Жидкотопливная правда.

Пишет Ice-age, 16.04.2008 17:16

С самого начала, покупая любую мультитопливную горелку, нужно понимать, что она потребует некоторого ухода. С чем это связанно?
Жидкотопливная правда. (ремонт, обслуживание, газ, бензин, керосин, ледниковый период.)

Закоксовывание.
Начнем с азов. Жидкое топливо (керосин, бензин, дизель и сжиженный газ) поступая к форсунке нагреваются в змеевике для того, чтобы перейти в газообразную фракцию. После форсунки происходит смешение с воздухом и горение в зоне распылителя. Это принцип работы всех горелок.

Но если сжиженный газ предназначен для работы в газовых плитах и других системах с открытым пламенем, то с другими видами топлива дела обстоят хуже. В них содержаться присадки и масла, предназначенные для придания определенных свойств топливу, которое абсолютное большинство людей (не как мы с вами) использует по назначению: наливает в бензобаки своих автомобилей, самолетов и т.д. Есть более «чистые» виды топлива, есть более «грязные», например, бензин АИ 98. Вопреки распространенному мнению, что более высокий индекс бензина соответствует его чистоте. Вместе с высоким октановым числом там присутвуют различные присадки интенсивно выкоксовывающиеся в змеевике. Охарактеризовать скорость этого процесса в часах горения невозможно, так как топливо везде разное. Примеси выпадают в твердые осадки на стенках топливопровода в районе змеевика, сужая его, что, в конечном счете, приводит к топливному голоданию и слабому (неровному) пламени.

Обычно при использовании бензина среднего качества между чисткой горелки проходит от 10 до 15 циклов приготовления пищи.

Распространенное мнение, что керосин лучше, также не верно. Керосин бывает разный.

Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой.

Существует очищенное топливо. Обычно его называют White Gas. Как показывает практика, при работе на нем горелка практически не засоряется коксом.

Как бороться с закоксовыванием?

Внутри топливной магистрали в горелках с выносным топливным баком обычно стоит металлический тросик. Сделан он для двух целей. Улучшение прогревания топлива в районе змеевика и его прочистки. Со вторым обычно бывают проблемы. Для того, чтобы вытащить тросик из закоксованной магистрали, потребуются некоторые ухищрения. Я обычно нагреваю магистраль на другой горелке. Происходит тепловое расширение и тросик спокойно вытаскивается. Далее обжигаем тросик до красна на горелке, таким образом удаляя с него кокс и несколько раз вставляем его в магистраль и вынимаем. Для особо щепетильных в вопросах очистки можно, выкрутить форсунку и промыть магистраль без тросика топливом из баллона под давлением, после чего прочистить тросиком.

Кстати, появилась новая горелка Primus Multifuel (версия 2008 года ), которая должна потенциально решить эту проблему.

Ведь вместо тросика в ней вставлен жесткий короткий элемент. А змеевик заменен латуневой прямоточной магистралью с аккумулятором тепла.

Жидкотопливная правда. (ремонт, обслуживание, газ, бензин, керосин, ледниковый период.)


Так же закоксовывание не страшно горелкам совмещенного типа, где топливный бак находиться под горелкой. За год эксплуатации такой горелки её не разу не пришлось чистить. Однако расход топлива превышает все допустимые нормы, а заправки (примерно 0,3 л) хватает на 30-35 минут работы.

Горелка была куплена в Иране, где на них готовит все местное население, заливая в нее все от бензина до подсолнечного масла.



Прогрев и копоть.

Так же примуса могут засорятся во время прогрева. Для того, что бы завести горелку её надо прогреть. Прогревают чаще всего топливом из бака. Происходит это так. Создав давление в бачке, вы открываете кран подачи топлива, оно прыскает через форсунку и оседает на прогревочной чашке и вокруг форсунки. Далее закрыв кран, поджигаете (в горах не забываем ставить ветрозащиту). Прогревается магистраль и форсунка. После этого открываете подачу топлива и поджигаете газ, идущий из форсунки. Все просто. Однако при первичном разогреве топливо сгорает, оставляя копоть на рассеивателе, форсунке. Эта копоть может отслаиваться и частично или полностью перекрывать выходное отверстие форсунки, рассеиватель и корпус, мешая поступлению кислорода или газа. А при транспортировке копоть попадает в форсунку, заставляя вас прочищать её тонкой проволокой. Бороться с копотью легко. Хороший прогрев докрасна поможет.

