Первый среди экстремалов. Интервью Сергея Фурсова, победителя Elbrus Race-2009
С.Ф.: Я был первым и в «классике», и в «экстриме». Моя цель достигнута, и я не обещаю, что буду выступать в следующем году. Чтобы улучшить мой сегодняшний результат, мне нужно будет гораздо серьёзнее подходить к тренировкам. Здесь, как и в любом спорте, вначале прогрессируешь очень лёгко, но когда выходишь на высокий уровень, каждая минута, на которую уменьшается твой результат, даётся огромным трудом.
Фото Е.Лалетиной
Фото Е.Лалетиной
Приключения на Эльбрусе не заставили себя долго ждать. Прилетев из Москвы вечером 6 сентября и поселившись в гостинице, я собиралась на следующее утро подняться на приют «Бочки». (Как представитель Генерального спонсора Elbrus Race компании BASK я планировала наблюдать за ходом соревнований). Организатор Николай Шустров, в это время готовящий на Бочках старт квалификационного забега, предупредил меня по телефону, что не работает канатная дорога. Как же подниматься наверх? Пешком – долго и тяжеловато с непривычки (только «экстремалы» пробегают этот путь за час с минутами), и к старту точно не успеть.
Единственный выход - договариваться с водителями грузовиков, которые поднимают наверх строительные грузы. Как всегда на Кавказе, стоимость такой поездки – вопрос творческий (по словам Николая, в среднем от 300 до 1000 руб. с человека от Азау до Бочек), зависящий от того, «как будешь разговаривать».
Ну вот! Мне придется подниматься одной, торговаться с местными водилами. Как раз это у меня всегда получается плохо. Стараясь не думать о завтрашних трудностях, я улеглась отдыхать, как вдруг раздался телефонный звонок, и незнакомый мужской голос произнес:
- Здравствуйте, меня зовут Сергей. Завтра я провожу Вас до Азау и помогу найти машину наверх.
Успокоенная появлением спасительного помощника, я немедленно уснула. Наутро в Терсколе, на полпути к Азау, в машину ко мне действительно подсел обаятельный парень с обветренным загорелым лицом. Ничто не выдавало в нем будущего чемпиона. Мы разговорились и, как часто бывает в путешествиях, уже через полчаса мне казалось, что мы знаем друг друга давно.
В понедельник в 9 утра поляна Азау была почти безжизненной: канатка не работала; ни машин со строителями, ни желающих подняться наверх не было; двери магазинов на замках. Водитель единственного грузовика заломил цену 2000 руб. с человека при условии, что найдется не менее трёх пассажиров. Время шло, но те немногие, кто хотел оказаться наверху, не спешили расставаться с деньгами. Самые решительные надевали рюкзаки и начинали пеший путь в гору. Я решила последовать их примеру, а выше, если удастся, поймать «попутку».
Было понятно, что к началу старта квалификации я опоздала. Всё тяжёлое, что было в рюкзаке - горные ботинки, кошки и тёплую одежду - я оставила Сергею. Созвонившись с Николаем Шустровым, я сообщила ему о своих планах и поблагодарила за поддержку.
- Спасибо Вам за Сергея.
- За какого Сергея??
….........
И тут я поняла, что ничего не знаю о своём попутчике, с которым мы только что расстались, кроме его имени и номера телефона.
Но сейчас, после окончания забега, есть немного времени, чтобы расспросить Сергея Фурсова, победителя International Elbrus Race-2009 в классе «экстрим».
- Сергей, в забеге ты показал отличное время, с большим отрывом выиграл у сильных соперников. Вероятно, это результат особой подготовки, систематических тренировок?
С.Ф.: - Я не профессиональный спортсмен, чтобы все своё время посвящать тренировкам.
Серьезно готовиться я начал только за две недели до старта. Бегал от Азау до Бочек в среднем за 1 час 17 минут. Просто я провожу здесь весь летний сезон, вожу клиентов на Эльбрус и с юга, и с севера…
- Значит, на вершину как на работу? Сколько раз ты поднимался на Эльбрус?
С.Ф.: - В день забега это был мой 12 раз. За это лето.
- Горный гид – это твоя профессия?
