Жидкотопливная правда.
С самого начала, покупая любую мультитопливную горелку, нужно понимать, что она потребует некоторого ухода. С чем это связанно?
Закоксовывание.
Начнем с азов. Жидкое топливо (керосин, бензин, дизель и сжиженный газ) поступая к форсунке нагреваются в змеевике для того, чтобы перейти в газообразную фракцию. После форсунки происходит смешение с воздухом и горение в зоне распылителя. Это принцип работы всех горелок.
Но если сжиженный газ предназначен для работы в газовых плитах и других системах с открытым пламенем, то с другими видами топлива дела обстоят хуже. В них содержаться присадки и масла, предназначенные для придания определенных свойств топливу, которое абсолютное большинство людей (не как мы с вами) использует по назначению: наливает в бензобаки своих автомобилей, самолетов и т.д. Есть более «чистые» виды топлива, есть более «грязные», например, бензин АИ 98. Вопреки распространенному мнению, что более высокий индекс бензина соответствует его чистоте. Вместе с высоким октановым числом там присутвуют различные присадки интенсивно выкоксовывающиеся в змеевике. Охарактеризовать скорость этого процесса в часах горения невозможно, так как топливо везде разное. Примеси выпадают в твердые осадки на стенках топливопровода в районе змеевика, сужая его, что, в конечном счете, приводит к топливному голоданию и слабому (неровному) пламени.
Обычно при использовании бензина среднего качества между чисткой горелки проходит от 10 до 15 циклов приготовления пищи.
Распространенное мнение, что керосин лучше, также не верно. Керосин бывает разный.
Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой.
Существует очищенное топливо. Обычно его называют White Gas. Как показывает практика, при работе на нем горелка практически не засоряется коксом.
Как бороться с закоксовыванием?
Внутри топливной магистрали в горелках с выносным топливным баком обычно стоит металлический тросик. Сделан он для двух целей. Улучшение прогревания топлива в районе змеевика и его прочистки. Со вторым обычно бывают проблемы. Для того, чтобы вытащить тросик из закоксованной магистрали, потребуются некоторые ухищрения. Я обычно нагреваю магистраль на другой горелке. Происходит тепловое расширение и тросик спокойно вытаскивается. Далее обжигаем тросик до красна на горелке, таким образом удаляя с него кокс и несколько раз вставляем его в магистраль и вынимаем. Для особо щепетильных в вопросах очистки можно, выкрутить форсунку и промыть магистраль без тросика топливом из баллона под давлением, после чего прочистить тросиком.
Кстати, появилась новая горелка Primus Multifuel (версия 2008 года ), которая должна потенциально решить эту проблему.
Ведь вместо тросика в ней вставлен жесткий короткий элемент. А змеевик заменен латуневой прямоточной магистралью с аккумулятором тепла.
Так же закоксовывание не страшно горелкам совмещенного типа, где топливный бак находиться под горелкой. За год эксплуатации такой горелки её не разу не пришлось чистить. Однако расход топлива превышает все допустимые нормы, а заправки (примерно 0,3 л) хватает на 30-35 минут работы.
Горелка была куплена в Иране, где на них готовит все местное население, заливая в нее все от бензина до подсолнечного масла.
Прогрев и копоть.
Так же примуса могут засорятся во время прогрева. Для того, что бы завести горелку её надо прогреть. Прогревают чаще всего топливом из бака. Происходит это так. Создав давление в бачке, вы открываете кран подачи топлива, оно прыскает через форсунку и оседает на прогревочной чашке и вокруг форсунки. Далее закрыв кран, поджигаете (в горах не забываем ставить ветрозащиту). Прогревается магистраль и форсунка. После этого открываете подачу топлива и поджигаете газ, идущий из форсунки. Все просто. Однако при первичном разогреве топливо сгорает, оставляя копоть на рассеивателе, форсунке. Эта копоть может отслаиваться и частично или полностью перекрывать выходное отверстие форсунки, рассеиватель и корпус, мешая поступлению кислорода или газа. А при транспортировке копоть попадает в форсунку, заставляя вас прочищать её тонкой проволокой. Бороться с копотью легко. Хороший прогрев докрасна поможет.
Просто заведя горелку, с помощью прогрева, не гасите ее сразу, не дав прогреться.
Так же процедуру пуска облегчает сухой спирт или газовый паяльник, который полезно иметь в ремнаборе.
Насос.
