Первый лыжный поход по Анабарскому нагорью. Поздравляем победителей!

Пишет Leb, 15.03.2012 12:37

Вчера 14 марта в актовом зале МГТУ МАМИ состоялось награждение победителей чемпионата Москвы по походам 2011 г.

Абсолютным чемпионом по лыжным походам стала команда Московского городского клуба, возглавляемая Отто Чхетиани и Евгением Лапшиным.

Это был первый в истории лыжный поход по Анабарскому нагорью к юго-востоку от Таймыра. Команда пересекла нагорье с северо-запада на юго-восток от реки Хатанга до реки Оленёк, преодолев за 35 дней 730 км абсолютно дикой и безлюдной местности Заполярья (поход 6 к.с.).


Состав команды: Отто Чхетиани (рук.), Владимир Куликов, Евгений Лапшин (зам. рук.), Алёна Акимова, Светлана Белоусова, Андрей Рыжков, Михаил Черных, Василий Иванов, Алексей Сашов (последние двое на фото не присутствуют).

Походные фото см. ЗДЕСЬ.

Трек маршрута лыжников:


Нитка маршрута:

с.Хатанга –– пос.Каяк – р.Котуй – р.Эриечка – пер. 277 м (1А) – р.Кысыл-Хая-Юрях – пер.318 м (нк) – р.Хара-Тас-Сулуда – пер. 426 м (нк) – р.Урюнг-Тас-Сулуда – пер. 420 м (нк) – р.Буом-Пастах – пер. 410 м (нк) – р.Каменистый – пер. 403 м (нк) – р.Далдын – пер. 372 м (нк) – р.Медвежья – р.Мас-Диэки-Сала – пер.499 м (нк) – р.Тыкы-Бастах – пер. 456 м – р.Фомич – останец 517 м – останец Кадарчан – пер. 550 м – р.Сиэх-Чёнгёлёгё – пер. 580 м – р.Арбын – р.Арбын-Ортоку-Салата – пер. 600 м – р.Правый Кириестих-Юрях– р.Котуйкан – р.Левый Кириестих-Юрях – пер. 570 м – р.Адардах-Болоно – р.Абар – пер. 560 м – р.Малый Кюэльлях – р.Кюэльлях – пер. 590 м – р.Котуйкан – р.Суруктах – пер. 662 м – р.Капрал – траверс Возвышенности Халчаганахта + в. 906 м + южный гребень в. 906 м (1Б) – р.Сумалах-Хатырык – р.Хатырык – пер.460 м – р.Большая Куонамка – р.Сербейян – р.Листвянка – пер. 449 м – р.Балаган-Сала – р.Кенде – р.Матыра – р.Харан – пер.311 м – р.Чопкоки – р.Куранах – р.Кенде – пер. 309 м – р.Чурбукулах – пер. 300 м – р.Майында – р.Светлый – пер.324 м (Оленекский) – р.Оленек –пос.Харыялах – пос.Оленек

Параметры похода:

Сроки проведения: 17.03 - 21.04.2011
Категория сложности: 6-я
Длина маршрута: 730 км
Продолжительность: 35 дней
Ходовых дней: 33
Общее количество перевалов: 24
Перепад высот на подъем: 9952 м
Перепад высот на спуск: 9804 м
Количество безлесных ночевок: 24
Количество лесных ночевок: 11
Количество пурговок: 2 дня (0.5 дня на р.Медвежья, 1.5 дня на р.Капрал).

За этот поход команда получила также специальный приз судейской коллегии - Приз имени Тихомирова.


Привожу фрагмент текста Отто Чхетиани из его краткого отчета о походе:

Выводы и рекомендации.

С точки зрения лыжного туризма - Анабарское плато – район для маршрутов только высоких категорий. Это объясняется тем, что он совершенно безлюден, зимой здесь вообще никто не бывает, ни оленеводы, ни охотники. Немногочисленные населенные пункты расположены только на окраинах плато. Для того, чтобы просто дойти на лыжах из пункта «А» в пункт «В» через Анабарское плато, нужно преодолеть расстояние, которого как раз хватит на «шестерку».

