Полный фотоотчёт проекта Полёт над Тянь-Шанем.
С 14 июля по 21 августа 2011 года команда Турклуба МАИ провела спортивную экспедицию в район Центрального Тянь-Шаня.
Цели и задачи путешествия.
Пройти горный поход 6 к.с. с восхождением на высшую точку района - пик Победы. Для этого на первой линейной части маршрута были запланированы: техническая разминка и первичная акклиматизация для последующих выходов и ночевок выше 6000 м перед восхождением на Победу. Маршрут был построен таким образом, что высота и сложность перевалов увеличивалась, а значительные перепады высоты между ними, достигавшие порой двух километров позволили получить качественную акклиматизацию и хорошую физическую форму перед приходом в МАЛ на Южном Иныльчеке.
Также мы запланировали посетить изюминку района - озеро Мерцбахера и пройти что-то новое здесь. В результате чего было совершено первовосхождение на пик Пионер 5348 м. (хр. Сарыджас). Кроме того напряженная снежная обстановка заставила нас пройти перевал Мерцбахера новым вариантом, т.е. совершить первопрохождение сходу, без подготовки. Технический опыт участников и руководителя делать это позволял.
Цели и задачи путешествия.
Пройти горный поход 6 к.с. с восхождением на высшую точку района - пик Победы. Для этого на первой линейной части маршрута были запланированы: техническая разминка и первичная акклиматизация для последующих выходов и ночевок выше 6000 м перед восхождением на Победу. Маршрут был построен таким образом, что высота и сложность перевалов увеличивалась, а значительные перепады высоты между ними, достигавшие порой двух километров позволили получить качественную акклиматизацию и хорошую физическую форму перед приходом в МАЛ на Южном Иныльчеке.
Также мы запланировали посетить изюминку района - озеро Мерцбахера и пройти что-то новое здесь. В результате чего было совершено первовосхождение на пик Пионер 5348 м. (хр. Сарыджас). Кроме того напряженная снежная обстановка заставила нас пройти перевал Мерцбахера новым вариантом, т.е. совершить первопрохождение сходу, без подготовки. Технический опыт участников и руководителя делать это позволял.
Маршрут охватывал три хребта района: Сарыджас, Тенгри-Таг и Кокшаал-Тау и кое где проходил по пути первых экспедиций, не только исследовательских, но и альпинистских. Это позволило нам ближе познакомиться с историей освоения Центрального Тянь-Шаня и лучше понять трудности первых экспедиций, когда не только нужно суметь взойти на вершину, но еще и добраться к ее подножию.
Публикации на сайте Risk.ru о итогах и ходе экспедиции.
Полет над Тянь-Шанем, репортаж.
http://www.risk.ru/users/fenriz/18396/
Risk Team. Петр Рыкалов: Путь к Победе.
http://www.risk.ru/users/robinsya/18381/
Полёт над Тянь-Шанем. Приземление.
http://www.risk.ru/users/vilgeforts/18360/
Полный фотоотчёт проекта Полёт над Тянь-Шанем.
http://www.risk.ru/users/fenriz/18218
Пик Победы, фотоотчет, описание.
http://www.risk.ru/users/fenriz/18115/
Полет над Тянь-Шанем, видеоклип.
http://www.risk.ru/users/fenriz/17930/
Отзыв о треккинговых кроссовках.
http://www.risk.ru/users/vilgeforts/17887/
Тянь-Шань 2011, начало.
http://www.risk.ru/users/vilgeforts/17057/
А теперь о кулинарии.
http://www.risk.ru/users/vilgeforts/16975/
Полет над Тянь-Шанем, старт проекта.
http://www.risk.ru/users/vilgeforts/16682/
Состав группы:
Рыкалов Пётр - руководитель
Артёмов Иван
Бабий Дмитрий
Воробьёв Алексей - участвовали в прохождении всего маршрута.
Бертов Михаил
Геров Илья
Емельянов Константин
Холодов Евгений - прошли первую часть маршрута до МАЛа на Южном Иныльчеке.
Пройденный маршрут: п/з Экчилиташ - р. Тюз - пер. Тюз (1Б 4020) - р. Иныльчек - пер. Подходной (1Б 3700) - пер. Чонташ (2Б 4570) - р. Адытор - л. Мушкетова - пер. Мерцбахера (3Б 5000 - первопрохождение) - пик Пионер (2Б 5348) - оз. Мерцбахера - л. Сев. Иныльчек - пер. Первомайский + Броненосец (2А 4500) - л. Юж. Иныльчек - МАЛ - рад. прохождение ледопада пер. Высокий (до 5300 3Б) - МАЛ - пик Победы (3Б* 7439) - МАЛ.
Дней на маршруте 35
Пройдено 253,6 км
Суммарный набор высоты 14 657 м
Перепад высот на маршруте 28 164 м
Общее ходовое время 204 часа
Схема маршрута расположена здесь:
http://fenriz-dark.narod.ru/ris/map112.jpg
График движения группы по маршруту здесь:
http://fenriz-dark.narod.ru/ris/desc_route112.rtf
Высотный график маршрута здесь:
http://fenriz-dark.narod.ru/ris/graf.jpg
Фотохроника экспедиции.
Днем 16 июля мы выехали из Каракола на погранзаставу Экчилиташ. По основной дороге, которая идет через перевал Каракыр и далее, у слияния рек Куйлю и Сарыджаз сворачивает вверх по долине последней, проехать нельзя - завал. Нас повезли запасной дорогой через Каркару и перевал Актог. Газ 66 уверенно проходит этот путь. Поздно вечером мы были на заставе. После проверки документов нас отвезли чуть выше по долине к мосту.
Мост через Сарыджаз, первое походное утро.
Долина реки Тюз. Ни леса ни кустарников в долине нет.
Первые дни нас радуют травой, цветами и различными насекомыми. Через несколько дней этого уже не будет, только лед, скалы и снег.
Истоки реки Тюз. Перевальный цирк расположен в висячей долине. В древности через перевал Тюз проходил один из маршрутов Великого шелкового пути. Когда началось научное исследование Центрального Тянь-Шаня, через него попадали в долину Иныльчека первые исследователи этих мест: географы, ботаники, геологи и топографы, и люди других замечательных профессий, а также и альпинистские и туристические экспедиции, вплоть до 70-х годов 20 века. Ведь дорогу к заброшенному ныне поселку Иныльчек, которая сейчас так всем хорошо знакома построили только в 80-х, когда решили строить комбинат по добыче олова и всего, что рядом с ним.
Перед седловиной перевала Тюз.
Перевальный тур, в нем прошлогодняя записка группы из Швейцарии. Можно сказать, что эти места пользуются популярностью у иностранцев, идущих таким путем в МАЛ на Южном Иныльчеке.
Спуск в долину Иныльчека. Погода нас в этот день не баловала, но позволяла ходить. На время выключили дождь и позволили пройти перевал, и заодно показали красоту облачной погоды.
Пик Нансена 5697 м. из долины Иныльчека.
Вверх по долине Иныльчека к каньону реки Чонташ. Вдали зачехленный язык одноименного ледника. Иныльчек переводится с тюркского как князек, или маленький принц. Интересно, почему так назвали второй по протяженности ледник бывшего СССР, длина которого составляет 60 километров.
Долина Иныльчека с подъема на пер. Подходной.
Брод реки Чонташ.
Подъем на пер. Чонташ.
На гребне перевала. Спуск на седловину с вершины 4576 м.
Техническая работа на спуске.
Общий вид перевальной седловины.
Помимо примуса у нас есть еще титановая печка. В целях экономии бензина мы готовим еду на накопившемся мусоре. Также мусор иногда валяется на дороге, его мы тоже подбираем. В топку идет все, каждая мелочь, каждый фантик. Несколько полиэтиленовых бутылок и пакетов достаточно для приготовления обеда на 8 человек.
Ледник Мушкетова, вид на перевал Мерцбахера и пик Пионер с севера. Ключевым участком первой части маршрута было прохождение перевала Мерцбахера 3Б. Напряженная снежная обстановка вынудила группу совершить первопрохождение на перевал по новому варианту из соображений безопасности. До нас перевал был пройден один раз, литовской группой летом 1988 года, руководитель Юцявичюс А.И. На фото зеленым обозначен путь литовской группы, красным наш путь, синим - кусочек нашего подъема на Пионер.
Вид на верхнюю часть спуска перевала Мерцбахера с юга, долина Северного Иныльчека.
Перевал Мерцбахера, вид с юга целиком. Фото с подъема на пер. Первомайский.
Накануне после обеда вся группа долго изучала маршрут первопроходцев. Идти по нему не хотелось. Склоны сильно перегружены снегом, есть следы самопроизвольно сошедших снежных досок. На следующий день, поднявшись к подножию контрфорса и сделав налегке небольшую разведку мы окончательно убедились, что необходим другой путь подъема на перевал. За прошедшую ночь на пути подъема самопроизвольно сошла еще одна снежная доска. Был выбран путь подъема на седловину между пиками Пионер и безимянной вершиной 5100 м, с последующем ее траверсом и выходом на пер. Мерцбахера.
Техническая работа на подъеме.
Центральный Тянь-Шань такой район, что какая бы не была погода утром, она стабильно портится после обеда. И если день считается погожим, то к вечеру погода начинает налаживаться. Вид с ночевки 4800 при подъеме на перевал.
Следующим днем с вновь пройденной седловины мы налегке поднялись на пик Пионер 5348 м. По нашем сведениям на эту вершину ранее никто не поднимался.
Группа на вершине Пионера.
Вид с вершины на ледник Северный Иныльчек.
Средняя часть склона пика Пионер.
Подъем с седловины на вершину 5100.
Вышли на седловину пер. Мерцбахера. Ставим лагерь в уютной трещине. Показан маршрут на Пионер, и линия движения от седловины по гребню через 5100 на пер. Мерцбахера.
Панорама с перевала на юг. Утро перед спуском.
Далеко внизу озеро Мерцбахера. Вода ушла всего несколько дней назад.
Спуск. Наперегонки с солнцем.
Фрагменты технической работы на первой части спуска. За ней ледник выполаживался но вскоре круто обрывался вниз с отвесных скал. Началась скальная работа.
На небольшой осыпной площадке у слияния трех ледопадов остановились на ночевку.
Утром продолжили спуск.
Техническая работа.
Путь спуска по скальной части пер. Мерцбахера.
Днем мы подошли к бурному потоку Северного Иныльчека. Решили дождаться утра, чтобы попытаться перебродить. В случае неудачи нам придется переходить на другой берег несколькими километрами выше, по телу ледника. Остаток дня мы посвятили прогулке среди айсбергов озера Мерцбахера.
Ледовый лотос.
Накорми слона морковкой.
Прогулка среди айсбергов.
Вид на хребты Сарыджаз и Мередиональный с озера Мерцбахера.
Утром перебродить так и не удалось. Уровень воды не спал, даже наоборот стал больше. Измерения лыжной палкой глубины протоки у берега составили 1 метр. После этого мы спокойно пошли к леднику Северный Иныльчек.
Автоматическая метеостанция на северном берегу оз. Мерцбахера. Построена в 2009 году.
Рядом с метеостанцией мы собрали дрова и приготовили завтрак. На другом берегу тоже нашли кое какие доски и сломаные весла. Топлива полно!
Язык ледника Северный Иныльчек и остатки озера Верхнее.
Лед на озере Верхнее.
Переправа через протоку у левого борта ледника.
Вид на озеро Мерцбахера и хребет Иныльчек-тау.
Подъем на перевалы Первомайский и Броненосец.
Ледник Южный Иныльчек. На пути в МАЛ приходится несколько раз переходить на разные морены ледника. Путь осложняют большие ледниковые реки, места для переходов которых сильно ограниченны. Одно из таких мест.
Наконец пришли в МАЛ.
От восхождения на пик Актау мы отказались по причине нехватки времени у второй части группы. Вертолет летает далеко не каждый день и гарантий подгадать его под самолет не было никаких. Поэтому ребята железно записались на борт 2 августа. А мы вчетвером собирались подняться на пик Военных Топографов.
Хан-Тенгри с верховьев Южного Иныльчека.
Идем к ледопаду. Виден пер. Высокий и пик Военных Топографов.
Прохождение ледопада.
Здесь остановились на ночлег. Если сравнить нынешнее состояние ледопада с имевшимеся у нас описаниями, то ледопад сильно усложнился. Путь преграждали несколько широких разломов по всей ширине ледопада. Первый с трудом прошли по хлипким ажурным мостам. Встали перед вторым. Пока двое делают разведку, двое других ставят палатку. Разведка затянулась, прохода нигде нет. Проваливаемся в трещины, каждый раз неглубоко, благодаря правильным действиям и хорошей страховке. Похоже, единственное место прохода дальше недалеко от нашей палатки.