К каждой горелке с насосом при покупке дается мини ЗИП. В него входят форсунки на разные виды топлива, резиновые прокладки для насоса и смазка. Ею не стоит пренебрегать. Примерно раз в год смажьте насос своего примуса. Смазка подойдет не любая, так как от обычного масла резинки разбухнут и перестанут работать. Опять же в длинные экспедиции я беру с собой горелки одного типа для взаимозаменяемости деталей, ЗИП и запасной насос. Так, как когда горелки не новые, надо перестраховываться.
Выбор горелки.
Рассмотрим этот вопрос с точки зрения ремонтопригодности и обслуживания.
Далеко не все горелки, продающиеся в России, подлежат простому ремонту. Ко многим брендам просто не продается запчастей. Чтобы не делать антирекламу могу только сказать достоверно о двух брендах поставляющих кроме горелок ещё и запчасти это Primus и MSR. Про остальные аспекты думаю придется написать отдельную статью.
190
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Мульти и омнифуелы без нагревательной трубки существуют уже как минимум пару лет.
Если знаете - поделитесь с другими.
спасибо.
Во-вторых Omnifuel это горелка с возможностью тонкой регулировки, по опыту достаточно прихотливая к топливу именно из-за этого наворота. Её аналог MSR DragonFly вообще с подобной системой не жизнеспособен ни на чем кроме WhiteGas (ещё раз продвину себя). В новом Multifuel (выпускаетс с середины прошлого года) в все максимально просто, что позволяет надеется на его не прихотливость.
А на хорошем топливе редко ее удается держать, так как иногда приходиться летать на самолете. Да и по рассказам екатеренбуржцев, поезда в Азию с туристами регулярно проверяют на наличие запрещенных к провозу веществ :(.
Про свою "Омнифил" могу сказать следующее, чем я её только не поил: и соляркой, и жидкостью для керосиновых ламп - так ничего другого в Финляндии не нашел вечером, а кушать хотелось, ну баллон газа резьбовой не успел/догадался в строительном магазине сразу поискать. И как то не сильно сложно она чистилась после таких испытаний. Правда постоянно приходилось проволочкой прочищать форсунку и кастрюльку на солярке немного подкоптить пришлось ну и пару раз больше для профилактики чистил "тросик" в трубке подогрева.
В основном, по моему опыту, тросик этот "прикипает" к трубке, и именно из-за этого его сложно вынуть, хотя в штатном ключе, из ЗИПа, есть специальный ухват для вытаскивания этого тросика. В общем, я тросик вынимаю/вставляю раз в дней 5-6, при несильно интенсивном использовании и мне хватает, а если еще реже то бывает пассатижами тянуть приходиться.
Кстати еще вопрос, раз уж о ЗИПах зашел разговор. бывают ремкоплекты для насоса позволяющие выделенную деталь отремонтировать или проще насос сменить?
по моему малому опыту использования горелки от GoSystem грязь накапливается в каморе под форсункой (в перпендикулярном перегибе) при этом тросик оттеняеться легким зачеренением.
подскажите что я не правильно делаю.
горит хорошо - горелка после этого, как новая отгорела вся старая сажа и нагар,
по ошущениям да и по физике процесса - горит жарче- кипит быстрее
да не должно бы так быть по теории. авиакеросин - это легкое дизельное топливо высокой очистки и с малым содержанием парафинов и серы. а УТС бензина, керосина и дизеля различается на мизер. скорее всего дело именно в высокой очистке. хотя я разницы между зипповским бензином и авиакеросином не заметил.
Собственно целью написания статьи было скорее подготовить теоритические людей к обслуживанию мультитопливных горелок. А то многие думают покупая, что они так же просты как газовые. И потом не готовы к трудностям.
По поводу топлива могу рассказать печальный случай: в прошлом году случай заставил на несколько незапланированных дней остаться нас в хижине гляциологов на Актру. При обследовании территории из-под снегов была выужена пластмасовая 2-литровка бензина, которая и была использована в сохранение своего.
Так горелки за три приготовления пищи забились полностью какой-то коричневой гадостью. И именно в самом недоступном месте - в камере. Помогло только высверливание камеры и "продувка" бензином.
При дальнейшем использовании даже с чистым бензином обычно засорялась именно камера.
-А что вы будете делать когда засориться змеевик?
Я получил вразумительный ответ.
- Молодой человек, наши горелки не засоряются. Это невозможно.
С тех пор, я не расcматриваю вариант Coleman в принципе. Мой интерес был не праздный, у меня на шкафу лежит старый аналог Coleman Sportster, с засоренной магистралью. Ещё такой же недавно принесли в ремонт.
Один раз встречал к ним запчасти, в крупном торговом центре. Случайно. Через две недели отдел съехал и я так и не успел купить змеевики. Покупать горелки такие горелки можно. Но только до первой поломки или утраты.
я сорвал запорный вениль, а новый насос даже за 2000 рублей нужно заказывать...
Если Вам нужно - могу поспрашивать где.
а форсунки в ГТД гораздо меньше и напряженне, чем в любом примусе
Да и краны, через которые мы сливаем керосин, придуманы для проверки керосина на воду, масло и примеси - обрати внимание в аэропорту.
А сам я уже лет 6-7 хожу с примусом мульти.
Разобралась она при помощи отвертки и пассатиж. То же самое проделать с Primus MFS без специального инструмента не получилось
Правда чистить тогда не удобно.
Но это чистое имхо. пару раз нижнюю гайку закручивал и откручивал "от руки" - на работу горелки не влияло.
В данном случае я бы советовал прислушаться к продавцам.
Лично я с ними склонен согласиться.
Почитайте в самом верху страницы перепост:
"Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой."
Я даже заподозрил, что автор этих строк писал именно про меня )))
Мы действительно убили ТРИ свои горелки WhisperLite воспользовавшись вертолетным керосином. Правда не за 15 минут, а за 5 дней.
А четвертая осталась жива.
еще интересно как будет работать на спирту(это конечно расточительство,но может кто нить пользовал?)
Грешен... стыдно признаться в таком варварстве, но другого выхода не было..
Четвертая горелка наверное и осталась жива, потому что я добавлял в вертолетный керосин спирт!
Впрочем горела она тоже не айс..
Потом я услышал мнение, что от спирта очень быстро стареют и крошатся дефицитные прокладки насоса..
После этого спирт был употреблен по назначению. Я не стал рисковать прокладками, тем борлее, что удалось достать бензин, на котором эта горелка и работает до сих пор.
На уайт спирите МSR прекрасно работает, пользовались неоднократно. Покупали на строительном рынке.
Спиртом MSR заправлять не пробовали. Но оч давно я им (гидролизным, для употребления по назначению мало пригодным) заправил обычный Шмель. Не заработал. Но на спирто-бензиновой смеси (напополам) вполне себе пахал. И бензинового запаха при этом было гораздо меньше.
может у кого остался ненужный насос?
на данный момент дейвис кое как работает,топливо поступает,но очень слабо. пользовался голошей,потом 92-м. тросик изначально очень плохо вставлялся обратно,хотя был чистым.
счас пытаюсь промыть уайт спиртом. потихоньку идет,но не улучшается.
кто сталкивался с подобным,чем чистили? прочистка спрей для карбюратора ABRO carb choke cleaner только больше забивает. думаю попробовать очиститель форсунок,но есть опасения по поводу насоса,не раствориться ли там что нибудь.
буду очень признателен на любой полезный совет.
у кого нибудь есть примеры простой чистки этой горелки? или может тросик заменить,но тогда концы надо запаивать..
и еще,может у кого то есть от поломанных(потерянных) вот таких же горелок - форсунка под газ и газовый редуктор.
07381
WLU UC Jet (x5) и 07378
Canister Stand, Inverted (x5) буду признателен. есть мысль приспособить в вишперлайт интернациональ,так как я понимаю отличия горелок в этом и заключаются.
И вообще "Огонёк" звали ещё и "смерть туриста". А оно вам надо?
М.б., дело в этом. Ну, когда идти далеко и долго, вес груза, топлива в т.ч., - не последний фактор. "Смерть туриста" - не "Огонек", а примус в квадратной метал. коробочке, где горелка стоит отдельно от расположенного рядом цилиндрического бачка и отделена экранчиком. Не раз видел их полыхающими от клапана, отсюда и название. А "Огонек", на мой взгляд, - отличный примус, пользовался им долго, также и на высоте.
Но именно ту самую квадратную мет. коробочку я и имел в виду.
А тогда тот "Огонёк" что полыхнул - он какой конструкции?
А "Огонек" - этот:
Фото - из статьи В.Маркова на М.ру. Горелки и клапаны у них, кстати, похожи, если не одной конструкции.
Тот что в коробочке - кажется назывался "турист", потому и переименован был в "смерть туриста". А огоньки уже были не настолько массовыми, да и газовые горелки к тому времени подоспели.
А "Шмели", переименованные в "Дастан" - у вас ещё в ходу?
"Огонек" в рабочем состоянии стоит в НЗ,а Ювелем иногда пользуюсь-работает отлично
С провозом думаю проблеем быть не должно - он внешне вода водой, если не поджигать;-) ХЗ правда как он на рентгене...