раскроил, и вторая вот только что, во время экспедиции в Риддер, надорвал связки и мениск, ек-макарек. Так что из всех экстрим-увлечений это самое травмобезопасное получается, по крайней мере, у меня.
А в какой момент фрирайд и беккантри стали для тебя осознанным выбором?
Выбор был сделан еще до того как мы начали кататься на сноубордах. Интересный такой парадокс. Мы шли учиться кататься на сноуборде сразу с мыслью о фрирайде. По крайне мере в нашей компании это было так. Соответственно, как только были освоены азы владения снарядом, мы тут же ломанулись изучать все местные крылатские овраги, лощины, заросли кустарника и т.п. И с тех пор это непреодолимое желание залезть подальше от избытых трасс и, желательно поглубже, не прошло, а напротив, все больше усиливается. Только теперь вместо оврагов Подмосковья — Камчатка, Кавказ, Чукотка, Антарктида, Хибины…
Не стандартный вариант, честно-то говоря. Обычно к фрирайду приходят постепенно, после ряда лет катания по классике, в рамках трасс.
На самом деле все легко объяснимо. Многие из нас на тот момент уже много лет катались на лыжах, тот же Калинин выступал за сборную Москвы, и две трети жизни у него прошли с лыжами. Прогресс в лыжах ребят подводил к тому, что на трассах уже не интересно, и они выходили вне трасс, начинали пробовать фрирайд, но тогда лыжи не сказать, чтобы были идеальны для этого. А уж по целине, так и вообще — сплошное мученье. Вспомним, какие тогда были лыжи, никаких 100-130 мм талии, боже упаси)), узкие классики, или могульные, в лучшем случае. И на этом фоне сноуборд выглядел спасеньем. Он собственно им и был. Так что «сноуборд-революция», имхо, обязана не только моде. Простота освоения снаряда, в отличие от тогдашних лыж, и бескрайние возможности для выхода вне трасс и катания по целине сыграли свое дело тоже.
Поэтому шли все с олдовых и, как нам казалось тогда, умирающих лыж в сторону сноуборда. Это был общий тренд. Я, правда, на лыжах, в отличие от товарищей, не катал, но что называется «попал в струю». Сейчас, кстати, есть обратный тренд, бордеры переходят на лыжи и они становятся все более и более популярны, благодаря нью-скул.
Ты вроде один из таких, говорят, осваиваешь нынче горные лыжи, или это шутка?
Да нет, все так, осваиваю и с огромным удовольствием. Уделять столько времени столько хотелось бы пока не получается, но по мере сил стараюсь.
А зачем тебе лыжи?
Расширение компетенций и возможностей в горах, в первую очередь. Ведь лыжи намного более функциональней, нежели борд. На жестких и переменных поверхностях они устойчивей, можно перемещаться по горизонтали, совершать подъемы, возможны полноценные спасработы и многое другое.
Недаром на горного гида зарубежом, во всех странах, где есть официальные программы обучения, можно поступать только по классу «лыжи», но никак не «сноуборд». То, что ты катаешь на доске, никого не волнует. И работать, в принципе, тоже можешь на борде, но вот умение владеть лыжами на вполне профессиональном уровне, — условие обязательное.
Так что вот уже второй сезон, как я учусь кататься на лыжах. Ну и ски-турить, конечно, тоже. Хотя в лыжные походы я ходил еще в школьные годы. Сейчас просто на другом уровне все это ко мне вернулось. И с точки зрения снаряжения (ски-тур крепления, камуса), и с точки зрения масштабности планов.
Неужели потолок в сноуборде достигнут?
Потолка достигнуть невозможно, учиться и осваивать новое можно всю жизнь, более того, если этого не делать, то неизбежно скатываешься назад и происходит стагнация. Как там по Сократу, «если ты не становишься лучше, ты становишься хуже». Так что конечно, учусь постоянно и ни о каком потолке речи не идет.
Но вопрос не в этом. Нужно просто четко и желательно честно себе ответить на вопрос зачем, почему и для кого ты катаешься. Что для тебя есть «потолок» не так очевидно, как может показаться. Дело в том, что катание по фану это одно, быть звездой-прорайдером и раздвигать границы человеческих возможностей, — это другое, инструктором, — третье, а вот быть горным гидом, — четвертое. И чаще всего эти роли взаимно исключают друг друга. Особенно горного гида и прорайдера.
Сложно гиду рисковать ради съемки в фильме и ломаться, если у него впереди начало рабочего сезона в горах, или наоборот, сложно быть прорайдером, если тебе нужно весь сезон, ежедневно отслеживать историю снега и быть в курсе всего происходящего в районе, где ты гид, сложно быть инструктором, если ты почти все время проводишь в горах, а не на склоне, обучая учеников и т.д. Иногда некоторым райдерам удается сочетать некоторые из этих видов деятельности, но это скорее исключение из правил.
Так что в плане катания на доске меня мой уровень, как горного гида устраивает более чем. Везде где нужно безопасно и интересно покатать группу любого уровня я это сделаю. Поэтому скорее происходит оттачивание и шлифовка уже имеющихся навыков, именно для работы гидом. А вот внутренний «отжиг» и желание заниматься фристайлом на естественном рельефе приходится сдерживать и оставлять на конец сезона, когда, ежели что, есть возможность и месяцок в гипсе полежать, без риска для текущих проектов.
Бывает ли тебе страшно или это чувство в прошлом?
Страхи высоты-глубины-скал и тому подобного почти отсутствуют. Ну, кулуар, ну дроп, ну ледок вдруг, это все рабочие моменты, тут не до страхов, просто работаешь и получаешь от процесса удовольствие. По крайне мере во время катания с группами, где катание заведомо не экстремальное, все именно так.
Но есть четкий страх неверно оценить ситуацию и людей, и получить НС на катании. Страх за людей, которых ведешь. Поэтому всегда стараюсь максимально отрабатывать по этой части, перестраховываясь и делая все с большим запасом прочности. Вплоть до отказа от спуска, если склон потенциально лавиноопасен и группа не адекватна по уровню подготовки к данной ситуации.
Насколько точно лавинные тесты показывают ситуацию на склоне?
Мера точности лавинных экспресс-тестов прямо пропорциональна количеству опыта человека, делающего эти самые тесты. Сами по себе они мало что говорят, без должного бекграунда, в том числе и сотен выкопанных шурфов до этого. К тому же, они хорошо работают только для «досок», в первую очередь ветровых, что касается досок из свежевыпавшего снега, а также мокрых лавин и из точки, то тут все далеко не так очевидно, увы.
Хорошо, а на основе чего ты принимаешь решение ехать с группой вниз или нет?
Фоновая лавинная обстановка, состояние конкретного лавинного очага и склона, подготовка группы, показания лавинных тестов и шурфовок за последнее время, да много чего. И это все на фоне знания истории снега в данном районе и характер конкретных лавинных очагов. Итоговое решение принимаю, как правило, уже поехав сам. Иногда, например, в узком кулуаре, приходится делать ски-кат, то есть инициировать лавину и прочищать путь спуска для группы. Но чаще все-таки обходится без этого.
Как правило, у нас всегда есть возможность выбрать и экспозицию склона, и его сложность, даже уже поднявшись наверх. Так что в случае повышенной опасности просто уходим на более подходящие места, пусть и в ущерб катанию.
Блог Алекса Кузмицкого
Продолжение скоро!
65
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А журналисту минус за русский язык. Вот этоПрям как в пословице «и чтец, и жнец, и на дуде игрец» в оригинале звучит так: "И швец, и жнец...."
Швец - сапожник )))