С.Ф.: - Да, это моё основное занятие с весны до осени, а зимой я работаю на Домбае инструктором по фрирайду и ски-туру, хотя институт закончил по специальности инженер-электрик. Я КМС по альпинизму. Профессия гида для меня – это и заработок, и возможность как можно больше времени проводить в горах. На Эльбрусе я уже 4 года, но в более высоких горах никогда не бывал.
- Ты родился в Невинномысске, откуда до высокого Кавказа рукой подать. Любовь к горам у тебя с детства?
С.Ф.: - Да век бы их не видел! (смеется). Мой отец, альпинист, возил меня в горы с раннего детства, но тогда я не придавал этому значения. В школе, как многие мальчишки, занимался боевыми искусствами, потом несколько лет - плаванием. И только в 1996 году, в 15 лет, я впервые осознанно собрался в горный поход. А потом затянуло…
- Как ты узнал об Elbrus Race?
С.Ф.: - Об этих соревнованиях мне рассказал мой друг Роман Губанов. Два года подряд я участвовал в «классике» и в 2008 пришёл первым, а в этот раз решился на «экстрим».
- Какой этап «экстремальной» трассы оказался для тебя самым сложным?
С.Ф.: - Труднее всего даётся начало и конец. Старт – это всегда шок для организма. Нужно выбрать правильный темп, втянуться в ритм, правильно рассчитать силы. Ну и перед вершиной, когда идешь от седловины, тоже нелегко. Траверс расслабляет; за ним начинается резкий подъём, на котором буксуешь…
Когда вышел на вершину, рванул из последних сил. Упал на колени, думая, что это финиш. А оказалось, что нужно еще до финишного камня рукой дотянуться, а до него несколько метров оставалось. Пока сквозь шум дыхания до меня дошло, что мне кричат судьи, потерял секунд десять...
- Доволен своим результатом 4 часа 19 минут?
С.Ф.: - Если честно, не очень. Тренировался мало… Рассчитывал пробежать примерно за 4:15 и тем самым улучшить результат 2007 года (Семён Дворниченко, 4:17).Чуть расслабило то, что второй (Андрей Мариев) шёл с отрывом в несколько минут…
- В чем, на твой взгляд, особенность забега-2009?
С.Ф.: - Главная особенность в том, что соревнования становятся всё более популярными. Скоростные забеги на вершины - это спорт, которым раньше занимались только альпинисты. А сегодня на старте «классики» мы увидели и лыжников-марафонцев, и ориентировщиков, и бегунов, прошедших минимальную горную подготовку. Приходят новые люди, молодые, уже достигшие успеха в других видах спорта. Их сильная тренировочная база, их настрой на победу привносит живую конкуренцию в нашу среду.
Смысл любых соревнований - улучшение времени результата, и в этом году это особенно заметно. На 7 минут улучшилось время классики.
Порой ночью перед стартом не спится, лежишь и думаешь: «Зачем всё это надо?!» Но выходишь на старт, и сомнения исчезают. И эти минуты на вершине: они стоят всех страданий и мучений. Один раз ощутив вкус победы, ты будешь продолжать бороться, добиваться новых побед...
- В будущем году на Elbrus Race собирается снова приехать Денис Урубко, рекордсмен 2006 года. Планируешь ли ты помериться с ним силами?
С.Ф.: - Я был первым и в «классике», и в «экстриме». Моя цель достигнута, и я не обещаю, что буду выступать в следующем году. Чтобы улучшить мой сегодняшний результат, мне нужно будет гораздо серьёзнее подходить к тренировкам. Здесь, как и в любом спорте, вначале прогрессируешь очень лёгко, но когда выходишь на высокий уровень, каждая минута, на которую уменьшается твой результат, даётся огромным трудом. Да, можно немного улучшить это время. Но высота, взятая Денисом Урубко, мне представляется пока недостижимой…
10.09 2009
79
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"...И эти минуты на вершине: они стоят всех страданий и мучений. Один раз ощутив вкус победы, ты будешь продолжать бороться, добиваться новых побед..." - очень хорошие слова, ибо:
"... Притяженье Эльбруса - ему мы навечно подвластны,-
Высота одержимым - сладчайший бальзам, эликсир.
Пригубив Высоты, понимаешь насколько ты счастлив,
Коль у ног твоих где-то теряется в дымке весь мир..."
Сергей Косолапов (гор. Златоуст) написал на него песню.
Еще раз, с достижением! Новых вершин!!!