Просто заведя горелку, с помощью прогрева, не гасите ее сразу, не дав прогреться.

Так же процедуру пуска облегчает сухой спирт или газовый паяльник, который полезно иметь в ремнаборе.

Жидкотопливная правда. (ремонт, обслуживание, газ, бензин, керосин, ледниковый период.)
Насос.

К каждой горелке с насосом при покупке дается мини ЗИП. В него входят форсунки на разные виды топлива, резиновые прокладки для насоса и смазка. Ею не стоит пренебрегать. Примерно раз в год смажьте насос своего примуса. Смазка подойдет не любая, так как от обычного масла резинки разбухнут и перестанут работать. Опять же в длинные экспедиции я беру с собой горелки одного типа для взаимозаменяемости деталей, ЗИП и запасной насос. Так, как когда горелки не новые, надо перестраховываться.



Выбор горелки.

Жидкотопливная правда. (ремонт, обслуживание, газ, бензин, керосин, ледниковый период.)


Рассмотрим этот вопрос с точки зрения ремонтопригодности и обслуживания.

Далеко не все горелки, продающиеся в России, подлежат простому ремонту. Ко многим брендам просто не продается запчастей. Чтобы не делать антирекламу могу только сказать достоверно о двух брендах поставляющих кроме горелок ещё и запчасти это Primus и MSR. Про остальные аспекты думаю придется написать отдельную статью.

190


Комментарии:
-15
Показать комментарий

4
Очень даже полезная статейка.
Если знаете - поделитесь с другими.
спасибо.

8
Во-первых, не вижу ни чего дурного в продвижении в поисковиках таким способом. От этого Вам лично хуже или завидно? Пишите!
Во-вторых Omnifuel это горелка с возможностью тонкой регулировки, по опыту достаточно прихотливая к топливу именно из-за этого наворота. Её аналог MSR DragonFly вообще с подобной системой не жизнеспособен ни на чем кроме WhiteGas (ещё раз продвину себя). В новом Multifuel (выпускаетс с середины прошлого года) в все максимально просто, что позволяет надеется на его не прихотливость.

4
Тём, для полноты картины надо было и про "калошу" сказать (очищенный бензин, применяемый как растворитель). Хотя найти ее мне стало в Москве что то не просто, да и не сильно дешевле она чем тот же "WhiteGas".
А на хорошем топливе редко ее удается держать, так как иногда приходиться летать на самолете. Да и по рассказам екатеренбуржцев, поезда в Азию с туристами регулярно проверяют на наличие запрещенных к провозу веществ :(.

Про свою "Омнифил" могу сказать следующее, чем я её только не поил: и соляркой, и жидкостью для керосиновых ламп - так ничего другого в Финляндии не нашел вечером, а кушать хотелось, ну баллон газа резьбовой не успел/догадался в строительном магазине сразу поискать. И как то не сильно сложно она чистилась после таких испытаний. Правда постоянно приходилось проволочкой прочищать форсунку и кастрюльку на солярке немного подкоптить пришлось ну и пару раз больше для профилактики чистил "тросик" в трубке подогрева.
В основном, по моему опыту, тросик этот "прикипает" к трубке, и именно из-за этого его сложно вынуть, хотя в штатном ключе, из ЗИПа, есть специальный ухват для вытаскивания этого тросика. В общем, я тросик вынимаю/вставляю раз в дней 5-6, при несильно интенсивном использовании и мне хватает, а если еще реже то бывает пассатижами тянуть приходиться.

Кстати еще вопрос, раз уж о ЗИПах зашел разговор. бывают ремкоплекты для насоса позволяющие выделенную деталь отремонтировать или проще насос сменить?


5
Калошу в бутылках из-под лимонадов не палят, погранцы и менты только газ ищут. Возим уже не один год. Только нужно следить чтобы крышки бутылок были без пластиковых вставок, а то протечет.

0
Товарищи, которые ищут умеют читать. Лучше удалите свой комментарий, а свои узнают все что нужно в частной беседе.

3
Таких ЗИПов просто не существует. В примусовском насосе меняется только трубочка-топливоприёмник и заглушка-гайка для пружинки (чёрная пластиковая). Если сломалось что-то ещё то надо менять весь насос. Стоил он вроде как 1000 р.

-1
хорошая статья, что интересно с опианными загрязнениями ни разу не сталкивался.
по моему малому опыту использования горелки от GoSystem грязь накапливается в каморе под форсункой (в перпендикулярном перегибе) при этом тросик оттеняеться легким зачеренением.
подскажите что я не правильно делаю.

0
А вот интересно, авиационный керосин кто-нибудь в горелках использовал? Как он горит? Сильно ли засоряет горелки?

0
Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой. (из текста ;-) ...)

0
В авиационный керосин даже не в полярных районах добавляются присадки (жидкость И) для предотвращения образования кристалов воды (льда), наверное в полярных районах ещё и какой нибудь антизагуститель...

2
я пользовал - сам сливал с нашего борта,
горит хорошо - горелка после этого, как новая отгорела вся старая сажа и нагар,
по ошущениям да и по физике процесса - горит жарче- кипит быстрее

1
по ошущениям да и по физике процесса - горит жарче- кипит быстрее
да не должно бы так быть по теории. авиакеросин - это легкое дизельное топливо высокой очистки и с малым содержанием парафинов и серы. а УТС бензина, керосина и дизеля различается на мизер. скорее всего дело именно в высокой очистке. хотя я разницы между зипповским бензином и авиакеросином не заметил.

3
Вся проблема жидкого топлива , что раз на раз не приходиться. Я написал выше про случай с авиационным керосином слитым из МИ-8. У меня был положительный опыт, но на Кавказе. С горелками GoSystem мультитопливными не сталкивался, но газовые очень не понравились. Друг говорит что на Flexifuel (теперь продвину Триал), плавиться пластиковый вентиль.
Собственно целью написания статьи было скорее подготовить теоритические людей к обслуживанию мультитопливных горелок. А то многие думают покупая, что они так же просты как газовые. И потом не готовы к трудностям.

1
судя по инструкции, что "обслуживаеться очень просто" считает и производитель (GoSystem).
По поводу топлива могу рассказать печальный случай: в прошлом году случай заставил на несколько незапланированных дней остаться нас в хижине гляциологов на Актру. При обследовании территории из-под снегов была выужена пластмасовая 2-литровка бензина, которая и была использована в сохранение своего.
Так горелки за три приготовления пищи забились полностью какой-то коричневой гадостью. И именно в самом недоступном месте - в камере. Помогло только высверливание камеры и "продувка" бензином.
При дальнейшем использовании даже с чистым бензином обычно засорялась именно камера.

7
Моя логика проста. Нет запчастей- нет горелок. У меня есть небольшой склад из горелок по сути удачных, которые не пригодны к использыванию так, как что-то потерялось. Змеевик (например в горелках Coleman) не разборный , а купить его отдельно от горелки ни кто не смог. На мой вопрос Питерскому дистрибьютору:
-А что вы будете делать когда засориться змеевик?
Я получил вразумительный ответ.
- Молодой человек, наши горелки не засоряются. Это невозможно.
С тех пор, я не расcматриваю вариант Coleman в принципе. Мой интерес был не праздный, у меня на шкафу лежит старый аналог Coleman Sportster, с засоренной магистралью. Ещё такой же недавно принесли в ремонт.
Один раз встречал к ним запчасти, в крупном торговом центре. Случайно. Через две недели отдел съехал и я так и не успел купить змеевики. Покупать горелки такие горелки можно. Но только до первой поломки или утраты.


0
Мне кажется, что в этих случаях ключевым словом, объясняющим такое качество керосина, может являться слово "слитый" :-) Вот интересно, а "свежий" - тоже такой же? Никто не пробовал? А то есть интересный вариант на этот сезон, но страшно.

1
Чем топливо из бака может быть хуже? Только лучше. Пере заливкой кстати его отдельно прогоняют через фильтры и очищают от механических примесей. Я думаю что дело в марки топлива. В арктике другие присадки. У автомобильного топлива точно.

