Оптимизация веса общественного снаряжения для похода в высоких горах.
На западном плече пика Ленина. Высота 6450. Фото Андрея Жарова, 2009.
Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)
Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.
Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)
Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.
Список общественного снаряжения для группы из 8 человек.
Спальное снаряжение________________________ 12060
Палатка Fox Cave 4 (Red Fox) ___________________ 3900
Каркас палатки _______________________________ 1325
Полиэтилен в палатку 60 мк 280х250 ______________ 300
Лопата Fiskars _________________________________ 475
Палатка Fox Cave 4 (Red Fox) ___________________ 3900
Каркас палатки с запасной трубкой от стойки_______ 1385
Полиэтилен в палатку 60 мк 280х250 ______________ 300
Лопата Fiskars _________________________________ 475
Комментарии. Самый тонкий полиэтилен из хозяйственного магазина имеет толщину, если мне не изменяет память, 60 мк. Кусок такого полиэтилена мы застилаем в палатку так, чтобы его края создавали бортики высотой около 15-20 см. В результате вещи не касаются стенок палатки и весь конденсат стекает под полиэтилен.
Вес спальников учтен в списке личного снаряжения. Там очень продвинутый вариант, собранный по богдановской схеме. Что касается моей антресоли, то на ней лежат 4 дешевеньких синтетических спальника Ranger S (Red Fox) старого образца 180 х 80 см и весом 1200 г каждый. Из этих 4-х спальников можно составить пару коллективных двойных спальников и спать втроём, то в одном конверте, а то и сразу в двух, если очень высоко и холодно. Удельный вес спальника на одного человека при таком простецком подходе (1200 г * 4 шт. ) /3 чел. = 1600 г.
Кухонное снаряжение _________________________ 5265
Примус "Дастан" (типа "Шмель") ________________ 1055
Примус "Дастан" (типа "Шмель") ________________ 1055
Кастрюля для чая (6 литров) _____________________ 700
Скороварка __________________________________ 1630
Половник _____________________________________ 55
Мочалка железная 2 шт. 2* 15 = __________________ 30
Рукавица дежурного ____________________________ 30
Экран _______________________________________ 260
Стеклоткань _________________________________ 200
Дюралевый лист под примуса ___________________ 250
Комментарии. Указан вес моей самодельной скороварки из 10-литрового молочного бидона, которая способна обслужить 8 и более человек. На 6 человек я брал заводскую скороварку весом 1360.
Я всегда пользовался примусами Дастан, как самыми надежными агрегатами в условиях азиатского бензина. В "Памирском марафоне 2009" от некоторых членов команды шла постоянная критика этих примусов, которые сравнивались при этом с мультитопливными горелками. В результате, в 2010 г. мы взяли в Китай две ковеи. Мучения с ними были настолько сильными, что в 2011 г. мы оставили ковеи дома и снова пошли на дастанах, которые отработали в Китае безукоризненно.
Работающий под кастрюлей или скороваркой примус мы сначала защищаем экраном (например, от фирмы Ковея), а сверху уже поверх экрана набрасываем стеклоткань. Тогда она не прогорает. Перед походом края стеклоткани подворачиваются в трубочку и обрабатываются степлером, поэтому вес стеклоткани указан с многочисленными канцелярскими скрепками.
Энергетическое снаряжение _________________________ 650
Солнечная батарея _________________________________ 515
Стабилизатор напряжения с амперметром _______________ 90
Комплект проводов _________________________________ 45
Комментарии. Солнечная батарея покупалась в SUN-CHARGER, она трех секционная, выдает 9 вольт с током зарядки 1А и более. Миниатюрный импульсный стабилизатор напряжения Vampirchik позволяет без потери мощности выдавать 5 В для зарядки USB-устройств и спутникового телефона Иридиум. Его выходное напряжение можно отрегулировать (непрерывно) в пределах от 4 до 15 В. К корпусу этого стабилизатора весом 30 г я приклеил миниатюрный тестер весом 60 г, поэтому весь агрегат весит 90 г.
Навигационный набор ______________________________ 245
Компас ___________________________________________ 35
GPS с батарейками Etrex Vista HCx___________________ 160
Запасные батарейки для GPS, 2 шт. * 25 = ______________ 50
Комментарии. В GPS-приёмник я обычно гружу самодельную векторную карту района похода с прорисованным маршрутом. В моей GPS-ке нет встроенного магнитного компаса.
Специальное снаряжение __________________________ 13395
Ледобур-сверло с крючком (для проушин) _____________ 215
Ледовый молоток __________________________________ 760
Сменный клюв для айсбайля Venom Hammer ___________ 100
Веревка d9 Tendon, статика 50 м, 4 * 2600 = __________ 10400
Набор скальных крючьев ___________________________ 750
Веревка d6 (расхожая) 50 м _________________________ 950
Снежные платки (закладки-парашютики) 4 * 55 _________ 220
Комментарии. Ледобур-сверло - это титановая самоделка длиной 30 см., которую я таскаю с 1985 г. Крючок согнут из велосипедной спицы. Он очень похож на крючок с первой фотки в комментариях к этой статье.
Вес сменного клювика в 100 грамм я дал "от балды". Клювик не взвешен, он лежит глубоко на антресоли, и доставать его очень лень. Считается, что у одного из участников в комплекте личного снаряжения будет айсбайль Venom Hammer (BD), укомплектованный вот этим ледорубным клювом. Тогда с помощью клювика, снятого с правого изделия на этой картинке, он может быть превращен в ледовый инструмент.
Количество расхожего материала (скальных крючьев, снежных платков и веревки d6) конечно зависит от маршрута, от количества, сложности и характера встречающихся препятствий. Поэтому даны некоторые усредненные оценки для похода продолжительностью в 20-25 дней.
Снаряжение для культурного отдыха _________________ 280
Плеер 2 шт. * 90___________________________________ 180
Колонка для плеера 2 шт. * 50_______________________ 100
Карты игральные ___________________________________ 0
Комментарии. Игральные карты не берем, они слишком поглощают. Это вредит здоровью, так как участники теряют контроль за своим состоянием. Кроме того, игра в карты отвлекает от ухода за снаряжением. Вместо карт в каждую палатку берется плеер с маленькой круглой колоночкой.
Прочее ____________________________________________ 5500
Комнабор (планшетка, карты, документы, ручки) __________ 525
Фотонабор N1 ______________________________________ 570
Фотонабор N2 ______________________________________ 570
Аптека N1 _________________________________________ 1720
Аптека N2 __________________________________________ 530
Ремнабор __________________________________________ 1100
Трубки для снегоступов запасные 2 * 40 __________________ 80
Спутниковый телефон "Иридиум 9555" в защитном чехле ___ 290
Будильник, он же мобильник ___________________________ 115
Комментарии. Аптечка разнесена по двум коробкам с дублированием особо важных медикаментов. Эти коробки ночуют в разных палатках и перемещаются в разных связках.
Два фотонабора весом 570 г - это моя мечта. Один из них укомплектован моим панасоником DMC LX3 в чехле с запасным аккумулятором и другими аксессуарами. А вот с другим фотонабором - большая проблема. Действительно, и Жаров, и Жданов (особенно Жданов), декларируют свои фотонаборы с огромными весами, и у меня с ними вечная борьба.
ИТОГО:
Спальное снаряжение_________________________ 12060
Кухонное снаряжение _________________________ 5265
Энергетическое снаряжение _____________________ 650
Навигационный набор __________________________ 245
Специальное снаряжение _____________________ 13395
Снаряжение для культурного отдыха _____________ 280
Прочее _____________________________________ 5500
ВСЕГО: 37395
37395/8 = 4674 г/чел.
Дежурит Володя Лавриненко. Фото Ивана Жданова, 2011
А это Лёша Тимошенков. Фото Ивана Жданова, 2011
225
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Половник. Мы используем складной пластиковый, который обычно продается в комплекте с котлами под горелку, легче раза в 2 (хотя точно не скажу).
