Фильм "В тени Конгуртага" или перевал в 52 веревки.
Признаюсь, я не любитель подолгу пребывать в одном и том же месте, поэтому склонен избегать такие участки, где из соображений безопасности недопустимо хождение в связках одновременно.
Пешком ходить - вот это здорово! И декорации постоянно меняются, да и нагрузка самая, что ни на есть, крепкая. Но таких любителей еще поискать надо, поэтому для удовольствия моих участников, иной раз приходится и полазать.
Тем более странно, что самое "безобразное" моё приключение, когда для прохождения перевала потребовалось 2600 метров перил, случилось с командой из очень солидных и остепененных докторскими и кандидатскими степенями людей.
Случилось это в 2003 г. Самый безопасный путь с ледника Чимген на ледник Караяйляк идет, если не через вершину Конгур (7719), то через пик 5975. В классификаторе эта вершина приобрела название "Пик Николаева" (5А), а находится она в продолжении восточного гребня Конгура на стыке хребта Агалистан с его отрогом, простирающимся на север к пику Гёз (5696).
Трехчастный фильм об экспедиции 2003 года на Китайский Памир я выложил в свой канал на Vimeo. Вот ЗДЕСЬ вы найдете ссылки и для on-line просмотра и для скачивания файлов.
Сначала немного об экспедиции.
В походе мы пересекли Кашгарские горы с юга на север. Мы начали из долины реки Ташкурган, южные склоны которой образованы отрогами Каракорумского хребта Ташкурган. Здесь проживает очень своеобразный памирский народ - сарыкольцы. Их женщины даже на огородах носят высокие красивые шапки, а мужчины, приветствуя друг друга, целуют руки.
Первые 25 км нашего пути проходили по маршруту генерала Лавра Корнилова 1901 г. (в то время капитана). Наши пути разошлись на плато Чичиклык. Здесь проходила одна из троп Великого шелкового пути. Интересно, что это плато описано в сохранившихся путевых заметках буддийских монахов Фа Ксияна (Fa Xian) (399 г.) и Сюань Цзаня (Xuan Zang) (624 г.).
Следуя от плато Чичиклык на север, мы пересекли три хребта и подошли к вершине Конгур (7719) с его юго-восточной стороны. Путь на север преграждал сложнейший хребет Агалистан с остроконечными вершинами высотою до 6000 м. Самый безопасный путь с юго-востока, ледника Чимген, на стекающий с северных склонов Конгура ледник Караяйляк проходил через вершину 5975.
У нас не было фотографий этой вершины с юга. В этом районе после экспедиции Мак-Грегора 1988 г. /2/ мы были вторыми. Походы Клармонта Скрина 1922-1924 гг. проходили значительно восточнее /1/.
Единственной фотографией на планируемый траверс пика 5975 была фотография из книги Бонингтона /3/. Её сделали в 1980 г. с пика Караташ (5361). На ней заснят северный гребень пика 5975, то есть, путь нашего спуска с вершины. Это фото вынесено в заголовок поста. На нем даже низа не видно, как спускаться с северного гребня.
И всё, больше на этот траверс мы ничего не имели.
В походе участвовали:
1). Бабич Михаил (доктор физмат наук, Санкт-Петербург).
2). Беляева Татьяна (преп. английского языка, супруга Бабича, Санкт-Петербург).
3). Максимович Юрий (Москва).
4). Лебедев Андрей (канд. тех. наук, Москва, руководитель).
5). Чхетиани Отто (Антон) (доктор физмат наук, Москва).
6). Янчевский Олег (канд. хим. наук, Киев).
Самому младшему (Антону) в 2003 г. исполнился 41 год.
Как мы решились на такую авантюру?
Не знаю...
Короче, подошли к вершине, выбрали путь и полезли.
Подробности в фильме. Если в лом смотреть все три части, то во второй части с 18-й минуты - восхождение на пик 5975. А в 3-й части до 11-й минуты спуск с пика 5975.
24 веревки на подъём + 4 веревки на вершинном гребне + 24 веревки на спуск.
Можно еще добавить еще 13 веревок перил на спуске с перевала Западный Караташ, пока мы, наконец, не спустились до травы.
Если кто-то захочет повторить, то в Энциклопедии Риска есть отчет о восхождении /4/. Есть еще и отчет обо всём походе. /5/.
После этого траверса, мы взяли заброску в селении Гёз и отправились на траверс Аклангама (7004) с северо-востока на юго-запад. Но не получилось. Получилось лишь в 2007 г. (с юго-запада на северо-восток) перед восхождением на Конгур.
Коротко о фильме.
Это был мой третий фильм и второй после несколько авангардного фильма "Второй кашгарский поход". Настал этап отработки и закрепления ранее найденных приёмов. В творческом плане особенно порадовало наложение при озвучке двух саундтреков. На авангардную пьесу Фрэнка Заппы "Toad of the short forest" (1970) я наложил финал 7-й фортепианной сонаты Сергея Прокофьева в исполнении Глена Гульда. Это было настоящее откровение! Всё легло, нарочно не придумаешь.
Этот звуковой коллаж использован в фильме для иллюстрации ночного спуска с северного гребня вершины 5975 (первые четыре с половиной минуты в самом начале 3-й части). Так получилось, что на спуске с вершины мы не нашли ни одного подходящего для ночевки места. Поэтому крутили буры всю ночь до 6 утра, пока не вышли на ледник.
Вот ЗДЕСЬ все три части фильма "В ТЕНИ КОНГУРТАГА".
ССЫЛКИ:
1. Клармонт Скрин. Конгурские Альпы. 1925.
2. Shiwakte peaks in Aghalistan. Geoffrey Cohen, 1989.
3. C. Bonington, Kongur: China’s elusive summit, Hodder and Stoughton, London, 1982.
4. А. Лебедев. Пик Николаева по южному ребру и восточному гребню (5975, 5А). Отчет. 2003.
5. А. Лебедев. Отчет о походе по Китайскому Памиру, 2003 г.
Напоследок несколько фоток.
Симпатичные брюнетки катаются по Кашгару на мотоциклах.
И мужички тоже ничего, правда степень их симпатичности мне оценить трудно :)
А это сарыколки в повседневном наряде.
Это не Эльбрус. Так выглядит Музтаг-Ата с северо-востока.
Юра.
В каньоне Тересаз-Су.
Выход на южное ребро восточного гребня пика Николаева.
Обход жандарма на ребре.
На ребре. Уже почти вылезли на вершинный гребень.
Вид на отрог, отходящитй от пика Николаева на север. Слева непокоренный пока пик Гёз (5696).
Вид с вершинного гребня. Теперь надо перелезть через все эти бугры. Высшая точка 5975 на самой правой вершине.
На вершине пика Николаева.
А это спусковой северный гребень.
Юра и Олег на спуске с перевала Западный Караташ.
Вид на Конгур (7719) от подножия перевала Западный Караташ.
Яманджар (7211).
Андрей и Миша после спуска с Аклангама.
Докладываю Ярошевскому об окончании похода.
Я в декабре дома сидел.
Думаю, что этот фильм может быть образцом. В нём нет метания камеры, нет клипового перескока с одного элемента сюжета на другой. Есть время всмотреться, подумать, представить себя в тех условиях. Понятно, что последнее удастся только в малой доле. Но, всё же, в некоторых кадрах «дух захватывает». А в некоторых – пустеет-холодеет сердце и покалывает в пятках.
Кстати, только в городе, при просмотре таких фильмов, вспоминается с сожалением, что не догадались существенно уменьшить оператору фильма вес его рюкзака.
«И на Солнце есть пятна». Скажу о переправе (18-21 минуты первой части фильма).
«Господа, ведь мы же звери!».
А можно было одному-двум «лосям» «упереться в дно» и стать опорой для «тётки», при её переходе с камня в «бочку»?
Или двум «лосям» прочелночить, перенеся «тётку» и её рюкзак, избавив их от гарантированной купели?
Или-или. В группе хватало верёвок. Надо ли было закрепить одну из них существенно выше места переправы и использовать её, как «маятниковую» опору при переходе с камня в «бочку»?
И надо ли переправляющимся развешивать на своих рюкзаках «подарки для реки» – каску, седушку, и т.д.? Напор воды таков, что «подарки» сорвёт и унесёт. А рядом магазина нет.
И не надо меня попрекать за мои вопросы о показанной переправе. Ясно, что уровень группы таков, что ей многое позволено, как «Юпитеру».
Множество людей, которым фильм очень нравится, не пусто!
Почему у Вас каски не надевают? Чуть оступился, упал, неудачно головой мотнул - и "здравствуй,ЧМТ".
Ничего ведь не стоит надеть перед переправой, секундное дело.
Недооценка опасности.
Так делать нельзя!
А в этом эпизоде я вообще со съехавшей крышей, что-ли..
Стою и комментирую: "Упадет или не упадет? Если упадет, то это, конечно, плохо, но для фильма очень интересно!"
Наверно, очень жарко было...
Мозг перегрелся.
:)))
Не знаю...", каждая авантюра должна быть хорошо продумана и подготовлена, на мой взгляд у Вас так и было=)
Качество картинки в тех файлах самое лучшее.
Вот только как там сделать связки между частями трехчастных фильмов?
Спасибо!