Самодельные снегоступы с поперечным каркасом
Уже несколько лет я использую в горных походах самодельные снегоступы с поперечным каркасом из металлических трубок. Последняя пара пережила два похода 6 к.с. и два майских несложных, но очень многоснежных похода, поэтому я могу сказать, что, похоже, научился делать надежную конструкцию.
Характеристики:
Вес пары - 585 грамм.
Ширина - 30 см
Длина (на 43-й размер) - 34 см.
Длина опорной поверхности (на 43-й размер) - 30 см.
Площадь - 900 кв.см.
Продольная жесткость обеспечивается кошками, работают только на кошках.
Сворачиваются компактно трубочкой. Длина трубочки - 30 см., диаметр 8 см.
Позволяют переходить со снежных заносов на участки льда и продолжать движение по льду. Все зубья кошек, в том числе, передние - свободны.
Общий вид. На фото 1 представлен общий вид одного снегоступа. К куску прочной материи пришиты стропы, в который прожигаются дырки для зубьев кошек. Поперёк пришиты стропы (но только по их краям) для формирования чехлов под трубки. Концы строп на торцах загнуты и пришиты на обратную сторону. Сзади пришиты стропы для завязывания методом "советских кошек". Из верёвки d4 сделаны колечки для крепления крепёжной стропы.
Исходные материалы для изготовления одного снегоступа: прямоугольник из прочной ткани (у меня белый лавсан) 32 х 40 см, широкой одинарной стропы 250 см, легкой одинарной стропы 200 см, верёвки d4 120 см, трубок титановых d12 с толщиной стенки 1 мм - 4 шт. по 30 см. Катушка капроновых ниток.
Алгоритм.
1. Подвернуть края у куска материи и прострочить (чтобы не разваливалась на краях).
2. Приставить кошку, пометить дырки под зубья.
3. Пристрочить вдоль снегоступа 2 широких стропы так, чтобы они закрывали все дырки (чтобы дырки шли потом через стропу). Пустить строчку "перекрещивающейся волной", см. ф.1.
Фото 1. Общий вид. Верхняя сторона.
4. С обратной (нижней) стороны пришить 4 поперечные стропы, прошивая их только по краю, см. ф.2. Каждая стропа должна иметь выхлесты за пределы снегоступа на 5-6 см для последующей заделки торцов. Первую стропу пришить вровень с передним краем снегоступа. Трубка в этом чехле должна ложиться в упор под передние зубья кошек. Последнюю стропу пришить впритык к задним зубьям с внутренней стороны. Остальные трубки должны быть у оснований промежуточных зубьев, занимая максимально устойчивое положение.
Возможен метод итераций: Пришить переднюю стропу. Потом прожечь первую пару дырок, вставить трубку, надеть кошки и наметить положение второй стропы. Пришить вторую стропу, прожечь дырки, вставить трубку и наметить положение третьей стропы и т.д.
5. Вставить трубки и прожечь все недостающие дырки. Вставлять трубки надо для того, чтобы учесть укорачивание снегоступа, который немножко "наворачивается" на трубки.
6. Прожечь недостающие дырки для веревочек, вставить верёвки и связать веревочные кольца.
7. Вынуть трубки, на машинке зашить торцы с одной стороны снегоступа.
8. Вставить трубки и вручную зашить торцы с другой стороны сенегоступа.
9. Примерить кошку с ботинком. Разметить крепёжную стропу и пришить её.
Время изготовления пары снегоступов около 3-4 часов.
Основные достоинства:
1.Легкий вес.
2. Малые габариты в свёрнутом положении.
3. Возможность ходить практически не обучаясь, с почти обычной "кошечной" техникой.
4. Возможность ходить по участкам плотного фирна и даже по льду.
Фото 2. Обратная (нижняя) сторона.
Основные недостатки:
1. Одеваются весьма кропотливо. Надо точно продеть зубья кошек в дырки, потом завязать стропой. На это уходит время.