Экран - очень тяжелый. В комплекте с MSR XGK идет 59-граммовый. Но его может не хватить на большую кастрюлю, но самоделка нужного размера потянет не больше чем на 90 гр.
Дюралевый лист под примус и 1 лопату можно попробовать заменить на титановый лавлист (самоделка), будет легче.
Мобильник - есть и полегче) Или это с запасным аккумулятором?
Про сменный клюв - а что мешает поставить правильный в городе и не заморачиваться дополнительным? Не вижу случаев, когда ледорубный клюв будет нужен так, что без него ну прямо смерть))
Крючья - оставить несколько расходных обычных, остальные менять на титан. Навскидку в инете нашел (сайт Альпухи), что титановый швеллер весит 38 гр. У меня похожий, но с советских времен и под рукой, увы, нет.
Рекомендации по горелкам, конечно же собираю.
Половник у меня пластиковый. Может ваш не легче, а может у меня плохо взвешен.
Про экран понял.
Дюралевый лист + лопату нельзя заменить на лавинный лист. Лавинный лист уступает лопате в копательной способности. Такая замена затруднит организацию биваков, у нас каждая палатка копает своей лопатой. Кроме того, такая замена ослабит копательный процесс в случае лавины.
Мобильник у меня очень кандовый. Это самсунговский мобильник с противоударной и водной защитой. Он звонит из банки с водой. Звонок у него очень громкий. А зарядки у него хватает в городе на 15-20 дней. Коробку искать долго, но наверно это Samsung B2100. Клёвая штука.
Думаю, все таки, лучше зарубаться ледорубным клювом, а не клювом ледового инструмента. Впрочем, это я интуитивно. Тут на Риске много специалистов по этому вопросу.
В наборе крючьев как раз много титановых.
Насчет зарубания - я часто хожу с манараговским айсбалем, т. к. находится участник без ледоруба, которому и отдаю свой BD Venom. И ничего... К слову сказать, это наводит еще одну мысль - нет ли в группе участника, которому без разницы с чем ходить - с рубом ли, с инструментом? Тогда инструмент из общака можно выкинуть.
По горелкам добавлю. MSR XGK Expedition - самая неубиваемая (но чистить все равно надо). Ковея явно хуже. Примус тоже отстает, хотя и меньше. Оптимус не использовал, но сомневаюсь, что будет круче MSR.
Но у меня народ с трудом соглашается ходить с коротким Venom-ом.
Пока получается по одному добровольцу в год. :))
Кстати, будильник моего мобильника звонит и при выключенном аппарате. Но это так для очень многих моделей.
****
У меня- веном 57см. и , в общем, хватает.
Хотя иногда хочется подлиннее. а у вас?
насчет мобилы думал- увижу филлипс.
у них -до 2 мес в режиме ожидания.
**
есть и 50
Я бы сказал, процентов для 90))
А то вот что LehaAb пишет:
Учить страховать инструмент отдельным репом - готовить самоубийц.
А Землянников инструмент не пристегнул. Так и улетел в Грузию, а молоток во льду воткнутым остался.
Карабины тоже в личке.
лопата фискарь... у меня две таких ) одну покупал, вторая случайно досталась, тоже уже лет пять пользуюсь, но! ищу что нибуть понадежней, пещеру на раздельной я ей выкопать не смог, слишком уж жидкая, палатку откопать еще пойдет, а фирн посерьезней - уже сложно ей. да вы и сами знаете.
каркасы для палатки я так понял запасные берете?
МСР, плюсую к Арту.
Насчет клюва- тоже.
Экраны на фото выглядят довольно архаично:)
как вариант- гофрированные вытяжные трубы от газовых котлов, можно подобрать по диаметру, и они очень компактно складываются.
продаются в соответствующих магазинах,где газовые котлы
Только вот опыт 2010 года был очень отрицательный. :(
Тем не менее, информацию об успешной эксплуатации горелок в азиатских условиях я собираю. И обязательно со ссылками на конкретные модели.
Этот экран от фирмы Ковея широко продавался в Экстриме, я его и купил. А про трубы интересно. :)
В том году мы ходили в Фаны, 18 дней. Были горелки МСР и Примус.
МСР отходил нормально, огромный плюс - что тросик для чистки доступен, т.е. снял бутылку с топливом - тут же и почистил.
Примус для этого нужно разбирать, поэтому чистили его гораздо реже и к концу похода от таки засрался.
Вы на 8-рых готовите 1 кастрюля - 1 примус, или на 2-х сразу? Мы тоже ходили 8-ром, и мощности что МСР, что Примуса оказалось маловато.
Так что здесь Дастан может и выигрывает
**
конкретно какая модель?
Хотелось бы узнать кто и как в Таджикистане достаёт топливо для этих горелок
Бензин я всегда отношу к продуктам питания :))
Его вес очень сильно меняется день ото дня, поэтому он учитывается в соответствующей табличке вместе с геркулесом и колбасой.
Может доживем и до такой таблички.
Про ледорубный клюв. Я еще на нем не срывался. Летом 2011 с ним ходил Игорь Штык. А я без палок хожу, мне короткий ледоруб вообще не катит. По-хорошему, надо бы на занятия с ним сходить. И если что, то заточить чуток по-другому.
****
айсбайль ВЦСПС гораздо тяжелей и мощнее, соответственно крючья им бить легче,
БД вообще производит впечатление хрупкого девайса, надеюсь, только впечатление.
БД хаммер -чисто для сэбэ :) чтоб не таскать лишних тяжестей, не для постоянного битья крючьев, а если вдруг понадобится.
**
ну как инструмент он как раз, вопросов не вызывает.
Молоток-слабоват.
а вообще прекрати экономить на себе, ты группе слишком полезен можешь быть ;)
Ледоруб Venom Hammer (с обычным неагрессивным клювом) намного лучше BD Raven Pro. Проверено на сосульке в Полушкино, разница существенная.
ПС. На Venom Hammere и жумаре я вылезал зимой из трещины (лёд - как сосулька). На Равене было бы проблематичнее...
ППС. Крючья бить Venom-ом пока не приходилось.
2) Не всегда в финальной точке залета на самолёте можно купить газ.
3) Проблемы с мощностью, когда высоко и холодно.
Извиняюсь, но кажется проще проставить ссылки на приложения к отчетам, где есть перечень с ИМХО, более удачным весом. Критиковать как то не удобно.
Ю.З.Памир С.В.Памир Это свои.
ИМХО - списки снаряги Рыкалова - более удачны по весу.
Думаю что рыкаловский шатер - более легкая замена нашим шатрам. И проверен в самых жестоких условиях. Но пока схема с двуслойной палаткой на высоте мне кажется более удачной.
Богдановская схема с пуховыми спальниками под конденсатником дает выигрыш только в чисто мужских компаниях. У нас с очень теплыми и тяжелыми зимними синтетическими спальниками в сшивках выходит тот же вес на человека. Но в плюсах - теплоизоляция на случа намокания. Но это особенность группы.
Примусы - порваный баян, уже. Два МСР XGK EX работают в походах с 2007 года. Эта схема сходила в 7 азиатских походов длительностью более 20 дней.
Но с печкой Николаева дает еще больший выграш в весе. Вот только схему ее я так и не могу найти. Кто-то ее выложит? буду премного благодарен.
Не мало ли 2 лопаты на 8 чел? Как реально будете откапывать в случае чего? Или берется в рассчет только подготовка площадок?
Лопата Экспедиции аналогична ппо конструкции Флискасу, но легче на 100гр.
Сдерг используем кевларовый - до 300гр. Но нужно уметь с ним работать.
Аптека кажется слишком легкой. Но это отдельная тема для разговора.
По веревкам - очень перспективной выглядит для туризма схема с четырьмя половинками 8мм. Ее использовал Романенков на траверсе Манараги. Но дорого.
Стараемся брать один динамик, для страховки первого - беаль джокер. Скорее не облегчение, повышение надежности (или успокоения :))
1) Надо шить, и шить хорошо!.
2) Надо ходить на печке. Кстати, в этом году, у нас из багажа вынули в аэропорте сухой спирт. Дальше будет только хуже.
