Словацкая фрирайдер Ива Филова проехала два крутейших кулуара в Доломитах.
Ива Филова (Iva Filová) рассказывает сама: Два года понадобилось мне для того, что бы вернуться в горы. Два года понадобились мне, что бы переработать страхи и ужасы поселившиеся в душе после несчастья случившегося со мной в Болгарских горах Рила. Два года понадобилось моему организму, что бы восстановиться после заживления переломов полученных в той злополучной лавине. Голова... только в голове остались лоскуты блёклого страха перед горами.
Но теперь я вернулась, вернулась в царство снега, лабиринты кулуаров и крутого снега. Я начала тренироваться в Высоких Татрах, где знаю каждый кулуар, каждый бугорок и сброс. Постепенно повышая сложность спусковых задач я медленно приближалась к пику своей былой формы.
И вот настал день "икс" к которому я так стремилась. В последнюю неделю марта мы вместе с Петером Ковачем (Peter Kovac) отправились в Доломиты с целью съехать по трём самым бескомпромиссным фрирайдовым маршрутам в этих горах.
Нашей целью были кулуар на Сассоньер (Sassongher) в долине Валь Скура (Val Scura), кулуар "Staununies" на Монте Кристалло (Monte Cristallo) возле Кортины и наконец "Canale Holzer" - кулуар на Пордои (Pordoi) в массиве Селла. Восемь часов на колёсах и мы в маленькой романтичной деревушке Колфаско (Colfasco) в сердце Доломит непосредственно под желтой стеной Сассоньер.
КУЛУАР SASSONGHER - VAL SCURA
Сложность: S4 (40-45 , дюльфер); перепад 1000 метров из них 750 в кулуаре
Подъем к началу маршрута
Маршрут спуска
На следующее утро мы на первой канатке уже поднимались на перевал Кол Прадат (Col Pradat , 2037 м.). Оттуда траверсом по юго-западной стене и по склону вверх к седловине (2435 м.).
Вид на вход в кулуар
Подъём сюда был самым опасным отрезком нашего мероприятия. Склон над траверсом перегружен снегом и даже любой мало мальской лавинки было достаточно что бы сбросить нас в пропасть. К счастью снег был хорошим, хоть и довольно глубоким. Дальше по простым склонам к вершине Сассоньер и спустя пол часа мы уже стояли у входа в наш кулуар.
Петер начинает спуск
Общая длинна кулуара составляет порядка 2500 метров при перепаде в 1000 метров, из них 750 метров проходят в довольно тесном кулуаре. После выхода из него маршрут по лесу выводит на автотрассу между Корварой и Ля Виллой. Крутизна кулуара вначале 45 , затем он сужается к очень узкому желобу той же крутизны. Этот участок является ключевым на всём спуске.
В средней части желоба
Затем идут довольно не сложные, широкие участки до 40 которые выводят на сложный склон, очень узкий желоб выводит к короткой скальной стенке, на которой пришлось один раз заложить дюльфер. Станция находится на левой стене чуть выше сброса - осторожно не промахнитесь. После дюльфера ещё 100 метров по узкому кулуару, после окончания которого остается только скатиться через лес по широким склонам к дороге.
Нижняя половина кулуара
Во время спуска нас больше всего раздражало очень часто разное разное качество снега на очень тесном пространстве, причем переход был всегда совершенно неожиданным от райской пудры до перемороженного наста и обратно. Особенно сложным оказался снег на местах куда попадало солнце.
КОРTИНА ВМЕСТО КРИСТАЛЛО
Кулуар Staununies на Монте Кристалло
На следующий день мы перебрались под Монте Кристалло с целью проехать "Кулуар Staununies". Но большое количество свежего снега и полное отсутствие видимости из за тумана заставило нас отказаться от своих планов и спуститься в долину. В результате мы провели великолепный день в Кортине, наслаждались итальянским эспрессо и неподражаемым мороженным. Мы прекрасно отдохнули и хорошо расслабились перед Селлой.
CANALE HOLZER - SASS PORDOI
Сложность: S5 (45-50 , дюльфер); перепад 1100 метров из них 500 в кулуаре
Маршрут спуска
Canale Holzer это общепризнанная Extrem-Ski-классика Доломит. Она расположена на северной стене Сасс Пордои, очень узкая и ведет на 500 метрах по извилистым желобам вниз в долину Валь Ластиес общим перепадом в 1100 метров.
Петер на пути к входу в кулуар
Этот спуск очень популярен у фрирайдеров во первых потому что имя Хайни Хольцера - легенды Ски-Экстрема притягивает само по себе, во вторых потому что к началу маршрута можно съехать со станции канатной дороги не утруждая себя подъёмами на камусах.
Скалы, прыгать или нет?
Спуск по кулуару - один из самых харизматичных маршрутов в Альпах! Только осторожно, для того что бы там не убраться нужно очень филигранно владеть лыжами, особенно техникой спуска по очень тесным и крутым желобам. В дополнение к этому нужно быть опытным скитуристом и адекватно оценивать лавинную обстановку на горе.
Вместо прыжка мы спускаемся дюльфером
Кулуар имеет постоянную крутизну между 45 и 50 и на середине его необходимо заложить один дюльфер. Станция для спуска оборудована на правой скальной стене кулуара. Совершенно безбашенные отморозки могут спрыгнуть вниз без дюльфера, но это исполнимо лишь при наличии большого количества снега, кроме того "приземление" происходит в очень неудобном, крутом и узком месте желоба.
После дюльфера дальше только на лыжах
После дюльфера кулуар сужается и уводит вправо. По системе кулуаров и в конце по широким снежным полям вы съезжаете в долину. Нам выпало счастье проехать этот маршрут 29 мартa. Впечатление одно - невероятная, потрясающая линия!
НУ И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ФОТОК ИЗ "CANALE HOLZER" ДЛЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Текст: Iva Filova
Фото: Peter Kovac и Iva Filová
Перевод: Игорь Ивашура
86
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Я вот разглядел (честно говоря, мне до твоего коммента такое и в голову не пришло) - но промолчу ;)
А по существу... круто блин...
все внутри сжимается, глядя на такое!
Но про снаряж всеж интересно :-)
:)
Я тоже знаю ;)
особенно первое видео отлично пошло под Iggy Pop - Mixin' The Colors
узкие места со сложным, переменным снегом встречаются, думаю, везде , если катаешься вне трасс. Вопрос в том, что прокрался ты по кулуару, а потом и дубасишь, или сначала дубасишь, а потом крадешься :)). А 500 метров лыжи поперек ставить...
уверяю, что большинство райдеров осуществит спуск по веревке с готовой станции без проблем, а ещё в чем там альпинизм ?..
это как 1.зимний (стенной) и 2.крымский альпинизм: 1 = преодоление, испытание, амбиции, "очень холодно и постоянно отмахиваешься" :) , и ни слова про удовольствие , как и у Ивы, кстати. 2.=фан (не только, крымский ,конечно. когда тепло и в тапках, когда удовольствие от лазания получаешь)
без проблем, а ещё в чем там альпинизм ?..
Скорее всего я не правильно выразил свою мысль. Я хотел сказать, что в моём представлении
фрирайд это преодаление маршрута (совершенно не обязательно с элементами альпинистской
техники). От точки А, вершина кулуара, до точки Б где лыжи снимаются и происходит рукопожатие.
И чем сложнее маршрут, тем больше в моих глазах его ценность. Я слишком отвратительный
лыжник, что бы обосновано дискутировать о стилях, но у меня хватает наблюдательности что
бы сделать для себя вывод, что в России фрирайд идёт от горных лыж, а не от жесткого
скитура, как это произошло в Европе. То же самое произошло со ски-туром, у большинства создаётся
впечатление, что это соревновательный вид спорта для лосей, которые несутся в гору в обтягивающих комбензонах. А ведь это не так, это вид зимней прогулки, которым занимаются тысячи каждые
выходные. То же самое и с фрирайдом в Альпах, это в первую очередь преодаление стен, кулуаров и
только потом длинные дуги по бездонной пудре (которой тут всё равно почти не бывает). Вот такое
сугубо личное мнение.
З.Ы. Ещё раз добавлю, я очень уважаю ВСЕХ, кто катается лучше меня, просто у меня другой взгляд на фрирайд, ближе к альпинизму, чем к горным лыжам.
Всего хорошего.
Второй это альпинисты очень классно стоящие на лыжах и осмеливающиеся лезть туда, куда первым проход заказан.
Ха ха... почему это им туда проход заказан? Они могут подняться туда с друзьями-альпинистами. Их могут высадить туда на вертолете. По большому счету абсолютно не важно, как они туда доберутся. Зато поедут они оттуда так, как могут кататься единицы... Это и есть фрирайд. А не альпинизм с последующим спуском и борьбой за жизнь.
От уровня катания тоже многое зависит... Я это поняла месяц назад. Там, где я боялась убиться, Бруно Компане (очень известный райдер, один из лучших райдеров мира) проехал в три прыжка без всякого риска для своей жизни... Примерно такая же разница бывает между фрирайдерами и альпинистами, умеющими стоять на лыжах.
отличие "альпинистов, умеющих стоять на лыжах" (в слову - а кто это?) от "брунов компанйов" в том, что -
(а) у первых все еще есть мениски, и нет артеро-шрамов на коленях,
(б) "альпинисты" меньше курят дури.
Остальное - вторично и незначительно.=) А вот эти два половых признака - первичны. По ним Вы всегда и легко сможете отличить "фрирайдера" от "не фрирайдера".
Есть еще, правда, бордеры. Но, если уж быть совсем честным, это - тупиковая ветвь эволюции, и они просто не заслужили быть включенными в вышеозначенную эпохальную классификацию.
Вот, вкратце.=)
насчет менисков первым побуждением было сказать вам, что альпинисты зато погибают чаще... Но как-то это совсем цинично уже...
а по поводу дури... Альпинистам курить не надо. У них своей хватает.
а я вот интересуюсь, ты на Мел.П. аццки жог или выживал? и как у тебя, камрад, с красотой 8-й дуги? :)
Мел.П находится за гранью добра и зла.=)
самый содержательный спор - спор об определениях :)). единственное его оправдание, если цель спора - стремление понять друга друга ( а не произвести с оппонентом все остальное).
Господа и дамы , считающие , что КАТАНИЕ, ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ В РОЛИКЕ:1. Мега круто 2.Жгут, блин 3. Ништяк..далее - по индукции, вы можете ,конечно, считать нас (тех,кто думает по другому) злыми жлобами , но предлагаю эксперимент. Мне кажется многие комментарии написаны под неосознанным (или осознанным, не важно) давлением авторитета на Риске автора поста (авторитет заслуженный, никто не спорит).
Разместите этот ролик на других ресурсах: раске, м.ру, фриски, мустаг.ру, покажите ролик на Лыжном салоне во Фрирайд Зоне. Во время показа демонстрируйте восхищение ,напишите хвалебные комменты относительно катания. Много найдется разделяющих Ваши чувства ? если много, то точно - я злой жлоб.
