Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.
Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.
Рис.1
I. Система подвески, показанная на рис. 1, проста в организации и удобна в работе.
Её основные плюсы:
● Работает на любых традиционных альпинистских страховочно - спусковых устройствах:
восьмерках, шайбах Штихта, «стаканах» и т.д.
● Работает на одинарной и двойной веревке (см. рис. 1-5).
● Раздельное пристегивание самостраховок спасателя и пострадавшего в общий карабин
дает спасателю возможность маневра.
Например: при спусках с пересадками проще делать перестежки / пересадки на станциях.
● Узел «автоблок», расположенный ниже спускового устройства надежно держит двух человек на одинарной и двойной веревке (см. рис. 3), и легко ослабляется после нагрузки (см. рис. 4).
● Подстраховка узлом «автоблок» дает возможность спасателю остановиться в любой точке спуска и освободить руки для каких-либо необходимых действий.
Подробнее об узле «автоблок» см. п. IV.
● Примечание:
В случае нехватки карабинов подвеску спасателя и пострадавшего к спусковому устройству можно организовать одним из способов, показанных на рис. 2.
Однако отстегиваться от спускового устройства при спуске с пересадками в этом случае сложнее.
Рис. 2
II. Последовательность организации спуска с данной системой подвески:
1. Спасатель и пострадавший должны находиться на спусковой станции на самостраховках.
2. После организации подвески спасатель нагружает«автоблок» своим весом и дает узлу сработать (затянуться).
3. Спасатель удерживает «автоблок» в натянутом (сработавшем) состоянии и переносит вес пострадавшего на спусковое устройство.
Важно!
Если переносить вес пострадавшего на страховочно - спусковое устройство (ССУ) без предварительного нагружения «автоблока» и натяжения спусковой веревки – то под его весом ССУ поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.
4. Спасатель на спусковой станции отстегивает от спусковой станции обе самостраховки (свою и пострадавшего).
5. Спасатель ослабляет «автоблок» и начинает спуск.
Рис. 3
«Автоблок» держит двух человек.
Рис. 4
Спуск пострадавшего на спине спасателя.
Рис. 5
Спуск пострадавшего в полулежащем положении перед спасателем.
III. Советы по работе с данной системой:
1. Спусковая веревка ниже ССУ должна удерживаться в натянутом состоянии на всем протяжении спуска. В противном случае под весом пострадавшего спусковое устройство поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.
2. Если по ходу спуска спасателю потребуется дотянуться выше спускового устройства, то нельзя привставать на рельефе – это приведет к ослаблению веревки ниже ССУ и оно поедет вниз.
В этом случае на спусковой веревке ниже «автоблока» надо сделать петлю для ноги и привстать на этой петле. Самый простой способ завязывания такой петли – это намотать вокруг ноги несколько оборотов веревки. Так же можно использовать узлы «стремя» и «восьмерка» или жумар с коротким стременем.
Главное – не забыть развязать узел/снять жумар перед продолжением спуска.
3. Приведенная на рис.1 длина оттяжек определена экспериментально для спасателя среднего роста и является приблизительной. Оптимально, если у спасателя регулируемая самостраховка.
Главный принцип организации подвески:
● Общая длина оттяжки (включая карабины) должна позволять спасателю легко дотягиваться до спускового устройства.
● Общая длина оттяжки пострадавшего должна быть примерно на 15-20см. короче,
чем оттяжка спасателя.
Такая разница длин позволяет удобно транспортировать пострадавшего в трех основных положениях:
А) Сбоку от спасателя.
Такой способ удобен для спуска с легко пострадавшим, когда он может сам идти ногами по рельефу, но нуждается в поддержке и сопровождении.
Б) На спине спасателя (см. рис. 3-4).
Этот способ применяют для спуска пострадавших с травмами средней тяжести на отвесах или склонах большой крутизны. В этом случае основной вес пострадавшего приходиться на веревку. Состояние пострадавшего должно позволять ему держаться за спиной спасателя.
В) Перед спасателем в полулежащем положении (см. рис. 5).
Этот способ применяют при спуске пострадавшего с более тяжелыми травмами, когда он не в состоянии держаться за спиной спасателя.
А также при спуске по склонам положительной крутизны, когда спасателю тяжело удерживать пострадавшего на спине.
4. Подобная система подвески, но с более короткими оттяжками, также удобна при спуске по закрепленной веревке с тяжелым рюкзаком или баулом.
IV. Узел «автоблок» рис. 6-7.
Рис. 6
● Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки.
Оптимальная длина петли 60 – 65см.
● Количество оборотов узла зависит от диаметра и мягкости репшнура и диаметра спусковой
веревки:
Для работы на одинарной веревке обычно достаточно 6-7 оборотов репшнура/стропы.
Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы.
● «Автоблока» легко развязывается – для этого надо выстегнуть петлю из карабина и узел быстро
разматывается.
● Закрепление петли для «автоблока» к силовому кольцу беседки полусхватывающим узлом
исключает риск потери петли при снятии узла с веревки (см. рис. 7).
● Подробнее об узле «автоблок» см. http://www.risk.ru/users/fedor/2385/
Рис. 7
229
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Если автоблок схватывается - то он останавливает движение вниз СПАСАТЕЛЯ. То есть спасатель более не тянет спусковое устройство вниз.
Но пострадавший-то продолжает его тянуть вниз! Таким образом, пострадавший "приедет" по веревке - на полметра примерно - к спасателю, пока спусковое устройство не упрется в автоблок.
Разве не так?
III. Советы по работе с данной системой:
1. Спусковая веревка ниже ССУ должна удерживаться в натянутом состоянии на всем протяжении спуска. В противном случае под весом пострадавшего спусковое устройство поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке.
2. Если по ходу спуска спасателю потребуется дотянуться выше спускового устройства, то нельзя привставать на рельефе – это приведет к ослаблению веревки ниже ССУ и оно поедет вниз.
А как прикажете работать, не привставая на рельефе, если крутизна всего 60 градусов?
Как-то довелось спускать девушку в Крыму на Кушкае, так из 80 метров ногами по рельефу пришлось проработать больше половины, и это при средней крутизне градусов 70-80.
Сдается мне, что этот момент может создать реальные проблемы. Предположим, я остановился, чтобы перебинтовать пострадавшему голову. Автоблок затянут, все хорошо. Висим. Достаем бинт... Или шприц...
Но в процессе спуска (предположим) я оказался относительно пострадавшего ниже на 5-10 см, чем был в начале спуска. Нужно привстать. Понятно, что можно стремена вязать и все такое прочее. Но быстрее и естественнее все-таки использовать рельеф, разве нет?
Ваш вопрос правильный, но никаких реальных проблем нет:
I. Если по ходу спуска спасателю требуется остановиться и приподняться относительно пострадавшего для совершения каких либо необходимых действий,
то сделать это совсем несложно как на отвесе, так и на склоне положительной крутизны.
Для этого спасателю надо:
● На отвесе
1. Сделать на веревке петлю для ноги одним из описанных в статье способов.
2. Встать на петле.
3. Ослабить и передвинуть «автоблок» на нужное расстояние.
4. Снова нагрузить «автоблок»своим весом.
5. Совершить необходимые манипуляции, продолжая удерживать "автоблок" в натянутом состоянии.
6. Ослабить "автоблок" и продолжить спуск.
● На склоне положительной крутизны:
1. Удерживая рукой веревку ниже «автоблока» в натянутом состоянии передвинуть автоблок вверх на нужное расстояние и потом снова его нагрузить.
2. Если трудно удержать натяжение рукой, то можно также как на отвесе сделать на веревке петлю для ноги и, одновременно опираясь на петлю и на рельеф передвинуть «автоблок» вверх.
Таким образом спасатель может отрегулировать свое положение так как ему необходимо.
При этом самостраховка спасателя будет иметь слабину. Но так как веревка ниже ССУ будет нагружена весом спасателя на «автоблоке», то ССУ останется на месте.
II. Если ситуация требует от спасателя большего маневра.
Например, для организации станции на вису, и ему трудно постоянно удерживать в натянутом состоянии «автоблок» и веревку ниже ССУ, то из этой ситуации тоже есть простой выход:
А) Если у спасателя есть свободная петля для схватывающего или оттяжка надо сделать следующее:
1. Завязать второй схватывающий узел выше «автоблока».
Вязать лучше всё тот же «автоблок», так как потом его легче ослабить под
нагрузкой.
2. Пристегнуть второй «автоблок» к беседке пострадавшего
3. Разместить пострадавшего так, чтобы второй «автоблок» был нагружен его весом.
Веревка ниже ССУ будет удерживается в натянутом состоянии весом пострадавшего и
ССУ никуда не поедет.
4. Теперь спасатель может ослабить и снять свой «автоблок» и перемещаться относительно пострадавшего в любом направлении в пределах длины своей самостраховки, которая остается пристегнутой к карабину на ССУ.
5. В том случае, когда такое зависание планируется на достаточно долгое время, для подстраховки «автоблока» надо завязать узел «восьмерка» на веревке ниже схватывающего и пристегнуть его к беседке пострадавшего.
6. Для продолжения спуска спасатель действует в обратном порядке:
а) Завязывает свой «автоблок» выше схватывающий узла пострадавшего.
б) Нагружает «автоблок» своим весом.
в) Ослабляет и развязывает второй «автоблок» на пострадавшем.
г) Ослабляет свой «автоблок» и продолжает спуск.
Примечание:
Иногда, если самостраховки не точно отрегулированы, схватывающий узел пострадавшего может оказаться так близко к ССУ, что спасатель не сможет завязать свой «автоблок» выше него. В этом случае спасатель может вязать свой «автоблок» ниже схватывающего узла пострадавшего
Б) Если у спасателя нет ни петли, ни оттяжки для схватывающего узла:
1. Пристегнуть карабин (желательно с муфтой) к беседке пострадавшего
2. Взять веревку ниже «автоблока», завязать на этом карабине узел УИАА и заблокировать его рифовым и контрольным узлом.
3. Ослабить автоблок и приспускаться до тех пор, пока не натянется веревка, закрепленная на пострадавшем узлом УИАА.
4. Теперь спасатель может ослабить и снять свой «автоблок» и перемещаться относительно пострадавшего в любом направлении в пределах длины своей самостраховки, которая остается пристегнутой к карабину на ССУ.
5. Для продолжения спуска спасатель действует в обратном порядке:
а) Завязывает «автоблок» выше узла УИАА.
б) Нагружает «автоблок» своим весом.
в) Развязывает УИАА на пострадавшем.
г) Ослабляет «автоблок» и продолжает спуск.
Вообще для альпиниста, хорошо владеющего техникой работы с веревкой, все эти манипуляции не представляют сложности и должны занять меньше времени, чем требуется на прочтение всех моих описаний этих действий.
Поэтому у меня такое пожелание ко всем, кто заинтересовался данным способом –
Господа! Отложите клавиатуру в сторону и пробуйте на практике!
Даже мини-спуски дома на турнике с рюкзаком вместо пострадавшего уже позволят что-то понять в этой технике. А после несколько спусков на реальном склоне или здании с имитацией различных ситуаций многое сразу «встанет на место» и практически все будет понятно.
Важно!
На начальном этапе освоения спусков с реальным пострадавшим необходима организация отдельной верхней страховки для спасателя и пострадавшего.
Удачи!
Даже мини-спуски дома на турнике с рюкзаком вместо пострадавшего уже позволят что-то понять в этой технике. А после несколько спусков на реальном склоне или здании с имитацией различных ситуаций многое сразу «встанет на место» и практически все будет понятно.
+10 !
Собственно, об этом я и говорил - что для нормальной работе при остановке на рельефе нужно будет как-то дополнительно фиксировать пострадавшего на веревке, дабы он не "приехал" на спасателя.
И желательно, начиная спуск, об этом позаботиться заранее, подготовив стоп-петлю (жумар или другое фиксирующее устройство, ets) именно для страдальца.
А по поводу Отложите клавиатуру в сторону и пробуйте на практике! - 100% соглачен. Пока на тебе не повиснет реальный груз весом 70-90 кг, очень многие вещи просто не осознаются...
P.S. и все эти разные названия одних и тех же узлов, тяжко к восприятию:)
Все верно - в англоязычной альпинистской литературе у этого узла два названия:
«Autoblock» или «French Prusik» (иногда French Wrap). «Autoblock» встречается чаще и в литературе и больше употребляется в разговорной практике.
Но у нас в альпинизме (по крайней мере, среди альпинистов старшего поколения) французским прусиком чаще всего называют вот этот узел.
Его также называют обмоточным схватывающим узлом и узлом Машара.
В англоязычной альпинистской литературе основное название этого узла «Klemheist»
(судя по всему немецкое слово) а также очень редко может встретиться название «Мachard» (французское).
Вот для того чтобы эти узлы не путали я и предпочитаю использовать название «автоблок».
2-й (Klemheist) лучше работает при использовании жесткого репа. Но при обратной нагрузке возможно существенное проскальзывание до срабатывания.
Например, Tendon мне для схватов не нравится - жестковат. Использую Edelrid, он держит прекрасно. Edelweiss и Roca вроде тоже вполне неплохи. В общем, надо выбирать.
Грудных обвязок на рис. 1 нет, так как нет такой опции в программе, в которой я делаю иллюстрации. На рис. 3-5 на пострадавшего одета импровизированная грудная обвязка из оттяжки длиной 120см.
Вопрос в том, где осановиться. Два крабина, два ССУ, две веревки наконец.
Если можно, fedor, пара вопросов:
1. А почему автоблок не крепится на системе пострадавшего изначально?
По крайней мере, при транспортировке пострадавшего сбоку и перед собой
продвигать автоблок несложно, а возможности для маневра у соповождающего больше.
2. Если не ошибаюсь, на иллюстрациях показан 7мм репшнур Tendon.
Очень интересна Ваш опыт использования для автоблока именно этого репшнура
(по причине его широкого распространения). Достаточно ли уверенно он все-таки
схватывает, хотя бы на двойной веревке, особенно "задубевший"/обледеневший?
Я Tendon пробовал, но из-за жесткости отказался от его использования для схвата
в пользу плоской стропы (рис. 6Б).
Отвечаю на Ваши вопросы.
1. А почему автоблок не крепится на системе пострадавшего изначально?
По крайней мере, при транспортировке пострадавшего сбоку и перед собой
продвигать автоблок несложно, а возможности для маневра у сопровождающего больше.
Как показывает практика изначальное крепление «автоблока» на пострадавшем нормально работает только при его транспортировке в положении «перед спасателем». При транспортировке сбоку необходима достаточно длинная оттяжка от пострадавшего к «автоблоку». Из-за этого узел оказывается довольно высоко на веревке и спасателю труднее с ним работать. Если же по ходу спуска возникнет необходимость разместить пострадавшего перед собой, то «автоблок» на длинной оттяжке может оказаться слишком близко к спусковому устройству, а это уже опасно попаданием узла в ССУ.
Даже на занятиях очень непросто заранее точно отрегулировать длину оттяжки от пострадавшего к «автоблоку» так чтобы было удобно и безопасно работать в этих двух положениях (сбоку и перед собой). А в реальной ситуации спасработ это вообще практически невозможно.
Обычно по ходу практически любого спуска спасателю приходиться хотя бы раз изменять положение пострадавшего: на каком-то этапе удобнее держать его перед собой, где-то за спиной или сбоку. Размещение «автоблока» на беседке спасателя позволяет ему совершать все эти маневры, без каких либо дополнительных регулировок системы.
Так же очень важно то, что размещение «автоблока» на себе позволяет спасателю самому постоянно чувствовать натяжение веревки и полностью контролировать спуск, даже в случае каких либо неадекватный действий пострадавшего.
Что касается остановок, то все это не сложно сделать описанными в предыдущем комментарии способами.
Кроме того, есть еще один, пожалуй, самый практичный, о котором забыл упомянуть:
В том случае, когда предстоит сложный спуск с необходимостью частых и долгих остановок,
можно заранее организовать крепление «автоблока» к беседке спасателя не напрямую, а через общий карабин как показано на рисунке.
В случае необходимости такая подвеска дает возможность обойтись одним «автоблоком» и не требует завязывания дополнительных узлов:
Общий карабин на «автоблоке» позволяет легко пристегнуть пострадавшего к узлу, а спасателю будет несложно отстегнуться от узла для большей свободы маневра.
Думаю, что надо будет внести все эти пояснения в статью. Что скажете?
2. Если не ошибаюсь, на иллюстрациях показан 7мм репшнур Tendon.
Очень интересен Ваш опыт использования для автоблока именно этого репшнура
(по причине его широкого распространения). Достаточно ли уверенно он все-таки
схватывает, хотя бы на двойной веревке, особенно "задубевший"/обледеневший?
Я Tendon пробовал, но из-за жесткости отказался от его использования для схвата
в пользу плоской стропы (рис. 6Б).
Согласен с Вами по поводу репшнура Tendon. Мой опыт также показывает что репшнуры этой фирмы слишком жесткие - даже 6мм реп плохо работает в качестве схватывающего на 10-11мм вервке. Поэтому в каких-то предыдущих статьях (кажется по полиспастам и об автоблоке) я уже писал, что не рекомендую пользоваться репшнурами Tendon для схватывающих узлов.
На всех моих иллюстрациях показаны петли из 7мм репшнура Edelweiss. Им я в основном и пользуюсь. Есть также опыт использования репов от Mummut, Beal и Edelrid. Все работают хорошо.
Кстати, у меня уже давно есть к Вам предложение по поводу Ваших материалов по блокировке станций. Надеюсь, что оно Вас заинтересует. Напишите мне, пожалуйста, на farberovf mail.ru
С уважением,
Федор
"Отложите клавиатуру в сторону и пробуйте на практике!". Внести пояснения в статью, думаю,
стоит, чтобы не тратить время на отработку заведомо неудачных вариантов спуска.
По поводу Tendon`a на ваших фото - да, я обознался. Уж очень похожая расцветка, но чуть другой
рисунок оплетки. Жаль, я уж подумал, что случилсь чудо и Tendon заработал на схватах.
off - письмо написал.
или три метра репа (на два пруса) слишком дорого?
P.S. а если говорить не о прусик-корде, а о корделетте - посмотрел бы я как вы будете из 6-метрового куска прядь вытаскивать...
Разнообразие чрезвычайных ситуаций в которых может оказаться человек, а тем более ходящий в горы, не поддается ни предварительному просчету, ни мысленному охвату.
1) тексма, она же ukrope: выдрать прядь не получилось, а учитывая то что их там всего 4, то ослабление практически на 25% меня совершенно не устроит.
2) тендон: выдрал прядь, сравнил с 7кой эдельрида — слишком жесткая. выдрал вторую — аналогично.
только после удаления третьей пряди 8ка тендона приблизилась по мягкости к 7ке эдельрида, при этом в ней осталось еще три пряди и оплетка.
Размышления: новая 8ка тендон держит 1640 кгс, после удаления фактически половины сердцевины, сомневаюсь что она выдержит хотя бы 1000 кгс.
новая 7ка эдельрид держит 1340 кгс.
Вывод: озвучен ранее — нафига?
Давайте посмотрим на эту систему с точки зрения целесообразности - перед вами стена со средней крутизной скажем градусов 80 обратной структуры (так назовем - полок нет есть куча мелких карнизиков по линии спуска) Напарник состояния средней тяжести, но в сознании. Применение подобного способа спуска возможно, но:
1. Вам придется спустив его лезть обратно за вещами и так далее скажем веревок 10-ть?
2. Спуск устр-во находится выше Вашей головы и в случае необходимости работы с ним возникнут некоторые проблемы, которые не так-то просто будет решить вставанием на петле или даже на крюконоге
3. Операции по работе со спуск устр-вом (особенно восьмеркой) будут также затруднены, поскольку надо следить за натяжением веревки
4. На рисунке изображен пострадалец на одинарной самостраховке к одной точке закрепления со спасателем - один ловкий бульничек сверху и спускать будет некого - спасатель-то останется на схвате. Допустим что отстегнув с/страх от станции при начале спуска вы прицепили его к себе (логично?). Падает бульник, рвется основная с/страхова спасаемого и он виснет на с/страховке спасателя. Большие проблемы, мне кажется ...
Из собственного опыта могу предложить способ спуска (при условии что пациент адекватен и способен шевелить хотя бы одной рукой) - спускаете его спокойно со станции одного по двойной веревке, он сам организовывает себе самостраховку на станции (если есть готовая или долбит сам себе станцию), принимает груз и потом приезжаете уже вы, проверяете все, если надо усиливаете станцию, оказываете помощь если потребно и продергиваете веревки. Следующая итерация.
Минус - пациент может потерять сознание, тогда вам придется ехать к нему, и спускать уже по другому
Плюсы -
1. пациент борется за свое бренное тело САМ, что очень важно - как психологически так и физически
2. вы тратите меньше усилий, а значит сохраняете свой потенциал более длительное время и ваши шансы растут
3. вы сохраняете полный контроль за ситуацией как бы она не развивалась - закрепили пациента и арбайтен!
4. пользуетесь минимальным набором снаряжения и навыков - не надо вспоминать какие-такие автомаршары, системы подвески, лесенки-крюконоги - чем система проще, тем надежней. Хочешь жить - я тебя спускаю, ты организовываешь себе станцию.
Все эти спуски с сопровождением хорошо применять когда вас больше чем двое, состояние пациента критическое или стабильное но он не адекватен. Во всех других случаях - если он может сам идти сам он должен идти (такой вот принцип в горах - я так думаю!)
Я не претендую на абсолют - это просто мое мнение - и не к тому что подобная система спуска не имеет права быть, но повторюсь - при работе в экстр условиях при минимуме снаряжения необходимо напрягаться не только спасателю но и спасаемому и стараться упростить всю систему спуска. Вот.
В ситуации самоспасения, как уже сказали, возможен спуск по двойной без страховки, но по возможности двумя независимо закрепленными веревками.