3) Палатка "пик" шьется на большую компанию, а иначе смысла нет. Вот здесь бы я её уже не поставил:
А сколько нужно лопат на 8 человек? По-хорошему, еще и бипперы нужны!
Мы не пользуемся сдергом. D6 - Это расхожая веревка. Она используется для проушин, для крючьев при спуске со скал, для установки снежных закладок - парашютиков.
А что такое четыре половинки по 8 мм ?
Я написал два динамика, чтоб в каждой палатке была музыка :)
Если шатер двухслойный в нем и так тепло.
Самый маленький шатер который рационально делать - на 6 человек.
Вес его 5кг со штоком (может чуть варьироваться от материалов).
И я думаю что он на вашей площадке стал бы :))
Вообще шатры - очень клевая штука. Их можно делать много разных.
Я их уже под десяток пошила с разными конструкциями.
Так что как говорится - "вы не любите шатры - вы просто не умеете их готовить" :))
Вот маленький обзор, для тех кто хочет что-то такое сварганить сам.
http://fram-equip.com/?q=node/bez_nazvi_3282
У Янчевского спросите, встал бы там 6-местный шатер. Он как раз перед палаткой в серенькой курточке и с желтыми бахилами :))
Я почему про печку. Потому что сказал "Николаевская система" (именно она используется Ракаловым и Романенковым), а система эта подразумевает печку и ассиметричный шатер, еще к тому же адаптированный под печку.
Конечно, эта система дает очень значительный выигрыш в весе.
Олег Янчевский дежурит на южном ребре восточного гребня пика Николаева.
спасибо, что напомнили об этих палатках.
я немного про другое.
Шатер лыжный имеет значительно большую площадь дна, т.к. рассчитана на полное автономное житье внутри платки.
В двуслойном шатре - площадь жилая равна площади жилого места. Рюкзаки можно оставлять в межстеночном пространстве, можно выкладывать. Т.е. не вижу чем принципиально отличается площадь одного из шатров по моей ссылке выше от полубочки на фотке. Судя по тому как располагал Петр на Победе место под лагерь, то даже там место есть.
Олег сходил один поход с шатром, он им скорее не доволен, чем доволен. Но пусть сам напишет.
Но шатры - это действтельно вопрос предпочтений. И в вашем бы случае я выбрал бы возможно полубочку. Но шел бы на то что вес выше. Но вы же спрашивали про альтернативы? :)
Печка же интересна как аналог экрана на горелку, и автономное её использование для готовки внизу на чем придется. Что бы уменьшить расход бензина, а не заменить.
Рецепты приготовления "напалма" для печки - это как что-то космическое для меня.
При небольшом увеличении экрана мы плучаем доп возможность экономить бензин.
Вопрос биперов за адекватные деньги - №1 в вопросе лопат, тут вы правы.
Но оказаться 1:1 с грудой снега с голыми руками - тоже перспектива такая себе. Как по мне 1 - на связку было бы как минимум логично. Мы используем снежные якоря самопальные, которые можно одеть на ледоруб. т.е. в связке есть или полноценная лопата или якорь(опционально лопата).
Половинки - назвал условно, логичнее использовать сдвоенные. Их в статике (перила на подъем/спуск) можно использовать как одинарную. В условиях горного туризма, где до вертикали доходит дело не часто, это оправдано. В связках - можно и сдвоить. А лидеру на склоне страховку можно сделать и двумя веревками.
Для примера первая же ссылка http://activelife.dp.ua/sport/rock-climbing/vidy-dinamicheskix-veryovok.html На Риске есть получше статьи, просто искать дольше с работы.
Итого можно прийти к весу 1,5кг на бухту. т.е. отыграть 4кг на общественном.
По веному. Хозяйка венома в нашей команде носила сменный клюв до первого перевала. Потом 5 походов он ходил только с более агрессивным клювом.
Ледовый молоток вполне меняется второй тяпокой, аналогичной веному, только с бойком и отдается еще одному участнику в личку :)
Пусть будут альтернативы.
На Победу с пиком и печкой ходили еще в 1989 г., так что это старинная традиция.
Ну про 8-ки я не понял.
Стандартная вещь 700 метров ледового склона 45-50 град. В группе 8 человек. Как ходить его с четыремя 10-ками мне понятно.
1) Группа работает одной колбасой. Первый выходит на 45 м, провинчивая промежуточные буры, метров через 15. А если поположе и снега побольше, то через 20-23. Второй фиксирует веревку на промежутках и подносит веревку, чтобы идти вверх.
2) Группа работает 2-мя параллельными парами связка-по-связке.
А как ходить на сдвоенной 8-ке ?
Первый идет на двух 8-ках, остальные в колбасе поджумаривают на одинарной?
Или как то иначе?
Если имеется ввиду именно это, то запараллелить уже не удастся, останется ходить только колбасой. Ну а если ходить колбасой, то лишняя восьмерка разве не покроет разницы в весе между 8-кой и 10-кой ?
По ледникам на 8-ке мне ходить страшновато. Но тут решение простое - веревка сдваивается. Правда она сильнее начинает цепляться за заструги и т.п.
Но вот на гребне совсем хана. Для 8 человек разумное максимальное уплотнение 3 + 3 + 2 при полной длине веревки, так как карнизы бывают длинными. Чтобы обеспечить сдвоенную 8-ку необходимо 6 веревок на 8 человек. 2300 * 6 = 13800 > 2600 * 4 = 10400.
-ага именно это.
У вас в списке написано Веревка d9 Tendon, статика 50 м, 4 * 2600 = __________ 10400
Правильноя понял что это 4 веревки?
Если да, то я не предлагаю брать 5 веревок, а оставить 4ре.
Первый идет на 2х. Остальные по одной.
Параллелиться может только подъем второго и третьего, если надо.
Пока что получалось ходить по такой схеме вдесятором, так что первый не ждет веревку. (оговорюсь что каждая веревка перил имеет промежуточное крепление посредине для остальных после 2го).
По поводу сдваивания на леднике и гребне - вам виднее. но подозреваю что больше 25 м вы связку не делаете... т.е. те же 4ре веревки.
----------------------
Кстати, есть вопрос к вам.
Как часто вы используете мягкие якоря? Есть ли с ними проблемы? Сколько времени занимает их установка?
А то у нас не получилось их побороть... :)
1) уменьшается вероятность двоим оказаться на одном карнизе.
2) больше времени на "комсомольскую страховку".
Наверно, Янчевский вам рассказывал, как он вместе с Чижиком слетели с карниза в 2005 г. и помог единственный третий участник связки Петя Юдин.
Сложно сказать какие бы имели шансы в других условиях.
Проблем с ними нет. Я их изобрел в 1989 для спуска со снежных отвесов в разломы Адишского ледопада. За весь этот период только один раз в 2003 г. наблюдал нестабильность снега, которая меня испугала. Но ведь спускается на них вся группа с подстраховкой якоря ненатянутой веревкой к ледорубу. И только последний спускается с якоря без подстраховки.
В последние годы используем почти исключительно на 90-градусных перегибах с карниза на склон или с плато в разлом. На склонах, где не докопаться до льда, проще спускаться в 3 такта с верхней страховкой. Такие склоны обычно не круты. А на крутых склонах чаще всего удается докопаться до льда. Как то так.
Наверное мы что-то не так делали. Т.к. углы загибались и якорь довольно легко выходил наружу.
А если по серьезному его зарывать, то довольно большой объем снега нужно вырывать.
Может как то на досуге напишите как их правильно ставить?
Ясно, если лед, подскользнулся и тут же зарубился - тогда не страшно.
Страшно, если появилась скорость.
Например, сорвались в кулуаре, сразу зарубиться не получилось. Летите, ковыряете клювом снег, потом мгновенная остановка (начался лед под снегом). Темляки, стропы рвуться - и вы летите дальше уже без инструмента.
Вот как то так....
Чем принципиально отличается зарубание с разными клювами Венома?
Из опыта того что я видел - не принципиально.