Всем удачи и хорошего катания !
Ведь слова "хороший", "круто", "жгут" и "ништяк" - это НЕ значит - лучшее. Просто приятно в конце сезона такой пост почитать. Вам никто не говорил, что это "лучшее из лучших".
Зачем сравнивать? Пиписьками-то все горазды помериться.
Давайте выберем одного "лучшего" лыжника в мире, и все посты будут только про него? И каждый день.
Этот пост задел Ваше самолюбие? Не напрягайтесь. Посмотрите другой фильм. Никто не заставляет вас пересматривать этот пост снова и снова.
Надо себя контролировать.
в такой ситуации я воспользуюсь Вашими бесценными советами и "угомонюсь", так и не "померявшись"... :))
Но по технике катания - все же это лыжная дисциплина...И тут я полностью согласна с Pablo. Катание - оно как-то в другом... Никто не спорит с тем, что фрирайд - это преодоление маршрута из точки А до точки Б. Но, согласись, что маршрут преодолеть можно по-разному... Можно сделать спуск для галочки и радоваться тому, что остался в живых. А можно съехать легко и красиво и радоваться тому, КАК это получилось (это и есть фан, про который говорит Пабло).
В России фрирайд идет не от горных лыж, а от людей, которые живут в горах и любят эти горы. Впервые в России вне трассы стали кататься балкарские ребята из лыжной секции, которым это просто нравилось. Они тогда понятия не имели, что это называется "фрирайдом".
Между фрирайдерами и ски-туристами есть принципиальная разница. Ски-туристы ходят по горам, чтобы походить. А фрирайдеры лезут в гору, чтобы скатиться... Цели разные. Понимаешь? При этом ски-туристы себя тоже фрирайдерами называют. Но это лишь вопрос терминов.
И напоследок пара вопросов: когда посредственный лыжник проходит не самый сложный альпинистский маршрут и спускается на лыжах вниз - это достижение в каком виде спорта? ИМХО, это личное достижение автора. Если, конечно, это не первопроезд.
Когда очень хороший лыжник с помощью вертолета, или с помощью друзей-альпинистов высаживается на вершине и красиво проезжает кулуар - это достижение в каком спорте? Мне кажется, во фрирайде. Кстати, в фильмах Mutchstick Prodaction много проездов по такого рода кулуарам...Иногда просто прямо...Потому что уровень позволяет... Авторы этих проездов были доставлены туда на вертолете, но от этого их спуски не были менее красивые и сложные. А как туда добраться - это уже другой вопрос.
Кстати, большинство хороших лыжников-фрирайдеров умеют пользоваться альпинистким снаряжением. В этом нет ничего гениального. Это норма. Но техника катания - все же первична.
с ботинками и пр. открывают огромные возможности для фрирайда, где подъем и спуск равнценны. Но в этом формате нет вертолетов, команды поддержки, а значит нужно отличное знание гор с точки зрения альпинизма и хорошей горнолыжной техники. Это дело ближе к альпинизму.
девушка в собственно статье - на ски-туровских креплениях и на ски-туровских ботинках.
это только подтверждает мысль и Игоря, и твою.
На Западе, имеющем по сравнению с нами огромную историю и огромный опыт катания на лыжах, горные лыжи по подготовленным склонам и ски-альпинизм (ски-тур) существовали оооочень давно. Если посмотреть в музеях, то можно найти ски-туровские(!!) крепления начала 20 века и даже 19 века! А у нас в 1990 г. ски-туровское снаряжение было буквально у десятка человек по всей России. Собственно ски-альпинизм и есть катание по неподготовленным склонам. Мотивация занятий ски-альпинизмом: свобода передвижения. И ски-альпинисты на Западе уже многие десятилетия занимаются (суть)фрирайдом, только не называя это фрирайдом.
Соответственно с появлением современного понятия фрирайд, ставшего модным, появилась целая прослойка фрирайдеров, пришедших в этот спорт(?) из ски-альпинистов и из горнолыжников.
Так вот основная идея Игоря, насколько я понимаю, что на Западе (а согласитесь, количество занимающихся там сииильно больше нашего) основной приток во фрирайд произошел именно из огромной массы ски-альпинистов. Тем горнолыжникам, которым хотелось спусков по целине, путь использования ски-туровсого снаряжения был давно открыт. И они УЖЕ пришли во фрирайд еще до появления самого слова "фрирайд".
У нас же в России, где ски-альпинизм до сих пор - совершенно экзотический вид времяпровождения, основной приток во фрирайд произошел из горных лыж. Просто неоткуда в России еще прийти, ну нет у нас огромного, как на Западе (реально огромного!) количества ски-альпинистов.
А вот разговоры про красоту, стиль и т.п. спуска - это уже второй вопрос. И Вероника (сама она фрирайдер в нашем, российском, понимании слова) тут с нами совершенно солидарна: "это личное достижение автора". И фрирайдер, и ски-альпинист, и альпинист - все, что он делает - не больше, чем утоление страсти своего собственного Я. И то, насколько круто, или насколько красиво, или насколько прямо, человек спустится по кулуару, склону, горе и т.п. - оценит только он сам. Да, ему еще хочется, чтобы его успехами восторгались зрители. А вот тут каждый зритель увидит свое: ски-альпинист - крутизну маршрута, фрирайдер - красоту спуска, обыватель - чокнутость этого спускающегося придурка. Ну да и Бог с ними! Мы же делаем все это - для себя!
:)
А под ски-туром - другое.
Кстати, кататься нормально на ски-турных лыжах невозможно. Да, они легкие, на них ходить удобно. Но кататься нет. Только "съезжать". Чувствуете разницу? Если нет, то у меня уже не хватает интелектуальных способностей эту разницу объяснить))
Да и ски-турные ботинки в большинстве своем для хорошего катания не годятся... Хотя недавно Аркадий почти убедил меня в обратном, предложив померят последнюю модель ски-турных ботинок. Достаточно жесткие.
Современные ски-турные лыжи с ботинками открывают огромные возможности для ски-тура, а не для фрирайда.
А вот ски-турными креплениями фрирайдеры пользуются часто.
Интересно, сколько раз нужно повторить, что среди фрирайдеров достаточно много людей, которые владеют альпинисткими навыками? И многие проекты обходятся без индустриального обеспечения. Вы как-то избирательно читаете... Просто если фрирайдер залезет на интересующую его гору другим способом, ценность его спуска от этого не уменьшится.
Такое понимание во всем мире, а не только в России. Есть ски-туристы, есть альпинисты, есть фрирайдеры. Иногда случается взаимопроникновение одной категории любителей гор, в другую.
То, о чем вы говорите... это все равно, что путать альпинистов и скалолазов. Согласитесь у них много общего в снаряжении? И в технике? Но все же это разные занятия.
Но если кому-то из ски-туристов хочется назвать себя фрирайдером... На здоровье :)) Больше вам мешать не буду.
Только вот это вот:
красивые спуски наперегонки с лавиной
- распростаренное заблуждение, свойственное для желтой прессы.Открою вам небольшой секрет, как человек, имеющий некоторое отношение к фрирайду: никто из фрирайдеров не стремится спустить лавину и от нее "убежать". Иногда это случается. Но если райдер оказался в лавине - это не повод для гордости, это повод для анализа случившегося во избежание дальнейших инцидентов.
А то о чем Вы говорите - Ваше личное восприятие и понимание фрирайда. Это очень красивое восприятие и многим оно близко, на зачем же утверждать, что так его понимает "весь мир"? :) и если кто-то, катаясь вне трасс оскорбляет Ваше чувство прекрасного своим некрасивым и незажигательным катанием, смиритесь - он тоже фрирайдер, ничего тут не поделаешь. :))))
Чемпионат Мира по фрирайду проводится все-таки... Вот здесь: www.freerideworldtour.com
Отсюда и мое восприятие фрирайда, соответствующее общепринятому...
А книжки пишут те, кто хочет выразить свое "личное восприятие и понимание фрирайда"... Видимо, оно совпало с Вашим личным...
Видимо суть спора кроется в следующем: ски-туристы считают себя фрирайдерами. А фрирайдеры ски-туристов таковыми не считают...
И в таком заблуждении пребывают ски-туристы не только в России, но и во всем мире :))
Никто тут не собирается отбирать у вас что-то!
Более того, вас тут прекрасно понимают, и понимают предпосылки всего того, что вы сказали.
Повторюсь: Игорь говорил не о том, что есть фрирайд, а лишь о том, кто и как пришел в него. Нравится вам это, или нет - но дело обстоит именно так.
Но вряд ли кто-то будет вас здесь в чем-то уверять или переубеждать. Все высказали свою точку зрения, и остались при своем. При этом - в полном уважении к тому, что делаете вы! Вероника, мы вами гордимся! Честное слово!
Просто к слову, у девушки в сабджекте лыжи - не ски-туровские ;)
Умение и желание ходить в горку это просто другая степень свободы и тогда становятся доступны не ВСЕ 8 кулуаров с чегета, а весь Кавказ.
а кататься на скитурных лыжах и ботинках и правда не здорово - только съезжать. Вот народ и ставит на нормальные лыжи скитурный крепеж.
Я с Вами никогда не каталась. И в горы не ходила. Видела Вас всего два раза. Не уверена, что узнаю при встрече. Знаю Вас исключительно по Вашим постам на риске. Откуда у Вас информация о полях Эльруса, Чегетском севере из-под бугеля и тем более Сорочанах? Кстати, я там никогда не была.
Очень рада, что Вы обладаете недоступной нам, фрирайдерам, степенью свободы, и, видимо, уже покатались на всем Кавказе в таких кулуарах, о которых мы даже мечтать не смеем.
Но есть лыжники, которые проедут в несколько красивых дуг эти восемь кулуаров на Чегете (я не о себе говорю, Вы и сами этих ребят прекрасно знаете), в то время как другие по ним медленно скребутся. И это тоже ДРУГАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ.
Не хотел обидеть.
Я вот только не понял о чем Вы так горячитесь - фрирайд в сорочанах - это из анекдота - "продайте мне фрирайдный сноуборд для фрирайда в сорочанах" - а про Чегет и Эльбрус - позволю себе усомниться :)) - сам видел - были :)
А на тему мечтать - очень многи мечтают съехать по семерке или по 2а с курмычей, по 2а с Джана да , по хоботу с Трапеции и много где еще, есть многие, кто это могут и очень не многие, кто это сделал - почему???
Саша Байдаев с удовольствием бы съехал оттуда. С другими не разговаривала на эту тему. Но в июне у них слишком много работы...
А с Джана сложный ??? ну так средней сложности, с Гумачей сложнее.
Ну многие это человек 15 :)).
А разницу между хотел, мог и сделал - осознаете??
Хотя для меня это тоже не катание, а борьба за жизнь- ехать надо чтобы ехать, а не скрестьсь на кантах.
Спуск с Джана визуально мне кажется более сложным, чем с Гумачей. А Вы съезжали с обеих этих вершин? Я только с ЧотЧат и Аристова. О тех вершинах, на которых не была, предпочитаю помалкивать.
Насчет "ехать, чтобы ехать" полностью с вами согласна.
Если с Гумачей ехать практически с вершины на Джанкуат то сложнее.
2. Научитесь себя вести. Позволю себе напомнить: Вы не в казарме находитесь.
3. Информацию получила от человека, кот. Съезжал и с Гумачи, и с Джан-Тугана.
Вы не отвители на мой вопрос: вы съехали с обеих этих вершин?
Уважаемые оппоненты , по-моему не очень внимательно прочитали мой пост..или я не точно изложил. Я не собираюсь спорить об определении слова "фрирайд", и выставлять оценки: вот тут больше фрирайда , а тут меньше......и не утверждал, что Ива занимается "нефрирайдом".
Говорилось о КАТАНИИ !! (катухе , каталове и т.п.). для меня катание, начинается с момента , когда авалунг начинает гудеть...себя никоим образом к суперрайдером не отношу, катаюсь выше среднего.
Деление, кстати, райдеров на альпинистов и неальпинистов -вообще искусственно и неудачно. многие занимаются этим одновременно и на достаточно высоком уровне.
Если говорить о видео...есть очень простой критерий, если ты едешь красиво = ты едешь хорошо. так вот моменты вошедшие в ролик красоты катания не отражают.
Всем всего хорошего !
Я попробую с другой стороны.
Фрирайд - это катание по любому естественному рельефу. По естественному рельефу катаются и лыжники, и ски-туристы, и альпинисты (в свободное от альпинизма время). Вопрос в уровне катания.
Ключевое слово "катание", однако... Мне так кажется.
честно говоря, вообще не собирался писать в эту тему...
Ну какая разница, какой уровень катания у всех перечисленных вами???
Они что, от этого хуже стали? Каждый получает от гор то, что хочет.
Все это начинает все больше напоминать "любимую" (и совершенно бесплодную!) тему "кто круче - туристы или альпинисты"...
_____________________________________________________________________________
Грузин и армянин стоят рядом в торговом ряду. Армянин говорит: - А армяне лучше,
чем грузины. Грузин молчит. - Армяне все равно лучше чем грузины! Грузин не
выдерживает: - Ну чем они лучше, чем?! - Чем грузины.
_____________________________________________________________________________
С уважением к грузинам, армянам и всем участникам обсуждения.
Разгрузка вверх-перекантовка-соскальзывание/косой спуск
Уныло и без уверенности выполняемое.
Вот. Рекоменую к просмотру. Это фрирайд.
Думаете, кто-нибудь из этих парней будет испытывать затруднения в кулуаре Хольцера?
У спусков по ледяным стенам и кулуарам многолетняя история, Heini Holzer, Toni Valeruz, Baud, Boivin etc ... тогда даже слова такого не было. Назови их ещё фрирайдерами ,-)
Почему в статье на bergsteigen.at нету слова фрирайд?
Почему статья в "Berg und Steigen", стандарте профессиональной горной литературы, называется Steilwandfahren?
Потому что это разные вещи! Вот и всё
Мне кажется, что кулуар Хольцера не проехать иначе. может я ошибаюсь, но желоб 10-метровой ширины уклоном в 55° просто не едется/катится/жжоцца.
Теперь ты сам видишь, что кулуар Хольцера можно проехать ИНАЧЕ.
Это и есть фрирайд. Опять же оговорюсь, дабы не испортить никому настроение: В МОЕМ ЛИЧНОМ ВОСПРИЯТИИ.
Я говорил, что фрирайдом считаю прохождение маршрута как такового (по аналогии с альпинизмом), а про кулуар Хольцера я предположил, что он сложный, но оказывается не так уж, хотя для меня, как я уже подчеркивал, даже Ива - небожительница и при случайной встрече я ничего кроме глубокого уважения не выскажу, а вот ваши все высказывания (не только твои, но и остальных фрирайдеров) наталкивают меня на мысль, что вас чистота терминологии очень сильно беспокоит. Я ещё раз ОБЕЩАЮ, что впредь буду осторожней ей пользоваться, а то боюсь ещё кого-нибудь могу обидеть :-)
Ну а эту статью, с вашего позволения, редактировать не стану. Придется вам смириться с этим фактом...
"никто в Европе" (кстати, откуда такая категоричность?) не пользуется этим понятием, потому-что немцы, на которых, к примеру, Вы ссылаетесь, не стали заимствовать англицизм, поскольку имеют собственные названия, на родном языке. Это объясняется, как Вы верно заметили, многолетней историей внетрассового катания в Альпах. Но, как можно видеть, даже здесь - они все же, хотя и не пользуют, но имеют вполне конкретное представление о том, что под этим англицизмом скрывается. Во всяком случае те немцы, с которыми мне доводится водить знакомство, вряд ли будут разделять катание вне трасс на фрирайд и не фрирайд. :))) Пудра, кулуары, стены, прыжки - все это, имхо, разные спицы одного колеса - Вне трасс = фрирайд.
Высотный альпинизм и бигвол мягко говоря не всегда одно и то же, но от этого ни тот не другой не становятся НЕ-альпинизмом, не находите?
p.s. Warum duzen Sie mir eigentlich? Kennen wir uns?
karik: Ну не называет это в европе никто фрирайдом !!!
хихи, ерунда ... ударим категоричностью по категоричности, или категоричность как последнее средство в споре ,-)
В немецкоязычной среде используется слово freeride, только скорее в том смысле в котором его понимает Вероника, freeride world tour, Berg und Steigen, проспекты гидов, телевидение, итд.
