13 правил катания вне трасс (правила фрирайд-катания)
Дисклаймер от автора. Текст ниже это не какие-то догмы или высеченные в граните истины. Во фрирайде все мы, блин, личности, соответственно, сколько фрирайдеров столько же и мнений. Но все-таки путем окрапления снежка «красненьким» за последние 10-15 лет сформировались некие негласные правила КАК нужно кататься. И этих руководств к действию, выписанных нам самой жизнью, не так уж и много. Часть из них не вызывает сомнений ни у кого и применяется неукоснительно, часть же находится под вопросом и относится скорее к философско-этической плоскости. Так что этот текст лишь сведенный воедино опыт полутора десятков российских гидов с которыми мне довелось работать, мой собственный опыт проведения фрирайд-программ, работа в качестве прорайдера BD, BCA и Ortovox, ну и конечно же рекомендации Канадской Лавинной Ассоциации, которая представляет сильнейшую лавинную школу в мире. То есть критическая масса для написания текста была собрана, но уточнения и дополнения еще будут, и не раз, я уверен. Если среди читателей есть фрирайд-гиды, буду рад дельным замечаниям.
1.Каждый участник и только он ответственен за свою жизньЕсли вы катаете фрирайд без гидов, стоит четко осознавать, что только вы ответственны за свою жизнь и никто иной. Наличие свежих батареек в бипере, умение пользоваться лавинным снаряжением, знание техники безопасности и алгоритмов поиска в лавине, подбор надежной компании райдеров для катания - это все ваш выбор. И в ваших же интересах подходить к этому моменту ответственно. Если же вы катаетесь с профессиональными гидами, то эти вопросы снимаются, но все равно, самый главный выбор – «катать фрирайд» или «нет» - за вами. И последствия этого выбора могут быть ценою в жизнь. Будьте к этому готовы. Уровень ощущений высокий, возможная расплата – тоже.
2.Одинокий райдер – мертвый райдер
В одиночку вне трасс не катают. Точнее, это возможно, но недолго)). Катание в парах уже вполне допустимо, но при высоком уровне райдеров и их хорошем знании предстоящих спусков. Разумный оптимум для катания вне трасс – 3-8 человек. С одной стороны этого количества достаточно для того, чтобы провести поиск засыпанного лавиной участника своими силами и последующей его транспортировки; с другой, нет чрезмерной перегрузки склонов, а также ожидания спуска участников (при проездах на длинных склонах «по одному» время ожидания может быть очень существенным).
3.У всех в группе должно быть лавинное снаряжение
Все участники в группе должны иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, щуп, лопату) и уметь ими пользоваться. Если оборудование новое, обязательно нужно ознакомиться с ним ДО выхода на катание. В идеале – провести тренировку по отработке поиска в лавине в том составе, в котором предстоит кататься. И вспомнить основные шаблоны поиска.
Помимо этого, каждый участник должен знать правила катания по лавиноопасным склонам и действия, которые в случае инициирования лавины нужно предпринимать (действия по уходу от лавины, действия в теле лавины, а также после остановки тела лавины). Так же обязательным является наличие в группе хотя бы одной аптечки с перевязочными материалами (у замыкающего). Хорошо, если аптечек несколько.
4.Проезды осуществляются «по одному»
Проезды по лавиноопасным местам делаются в большинстве случаев строго «по одному», по крайне мере, в начальной части спуска. Одновременно на склоне несколько человек не находятся. Как известно, лучше копать семерым одного, нежели наоборот. Могут быть исключения, связанные с погодными условиями или состоянием участников. Но принятие решения об одновременном движении нескольких человек по лавиноопасному склону или одновременном движении всей группы - на совести и опыте гида / руководителя. Из практики: верхняя, самая крутая и потенциально лавиноопасная часть спуска практически всегда проходится «по одному», а нижняя, более пологая часть (средняя и нижняя часть ледника, выкаты) - одновременно всеми участниками, с интервалом в 20-50 метров.