-1
там присадки, для очистки магистралей и форсунок, а также средство против образования кристалов льда в баке и магистралях.
а форсунки в ГТД гораздо меньше и напряженне, чем в любом примусе

2
Серега, но ведь в камерах сгорания и температура выше и давление... И многое то что сгороает в двигателе, будет выкоксовываться в змеевике. Например парафин из зимней солярки.


0
американцы считают что бензин приблизительно через 30 дней "киснет" и забивает ихние газонокосилки. А газонокосилок они много эксплуатируют.... Это может пояснить что случилось в Актру и некоторые другие случаи.

4
Разобрал MSR Whisperlite. Был поражен простотой конструкции. Как автомать Калашникова:


Разобралась она при помощи отвертки и пассатиж. То же самое проделать с Primus MFS без специального инструмента не получилось

0
в примусе - то что нжно разбирается или пасатижами или родным ключиком, что в комплекте, а дальше то зачем?

3
Пасатижами не осилил (внизу там есть болтик с двумя отверстиями под мультиинструмент, который крепит медную часть к корпусу). Родной ключик рулит, но если его потерять?


0
Взял пару дней такую же,но 2012 года,там лапки из листа вы штампованны. что поразило-продавцы в альпиндустрии уверяли что сей дейвис работает на бензине и ничем больше))) хотя в инструкции написано что на всем что горит(жидком). на риске обсуждалось,что можно поить растворителем и уайт спиртом,кто что думает по этому поводу? еще интересно как будет работать на спирту(это конечно расточительство,но может кто нить пользовал?)

0
Да, тоже слышал что хорошо работает на уайт-спирите.


1
что поразило-продавцы в альпиндустрии уверяли что сей дейвис работает на бензине и ничем больше))) хотя в инструкции написано что на всем что горит(жидком).
В данном случае я бы советовал прислушаться к продавцам.
Лично я с ними склонен согласиться.
Почитайте в самом верху страницы перепост:
"Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой."

Я даже заподозрил, что автор этих строк писал именно про меня )))
Мы действительно убили ТРИ свои горелки WhisperLite воспользовавшись вертолетным керосином. Правда не за 15 минут, а за 5 дней.
А четвертая осталась жива.

еще интересно как будет работать на спирту(это конечно расточительство,но может кто нить пользовал?)
Грешен... стыдно признаться в таком варварстве, но другого выхода не было..
Четвертая горелка наверное и осталась жива, потому что я добавлял в вертолетный керосин спирт!
Впрочем горела она тоже не айс..
Потом я услышал мнение, что от спирта очень быстро стареют и крошатся дефицитные прокладки насоса..
После этого спирт был употреблен по назначению. Я не стал рисковать прокладками, тем борлее, что удалось достать бензин, на котором эта горелка и работает до сих пор.

0
"что можно поить растворителем и уайт спиртом,кто что думает по этому поводу? еще интересно как будет работать на спирту(это конечно расточительство,но может кто нить пользовал?"

На уайт спирите МSR прекрасно работает, пользовались неоднократно. Покупали на строительном рынке.
Спиртом MSR заправлять не пробовали. Но оч давно я им (гидролизным, для употребления по назначению мало пригодным) заправил обычный Шмель. Не заработал. Но на спирто-бензиновой смеси (напополам) вполне себе пахал. И бензинового запаха при этом было гораздо меньше.

1
Хорошая статейка, полезная...спасибо...

0
Использую горелку Primus Multifuel уже 3 года. В начале восновном работала на бензине, причем достатточно при низких температурах. Особых нариканий со стороны закоксовки не было, разогревал сухим горючим. Современем приходется прочищать один раз за 10-15 приготовлений. Но все зависит от бензина!

0
сорвал резьбу (пластиковую?) под латунным вентилем подачи топлива в насосе MSR.

может у кого остался ненужный насос?

0
народ,сос!! пропустив очередную плановую прочистку топливной магистрали тросиком,почти похоронил свой MSR WhisperLite International (((. тросик не вытаскивается,совсем ,пробывали и прогреть на другой горелке и промыть BD 40- не получается.
на данный момент дейвис кое как работает,топливо поступает,но очень слабо. пользовался голошей,потом 92-м. тросик изначально очень плохо вставлялся обратно,хотя был чистым.
счас пытаюсь промыть уайт спиртом. потихоньку идет,но не улучшается.
кто сталкивался с подобным,чем чистили? прочистка спрей для карбюратора ABRO carb choke cleaner только больше забивает. думаю попробовать очиститель форсунок,но есть опасения по поводу насоса,не раствориться ли там что нибудь.
буду очень признателен на любой полезный совет.