2. Уступают другим моделям по площади.
3. Работают только с кошками.
4. Изнашиваются, возможно, быстрее покупных.
Нюансы. Желательно просверлить трубочки у концов на расстоянии 5-8 мм от торца. Это очень полезно для быстрого ремонта уже изношенных снегоступов. Когда во время движения прорвется заделанный стропою торец, трубочку можно зафиксировать стальной проволокой. Так случилось в конце 2-го года эксплуатации моей последней поработавшей пары.
Трубки. В первой модели я использовал 3 титановые трубки диаметром 10 мм при толщине стенки 1 мм. Они погнулись в Подмосковье на пути из Снегирей в Радищево. Тут же я сделал снегоступы с 4-мя такими трубками, укрепив пятку. Они прослужили долго, но всё-таки трубки после похода приходилось выпрямлять. Надо признаться, что вешу я под центнер. Наконец, мне это надоело, и я купил вот здесь трубки диаметром 12 мм. Пара снегоступов с такими трубками (на пару их 8) весит 585 грамм.
Со стальными трубками получается тяжелая конструкция.
Мои друзья успешно использовали дюралевые трубки из лыжных палок. Они легкие и не гнутся. Главная их беда в том, что при интенсивной нагрузке они протираются (перепиливаются) вертикально профилированными элементами конструкции кошек.
Фото 3. Вид сверху.
Ну вот, пожалуй, и всё.
97
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А вообще, платформы, закрепляемые на кошках когда-то были у Гривеля. Да и сейчас существует нечто подобное - легкое, пластиковое.
Использовал TSL Rando . Полное г.
При первом же надевании, задний фиксатор разлетелся на кусочки. При том, что затягивал я его двумя пальцами с усилием равным затягиванию стяжек рюкзака. Пришлось оперативно чинить. Благо, с собой оказалась запасная стропа.
Вторым "бонусом" была дурацкая система переднего крепежа. Сваливалась она примерно раз в полчаса. Как у меня, так и у другого товарища.
Мораль - посередине должна быть доп. лямка. В TSL разочаровался
Вероятно настройки были не верные (надо было тренироваться дома) или брак может быть.
Хотя слышал историю как у Гриши Кочеткова сломались крепления под рантовый ботинок (лягушка задняя вроде) в ТСЛ .
Защелка крепления по идее, должна выдерживать нагрузку под сотню кг на раскрытие, а на поломку и того больше. При всех моих достоинствах, я не напрягаясь вытяну килограмм 30-50 максимум. От такой нагрузки нормальная защелка не ломается на куски с разлетом осколков в радиусе метра ) И температура была около нуля, так что хрупкость от этого вряд ли выросла. Вторую защелку доломал в аналогичных условиях товарищ, когда мы махнулись снегоступами для продолжения тропежки. 2 из 2х - это уже статистика, а не случайность.
Передний крепеж может быть отлично держится на обычных ботинках, но на моих La Sportiva Olymp Mons с крупным носком его приходится поправлять каждые метров 50-100. А в глубоком снегу он регулярно сваливается. Симптом также проявился и у упомянутого выше товарища на более компактных ботинках (вроде кофлачи). Он перематерился до такой степени, что снял эти снегоступы и потопал без них.
При траверсах с переменной глубиной снега - караул полный. Не знаю, как другие снегоступы, а этот на твердом снегу просто сворачивается с ноги. Опять таки, из-за дурацкого "тапочкового" крепежа. неужели нельзя было сделать лямку, идущую к задней части, как это сделано на кошках?
Ну а то что траверсить некомфортно - так это селяви.
:)
У нас в прокате в секции 40 пар этих снегоступов и как показывает практика они вполне надёжны и выносливы.
Конечно они не на столько индивидуально подгоняются как MSR, но говорить, что они дерьмовые - не справедливо. Вам лично, с Bашими ботинками, я порекомендовaл бы Lightning Ascent - и Будет Вам счастье.
Other-the-top
Либо Take-the-high-road