5.За едущим пристально наблюдают
Во время проездов «по одному» все участники, как сверху, так и снизу, внимательно наблюдают за едущим. Во-первых, это не только крайне интересно и познавательно (особенно для тех, кто готовится стартовать), но и позволяет в случае схода лавины запомнить и, позже, отметить место, где райдера видели крайний раз. Это т.н. Last Seen Point (LSP), которая позволяет существенно сузить зону поиска и тем самым повышает вероятность благоприятного исхода.
6.Первым стартует один из самых опытных райдеров
Первым едет один из самых опытных участников в группе: гид, руководитель или просто один из самых разбирающихся в теме. Он, выражаясь парапланерной терминологией, «пилот на мясо» или «тестер». Этот человек проверяет склон на собственной шкуре и по рации сообщает группе о состоянии снега, особенностях спуска и т.д. Если необходимо, ограничивает зону безопасного спуска, ориентируя участников относительно характерных черт местности и собственного следа. Он же определяет по ходу спуска остановки безопасности, для сбора всей группы (если есть возможность, спуск стоит разбивать на последовательные участки, которые проходят один за другим).
7.Если условия позволяют – делают остановки безопасности
Чтобы отдохнуть на затяжных спусках, быть в зоне видимости, а также для того, чтобы в случае инициирования лавины оказаться в шаговой доступности к потенциально закопанному лавиной товарищу, делаются остановки безопасности. Если хоть сколько-нибудь позволяет рельеф и метеоусловия, то такие остановки производятся в прямой видимости друг от друга. Когда нет радиосвязи, это правило особенно важно.
8.Замыкает спуск один из самых опытных в группе
Как и первым, замыкающим едет один из самых опытных райдеров в группе. Оптимально, если это второй гид или помощник руководителя. Он держит радиосвязь с первым гидом и по его команде дает участникам отмашку для старта. В случае отсутствия радиосвязи (нет раций, сели батарейки и т.д.) и, что еще хуже, видимости, - выпуск следующих участников происходит на основании его опыта и учета времени проездов (выпуск идет через равные промежутки времени). На замыкающем же чаще всего лежит важнейшая роль руководителя в случае внештатных ситуаций (лавина, травмы, потеря снаряжения на склоне). Именно он тот самый «бронепоезд», стоящий на запасном пути, который может очень оперативно вмешаться в ситуацию, если потребуется.
9.Очередность спуска участников – в зависимости от условий
Последовательность старта участников, начиная со 2-го и далее, определяется уровнем группы и сложностью спуска. Если уровень спуска не представляет трудности для группы, то последовательность произвольная, по желанию и по степени готовности к старту. Если же группа разнородна по уровню и для некоторых спуск технически сложен, то обычно в первую очередь едут райдеры среднего уровня, после чего в середине - наименее подготовленные, завершают же самые компетентные. Причем часто в таких ситуациях конкретную последовательность назначает один из гидов.
10.Уровень предстоящего спуска должен соответствовать уровню группы
Это касается не только технической сложности (крутизна, состояние поверхности, наличие камней и льда, ограничение по ширине спуска), но и степени лавинной опасности. Уровень допустимой лавиноопасности и технической сложности определяется по самому слабому участнику в группе. Если в начале спуска есть зона, где нельзя падать (no fall zone), но в группе есть участники, которые наверняка не смогут проехать этот участок без падений, значит, спуск выбран некорректно и стоит подумать о более простой альтернативе.
11.Главный приоритет - безопасность
При прочих равных условиях всегда стараются предпочесть более безопасную линию подъема / спуска.
12.Быть готовым повернуть назад
Это правило спасло не одну сотню альпинистов, горных туристов и фрирайдеров. Если по ходу восхождения резко увеличилась лавиноопасность, возник какой-то форс-мажор или просто появилось чувство дискомфорта («шестое чувство» что-то шепчет), то не надо упорствовать в достижении цели, стоит подумать о наиболее оптимальном пути возвращения. Как говорил Дарвин, «выживает не сильнейший и не умнейший, а тот, кто максимально быстро приспосабливается к изменяющимся условиям». Это высказывание очень хорошо отражает суть данного правила.