Утро. Начали проходить котел. Страшно. Надежной опоры на дне котла нет. Ледяная глыба справа держится на двух точках. Все остальное тоже висит на соплях.
Это далеко не конец ледопада. За ним еще котлы, их было видно снизу. Сколько их - неизвестно.
Здесь я принял решение отказаться от дальнейшего прохождения ледопада, потому что чувствовал, что если мы и дальше будем так плясать на таких ажурных конструкциях, то рано или поздно может завалить. В этом узле такой случай имел место быть. Было страшно за товарищей и за себя. Мы развернулись и пошли вниз, попутно хватив очередную порцию адреналина пройдясь по вчерашним местам. Днем следующего дня были в МАЛе.
Оставшиеся дни целиком посвятили успешному восхождению на пик Победы.
Ссылка на отчет по Победе в верхней части страницы.
Текст - Рыкалов Петр.
Фото на первой части маршрута: Бертов Михаил, Геров Илья
Фото в ледопаде пер. Высокий: Бабий Дмитрий, Рыкалов Петр.
Фото при восхождении на пик Победы - Бабий Дмитрий.
Всем спасибо!
241
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
http://fenriz-dark.narod.ru/ris/desc_route112.rtf
А для того, чтобы снять вопросы я не поленился и прорисовал маршрут по Гугль-мапу
http://maps.google.ru/maps?msid=209791472927954871838.0004af77d521070a40ce8&msa=0&ll=42.135404,80.15007&spn=0.191964,0.547943&t=h&z=11&vpsrc=6
Итак мы получаем:
1) до МАЛа получается в сумме 110,07 км (длина всех синих ниток + удвоенная длина радиального восхождения на пик Пионер)
2) радиальный выход на ледопад Южного Иныльчека 18,02 км х 2 (длина рыжей ветки)
3) радиальный выход на акклиматизацию перед Победой до 6400 13,15 км х 2 (длина красной ветки)
4) восхождение на пик Победы 18,08 км х 2
ИТОГО:
- длина пройденного пути по Гугль-мапу 208,57 км.
- фактическая пройденная длина по рельефу 250,3 км (с учётом коэффициента 1,2 который отражает наклон рельефа)
Что соответствует с тем, что написане в отчете.
Пройдено 253,6 км.
Разницу между данными цифрами спишем на то, что Пётр считал по генштабу, я же мерил по Гуглю...
ПС. В качестве наглядного примера. До булочной от дома 5 км, причем есть 2 пути - а) туда и обратно по одной дороге или б) туда по одной дороге, обратно по другой. Вас посылает жена в магазин за хлебом.
Так вы не станете утверждать, что если пройдя по вариату а) вы пройдёте 5 км, а по варианту б) вы пройдете 10 км.
;)))
Может быть, нужно было фоты датировать, а то смотрю: бродят Чонташ, а на след.фоте уже по снегу лезут на Чонташ -
думаю, ну безбашенные, а глянул на нитку - всё в ажуре, только на след.день перевал.
И ещё, ваш Лёша Воробьёв тут сильно выступал как хороший повар, завхоз, а по фотам ещё и главный топ-модель (лицо команды),
пусть-ка теперь сделает отчёт по продуктовой раскладке, заброскам... что планировали и что получилось,
не всё ж руководителю отдуваться.
И график движения мне понравился - всё в меру.
Принятое решение на ледопаде - слов нет, так и надо.
Молодцы!
+10
А чего от Ульяновцев и Актау отказались?
Ну и фильм бы увидеть, если будет. Всегда нравились ваши съемки.
Не хватало на всё это времени. Хотя погода в этом году была очень хорошая для района, но и она внесла свой немалый вклад в наше отстование от планируемого графика.
Из отчёта:
От восхождения на пик Актау мы отказались по причине нехватки времени у второй части группы. Вертолет летает далеко не каждый день и гарантий подгадать его под самолет не было никаких. Поэтому ребята железно записались на борт 2 августа.
Снегоступы? Если не секрет, что за конструкция?
http://www.risk.ru/users/leb/2563/
А вот здесь http://hiker.com.ua/node/309 есть фото вариаций данных снегоступов данного типа.
ПС. Снегоступы - вещь просто необходимая в этом районе.
Молодцы ребята.