0
Форсунки в автосервисах ещё ультразвуком чистят. Понятно, что не во всех

0
Если речь пошла за продувку - есть балончики с сжатым воздухом для продувки клавиатур. В любом норм компьютерном магазине должны продавать - воздух оттуда вылетает очень даже ничего так). Может мощности хватит чтобы продуть.


0
Полезный совет простой: увеличьте усилие, с которым вытаскиваете тросик. Шлак, которым тросик прикипает к топливной магистрали, уступает по прочности как тросику так и самой магистрали. Поэтому если речь идет о вытаскивании не в походных условиях, все должно получиться. Закрепите надежно магистраль (в тиски ?) и тросик и воспользуйтесь правилом Архимеда о плече силы. Инструменты, основанные на этом принципе: тиски, струбцины, домкраты и т.п. Удачи.

0
усилие таково,что есть опасность повредить саму магистраль. проблема в том что в этой горелке магистраль не прямая,а изогнутая.http://www.risk.ru/u/img/16/15022-670.jpg. уже побывал по всякому...

3
Прокалить в пламени с минуту-полторы, потом в холодную воду. Вытаскивал так в аналогичной ситуации тросик из "примуса"

1
Прокалка помогала.

0
история продолжается) вопрос,сколько у кого служит MSR WhisperLite International ? проблема вот в чем,трубка подачи топлива после форсунки имеет завальцованное соединение,ну или паянное. по неизвестной мне причине тонкая внешняя часть трубки начала растворяться и отшелушиваться. причем прогрессия значительная. пользуем каждый день ну или через день. бензин 92 с заправки.
на картинке в обведенном кружочке.

1
вообщем конструкция то конечно у сего дейвиса простая,но прочистка тросика доставляет большие неудобства. к тому же в месте прогрева(петля) - тросик из за постоянного прогрева стал мягкий. засовывается с огромным трудом((((
у кого нибудь есть примеры простой чистки этой горелки? или может тросик заменить,но тогда концы надо запаивать..

0
ни кто не пробывал сольвентом или другими промывками промывать?

0
ни кто не побывал сольвентом или другими промывками промывать?

0
Полярные летчики, как привило, заправляются керосином из бочек.Бочки эти снаружи все покрыты ржавчиной, думаю, и внутри не чище. Для душевного спокойствия, конечно же, лучше купить бутылочный керосин, и еще лучше в Супермаркете. Это просто шутка.

3
урра! благодарю всех, кто помог советом!!! горелка ожила после прокалки до красна(правда боялся, что шланг может умереть)). тросик вытащился. после без тросика до чиста промыл ABRO carb choke cleaner. горелка как новая!!

0
.

0
народ,а в чем отличие от MSR: Whisperlite universal и WhisperLite Universal Combo ?
и еще,может у кого то есть от поломанных(потерянных) вот таких же горелок - форсунка под газ и газовый редуктор.
07381
WLU UC Jet (x5) и 07378
Canister Stand, Inverted (x5) буду признателен. есть мысль приспособить в вишперлайт интернациональ,так как я понимаю отличия горелок в этом и заключаются.

0
На Памире клиентовские горелки MSR на душанбинском керосине показали себя ОЧЕНЬ экономично - чуть не вдвое по сравнению с примусами на бензине. Как-то недавно мне пришла в голову мысль: "м.б., экономично - из-за керосина?". Решил попробовать керосин на "Огоньке". Заправил, зажег. Несколько минут горело нормально, но потом из клапана рванула горящая струя. Кто-нибудь из спецов может объяснить, дело - в сочетании "керосин-примус", прокладках, или случайность? Второй "Огонек" портить не хочется.

1
По идее - у керосина проникающая способность выше. Это использовали для поиска течей при бетонировании швов в железобетонных резервуарах для нефти. Так что, не исключено что тот керосин просочился через негерметичное уплотнение и не факт что он не прорвался бы на бензине.
И вообще "Огонёк" звали ещё и "смерть туриста". А оно вам надо?