13.Внимательность к своей линии на склоне
Отношение фрирайдера к своей линии спуска сродни отношению ко всей жизни, только в меньшем масштабе. То, как она будет проложена и насколько она безопасна, гармонична и при этом индивидуальна, зависит только от вас. Ведь в жизни, к сожалению, повторы не предусмотрены. И если вы «стошнили», или подрезали неумелыми траверсами склон, то этого уже не отыграть назад и линия навсегда останется таковой. В этих горах и вашем сердце.
Дополнительные рекомендации
Это то, что не является обязательным при катании вне трасс, но рекомендуется крайне. Характерно, что чем дальше, тем больше эти рекомендации становятся, по сути, де-факто правилами, поскольку их жизненность подтверждается практикой.
1.Шлемы у всех участников группы райдеров (остальная защита – на усмотрение каждого).
2.Радиосвязь (минимум 2 рации + запасные аккумуляторы или дублирующие рации).
3.Проговаривание первым гидом нюансов предстоящего спуска непосредственно в месте старта.
4.Проверка заряда батареи бипера перед стартом (самостоятельно каждым из участников).
5.Проверка первым и / или вторым гидом работоспособности биперов участников (гид подходит к каждому из участников, с включенным трансивером в режим «поиск»).
6.Взаимная проверка друг друга на предмет должного закрепления снаряжения на рюкзаках, в первую очередь это телескопические палки у сноубордистов. А также проверка того, как надеты страховочные системы и наличие карабинов на них (если происходит катание по ледникам).
7.Наличие запасного варианта на случай невозможности спуска по выбранному пути (в связи с изменением погодных условий, состояния участников, или иных).
8.Запасная маска (не линза, а именно маска) или очки, а также дополнительная теплая вещичка, термос с чаем и перекус – тот самый kit без которого не стоит выходить на фрирайд.
P.S.Текст будет уточняться... Это пока лишь ver.1.0 от 25.02.2011
Исходный текст: http://manull.livejournal.com/215948.html
186
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
- Люди верят, что если они уже катались в этом месте и с ними ничего не случилось, то так и будет всегда
- Желание показать (доказать) свое мастерство
- Одновременный спуск всей группы
- Чрезмерное доверие к гиду ("синдром овцы" - слепо следовать за тем кто бы ни вел)
- Конкурентность (погоня за снегом)
- Врожденное презрение ко всякого рода запретам
- Доверие чужому следу
Конечно же каждый аспект требует более подробного пояснения,но я думаю это отдельный материал!И конечно же есть возможность дополнения
Но лучше не доводить, а просто проснуться утром под канонаду лавинщиков в теплом домике и подумать: "как хорошо что мы никуда не пошли", или немного похуже, но тоже возможно: "как хорошо что проскочили".
Так навеяло воспоминаниями, о том как "проскочил" :)
smth the same but in different words,smth pretty new.sorry for English,have no Russian letters now
3 dnya nazad odin chel,kotoriu konsultiruet ingenerov Mammut,Arva, chitaet lektsii v 25 stranax; v tom chisle dlya kanadskix i Swiss guides, rasskazal mhogo intersnogo poro raznyui bipery. On zanimaetsya tolko biperami i bolshe ni chem! Podozrevau,chto v Russia takix znanie poka ni ukogo net..:(
A nachet "sindroma ovtsy" - Maks tebya ni ponyal. Klient obyazan vypolnyat vse ukazania guide ,kasayushiesya bezopasnosti.
Da, oshibok ne delaet tolko tot ,kto voobshe nichego ne delaet.No esli klient nachnet prinimat samostoyatelnue reshenia na sklone - ti kak eto sebe predstavlyaesh? esli vushli prosto pokatat s druzyami - eto odno. a esli edesh s gidom,to bud dobr delat to,chto tebe govoryat
Надо не забывать, что ГИД – это тоже человек и способен совершить ошибку. Поэтому не выключайте СВОЙ мозг и старайтесь держать ситуацию на контроле. Тем более, что никакой гид не проедет за вас ВАШУ линию спуска!
Познавательно, спасибо.