- При передвижении по плато лучше прокладывать маршрут по его возвышенной, водораздельной части, так как там есть вполне приличный наст. В долинах крупных рек снег рыхлый, приходится тропить, как правило, челноком.

- За 71-й параллелью очень ощущается нехватка кислорода в воздухе. Кроме того, высота самого плато – около 1 тыс. м над уровнем моря. В совокупности эти факторы способствуют возникновению типичных симптомов «горняшки», характерных для высокогорных районов.

- Рельеф водораздельных участков плато очень сильно сглажен. Наверное, это результат деятельности какого-то доисторического ледника. Так как Анабарское плато – это сплошной камень, то немногочисленные осадки не смогли «напилить» в нем русел, очень характерных для «типичной» тундры. Хотя карта и приборы показывают на маршруте значительные перепады высот (сотни метров в день), но выбрать дальний ориентир для определения направления движения невозможно.

- Осложняют передвижение многочисленные магнитные аномалии (неизвестного происхождения). Периодически стрелка компаса начинает описывать необъяснимые круги полностью дезориентирующие впереди идущего. Особенно это «напрягает» при «белой мгле», тумане, пурге.

- Самой характерной особенностью района (кроме стоимости подъездов) являются резкие и частые смены погодных условий, в том числе и в течение одного дня. Например, утро может начаться с -15º С, к полудню потеплеть до -3º С, а к 19 часам похолодать до -35º С. Ветер может меняться за день по несколько раз. Сильнейшая мокрая пурга может начаться в обед после вполне безоблачного утра, а к заходу солнца может прекратиться и смениться тридцатиградусным морозом. Очень неприятны неожиданно и неоднократно налетающие заряды мокрого снега, тающего на одежде, особенно если к вечеру температура в течение часа падает с почти 0 до -30 град.

- Постоянная проблема – установка палатки на ночь или на обед. Это вызвано тем, что на возвышенных местах наст, как правило, не толще 20-30 см, поэтому лыжу для оттяжки в нем надежно не закрепишь. Снежный покров «неудобен» и в долинах рек. 100 – 120 см сыпучего снега заставляют тропить челноком, но очень плохо держат лыжи на оттяжках.

- Время проведения похода мы чуть-чуть не угадали. Надо бы было выходить на неделю раньше. Лучше бы мы померзли (морозы вначале были до -40 град. Весна в районе Оленька наступает стремительно. В последнюю неделю из-за подлипа нам пришлось перейти на «ночной» график передвижения, отсыпаясь теплым днем. А до прекращения движения по зимнику Оленей – Удачный не хватило всего трех дней.

Классно!
Молодцы!
Поздравляю!

P.S. Отто Чхетиани и Евгений Лапшин - члены МКК ЦС туризма МАИ.
Однако приятно....

286


Комментарии:
4
Молодцы! Всегда видел в лыжниках особенных и суровых духом людей.

21
Редакции сайта Риск.

Категории "Лыжный туризм" я не нашел.
Пришлось проставить "горный туризм", а это неправильно.
Потом "ски-тур"-ом положение подправил, но и это - не ахти...

Лыжный туризм - крутейший вид аутдор-активности.
Вспомним, что на сайте Риск уже появилась куча материалов.
Это лыжные походы по Монголии, Аляске, Шпицбергену, Памиру...

Надо исправить упущение. :)

1
Андрей, предлагаю ввести рубрику "Туризм", которая будет объединять все виды туризма.
А рубрику "Горный туризм" оставить как есть, так как на данный момент на Риск.ру подавляющее число материалов по тематике туризм относятся к горному туризму.

7
Туризм - это Канары. :)

Аня, не думаю, что надо так расширять.
Уже есть категории "спелеология", "велоспорт", "велотуризм", "каякинг", "водный спорт", "горный туризм"...

