Майское путешествие по Турции. Часть 3. Долина любви и горы Кемера.
Наш фоторассказ о майском путешествии по Турции, начатый в первой и во второй частях, я завершу рассказом о Долине Любви в окрестностях Гёреме и описанием забойного однодневного маршрута в районе курортного городка Кемер, который проходит через два перевала, имеет длину около 26 км с общим набором высоты в 1400 м.
Вечером 10.05.2011 в очередной велосипедной вылазке мы поднялись по грунтовой дороге на северо-западе от Гёреме на высокий кряж
и обнаружили, что с запада от Гёреме от самого Учхисара спускается на север длиннющий овраг, переходящий в Долину Любви.
Удивительно, как это раньше мы не были ни в этом овраге, ни в Долине Любви... Сначала мы попытались спуститься в овраг, но ни к чему хорошему это не привело. Мы оказались в боковом притоке с отвесными 3-метровыми сбросами. Поэтому мы вылезли из оврага на грунтовую дорогу и спустились по ней в Долину Любви. Солнце уже зашло, и мы поспешили в отель, чтобы вернуться и осмотреть всё, как следует, на следующий день.
11.05 велики были уже сданы, и мы вышли на маршрут пешком. Мы снова поднялись на грунтовую дорогу на северо-западе от Гёреме. Вокруг жужжали пчёлы, и воздух был наполнен опьяняющим ароматом цветов.
Каких только цветов здесь не было!
Спуститься в Долину Любви нам удалось только в самом её конце, где она уже почти распахнулась. Вот, что мы там увидели.
Форма этих выдающихся образований однозначно объясняет название этой долины. Чем это не поздравительная открытка с 8-м марта, с пожеланием счастья и любви?
Между гигантскими фаллосами бегали черепахи, и весьма быстро! Они были тяжелыми - килограмма по два или три.
Выше долина сужалась
и приобретала иной характер.
На самом верху оврага имелся спокойный выход к Учхисару. Теперь стало ясно, что именно здесь надо было вчера спускаться на байках. Вся эта долина легко проходится на велосипедах.
Чтобы завершить кольцо, мы решили спуститься в Голубиную Долину (Pigeon Valley), наш отель был расположен как раз в её устье.
Здесь мы поняли откуда каталонский архитектор Гауди (Gaudi) заимствовал свои знаменитые формы. Все вспомнили Барселону.
Вернувшись в отель, мы обнаружили французскую пару вот на таком чудесном агрегате.
Французы ехали в Стамбул. Вообще Гёреме - удивительное место. Это город мира. Какие только языки здесь не звучат - турецкий, французский, английский, немецкий, японский, польский... Обстановка очень теплая, публика здесь весьма интеллигентная. Любители пожрать и выпить не уезжают далеко от моря. Сюда же прибывают "интеллектуалы".
Прекрасный 3-х местный номер в отеле Гюмюш мы сторговали за 50 долларов в день. Вообще то он стоит 100 лир, но владелец отеля Йоксель Гюмюш - наш старинный друг.
В отеле тёплая обстановка. На кухне можно хозяйничать и готовить еду из купленных в городке продуктов. В любой момент можно пойти и заварить чай. Завтрак обеспечивается отелем. Место в пансионе стоит около 15-20 лир в день. Единственным обитателем пансиона был один канадский перец, который дни напролёт просиживал за ноутбуком. Он совершал кругосветное путешествие, а деньги на путешествие зарабатывал в он-лайне, сидя за компьютером. Поработает недельку-другую, снимет с карточки денежку и дальше едет...
Еще в отеле мы встретили пенсионера-одессита, бывшего вертолетчика Вертолетной службы Украины. Он работал во многих странах, тушил пожары и здесь, в Турции. А теперь он осуществлял свою давнюю мечту - объехать вокруг Черного Моря на мотороллере.
11.05 в 22.00 мы стартовали на ночном автобусе Гёреме-Анталия. Билеты нам обошлись по 35 лир. Дорога эта быстрее, чем от Анталии до Аданы. 12.05 в 7.00 мы прибыли на автовокзал в Анталию, взяли вещи из камеры хранения и через полчаса пересели в местный автобус, следующий до курортного городка Кемер. На дальнем краю местечка Бильдиби, не доезжая двух километров до реки Гёйнюк, мы высадились из автобуса, заплатив по 5 лир, и поселились в отеле Club Salima, уподобившись миллионам наших сограждан.
Но не тут то было! 12.05 многие из нас, и я, в том числе, в основном проспали. Но уже 13.05 мы презрели пляжные удовольствия и отправились в паломничество в храм, рядом с которым родился, где служил и был похоронен покровитель путешественников и детей великий святой - Николай Чудотворец.
Сразу после завтрака мы сели на автобус до Кемера (4 лиры), не заезжая в город, прямо на остановке на автобане пересели в автобус до Финике (12 лир) и уже там пересели в автобус до Демре (5 лир), где и находится знаменитый храм.
В храме.
Саркофаг, в котором когда-то хранились мощи Святителя Николая, я не сфотографировал. Не поднялась рука. Большая часть мощей была в средние века перевезена в Италию, но часть мощей осталась на анатолийской земле и теперь хранится в музее в Анталии. Два раза в год они перевозятся из Анталии в Демре, и здесь проводятся торжественные службы.
При входе в храм вот такая статуя Святителя Николая.
А это я снял из окошка автобуса на обратном пути на участке между Демре и Финике.
Обратный автобус из Демре шел сразу до Анталии, поэтому путь домой обошелся дешевле (15 лир). Вернулись в отель только к ужину.
14.05 мы продолжили уничижение или глумление над пляжным образом жизни. В этот день мы отправились на марш-бросок по немецкой тропе. Мы - это я и мой старший сын Саша. Вот теперь и он посвящен в элитный клуб "кемерских марафонцев". А всего в этом клубе мне известно 4 соотечественника: Слава Львов, Ваня Жданов, ваш покорный слуга, и вот теперь - Сашок.
О немецкой тропе стоит рассказать подробнее.
В ГОРАХ КЕМЕРА.
Впервые я узнал об этом маршруте из схем с пояснениями на немецком языке около маленьких отелей в долине реки Гёйнюк. На схемах влево от широко известного каньона этой реки отходила тропа, которая обходила каньон и достигала местечка Оваджик, от которого можно было спуститься по долине реки Агва в город Кемер.
В первые годы я безуспешно пытался найти начало этой тропы, сейчас я уже не помню, когда я её, наконец, нашел. Так как она была нарисована на немецких схемах, и по ней гуляют, почти исключительно немцы, мы стали называть её немецкой тропой.
Маршрут от каньона реки Гёйнюк до шоссе в долине реки Агва проходит через два перевала, высотой 708 м и 938 м над уровнем моря, имеет длину около 26 км и суммарный набор высоты в 1400 м.
Для просмотра маршрута через Google Earth достаточно кликнуть мышью вот этот KMZ-файл. Отметим, что трек между точками 1 и 3 проходит в густом лесу, тропа лишь частично идентифицируется по космическому снимку. Поэтому трек на этом участке имеет несколько условный характер.
Как оказалось, Оваджик - это фазенда с хозяином-немцем, в которой можно переночевать. Большинство немецких треккеров так и делает - проходит маршрут за два дня. Однако нашей доброй традицией стало прохождение этого маршрута за один день с утра до ужина в отеле на побережье. Естественно, что это требует известного напряжения.
Справедливости ради, стоит добавить, что некоторые немцы делают тоже самое.
А ещё нашей традицией было прохождение этого маршрута 9-го мая. В этом году мы выехали в Турцию слишком поздно, поэтому сделать так не смогли.
Ваня и Лёша уехали в Москву 12.05, не заезжая на море, а из оставшихся участников путешествия поддержать меня на немецкой тропе осмелился только Сашок. Возможно, что именно благодаря относительно холодной погоде, нам удалось поставить "рекорд" - пройти маршрут за 8 часов и вернуться в отель за 2 часа до начала ужина.
Рано утром, без завтрака, забрав с собой припасенную с вечера закуску и бутылки воды из бара в номере, мы вышли на шоссе, дошли до остановки такси, разбудили водителя и за 15 долларов по распечатанному прейскуранту (ух, рвачи) доехали до входа в каньон реки Гёйнюк.
В последние годы вход в каньон сделали платным, поэтому его загородили забором с калиткой на замке. Однако в половину восьмого там никого не было, и мы без проблем обошли забор поверху.
Сразу за забором от основной дороги ответвляется заброшенная дорога, которая спускается налево к реке и теряется в камнях у воды. Здесь надо перейти Гёйнюк вброд на орографически правый берег и, проломившись через заросли, подняться до арыка, который течет параллельно реке в 10 метрах от неё. Вдоль арыка надо пройти вверх по течению до начала тропы, см. точку 1 (N 36° 40.95', E 30° 31.84' H 68 м). Тропа отходит в этой точке от арыка в лес.
Тропа имеет маркировку в виде двух полосок - красной и белой. Мы переоделись, подготовились к жаркому подъёму и в 7.50 стартовали вверх.
Тропа поднимается среди скал по непроходимому лесу. Кругом колючие кусты и такие же колючие лианы. Я шел и думал о том, что эта тропа является уникальным национальным достоянием. Во-первых она очень древняя. Скорее всего она использовалась в старые времена для подъема овец на джайляу из приморских селений. Во-вторых, совершенно непонятно, как она образовалась. Это столь же непонятно, как образование жизни на Земле и "первичного бульона". Спланировать её в скалах и прорубить через непроходимый лес - нереальная задача.
Может её протоптали в доисторические времена, когда здесь господствовал иной климат и росла иная растительность? Или её прорубил полк Александра Македонского, совершая героический переход через хребет Бейдаглар?
В 9.15 мы поднялись на перевал в точку 2 (N 36° 40.46', E 30° 30.45' H 708 м), набрав по высоте 640 м. Отсюда сквозь ветки деревьев мне удалось снять такую панораму.
Особо не останавливаясь на перевале мы начали спуск и отдохнули только внизу у ручья в точке 3 (N 36° 40.55', E 30° 29.70' H 275 м), которую достигли в 10.05.
Это был приток реки Гёйнюк. Первый перевал позволял обойти труднопроходимый каньон Гёйнюка.
В точке 3 тропа переходит на левый берег ручья и через 30 мин. спускается к реке Гёйнюк. В этом месте тропа теряется, несмотря на многочисленные следы маркировки на камнях. Здесь надо просто идти вверх по руслу реки, как придется.
Ориентиром может служить виднеющийся впереди конгломератный обрыв орографически левого берега. Там над обрывом начало старой грунтовой дороги.
Подойдя к обрыву, следует пройти между ним и рекой, а потом завернуть направо на дорогу.
Далее подъём по дороге, но не долгий. Вправо с дороги отходит срезающая серпантины тропа. Её начало добросовестно промаркировано.
Эта лесная тропа снова выводит на дорогу. Здесь надо пройти налево, как бы вниз по дороге, буквально 20 метров, и снова вверх уходит срезающая серпантины тропа.
На следующем пересечении с дорогой следует повернуть налево и далее идти по дороге.
Она здесь очень живописна.
Вокруг море цветов.
Особенно меня поразили цветы похожие на шиповник, но не шиповник
Еще там растут удивительные кусты с листьями - иглами, как у дикобраза, и с такими вот желтыми цветами.
Миновав нежилой домик с красной крышей, следует сосредоточиться, чтобы не пропустить промаркированное начало тропы. Она отходит влево от дороги и спускается к реке Гёйнюк. За рекой я тропу искать не умею. После брода я просто ломлюсь вверх по склону. Хвойный лес здесь легко проходим, и уже через 10 минут вы окажитесь на большой грунтовой дороге.
Здесь следует повернуть налево и идти по дороге до скорого ответвления тропы направо вверх. Подъем заканчивается промаркированным перелазом через забор на территорию фазенды Оваджик.
Выход с территории осуществляется мимо злых собак на коротких цепях и приводит на дорогу, по которой осуществляется подъём на перевал в точке 4 (N 36° 39.345', E 30° 27.42' H 938 м). На перевале мы оказались в 12.50. От точки старта - 5 часов.
Сразу за перевалом надо миновать первое ответвление маленькой дороги налево и завернуть за пустым домиком во второе ответвление налево. Вот по этой старой грунтовой дороге надо идти только вниз, не обращая внимания на несколько ответвлений направо и вверх.
После большого зигзага дорога спускается к реке и далее идет вдоль реки по её правому берегу. Внизу дорога очень живописна. Она здесь совсем старая, местами обвалившаяся. Иной раз забываешь, что это дорога и видишь перед собой только тропу. Маркировка красной и белой полоской сохраняется и здесь, но встречается реже.
За поворотом направо в точке 5 (N 36° 37.07', E 30° 29.12' H 273 м) имеются удобные места для купания. Как же хорошо сбросить жар!
От точки 5 до асфальтовой дороги около 30 минут. В месте впадения нашей безымянной речки в реку Агва имеется киоск, см. точку 6 (N 36° 36.025', E 30° 29.16' H 170 м). Здесь можно поесть и выпить пивка. Здесь закончился наш 8-часовой марш-бросок. При везении отсюда можно уехать. Однако нам пришлось пройти в сторону Кемера по асфальту еще 3 км, прока нас не подобрала попутка. После пересечения автобана, едва въехав в город Кемер, на ближайшей автобусной остановке мы пересели в автобус, следующий до Анталии. Около нашего отеля мы вылезли из автобуса в 16.55.
На протяжении всего описания немецкой тропы я использовал только московское время.
Вот так закончилось наше глумление над "пляжными ценностями".
Вечером мы ходили только "в раскорячку", вот отдыхающие то удивлялись!
А на утро всё прошло...
И только 15.05 в день отлета в Москву я окончательно слился с миллионами соотечественников.
Путешествие закончено. Благодаря разнообразию и остроте впечатлений, мне кажется, что я не был в Москве целых два месяца.
И это не только моё ощущение...
---------------------------
Спонсор снаряжения - компания Mountech, распространитель изделий Marmot, Garmont и Black Diamond. Cпонсор связи - компания Satellite-Rent (система "Иридиум").
127
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Если в след. мае что-то подобное пойдете - я бы присоединился!
Хотел бы я побывать там.
Андрей, пожалуйста напиши от дома до дома по деньгам сколько на человека легло?
Авиа + страховка + трафик спутниковой связи = 10248 р.
Такси из аэропорта = 9 $
Билет в Адану = 35 TL
Билет из Аданы в горы = 10 TL
Маршрутка из Капузбаши в Гёреме = 50 TL
Отель в Гёреме 17 $ * 4 = 68 $
Велик на 2 суток = 40 TL (а если новенький и крутой, то 50 TL)
Билет Гёреме - Анталия = 35 TL
Питание в Гёреме 30 * 4 дня = 120 TL
Питание на подъездах в горы = 20 TL
Вот программа Ивана и Лёши, которые не поехали на море. На море можно истратить сколько угодно, поэтому это вообще обсуждать бессмысленно. Аналогично, можно тратиться еще в музеях в Каппадокии (от 10 до 20 TL за билет).
Посмотрим, что получилось у Ивана:
10248 р. + 77 $ + 310 TL = 10248 р + 284 $ = 18 200 руб.
В Гереме есть пансионы и побюджетнее, - 15 лир с завтраком. И тусить там можно не перетусить..., есть т.н. зеленый маршрут, красный,....
Мы брали бус и посетили 6км каньон Ихлара (вход 5 лир), стены по 40м, церквей больше 10ка, тоже обжит до 14 века. Подземный многоэтажный город Деренкой (15 лир) убеждает в существовании гномов, т.к. туннели проходишь только в 3 погибели.
Да и вообще Турция привлекает очень широким туристическим потенциалом, есть почти все и на любой вкус. А с развитием лоукостов и с изучением турецкого языка все это становится много доступнее.
И я смотрю, бюджетненько так))
Но надо помнить:
1) Билеты в Стамбул всегда дешевле, чем в Анталию, и из Стамбула на автобусе тоже можно заехать в район.
2) Цена на билеты растет по мере приближения даты вылета. Поэтому, если группа организована настолько, что в состоянии купить билеты на регулярный рейс Турецких авиалиний в феврале, то это тоже сэкономит деньги.
За информацию про Стамбул спасибо)