Да и к веному относились всегда как к более удачному ледорубу, чем как к инструменту.
Поэтому я набераю сейчас в поисковике Риска "Зарубаться инструментом"...
Получаю какой то списочек...
Первое, что попалось:
"Учить страховать инструмент отдельным репом - готовить самоубийц. Разные техники использования. Не верите? Возьмите инструмент - попытайтесь зарубиться (только касок пару наденьте, а то боюсь мы лишимся возможности читать ваши комментарии). Вы ведь не станете утверждать, что платформенные кошки ето бред потому, что на триконя они не встают? Так и инструмент не корректно сравнивать с ледорубом," - пишет LehaAb.
Если Вы про зарубание на льду - то традиционное зарубание что инструментом, что ледорубом ассоциируется у меня с некой деятельностью что бы руки занять пока летишь... Хотя конечно случаи бывали. А вот резким ударом ледового молотка из за головы я неск раз зарубался в боевых условиях, и вполне стабильно - главное скорость не успеть набрать.
Если про зарубание на снегу - вполне нормально молотком рубится... Вообще с 98 го года ледоруб и не брал больше, палки + молоток (но это летний Кавказ).
2) В 1997 удалось-таки мне задержаться ледорубом на 45-градусном льду после пролета в несколько метров. Наверно редкий случай.
Но на глубоком рыхлом снегу конечно комплексуешь с таким маленьким... ;-)
Одно время мечтал вот о такой штуке
В 98м дядька зарубился на Эльбрусе пролетев от косой до пастухов, зарубился сам на крутяке, правда сначала сбил девчонку. Всяко бывает... но я бы не стал на такое сильно рассчитывать, во всяком случае моя бледная рыхлая одутловая тушка на такие подвиги точно никогда не была способна.
Я наверное помню эту бурную дискуссию на МРу;-)
Наск мне рассказывали старшие товарищи, травмы головы от тяпки пристегнутой на самострах являются традиционными - тяпка при неконтролируемом полете цепляется за склон, самострах пружинит и тяпка прилетает в голову (лопаткой в лоб), поэтому каску надо носить как можно ниже на глаза. С молотком такое конечно более вероятно.
**
вообще то, раньше вырвутся суставы из плеча и порвутся связки.
Это видел.
А темляк порвать оставшись с целыми руками- imho, фантастика.
У инструктора порвали кевларовый темляк выбивая крючья. У лед. молотка виктория кирш сломал боек. На демонтаже сломали ЛЭС-воский скальный молоток - сначала клюв, потом ручку пополам (там трубка со стенкой мм... 3 точно, а то и 5), причем ничего такого не делали - просто стучали... Ребята которые занимались зимним альпинизмом брали самопальную турбинку для буров из проволоки мм 7 толщиной; обязательно пассатижи в карман и все муфты карабинов с наплывом в виде гайки (лаки что ли такие делала) - замерзают иногда и не отвинчиваются... Мне клюв виктории кирш вообще сломали на стоянке - товарищ его в бревно воткнул легонько, клюв хряпсь... Все, все ломается, блин!
***
Нуу... учитывая такое человеческое качество, как любовь к чудовищно изношенному барахлу- таки да, я Вам верю :))
У меня тож был темляк лет 20ти отроду... :))
...
Страшно, если появилась скорость.
ИМНО если дошло до зарубания на скорости (большой), значит уже облажался по полной, и не очень важно что у тебя в руках - ледоруб, молоток, палочки для еды или гравицапа. Рубись чем есть, и молись что бы не начало кувыркать и что бы выкат был хороший... При этом отличие по критической скорости для молотка и для ледоруба настолько незначительны (и еще неизвестно в какую сторону эти отличия - от склона очень зависит), что основывать на них выбор тяпки ИМНО странно... все равно что выбирать штаны по цвету наиболее приятственному для глаз агрессивной цивилизации с Центавры - авось не съедят;-)
**
с обычной коломенской восьмеркой 80м много лет отходили- от 4х до 6ти веревок в группе
оч понравилось- по длинным склонам группа буквально скатывается за короткое время
Я 8-ку в Турцию беру в простые походы с семьей и друзьями. В них негде получить серьёзный фактор рывка.
**
ну, она везде двойная, на одинарной, конечно, нельзя.
По хорошему для первого- динамику.
А при подъёме по крутому льду фактор большой. Значит по вашей схеме придется двойную тянуть. Когда за день надо успеть провесить вверх 13-17 веревок по 50 м - это несерьезно.
Tendon статика 9 мм (но не спелео статика!) по характеристикам намного превосходит коломенскую 10-ку.
****
Мало того. еще и не 50, а 80м:)
как то провешивали, проблем особых не помню.
Ну, поменьше, на Кавказе склоны короче.
Главный плюс-очень быстрый и эффективный спуск.
Насчет Тендона- конечно, да, сейчас с Тендоном ребята и ходят.
Хорошая веревка, ктоб спорил, на работе который год убить не могу.
Кстати одинарная девятка тоже не такой уж железобетонный вариант для первого при подъеме, хочется потолще.
На мой взгляд лопата Экспедиции так себе. Во-первых, у нее гибкая "резиновая" ручка, может это на любителя, но меня раздражает. У фискарса полипропиленовая жесткая. Во-вторых, вот не знаю из одного ли сплава у них сделаны лезвия (если из одного - стало быть к обеим лопатам относится), но нынче в марте, раскапывая закладку, мы порвали бортик лезвия "экспедиции" - тупо не выдержала нагрузки. И наст-то не бог весть какой жесткий был, и "земляные" работы не бог весть какие объемные - пара кубов наверное, не больше (из-за пурги сильно изменился снежный рельеф и не сразу нашли правильное место закладки). Пришлось "зашивать" проволокой и в дальнейшем быть осторожными. Не дай бог придется раскапывать заваленного лавиной и она крякнет. А так-то моя фискарс мне очень нравилась (посеял ее коллега).
То есть, вы варите супы там или каши, не сублиматы?
Это такой принципиальный подход?
Весь турклуб МАИ ныне ходит на самодельном мясе, которое выварено в сале.
****
аналогично.
Кстати, у динамики вообще не должно быть понятия "разрывная нагрузка" - она сертифицируется на рывок с фактором 1,77 кН при весе 80 кг и гарантированно не рвется указанное число раз. Это справедливо для одинарных синглов и половинок, а также для сдвоенных твинов. Есть понятие максимальная сила рывка - эта величина должна быть меньше 12 кН.
Писал по памяти, надеюсь, с цифрами не напутал.
******
на фактор рывка ориентируйтесь, 60 град я б принял за 90.
чисто на пальцах 30м полета для 8,5мм это финиш.
Все эти факторы рывка и макс, усилия в страховочной цепи конечно правильно... но есть с ними некий мухлеж. Чем больше глубина падения, тем дольше действует это самое усилие в страх. цепи. И слинявшему и точкам небезразлично сколько они находятся под перегрузкой - 0.01 сек, 0.1 сек или 2 сек... бур тоже знаете ли на солнышке в мягком льду через 15 мин после закручивания отнюдь не 12кН держит.
Что касается первого на сн-лед склоне в ГТ - он просто категорически не должен падать (личная техника, два лед. инструмента), а если упадет то страхующий должен стравить сколько надо. Но при срыве в кошках хороший шанс ноги поломать, что для автономно идущей группы весьма черевато... поэтому таки задача первого растянуть перила для остальных, и тут статика более чем оправдана.
С учетом того, что на перилах веревку прожумарил - можно положить язык на плечо и отдышаться/расслабиться + с перил никуда особо не денешься, наверное ничего лучше для ГТ придумать нельзя, если это конечно не группа каких то мегамонстров.
Но давайте не отвлекаться, это тема отдельного поста.
Я бы еще на тему использования солнечной батареи задумался. У Вас, конечно, очень длинные походы, но можно попробовать оценить, сколько реально ампер-часов тратится на подзарядку за весь поход. Мы в походах до 30 дней спокойно обходились блоком из шести батареек размера С - при том, что использовали очень прожорливый глобалстаровский телефон, и трепались по нему много и ежедневно. Хватило с большим запасом. Вес такого блока батареек примерно тот же, что у солнечной батареи, но он компактнее, надежнее, и пользоваться им намного удобнее, подзаряжать можно в любое время дня и ночи и при любой погоде.
А то ведь у каждого плееры, фотики. Еще и видеокамера. Её я в список не включил, надоело монтировать.
Кстати в 1999 в первом "Памирском марафоне" мы заряжались именно от блока батареек. :)
Тут надо сравнивать конкретные модели. Эту и какую-то четырехгранную. Может, и четырехгранная найдется приличной.
Значительно больший. чем у той, что Вы называете "четырехгранной"-
я на эти Редфоксы на фото сразу обратил внимание- палатки- что надо.
Такого типа палатки у нас шил Поляк В.Э еще в 80х годах.
мощные дуги 16мм держали практически любой ветер.
Я регулярно бегаю по околокиевским лесам с ЖПС-ом (чтоб найти дорогу домой, если что, и в Чернобыль не убежать :-)
Батарейки глотала ЖПС- аж свистело. мне надоело, я купил аккумуляторы ANSMANN 2,8 А.Ч. по субьективным прикидкам- живут раза в 4 больше чем батарейки дураселл. Кроме того, если у Вас есть солнечная батарея, их можно и заряжать. Рекомендую попробовать.
Насчет компаса- у меня такая же модель, как и Ваша, только с компасом, фигня, по хорошему обычный компас не заменяет. периодически что-то случается, я вижу, что север уже поплыл, и приходиться перекалибровывать.
По работе мы пытались сделать электронный компас- штука достаточно неточная и капризная.
Насчет палаток- бочек- это вне конкурса. Я их сам сшил штук 5. Хотя сейчас хожу с "черепахой"-палаткой МСТА-2 фирмы снаряжение. Они палатки шьют очень грамотно, возможно сейчас есть что-то новое с новыми тканями.
Также заказал зарядку от солнечных батарей элементов АА и ААА (для фонарика), - очень на неё надеюсь! :о)
Сам навигатор приобрёл на ebay.com за 200$ +35$ доставка.
Воды то на высоте много не бывает, но на 8 чел это будет здоровая байда. И потом, по скромному личному опыту - снег при топлении на примусе очень сильно сорбирует продукты сгорания (если крышка неплотно прилегает) и вкус у воды получается отвратный.
1. Примуса. Я в разных походах, большинство из которых было в Азии, использовал примуса таких типов: Primus: Multifuel, Multifues Ex, Omnifuel; MSR: Dragon Fly, XGK EX; Дастан ;).
Без вникания в подробности строения того или иного примуса, мое мнение (и не только мое - см. комменты выше) - XGK EX лучший для твоих (наших) целей сейчас на рынке, т.к.:
а) довольно мощный (самый мощный из списка после Дастана);
б) простой как дверь и УДОБНЫЙ в обслуживании (самая типичная операция - ежедневная легкая чистка топливопровода не требует разбирания примуса ВООБЩЕ и занимает 20 сек. )
в) безопасный - этот пункт относится ко всем примусам в списке кроме Дастана, готовить на котором из-за необходимости постоянно охлаждать бачок не только неудобно, но и опасно, особенно в палатке. Во всяком случае, я не помню, чтобы у нас в 2009 хоть раз хоть кто-то сумел действительно САМ приготовить еду на группу в палатке. Постоянно требовалась чья-то, хотя-бы незначительная, но помощь. С другими примусами из списка, кроме Дастана, один человек способен СОВЕРШЕННО без посторонней помощи и практически без риска сжечь палатку приготовить еду внутри нее.
Самый главный конструктивный недостаток МСР-ов, ИМХО, - пластиковый насос. Сам пластик там неплох и вполне надежен, но есть по крайней мере одно место, где латунная втулка вкручивается в пластик - при небрежном обращении (читай - слишком усердном закручивании клапана) резьба в пластике имеет свойство срезаться. Это не смертельно - насос остается в работоспособном состоянии, но клапан закрывается после этого не полностью, т.е. при наличии давления в баллоне бензин из него травит. Решается эта проблема наличием запасного насоса (который весит 60 г).
Однако, как я уже сказал, Дастан имеет одно преимущество перед всеми остальными примусами из списка - он мощнее. НО... два МСР-а поставленные друг возле друга дают еще большую мощность, так что этот вопрос решаем, если клава и кастрюля имеют достаточно широкое дно.
Вот так мы плавно подошли ко второму важному пункту - клаве. Многое из того, что я напишу, конечно, относится и к чайной кастрюле также.
Итак, клава должна быть максимально широкой и минимально высокой. Чтобы площадь, через которую тепло поступает, увеличить, а ту, через которую оно уходит - уменьшить. Я не буду заниматься сейчас точными подсчетами (ты же не хуже меня это сделать можешь), ибо практически вопрос стоит так: чем шире и ниже клава тем лучше.
Широкая клава нужна хотя-бы для того, чтобы под нее поставить 2 горелки вместо одной и тем самым секономить время и топливо.
Вторым важным моментом является объем клавы. Ты хоть раз использовал свою клаву на полную катушку, т.е. заполнял ее до краев???? 10 л объем - это 15 чел в группе. Соответственно на 8 чел надо максимум 6 л клаву. Остальной объем - это обогрев космоса как в процессе сжигания топлива, так и в процессе переноса его нездорового кол-ва. Скажи навскидку, сколько ты топлива считаешь на дни с водой и со снегом? Если 50-75 г и 75-90г соответсвенно, то все о.к. и можешь забыть о моих нравоучениях. Иначе несложно прикинуть излишек топлива на группу.
Главный вопрос - где взять хорошую клаву? Не знаю. Точнее, знаю, у кого взять, но где себе купить-сделать-заказать - это вопрос, на который даже Гугл дает совсем не много возможных ответов.
------------------------------------------------------------------------------------------
З.Ы. Очень много читал всяких отзывов о бензиновых горелках, в основном, правда, положительных. После некоторого опыта пришел к выводу, что отзывы ничего не стОят без кокретного указания БЕНЗИНА, который использовался. Опыт нашего клуба (описанный подробно в отчетах, на которые давал ссылки Леша Келин) здесь такой: бензин покупать с минимальным октановым числом и у лучшего поставщика региона. Для Оша эти параметры по состоянию на 2011 год: А-80, Газпром. За почти месячный поход на возню (чистку, ремонт) с горелками мы потратили едва 3 часа, из которых 2 были связаны с бесполезными попытками как-то отремонтировать убитый насос.
В этом году мы брали 4-х литровую скороварку заводского производства весом 1360. С клавами проблема в том, что на каждый численный состав клавой ведь не обзаведешься. Вот, у меня теперь есть 2 клавы, на 4 литра и на 10 литров. Теперь ты предлагаешь еще на 6 литров.
Да, видел на фотках это чудо техники :). Кстати, в нем решены не только проблемы мощности, но и безопасности - бачки вынесены из-под примуса!
--Клава
Это понятно, что на любую группу клавой не запасешься :(. Но 4л на 5-6 человек - это отлично!
Кстати, тебе не надоело рисовать под каждый поход карту для ГПСа? Хотя, наверное, во многих случаях ты используешь большую часть старых. А то мне надоело и я начал смотреть в сторону гарминовских ГПСов с возможностью работы с растром - вроде как ТТХ у них уже вполне приличные, во всяком случае - не хуже, чем у моей старенькой Висты.
Можно взять легкую горелку. Но если она маломощная, то будет проигрыш в расходе бензина. В сумме, может оказаться, что общий вес необходимого топлива + горелки оказывается больше.
Из-за чего это происходит? Представьте, что вы готовите на маленьком огне, и весь тепловой поток от горелки равен тепловому потоку от клавы в пространство, причем этот баланс достигается при 60 градусах. Если вы не увеличите мощность, то "доводить до кипения" таким образом можно хоть несколько часов. При этом будет израсходовано очень много бензина.
Описанный "предельный случай" иллюстрирует тот факт, что при готовке на большой мощности расходуется меньше бензина. Это можно доказать и физическими формулами, но вроде бы и так ясно, что большой тепловой поток снизу, сильно доминирующий над теплоотдачей, сократит время закипания и заклавки, а значит пространство будет "отапливаться" меньше.
Второе преимущество - большая мощность банально экономит время, что немаловажно на утренних сборах.
Кстати, вес Горыныча - 2500.
по поводу бензина - мы в Фанах использовали еще и присадку для топлива (какую именно - мне выяснить так и не удалось, ответ был "обычную" :) ). В последней заброске бензин был без нее, и проблемы с Примусом начались именно тогда. То ли дело в присадке, то ли под конец Примус просто забился...
у кого-нибудь есть подобный опыт?
С тех пор абсолютно согласен с Лебедевым относительно ненадежности мультитопливных горелок на азиаДском бензине.
Один раз так же в последней заброске в тех же Фанах бензин был БЕЗ НЕЁ.
А в списке стоят 2 четверки, потому как написано: "так бы я собрал группу из 8 человек". Фотка то тебе известная, ты ж на ней небось и стоишь.
В этой 6-ке, которая куплена 2 года спустя, исправлена единственная из известных тебе корявостей. Подробнее об этой модификации см. здесь.
Про примуса активность в комментариях очень даже видна.
А вот с палатками как то вяло...
Интересно, почему?
я так и не понял почему вы вес палатки и каркаса отдельно указали. но пусть будем считать вес 5225 гр. в реале это будет никак не менее 5,5 кг, про устойчивость надежность ничего сказать за полубочку не могу, не пользовал, но весу меньше 5 кг вряд ли найдете палатку на 4 тела. так что здесь если фокс полностью удовлетворяет, то говорить о другом смысла нет.
" в реале", что если сухая палатка весит 5225 то, после двух/трех и т.д. ночевок она всяко прибавит грамм 200-300, а то и больше.
****
а потому что полубочка- imho- оптимальна.
При той же установочной площади любая другая схема будет значительно менее обитаемой.
Правда, на взгляд мне 125 см высоты показалось многовато в плане ветроустойчивости, но если с вашей стороны нет нареканий, значит, нормально.
Когда я его спросил, почему высота 125 см при ширине дна 180 см, он ответил, что такая крутосклонность закладывалась преднамеренно для того, чтобы лучше скатывался снег.
Это, наверно, оправдано для палаток, которые вынуждены стоять без людей. Если бы я делал полубочку, то она при том же весе была бы ниже (~ 110-115 см), но шире (~200 см), чтобы с комфортом размещаться в четвером не поперек (как сейчас), а вдоль палатки. А крутосклонность для меня не так важна, потому что мы не оставляем надолго палатку без людей, а накопившийся ночью на крыше снег периодически сбивается ударами изнутри.
*****
У меня-как раз такая, но-двойная с силиконовым тентом.
Вес сейчас не помню но существенно меньше.
Дуги истон 11мм правда, как шторм выдержат не знаю.
Если зафиксировать "двойная полубочка", то вес изменить уже очень трудно. Отличие в весе может объясняться весом каркасов. Еще один ресурс - толщина дна. Для массового потребителя крепкое дно важнее, чем для нас. Поэтому, если бы я делал палатку, то я бы сделал дно полегче.
В Питерском "Снаряжении " такую применяют.
Заменить дно при наличии толковой швеи- не проблема.
Насчет веса- у меня тубусы и верхняя часть внутрянки- из тоненького парашютного рипстопчика.
По весу - достаточно оптимально, учитывая требования по надежности и обитаемости.
К примеру, моя трешка Вауде Спейс3 дает те же 1400 на человека. Можно конечно залезть вчетвером... но жить так месяц в сложном походе будет напряжно.
Для менее высокого и менее автономного района можно было бы порассуждать например про палатки типа БД Меса (вполне комфортная 3-ка весом 2200) :).... но не для ваших походов
Ходил неск сезонов с BD Lighthouse - хорошая (1.400гр) но потекла и порвалась в итоге. Щас вот мне посоветовали Limelight FP 2P Marmot (2.098 гр)...
*****
Съерра имхо низка для сколько нибудь длительного проживания.
полубочка дает высоту и объем при отвесных почти стенках, можно сколько угодно отсиживаться.
В указанном Мармотике не много ли сетки.
Сурка того пока не шшупал.
Интересно, почему?
Если устраивает полубочка - то почему бы и нет. Но мне больше нравится хоть какая-никакая, но геодезия :)) Пересечения дуг позволяют уменьшить диаметр трубок, скажем для палатки-шестерки будет вполне достаточно 11мм. Опять же меньшие площади свободных кусков тряпок - меньше хлопать будут. Ну и форму поаэродинамичнее, чтобы и если ветер сбоку зайдет все было ок. В принципе и полубочка имеет хорошую форму, но только _настоящая_ полубочка, а не полуцилиндр. Что-то типа вот этого, пардон за саморекламу.
Андрей, а вот хочу шкурный вопрос задать по поводу дна на внешней палатке и соответственно отсутствия юбки. Какие-то минуса были замечены у этой схемы по сравнению с "традиционной" (плюсы очевидны - меньший вес и бОльшая жесткость внешней оболочки). Скажем, иней-конденсат не слишком ли сыпался внутрь? Не поддувал ли под дно ветер, все-таки присыпанная снегом/приваленная камнями юбка существенно добавляет устойчивости. Опять же в такой схеме очень трудно сделать внутреннюю палатку (в данном случае правильнее назвать ее пологом) нагруженной, она никак не участвует в повышении жесткости конструкции.
Нет, всё очень хорошо.
Ветер не поддувает.
Конденсата в виде снега поразительно мало. Он, конечно, был. Но почему то не сыпался. Спальники были всегда сухими.
Но он определенно был. При сборе палатки из неё вытряхивали от полкило до килограмма снега.
Попробовали её в этом году в Джунгарии - очень понравилось. При том, что ветры там были - только держись (за 10 лет хождения в горах таких сильных не встречал).
По поводу холода: вряд ли она сильно холоднее той же Fox Cave 4, которые Андрей Лебедев использует. Плюс это сильно зависит от личной утеплённости участников (спальник, коврик, и т.д.). И кстати, не путайте Mutha Hubb'у и Mutha Hubb'у HP. У обычной МН - внутренняя палатка из сетки - в ней действительно будет холодно в горах, у МН НР - внутренник из гораздо более плотной ткани.
раз уж речь зашла о Хуббах,
не скажете ли пару слов о младших из этого семейства- Хубба- Хубба.
Палатки нравятся,но
смущает усложненная конструкция дуг
К тому же вес у неё получается не так, чтобы идеальный - 1930г, т.е. 965г на человека (больше 2х туда комфортно не поместятся). В той же весовой категории неплохая палатка Вега 2 от питерского Снаряжения. Во варианте с силиконовым тентом и скандиевыми дугами весит столько же, зато 2 полноценных дуги и цена как минимум в 2 раза меньше. Мы с такими палатками ходили, из минусов - разве что проблемы с вентиляцией (конденсата с утра было многовато) и маленький тамбур. Возможно обе эти проблемы решаются покупкой Веги 2Pro с 2мя тамбурами, но там и вес будет на 500г больше:)
Про Вегу знаю,неплохая, но ненравится маленький внутренний объем, да и готовить в тамбуре нельзя.
Трехместная высотная палатка
НАЗНАЧЕНИЕ: для экстремальных условий.
КАРКАС: типа Easton 7075 или В-95, диаметр 11х0,8 мм.
ТЕНТ: Nylon Taffeta 210T PU, с полиуретановым водоотталкивающим покрытием.
ВНУТРЕННЯЯ ПАЛАТКА: Nylon Taffeta без пропитки или капрон, противомоскитная сетка.
ДНО: Nylon Taffeta 210T PU, с полиуретановым водоотталкивающим покрытием.
ВЫСОТА: 130 см.
РАЗМЕРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПАЛАТКИ:
длина - 210 см, ширина грани- 125 см, высота - 125 см.
ВЕС: 3,5 (3,8) кг.
МОДИФИКАЦИИ: входы тубусом или на застежке "молния".
Эта палатка выдерживает значительные ветровые и снеговые нагрузки. Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине - это делает палатку суперветроустойчивой, придает отличную жесткость всей конструкции каркаса. Палатка имеет "юбку" по краям, которую можно привалить камнями или снегом.
Похожие палатки раньше делала фирма Синто, назывались Шторм-3 и Шторм-4. У тройка не было тамбура. У четверки был тамбур и весила она уже далеко за 5 кг. Я жил и в той и в другой.
Из картинки видно, что у мегатестовской тоже тамбура нет. :((
Теперь по поводу комфортного размещения.
Длина грани правильного шестиугольника дна внутренней палатки = 125 см. Этот шестиугольник состоит из 6 равносторонних треугольников со стороной в 125 см. Тогда длина палатки должна быит 125 * 2 = 250. Какая то нестыковка, написано 210. Ширина шестиугольника 125 * sqrt(3) = 216 см. Может эти 210 про ширину написаны? Если так, то верю в комфортное размещение 4-х человек.
Спасибо за ссылку.
Но еще больше я бы обрадовался за палатку такого же типа, но с комфортным размещением 3-х человек. Такая палатка должна весить не 4000, а около 3200. И тогда бы не было проблемы с размещением группы из 7 человек - 4 в Fox Cave и 3 в трёшку.
сейчас что то не открывается их сайт.
Не закрылись ли?
****
Беркут-штурм-шторм- не смотрели?
Еще есть Снаряжение" Оберон , силиконовая трешка весит около трех кг.
Быстро и просто ставится, дуги в карманы, есть варианты с двумя тамбурами и юбкой.
Я доволен палаткой.
На высоту можно дуги поменять на 11мм Истон. будет танк. Ну, не танк, танкетка:)
****
Именно так.
Причем с одной стороны карманы просто зашиты.Это здорово упрощает.
Вот Оберон версия с одним тамбуром и без юбки.
у них есть варианты с двумя тамбурами и юбкой.Можно попросить, чтоб продали без дуг чтоб поставить свои.
Я так и сделал, поставил нанолайт истон.
Для Ваших целей-лучше дуги помощнее.
Я эту палатку собирался купить. Там еще много вариантов Оберона на их сайте. Но в Москве был только самый тяжелый вариант с консолью и еще какими то прибамбасами. Так и не купил.
По весу примерно на кг легче большинства одноклассников.
Я через инет купил.
Там у них куча вариантов:
3-1,
3-2,
3-3,
3-1+,
3-2+,
3-3+,
3-1 Si,
3-3 Si/Sc,
3-3+Si/Sc
- с ума сойти можно!
И какой у неё фактический сухой вес, но уже с веревочками?
****
да , есть немного.
Но не все так страшно.
3-1 это с одним тамбуром, 3-2 с двумя.
3-3-это с двумя тамбурами и небольшой косолью, за счет которой тамбуры обьемней.
+ это всего лишь юбка.
У меня вариант 3-1 SI, то есть, с одним тамбуром,силиконовый, без юбки.
Взвесил сейчас- без дуг, в компрессионке 2,5 кг. Дуги- 0,5 кг
Из магазина она будет легче, тк я немного ее модернизировал и кое где подшил, весу прибавилось грамм 250.
Конечно надо брать силиконовый вариант, это значительно легче и силиконка тряпка весьма прочная.
Для длительных походов я бы брал с двумя тамбурами.
Один-двери, второй кухня и барахло.
Ну да не Вам обьяснять.
Дугами какой толщины укомплектована ваша палатка?
Я чуток не доверяю сайту, боюсь путаницы.
Я попросил продать мне без дуг, мне пошли навстречу.
И поставил Истон Нанолайт, они существенно легче, у меня был свой комплект.
Да еще такой момент- палатка просит небольшой модернизации- просто подшить дополнительные крепления-растяжки внутрянки к тенту.
Это совсем нетрудно но обитаемость заметно растет за счет лучшего растягивания внутрянки.
Вообще палатка невысокая, 107 по внутрянке.Хватает, но-без барства.
*****
Я его чуть чуть переделал.
Если фанатично не упираться в цифру 3кг, можно взять версию с консолью,
у нее более объемные тамбуры.
Только обязательно-силиконка.
1) чтобы дуги вставлялись в карманы внешнего тента. У синтовских шестигранных было именно так, у Fox Cave-4 и Fox Cave-6 тоже так.
2) чтобы были три дуги от пола до пола, каждая в своём кармане. Соединение 6 дуг звездочкой не признаю.
У этой палатки как с этим?
**********************
По пункту 2 прочитал ответ в их рекламе:
Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине.
Это плохо.
А еще я очень люблю, когда дуги вставляются во внешний тент. А твоё соединение противоречит этому требованию. Так ведь?
Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине.
Данное конструкторское решение очень усиливает ветроустойчивость палатки. Ветровая нагрузка равномерно перераспределяется между всеми дугами, а ветровые оттяжки добавляют ей прочности. Из всех палаток, где я жил, по моему мнению, она самая ветроустойчивая...
Но есть недостаток этой конструкции. Дуги могут ломаться в месте из крепления к "пауку" (у этой палатки они в этом месте ломаются чаще, чем в других местах).
По вместимости. В ней комфортно втроём. Вчетвером в ней как-то тесновато...
Для меня комфорт - это когда дежурный дежурит велезая наполовину из спальника. И не мешая остальным спать.
******
я так понял-может, неправильно? что они предпочитают варить.
Это, конечно, на тех высотах требует автоклавов.
а так да, можно весьма существенно уменьшить вес если отказаться от варки и от автоклавов.
Есть такая замечательная посуда- Эта повер, например, от Primus, радиаторная.
Ускоряет весьма, и топливо бережет.
Это, конечно, на тех высотах требует автоклавов.
Дело не только в предпочтениях. Даже многие хлопья, на которых пишут "не требует варки" или "варить 1 минуту" весьма чувствительны к _температуре_ воды, которой их заваривают. Сам понимаешь, что на высоте даже кипящая вода имеет температуру отнюдь не 100°С, например на 5000м - чуть больше 80. Месяц есть недоваренный полуфабрикат - наверное не очень правильно. Единственное исключение, которое я знаю - картофельные хлопья, их надо заливать водой где-то 70°С, но весь поход лопать одну картошку - это на любителя :). Так что по-хорошему даже для хлопьев скоровар не помешает. И вообще он удобнее, меньше пара в палатку летит, ну и не разольется, если опрокинешь :)
*******
Серег, я душой автоклавы люблю, не меньше, чем резиновых теток,
только вот тяжелые они, сволочь :((
Насчет недовареный полуфабрикат- ну можно чуток поварить, пониженная температура не отменяет факта что вода закипает и должным образом меняет свою структуру.
Она-кипит, и этим- все сказано.:)
Надеюсь, ты меня понял, несмотря на длительную расслабуху на скитальце.:))
Саш, считать надо сумму веса посуды и топлива. Если в сумме клава с бензином весит меньше чем кастрюля с бензином - значит клава "легче" кастрюли. Ну и потом 200 г разницы в весе на 6 человек - не такая уж большая плата за удобство.
>пониженная температура не отменяет факта что вода закипает и должным образом меняет свою структуру. Она-кипит, и этим- все сказано.:)
А азот знаешь при какой температуре кипит? Свари ка в нем кашку :))). Если ты имеешь в виду чисто моральный аспект, так можно температуру кипения назначить волевым решением. Мы ради экономии бензина и времени обычно назначаем кипятком 80°С в беззайцевой зоне. Но только для чая. Кашу варим на настоящем кипятке.
Проблема с клавами не в том, что они тяжелые, а в том, что их фиг достанешь (само собой речь про туристские клавы). Но под такие мегаэкспедиции грех не озаботиться спецпроектом. Тем более авиационным инженерам :))
***
это не новость для меня.:)
Ты большой автоклав носил?
Эта дура пол рюкзака занимает.
********
Если ты имеешь в виду чисто моральный аспект, так можно температуру кипения назначить волевым решением. Мы ради экономии бензина и времени обычно назначаем кипятком 80°С в беззайцевой зоне. Но только для чая. Кашу варим на настоящем кипятке.
****
ты не понял. Для приготовления пищи и чая требуется кипящая вода.Кроме температуры важен сам факт кипения.
Кипяченая вода имеет другую физическую структуру и поэтому значительно лучше усваивается организмом.
Кроме того, она луше разваривает продукты, именно из за вышепомянутых свойств.
Ваша 80 градусная вода так же похожа на кипяток, как резиновая тетка- на живую.
Объём 4 литра, вес 1360 г. Обслуживала летом 6 человек, а в турецком маленьклм походе - 7 человек. Эту скороварку брали в 2011 г. в большой поход. Купил в магазине "Всё для дома" около метро Сокол (магазин напротив церкви).
В 2010 г. такую скороварку принес в группу Леша Воробьев. Он где-то попросил отфрезеровать дно и снять лишний металл с утолщения. Поэтому его экземпляр весил меньше.
Я и маленький не носил :)) Он в другом рюкзаке жил. А зачем на 6 человек большой? 3-литрового за глаза хватит. Который самодельный, из заготовки чайника, по размерам совсем не меньше кастрюли.
>ты не понял. Для приготовления пищи и чая требуется кипящая вода.Кроме температуры важен сам факт кипения.
Да все я понял. Саш, это _для тебя_ важен сам факт кипения, а для приготовления пищи важна температура. Ты можешь час варить рис в кипящей воде где-нить на Эвересте и никаких чудодейственных "вышеупомянутых" свойств кипятка не обнаружишь :). Настоящий чай действительно по-другому заваривается в некипевшей воде, замечал такой феномен. Но мы в последнее время в мероприятия берем пакетики - это конешно неправильно с точки зрения истинного знатока, но гораздо удобнее, особенно зимой.
**
Ты ошибаешься.
Температура важна но важен и факт кипения.
Не только чай иначе заваривается но и продукты иначе , гораздо хуже варятся готовятся в некипящей или некипяченой воде.
Ты не задавал себе вопрос почему люди в старых фильмах на вокзалах за кипятком бегали? :)
А не просто за горячей водичкой.
воду для хорошего чая НЕЛЬЗЯ кипятить, его нужно довести до кипения (95градусов) для чёрных и ферментированных чаёв, а для зелёных и малоферментированных чаёв достаточно 85-90 градусов. Важна температура - при большей температуре лучше растворяются полезные вещества в воде, а не факт кипения - при кипении в первую очередь улетает растворённый в воде кислород и по мнению китайцев вода становится "мёртвой". Кипятят только воду плохого качества
А не просто за горячей водичкой.
Потому что за кипятком бежать ближе :))
Вот это я рассказывать не буду, потому что всю жизнь мечтал увидеть список аптечки (а лучше несколько списков), составленной врачом-горопроходцем (альпинистом или горным туристом). При этом список должен быть адаптированным к современным запретам на разные сильнодействующие препараты. И чтобы у аптечки был реальный вес. А то напишут список на 8 кг.
Но тему эту, может, и подниму в отдельном посту.
только...
Про бабу резиновую написать забыл, и наручники к ней ... :)
Что то ты, Малыш, не доработал..
Вместо резиновой бабы взял пионерский горн, два парика, кайт и мыльницу с пузырями. Но может это и хорошо, без резиновой бабы оно как то спокойнее.
Жаль, что не указан расход бензина - можно было бы конкретнее покритиковать кухню. Странно, почему в такие длительные экспедиции не берутся кастрюли с радиатором? Они реально и очень значительно позволяют экономить топливо, к тому же уйдет эта пресловутая проблема малой мощности горелки. Конечно, по-хорошему вашей группе надо бы специально изготовить скоровар с радиатором и чайник с радиатором. Каким путем пойти - то ли из имеющихся штатных кастрюль с радиатором (например EtaPower делать скоровар и чайник, то ли наоборот, к скоровару и чайнику паять радиатор - вопрос второй, но сэкономить на этом можно такой вес бензина, что все эти граммы на палатках-спальниках-рюкзаках-и прочем шмотье окажутся мелочью.
Оговорюсь - сам я пока в зимних условиях кастрюлями с радиатором не пользовался (просто для моих условий экономия будет не такая грандиозная, я зимой подолгу не хожу), но летом второй год хожу с ДжетБойлом, расход газа уменьшился очень заметно, а именно с 45-50 г/ч*д до 33 (в 33 входит периодическая жарка грибов и рыбы на газу, без них реально вписаться в 25, а с чистой водой и того меньше) . Сразу отвечу на возможное возражение, что объем имеющихся кастрюль маловат (у той что по ссылке 2.9л). Не знаю какие у вас аппетиты, но нам хватило литрового ДжетБойла (причем в него не рекомендуется заливать более 0.5л, но реально вполне можно 0.75) на троих, по кружке на человека. В нем мы только кипятили воду - это львиная доля расхода топлива, а каши (быстроваримые хлопья) доваривали в обычной кастрюльке. Это тоже вариант, но удобнее, особенно зимой, варить с начала до конца в одной посуде. Если 2.9 л каши мало для вашей группы (хотя на мой взгляд этого вполне достаточно для 6 человек), а делать два скоровара не хочется - ну тогда приделывать радиатор к имеющемуся скоровару.
Во всем остальном кастрюльки просто супер, муки ожидания кипятка осмеяны и забыты.
Я как то взял пару снежных якорей (куски дюраля с дырками типа 15х20см или даже чуть меньше, весили гр по 200 что ли), запрессовал в них по две петли из тросика так, что бы они садились на древко. Получилось две штыковых лопаты на группу - вполне ничего... пещер не рыли, но площадки/стенки строили в большом количестве, удобно (кирпичи из фирна рубить самое оно, совковой лопатой я вообще не представляю как это можно сделать, когда штыковую то фиг вобьешь... ). Но дюралька та слабовата оказалось, к концу сезона они гнутся начали, да и не очень плотно сидели на древке, слетали иногда... продал одному буржую;-)
С тех пор ищу что то похожее, но ни разу не встречал;-(
Якоря из ткани - не работал с ними никогда, но мне почему то кажется, что по скорости и простоте установки обычный металлический якорь лучше (забил и все)? Тканевый же расправлять надо... в качестве оставляемой точки конечно лучше не бывает, вместо катапульты то, но скажем при попеременной страховке когда все бегом-бегом-бегом с тряпкой еще возится... но возможно и ошибаюсь.
Для твердого наста - самое то, только грепить на ледоруб - не удобно,
и как якорь тогда не работает, когда все тяпки заняты.
Ставим на ручку трубку из дюраля, лопаты берем здесь http://www.mirtitana.ru/
Про якорь - поскольку как ренегат ходил с коротким молотком (который вбить можно но не держит нефига... как и ледоруб по большому счету), то при организации страховки на снегу насаживал на молоток снизу якорь, всю конструкцию вбивал, тросик от якоря выводил наверх и блокировал с петлей от головки. Держит... дофига держит в общем, и ставиться быстро;-)
Летом на высоту хороша 0009, но зимой, когла приходится постоянно копать, и в длительных походах все же 001
- надежность штамповки перевешивает минус излишнего веса.
2. Лучше всего работает как фирновый крюк, особенно когда у кого-нибудь короткий/кривой инструмент и ледорубов не хватает
Но и как якорь работает прекрасно.
3. Для фирнового клюка - ручка самое то
Вы БД носите без ручки?
4. Если слой фирна на льду достаточно тонкий, пила не удобна. БД(и любой совок) вообще ничего не сделает
Ну и если нужно именно копать твердый фирн(для площадки) - то в разы удобнее всех других вариантов