Маршрут мечта или на велосипедах вокруг Эльбруса
VELOPUNK CLUB им. Глеба Травина.
При поддержке: компании ВЕЛОМИР и лично Игоря Архипова, турагентства АЛЬПИНДУСТРИЯ и лично Виктории Ворошиловой.
Особая благодарность: МЧС Приэльбрусья, водителю Аслану, Лизе Паль, велотуристам турклуба "ОРИОН" г. Волгоград, и лично В. А. Комочкову, В. А. Никитину за прекрасную карту и описание, компании GARMIN, проводнице Алевтине, всем кто отказался идти с нами, добрым людям планеты Земля...
Автор идеи: Дмитрий Лебедев.
Участники: Дмитрий Лебедев (Lebovsky) , Антон Новосельцев (Шампан), Денис Елизаров (Елик), Вадим Федорец (Вадя Рэй), Алексей Буртовой (Буртман), Александр Буровцов (Буручага).
Наш маршрут: п.Терскол - с.Верхний Баксан - пер.Кыртыкауш - Джилы-Су - Ущелье реки Кызылкол (ошибочно) - пер.Буруктыш - пер.Балкбаши (1А) - ущелье р.Уллухурзук - а.Хурзук - долина р.Уллу-Кам - слияние рек Уллу-Езень и Уллу-Кам - пер.Хотютау (1А) - пер. Эхо Войны - Баксанское ущелье - п.Терскол.
Нелирическое вступление.
Идея объехать Эльбрус на велосипедах родилась у меня три года назад после успешного восхождения на его Западную Вершину. Времени у нас тогда было много и после восхождения мы вдоволь погуляли по Приэльбрусью. Красота тех мест не может оставить равнодушным никого! Затем были велопоходы по Монголии, Кубе и Крыму, но ей Богу, Эльбрус тянул к себе как магнит. Единственное толковое описание в Интернете, это поход Волгоградского клуба "Орион" в 1992 г. То что пройти этот маршрут с великами можно, не вызывало никаких сомнений, весь вопрос был в логике использования велосипеда на классическом горном маршруте.
При поддержке: компании ВЕЛОМИР и лично Игоря Архипова, турагентства АЛЬПИНДУСТРИЯ и лично Виктории Ворошиловой.
Особая благодарность: МЧС Приэльбрусья, водителю Аслану, Лизе Паль, велотуристам турклуба "ОРИОН" г. Волгоград, и лично В. А. Комочкову, В. А. Никитину за прекрасную карту и описание, компании GARMIN, проводнице Алевтине, всем кто отказался идти с нами, добрым людям планеты Земля...
Автор идеи: Дмитрий Лебедев.
Участники: Дмитрий Лебедев (Lebovsky) , Антон Новосельцев (Шампан), Денис Елизаров (Елик), Вадим Федорец (Вадя Рэй), Алексей Буртовой (Буртман), Александр Буровцов (Буручага).
Наш маршрут: п.Терскол - с.Верхний Баксан - пер.Кыртыкауш - Джилы-Су - Ущелье реки Кызылкол (ошибочно) - пер.Буруктыш - пер.Балкбаши (1А) - ущелье р.Уллухурзук - а.Хурзук - долина р.Уллу-Кам - слияние рек Уллу-Езень и Уллу-Кам - пер.Хотютау (1А) - пер. Эхо Войны - Баксанское ущелье - п.Терскол.
Нелирическое вступление.
Идея объехать Эльбрус на велосипедах родилась у меня три года назад после успешного восхождения на его Западную Вершину. Времени у нас тогда было много и после восхождения мы вдоволь погуляли по Приэльбрусью. Красота тех мест не может оставить равнодушным никого! Затем были велопоходы по Монголии, Кубе и Крыму, но ей Богу, Эльбрус тянул к себе как магнит. Единственное толковое описание в Интернете, это поход Волгоградского клуба "Орион" в 1992 г. То что пройти этот маршрут с великами можно, не вызывало никаких сомнений, весь вопрос был в логике использования велосипеда на классическом горном маршруте.
