НС Фишт май 1986
Сочинский КСО
Майские праздники прошли спокойно.
Все снялись с учёта и, вроде, можно расслабиться.
Утром звонок из туапсинского совета по туризму.
- У вас вставала на учёт группа туапсинцев?
- Нет. Что-то случилось?
- Да вот разбираемся.
Во второй половине того-же дня.
- Просим начать поиск. Группа туапсинцев ушла на Фишт, контрольный срок прошёл.
Руководитель - Брагинец, в группе человек пятнадцать.
Погода лётная.
Григорий - нач. КСО, заказывает вертолёт, даёт указание облететь район Фишта, пятнадцать человек, - не "иголка в стоге сена".
Рюкзак собран, только переодеться.
Альберт уже рванул в гараж.
Договариваемся, - информацию передавать по связи вертолёта в ПСР аэропорта.
Если что, - группа общественников работает в Гузерипле по заказу военных.
Оля уже связалась с краевой КСС и Гузериплем, все наготове.
Алик включил мигалку.
Спасибо Уго Августовичу - зам. нач. ГАИ.
В вертолёте, кроме экипажа, пока, один.
Брагинец, Брагинец ... - знакомая фамилия ...
До Фишта от Сочи недалеко, вон Он Белоголовый.
Брагинец ...
Вспомнил ...
Как-то годом раньше или чуть больше, на "весёлом спуске", перед Бабук-Аулом, поднимается группа.
Маршрутный лист.
Туапсинцы, руководитель - Брагинец, идут на Фишт.
- Что ж вы на учёт встали?
- У нас поход выходного дня. (Брагинец)
- Ребята, но это-же ФИШТ !, там ведь погода ...
Перебивает.
- Вы у нас отнимаете время.
Ну, да это так.
- Доброго пути!
Подлетаем.
Ого-го сколько снега!
Черкесский перевал без следов.
Зависаем над балаганами. Из-под снега торчат только верха крыш (а ведь май уже!). Никого.
Со стороны Чигурсана снег не тронут.
Идём к Белореченскому. И там, и у аварийной хижины следов нет.
Заходим на приют "Фишт", вот и первые люди,- выбегают на встречу.
Узнаю Сергея Ярмолинского - Дядю.
- Коля, у туапсинцев авария, тут двое ихних.
Берём парня, летим.
- Они все там.
Показывает направление на седловину.
Проходим раз, другой, зависаем.
На седловине нетронутый снег. Никого, ничего.
- Может ты ошибаешься, может не здесь.
- Нет, это здесь ... Они погибли! Они все погибли!
Отворачивается, уткнулся в колени.
Как-то не верится.
Внизу с юга видим группу. Может они? Маленькая надежда.
На зависании спрыгиваю, проваливаюсь в снег по уши.
Нет, не они. Туапсинцев не встречали. У них всё в порядке. Весёлые. Вот, - говорят,- за весь день только сюда и дошли от Водопадного.
Пилоты передают информацию.
Вертолёт уходит на Гузерипль.
Женщина сидит в одних носках, так и спустилась без ботинок, молчит, слова из неё не вытянешь.
Парень рассказывает обрывками.
- Мы с седловины поднимались на вершину. Началась непогода, повернули обратно. Не смогли найти спуск на седловину. Рыли руками пещеру. Кое-как пересидели до утра. Палатки на седловине занесло. Откапываем палатки, а они (те, которые остались на седловине дожидаться восходителей) там ...
Прилетели ребята - общественники.
Облака садятся. Морось. Как быстро темнеет!
Предлагаю туапсинцам улететь. Отказались.
Вертолёт уходит, - нам он уже ничем не поможет.
Ночь тянется.
Сергей рассказывает.
- Первого мая пришли они. Мы их встретили,- чай, пряники. Они уединились. Туапсинцы. Куда, как - не говорят. Утром их уже не было, - рано ушли, тихо. Погода портится, с каждым часом хуже. На третий день, к вечеру, пришли трое ихних, сообщили об аварии. Третий - руководитель, развернулся и пошёл обратно. Мы отговариваем, не пускаем. Он вырвался, - я должен быть с ними, - ушёл. Утром стал я пробиваться через Армянский перевал в Гузерипль. А снега, Коля, я раньше не видел, чтобы столько выпадало. Барахтаюсь в снегу, проваливаюсь с головой, только к двенадцати на перевал выгреб. Понимаю, что не добраться мне до Гузерипля. Вернулся. Хорошо, что вы прилетели.
Ещё в темноте ребята уходят. Старшим - Саша Пинчук - инструктор краевой КСС.
Часть ребят здесь. Мало-ли чего. Старшим - Володя Тараненко.
На мне связь. С группой - "Караты", с Сочи, Краснодаром - "Гроза".
Сообщения не радостные, - "Труп." "Труп." "Труп." ....
И тут:
- Срочно нужен вертолёт! Один - живой! Переносим на террасу над "Парящей птицей".
Эх! Только один!
С утра вертолёт, скорая дежурят на вертодроме в Сочи, лёту - считанные минуты.
Облака! Опять облака!
Повезло, выдернули.
Погода портится окончательно.
- На сегодня всё. Откопали всех. Им уже не помочь. Спускаемся.
Следующим днём ухожу с ребятами на седловину.
Упаковка, переноска. И, по просьбе прокуратуры, поиск дневников, записок.
Торопимся, - опять облачно.
Присматриваюсь к погибшим, - может кто из знакомых, - жил в Туапсе.
Серёжка! Галин сын! Ё... Да нет, не он, что-то не так. Ё-ма-ё! Да он-же седой! Лет пятнадцать пацану.
Грудная обвязка, руки голые, костяшки сбиты вкровь.
Записная книжка.
Ушли с приюта.
Пережидаем непогоду.
Наша отсидка затянулась.
На седловине.
Последняя запись не чёткая, - паста замёрзла.
Запрашиваем вертолёт. Всё.
На приюте, чуть не забыл, прошу тех двоих написать объяснительные (так было положено).
В объяснительных три строчки:
- "поднялись на седловину, началась непогода, мы спустились за помощью."
Обращаюсь к парню, мол ты-же рассказывал о попытке восхождения, холодная ночёвка в пещере.
- Нет. Мы ни куда не ходили.
- На некоторых грудные обвязки.
- У нас были тренировочные занятия.
- ??? У вас аварийная ситуация, а вы тренируетесь ходить в связках ?
Молчит.
Женщина из Краснодара только смотрит.
Так, "момент истины" прошёл, живые задумались о своей заднице ...
Ладно, мёртвым это уже не поможет.
Неопровержимые доказательства нужны следствию.
А без них так:
Непогода - идут на седловину.
С седловины опытные (?) уходят на восхождение.
Непогода уже нешуточная.
Возвращаться, а где он спуск на седловину? Подъём с седловины чёткий, а на обратном пути нужно точно выйти к спуску, другого пути нет,- слева, справа отвесные скалы, а тут такое крутит! День на исходе. Роют в снегу пещеру. Кое-как дожили до утра. Нашли спуск. Палатки занесло. Оставшиеся в палатках бездействовали, - без опыта. Замерзали. А непогода не прекращается.
В живых осталось двое. Тот живой с седловины не выжил, скончался в больнице.
По иронии судьбы в группе было тринадцать человек, да не в этом причина.
По просьбе прокуратуры, недели две спустя, поднялись на седловину собрать всё, что осталось.
Трудно поверить, - снег непогоды растаял весь, а ведь снега было столько, что палатки замело выше конька. Вещи разбросаны. Собираем.
И что важно: - много тёплых вещей запакованных в полиэтилен, сухие. Сухие в упаковках спички. Заправленные примусы.
Могут спросить, - почему на приюте не было поста КСП, радиосвязи.
Пост на период праздников был, - общественники, Сергей Ярмолинский за старшего, организован КСО Адыгеи. В то время большую помощь оказывали общественники. Тогда в отрядах штатных работников всего: нач., инструктор, водитель, радист.
Дальнобойных радиостанций две - "Гроза". Одна стационарная, одна носимая ("Карат"-ты не в счёт - малый радиус). Где этой "носимой" быть? Например участок сочинского КСО от главного водораздела до побережья, от реки Аше на западе и до Абхазии на востоке. Случиться может в любой точке. Сочинский отряд ещё и оказывал помощь спелеологам, если что, на Арабике - Абхазия, т.к. сочинскому отряду оказывали помощь общественники - спелеологи Адлера - спецы ! - Плоткин, Беркус, Машков, Аненков, всех сразу и не вспомнить, извините ребята!
Кстати, в те майские этим случаем не обошлось.
Только спустились с седловины на приют, а по связи сообщают, что завтра нас перебросят в верховья реки Псезуапсе, найти умершую туристку. Вышла группа, сообщила, что у них скончалась участница - сердечная недостаточность. Сами они долго блукали и точно места, где её оставили, не помнят.
Вот так вот.
Отсканировал старенькие слайды, почему-то не вставляются.
98
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Урезал до 200 - 400 Кб. каждый. Много?
памятная табличка на той седловине
фото от Андрея Свитко
Их было четырнадцать, так что в живых осталось трое.
Было распоряжение вывезти всех туристов с приюта Фишт вертолётом, одна девушка из пострадавшей группы улетела, а парень с женщиной остались до конца спасработ.
Я как-то об этом подзабыл,- давно было,- недавно в разговоре выяснилось.
А эти парень и девушка после этого поженились.
Да, Фишт - Дед строгий ..., случай действительно не единственный, никак не соберусь рассказать о гибели спелеологов в ноябре 81- го.
Заранее благодарен!
Увидел оранжевое пятно ниже седловины.
Нас высадили в подходящем месте пониже.
На одной ноге не было ботинка.
Кто-то поначалу признал в нём Брагенца, но потом вспомнил, что он очки не носил, а этот был в очках.
В том облёте, когда увидел погибшего в кулуаре, кто был ещё - не могу вспомнить, возможно и Володя Тараненко, был кто-то, кто был знаком с Брагинцом.
Это был второй день, когда вы работали на седловине.
Точно помню, что с Володей и ещё с кем-то, под конец первого дня, облетали ещё раз вокруг Фишта, заканчивалась горючка, нас даже не смогли закинуть на приют, мы выпрыгнули на зависании около Черкесского перевала, снега было так много, что проваливались с головой.
Ночевали в балагане.
По этой причине нас не было в первом выходе на седловину с вами.
На утро порыли к приюту.
Видели вас, поднимавшихся к седловине, выше грота Аслан-Бека.
Из сочинцев - Валера Дзюба - инструктор турбазы "Сокол".
сейчас на том месте выстроили огромные высотки из стекла и бетона