«Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования»
Константин Диковский, преподаватель курса «Горный треккинг» школы outdoor фотографии OnSight - о съемке горных пейзажей, об альпинизме, фототехнике и своем взгляде на фотографию.
О фотографии и фотографах
Научиться делать технически качественные снимки может любой разумный человек, так же как любой разумный человек может научиться рисовать технически правильные рисунки. Насколько он сможет развиться дальше - зависит от трудолюбия и врожденных данных.
В моём понимании, фотограф - это человек, который умеет сконцентрировать мысль, чувство, идею и вложить её в снимок так, чтобы он пробудил в зрителе ответные мысли, чувства, идеи. Это возможно только если в сердце и в голове фотографа есть эти сильные мысли и чувства, а также хорошее владение композицией, наблюдательность и владение техникой. Вообще, занятие фотографией требует изменения себя и выработки определенных навыков, без которых сложно получить хорошие снимки. Нужен «дисциплинированный» взгляд, который выбирает из окружающего мира только то, что нужно для воплощения идеи и отсекает всё остальное.
О съемке пейзажей
Я не знаю «простых» видов фотографии. Сильный пейзаж также непросто сделать, как и сильный портрет. И если в портрете нужно подобрать «ключ» к человеку, подобрать позу, свет, поймать тот самый момент, когда из-под маски покажется человек внутренний, то в пейзаже нужно то же самое, только применительно к природным объектам. Мы сейчас не говорим о пейзажах для открыток, где нужно просто красиво передать конкретное место, но о тех случаях, когда фотограф ставит перед собой задачу показать нечто скрытое за видимым ландшафтом. В пейзаже совсем непросто найти сильного «героя» снимка.
Портретист в студии оказывается в более выгодных условиях, т.к. может управлять светом, фоном, позой, даже одеждой модели. А пейзажист может менять только точку съёмки, во всем остальном он зависит от природы. И часто за пейзажами нужно ехать неблизко …
Об альпинизме
Альпинизм в моей жизни начался с горного туризма. А горный туризм - с простого туризма: вместе с родителями мы часто выезжали в походы. В шесть лет с мамой прошел походик по горам Абхазии. С папой и сестрой ходили по горному Крыму и Фанским горам. Так и пошло.
А более серьёзные походы и восхождения начались, когда пришёл в секцию туризма и альпинизма Рижского Авиационного Университета. За это время посетил Памир, Фанские горы, Тянь-Шань, Алтай, Кавказ, Хибины.
Самое запоминающееся восхождение – это полный траверс Аккемской стены на Алтае, через пик Делоне, обе Белухи и Корону Алтая. Была идеальная погода и отличная компания. Не восхождение, а песня.
Из несколько более сложных, из-за высоты и долгих подходов – пик Маяковского (6096м), пик Карла Маркса (6726 м), пик Белеули (6065 м) на Памире.
50-километровый треккинг в Хибинах с семьей
Ну, это не первая вылазка была. Когда сыну было 5 лет, а дочке 1,5 года мы бродили по Юлианским Альпам в Словении и по Via Ferrata поднялись на высшую точку – пик Триглав. Сын шёл сам, я его только страховал. Дочка ехала в детском рюкзаке у мамы или у меня за спиной. Таким же образом ходили по польским Татрам и поднялись на зимний Гевонт.
Поэтому в Хибинах для них чего-то совсем нового не было. Разве только комары и мошка в лесной части. Дочке уже 5 лет было, сыну – 9. Когда уставать начинали – отвлекали разговорами и выдавали допинг в виде леденцов. На какое то время заряду хватало.
О съемке в горах
С чего начинаю поездку в горы? С изучения маршрута.
Дальше всё то же самое, что и при любой подготовке к восхождению или горному походу. Ещё заряжаю по максимуму все аккумуляторы. Погоду смотреть бесполезно, т.к. в горах она меняется в течение нескольких минут.
Если иду на восхождение, то кроме фотографических, я также ставлю перед собой альпинистские цели. И здесь приходится искать компромисс. Для максимально полного выполнения фотографических задач лучше ездить в фототуры, но тогда вряд ли удастся залезть в такие места, в которые попадаешь при восхождении.