Что тебе продадут в магазине как фрирайд-лыжи? правильно, совсем не такие.
В Италии? Книга Toni Valeruz "35 anni e più di sci estremo"
Во Франции? "Ski extreme"
И где фрирайд? Ни у одного из моих знакомых язык бы не повернулся такое фрирайдом назвать. Может экстремальный спуск, или соскрестись по кулуару? Экстремальный скитур?
некоторые кстати на скитуре так гоняют, что другим плохо станет, вот например один из рекордов Wildsaurennen:
Herren Zischgeles - AB Falkner Florian 2:27 AUT 2000
Я не видел, но это наверное уже фрирайд ,-)))))))))
цитата из Berg und Steigen, свежий номер,
"Freeskiing“ bedeutet Schifahren in freiem Gel?nde, bei Hangneigungen bis zu 60 Grad, Spr?nge ?ber bis zu 30 Meter hohe Felsklippen sowie Runs durch oft nur einen Meter breite Felsrinnen mit Geschwindigkeiten von ?ber 90 Stundenkilometern.
Фрииски это катание на лыжах вне трасс, по склонам до 60 градусов, прыжки со скал высотой 30 метров и катание по кулуарам шириной в один метр со скоростью в 90 километров в час.
p.s. sorry für duzen ,-)
мы с Вероникой беседовали о том, как понимают слово "фрирайд" во всем мире. я за весь мир поручится не могу, но на немецкоговорящем пространстве, например, слово "фрирайд" понимают точно так, как стоит в приведенном мной отрывке. этот же текст можно прочесть в той ссылке, кот. я ранее Вам выложила.
Вы же, со своей стороны, задаетесь вопросом - почему слово "фрирайд" не используется в указанных Вами статьях. Это несколько нелогично, поскольку напоминаю - суть беседы была "что значит слово "фрирайд" во всем мире".
Углубляться же в предложенную Вами отдельную тему мне бы не хотелось.
Да? а я например тоже часть немецкоговорящего пространства. Только для меня эталон не вики, а Berg und Steigen, где точно так-же стоит что такое фриски и фрирайд. и что такое скитур, и что такое steilwandfahren. И для меня эталон - люди живущие этим, они определяют, где, что, и как что называется. Это люди с которыми я общаюсь и с которыми мне нужен общий язык, а не толпа читающая вики и ни разу не видевшая гор.
Разные люди - разное понимание слова ... Только не надо быть настолько категоричной относительно немецкоговорящего пространства. Наверное это уже вопрос группы читателей и их понимания терминологии, для одних - всё лыжи, даже неважно, что написать. А для более профессиональной группы есть весьма большие различия.
Думаю, что риск.ру скорее ресурс для профессионалов, а не "лыжи, какая там разница"
Волею судеб, я приняла на себя обязанности руководства Untergruppe der Sektion München - "DAV Club Russland" (информацию о группе и тем, чем мы занимаемся можно получить в мюнхенской секции альпклуба). Насколько я поняла, я общаюсь с профессионалом,т.е. - человеком зарабатывающим на жизнь на различных видах
горной активности. В этом у нас есть общие стороны. Но мое предложение не совсем коммерческого свойства: в нашей группе есть традиция - мы периодически устраиваем показы для наших членов, куда приглашаем интересных людей, могущих рассказать о своих опытах, поделиться своими знаниями, показать свои фотографии или ролики и т.д. Тем более здорово, когда такие показы проводятся соотечественниками (или скажем так носителями русского языка). Я так понимаю, Вам есть, что рассказать и чем поделиться, во всяком случае, Вы,
видимо, имеете время скрупулезно штудировать издание, пользующееся в нашем доме уважением, но за отсутствием времени нас, увы, хватает только на
вики. :(
мы конечно могли бы предложить Вам небольшую сумму за показ, но обычно у нас это происходит тык сказать на общественных началах - бюджет мягко говоря не очень крупный.
Здесь можно получить представление, как проходили показы прошлого года.
Наташа Перлова и Серик Казбеков
Казбек Шакимович Валиев
Александр Кленов
Если мое приглашение смогло Вас заинтересовать, то обсудить все нюансы, а так же обменятся литературой и взглядами можно, например, в офисе cкалодрома DAV Kletterzentrum Gilching где я зарабатываю на жизнь.(телефон можно найти в инете, мой личный адрес pani_ka собака inbox.ru). Кстати, Вы выше озвучили некоторые взгляды на скалолазание - я придерживаюсь похожей философии.
в общем и целом - херцлих вилькоммен.
Если мое предложение покажется Вам слишком обременительным – мы поймем.
Всего наилучшего, Елена Калинина
п.с. осмелюсь заметить - на сайте Риск, имхо, сидят не только зарабатывающие на горах профессионалы , но и все, кому интересна горная тематика. И пусть ведь сидят - правда?
И тем более, человеку с таким уровнем, как у нее имхо, лучше быть аккуратней в рассуждениях, начинает казаться все больше и больше, что она имеет в виду нечто " то, что делаю я и мои друзья, это - красиво и фрирайд, остальных - фтопку"... и прочее "я - в искусстве" (с). :)))) а я как-то с этим не согласная. и за дэвушку ту мне ей богу, стало обидно - может она и не белый лебедь, а съехала по зачотному кулуару. и кстати, как я уже выше писала, то, что она делала полностью подходит под "общепринятое" ( не Вероникино) понятие фрирайда. и баста. с нетерпением буду ждать Вашего видео из этого кулуара, чтобы посмотреть, как это делают настоящие фрирайдеры. а до тех пор любая ирония или критика выглядят пальцераскидательством. ессно, сугуболичное.
а насчет поучить ее кататься... искрометный юмор? понимаю... :))))))
кстати, странно и печально, что из того, что здесь было написано Вас больше всего заострило на словосочетании "портить настроение". Поверьте, в тот момент оно у меня было прекрасным, вот только теперь и правда взгрустнуло - необъективность, тон и настроение беседы, имхо, не украшает участнегов.
вау! клон? понимаю ;) ... теперь ясно откуда столько минусов по делу и без :)))))))) Вы, Вероник, не относитесь так серьезно - это же просто треп в интернете.
А Вероника убегала из офиса и ей было некогда ввести свой логин и пароль. Но она же подписалась своим именем.
Судя по количеству минусов за некоторые мои вполне невинные посты, клоны здесь есть у кого-то другого.
Цитата: Хо хо хо хо !!!! Расскажите Веронике, что такое фрирайд. А то она до сих пор не знает :))) И научите ее кататься!!!
Вы это имели в виду?
http://www.bergsteigen.at/de/bericht.aspx?ID=12884
steilwandspezialistin - специалист по катанию по крутым стенам.
Вся дисциплина называется Steilwandfahren - катание по крутым склонам
Видал я между прочим пару фрирайдеров, так им ...во было с 20ти-килограммовым рюкзаком на динафитовских лыжах в плохом снегу после 3 часов подъёма, да ещё на 50-градусном склоне, мне аж жалко их стало ,-)
Рекомендую попробовать каждому фрирайдеру, после этого отношение к таким вещам часто меняется
Вдруг тёлка на нормальных лыжах тоже мочит? Впрочем я посмотрев на видео в это особо не верю, но это конечно спекуляция.
В этом году день спуска по льду в рамках FWT тоже отменили, кому охота скрестись и в лёд дропы прыгатъ ,-)
Короче, одно с другим не путать и крутостенинг фрирайдом не называть!
steilwandfahren - катание по крутым стенам с ледорубом в руке на динафитовских лыжах и огромным рюкзаком
freeride - катание редко по такому рельефу, без рюкзака на хороших лыжах
С точки зрения фрирайдера, или человека хорошо стоящего на лыжах, видео и техника катания в нём - полный отстой.
Но с другой стороны, дай фрирайдеру такой рюкзак, такие лыжи, отвратный снег и ледоруб в руки, выглядеть это наверное будет не сильно круче. Т.е. судить об этом с точки зрения фрирайдера, не очень адекватно, это просто две разные дисциплины.
Есть кстати классное видео, где McFly по Cima Tosa едет, мочит конечно, но очень аккуратно ,-)
аргументации. На сколько я помню (ходил лет 10 назад), Чима Тоза это
800 метровая, скорее стена, чем кулуар имеющая самое узкое место -
20 метров в самом верху, уклоном в 45°, а дальше вниз от 30 до 60
метров шириной максимальным уклоном в 50°. Разве там вообще нужна
кулуарная техника, без которой не обойтись на Пордои?
Вот Вам летняя (соответственно бесснежная) фотография.
Это просто превьюшка очень классного фильма и пример того, как фрирайдеры катаются по рельефу похожей крутизны. И что у них тоже далеко не всё так безоблачно на таком рельефе, где одна ошибка в повороте и ты внизу ,-) не 100 метров уборки и мягкий снег, а все 500 и гарантированная смерть. Но это красиво и динамично, это фан! а не выживание. Это свобода, а не дрожащие колени при каждом повороте. Это контроль, а не соскребание.
Вне сомнения это не узкий кулуар, т.е. техника конечно другая, но если поставить этих ребят в кулуар, они по нему тоже классно проедут, будет на что посмотреть.
Я вообще люблю красоту в спорте, отточенные до мастерства движения в скалолазание, изящество и силу, современную технику. А современная г/л техника уже очень далеко ушла от продемонстрированного Ивой.
Я думаю, сравнивать фрирайд и вот такое, это примерно как сравнивать мастеров современного скалолазания и альпинистов 50-летней давности, одних с отточенными движениями и силой и других, привыкшим к бивакам на морозе и обледеневшим стенам.
Видео МакФлая - пример как запустили крутого скалолаза пролезть альпинистский маршрут в хороших условиях, быстро, спокойно, без напряга ,-), красиво, уверенно А другое - пример альпиниста со старой техникой, но привыкшего к испытаниям итд.
Я думаю, что Вам при Вашей принципиальности и любви к чистоте стила стоит написать
критическое письмо, от лица возмущенной общественности, в Словацкую лыжную школу о Ивовой профНЕпригодности как действующего инструктора по фрирайду.... вы не находите?
Я её лично не знаю, и словацкую школу тоже. Сужу я только по тому, что вижу, в видео, которое она сама и опубликовала. Мне персонально такой стиль катания не нравится. Это моё личное мнение, и нести его в словацкую школу фрирайда я не собираюсь.
Какое мне дело до словацкой школы? Может она инструктор по ски-туру а не по фрирайду? По технике экстремальной ходьбы с камусами? Многих она наверное сможет чему-то научить, альпинистской технике, ходьбе с камусами, соскребанию по ледяным стенам итд. Основам катания вне трасс, для большинства катающихся на лыжах за глаза хватит! Может она даже классно стоит на нормальных лыжах и на других склонах в хорошем снегу, я не против, а даже за! Только в видео этого не видно. Ей богу, пойду к МакФлаю учится.
Все эти кулуары проезжаются по много раз в год, гидами с клиентами итд. Мало кто из них публикует об этом видео и как это круто. В лучшем случае в интернете дату напишут и какой снег был, и на следующий день в следующий кулуар. А остальные то и на интернет забьют. В какой кулуар не заедешь - сплошной бугрятник. В Marinelli один за другим вертолёты летают. По Taschachwand и Weisseespitze по 15 человек в день спускается.
Девчонок конечно не так много, но тоже есть. И ничего, не пиарят себя, и про каждый проезд видео в интернете не публикуют. Ничего особенного в моей критике этого видео не вижу.
Посмотрел сначала фотки, обрадовался, посмотрел видео, подумал - как неприкольно.
Да нет ну что вы, провокация, это когда берут цитату, вырывают её из контекста,
а потом на основе её, введя умышлено собеседника в заблуждение, выстраивают
свою аргументацию, как например произошло в случае с журналом Berg und Steigen.
Да Matthias Mayr действительно пишет (ваша цитата):
Фрииски это катание на лыжах вне трасс, по склонам до 60 градусов, прыжки со скал высотой 30 метров и катание по кулуарам шириной в один метр со скоростью в 90 километров в час.
Но только он пишет это о своём видении в рамках статьи о истории фрирайда и скитуринга в целом, а не о том какая терминология принята в Австрии, Европе или Альпах. Точно так же Вероника, как вы видели выше, написала своё видение и ещё пара человек своё.
ПаниКа заморочилась и кинула вам ссылку на общее определение этого понятия, а не субъективное. Но в википедии, и это вас не убедило, конечно же с чего бы? Ну так как возможности у нас в DAV, в плане доступа к источникам информации, практически безграничные, то я порадую вас парой весёлых картинок:
Вот в этом учебнике DAV по скиальпинизму и по фрирайду (фрирайда нет а учебник есть, классно правда?) на странице 90 есть следующее определение:
Правда очень похоже на то, что вам уже предложили в википедии? Оно и понятно, это же отсюда и списано. Надеюсь мне не придётся переводить, я полагаю вы в языке ориентируетесь неплохо.
Теперь я постараюсь выразить своё отношение ко всему здесь происходящему. Я перевел статью о спуске Ивы по двум маршрутам, назвав это фрирайдом я не вышел за рамки принятых в Германии и в Альпах терминологии. Но я обидел сразу несколько людей, суть выступлений которых была "Ива лохня и это не фрирайд". Все нападки на девушку, которую я собственно не знаю, но очень уважаю - дело ваших личных симпатий-антипатий. Но говорить, что это не фрирайд, извините смешно. Точно так же Хубер мог бы, после прохождения Hase-Brandler соло сказать, что восхождение на Маттерхорн это не альпинизм.
В общем молодой человек, приходите в гости в Гилхинг, как вам ПаниКа уже предлагала и берите в прокат учебник - он хороший. Кстати ещё раз о Иве, она стала первой женщиной распечатавшей "Палавичини", хотя для вас это наверно не аргумент. В отличии от меня, скитуриста середнячка вы Weissseespitze наверняка тремя виражами проезжаете....
Всего вам хорошего в изучении методической литературы, а не периодики...
2. Спасибо за работу и перевод статьи, я её впрочем сначала прочитал на bergsteigen.at
3. Что мне не нравится это эстэтический аспект в её катании, в этом конкретно видео.
4. С пониманием DAV слова фрирайд я не согласен. Это скорее современный тренд, к которому DAV пытается приобщится, типа skitouren - скучновато звучит, tiefschneefahren тоже, назовём фрирайдом - круто будет, опять-таки моё личное мнение. Т.е. авторитет людей непосредственно этим занимающихся и их понимание этого слова мне ближе, чем то что стоит в учебнике DAV. Если бы они пригласили профи-фрирайдеров написать на эту тему, стояло бы там совсем другое.
5. Я говорю на этом языке и нахожусь много в горах, почему у меня другое понимание этого слова? Наверное потому-что в разных кругах это слово понимают по разному. Поэтому не надо быть настолько категоричным, в статье на bergsteigen.at слово фрирайд не упоминается. Выбор слова фрирайд в переводе считаю попросту неудачным, меня это нисколько не обижает.
6. Мне лень вдаваться в подробности, но в приведённом вами отрывке написано, что фрирайд это прежде всего наслаждение спуском, а не продемонстритованный в видео "survival skiing".
7. Вы мне рекомендуете учебник DAV? Это библия в которую вы свято верите? Можно я сам поищу себе литературу. И давайте не будем переходить на личности, как я катаюсь на лыжах итд, это непрофессионально.
Кстати, катание здесь очень достойное. В моем личном восприятии это и есть фрирайд....
Если уж вернуться к терминологии... В прошлогоднем номере Вертикального мира была огромная статья, которая называлась "40 лет экстрима в Шамони". Она была посвящена первопроездам по самым сложным кулуарам в Шамони. Лыжный экстрим, прокладывание extrime line, собственно говоря, так это называется во Франции... Авторы extrime line - одни из самых известных в мире фрирайдеров. Правда, они это тоже фрирайдом не называют: ski extreme...
Такое порево устроили=)
Всё в мире относительно, и каждое мнение имеет право на жизнь.
Для меня этот пост - мегакруто. И всё, о чём вы тут КРИЧИТЕ - тоже мегакруто, но каждое по-своему.
Risk.ru читают слишком разные люди, и открыто чмырить ТАКОЙ материал просто нереспектабельно.
Вам - фигня, а для меня - достижение.
Да фотки так , совсем чуть-чуть.
Ну, и на лыжицы планирую, в будущем. Как-то и не сравниваю.