Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.

Пишет fedor, 13.10.2009 14:26

Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.

Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.



Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.



Рис.1

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)





I. Система подвески, показанная на рис. 1, проста в организации и удобна в работе.
Её основные плюсы:



● Работает на любых традиционных альпинистских страховочно - спусковых устройствах:
восьмерках, шайбах Штихта, «стаканах» и т.д.

● Работает на одинарной и двойной веревке (см. рис. 1-5).

● Раздельное пристегивание самостраховок спасателя и пострадавшего в общий карабин
дает спасателю возможность маневра.
Например: при спусках с пересадками проще делать перестежки / пересадки на станциях.

● Узел «автоблок», расположенный ниже спускового устройства надежно держит двух человек на одинарной и двойной веревке (см. рис. 3), и легко ослабляется после нагрузки (см. рис. 4).

● Подстраховка узлом «автоблок» дает возможность спасателю остановиться в любой точке спуска и освободить руки для каких-либо необходимых действий.
Подробнее об узле «автоблок» см. п. IV.

● Примечание:
В случае нехватки карабинов подвеску спасателя и пострадавшего к спусковому устройству можно организовать одним из способов, показанных на рис. 2.
Однако отстегиваться от спускового устройства при спуске с пересадками в этом случае сложнее.

Рис. 2

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)


II. Последовательность организации спуска с данной системой подвески:



1. Спасатель и пострадавший должны находиться на спусковой станции на самостраховках.

2. После организации подвески спасатель нагружает«автоблок» своим весом и дает узлу сработать (затянуться).

3. Спасатель удерживает «автоблок» в натянутом (сработавшем) состоянии и переносит вес пострадавшего на спусковое устройство.
Важно!
Если переносить вес пострадавшего на страховочно - спусковое устройство (ССУ) без предварительного нагружения «автоблока» и натяжения спусковой веревки – то под его весом ССУ поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.

4. Спасатель на спусковой станции отстегивает от спусковой станции обе самостраховки (свою и пострадавшего).

5. Спасатель ослабляет «автоблок» и начинает спуск.


Рис. 3
Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

«Автоблок» держит двух человек.



Рис. 4
Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

Спуск пострадавшего на спине спасателя.



Рис. 5
Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

Спуск пострадавшего в полулежащем положении перед спасателем.



III. Советы по работе с данной системой:



1. Спусковая веревка ниже ССУ должна удерживаться в натянутом состоянии на всем протяжении спуска. В противном случае под весом пострадавшего спусковое устройство поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.

2. Если по ходу спуска спасателю потребуется дотянуться выше спускового устройства, то нельзя привставать на рельефе – это приведет к ослаблению веревки ниже ССУ и оно поедет вниз.
В этом случае на спусковой веревке ниже «автоблока» надо сделать петлю для ноги и привстать на этой петле. Самый простой способ завязывания такой петли – это намотать вокруг ноги несколько оборотов веревки. Так же можно использовать узлы «стремя» и «восьмерка» или жумар с коротким стременем.
Главное – не забыть развязать узел/снять жумар перед продолжением спуска.

3. Приведенная на рис.1 длина оттяжек определена экспериментально для спасателя среднего роста и является приблизительной. Оптимально, если у спасателя регулируемая самостраховка.

Главный принцип организации подвески:

● Общая длина оттяжки (включая карабины) должна позволять спасателю легко дотягиваться до спускового устройства.

● Общая длина оттяжки пострадавшего должна быть примерно на 15-20см. короче,
чем оттяжка спасателя.

Такая разница длин позволяет удобно транспортировать пострадавшего в трех основных положениях:

А) Сбоку от спасателя.
Такой способ удобен для спуска с легко пострадавшим, когда он может сам идти ногами по рельефу, но нуждается в поддержке и сопровождении.

Б) На спине спасателя (см. рис. 3-4).
Этот способ применяют для спуска пострадавших с травмами средней тяжести на отвесах или склонах большой крутизны. В этом случае основной вес пострадавшего приходиться на веревку. Состояние пострадавшего должно позволять ему держаться за спиной спасателя.

В) Перед спасателем в полулежащем положении (см. рис. 5).
Этот способ применяют при спуске пострадавшего с более тяжелыми травмами, когда он не в состоянии держаться за спиной спасателя.
А также при спуске по склонам положительной крутизны, когда спасателю тяжело удерживать пострадавшего на спине.



4. Подобная система подвески, но с более короткими оттяжками, также удобна при спуске по закрепленной веревке с тяжелым рюкзаком или баулом.


IV. Узел «автоблок» рис. 6-7.




Рис. 6

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)


● Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки.
Оптимальная длина петли 60 – 65см.

● Количество оборотов узла зависит от диаметра и мягкости репшнура и диаметра спусковой
веревки:
Для работы на одинарной веревке обычно достаточно 6-7 оборотов репшнура/стропы.
Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы.

● «Автоблока» легко развязывается – для этого надо выстегнуть петлю из карабина и узел быстро
разматывается.

● Закрепление петли для «автоблока» к силовому кольцу беседки полусхватывающим узлом
исключает риск потери петли при снятии узла с веревки (см. рис. 7).

● Подробнее об узле «автоблок» см. http://www.risk.ru/users/fedor/2385/


Рис. 7



Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

229


Комментарии:
3
Есть неясный момент...
Если автоблок схватывается - то он останавливает движение вниз СПАСАТЕЛЯ. То есть спасатель более не тянет спусковое устройство вниз.

Но пострадавший-то продолжает его тянуть вниз! Таким образом, пострадавший "приедет" по веревке - на полметра примерно - к спасателю, пока спусковое устройство не упрется в автоблок.
Разве не так?

1
кажется вот ответ на ваш вопрос цитирую
III. Советы по работе с данной системой:


1. Спусковая веревка ниже ССУ должна удерживаться в натянутом состоянии на всем протяжении спуска. В противном случае под весом пострадавшего спусковое устройство поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.

2. Если по ходу спуска спасателю потребуется дотянуться выше спускового устройства, то нельзя привставать на рельефе – это приведет к ослаблению веревки ниже ССУ и оно поедет вниз.

0
Именно это (непривставание на рельефе) гарантировать как раз нельзя. Ибо это совершенно нормальное поведение на стенке, если она не отвес и не нависает.
А как прикажете работать, не привставая на рельефе, если крутизна всего 60 градусов?
Как-то довелось спускать девушку в Крыму на Кушкае, так из 80 метров ногами по рельефу пришлось проработать больше половины, и это при средней крутизне градусов 70-80.

Сдается мне, что этот момент может создать реальные проблемы. Предположим, я остановился, чтобы перебинтовать пострадавшему голову. Автоблок затянут, все хорошо. Висим. Достаем бинт... Или шприц...
Но в процессе спуска (предположим) я оказался относительно пострадавшего ниже на 5-10 см, чем был в начале спуска. Нужно привстать. Понятно, что можно стремена вязать и все такое прочее. Но быстрее и естественнее все-таки использовать рельеф, разве нет?


4
Не так. Все остановятся не потому, что спасатель повис на автоблоке, а потому, что веревка перестанет выдаваться через спусковуху. А она в этом случае просто никуда не поедет. Вы же заводя веревку за спину при спуске останавливаетесь сразу, а не после того, как спусковуха упреться в руку.

0
да тут точно оно остановится потому как автоблок натянет веревку и спусковое не поедет но при условии нагруженного автоблока(а еще в некоторых местах его называют обмоточным)
P.S. и все эти разные названия одних и тех же узлов, тяжко к восприятию:)


0
Да, но в этом случае на спусковухе не висит второй участник...:)

1
Автоблок натягивает веревку тем самым блокируя продвижение спусковухи.

-1
undefined

0
отличные дополнения, спасибо. особенно по количеству витков автоблока и длинны ленты либо репика(только вот на счет 7 мм и 6 мм есть ли существенная разница?

0
7мм реп примерно на 30% прочнее, чем 6мм.

0
хм а на сколько он лучше держит на 10мм и если использовать сдвоенную 8.5мм


3
2Fedor огромное спасибо за Ваши публикации)).

2
Присоединяюсь к Wizard. Огромное спасибо за столь качественное изложение столь необходимых вещей.

0
Ребята спасибо Вам всем за коменты, только после изучения дскусий, я начал примерно понимать, как это работает. Для меня это что то новое. Раньше ни чего кроме "полиспаса" и не знал! Респект!

2
fedor, спасибо. полезно, наглядно, по делу.

0
no comments

-1
На первом рисуночке ни у спасателя ни у "клиента" нет грудной обвязки.

3
2 dmitri
Грудных обвязок на рис. 1 нет, так как нет такой опции в программе, в которой я делаю иллюстрации. На рис. 3-5 на пострадавшего одета импровизированная грудная обвязка из оттяжки длиной 120см.

-1
а что за программа такая для иллюстраций ?


0
На рисунке 2 позиция Б логично было бы видеть двойной проводник в карабине ССУ.

1
В этом есть доля смысла......
Вопрос в том, где осановиться. Два крабина, два ССУ, две веревки наконец.

0
Если я правильно считаю, то верёвок действительно две :).

1
Большое спасибо за отличную статью! Очень полезно и наглядно.
Если можно, fedor, пара вопросов:
1. А почему автоблок не крепится на системе пострадавшего изначально?
По крайней мере, при транспортировке пострадавшего сбоку и перед собой
продвигать автоблок несложно, а возможности для маневра у соповождающего больше.
2. Если не ошибаюсь, на иллюстрациях показан 7мм репшнур Tendon.
Очень интересна Ваш опыт использования для автоблока именно этого репшнура
(по причине его широкого распространения). Достаточно ли уверенно он все-таки
схватывает, хотя бы на двойной веревке, особенно "задубевший"/обледеневший?
Я Tendon пробовал, но из-за жесткости отказался от его использования для схвата
в пользу плоской стропы (рис. 6Б).

3
VGR, здравствуйте!

Отвечаю на Ваши вопросы.

1. А почему автоблок не крепится на системе пострадавшего изначально?
По крайней мере, при транспортировке пострадавшего сбоку и перед собой
продвигать автоблок несложно, а возможности для маневра у сопровождающего больше.


Как показывает практика изначальное крепление «автоблока» на пострадавшем нормально работает только при его транспортировке в положении «перед спасателем». При транспортировке сбоку необходима достаточно длинная оттяжка от пострадавшего к «автоблоку». Из-за этого узел оказывается довольно высоко на веревке и спасателю труднее с ним работать. Если же по ходу спуска возникнет необходимость разместить пострадавшего перед собой, то «автоблок» на длинной оттяжке может оказаться слишком близко к спусковому устройству, а это уже опасно попаданием узла в ССУ.
Даже на занятиях очень непросто заранее точно отрегулировать длину оттяжки от пострадавшего к «автоблоку» так чтобы было удобно и безопасно работать в этих двух положениях (сбоку и перед собой). А в реальной ситуации спасработ это вообще практически невозможно.
Обычно по ходу практически любого спуска спасателю приходиться хотя бы раз изменять положение пострадавшего: на каком-то этапе удобнее держать его перед собой, где-то за спиной или сбоку. Размещение «автоблока» на беседке спасателя позволяет ему совершать все эти маневры, без каких либо дополнительных регулировок системы.
Так же очень важно то, что размещение «автоблока» на себе позволяет спасателю самому постоянно чувствовать натяжение веревки и полностью контролировать спуск, даже в случае каких либо неадекватный действий пострадавшего.

Что касается остановок, то все это не сложно сделать описанными в предыдущем комментарии способами.

Кроме того, есть еще один, пожалуй, самый практичный, о котором забыл упомянуть:



В том случае, когда предстоит сложный спуск с необходимостью частых и долгих остановок,
можно заранее организовать крепление «автоблока» к беседке спасателя не напрямую, а через общий карабин как показано на рисунке.


В случае необходимости такая подвеска дает возможность обойтись одним «автоблоком» и не требует завязывания дополнительных узлов:
Общий карабин на «автоблоке» позволяет легко пристегнуть пострадавшего к узлу, а спасателю будет несложно отстегнуться от узла для большей свободы маневра.


Думаю, что надо будет внести все эти пояснения в статью. Что скажете?


2. Если не ошибаюсь, на иллюстрациях показан 7мм репшнур Tendon.
Очень интересен Ваш опыт использования для автоблока именно этого репшнура
(по причине его широкого распространения). Достаточно ли уверенно он все-таки
схватывает, хотя бы на двойной веревке, особенно "задубевший"/обледеневший?
Я Tendon пробовал, но из-за жесткости отказался от его использования для схвата
в пользу плоской стропы (рис. 6Б).


Согласен с Вами по поводу репшнура Tendon. Мой опыт также показывает что репшнуры этой фирмы слишком жесткие - даже 6мм реп плохо работает в качестве схватывающего на 10-11мм вервке. Поэтому в каких-то предыдущих статьях (кажется по полиспастам и об автоблоке) я уже писал, что не рекомендую пользоваться репшнурами Tendon для схватывающих узлов.
На всех моих иллюстрациях показаны петли из 7мм репшнура Edelweiss. Им я в основном и пользуюсь. Есть также опыт использования репов от Mummut, Beal и Edelrid. Все работают хорошо.

Кстати, у меня уже давно есть к Вам предложение по поводу Ваших материалов по блокировке станций. Надеюсь, что оно Вас заинтересует. Напишите мне, пожалуйста, на farberovf mail.ru

С уважением,
Федор

1
Федор, спасибо за подробные пояснения. Вы совершенно справедливо выше советовали:
"Отложите клавиатуру в сторону и пробуйте на практике!". Внести пояснения в статью, думаю,
стоит, чтобы не тратить время на отработку заведомо неудачных вариантов спуска.
По поводу Tendon`a на ваших фото - да, я обознался. Уж очень похожая расцветка, но чуть другой
рисунок оплетки. Жаль, я уж подумал, что случилсь чудо и Tendon заработал на схватах.
off - письмо написал.

1
по поводу дубовых репшнуров-может пригодится старый метод по применения узла Мошара-берем 8 мм огрызок веревки и вынимаем из серцевины 1 нить-все сразу схватыпает и мягкое

0
а нафига, если можно пойти в магазин и купить сразу нормальный?
или три метра репа (на два пруса) слишком дорого?

P.S. а если говорить не о прусик-корде, а о корделетте - посмотрел бы я как вы будете из 6-метрового куска прядь вытаскивать...

1
Читайте вниметельнее. На вопрос "нафига" вам уже ответили: "Может пригодиться"


0
прядь из 6 м куска на раз вытягивается-а мягкость и хваткость на порядок выше репа ну и прочность.Если есть соответвуоший реп -то конечно -кто против

0
ради интереса провел эксперимент (благо, под рукой есть куски «восьмерки»)

1) тексма, она же ukrope: выдрать прядь не получилось, а учитывая то что их там всего 4, то ослабление практически на 25% меня совершенно не устроит.

2) тендон: выдрал прядь, сравнил с 7кой эдельрида — слишком жесткая. выдрал вторую — аналогично.
только после удаления третьей пряди 8ка тендона приблизилась по мягкости к 7ке эдельрида, при этом в ней осталось еще три пряди и оплетка.

Размышления: новая 8ка тендон держит 1640 кгс, после удаления фактически половины сердцевины, сомневаюсь что она выдержит хотя бы 1000 кгс.
новая 7ка эдельрид держит 1340 кгс.

Вывод: озвучен ранее — нафига?

0
а вы в узле работу пробовали?

1
Собсно именно в узле и пробовал.

0
тендон жестккий реп, а вот я биаль купил 6мм он более жесткий чем тендон. не по мягкости понравился милет реп, но вот оплетка у него сгорела на спуске(медленном спуске) так и не понял что было причиной

0
добавить нечего... хорошо обтёрли тему!!!! но лучше что-бы ни одному из нас так и не пришлось воспользоваться этими навыками!!

0
уж в некоторых ситуациях воспользоваться, а не стоять и смотреть. и быть лучше на месте спасателя чем спасаемого

4
Лучше поздно чем ...

Давайте посмотрим на эту систему с точки зрения целесообразности - перед вами стена со средней крутизной скажем градусов 80 обратной структуры (так назовем - полок нет есть куча мелких карнизиков по линии спуска) Напарник состояния средней тяжести, но в сознании. Применение подобного способа спуска возможно, но:
1. Вам придется спустив его лезть обратно за вещами и так далее скажем веревок 10-ть?
2. Спуск устр-во находится выше Вашей головы и в случае необходимости работы с ним возникнут некоторые проблемы, которые не так-то просто будет решить вставанием на петле или даже на крюконоге
3. Операции по работе со спуск устр-вом (особенно восьмеркой) будут также затруднены, поскольку надо следить за натяжением веревки
4. На рисунке изображен пострадалец на одинарной самостраховке к одной точке закрепления со спасателем - один ловкий бульничек сверху и спускать будет некого - спасатель-то останется на схвате. Допустим что отстегнув с/страх от станции при начале спуска вы прицепили его к себе (логично?). Падает бульник, рвется основная с/страхова спасаемого и он виснет на с/страховке спасателя. Большие проблемы, мне кажется ...

Из собственного опыта могу предложить способ спуска (при условии что пациент адекватен и способен шевелить хотя бы одной рукой) - спускаете его спокойно со станции одного по двойной веревке, он сам организовывает себе самостраховку на станции (если есть готовая или долбит сам себе станцию), принимает груз и потом приезжаете уже вы, проверяете все, если надо усиливаете станцию, оказываете помощь если потребно и продергиваете веревки. Следующая итерация.
Минус - пациент может потерять сознание, тогда вам придется ехать к нему, и спускать уже по другому
Плюсы -
1. пациент борется за свое бренное тело САМ, что очень важно - как психологически так и физически
2. вы тратите меньше усилий, а значит сохраняете свой потенциал более длительное время и ваши шансы растут
3. вы сохраняете полный контроль за ситуацией как бы она не развивалась - закрепили пациента и арбайтен!
4. пользуетесь минимальным набором снаряжения и навыков - не надо вспоминать какие-такие автомаршары, системы подвески, лесенки-крюконоги - чем система проще, тем надежней. Хочешь жить - я тебя спускаю, ты организовываешь себе станцию.

Все эти спуски с сопровождением хорошо применять когда вас больше чем двое, состояние пациента критическое или стабильное но он не адекватен. Во всех других случаях - если он может сам идти сам он должен идти (такой вот принцип в горах - я так думаю!)

Я не претендую на абсолют - это просто мое мнение - и не к тому что подобная система спуска не имеет права быть, но повторюсь - при работе в экстр условиях при минимуме снаряжения необходимо напрягаться не только спасателю но и спасаемому и стараться упростить всю систему спуска. Вот.

0
Друзья мои,вечер всем добрый с наступившими праздниками! я тут совсем новый человек ! у меня к вам вот какой вопрос если я правильно понял то на спуск который указан на фото требуется всего одна веревка на которую вешаем и пострада и спаса??? а может тогда страховочная двойная со связанными концами один спасу другой страдальцу ? или например двойная грузовая а страховочная одна! вот объясните плиз вот этот момент что то я не уловил! спасибо!

0
Эта статья про самоспасение в двойке, когда нет возможности организовать страховку сверху. На фото двойная верёвка, но она может быть сбросом ;).

0
Takeda, только в России учат спасателей применять для двух человек три веревки. Во всем остальном мире знают, что достаточно двух - одна рабочая, вторая страховочная.

В ситуации самоспасения, как уже сказали, возможен спуск по двойной без страховки, но по возможности двумя независимо закрепленными веревками.

1
Черт, может, потому что во всем остальном мире горы какие-то не такие высокие? Или вертолеты прилетают по первому звонку? Или все веревки чистые и новые?


0
Большое спасибо!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru