ФРИ СОЛО
Умопомрачительные фотографии скалолазов без веревки и беседки мелькают в последнее время не только в альпинистской периодике, но и в европейских "иллюстрированных" журналах. Дух времени позволяет обывателям, по видимому, наслаждаться зрелищем "гладиаторов" рискующих своей жизнью на вертикальных отвесах знаменитых стен. Любая неосторожность, любая ошибка или обломавшийся зацеп означает тотальный срыв с гарантированно фатальным исходом. Один из самых знаменитых "солоистов" нашего времени Алекс Хубер. В своей стаье, опубликованной в свежем номере журнала bergundsteigen, он рассказывает о исторических аспектах одиночного лазанья и о том каким образом его самого затянуло в free-solo-climbing.
Автор: Алекс Хубер (Alex Huber)
Перевод: Игорь Ивашура
Free solo - это лазанье в своей чистейшей форме: без веревки, без обвязки, без точек страховки на скальной стене. Free solo, это непосредственные не приукрашенное противоборство между человеком и горой. Противоборство интенсивное в высшей степени, гораздо более интенсивное, чем в любой другой дисциплине связанной с лазаньем. Главное качество, требуемое в этом виде лазанья - сила духа и ментальная стабильность. Здесь не обойтись лишь одной физической силой, одной силой гору не победить, тем более, что основным спарринг-партнером в этой комбинации выступает твое собственное "Я". Речь не о желании "быть лучше чем другие", речь не о "победе или поражении". Единственное, что имеет значение - состояться как человек, как живой человек. Ты погружаешься в опасную и сложную ситуацию из которой должен с честью выйти. Это жестокое противоборство с гравитацией - основной силой природы - это противоборство с собственными лазательными способностями и собственной психикой - нигде в альпинизме оно не достигает такой чудовищной интенсивности как во free solo.
Риск для жизни
Ни в одной дисциплине альпинизма это противоборство на столько опасно для жизни. Любая, даже самая минимальная ставка в этой игре становится максимально возможной - твоя собственная жизнь! Вынужденная конфронтация со смертью рождает неповторимые переживания. На столько неповторимые и яркие, что они остаются в воспоминаниях на всю жизнь. Это впечатления из другой жизни. Они остаются свежими и яркими вне зависимости от промежутка времени отделяющего меня от событий, в то время как любые другие ощущения, пусть даже и невероятно яркие, постепенно стараются и со временем пропадают во мгле прошедшего. Free solo - это парение в параллельной действительности, в пространстве между бытием и небытием, осознавая это обстоятельство ты заряжен как сжатая пружина, все чувства напряжены, ты в состоянии слышать даже шуршание воздуха. Поэтому для меня free solo, скорее не восхождение, а погружение. Погружение в самого себя. Подвергая свою жизнь смертельной опасности я наиболее интенсивно ощущаю что я живу, что я нахожусь в самом центре самого невероятного дара на свете - своей жизни!
Не верно считать нас, солоистов, уставшими от жизни отморозками! Скорее совсем наоборот, мы ищем в опасности самые интенсивные жизненные переживания! Опасность - неотделимая составляющая альпинизма. С тех пор, как в 1786 году, с первым восхождением на Монблан, родился современный альпинизм, горовосходители покидают "безопасность" цивилизации и пускаются в приключения в непосредственном контакте с природой, с ее красотой, но и с ее опасностями. Удивительно, что альпинизм начался с покорения самой высокой вершины Альп...
Куда двигаться прогрессу в альпинизме, если выше Монблана в Альпах гор нет? Ясно одно - не в направлении высоты! Пионеры альпинизма довольно быстро распознали, что спектр альпинизма не зациклен на одной "высоте". Альпинизм многогранен, в нем есть много параметров для развития.
Пауль Пройс
Около ста лет спустя родилась одна из самых выдающихся личностей в альпинизме: Пауль Пройс считается "духовным родителем" свободного лазанья. В 1911 геду ему удалось совершить свое самое великолепное перво-прохождение на Кампанилле Бассо в Брентинских Доломитах. Совершенный шедевр альпинистского искусства на стенах шедевра горной природы! Логичная линия на вертикальных стенах доломитовой иглы. Свое перво-прохождение Пауль совершает свободным соло. Без страховки и без партнеров. Это восхождение стало сенсацией на заре ХХ века. Пройс был однозначно одним из самых лучших альпинистов своего времени. Его основным постулатом была бескомпромиссность стиля. Многие его современники, при возрастающей сложности маршрута, прибегали к большому количеству технических средств. Пройс же призывал к отказу от излишнего ИТО: "искусство мастера лежит в самоограничении". Его кредо заключалось в том, что альпинист, сталкиваясь с возрастающей сложностью проходимых им маршрутов, должен само-совершенствоваться в технике свободного лазанья, а не прибегать к техническим трюкам для "преодоления препятствий". Эти идеи движут сегодняшними топ-альпинистами, Пауль Пройс был на 100 лет впереди своего времени. Во всем, что бы этот человек не делал, прослеживается стремление к идеальности решений. Он совершенно осознанно отказался от вспомогательных средств в альпинизме. Целеустремленно искал высокие и крутые стены, которые проходил в блестящем стиле - без страховки и веревок. Он стремился лазить на, по возможности, самых крутых и нависающих стенах. Его манили переживания на границе возможного. Качество его перво-прохождений, его высказывание и его идеи делают Пауля Пройса безусловным родоначальником движения free solo.
Джон Башар
Прошло больше шестидесяти лет, прежде чем free solo выкристаллизовалось уи устоялось в тех формах, в которых оно знакомо нам на сегодняшний день. Не удивительно, что произошло это в "мекке" скального альпинизма, в калифорнийской долине Йосемити на западе США. Столпом возрождения движения free climbing стал никто иной как Джон Башар (John Bachar). Он стал "маэстро" заложившим постулаты сегодняшнего стиля free climbing. С тех турбулентных времен FREE SOLO означает лишь одно - свободным лазаньем и без страховки. Скальные туфли и магнезия. Больше ничего! Джон Башар дал этому стилю четкое определение и стал его апологетом в Долине. Благодаря ему этот "лазить-по-стенам-без-ничего-стиль" стал распространяться, сначала по Америке, а затем и по всему миру! При этом здесь речь гораздо о более глубоких вещах чем "адреналиновая зависимость" или "безответственная блажь". По словам Джона его "выходки" были пронизаны стремлением к идеальному стилю, к скалолазному шедевру; "+something that was beyond reprieve or doubt - the ultimate statement! " Будучи 19-летним пацаном он пролез знаменитый, ставший уже скалолазной классикой маршрут Butterballs (511.c) free solo. И это было самое то, что ему было нужно и что он всю последующую жизнь, до самой своей трагичной смерти искал. Смысл жизни упрощался до элементарных вещей - удержать зацеп. Никаких ошибок, иначе ты мертв! "If you fall, you die!". В свете произошедшего в прошлом году эта фраза звучит особенно жестоко...
Питер Крофт
Движение free solo стало набирать обороты и достигло в Штатах невероятного, да и непостижимого для стороннего наблюдателя уровня. Насколько должны быть сумасшедшими люди творившие подобное? Поглядывая на эксцентрика Башара вполне можно было связать его "действия" с сильной "неустойчивостью психики" этого человека. Его последователь, Питер Крофт (Peter Croft) производил совершенно противоположенное Башару впечатление. Спокойный, скромный и не публичный Крофт перехватил у Джона эстафету лидерства free solo в восьмидесятых. Никто не мог заподозрить в доброжелательном, вдумчивом парне "сумасшедшего" и тем не менее именно Крофт взорвал мозг лазающей публике свободным соло на топовом йосемитском маршруте Astroman (5.11c). По категории лазанья этот маршрут не сложнее чем Butterballs, но в отличии от его веревки он тянется на добрые 300 метров в высоту, при этом сложность участков кверху только увеличивается. На Астромене есть все; сложнейшее стенное лазанье, 50-метровый гладкий внутренний угол, пугающий камин с экзотичным названием Bomb-Bay-Chimney, и целая серия разнообразных по сложности трещин. Прохождение Астромана свободным соло произвело в альпинистских кругах настоящую революцию. Большинство в восторге восхваляли Пита, некоторые с непониманием укоризненно мотали головой. Но наверно именно скептический настрой и стал тем самым катализатором, благодаря которому free solo приобрело культовый статус!
Separate Reality
Так-же культовым объектом стал фотоснимок Вольфганга Гюллиха, преодолевающего свободным соло знаменитый потолок с трещиной - маршрут "Separate Reality". Этот маршрут был перво-пройден в 1977 году. Горизонтальный потолок с трещиной и ключевым местом на самом вылазе, в двухстах метрах над землей! Сложность маршрута (5.12а). Девятью годами спустя австрийский фотограф Хайнц Цак запечатлел Вольфганга на этом маршруте без страховки, без веревки, без ничего...
Начало маршрута расположено в 200 метрах над дном долины. К его началу необходимо сдюльферять сверху. Несколько вертикальных метров приводят к основанию потолка. Тут начинается настоящая жесть. Семь метров горизонтального потолка с трещиной под кулак. В самом конце, на вылазе, самое сложное место - с двух-стами метрами воздуха под задом. Именно с этого места были сделаны снимки обошедшие весь мир и сделавшие Вольфганга знаменитым не только в скалолазной среде!
Одна немецкая поговорка звучит так: "молодыми умирают любимцы богов!" - в 1992 году Вольфганг Гюллих погиб а автокатастрофе. Но и как многим другим юным дарованиям, покинувшим наш мир раньше времени, Вольфгангу удалось обогатить и украсить своими шедеврами нашу скалолазную планету. Он потряс своим прохождением "Separate Reality" воображение многих скалолазов, в том числе и мое. После увиденного мой внутренний мир в корне изменился! Это было динамичное время, на скалах уже лазили 8а, на альпийских стенах далеко за 7б, а в высоких горах Месснер первым укомплектовал свою коллекцию из 14 "восьмитысячников". Я был в восторге от всего происходящего в окружающем меня альпинистском мире. Я проглатывал всю горную и около-горную периодику и беллетристику. Должен признать, что ни одно событие, прочитанное мной во всей этой прессе, не произвело на меня такого грандиозного впечатления, как одна фотография с Гюллихом. "Free solo ". Такая простая подпись у нижнего среза фотографии. До этого дня я не разу не слышал о этом термине и уж точно не видел солоистов наяву. Два коротких слова которые вполне полновесно описывают вершину скалолазного искусства. Картинка болтающегося над пропастью человека заставила меня мыслить в другом направлении, поток течения увлек меня в путешествие в срану собственных фантазий. Одно было ясно совершенно точно - я стал другим, другим в сравнении с самим собой до просмотра этого снимка! Я представлял себе, как оно должно ощущаться - пролезть уже знакомые и пройденные линии free solo. Я уже мечтал прийти одну из больших и знаменитых альпийских стен в свободном стиле! Просто так, потому что мне это нравилось, меня это возбуждало! Я погрузился в мечты с головой. Днем я мечтал, ночью меня одолевали сны о гениальных маршрутах без веревки, без крючьев, без оков - полная свобода. Понятно, что такое состояние не может длиться вечно, рано или поздно мечты имеют особенность материализоваться. Я начал лазить соло. Сначала на коротких не сложных маршрутах на знакомых скалах. Я был потрясен собственными ощущениями. День проведенный за free solo особенно остро врезался в мое сознание. Я уже заранее настраивался на переживания, связанные каким то образом с определением "счастье". Мне казалось, что вот вот я получу возможность упиваться легкостью и гармонией на самых головокружительных маршрутах.
Долгая дорога к цели
Как то так случилось, что единства духа и тела, с вытекающей из этого гармонии и легкости в обретении счастья, не получилось. Что то я делал явно не правильно. Как это часто в моей жизни случалось - суровая реальность никак не походила на то, чего я себе внутри головы всякого напридумывал и намечтал. Нет, на самом деле переживания были необычайно острые, очень особенные. Но они не имели ничего общего с моими представлении о них, никакого тебе единения духа и тела, никакого "освобождения", никакого парения души в пространстве. Я был зеленым новичком и, слава богу, у меня хватило ума не отказываться от поиска всего выше-перечисленного. И только несколько лет жестких тренировок и километры пройденных скал позволили мне приблизиться к заветной мечте - большой альпийской стене в стиле полного соло. Представляя себя в центре гигантской нависающей стены, стоящим на мизерных зацепах, ты погружаешься в пучину первобытного ужаса. Я думаю любой, представив себя в подобной ситуации ощутил бы потоки адреналинового напряжения в теле, а волосы на спине встали бы дыбом. Искусство преодоления заключается в том, что бы ясно осознавая стопроцентную опасность для жизни суметь взять ее под контроль воли. Только так страх сможет трансформироваться в необходимую стопроцентную концентрацию, только так можно овладеть ситуацией в состоянии смертельного риска.
То, что я лезу на страшные стены соло совершенно не означает, что я без-башенный отморозок. Я в курсе всех рисков связанных с ситуацией. Если риска слишком много - я разворачиваюсь. Если риск, на мой взгляд, во вменяемом объеме, то я даю себе волю и наслаждаюсь своей страстью на все сто!
Cima Grande di Lavaredo
Летом 2002 года я ощутил себя готовым к воплощению своей мечты, к прохождению "диретиссимы" на Чиму Гранде (Hase/Brandler 550 m, 7a+). Не смотря на долгую подготовку я до сих пор ношу в себе страх перед срывом. Что будет если выламывается зацеп, я опрокинусь от стены и полечу вниз? Что я буду при этом ощущать? Буду ли в этот момент что-нибудь думать? Буду ли злиться на свою судьбу, на дорогу, которую сам себе выбирал? А может все мысли просто застынут в онемении? Что произойдет в тот момент, когда срыв закончится падением на сыпуху под стеной? Почувствую ли я что-то при этом? Подход под стену занимает целый час. За этот час я мало чего замечаю вокруг себя. Весь этот час, да и весь этот день, как впрочем и всю предшествовавшую ему ночь меня занимают одни и те же мысли - а что будет если... Страх преследовал меня все прошедшие сутки. Иногда сквозь мглу страхов наружу пробивалась уверенность в себе, но опять тонула в клочьях серого тумана. Понятно, что я знаю каждый метр сложного лазанья на маршруте, каждое ключевое движение я выучил до автоматизма. Борьба эмоций, борьба страха с самообладанием. Эти игры разума заставляют меня то бежать по тропе, то форменным образом волочить по ней ноги. У начала маршрута мне стало ясно, что мне не надо лезть, пока я не вырвался из этой мглы страха. Я еще раз и еще раз прохожу вдоль стены Чимы Гранде туда, сюда и опять обратно. Сажусь около начала маршрута спиной к скале. Над головой вырастает гнетущая скальная масса северной стены Лаваредо. Одно соотношение огромности этой стены и маленького человечика, коим я себя сейчас ощущаю, делает мои планы просто смехотворными. Мое решение, пролезть стену сегодня или никогда, не позволяет мне больше откладывать старт. Между мной и стеной Лаваредо выросла непреодолимая ментальная стена. Прежде чем прикоснуться к скале мне нужно пробить свою собственную стену страха. Я сижу у стены, как загнанный зверь и со страхом ожидаю того, что должно случиться со мной в ближайшие минуты. Я должен попробовать! В растрепанных чувствах и не в состоянии успокоить свои мысли я одеваю скальные туфли, практически в трясучке привязываю на пояс мешочек с магнезией - "нет, я никогда не смогу этого сделать! Мне просто надо в этом признаться." Начинаю двигаться, мои пальцы прикасаются к холодным зацепам. Как робот передвигаюсь вверх, делаю это бесчувственно и находясь при этом эмоционально глубоко внутри своих страхов и первобытного ужаса. Круговорот чувств уступает место хаосу мыслей. Я тотально не уверен в себе, парализован и запуган - так дела не получится. Спускаюсь обратно вниз. Как дрожащий комок страха сижу вновь под стеной. Сумасшедшесть моей идеи победила меня. А что, собственно, я должен был ожидать от всего происходящего? Что на первых же метрах почувствую себя в состоянии пролезть такую стену соло? Мечтатель. Я меняю свою цель, теперь я должен пролезть не Диретиссиму северной стены Чимы гранде ди Лаваредо, а всего лишь первые 80 метров, отделяющие меня от точки возврата, от так называемого "point of no return". Я долезу до последней точке, на которой, в случае неуверенности можно развернуться и лазаньем спуститься на сыпуху. О всей остальной стене я вообще не буду думать, зачем о ней думать, если я сейчас полезу, собственно, всего лишь 80ь метров? Я чувствую себя спокойней, как то даже свободней. Какая разница в ощущениях! Сама стена меня больше не гнетет, практически больше не интересует - я сконцентрировался на новой цели. Привычная уверенность в себе возвращается в душу, после короткой паузы я вновь возвращаюсь к скале. Только 80 метров - не больше не меньше - это моя новая цель. Тело становится управляемым и гибким, руки начинают держать мизера, черные мысли растворяются в прохладном воздухе Доломит. В процессе нормальной работы я овладеваю в конце концов контролем над своим телом и над своими мыслями. Спадает нервное напряжение. Круг зрения сужается до двух квадратных метров скальной поверхности, мысли концентрируются на двух ближайших зацепах. Меньше 10 минут уходит на достижения запланированной мной "точки возврата". Но после 80 метров лазанья это место задерживает меня лишь на долю мгновения, не заметному для стороннего наблюдателя, и вот после длинного динамичного движения на мизере я лезу дальше вверх по стене. Я даже не задумался о том, надо ли мне лезть дальше. Это же ясно как день - лезть надо. Мне стало ясно, что собственно ключевое место маршрута было внизу, еще до начала самого маршрута. Лазанье соло требует не только жесткого самоконтроля, но и, в не меньшей степени, само-преодоления! Само-преодоление потребовало от меня внизу всех моих ментальных сил, теперь оставалось сохранить лишь самоконтроль - и эта задача на порядок проще. Я полностью погружаюсь в процесс, движения автоматизируются, я растеряюсь в доломите, на время прохождения маршрута я вижу окружающий меня мир совсем другими глазами. Мое тело отделяется от моего разума и поднимается само, метр за метром, по нависающей стене вверх. Оно берет мою душу с собой наверх и только когда сложность маршрута уменьшается, позволяет ей вернуться в привычную оболочку. Я всплываю на поверхность действительности и начинаю понимать, что глубоко подо мной бездна, высоко надо мной облака и чем выше я поднимаюсь, тем спокойней становится на душе. Моя душа как река, которая после серии порогов и прижимов выходит на равнину и теряется в тишине дельты.
Locker vom Hocker
Прохождение Диретиссимы на Лаваредо стало, с точки зрения эмоционального переживания, пиковым событием всей моей альпинистской жизни. Это был первый раз в моей жизни, когда я принял вызов столь гигантской стены. Как и в остальных сферах жизни "первый опыт" всегда стоит обособленно от последующих приключений. Премьера она и есть премьера. Получив невероятные переживания я попробовал довольно скоро словить их по новой. Я был на столько глуп, что внушил себе, что готов повысить событийность своих соло-прохождений. Locker vom Hocker - знаковый маршрут в Веттерштайне за Гармишем. Он проще Диретиссимы по сложности и значительно короче, но лазанье на нем экстремально техничное. Так же как Лаваредо этот маршрут потребовал от меня применение всех имеющихся резервов. И тем не менее, не смотря на сложность и напряженность мне не удалось пережить тот спектр чувств, который так остро сохранился в моей памяти после Лаваредо. Я понял, что Locker vom Hocker не оказался для меня тем, чего я от него ожидал, он не оказался для меня "движением вперед"! Более того, я понял, что появление в процессе рутины убивает момент "счастья" от содеянного. Я понял, что движусь не в том направлении!
Kommunist
Правильным направлением для меня стало жесткое повышение сложности в спортивном лазании... в спортивном соло-лазании! Спустя 2 года после прохождения Диретиссимы на Лаваредо я наметил себе новую цель - прохождение 22-метрового скалолазного маршрута Kommunist 8b+ соло. На первый взгляд может показаться, что альпинисту прошедшему 600 метров вертикали и нависания на Лаваредо 22 метра вообще не могут показаться "высокими". Но когда ты приближаешься к своему абсолютному лазательному приделу, все оборачивается гораздо более серьезными проблемами. Ну а Kommunist со своей сложностью в 8b+ находился в непосредственной близости от моего личного предела в 9а. Разница между этими категориями значительная, но не на столько, что бы предоставить широкое поле действий для подобных "игр". Но я уже понимал как функционирует свободное соло и был готов рискнуть. Апрель 2004. свободное соло на Kommunist. Ключевой участок в десяти метрах над землей, одно движение, вся жизнь сузилась и уместилась в одно единственное, предстоящее мне в следующее мгновение движение. Вся прожитая до сих пор жизнь, весь опыт, сила, все струны переплетаются в канат для того, что бы дать мне совершить это единственное движение! Меня затягивает в мглу... Я нахожусь в исходном положении для главного, решающего мою судьбу, динамичного выхода. Сначала я вывешиваюсь максимально вниз, что бы увеличить дистанцию для разгона своего тела в динамике. Короткое мгновение покоя в исходном положении в самом низу, затем во мне поднимается волна - сейчас каждый мускул моего тела работает на все возможные 100% своего потенциала. Каждый нюанс бесконечно отработан и натренирован. Тело, вопреки гравитации, волной летит вверх, рука с двойной скоростью брошена к зафиксированному зрением зацепке. В "точке невесомости" пальцы вбуравливаются в неровности микрозацепа, на фаланги идет дичайшая нагрузка, зацеп взят! На какое то мгновение мое тело замирает. Снимаю ногу с уступа, теперь я вишу на подушечках трех пальцев одной руки в двенадцати метрах над землей. Тело находится под полным контролем. Я достал ключевой зацеп, сделал это оптимально и взял его с полной силой своей кисти. Я не упал, я остался висеть. Правая нога на зацеп, накат, следующий зацеп, следующий ХОРОШИЙ зацеп! Вопли радости разрывают мою грудь, еще 10 метров лазанья всего лишь 8а категории и я наверху! Спуск по соседней "семерке", объятия друзей - еще никогда в своей жизни я не был столь близко от своих персональных границ возможного! Самое яркое переживание в моей жизни как скалолаза, в моей жизни как альпиниста!