2
*... у керосина проникающая способность выше.*

М.б., дело в этом. Ну, когда идти далеко и долго, вес груза, топлива в т.ч., - не последний фактор. "Смерть туриста" - не "Огонек", а примус в квадратной метал. коробочке, где горелка стоит отдельно от расположенного рядом цилиндрического бачка и отделена экранчиком. Не раз видел их полыхающими от клапана, отсюда и название. А "Огонек", на мой взгляд, - отличный примус, пользовался им долго, также и на высоте.

0
МОжет, я спутал?
Но именно ту самую квадратную мет. коробочку я и имел в виду.
А тогда тот "Огонёк" что полыхнул - он какой конструкции?

1
Кажется, он (в коробочке) назывался "Пчелка".

А "Огонек" - этот:

Фото - из статьи В.Маркова на М.ру. Горелки и клапаны у них, кстати, похожи, если не одной конструкции.

0
Точно, да. И горелки - одинаковые.
Тот что в коробочке - кажется назывался "турист", потому и переименован был в "смерть туриста". А огоньки уже были не настолько массовыми, да и газовые горелки к тому времени подоспели.
А "Шмели", переименованные в "Дастан" - у вас ещё в ходу?

0
Дастанов я в Узб-не не видел. Огонек впервые увидел (сначала-услышал: подумал, что трактор по берегу речки едет) у л.Кашкаташ в 89-м (или 84-м?); до массовых газовых горелок было относительно далеко еще. Впечатлил своим ревом и пламенем, как и малым весом. При эксплуатации брал в горы лишь сам примус и экран-подставку плюс стеклоткань 30х40 см от ветра. Такой ветрозащитой пользуюсь по сию пору, с газ.горелками.

1
В 60-е годы выпускался "Павлодар" ( копия,почти точная) ,как и "Огонек "(измененная и увеличенная) немецкого примуса "Ювель"
"Огонек" в рабочем состоянии стоит в НЗ,а Ювелем иногда пользуюсь-работает отлично

1
По поводу топлива... Этой зимой на Алтае "попал" с бензином-калошей. При -30-32 жидкий в бутылке бензин в трубочках превратился в желе. Было ОООчень неприятно и некомфортно. В конце концов спас автомобильный 92-й.

0
Может, кто поможет советом? Недавно обнаружил, что на горелке TKV 9209-1 (KOVEA) сорвалась внутренняя резьба металл.цилиндра, куда навинчивается баллончик. У токаря выяснилось, что резьба не совпадает с "советской".

0
там дюймовая резьба,странно что у токаря нечем померить.а есть смысл на такую тонкостенную деталюху точить футорку?цена горелки то 1200 рублями(а китайские подделки вообще по рублей 500),а токарь пол-цены точно срубит.можно попробовать (алюминиевая пудра+эпоксидка,на не сильно убитых резьбах помогает)восстановить клеевым способом,давления там не запредельные,но это не надолго,так-как соединение будет часто работать,и ремонтный состав всё-равно свернёт.

1
У нас горелок в продаже по таким ценам практически нет, а токарь - сват, сделал бы бесплатно. Что дюймовая резьба, - Коля говорил, но метчика такого у него нет (я думал сделать переходник).

0
дам вам наводку.тут надо смотреть.доставка была бесплатная от 15долларов.

1
Спасибо, посмотрю. Боюсь только, что для Узб-на не все так просто: валюта на карточке - та еще морока.


0
В стародавние времена брали кроме бензина гексан (правда для шмелей, всех этих чудес враждебной техники еще не было), и чередовали его с бензином. На гексане кокс и пр фигня чудесным образом улетали, кроме того гексан почти без запаха (один товарищ даже глотнул, перепутав с водой, долго потом плевался). Есть только один минус - дорогой гексан зараза, тогда химик с работы принес неск. литров, а сейчас и не знаю где достать...

С провозом думаю проблеем быть не должно - он внешне вода водой, если не поджигать;-) ХЗ правда как он на рентгене...

0
Вместо гексана лучше гептан, будет по спокойней, летуч гексан очень. н- Гексан имеет достаточно характерный запах, немного 'цветочный'. А в общем на омник я использую петролейный эфир 70-100. Та же калоша по сути, только лучше очищенная.

0
А может то был гептан - я не химик...

0
.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru