Планирование горных туристских маршрутов
Лекция, которая будет прочитана в школе Горного клуба МГУ во вторник 26.05.2009,
посвящена, в основном, стратегическому планированию и состоит из разделов:
1. Топологические типы маршрутов и ограничения на вес рюкзаков.
2. Верификация продолжительности участков маршрута.
3. Распределение сложностей по нитке маршрута.
4. Распределение высоты по нитке маршрута.
5. Стратегия и тактика, адаптивное планирование.
6. Подневный и календарный планы.
7. Планирование запасных дней.
8. Планирование ресурсов.
9. Результаты планирования маршрута.
Будем считать, что личный состав команды определен, и район для похода выбран. Хотелось бы определиться с маршрутом. С чего начинать его планирование?
А начинать надо с построения списка интересных объектов в районе путешествия, т.е. нужно построить множество точек на карте, которые хотелось бы посетить.
В этот список обычно включают:
1. Ландшафтные достопримечательности - водопады, озера, красивые или грандиозные стены вершин, интересные ледопады, красивые леса, какие-нибудь удивительные плато, каньоны и т.п. объекты.
2. Исторические и культурные достопримечательности - замки и крепости, старинные захоронения, развалины городов, мазары, знаменитые селения с кустарными ремеслами.
3. Спортивные объекты, представляющие интерес для преодоления - сложные для группы перевалы, вершины, каньоны.
Еще этот список следует дополнить точками возможного заезда в район и выезда из района.
Интересные точки выбираются на основе изучения района по книгам, путеводителям, отчетам о пройденных походах, путем разглядывания карты и космических фотоснимков, а также с помощью изучения района в Google Earth.
Там же в Google Earth или на сайте Panoramio.com можно найти фотографии местности или отдельных объектов, которые особенно полезны в случае дефицита туристских или альпинистских отчетов по данному району.
Итак, множество интересных объектов составлено, к нему присоединены точки возможного заезда и отъезда. Как правило, этот список избыточный - иначе говоря, все точки из этого списка посетить невозможно.
Теперь нужно соединить интересные точки траекторией вашего будущего маршрута. Делать это надо с учетом целого ряда ограничений.
1. ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАРШРУТА И ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЕС РЮКЗАКОВ.
Линейный маршрут в виде самонепересекающейся линии, вытянутой от точки заезда к точке отъезда, см. рис. 1, является самым красивым типом маршрута. Такой маршрут позволяет осмотреть обширное пространство, а, будучи пройденным, стать предметом гордости горопроходца.
Рис. 1. Линейный маршрут соединяет зеленые точки заезда и выезда из района и красные точки интересных объектов.
Однако продолжительные линейные маршруты требуют слишком большого ресурса продуктов питания и топлива на старте и, как следствие, слишком тяжелых рюкзаков.
Предположим, что группа собралась в поход 5-6 к.с. Этим определяется вес общественного и личного снаряжения. В таких походах он в сумме достигает 20-22 кг на одного участника. Возьмем оптимистичную оценку в 20 кг.
Предположим, что группа идет на 600-граммовой продуктовой раскладке, на человека в день сжигает 100 грамм топлива и 30 грамм упаковочных материалов (мусора).
Будем считать допустимыми на старте вес рюкзака для мужчин 35 кг и для женщин 24 кг.
Тогда должно выполняться неравенство, в левой части которого стоит вес снаряжения группы на старте, а в правой - максимально допустимый вес снаряжения:
(20 + 0,73 * T) * (M + W) < 35 * M + 24 * W,
где T - продолжительность линейного маршрута в днях, M - число мужчин и W - число женщин, или
(20 + 0,73 * T) < 35 * (1-g) + 24 * g,
где g - удельная доля женщин в команде. После преобразований получим:
T < 20,5 - 15 * g............................................................(1)
Вот такую женоненавистническую формулу мы получили - в группе из 10 участников, каждая женщина уменьшает продолжительность линейного маршрута на полтора дня.
Разумеется, это не означает, что девушек в походы брать нежелательно. Просто не ходите продолжительные линейные маршруты. Ведь дело в приоритетах. Надеюсь, что красота форм ваших подруг предпочтительнее красоты формы маршрута.
Между прочим, формула получилась очень реальная. В группах с одной дамой я ни разу не выходил в линейку более чем на 20 дней, а в чисто мужских группах - более чем на 26 дней (и это со всем полагающимся для сложного похода горным снаряжением).
Замечания:
1. Кольцевой маршрут, у которого точки заезда и выезда из района совпадают, по нагруженности ничем не отличается от линейного, и для него работает всё та же формула (1).
2. Бывает, что линейный маршрут разделен забросками на 2-3 автономных линейных участка. Тогда формула (1) работает отдельно на каждом из этих автономных участков.
А что же делать, если нагрузки линейного маршрута, в силу его слишком большой продолжительности или большого количества дам, для группы недопустимы?
В этом случае спасает маршрут в форме ключика. Это маршрут с кольцом в начале похода и с линейным участком в его конце. Вы приезжаете в горы, тут же оставляете заброску, проходите кольцо, возвращаетесь к заброске и, наконец, выходите на линейную часть маршрута. Очевидно, что продолжительность похода при тех же весовых нагрузках при таком построении маршрута можно удвоить.
Если точку ветвления такого ключика желательно удалить от точки заезда, то возникает маршрут в форме ключика с черенком, см. рис. 2. Этот черенок проходится либо с караваном из ишаков, верблюдов, лошадей или носильщиков, либо - челноком.
Рис. 2. Ключик с черенком. Черенок проходится с караваном или своими силами - челноком.
Челнок - это такой способ передвижения, когда груз проталкивается по маршруту с помощью повторного прохождения участка пути. Например, утром вы проходите 6 км вверх по долине и заносите часть продуктов питания и топлива. К обеду вы возвращаетесь в лагерь, а после обеда переносите лагерь на 6 км вверх к той самой куче из продуктов питания и топлива.
В результате за день вы проходите 18 км, но продвигаетесь по маршруту только на 6 км. Не следует думать, что челнок это слишком нудный способ передвижения. В начале маршрута это исключительно полезный способ, так как он сдерживает быстрый набор высоты и дает плавную акклиматизацию. Кроме того, он не позволяет быстро отдалиться от точки заезда. В случае заболевания участника в критические дни в начале похода, его удается быстро сопроводить к началу маршрута.
2. ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВ МАРШРУТА.
Обычно интересные точки района соединяются траекторией маршрута сначала "на глазок". Количество дней на разных участках маршрута определяется при этом приблизительно, чисто экспертным путем.
Однако потом необходимо уточнить продолжительность маршрута. Для этого я пользуюсь следующей формулой оценки чистого ходового времени (ЧХВ) на участке пути:
T = (10 * H + L)/V,...............................................................(2)
где T - ЧХВ, L - длина участка пути [км], H - положительная вариация высоты или суммарный набор высоты на участке пути [км], V - скорость, равная 3 км/час.
Эта формула работает при движении по тропе, по моренам, по снежным полям и не очень крутым снежным склонам, по ледникам и ледопадам до 2Б к.с. - короче там, где не надо часто применять попеременную страховку или вешать перила.
Напомню, что ЧХВ - это время в пути без учета привалов. При планировании дневных переходов необходимо следить, чтобы ЧХВ не превышало 7 часов в день. Но это максимум. Нормой должно быть около 6-ти часов.
Продолжительность переходов через технически сложные перевалы оценивается отдельно в результате вдумчивого анализа перевала или по отчетам о предыдущих прохождениях.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОСТЕЙ ПО НИТКЕ МАРШРУТА.
Начинать поход надо с простых перевалов, желательно на категорию ниже самых сложных. Иначе говоря, для похода 6 к.с. это перевалы не более, чем 2Б к.с., для похода 5 к.с. это перевалы не более чем 2А к.с. и т.д.
Такое требование объясняется двумя причинами.
1. В период начальной акклиматизации необходимо бережно относиться к организму и ни в коем случае не перенапрягаться. Любые перенапряжения могут привести к срыву акклиматизации, к возникновению тяжелых форм горной болезни, и, как следствие, к потере сезона для заболевшего участника и к потере времени и деградации маршрута для остальных членов команды.
2. Перед прохождением сложных перевалов команда должна сработаться, размяться. Желательно при прохождении более простых перевалов сначала выявить недостатки в действиях команды, а потом попытаться их устранить, и только после этого проходить перевалы максимальной сложности.
Самые сложные перевалы похода желательно проходить с легкими рюкзаками перед забросками или в конце маршрута. Никакого героизма в прохождении сложных перевалов с огромными рюкзаками нет, это туристская дурь, которая просто снижает безопасность. Можно в доску устраховаться, аж распиная себя на рельефе крючьями и бурами - но безопасности на должном уровне при этом не достигнуть.
Не следует забывать про факторы времени и ресурса сил. А с ними связаны лавины, ледовые обвалы, камнепады, ураганы и грозы, заболевания на сложном рельефе, невозможность эффективно противостоять разбушевавшейся стихии или организовать эффективную помощь пострадавшему участнику команды.
Таким образом, быстрое передвижения на сложном рельефе с достаточным запасом сил - это тоже безопасность, которая достигается, в частности, хождением с легкими рюкзаками.
Поэтому, когда мне преподносят в качестве подвига преодоление очень сложного перевала с 35-киллограммовыми рюкзаками, я просто пожимаю плечами.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ПО НИТКЕ МАРШРУТА.
В походе очень важно провести правильную акклиматизацию. Если вы собираетесь на Эверест, то в этом вопросе я не помощник, высотным дайвингом я не занимался и вряд ли когда-нибудь займусь.
Вы знаете, что дайвингом называются глубоководные погружения с аппаратурой для дыхания и с баллонами, наполненными дыхательной смесью. Аналогично, высотный дайвинг - это восхождения с аппаратурой для дыхания и с кислородными баллонами. У этих видов активности много общего. В вопросах безопасности на первое место выходят проблемы надежности аппаратуры, её бережной эксплуатации, а также проблема нехватки дыхательной смеси или кислорода.
Дело в том, что при глубоководных погружениях нельзя мгновенно всплывать. Это равносильно смерти. Поэтому подъем на поверхность воды осуществляется по специальным многочасовым программам. Совершенно аналогично при высотном дайвинге нельзя мгновенно спуститься, например, с 8500 на 6500. Для этого также требуется "выполнение многочасовой программы". Поэтому чрезмерный расход дыхательной смеси приводит к гибели - дышать уже нечем, а всплыть или спуститься человек еще не успел.
Что касается бескислородных восхождений на Эверест, то они очень вредны. Надо беречь свой мозг. В конце концов, это хранилище души, и деградация мозга неизбежно приводит к деградации личности.
Говорят, что мозг разрушается и на более низких высотах - на 7000 и даже на 6000. С этим я готов поспорить. Дело в том, что мозг разрушается не от высоты, как таковой. Мозг разрушается от горной болезни. Поэтому в неправильно спланированном походе вы можете подпортить свой мозг и на 4500.
А вот если вы проходите маршрут, не допуская горной болезни участников, то 7500 или 4500 - всё одно.
Так как же этого достичь?
При планировании и проведении похода я придерживаюсь определенных правил, которые касаются начальной фазы акклиматизации (первые 5-7 дней) и высотной акклиматизации (на высотах более 4500 м). Эти правила выработаны мною эмпирически и основаны на следующих постулатах.
1. Ступенчатая акклиматизация очень эффективна. Ступенчатой акклиматизацией называется высотная адаптация человека, основанная на выполнении программы чередующихся подъемов и спусков. Предполагается, что каждый новый подъем может быть выше предыдущего.
2. Эффективность ступенчатой акклиматизации обусловлена провокациями легкой горной болезни на пиках пилы с последующим восстановлением на спусках. Эти провокации подстегивают включение механизмов высотной адаптации.
3. В случае возникновения горной болезни, человек наиболее уязвим ночью. Ночью он расслабляется, исчезает мобилизация со стороны нервной системы, исчезает тот тонус, который поддерживается на волевых усилиях. Одновременно с этим прекращается самоконтроль состояния участника и контроль его состояния со стороны товарищей по команде. В тоже время успешная ночевка на высоте позволяет в наибольшей степени адаптироваться к этой высоте.
Высотным графиком принято называть линию, отражающую жизнь индивидуума или группы в горах, которая прорисована в осях T [время] и H [высота]. Обычно такой график имеет зубчатый вид, каждый зубец будем называть выходом (в высокогорье), а впадины между зубцами - интервалами восстановления. Чем ниже высота интервалов восстановления, тем лучше. На высотах выше 5000 метров восстановления организма практически не происходит.
При построении желаемых высотных графиков будем оперировать высотой ночёвок и подчинимся двум правилам (правила 500 и 1000 метров):
1. На неосвоенной высоте не следует набирать за день от ночёвки к ночёвке более 500 метров.
2. Высота ночёвок в очередном выходе не должна превышать максимальную высоту ночёвок в предыдущих выходах на 1000 метров.
А теперь построим высотный график восхождения для команды альпинистов, приехавших на высоту 3200 и отдыхающих в базовом лагере на высоте 4200. При построении графика мы не будем учитывать ограничения со стороны рельефа и добавим на восстановление лишь по одному дню отдыха между выходами (это совсем не много).
И, тем не менее, программа восхождения на вершину высотою 7000-7200 метров требует 19 дней, см. рис. 3.
Рис. 3. Высотный график восхождения на 7200 по правилам 500 и 1000 метров.
Конечно, правила 1 и 2 в известной степени условны и замена чисел 500 и 1000 на 600 и 1200 к большой беде не приведёт. Но грубое нарушение этих правил чревато срывом акклиматизации у слабого звена в вашей команде.
На представленном графике вершины пиков приходятся на ночевки. Для комфортной и безопасной акклиматизации это не самый лучший вариант. Хорошо, когда ночевка пониже максимальной высоты предшествующего дня, хоть на 300-400 метров. Однако при восхождениях с работой "от лагеря к лагерю" ночевки на пиках пилы весьма типичны.
В реальных восхождениях дополнительные ограничения накладывает рельеф, который не позволяет установить лагерь в произвольном месте на желаемой высоте. Кроме того, на технически сложных участках может потребоваться сокращение разности высот между соседними лагерями.
При планировании похода такой "идеальный" график реализовать крайне трудно. Перевалов в нужном месте и нужной высоты, как правило, не находится. Поэтому графики акклиматизации, наложенные на маршрут похода, по времени ещё более продолжительны. Отсюда вывод - если вашей целью является восхождение на "семитысячник" в кратчайшие сроки, то откажитесь от похода.
Мне могут возразить, что правила пятисот и тысячи метров - это правила комфортной акклиматизации, и что ради спортивной цели акклиматизацию следует ускорять. С этим трудно согласиться, потому что эти правила дают не просто комфортную, но, главное, безопасную акклиматизацию. И ускорения здесь происходят не на стадионе, а на маршруте и грозят увеличением числа отёков лёгких, мозга, срывов в состоянии гипоксии и других способов отойти на тот свет.
В качестве примера походного графика рассмотрим график "Заалайского марафона" - нашего похода 2001 года, в котором был осуществлён траверс пика Ленина (7134) с подъёмом по ребру перевала Жукова (маршрут Хойера) [3]. Ограничимся лишь первой частью похода до пика Ленина (включительно), см. рис. 4.
Рис. 4. Высотный график "Заалайского марафона" 2001 г. до пика Ленина.
В этом походе правила пятисот и тысячи метров выполнялись практически неукоснительно. Исключение составляет ночевка на пике Ленина (7134), которая превышала ночевку (5860) в штурмовом лагере на пике Белеули на 1274 метра, это чуть больше 1200. Но эта ночевка приходилась на 26-день, а не на 18-й, как это могло бы быть в идеализированном графике. Лишние 8 дней пребывания на высоте порядка 5000 метров тоже помогают нам адаптироваться на высоте 7000 метров.
Выполнения правил 500 и 1000 метров ограничивает снизу продолжительность похода. Очевидно, что при соблюдении этих правил восхождение в 25-дневном походе на два семитысячника становится уже невыполнимой задачей. А именно такая максимальная длительность предлагается для походов некоторыми идеологами спортивного туризма. В тоже время нарушение этих правил резко снижает безопасность.
Экономия времени на поход реализуется следующим способом планирования маршрута. Первоначально рисуется идеальная пила. А после этого подбираются перевалы для её реализации. Такой "неромантический" утилитарный способ планирования можно применить в тех случаях, когда восхождение на высокую вершину в походе является доминирующей задачей. Так был спланирован поход 2007 г. с восхождением на Конгур (7719) [4].
Маршрут этого похода был реализован по схеме ключика с черенком. После однодневного верблюжьего каравана мы вышли в 17-дневное кольцо, которое завершалось траверсом горы Сарыкаякуджи (6220). Потом мы взяли заброску и траверсировали Аклангам (7004), спустились к следующей заброске, после которой уже взошли на Конгур, см. рис. 5.
Рис. 5. Высотный график похода 2007 г. с восхождением на Конгур (7719)
На графике можно заметить, что траверс Сарыкаякуджи (6220) проходил в 16-й день похода, т.е. слишком поздно даже при выполнении правил 500 и 1000 метров. И пила в начале похода, несколько невразумительная, включает 4 равнозначных для акклиматизации пика высотою от 4900 до 5200 м.
Это было сделано осознанно. В начале похода в начальной фазе акклиматизации надо особенно бережно относиться к организму. Любые перенапряжения могут спровоцировать срыв акклиматизации и привести к тяжело протекающей горной болезни. Ночевка в начале похода на неосвоенной высоте, даже, не слишком большой (например, 4500 м) имеет два возможных исхода. Или вы просыпаетесь с пульсом порядка 80-90 ударов в минуту, отдохнувшие и полные сил продолжать поход, а это значит, что высота вами ночью освоена. Или мучаетесь ночью от бессонницы от плохого самочувствия и просыпаетесь с пульсом 105-110 или выше. Во втором случае я не рекомендую продолжать поход по принятому ранее графику. Необходимо повернуть назад и приспуститься, чтобы участник освоил высоту, и только после этого продолжать поход.
Описанный неблагоприятный сценарий очень мягкий. Возможна и другая картина. В день перед ночевкой участник много отработал на повышенной мощности. Его сердце устало. Ночью оно часто бьется, пытаясь обеспечить организм должным количеством кислорода, и устает еще больше. Наконец, кислорода не хватает даже для эффективной работы сердца. Возникает положительная обратная связь - сердце слабеет, кровоток уменьшается, дефицит кислорода увеличивается, сердце слабеет еще сильнее.
Утром проснувшаяся команда обнаружат свое слабое звено абсолютно неспособным к самостоятельному передвижению. Начинаются спасработы. Хорошо, если успеют спустить, иначе смерть.
Итак, в начале похода на первой фазе акклиматизации необходимо особенно бережно относиться к организму из-за опасности срыва акклиматизации. Еще следует напомнить о том, что участники приехали из города, где переживали стрессы от городской жизни. Не всем удается набрать идеальную форму к выезду в горы. У одного жуткие заморочки на работе, у другого - проблемы в семье. Кроме того, люди привозят в горы из городов вирусы и бактерии. Поэтому необходимо некоторое время, чтобы просто войти в режим ежедневных нагрузок, очиститься от городской скверны.
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА, АДАПТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Известные всем слова стратегия и тактика непонятны подавляющему большинству людей. Мне они тоже не понятны, и я нисколько не страдаю от этого. Когда люди начинают дымить наукообразием и опираться на категорический императив и диалектические противоречия, меня всегда тянет к родной математике.
В теории статистических решений стратегии отождествляются с решающими функциями. Стратегия - это правило по выбору действий, это такая коробочка, на вход которой подается информация о том, что произошло, а на выходе считываются рекомендации по вашим действиям.
Стратегия рассчитывается заранее по модели будущей операции и под неё, под эту стратегию, закладываются необходимые ресурсы. Ваш календарный план - это тоже стратегия, очень дубовая, но стратегия. Он рассчитан до похода и под него планируется ресурс времени, продовольствия и топлива. Это такая стратегия, на вход которой ничего не поступает. Что бы ни произошло, но 25 июля по календарному плану вы поднимаетесь на Алибекский перевал. Это к примеру.
Если вы прописали запасные варианты, то это уже более гибкая стратегия. Там уже имеется некоторый выбор - "если дела обстоят так, то мы идем на первый перевал, а если эдак, то на второй".
К сожалению, всё прописать заранее невозможно. Во-первых, мы не имеем точной детализованной модели будущей операции, мы даже не в состоянии составить список не только всех возможных событий, но даже всех возможных ЧП. А они могут быть удивительно разнообразными - от землетрясений, до проявления скрытого участником психического заболевания. Во-вторых, это адский труд.
Вот эту непрописанность или неполноту стратегий, дополняет тактика. К сфере тактики относится принятие решений в процессе выполнения операции, т.е. похода. Как вам идти по борту долины, по нижней или по верхней тропе? На такой вопрос до похода, вы не знаете ответа. Вы даже не знаете, что такой вопрос может возникнуть. Поэтому решение приходится принимать в походе. Это тактика.
Тактика не только дополняет стратегию. Бывает так, что из-за ошибок планирования или в результате действия непредсказуемых неконтролируемых факторов выполнение принятой стратегии становится невозможным или приводит к резкому понижению качества похода или его безопасности. В таких случаях необходимо отказаться от принятой стратегии и спланировать новую. Поскольку это происходит уже в походе, то по отношению к изначальному стратегическому планированию, такое перепланирование относится уже к тактике.
Перепланирование стратегии не приветствуется маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). Выпускающий орган не может влиять на тактику, поэтому старается тщательно контролировать стратегию, по крайней мере, в той её части, которая прописана в маршрутной книжке. За перепланирование стратегии в походе МКК угрожает санкциями, а судьи на чемпионатах снижают баллы и обычно по номинации "безопасность", хотя на деле всё наоборот! Тупое следование принятой стратегии как раз снижает безопасность, а её перепланирование призвано, зачастую, её повысить. Однако контролирующие спорт органы склонны не доверять руководителю, подозревая, что руководитель со своей задачей в походе не справится, и все эти самостийные перепланирования безопасность только понизят. И во многом они правы.
Тем не менее, умный руководитель, который серьезно берет на себя ответственность за качество похода и за здоровье участников не должен обращать внимание на санкции и чемпионские баллы. Вообще все амбиции лучше оставлять в городах. Они могут влиять на разработку маршрута, но не должны влиять на его исполнение. В горах про чемпионаты желательно забывать.
Для того чтобы перепланирование в походе было качественным, необходимо заложить для него основы при подготовке маршрута. Я это называю адаптивным планированием. Оно включает, в частности, проработку множества запасных вариантов маршрута. Желательно их прописать и в маршрутную книжку. Очень хорошо, если на основном маршруте в любой его точке перед вами сохраняется множество альтернатив, и при переходе к запасным вариантам альтернативность опять же сохраняется. Еще я люблю записывать в маршрутную книжку такую фразу: "Допускается обход любого перевала по долинам".
Если маршрут спланирован адаптивно, то вы имеете возможность действовать на маршруте максимально эффективно. Например, застала вас непогода - устраиваете прогон по долинам, погода стабилизировалась - лезете на сложный или высокий перевал.
Чем старее и опытнее руководитель, тем он больше склонен решить стратегические вопросы в тактическом ключе, освобождая свое время для решения городских проблем - зарабатывания денег, разруливания семейных неурядиц и т.п. Однако исходные ресурсы планируются до похода, и ошибка в определении исходных ресурсов уже не может быть в полной мере исправлена в процессе проведения похода. В случае чрезвычайной ситуации такой "пофигистский подход" зачастую приводит к трагическим последствиям.