Фотографу в горах нужно иметь дополнительный запас выносливости, т.к. в поисках лучших кадров приходится обгонять, или отставать и потом догонять группу. Для этого нужны тренировки. Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования.
В итоге если штук 5-10 «хороших» и 30-40 «нормальных» кадров за время поездки получилось – тогда не зря таскал камеру.
Выбор техники для съемки гор и горовосхождений
По моему опыту съёмка в горах (не на восхождении) не сильно отличается от съёмки, скажем в лесу, в поле или в парке. Разница может быть в том, что фотограф выбирается в автономную фотосессию не на один день, а на несколько и всё это время тащит оборудование на себе в дополнение к основному рюкзаку. Поэтому необходим строгий отбор фотооборудования. Берётся только самое необходимое: доступная зеркальная камера, один хороший универсальный зум-объектив, максимально легкий, но всё же устойчивый штатив, тросик, 4-5 аккумуляторов, карандаш для чистки объектива, запас флеш-карт. Всё это, за исключением штатива, помещается в нагрудную сумку, чтобы, не останавливаясь и не снимая рюкзака, можно было сделать снимок.
Для восхождений выше 2А-2Б, зеркальную камеру удобно использовать только во время подходов. В процессе восхождения она большую часть времени лежит мертвым грузом, т.к. нужно либо работать на склоне/стене, либо страховать. И даже на станциях, вытащить её из рюкзака часто нет возможности.
Если бы за разумную цену можно было «слепить» камеру для технических восхождений, я бы попросил плоскую «мыльницу», с качественным зум-объективом, полной (или близкой к ней) матрицей и снимающей в RAW. Плюс к этому – с удобными ручными настройками параметров съёмки и в маленьком корпусе, который помещался бы в нагрудный карман.
Камеры полностью отвечающей этим требованиям пока нет, но потихоньку появляются близкие прототипы, вроде Canon S95.
Об обработке фотографий
Отношения с Photoshop у меня хорошие, в том смысле, что я что-то могу в нём сделать. И с Lightroom – тоже хорошие.
Я считаю, что фотографии нужно обрабатывать. А степень этой обработки каждый определяет сам.
К «чистой» фотографии можно отнести снимки, полученные на слайдовой плёнке при условии, что мы смотрим их только как слайды.
Как только мы вводим процессы печати – это уже не «чистая» фотография, т.к. самим этим действием мы изменяем изображение. Большинство шедевров фотографического искусства – это фотографии, в которых изменена контрастность и яркость, произведена обрезка снимка, а во многих - изменены световые акценты, путем маскирования отдельных частей изображения в процессе печати.
Поэтому использование программ для обработки – это не нечто новое, а просто более совершенный инструмент воздействия на изображение.
В цифровой фотографии необработанных снимков не существует вовсе. Здесь обработка начинается уже внутри фотоаппарата, вложенными производителем программными средствами.
Если фотограф говорит, что он не обрабатывает свои фотографии – это значит, что он либо ленится, либо не умеет этого делать. И в том и в другом случае можно посочувствовать, т.к. его фотографии могли бы быть много сильнее.
О себе
Рассказы о себе часто навевают некоторую скуку, потому что, за редкими исключениями, биография у нас у всех одна – родом из СССР …. А дальше - небольшие вариации.
В моём случае, родился в Риге, там же жил, там же окончил Технический Университет, там же женился, там же появились детки.
Когда время подошло к школе, решили, что пора перебираться в Россию, что и сделали. Теперь живем в Петербурге, который уже стал родным.
Занимаюсь фотографией. У нас в семье был Зенит, несколько Смен. Папа проявлял пленки, печатал фотографии, ну и я тоже принимал посильное участие. Сознательный интерес к фотографии появился, когда увидел слайды Саши Вовния – нашего друга, который объехал на велосипеде практически все континенты. Они были сделаны на пленке Fuji Velvia, которая славилась своими насыщенными цветами и это произвело сильное впечатление.
Примерно в это же время решил, что без обучения двигаться дальше сложно и, не найдя ничего подходящего вокруг, выбрал NYIP (Нью-Йоркский институт фотографии) как оптимальный вариант.