Изначально идти согласились одиннадцать человек, но затем скепсис и неуверенность в своих силах выбило из наших рядов пятерых и нас осталось шестеро, но зато могу сказать честно, с такой классной командой давненько я уже не ходил! В итоге мы взяли за основу классический маршрут, описанный на карте « Вокруг Эльбруса», заменили перевал Азау на перевал Хотютау, соответственно добавив траверз ледника Большой Азау и перевал Эхо Войны.
Таким образом, мы прошли маршрут против часовой стрелки в отличие от туристов клуба « Орион» и сразу оговорюсь, что такой вариант нам показался наиболее целесообразным при чисто кольцевом маршруте, так как езды на велосипеде при таком варианте получается больше и перевалы берутся легче, за исключением, пожалуй, перевала Хотютау. А главное, постепенно набирая высоту, успеваешь полностью акклиматизироваться и привыкнуть к движению с великом в гору. Абсолютно необходимым снаряжением являются : веревка основная 40 метров, карабины (как минимум по одному на каждого, плюс штук пять общественных для организации переправ через реки),обвязки на каждого, вспомогательная веревка ( 6 мм )по длине основной, для транспортировки на переправах груза, велосипедов и некоторых участников)))).Дважды наводя навесные переправы, мы добрым словом вспоминали инструкторов наших турклубов и альплагеря Безенги. Что касается транспортировки багажа, то по как мне кажется, наиболее логичным является вариант, когда есть возможность загрузить весь груз в заплечный рюкзак (при долгих подъемах в гору),а при длительных спусках скидывать почти все вещи в велорюкзак. Если идти только с заплечным рюкзаком, то езда на велосипеде очень быстро превращается в муку, тем более по каменистой поверхности.Такой способ можно рекомендовать только людям с железной промежностью. Не говоря уже о том, что на спусках ехать, таким образом крайне небезопасно из-за высокого центра тяжести. Оба наших участника, которые пытались передвигаться таким образом, совершили падение через руль, слава Богу без особо серьезных последствий. Другая крайность всегда до отказа набитый велорюкзак. Поднимаясь в перевалы с такой раскладкой груза (если вы конечно не бегаете ежедневно по 15 км.) можно запросто почувствовать, что Небо становится ближе, а своих товарищей заставить ждать на седловине по часу и более. Интересен вариант с большой сумкой размещенной в переднем треугольнике рамы. Минус только один.В начале маршрута, пока не съедены продукты и не сожжен газ, приходится ехать с довольно тяжелым заплечным рюкзаком, да плюс еще урезать себя в теплых вещах, что в условиях высокогорья с его переменчивой погодой крайне нежелательно. Нам кстати с погодой безумно повезло и за все восемь дней дождик шел в общей сложности полчаса. Именно такая жаркая погода и теплые ночи стали причиной очень высокого уровня воды в реках, которая даже к утру падала незначительно. В ожидании утреннего падения воды мы потеряли в общей сложности полтора ходовых дня, сложных бродов было три, из которых два потребовали наведения навесной переправы. В итоге нам удалось проехать в седле ровно половину пути, а наша средняя скорость оказалась 5.5 км/ч, что, в общем наверное выше чем у среднего горного туриста. Очень полезная вещь GPS. Только с картой нужно сверятся все равно. Мы, в какой то момент расслабились и поздно обнаружили ошибку, которую я допустил при прорисовке трека. В итоге оказались в труднопроходимом и достаточно опасном ущелье реки Кызылкол, которое не отпускало нас почти два дня. Вот такой вот получился походец. Рекомендую всем имеющим минимальный опыт походов в горах.
Лирика.
Эльбрусом невозможно налюбоваться! Эльбрус величественный, переменчивый и коварный! Вот его ослепительно белоснежные вершины возвышаются на фоне безоблачного синего неба, а вот появилась легкая облачность над ним, словно облако зацепилось за вершину, а там глядишь и скроется он полностью, словно спрятавшись от посторонних глаз. Часами можно наблюдать за этой красотой и нет в этой постоянной смене картин повторенья. Приэльбрусье одно из самых красивых мест на Земле и полюбоваться на эту красоту приезжают ежегодно тысячи людей, и каждый увозит с собой частицу этого великолепия. Но не ко всем красавец благосклонен и ежегодно не возвращаются с его склонов желающие покорить его. В таких горах как нигде чувствуешь себя песчинкой и понимаешь свою зависимость от капризов матушки природы.
Необычайно красив маршрут вокруг Эльбруса. Этот типично горный маршрут мы преодолели на велосипедах и наградой за затяжные подъемы нам были великолепные спуски, езда по сказочной красоты ущельям, перевалы с которых кажется что весь мир на ладони, но главное, что увидели мы Эльбрус со всех сторон и словно не мы двигались вокруг него, а он поворачивался к нам то одной своей стороной, то другой. Каждый раз, попадая в горы, словно высаживаешься на другой планете, и Приэльбрусье яркий пример такой высадки. Как только заканчивается асфальт и дорога начинает уводить в горы, формы рельефа начинают меняться с поразительной быстротой. Казалось бы, только что мы двигались круто вверх по каменистой террасе над бушующей рекой, а вот уже едем по широкой лесистой долине реки Кыртык. Горы словно расступились дав нам дорогу и появилась наконец возможность ехать на велосипеде любуясь потрясающими пейзажами. Ночью тепло и лежа на спине можно любоваться россыпью звезд, которые кажутся очень близкими. С утра начинаем медленно приближаться к первому на маршруте перевалу Кыртыкауш. Перевал не такой уж высокий (3232 м) и сложный, но с непривычки дышать сложновато и приходится часто останавливаться, чтобы перевести дыхание.Велосипеды неохотно катятся в гору и требуется определенная сноровка, чтобы, маневрируя между камнями выбирать путь поровнее. Но проходит не так уж много времени и мы на седловине перевала и великолепный вид открывается по обе стороны . На перевале стоит обелиск в память о событиях Великой Отечественной Войны. Небольшой отдых и снова в путь. Прямо с седловины перевала можно ехать на велосипеде по достаточно сложной, крутой и усеянной камнями тропе.
Проходит совсем немного времени и мы уже в долине реки Исламчат и путь наш лежит по отличной дороге к Джилы-Су, народному курорту, где можно не только подышать чистейшим горным воздухом и полюбоваться видами гор, но и принять ванны из теплого нарзана. К сожалению после сошедшего селя осталась только одна ванна. Именно в ней мы и купаемся с утра, набираясь сил для дальнейшего пути и любуясь 40-метровым водопадом Султан. Перебравшись по полуразрушенному мосту на другой берег, преодолеваем каменистый серпантин и оказываемся в зоне альпийских лугов, где на фоне зеленой травы, белой громадиной возвышается Его Величество Эльбрус. Первое восхождение на Эльбрус датируется 1829 годом и если верить описанию, на «Эмануэлевой скале» можно обнаружить табличку в память об этом событии. Уйдя слишком далеко по ущелью реки Кызылкол, мы пропустили брод и решили не возвращаться,а пойти дальше и таким образом сократить путь. Но горы внесли свои коррективы и у заброшенной нарзановой скважины тропа закончилась. Дождавшись утреннего падения воды и проведя весьма неуютную ночь, мы с помощью навесной переправы перебрались на другой берег. Коварное ущелье не отпускало нас еще день, правда, в другом месте, где снова пришлось ждать падения воды. Следующий день подарил нам подъем на красивейший перевал Балкбаши (3691м). Перевал примечателен не только высотой и категорийностью, но и тем, что находится он в удивительной близости от Эльбруса и кажется что до высшей точки Европы, рукой подать. Холодное дыхание ледников не оставляет нас весь путь до седловины. А всего со склонов Эльбруса стекает 23 ледника из них 17 это очень мощные. С седловины перевала весь наш дальнейший путь виден как на ладони. Около часа мы везем велосипеды вниз по довольно крутой тропе, а затем мчимся 18 километров вниз по фантастической красоты дороге идущей то правому, то по левому берегу реки Уллухурзук. В азарте этого скоростного спуска, мы не замечаем, как въезжаем в поселок Хурзук, где немного переводим дух и подкупаем провизию. От поселка день пути до начала подъема на перевал Хотю-Тау. Высота набирается постепенно и почти везде можно ехать. Сказать, что ущелье реки Уллу-Кам красивое или живописное это не сказать ничего! Лично мне этот участок пути запомнился больше всего. И не только потому, что здесь ощущаешь себя именно в велосипедном походе, скорее из-за видов, которые даже сложно воспринимать как реальные, так они напоминают открытки. Однако вернемся к походу. Ночуем у начала подъема на перевал. Подъем предстоит не простой, и мы избавляемся от излишков провизии и всего лишнего. Путь до перевала оказывается дольше и сложнее чем мы предполагали. Тропа едва просматривается и велосипеды приходится тащить на себе, прыгая по довольно крупным камням. Когда наконец, показывается седловина перевала, кажется, что до нее рукой подать. Но на такой зрительный обман могут поддаться только те, кто впервые в высоких горах. Путь к перевалу не так уж и прост и короток, тем более с велосипедами. И в итоге мы карабкаемся еще пару часов. На седловине встречаем пограничников и туристов горников. Один из них, на вид самый бывалый, сказал нам, что ходит в эти места уже лет двадцать, но туристов с велосипедами здесь видит впервые. Приятно ощущать себя первопроходцем, но я далек от мысли, что пройти этот маршрут с велосипедами кроме нас и волгоградцев никто не пытался. Уж больно он красив и логичен именно для велосипеда. Вид с перевала Хотютау заставил меня замереть на несколько минут. Массив Эльбруса, бесконечные ледовые поля, вид легендарных вершин Главного Кавказского хребта, все это вместе взятое создает абсолютно нереальную картину, которую врядли способна запечатлеть даже самая лучшая фотокамера. Спуск к леднику с перевала занимает пару минут. Ледник открытый и трещины хорошо видны, но иногда приходится идти по так называемым мостам и мы на всякий случай связываемся. Удивительно и необычно смотрится связка из шести велосипедистов! Я думаю тот, кто видел это со стороны, получил истинное удовольствие. Дойдя до перевала Эхо Войны, решаем на нем заночевать, и эта ночевка стала самой необычной и красивой за весь поход. Настроение у всех, несмотря на усталость, приподнятое и если можно так сказать, финишное, ведь по нашим прикидкам до поляны Азау нам максимум полдня пути. Но горы внесли свои коррективы в наш график. Дойдя утром до речки Баксан, мы не только увидели мощную горную реку, через которую очень сложно переправить даже одного человека для наведения переправы, но и стали свидетелями схода селя на противоположной стороне ущелья. После долгих раздумий, мы решили дождаться утреннего спада воды и провели остаток дня и ночь под огромным камнем, укрываясь от возможного камнепада. С утра вода хоть не намного, но упала, и это позволило нам переправить Вадю Рэя, а затем навести в очередной раз навесную переправу. Затем, пройдя час с небольшим по Баксанскому ущелью мы, наконец, финишировали на поляне Азау, замкнув круг вокруг Эльбруса. Спасибо Богу и горам, что позволили нам сделать это!
P.S. Извиняюсь за возможные неточности и ошибки. Лебедев Дмитрий ( lebovsky@bk.ru)
54
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Напишу пару строк и выложу отчет .
Теперь цель - усовершенствовать ваш маршрут и пойти еще дальше.
Вы - молодцы, хоть без званий и не разрядные велотуристы :)
С уважением, Александр Еремин сарбайкер эт народ точка ру. Буртман знает. :)
Связка из шести велосипедистов просто порадовала!
Респект!
Безумно красивый, интересный и оправданно сложный поход!
Большой респект!
Денису Елизарову - особый привет!
Возврашяясь с нечто похожего от своих близких иногда слышу И где вы только друг друга находите ?
Продолжайте НАХОДИТЬ друг друга.