6. ПОДНЕВНЫЙ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНЫ.
Итак, вы должны соединить интересные точки района, а также точки заезда и выезда из района траекторией маршрута с учетом всех ограничений и пожеланий, расписанных в пунктах 1-5. Для полученного маршрута, пользуясь формулой 2, рассчитать трудоемкость каждого дня пути. Результаты такого расчета заносятся в типовую форму в виде таблицы. В качестве примера приведём таблицу планирования начала нашего похода 1997 года [2].
Табл. 1. Пример подневного плана похода.
Этот план был исполнен, несмотря на то, что прогноз ЧХВ на второй день похода был 8 часов. Это на 2 часа более нормы. Реально, дневной переход был выполнен за меньшее время, тем не менее, из таблицы явно следует перегруженность второго дня пути. Как следствие - заболевание 2-х участников. Третий и четвертый дни похода стали вынужденными дневками. Вот цена, которую пришлось заплатить за то, что в правой колоночке вместо 6 часов стоит 8.
Если в первой колонке стоит номер дня, и таблица не привязана к календарю, то это подневный план. Перед покупкой билетов его следует превратить в календарный план, который имеет слева еще одну колонку с датами.
В предпоследней колонке указывается длина пути за вычетом повторно пройденного пути. Этот показатель важен для проверки выполнения действующего туристско-спортивного норматива.
Для технически нагруженных дней преодоления перевалов 3А и 3Б к.т., когда формула (2) не работает, в колонке ЧХВ можно формально проставить 7-8 час.
Предположим, что из 27 полевых дней 25 дней планируются, как активные, и ещё планируются две днёвки. 126 часов ЧХВ разделим на 25, получим, что среднее ЧХВ рабочего дня равно 5 час. Это приемлемая величина.
7. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАПАСНЫХ ДНЕЙ.
Для парирования непредвиденных задержек в ходе похода в конце подневного плана необходимо добавить некоторое количество запасных дней. Эти непредвиденные задержки могут быть обусловлены плохой погодой, неожиданно сложным для прохождения рельефом, заболеваниями участников и другими случайными факторами.
Спортивная группа в полевых условиях является открытой системой, которая возмущается потоком случайных событий. Естественно предположить, что эти события независимы и образуют поток с постоянной (на протяжении похода) интенсивностью.
В силу своей случайной природы, ошибка планирования возрастает со временем не только с постоянным сносом, но и с диффузией. Если учитывать только снос, то число запасных дней должно быть пропорционально длительности похода. В результате такого планирования количество запасных дней для коротких походов будет неоправданно мало, а для больших походов - неоправданно велико.
Учёт только диффузии приводит к росту числа запасных дней пропорционально квадратному корню из длительности похода. Это гораздо лучше согласуется с интуитивными представлениями о необходимом размере запаса (по крайней мере, автора этой работы), см. вторую колонку таблицы 2.
В общем случае в формуле для исчисления запасных дней должен присутствовать и снос и диффузия. В работе [1] на основе простенькой стохастической модели удалось получить однопараметрическую формулу. Будем считать, что ежедневно с некоторой малой вероятностью p возникает случайное требование к задержке похода на один день. Тогда
T зап = p*T + 3 * sqrt (pT),……………............................………….. (3)
Где T зап - число запасных дней, T - плановая длительность похода (в днях).
Табл. 2. Размер запаса ресурса времени (в днях).
В третьей и четвертой колонках таблицы 2 приведен расчёт запасных дней для p = 0.03 и p = 0.04.
Для различных районов с разными погодными условиями значения параметра p должны различаться. Подозреваю, что планирование на центральном Тянь-Шане требует большего числа запасных дней, чем на Памире. Кроме того, необходимо учитывать новизну района и количество запланированных первопрохождений перевалов и других локальных препятствий, которые требуют дополнительного запаса времени. И вообще, на каждую 3Б я бы рекомендовал по дополнительному запасному дню.
Предвижу скептический вопрос. Зачем нужна формула (3), если в ней приходится, по существу, угадывать значение параметра p, не проще ли сразу угадать количество запасных дней? На этот справедливый вопрос я отвечу следующим образом.
Если маршрут разбивается забросками на несколько частей, то для планирования ресурсов (для каждой из этих частей) необходимо сначала определиться с запасами времени. Иначе говоря, задачу выбора запаса времени приходится решать несколько раз. Единожды выбрав величину параметра p, вы определились в своём отношении к району, к его неопределённостям, к изменчивости погоды в этом районе и т.п. Если две части похода однородны по свойствам и различаются лишь продолжительностью, то запасы времени для них логично связать условием (3).
Например, первая часть похода длится по плану 9 дней, а вторая 20 дней. Предположим, что для 20 дневной части похода вам нравится запас в 3 дня. Это означает, что вы согласны со значением p = 0.03. Тогда у вас нет оснований неудовлетворительно относиться к запасу в 2 дня для первой 9-дневной части похода, см. 3-ю колонку таблицы 2.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ.
Общим для всех ресурсов является их убывание по мере прохождения маршрута. Обычно ресурсы убывают быстрее на сложных участках пути. Ресурсы могут убывать плавно или скачками в результате аварий. К ресурсам относятся:
1. Ресурс времени;
2. Ресурс питания;
3. Ресурс топлива;
4. Ресурс здоровья, силы и воли;
5. Ресурс медикаментов;
6. Другие ресурсы снаряжения.
В последнем пункте охватываются скальные крючья, расходный репшнур, примуса и горелки, палатки, рюкзаки и т.п. Почти все ресурсы (за исключением ресурса 4) имеют количественную оценку. При планировании похода их величина выбирается как альтернатива из множества допустимых альтернатив. Ничто не мешает провести такой выбор повторно в ходе похода, например, выбросить лишние продукты, сменную обувь или слить бензин или же остановится на днёвку, выбросив время.
Величина ресурса выбирается с запасом, который необходим для парирования действия различных неконтролируемых факторов или возмущений. Неконтролируемые факторы, это не подвластные вам и заранее не известные факторы. Заранее не определены и неподвластны погода, снежно-ледовая обстановка, высота воды на переправах, характер и сложность мелких препятствий. Заранее не определена реакция организма каждого из участников на нагрузки и воздействие внешней среды, психологическая устойчивость коллектива и т.п. К неконтролируемым факторам относятся случайные события: человек подвернул ногу, случился ледовый обвал, сломалась кошка, воспалился аппендикс.
Одни неконтролируемые факторы принципиально не подвержены управлению, например погода. Другие зависят от принятых вами решений, в частности, зависят их статистические характеристики. Например, 12-ти часовая беготня под рюкзаками увеличивает вероятность вывиха голеностопа.
Мы уже научились оценивать запас времени, см. формулу (3). Через время можно получить оценки необходимых запасов продовольствия и топлива. Если маршрут разделен забросками на несколько частей, то запасы этих трех важнейших ресурсов рассчитываются для каждой из частей. В результате вы получаете объемы ресурсов на забросках.
Не следует забывать и про ресурсы снаряжения. В заброски закладывают расходный репшнур, крючья, полиэтилен, стеклоткань, батарейки и другие элементы снаряжения. В больших центрально-азиатских походах, которые зачастую проходятся на некачественном бензине, мы закладываем в заброску даже запасной примус Шмель, пользуясь тем, что такие дешевые и надежные примуса еще существуют, а засоренный или раздолбанный экземпляр не жалко и выбросить.
9. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРШРУТА.
Итак, вы соединили интересные точки района, а также точки заезда и выезда из района траекторией маршрута с учетом всех ограничений и пожеланий, расписанных в пунктах 1-5. Результаты этой работы полезно оформить в виде следующих таблиц:
1. Подневный или календарный план движения по основному маршруту с контролем ЧХВ для дневных переходов.
2. Таблица ресурсов, в которой отражаются объемы ресурсов топлива и продуктов питания, исчисляемые количеством дней, и места их захоронения в забросках. Первой строкой в этой таблице прописывается ресурс, который не оставляется в забросках и берется на первую часть похода.
3. Список запасных вариантов участков маршрута, желательно с подневными планами движения. Рекомендуется прописывать также возможные причины, по которым будет принят тот или иной запасной вариант.
Все эти таблицы желательно включить в заявочные материалы, несмотря на то, что в официальном бланке места для этого, обычно не хватает.
В этой лекции мы, в основном, занимались стратегией, а про тактику говорили лишь для того, чтобы объяснить, чем она от стратегии отличается. Тактика, как искусство исполнения похода, это огромная тема, требующая самостоятельной и, возможно, не одной лекции.
Ссылки:
1. А.А. Лебедев. Планирование спортивных горных походов, 2006.
2. А.А. Лебедев. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру, 1997.
3. А.А. Лебедев. Отчет о походе 6 к.с. по Северному Памиру, 2001.
4. А.А. Лебедев. Отчет о походе 6 к.с. по Китайскому Памиру, 2007.
144
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Чего-только не читают...
Наверно в каждом клубе свои традиции.
Вот, например, в МГУ
Очень правильное и смелое высказывание!
Если раскладку, заброски, частично общ. снаряжение можно оптимизировать, то личное никак не удается уменьшить до хотя бы 12 кг, вечно 14 :(. Интересно было бы посмотреть список личного с указанием масс.
На самом деле я вовсе не призываю к научности. Хорошие инженеры очень часто делают "на глазок", но знания спецпредметов и системный подход дисциплинируют им мозги, и их "на глазок" начинает очень сильно отличаться от "на глазок" дилетанта. Поэтому то, о чем я написал, не является догмой, но является организующим началом.
Про вес лички - у меня та же проблема. Особенно "достает" обувь. Набирая 4500 обуви (а это почти неизбежно с современным то снаряжением), каждый раз чертыхаюсь и вспоминаю про николаевские самодельные ботинки из пенопласта и стеклоткани.
Но с обувью ничего не могу сделать, на николаевские ботинки пороху не хватает, пользуюсь покупными. А вот с одеждой пытаюсь оптимизировать. Основной подход - матрешечная схема. Т.е. я набираю одежду так, чтобы максимально теплая комплектация достигалась надеванием нескольких более легких вещей. Тем самым, я закрываю любой температурный режим меньшим количеством вещей.
Например, пуховку никогда не беру. Беру легкую синтетическую куртку (сейчас от Сиверы) на 700 грамм, пуховой жилет на 400 грамм и поларку на 700 грамм. Всё вместе даст комфорт на 7500.
Тоже и штаны. Беру поларовые и самодельные капроновые весом 130 грамм из дышащего легкого капрона. В последних хожу почти везде. А на 7К одеваю их на поларовые, чтобы поларовые не продувались.
Списки снаряги есть в отчетах в списке ссылок к статье.
Но тут на Риске была интересная статья, как группа пошла в невысотный поход на Кавказ (4-ку, кажется), пользуясь современным снаряжением и не обращая внимания на его стоимость (то ли богатые, то ли специальная рекламная акция с поддержкой спонсоров). Так они собрались в полтора раза легче, чем мы обычно собираемся.
Спонсоров в рамках того маршрута у нас не было, сами мы пожалуй не сильно богатые (на тот момент аспиранты были практически все :)
Именно поэтому в полной версии материала мы приводили цены на все используемое снаряжение.
Задача была в значительной степени показать - что легкое не обязательно значит дорогое даже если не заниматься самошивом - дескать традиционный комплект снаряжения среднего уровня под тот же маршрут стоит не намного дешевле или даже дороже.
Заметная часть снаряжения покупалась на распродажах, часть снаряжения от американских производителей приобреталось в США напрямую или в рамках почтового заказа.
А по проблематике уменьшения веса снаряжения я полностью согласен - "матрешка" - это пожалуй наиболее рациональный вариант.
Обувь действительно весит очень немало и чего c этим делать пока не очень понятно
Да еще у меня лично с пенками вечная проблема - объем - а надувастики пока довольно тяжелые и брать их на продолжительный сколь нибуть сложный маршрут как то не хочется.
В упрощенном виде получается Tзап=sqrt(T)-1
Может, сильно упрощенном, но с учетом неопределенностей (погода, маршрут, логистика подъездов и т.п.) IMHO, отклонения от Табл.2 не очень существенны.
А труд, конечно, могучий.
Нетленка!
Насчет ходового времени отдельное спасибо. Всегда вел учет по формуле (10*H+L за день должно быть меньше или равно 20), полученной интуитивно, по вашей формуле это и получается 7 ходовых часов, теперь я знаю этот пересчет и получил подтверждение правильности собственных ощущений.
Но не я эту формулу придумал. Я очень давно её где-то подглядел. Сначала просто пользовался, а потом исследовал, собрав для этого статистику по нескольким походам. Об этом исследовании написано в [1].
очень интересный материал, действительно показанна система замещающая в значительной степени интуитивные прикидки не противореча им в частностях.
Спасибо за статью.
Будет ли по этим материалам фильм для Арго? Будем ждать.
А какую куртку Сиверы Вы используете?
Опока легче, говорят, утеплитель в ней греет будучи сырым. Однако карманы не застегиваются одной рукой, и внешний материал давольно хлибкий, легко тянется. Уже появился сморщенный или "задранный" участок за 3 месяца эксплуатации в городе.
По крайней мере заметное количество пользователей эту разницу замечают.
Основное различие скорее в верхней ткани - у Опоки тонкая ткань с поровым мембранным покрытием.
У Серро Торре - ткань более толстая и без покрытия.
Соответственно первая модель более бивачная/страховочная, а вторая рабочая.
Хотя в целом, конечно куртки по функционалу похожи
Теперь вы меня должны на клубный гусятник осенью пригласить.
2).ВЫсотного дайвенга нет.
3).Те,кто тренеруется по методикам циклических видов спорта-адаптированы к физической гипоксии,
и при супенчатой (поК.К.Ккузьмину)акклиметизации в 2-3 раза быстрее приходят в форму.
Д4обавь в Москве "горный воздух" и сможешь идти на Эверест на следующий день после приезда
4).А естьтуристам надо меньше-вот и рюкзаки будут легче.Унас на высотных траверсах продуктов(с горючим)
было по 300 грамм!.
С уважением В.Божуков,альпинист
Твоими устами глаголет истина. Я помню все твои замечания, высказанные на протяжении многих лет нашего общения.