Белые стены «Черной скалы»
В конце февраля немногочисленная команда ФАСиЛ Санкт-Петербурга, состоящая всего из двух человек – Коваля Виктора и Лончинского Алексея, выехала на Кавказ, в Кабардино-Балкарию, для совершения восхождения на вершину Кара-кая. В это время террористическая эпопея в республике была в самом разгаре, и только ленивый не крутил пальцем у виска в ответ на наше намерение посетить любимый кавказский регион.
Так или иначе, мы оказались под горой. В это время здесь уже работала украинская команда из г. Сумы, лезли первопроход на Ак-каю.
Массив Ак-каи известен альпинистам с 1979 года, когда здесь прошел очный Чемпионат СССР по альпинизму в скальном классе. Было пройдено некоторое количество маршрутов 5Б категории сложности. Стены Ак-каи достаточно круты, однако относительно небольшой перепад высот маршрута (около 500 метров) видимо не позволяет классифицировать имеющиеся здесь маршруты выше 5Б категории сложности, несмотря на то, что за последние годы преимущественно украинскими командами проложены достаточно серьезные многодневные нитки по этим стенам.
В этом отношении Кара-кая выгодно отличается от своего соседа, перепад стен здесь более серьезный, до 750 метров. Стена крутая, с нависаниями. Именно здесь, по центральному бастиону юго-западной стены Кара-каи командой харьковчан под руководством Евгения Полтавеца летом 2010 года был проложен новый маршрут, классифицированный Федерацией альпинизма России в качестве маршрута 6А к.с. (1000м VI, А2/А3). На попытку зимнего прохождения этого маршрута и были нацелены наши устремления.
Перед выездом мы получили хорошую консультацию по району у Александра Лавриненко и по маршруту непосредственно у Евгения Полтавеца, за что им от нас большое человеческое спасибо.
Из отчета первопроходцев мы знали, что несмотря на высокую крутизну стены (первый бастион – 76 градусов, второй бастион – 81 градус и третий бастион – 87 градусов) на маршруте имеются полки, на которых возможно организовать сидячие ночевки для двух человек. Первопроходцы ночевали на хороших полках между бастионами и обрабатывали с них маршрут, однако зимняя скорость передвижения не предполагала возможность выдержать их график подъема. В общем, платформу решили не брать. Сэкономленный таким образом вес с лихвой компенсировался 25-килограмовым баулом со снегом (когда мы стартовали, снега на стене вообще не было, потом был только на полке под вторым бастионом, выше – сдувало ветром).
Базовый лагерь мы разбили непосредственно под стеной под прикрытием огромного карниза. Акклиматизировались, осмотрелись, начали лезть.
В первый день погода решила нас побаловать: светит солнце и довольно тепло, лезем в скальных туфлях. Доходим до середины первого бастиона, организуем сидячую ночевку под нависающей скалой. Во второй день погода резко портиться, начинается снегопад и резко холодает, о туфлях уже не может быть и речи. Работаем допоздна и уже в темноте вылезаем на вершину первого бастиона, откуда дюльферяем на удобный скальный гребешок между первым и вторым бастионом. Рельеф первого бастиона позволяет проходить его большей частью лазанием: камины, внутренние углы, щели. ИТО только в верхней части, где бастион становится очень разрушенным и много живья.
С гребешка целый день обрабатываем второй бастион. По связи нам передают, что украинская команда вылезла свой маршрут. Все-таки им почти удалось поймать погодное окно. Погода испортилась окончательно. «Страна туманов» превращается в край вьюг и метелей. Резко похолодало, мороз за -20, метель, ветер. Снег залепляет все участки, имеющие положительный наклон, что существенно затрудняет наше продвижение вверх. Нижняя часть второго бастиона очень живая и больше подходит для летнего прохождения лазанием, чем для зимнего ИТО. За день удается пройти всего 2,5 веревки. После обработки долго отогреваемся в палатке. На следующий день отрываемся и лезем дальше вверх.
Верхняя часть второго бастиона имеет много нависающих участков, здесь снега нет, а при прохождении мы активно используем ИТО. До верха бастиона не долезли одну веревку, в итоге – сидячая ночевка.
Снова лезем вверх, за вторым бастионом следует серия коротких (по 10-15 метров) крутых скальных стенок с разделяющими их осыпными полками. Долезаем до большой полки перед третьим бастионом, перетаскиваем баулы.
Вообще тактика нашего передвижения выглядела следующим образом: обработка маршрута, провеска перил, затем перетаскивание груза и переноска лагеря на следующую удобную полку, снова обработка…
И без того сильный западный ветер достигает силы почти ураганного. Всю ночь и до середины следующего дня держим палатку, чтобы не порвало. Хорошо, что используем специально пошитый для стенных восхождений вариант: через палатку проходят силовые стропы, которые среди всего прочего неплохо держат сильный ветер. Когда ветер начинает стихать, выходим на обработку третьего бастиона. Бастион походит на слоистый пирог, состоящий из множества живых и нависающих друг над другом блоков. Очень очень много живья, крючья практически не идут, в основном используем закладные элементы: гексы, закладки, камалоты. Однако монолитных трещин мало, особой веры точкам нет. Провесив две с половиной веревки, возвращаемся в палатку. К вечеру ветер опять усиливается, и всю ночь опять боремся с ветром и холодом.
С утра ветер немного стихает, снимаем лагерь и отрываемся. Однако на первой же перильной веревке приходится бороться с порывами ветра, которые норовят оторвать тебя вместе с баулом от стены. Пролезаем серию карнизов и выходим на осыпную полку. Еще несколько коротких скальных стеночек и мы на вершинном гребне. Поднимаемся на вершину, снимаем записку первопроходцев, любуемся чудесными видами Центрального Кавказа, которыми напоследок наградила нас гора.
На следующий день спускаемся на перевал Думала, где нас встречают наши друзья-балкарцы во главе с Адельбием. Все эти дни наш добрый друг наблюдал за нами и держал связь по рации.
P.S. Уже дома прочитал серию постов на «Риске» про ситуацию на Кавказе, про разговоры «ехать – не ехать» и прочее. Странно наблюдать, как легко многие поддаются на провокации и ставят обидные штампы на тех, кто всегда искренне и по-братски встречает и принимает нас в своем родном Доме, на Кавказе, в Балкарии.
273
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А где именно под стеной стояли (сколько на подход тратили)?
а на ферме люди были?
В коше под перевалом были яководы, они там вроде бы круглый год. На нижнем коше украинцы базировались