Grand Capucin
Идеальный альпинизм, альпинизм на границе характерен тем, что никогда не знаешь где твоя граница и на сколько близко от нее ты передвигаешься. Это приятное ощущение - доходить до своих персональных границ. Но кто даст гарантию, что ты не заступишь за них? Как далеко можно заходить в этих своих поисках? Как далеко стоит туда заходить? Приятным аспектом можно считать то обстоятельство, что повышения уровня своих экспериментов не обязательно влечет за собой повышение риска оных. Соло-прохождение стены Гран Капуцина в 2008 году нельзя назвать технически очень сложным актом. Он не на столько серьезен как Деритиссима на Лаваредо и не на столько сложен как Коммунист на Шляере. И тем не менее он позволил мне расширить свой альпинистский горизонт. Чудесный розовый гранит этой элегантной иглы уже сам по себе основание для появления эстетического желания залезть на нее. Самый простой маршрут на Капуцин требует чистого лазанья 6b, поэтому он считается самой сложной вершиной в Альпах. Но подъем на него, это даже не половина задачи, это в лучшем случае треть: еще в 1911 году Пауль Пройс сформулировал постулаты "идеального восхождения". "Если ты не можешь по участку скалы слезть лазаньем вниз, то не стоит идти на этот маршрут. Только преодолевая сложности стены как на подъеме, так и на спуске чистым лазаньем - ты занимаешься честным, бескомпромиссным альпинизмом, только в этом заключается спортивность нашего хобби"! и после восхождения на Гран Капуцин я должен был спуститься обратно без веревки. Вершина - запретная зона! Во всяком случае тогда мне так показалось под давлением сюрреальности ситуации. Если вам довелось побывать на вершине этой гениальной иглы, то вы помните наверное ощущение всепоглощающей глубины вокруг, которая физически норовит засосать вас в свою пугающую пустоту. Мне пришлось некоторое время поработать над собой, что бы заставить тело начать спуск в эту пугающую бездну. Этот краткий миг, когда ноги теряют опору и ты висишь на руках, болтаясь над полукилометровой пропастью навсегда останется в моей памяти очень острым переживанием. В целом это восхождение стало очень интересной вехой моей альпинистской карьеры, восхождение, все сложности которого заключались в сХождении!
Без границ
Самое прекрасное во всей этой теме, если перенести мои взгляды на большие горы и большие стены этого мира, то поле деятельности для последующих поколений альпинистов становится безграничным. Альпинизм не знает границ! В 2007 году это очень ясно продемонстрировал Хансерг Ауэр своим соло-прохождением южной стены Мармолады. Свободное соло по 800-метровой стене с ключевыми участками до 7с! Как подготовка к прохождению - дюльфер по стене с вершины, короткая остановка на ключевом участке, маркировка магнезией ключевых зацепов. С виса на дюльфере проба пары ключевых движений и все... Почти километровый маршрут! И всего пара минут на то что бы запомнить важнейшие моменты будущего соло-прохождения!... Он пролазит "Маршрут через Рыбку" соло. Тихо, без помпы и тем не менее это событие выносит наш современный альпинизм на качественно новый уровень! Сегодня скалолазание стало спортом широких масс. То что в восьмидесятых годах было блажью единиц, достигло сегодня на своем острие хай-эндового уровня современного спорта.
Развитие нашего спорта не будет происходить столь динамично как в последние пару десятилетий, но тот кто считает, что альпинизм изживает себя - глубоко заблуждается. Если еще в восьмидесятых, на пике ИТО-шного альпинизма говорилось о убийстве духа приключения болтами, то сегодняшнее приключение перешло из плоскости "слесарного дела" в плоскость самосовершенствования духа и тела. Только развивая себя, свои физические и моральные качестве мы открываем перед собой бесконечные пространства для действия. Не важно, на скалах, на льду или на высоте - везде можно, совершенствуя себя, достичь неведанных доселе границ. Все это дает нам надежду, что наш с вами альпинизм и дальше будет живее и интересней с каждым годом, с каждым маршрутом, с каждой горой! Ну а что касается соло, тут мы далеко от каких-бы ты ни было пределов. Ведь все, что на сегодняшний день лезется свободно, теоретически лезется и свободным соло! Но более чем в любой другой дисциплине нашего спорта в соло встает вопрос: на сколько мы готовы рисковать?
311
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А если серьёзно, - оставьте лицемерие - человек имеет право прожить свою жизнь так как считает нужным (и умереть тоже). Кто определит кому и чем он обязан?
Гога, спасибо за статью. Нет предела человеческим возможностям. Поражает даже не столько уверенность в своих силах, а умение обуздать свою психику.
Но ходить без страховки, на таких маршрутах - это слишком. Что мы на войне, что ли. Даже неожиданое резкое дуновение ветра может отправить в "вечный полёт" увлеченного скалолаза. И как в песне - "напрасно старушка ждет сына домой"?
А андреналиновая зависимость, у того паренька что на фото - на лицо.
А по поводу фри-соло....
Вот я ссу что-то крутое в горах делать - потому ваяю статейки да интервью делаю - с теми, кто может лазать/кататься круто.
Я очень уважаю этих людей. Не за то, что они могут круто. А за то, что они интересные, замечательные собеседники, и у них очень интересный внутренний мир. Очень богатый.
То, что они фри-соло или не-фри-соло - уже для меня не так важно.
Ну и не нам с вами решать, растить им детей и внуков - или нет.
Фри-соло - как явление - есть. Нравится нам с вами это или нет.
Предлагаете запретить? Табуировать? Как порнографию?
Ну так тогда фри-солоистов станет еще больше - как протест....
Сейчас, как мне кажется, баланс соблюден.
И когда мы читаем про этих людей, видим фото - мы можем сказать себе: да, я так не смогу/не хочу/не буду (нужное подчеркнуть).
Я прошлым летом видела козла (в человеческом обличье) из тургруппы, который с фотоаппаратом за козлами (животными) с реальным риском для своей жизни по крутым скалам скакал... И видела, как он уронил сверху камень, который едва не прикатился в человека из этой группы.
Думаю, он про фри-соло и слыхом не слыхивал. И наверное растит детей и что-то хорошее делает.
Но ...бнулся бы оттуда, что бы вы сказали? Какая трагическая смерть!?
Но в общем, да.... люди иногда падают и погибают, даже если они привязаны к веревке.
И цитата из Алекса: "Вопли радости разрывают мою грудь, еще 10 метров лазанья всего лишь 8а категории и я наверху!"
Те, кто лазает фри-соло, делают это с большим запасом! И прекрасно понимают, что от ошибки их никто не страхует.
Удачи!
Я всего лишь хотела показать, что люди, которые не занимаются free solo и, возможно, растят детей, очень часто не думают о собственной безопасности.
В то время как люди, которые занимаются Free solo, думают об опасностях, которые с этим связаны.
Теперь моя мысль понятна?
То что у людей, которые занимаются Free solo, хорошо развито чувство опасности, внимание и т.п.
это и так понятно.
Понятно, что прочитав статью, не нужно бежать лезть соло.
rm4hq, думаю такой статистики нет. Да и зачем она? Сомневаюсь что количество погибших/пострадавших будет больше чем среди альпинистов не практикующих соло восхождения. Хотя бы из за количества практиков. =)
Для меня такое - за гранью. "С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы".
А вообще, каждый в лазании находит что-то свое...
Да, и кстати уровень у всех разный. Или вы утверждаете что все ходят с попеременной страховкой постоянно? Кто-то проскакивает какую нибудь 2-3-4... практический не страхуясь ;-) Но есть в мире и такие, кто делает 8в+ фри соло. Здорово!!!
Забудьте о "русской рулетке". Никакого сходства. К тому же, Высоцкий является классиком в поэзии, а не в теории альпинизма, а это принципиальная разница.
У этих пацанов все просчитано, они совсем не отмороженные придурки, идут на риск с хорошим запасом прочности, и вседа настаивают на этом!
Поэтому, если хотите сами "рискнуть", примените к себе простую арифметику. Алгоритм такой:
1. Моя максимальная категория ред-пойнт (с насоса) - F6В.
2. Соответственно, уверенно, без риска сорваться, я прохожу маршрут F6А, (опять же с насоса)
3. Следовательно, первая попытка "рискнуть", т.е. пролезть знакомый маршрут без веревки, на высоте 10-15м от земли, должна быть НЕ СЛОЖНЕЕ F5В !!!
4. Даже на таком, казалось бы, детском рельефе, жизненно важными являются несколько правил:
а) контролируйте полностью свою психику. если заметите какие-то нездоровые колебания, сомнения, неосознанный страх и пр. - срочно вниз! До следующего раза...
б) Необходимо четко видеть следующее движение, после которого вы гарантированно остаетесь на скале. Если это движение не находится, тогда, пункт...
в) С любого места вы обязаны вернуться назад, к хорошей полке, к месту отдыха, просто к безопасному, свободному месту. Если этот пункт выполняется сомнительно, возвращаемся к правилу а)
Вы уверенно лезете 5В? Кроме эйфории, чувствуете уверенность и надегу?
Повышайте категорию... но следите за ощущениями. Если вы нарушаете хоть один из перечисленных пунктов - вы смертельно рискуете. Подумайте, нужно ли это вам?
Т.е. все как обычно - если разложить самую фантастическую задачу на простые составляющие, она становится реальной. Разница между А.Хубером и начинающим "солистом" в основном в категории сложности. но и Хубер когда-то был начинающим. Просто надо понять, что он полез на Лаваредо не сдуру... а хорошо подготовившись.
З.Ы.
Написано по личным ощущениям, с личного опыта... весьма субъективного.
Чувство единения со скалой... "погружения в себя", как выразился А.Хубер, - чистая эзотерика, тут у каждого свои слова найдутся. Но что-то на уровне интуиции, неосознанное, оно точно есть... причем это "оно" иногда только и спасает на скале!
А Хубер - гений!!!
Так вот, когда его посещала муза, он вдохновенно шептал: "Не жалею, не зову, не плачу..." и пр.
Потом призносил сакраментальную фразу - "Сволочи, опередили!"
Так и я. Недавно записал свои ощущения от "фри-соло", просто, чтоб самому разобраться, что ж я делаю последние 10 лет...
И вдруг этот Хубер!!! С совершенно гениальным материалом на эту тему!!!
Опередил )))
А если серьезно, то я хотел сказать, что фри-соло доступно любому желающему, как езда на велосипеде.
Более того, я считаю, что всем альпинистам просто необходимо включать в свои тренировки лазание без веревки с одной единственной целью - научиться лазить абсолютно надежно!
Ведь ситуации, когда падать ВАЩЕ НИЗЯ не редки в альпинизме. Даже на маршрутах 2-3 категории, когда промежуточные точки раз на 10-15м и нод ногами полка. Или на 5-ке, на разрушенном рельефе. Чем такое лазание безопасней "фри-соло"? И как к нему готовится заранее?
Важен только взвешенный, разумный подход в тренировках. Без "экстрима"
Ваши комментарии - хорошее дополнение к статье.
Минуты праздника и тщеславия - с другой стороны годы труда (пота и боли), о которых не принято говорить и показывать,
хотя именно это я считаю полезным,
и без этого считаю вредным пропагандировать экстрим вообще.
Если основное в соло - преодоление своего Я, то зачем реклама, публичность? -
правильно,
чтоб иметь деньги - самим "публичным солистам" для самосовершенствования, их обслуге - это бизнес -
и в этом вижу какой-то негатив, соблазн, искушение... что-то вроде:
"Купи ... и рискни своей жизнью - получишь сказочное удовольствие, делай как ..." -
Я не о том, чтобы этим не заниматься - а том, чтобы не пропагандировать
Игорь, Вам спасибо за статью,
а нельзя исправить "солоисты" на солисты: кратэисты-каратисты уже было, давайте бережнее относиться к языку.
Мой коммент расчитан на тех, кто уже решил "рискнуть". Я попытался разложить сложную задачу (вокруг которой возникло много социально-философских, мировозренческих и просто коммерческих наслоений) на простые составляющие.
Т.е., если человек все-таки решился попробывать - как ему при этом не убиться?
Я против пропаганды и чрезмерной публичности такого рода самовыражений,
хотя и сам среди таковых (на своём уровне).
Специфика сайта, конечно, несколько сглаживает по поводу такого рода публикаций,
но до конца совесть не успокаивает:
Такие вещи должны сохранять уникальность, быть отклонением своего рода,
но никак не становиться нормой для всех.
Боюсь, этому может помешать слишком большая текучка кадров... Или же планка будет поставлена куда ниже и достижения будут менее впечатляющими и соответственно популярными.
Но on-sight он и в Африке онсайт.
а у меня только мурашки
я обрисовал батюшке ситуацию, упомянул про кулуары и лавины, и он сказал мне такую вещь:
- Господь дал тебе жизнь, а ты распоряжаешься ей как своей собственностью. неправильно так.
это может быть закон кармы или что угодно, но человек должен верить в то что после смерти не пустота. И ощущать ответственность за то КАК он живет. Это действительно важно, вот сейчас слово "честь" кто то употребляет? от молодых и активных чаще слышно "а мне все по...."
p.s. Я сам грешу тем что потребность в счастье заменяю выплеском адреналина и не предлагаю обсуждать это
Ч. нашёл разумность в альтернативной экстриму точке зрения и задумался -
нормально,
в этом противоречии появится нечто для него новое и, надеюсь, конструктивное, а может и для нас?
1. "Господь дал жизнь" - и свободу воли.
2. "Человек должен верить, что..." - не должен, см. п.1.
3. "Ощущать ответственность за ..." - перед кем или Кем?
Господь дал разум для того, чтобы знать или мыслить о будущем и осознанно принимать решения.
Когда человек задумался - это хорошо,
А когда решил, свою точку зрения навязать другому силой (оружия, авторитета, эмоций...) - плохо.
Будьте конструктивны друг к другу.
непонятно, почему ты считаешь, что второе невозможно без первого
Согласно СОВРЕМЕННЫМ канонам христианской церкви, грехи деляться на повседневные, тяжкие и смертельные. Смертельных всего 7: гордыня, ярость, зависть, уныние, жадность, чревоугодие, блуд. Все человеки в той или иной степени грешны, так сказать, тяжелая наследственность первородного греха )))
Но что интересно - этот список, оказывается, менялся христианскими богословами (Фомой Аквинским и др.) за тысячу лет неоднократно! Более того, основные мировые религии очень отличаются в понятиях морали. Например, блуд не считается смертельным грехом у мусульман... а обмануть гоя (не еврея) у иудеев так вообще за честь )
Я к чему? Жизнь меняется очень стремительно и даже наши духовные отцы вынуждены корректировать свое отношение к человеческому обществу, иначе они рискуют остаться на необитаемом острове, окруженном океаном людских "грехов". А так как любая церковь живет за счет прихожан, то ей это совсем не нужно.
Подождем, может еще при нашей жизни христианская религия признает право современного человека на РИСК...
Вы это афганским или пакистанским женщинам расскажите :)
Различные ветви ислама толкуют его по-разному, кому как удобно, (причем, как известно, находят в этом повод для оправдания своих внутренних войн).
Именно о "гибкости" толкований религий я и писал в комменте. Извините, если был неточен в деталях.
Про грехи, есть 10 заповедей (Закон Моисеев):
"Не убий, не укради, не лжесвидетельствуй..." и т.д.- вот это грехи, а то, что Вы перечислили... - вещи неопределённые, их как хочешь крути -
это политические жупела, выгодные всякого рода проповедникам и чиновникам, чтобы управлять человеком.
Про блуд: "Не возжелай жены ближнего, ни скота его, ни имущества..." - оттуда же.
Ветхий Завет признаётся и иудеями, и христианами, и мусульманами.
Я Вас за ошибки не осуждаю, не минусую... "кто без греха?" - надеюсь, сделаете выводы: то, что говорит священник - это одно,
а то, что записано в Книгах - другое.
Книги не меняются и стоят тысячелетиями, дай Бог и дальше...
А люди грешны и священники тоже, а Вы говорите:"наши духовные отцы вынуждены корректировать свое отношение к человеческому обществу" -
Ни в коем случае, иначе они не "отцы духовные", а так... чиновники церкви.
Это вообще большая проблема - Духовный Лидер, вот не стало Солженицына - и мы осиротели - нет нравственного авторитета,
духовный хаос... и никому до этого нет дела.. даже мысли такой нет...
Нет у нас Духовного Лидера!
Цитата:"Про блуд: "Не возжелай жены ближнего, ни скота его, ни имущества..."
Вы невнимательны. Эта заповедь об искоренении чувства зависти, а не про блуд :) Жена на востоке - имущество. Полностью заповедь "не возжелай" выглядит так:
"Не возжелай дома ближнего твоего;
не возжелай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его,
ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего," - речь о желании перераспределить собственность - о зависти. Жена здесь стоит в одном ряду с остальным имуществом мужчины, по стоимости/важности ниже дома, но выше раба.
А о прелюбодеянии есть отдельная заповедь:"Не прелюбодействуй."
Если же понимать заповедь "не возжелай" как "про блуд", то в перечислении тех, с кем не стоит прелюбодействовать, есть дом - не представляю, как это могло происходить ;)
Имхо, Ветхий Завет был написан для мужчин и имеет ценность только как памятник культуры, но не как руководство к действию. А все десять запретительных заповедей Ветхого Завета были "перекрыты" двумя заповедями из Нового:
1. Возлюби бога.
2. Возлюби ближнего, как самого себя.
Если соблюдать эти две "новых" заповеди, то ветхозаветные будут соблюдены автоматически. (я склонен к атеизму)
- религия остается для меня мало изученным предметом, но из приобретенного опыта, я четко усвоил, что есть вещи, которые лучше не трогать, есть поступки, слова, которые нельзя, то-есть совсем нельзя. Почему? Непросто объяснить. Оознание этого, по-моему и есть ответственность за судьбу своей "бессмертной души".
to EIOso >>почему ты считаешь, что второе невозможно без первого?>>
потому, что человек, сам по себе, в развитии начинает прикидывать на себя идею абсолюта, абсолютных возможностей, абсолютной свободы, а это, по-моему, не совсем верно.
Альпинизм, занятие нетривиальное, еще и потому, что заставляет думать, что можно, а что нельзя. Чем я ограничен? Только уровнем собственной техники? Неужели все так просто?
А статья и в самом деле замечательная, спасибо, Игорь, за прекрасный перевод.
Валь, а может быть дело не в религиозном чувстве... в истории много примеров глубоко религиозных людей, совершавших глубоко греховные поступки. я имею в виду, что никакая религия, мне думается, не может ограничить тебя так, как твоя собственная совесть. а у нее свои особенные мерила.
а применительно к альпинизму... а не гордыня ли все это случаем?
ой... ты коммент изменил в конце, хитрец ;)
ну, конечно, давай в личку
Кстати где он?
Валь, вы с Фуркой надумали? Места на вас держать?
P.S.Прошу прощения - к "соло" никакого отношения
Кстате! Я - есть!
Зина (прелюбодеяние) входит в число великих грехов и наказывается смертной казнью по шариату.
Вот одна реальная история о "взаимоотношениях" альпинизма и церкви, без комментариев:
лет 15 назад мы с другом после одного рискованного восхождения в Крыму решили покреститься... конечно в Фороской церкви, многим известной. Крестил нас отец Петр, новый молодой тогда настоятель. Прекрасный человек, много сделавший для восстановления этого храма, всеми уважаемый. Приняв от него обряд крещения, я конечно воспринимал его своим духовным отцом, иногда заходил в храм просто поговорить.
Отец Петр не одобрял наших занятий альпинизмом, "Господь нам жизнь не для того дал, чтоб мы ею сознательно рисковали... в угоду своей гордыне" и т.д.
Дальше вот что. Несколько лет спустя на маршруте "Семерка" терпит аварию двойка днепропетровских альпинистов - срыв первого с тяжелыми травмами. Его напарник смог спустить пострадавшего в пещеру и стал кричать вниз о помощи. Дело к ночи, ноябрь месяц, в Крыму пусто. Мобильных телефонов тогда не было... Наблюдатель (он же тренер ребят) поднялся на яйлу, но не имея веревки, ничем помочь не смог, только морально поддержать, и оценив ситуацию, побежал искать телефон для вызова спасателей. Ближе всего на его пути оказалась Фороская церковь. Но...
Отец Петр отказался дать телефон и парень побежал вниз на пост ГАИ.
Спасатели, конечно, приехали и сделали свое дело, но пострадавший к тому моменту уже умер...
(об этих спасах даже сняли сюжет и показали в "Клубе путешественников" Сенкевича)
А еще через несколько лет отца Петра зверски убили в собственном доме.
Но это уже другая история.
Непонятный поступок священника.
Может что то не так рассказали?
Я прекрасно осознаю, что клевета - тяжкий грех.
Парень, просивший о помощи - мой хороший товарищ. Записано с его слов.
Прыжок на первые зацепы, второй прыжок-самые легкие хапалки позади, теперь в крест, дальше в статике тянемся-зацеп покатый, с прыжка на нависании можно не удержаться, ну все лазанием на спуск здесь не дотянусь, первый ключик пройден, так блинчик под правую, затем следующий хороший зацеп под левую, теперь второй ключик. Да ты ж без страховки-легкий мандраж, зато сил вроде хватает- это не висеть на руке, вщелкивая оттяжку и потом еще веревку. Подставляем ноги на трение-тянемся(аккуратно), готов следующий зацеп, опять ноги на трение(коротконогие и короткорукие), тут чуть покороче перехват, главное, не расслабиться-скоро финиш, есть зацеп, теперь опять хапалки, ноги на трение, хапалка, хапалка, ноги поставить хорошо и покатая полка над кольцом. Самострах в кольцо. Все. Получилось.
После пролаза на "Зеро" прошло то ли четыре, то ли пять лет, без страховки на нем раз 20-30 лазил, пробовал и технику соло и трада на нем. Но первый раз самый яркий.
И на альпинистских маршрутах после, конечно, уверенности побольше.
Желание фри соло есть-но не больше одной веревки(правда, одна веревка-эт не альпинизм, а скалолазание) и с железобетонным насосом, готовиться надо (и физически, и психологически), приоритетов опять же других хватает. И вроде не гордыня, а миропонимание какое-то другое, интересно что ли, границы внутри себя какие-то раздвигаешь.
А теперь представим гипотетически ответы на все вопросы со стороны погибших безверевочников... И еще: а каким общественно полезным трудом, кроме клайминга, занимается фри-солист высоких категорий? А не является ли он, в свете всего изложенного, социально опасной личностью? Здорово, без сомнения, одно: социально не оболванен. Обьект для апплодисментов, но не подражания
сколько по горам не лазай соло
будешь жив
лишь не подходи к автомобилям близко
Родители обеспечивают человека телом.
А душу дает Бог.
Эти два разнополярных суждения (кто дал человеку жизнь - родители или Бог) не имеют никакого проверяемого доказательства. Оба из области веры. Тем не менее, значительно большая часть населения Земли голосует за Бога.
Можно ведь посмотреть, как другие видят решение любого вопроса, если уж нет однозначности.
И сделать вывод.
Какой?
1. Большинство думают иначе чем я. Значит я самый умный!
2. Большинство думают иначе чем я. Неужели я самый умный?
3. Большинство думают иначе чем я. Вряд ли я самый умный.
4. Большинство думают иначе чем я. Скорее всего значит я неправ.
Выбирайте сами, что больше нравится )).
Побольше вам здоровья для свершений)
Про Патрика Эдлинджера можно было бы тоже упомянуть в статье. Наверняка все фанаты скалолазания смотрели его фильм "Жизнь на кончиках пальцев"
Это перевод статьи.