В это же время я начал ходить в горы - одно помогало другому. Было это лет 15 назад.
О NYIP
Сейчас в России достаточно большой выбор фотошкол, разного уровня и качества, но тогда выбирать было практически не из чего.
Подход к обучению в NYIP очень систематизированный и основательный. Вместо тысячи и одного курса, как это можно видеть в наших фотошколах, они предлагают 3-4 проработанные программы, которые отшлифованы в течение многих лет.
По курсу «Профессиональная фотография» заочное обучение длилось 1.5 года.
Чем занимаюсь ..
В качестве фотографа провожу портретные, репортажные, интерьерные, пейзажные съёмки, а в качестве преподавателя – веду занятия в Школе Странствующих Фотографов (авторская школа Константина Диковского, - прим. ред.).
Школа довольно молодая – существует всего 1.5 года. Сейчас идут 3 курса: «Начало Пути», который можно назвать базовым или фундаментальным курсом, «Живой Пейзаж», на котором много практики по фотосъёмке пейзажных, в т.ч. панорамных фотографий и экспресс-курс по обработке – “Lightroom+Photoshop”. В настоящее время ведется подготовка курса по нестудийной портретной съёмке.
Примеры для подражания
Конечно, этими именами не исчерпываются фотографы, достойные изучения их работ, просто авторы указанные ниже более близки мне по духу и внутреннему содержанию работ.
Phil Borges
Steve McCurry
Galen Rowell
Jerry Uelsmann
p.s. на какую камеру снимаете?
Если я отвечу, что на «мыльницу», наше интервью закончится? (улыбается). Человек, который рассуждает о фотографии, обязательно должен иметь большую дорогую камеру, иначе его слушать не будут. Ведь так?
Canon 5D.
В материале использованы фотографии Константина Диковского
www.dikovsky.ru
Курс "Горный треккинг" под руководством Константина Диковского пройдет с 3 по 9 сентября в Цейском ущелье, Северная Осетия.
Партнеры школы outdoor фотографии OnSight:
Информационные партнеры:
Журнал Digital Photo
Журнал «ЭКС»
Журнал «Риск Онсайт»
Спорт-экспресс Экстрим
SKI.ru
Risk.ru
VVV.ru
Skiexpo.ru
154
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо!
Здесь есть видео
Сам ходил в горные походы (альпинизмом никогда не занимался) с несколькими объективами (4 шт.+фф), и далеко не все из них дают красивый рисунок, а соответственно и удовольствие от съемки уже не то. В городских условиях я привык пользоваться по большей части фиксами, ловить зайчики, красивые бокешки, но в поход авоську с фиксами не унесешь, приходится искать более универсальные варианты. В общем, недавно заменил свой 28-105 (450 грамм) на 28-70 (935 грамм) и только рад. Правда в походе испытать его не успел, но от рисунка уже шерсть дыбом.
Если идешь в поход ради фото (а не наоборот), то конечно же мыльница - вообще не вариант. Я для себя отбросил даже кроп, ибо снимать серединой объектива совсем уже не то. Благо, сейчас появились полнокадровые БЗК, не уступающие по качеству современным зеркалкам, но я пока что сомневаюсь в их живучести в походных условиях (со своим Никоном я и в грязь падал, и об скалу его долбал, случайно конечно же, и ему хоть бы что). Помимо того у БЗК ужасная эргономика и совершенно невозможно управлять камерой интуитивно, не отвлекаясь от объекта съемки выставлять настройки, приходится смотреть на камеру, а не на пейзаж, что уже большой минус. А щелкать на автомате - совершенно не доставляет удовольствия и не приводит к нужному результату. На зеркалках экраном можно даже и не пользоваться для экономии заряда. И физику не обманешь, все лучшие объективы, которые у меня были, имеют не малый вес, даже плюс минус современные, даже фиксы (105-ка например).
В общем, для меня сейчас стоит вопрос не в выборе фототехники, а в том, каким образом ее переносить в походе, как иметь самую необходимую ее часть всегда под рукой, когда за плечами большой рюкзак.