С пешими походами на Риск особо не приходят...

Остается просто добавить "Лыжный туризм".

При наличии категорий "спелеология" (спелеотуризм) "горный туризм", "велотуризм", "каякинг" + "водный спорт" (водный туризм) запихивать лыжный туризм в просто "туризм" - это несколько неуважительно.

Поэтому наиболее предпочтительно выглядит добавление новой категории именно "Лыжный туризм".


1
Молодцы ребята!

3
Андрей, целиком и полностью поддерживаю тебя. Ко мне уже неоднократно обращались друзья с этим вопросом. Женя, поздравляю тебя и всю команду! Это действительно очень круто!!!!

0
Привет Никита!
А я тут чуток ошибся :)
Ну да ладно, проехали...

0
Андрей, не понял: где ты ошибся?


3
Сложнейшее испытание, поздравляю!

1
Круто!

0
Жене передадим поздравления позже. Он сейчас на просторах тундры. Уехал 7 марта.

0
Жене и Свете! :))
А может и еще кому?
Сколько человек из твоей команды сейчас с Женей?

1
Уважаю! Супермены, супервумены. Нет слов. Неплохо было бы
и фоты посмотреть

0
Фотки есть ЗДЕСЬ.

0
Спасибо!

2
А женщины у нас действительно заслуживают множества хороших слов и СВЕРХоценок.

0
С Женей сейчас идут Света Белоусова, Андрей Рыжков и Михаил Черных (+ еще 2 участника).

3
Пользуясь случаем, хочу передать особую благодарность за "теплую" поддержку нашему давнему другу Вадиму Васильеву и возглавляемой им фирме Сэтила из Санкт-Петербурга, предоставившим для тестирования в походе последние образцы своей экспедиционной одежды (кинетическое белье, ходовые рукавицы и шапки), продемонстрировавшие хорошие свойства защиты от ветра, быстрого высыхания и комфорта в экстремальных условиях.

3
Браво!

1
Анабарское плато это жееесть... это даже не Путораны, хоть и рядом. Вообще это было одно из последних "белых пятен", и подробную карту получили только в конце 60х, уже из космоса, до этого даже аэрофотосьемкой все полностью снять его не могли.

3
Добавлю к сообщению топикстартера, что команда А.Чхетиани кроме абсолютного первенства ФСТ-ОТМ
завоевала еще Приз В. Тихомирова и приз компании Нова-Тур
(а сам АЛебедев своим Китайским походом победил в абсолютном классе по горному туризму
и заработал приз В.Рязанского ---- о себе он из скромности умолчал......
а команда Кати Зеленцовой --тоже горная--получила Приз Ю.Гранильщикова)

0
Коля, позвони мне на мобильник, пожалуйста. Я тут терял телефон с симкой и потерял много номеров, в том числе и твой. И заодно скажи, если знаешь, телефон Толи Боброва.

0
Андрюша....Антон и Женя члены Московской МКК и бывшие члены МКК МАИ так как оной к моему глубочайшему сожалению СЕМЬ ЛЕТ как нетути.....
Расстраивает это меня не меньше, чем тебя(((


12
Хорошая команда! Классный маршрут! Молодцы!

Как-то в начале семидесятых руководитель лыжного похода по Таймыру Лёша Толстой сказал: "Не задирайте нос парни, что можете ходить полярные автономки. Когда-нибудь наши пятёрки будут походами выходного дня. Потому, что лет через тридцать новое поколение туристов будет делать то, что нам и не снилось..."

Леши уже нет...
А мне повезло сейчас посмотреть в лица этого будущего поколения...

Оно похоже на нас.
Такие же обветренные промороженные и уставшие, лица людей, честно выполнивших задуманный маршрут.

Только брезента поменьше...

А так всё настолько похоже и близко моей памяти, что цепляет за сердце...
* * *

А теперь хочу поддержать Андрея в необходимости ввести на РИСК рублику "Лыжный туризм", потому что огромнейший пласт аудитории сайта вынужден выбирать для своих постов о лыжных путешествиях не совсем внятное "Ски-тур"...

6
Молодцы!
Про раздел "Лыжный туризм" согласен, НУЖЕН!

0
Молодцы!

0
Ну и здоровые же! Молодцы!

-1
Ну просто -- нет слов ! Вернее -- одно : МОЛОДЦЫ ! ! !

4
Были бы интересны ваши комментарии по лыжам, креплениям, обуви и рукавицам каждого участника.

5
У троих участников были крепления Вячеслава Бойцова из Екатеринбурга - нам они нравятся давно мощностью щечек и прочностью тросов. В этом походе они также отлично себя зарекомендовали - правда пришлось чуть отгибать щечки на одной паре - стирали резину на сапогах. Были новосибирские тросиковые, была и старая мягкая класическая конструкция - без тросика - со стропой, одни - скитуровские (был участник с пластиком). Сэтиловские ходовые рукавицы и шапки были более чем у половины группы постоянно - они оправданы для таких походов - мы пользовались ими с успехом на Верхоянском в 2005-м. Были и самодельные ходовые рукавички, перчатки и краги, описанные в частности в отчетах Жени Лапшина. Краги использовались при сильном ветре. Обувь - 2 пары сорелов, 1 баффин, 1 камик, аналогичные сапоги, 1 пара пластиков, 2 традиционных набора - кожаные ботинки, подбахильники, бахилы. Лыжи у всех, кроме Алены Акимовой были Бескиды. У Алены были старые горные лыжи. Она подмазывала лыжи. При ее весе - хватало надолго. Я взял "новые" красные Бескиды 1990 г.в., подаренные мне в 2006 г. известным лыжником Игорем Синицыным из Киева, прошедшим много интересных и сильных маршрутов, в частности по горам Бырранга и Плато Путорана - "эстафетный" подарок был оправдан! Поломок лыж почти не было. При сильном порыве ветра - начиналась пурга и не успели сразу спохватиться был слегка надломан носок лыжи, на которую был накинут конденсатник во время обеда. Ремонт был недолгим - с накладкой пластины.

0
Спасибо!
>>Сэтиловские ходовые рукавицы
Это которые мембранные?

0
Да

1
А где полный отчет почитать можно?

0
Пока не выложен. Появится в скором времени.

2
здорово!
А какой был стартовый вес, на чем готовили и сколько велит палатка?

0
Стартовый мужской вес был под 60 кг. С саночками терпимо. Палатка была большая -в основании квадрат 4 на 4 с высотой 2.40 - весила 8.8 - шила Света Белоусова. Готовили на горелках Primus OmniFuel. Поскольку приличного бензина без присадок в Хатанге не было - мы заказали авиационный керосин ТС-1. из текста отчета (писал В.Иванов) "Несмотря на то, что в рекомендациях производителя написано, что для керосина нужно использовать форсунку диаметром 0.28 мм, с этим отверстием горелки практически не функционировали. Плохо разгорались, слабо работали и достаточно быстро затухали. Решение было найдено во второй день. Поменяли форсунки на более широкие 0.35 мм и 0.37 мм, которые по документации считаются бензиновыми. С ними мы прошли весь поход.... Для разогрева использовали спирт сначала спирт, затем бензин (которого было примерно литр как раз для этих целей). Керосином разогревать нельзя, т.к. воспламеняется он лишь при температуре 60 градусов по Цельсию."

5
да... лет десять назад В. Иванов начал мечтать об этом... создал даже сайт анабаранет, а он есть! УРА!
...Стихает вчерашняя вьюга
И тонет в снегах без дорог
За кромкой Полярного круга
Глухая река Оленек.

0
Ну, Василий Иванов побывал на Анабаре летом 2003 года - в тот год мы с ним познакомились - и в этом походе.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru