Размышления у парадного подъезда
Можно сказать, Остапа понесло, но столько пищи для размышлений подкидывает сеть.И так надолго придется подниматься на работу, отрываясь от небезинтересной, для меня, полемики. Прочитал в новостях на М.ру. об экваторе всероссийской школы инструкторов. Интересные, до смешного, вещи пишут. Все признают, что программа устарела, но корочки прежде всего, а, главное, первое , что пришло людям в голову из новинок- газовые горелки и телескопические палки, вот оказывается, почему так низок уровень нынешних массовых разрядников, с телескопами ходить не умеют! Утрирую конечно, но как, без литературных приемов, то.
А на самом деле система не устарела- ситема умерла вместе с Советским Союзом, его системой обеспечения, иерархией и прочими причендалами. Другая страна, абсолютно другие люди, соответственно абсолютно другой подход ко всем аспектам бытия, и, прежде всего, абсолютно другие экономические реалии. И в этих реалиях наша нынешняя корочная система не способна воспитать ни нормальных разрядников, ни, тем более нормальных инструкторов. Почему?
Посмотрим на сколько дней при системе, по которой пытаются учить инструкторов и участников, было рассчитано выполнение норм третьего разряда в альплагере- на 40! Я закрывал третий смену в Чимгане и смену в Уллу-Тау, при том, что сам постоянно тренировался дома под руководством настоящих мастеров, а не лагерных временщиков.
Да были бройлера, и в моем отряде были, двое спасов за 20 дней и стажера их я- без двух Гор третьеразрядник, сделал на обычном ледовом участке.
Кстати и двадцатидневные инструкторские сборы раньше были рассчитаны на спортсменов не ниже КМС, и просочиться туда перворазряднику было не просто. А общая школа инструкторов была 40 дней, в тех же Безенгах.
Смешно, ко мне приезжают третьеразрядники после Безенгов, не имеют представления о передвижении по снегу и льду! Почему?
Да потому что большая часть наших инструкторов- методисты, а не учителя. Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад, они умеют прекрасно, а что на выходе? Документы- святое. Внимательно прочитав правила восхождений нельзя не заметить, что это стопроцентно жопоприкрывательный документ. Государственный подход, главное- чтобы тебе все были обязаны, а ты ни за что не отвечал!
Сам, работая руководителем на объектах повышенной опасности и отвечая за жизни рабочих, не раз заставлял их расписываться в бессмысленных журналах по ТБ, дабы прикрыть свой зад, прекрасно понимая, что все эти лекции по ТБ выскакивают из их голов на выходе из кабинета.
Но ведь Горы- не производство, Горы- мир, куда люди стремятся за новыми впечатлениями и чем там еще. Стремятся за свои деньги, между прочим, а им предлагают за их же деньги, программу, не способную помочь и людей, которые ни за что не отвечают и в большинстве своем способны не на многое, при этом требуя бесприкословного соблюдения кучи никчемных условностей, вплоть до справки от врача.
Кому нужна справка от врача, то есть медосмотр? Не инструктору, чтобы прикрыть жопу, если клиент загнется, а самому клиенту, чтобы он знал, на что может рассчитывать.
Кому нужен маршрутный лист, только руководству, чтобы прикрыть жопу, мол вот участники все поняли и если убились- сами дураки. А участники нарисовали всю эту галиматью по «рыбе», потому что любой крок можно обиграть как угодно, создали отписку. Создали абсолютно ненужную вещь, вместо того, чтобы потратить это время на реальные консультации и подготовку к восхождению. Так может вместо этого фуфла попытаться создать базу данных по маршрутам, где можно не по рисунку типа «Сеятель» О.Бендера, а по нормальному фото посмотреть нитку маршрута и прочитать не метры, градусы и прочее, они ведь у каждого свои( если, конечно не собрать команду настоящих мастеров, которые пройдут все маршруты и составят более- менее объективные кроки), а просто пару- тройку субъективных впечатлений людей, которые их прошли и не сто лет назад, поэтому база должна обновляться, в век нета это- не проблема, или я ошибаюсь?
Чиновники пугают чайников незачетами, раздеваниями и прочей мутотой, заставляя их строго следовать ее величеству программе и правилам, которые на фоне нынешних реалий выглыдт просто атавизмом.
Смешно, у нас до сих пор вне закона соловосхождения. Конечно, чем попытаться как то упорядочить процесс одиночного общения с Горами, лучше просто откреститься от него. А, да это отщепенцы, что они могут, вот у нас, в рамках программы, растут настоящие чемпионы. Кафку напоминает.
А чемпионы то растут только в Красноярске. Для большинства остальных, самым желанным маршрутом, для закрытия первого разряда в Арче, является Плотниковская ледовая пятерка, по сложности и протяженности, один в один- ледовый участок маршрута Гаврилова 4А. Дежурная ледовая пятерка, да лучше на фифах, по льду то ходить не учат, а чему тогда учат!
Сейчас инструктора должны обладать способностями педагогов- заочников. Помню, в институте я год грыз сопромат, под предводительством убеленных сединами, увенчанных званиями преподов- безрезультатно. А потом, на заочке, женщина 35 лет осветила мне все это за две недели и я щелкал задачки, удивляясь, как все просто оказывается то!
Вот в чем соль! Не пытаться вогнать в голову участника кубометры методики, а поймать, что ему на самом деле надо на данном этапе его развития и чтобы потом ему могло пригодиться дальше. Подтолкнуть в нужном направлении, заставить самостоятельно мыслить и развиваться, научить умению выбирать необходимое из вороха обязательного. Инструктор должен учить участников мыслить- это главное. Набор технических приемов, без искры в голове- никчемный инструмент, для преодоления дежурных маршрутов.
А для этого инструктор сам должен уметь думать и знать, что дальше и , если, его опыт не простирается далее дежурных пятерок, таков же будет и багаж его воспитанников. Альпинизм- живая материя, невозможно учить ему сейчас, будучи никудышним спортсменом! Парить мозги можно, учить- нельзя!
Педогогические способности могут быть, могут не быть, но опыт и спортивный уровень, вещи- которые надо зарабатывать и поддерживать своим потом и кровью и немалыми материальными вложениями, и без них надо быть просто исключительно талантливым педагогом, чтобы не давать участникам тупиковые знания. Глядя на уровень нынешних массовых разрядников, сильно сомневаюсь в наличии большого количества талантов.
И пока мы не перестанем пытаться сделать евроремонт в глиняной халупе и клепать никуда не годные инструкторские и гидовские "танки" ( это по Тотмянину) ,вряд ли что то изменится к лучшему.
90
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А в остальном - больная тема. Как сделать так, чтобы у инструкторов был стимул заниматься не только "жопоприкрывательством"?
А если остались эти описания (Дугобы) , то было бы большим делом выложить их в энциклопедии!!:)
я как третьеразрядник понимаю это и поэтому ищу тех людей, которые действительно могут меня чему-то научить. с "инструкторами-методистами" походила и испытала на собственной шкуре все прелести этих знаний - больше не хочу
Лично для меня Ваша заметка почти-что ничего не принесла нового. В том или ином виде это уже не раз обсуждалось на различных общественных мероприятиях "Волковской" ФАР. Да, Вы вполне удачно в очередной раз сказали, что при совке все было круче, и инструкторские сборы были по 40 дней, и технику лучше ставили. Но Вы же и сами сказали, что времена уже не те. А ЖИТЬ ТО НАДО УЖЕ СЕЙЧАС!
При этом, хочется дополнить, что ломать все и сразу мы уже умеем, только потом вобще Пппппц, сами знаете, случается. Поэтому и делают школу центральную, и требования подняли. Т.е. менять то надо много чего, но не все сразу. В первую очередь, как вы и жаловались, повышают качество "исходного материала" :-)
Про педагогику - это Вы тоже сами сказали. Добавлю даже, что хороший учитель - это дар Божий, но все же, научить в этом плане есть чему любого человека.
В общем, не надо так критично относиться к тому, что делают другие, мы ведь сами с Вами живем в такой стране и в таком "альпинистском мире", который мы и делаем. Предлагайте, советуйте, еще лучше - помогите делом, приезжайте на следующий год на школу преподавателем, в конце концов, покажите Мастер-класс. Возможно, родина Вас не забудет :-)
А городить вселенские программы не в моей компетенции, все свое свободное время и деньги я посвящаю альпинизму и уверен, если таких людей, будет становиться больше, дела будут налаживаться ибо земля держится не на возвышенных мечтателях, а на обычных работягах. А по поводу жить надо сейчас, вот и живем, кто как сумеет.
Отличие времен Союза в том, что сейчас гораздо сложнее быть и обеспеченным и иметь возможность уехать в горы на несколько месяцев. Профессиональный горный рост определяется количеством времени проведенном в горах, у человека после окончания ВУЗа его не так уж и много сейчас. А заработать через горы, пока очень сложно. Да и возможностей для самореализации, кроме гор, сейчас стало больше чем при Союзе.
Но люди в горы будут ходить все больше и больше, но только уровнем сильно ниже. А звезды будут только штучные.
И это правильно!
"Смешно, ко мне приезжают третьеразрядники после Безенгов, не имеют представления о передвижении по снегу и льду! Почему?
Да потому что большая часть наших инструкторов- методисты, а не учителя. Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад, они умеют прекрасно, а что на выходе? Документы- святое. Внимательно прочитав правила восхождений нельзя не заметить, что это стопроцентно жопоприкрывательный документ. Государственный подход, главное- чтобы тебе все были обязаны, а ты ни за что не отвечал!"
Хочу заметить, что когда к вам приезжают третьеразрядники без представления о снеге после Безенгов и говорят, что они третьеразрядники и хотят ходить тройки,
то не только инструктор виноват в том, что они такие получились.
Но еще и сами эти третьеразрядники.
Не согласны?
Потому что сейчас время такое, когда ТЫ и только ТЫ отвечаешь за свои поступки, даже если вокруг тебя одни халявщики-инструктора.
И если ты побывал в Безенгах, но не научился стоять не кошках, а хочешь назваться 3-разрядником и полезть на ледовую 3а,
то ты вероятно сам идиот или хочешь попонтоваться разрядом своим.
И если тебя инструктор, или дядя на улице, или мама, или папа, или еще кто убедил, что ты может все умеешь и знаешь - и ты веришь в это и не хочешь своей головой подумать...
то может это и жестоко, но это твои проблемы и ты в этом частично виноват.
это слишком легко:
"научите меня ходить в горы, а если не научили или схалявили, а я потом погиб, то вы и виноваты".
сейчас уже не так. Сейчас уже каждый своей головой думает, принимает решения.
Например, прежде чем садиться за руль, ты должен научиться.
И какой бы тебе плохой учитель не попался, кроме его вины или безалаберности, есть и твоя вина, что ты перепутал знаки или цвет у светофора и сбил человека, например, или пострадал сам.
Конечно, инструктор твой явно не прав был, что помог купить тебе права без обучения, но... это не оправдание.
А собственно почему в горах должно быть по-другому?
Я не инструкторов-халявщиков защищаю, а хочу сказать, что в наше время головой должны думать все, и не только учителя, но и ученики.
Процесс "подготовки голов и мозгов" должен идти на всех горовосходителей, а не только на инструкторов.
вот :)
хотя я остаюсь при мнении, что ответственны обе стороны - и обучаемый, и учитель,
но наверное все-таки учитель больше виноват, т.к. он сознательно идет обучать, не умея этого делать - некоторый цинизм.
А ученик изначально еще не знает, как надо и может быть просто лопухом, которого должны отсеить или притормозить, а не отсеивают и не тормозят.
но все равно - работать надо с обоих сторон :)
А аналогия с автомобилем несколько неудачна, ибо Правила Дорожного Движения гораздо конкретнее и подробнее, чем Правила совершения горовосхождений.
Кто то хочет стать альпинистом а кто то хочет на Американской Горке покататься. Что б сел, тебя привязали, тележку запустили, ты повизжал, внизу вылез и свободен до следующего раза. А тут начинается- неет ты сначала сопромат выучи, механику, сдай зачот по подшипникам тогда мы тебе дадим прокатиться.
Цели у людей разные ненадо всех под одну гребенку.
Слишком часто употреблены слова описывающие с негативной стороны так всеми любимую часть тела.
8-)
Что-то вы слишком серьезно отнеслись к словам многоуважамого dimon`а
И необходимо менять психологию отношения "инструктор-участник" из "офицер-солдат" в "постовщик услуги - клиент". Тогда и ответсвенность появится, особенно если все это делать через юридические документы и договора. До сих пор альпинизм как-то выпадает из общего правового поля и живет по своим законам, которые можно интерпритироватть по разному.
а вы понимаете насколько в Германии и в России разное количество скальных районов на альп.душу и кв.м. территории ?
"например можно будет проводить скальную подготовку в Крыму или на Ергаках" - это не пример, это почти полный перечень :( .
Кроме того, крымское лазание в тапках по теплым нерушенным скалам приятно и полезно, но очень сильно отличается от лазания в ботинках , с рюкзаком и по кавказскому "живью". ещё когда самому крючок надо забить, а не просто встегнуться. И "крымский сертификат" не заменит опыта домбайских двоек. Не вижу никаких преимуществ системы курсов. Будут липовые сертификаты (для желающих) вместо липовых этапов подготовки.
"сбор в скальном районе для новичков и третьеразрядников с точки зрения системы разрядов и этапов подготовки бессмысленны"
!!!!! с точки зрения клеточек любые сборы бессмыслены - клеточки то в книжке, её можно дома заполнить. А вот с точки зрения подготовки сборы не могут быть бессмысленными по определению. Даже при бездарных руководителях вы получите определенный опыт пребывания в горах,который не менее ценен, чем технические навыки.
И с чего вдруг решили ,что у них "там" лучше ? вот возьмем в пример Польшу(славяне как никак). Есть средний класс (это про деньги и бла-бла-бла), есть традиции, международная школа гидов и сами гиды. Про сертификаты и курсы не заню, но наверное есть. И что ? Сильноподготовленные поляки приезжают с гидами на высоту, легко восходят, по пути оказывают помощь попавшим в беду....узнаете про таких , напишите в энциклопедию.
а вы понимаете насколько в Германии и в России разное количество скальных районов на альп.душу и кв.м. территории ?
"например можно будет проводить скальную подготовку в Крыму или на Ергаках" - это не пример, это почти полный перечень :( .
Кроме того, крымское лазание в тапках по теплым нерушенным скалам приятно и полезно, но очень сильно отличается от лазания в ботинках , с рюкзаком и по кавказскому "живью". ещё когда самому крючок надо забить, а не просто встегнуться. И "крымский сертификат" не заменит опыта домбайских двоек. Не вижу никаких преимуществ системы курсов. Будут липовые сертификаты (для желающих) вместо липовых этапов подготовки.
"сбор в скальном районе для новичков и третьеразрядников с точки зрения системы разрядов и этапов подготовки бессмысленны"
!!!!! с точки зрения клеточек любые сборы бессмыслены - клеточки то в книжке, её можно дома заполнить. А вот с точки зрения подготовки сборы не могут быть бессмысленными по определению. Даже при бездарных руководителях вы получите определенный опыт пребывания в горах,который не менее ценен, чем технические навыки.
И с чего вдруг решили ,что у них "там" лучше ? вот возьмем в пример Польшу(славяне как никак). Есть средний класс (это про деньги и бла-бла-бла), есть традиции, международная школа гидов и сами гиды. Про сертификаты и курсы не заню, но наверное есть. И что ? Сильноподготовленные поляки приезжают с гидами на высоту, легко восходят, по пути оказывают помощь попавшим в беду....узнаете про таких , напишите в энциклопедию.
Долго читала комментарии, наконец не удержалась. Хочется сказать об одном моменте, который все как-то упускают. Только в одном месте где-то промелькнуло всколзь, что работа инструктора должна быть материально стимулируема. Иначе не будут работать профессиональные люди. Уже очень мало осталось грамотных людей, которые готовы работать за идею или за тарелку супа в альплагере.
Скажите зачем инструктору за 3000 руб в месяц все это надо? Когда он у себя в городе 3000 получает за 2 рабочих дня (а то и за один), при этом сидя в тепле и не неся никакой морально-юридической ответственности за людей.
Cейчас только в неоторых клубах инструктор за работу получает соответсвующую оплату. Остальные работают все еще из альтруистических соображений и из любви к горам.
Как только у нас отношения с инструкторами перейдут в юридически-договорные на уровне в "поставщик услуги - клиент", то сразу же инструктор перейдет в разряд сферы обслуживания с соответсвующей оплатой своего труда. А сколько людей из общей массы студентов которые сейчас со всей страны едут в горы в сотоянии заплатить ту сумму за которую СОГЛАСЯТСЯ работать высокопрофессиональные инструкторы?
Так что извините, но пока еще у нас в системе "инструктор-участник" патовая ситуация.
в общем-то все высказывающиеся согласны:
инструктор должен учить мыслить и именно учить, а не закрывать клетки себе и участникам.
И что инструктор должен быть на голову выше обучаемых (знания + опыт + физ.подготовка + педагогика) - тоже ясно.
как я понимаю, вопрос стоит: КАК улучшить качество работы инструкторов?
И еще, по-моему, есть правда у ivantem'a:
возможно, не все так плохо ;)
А про деньги:
В Москве и в Питере, например, насколько мне известно уже почти всем инструкторам как минимум оплачиваются сборы и большинство получают зарплату. А халявить и за деньги можно :)
вот :)
во-первых тема эта гораздо более содержательно и без надрыва была раскрыта в тематическом выпуске журнала Риск (я там не работаю :)). ФАР ( я и там не работаю:)) предпринимает определенные шаги по улучшению ситуации в учебном альпинизме.
во-вторых по совокупности "Цинизма.." и "Размышлений.." содержание сводится к следующему:
"Я реально крутой.Вот, кстати, мой сайт" - не спорю.
"Надо повышать уровень.." - не спорю, надо.
"Всё плохо"- без комментариев
Остальное - сплошные "литературные приемы", описывающие "как плохо".
Давайте разберем некоторые.
«Программа устарела»
Что конкретно ? темы занятий для примера: «Альпинистская веревка и её использование для обеспечения безопасности», «Спуски по веревки с использованием технических средств», «Самоспасение в двойке» и т.д. И кто мешает рассказывать не только о дюльфере и статической веревке ? При чем здесь программа? И если завтра появится гри-гри2,то адекватный инструктор сам научится пользоваться приспособой и будет учить других. Или надо внести тему для НП-1 «free solo climbing»???
«Кому нужен маршрутный лист, только руководству, чтобы прикрыть жопу»
Кому нужен ледоруб ,если не уметь им пользоваться ? Маршрутный лист (тактический план) – просто инструмент, причем очень хороший. У нас в клубе, чтобы защитить на выпуске тактический план восхождения участники (защищает его вся группа) читают описания, получают консультации, мучают вопросами ходивших маршрут инструктора, выпускающего ,других участников. Защищать план начинает один, на любом месте выпускающий может его прервать и попросить продолжить другого, либо задать вопрос по совсем другому пункту. И пока ты не поймешь куда, как и с чем ты полезешь – выпуска не будет. А превратить в формальность можно что угодно.
«Да потому что большая часть наших инструкторов - методисты, а не учителя»
А в СССР было не так что ли ? давайте позволим преподавать в средних школах только Сухомлинским с Макаренко. Сколько останется школ ? и будут они выпускать всё сплошь Энштейнов,конечно... Между прочим, есть ведь градации инструкторов по категориям. И современный думающий участник может выбрать себе инструктора, клуб, сборы . Не понравилось обучение – найди другие сборы , пройди ещё раз программу. В этом смысле у начинающих альпинистов сейчас гораздо больше возможностей.
Есть люди, которые идут в горы что-то кому-то доказывать, покорять, побеждать и т.п. Поэтому всегда будут липовые разряды, корочки, отчеты и восхождения какую бы систему не придумали.
Хороший методист вполне может подготовить для восхождения до 3 категории включительно и самостоятельному восхождению на 2Б. А дальше, извините, уже этап спортивного совершенствования: самостоятельная работа и работа тренера , а не инструктора. Это спортивный , а не учебный альпинизм.
«Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад….»
Как юрист «в прошлой жизни» , утверждаю , что нет ни процессуальных возможностей, ни материальных норм , позволяющих привлечь к уголовной ответственности инструктора, тренера, ответственного за безопасность и т.п. за НС в горах. Многочисленные пассажи о «прикрывательстве» - просто ни о чём.
«Чиновники пугают чайников … раздеваниями и прочей мутотой»
«Раздевания» как процедуры просто не существует , а «прочая мутота» это что ? из комсомола исключат ?
«Смешно, у нас до сих пор вне закона соловосхождения»
Вне закона - это когда всем лагерем выходили ловить солиста, снимали разряды. А «у нас» просто соловосхождения не идут в зачет на разряд и на чемпионат. Кому из солистов это реально мешает ? Или это мешает подготовке 3тьеразрядников ?
«А чемпионы то растут только в Красноярске»
не только. Достаточно почитать отчеты. Краснояры конечно звери ,но ходят сильно и Томск, и Свердловск и Москва с Питером, и Владикавказ. Далеко не все где-то об этом пишут и подают отчеты. Кстати, в Красноярске помимо талантов Захарова и Балезина большую роль играет местный спорткомитет = госфинансирование. Т.е. такой уникальный случай сохранения советской системы альпинизма в одном отдельно взятом крае.
А сейчас, без какого-либо юридического оформления, вообще не понятно кто за что отвечает и кто в конце концов виноват в ЧП.
И главное - участники получат инструмент давления на недобросовстных инструкторов. За последние несколько лет наблюдал уже несколько конфликтов связанных с тем что инструктора забывали что они оплачиваются из кармана участников и слишком заигрывались в "Офицеров-солдат".
Кто мешает работать инструктора из тех же самых мотивов что и сейчас? Т.е. за идею?
Тем более что инструкторов которые инструкторят без оплаты сейчас уже не осталось. Все явно или не явно оплачиваются. В большинстве суммы эти не большие. Но потихоньку стоимость поездки в горы перестает быть определяющим фактором. Помаленьку уровень организации и инструкторов на разных альпмероприятиях начинает играть роль и соответсвенно становится выгодно платить инструкторам побольше и получать более грамотного и подготовленного инструктора. Появляется конкуренция между организациями которые сборы проводят или лагеря содержат.
В общем рыночные отношения приходят, а вот правовая и "психологическая" база все еще староваты.
Но надо выводить систему из этой ситуации - что инструктор лишь бы был какой-нибудь.
Если к ним повысить требования, то их станет меньше и соответсвенно работодатели будут вынужденны платить им больше.
Если при этом поменяется психология участников, которые будут ездить за знаниями и умениями, а не клеточками, то они будут готовы платить больше за хорошего инструктора.
Судя по последней школе инструкторов в ФАРе сдвинулся с мертвой точки вопрос с инструкторами и уровнем их подготовки (1 разряд и изменния в программе).
Психология меняется, но ее изменения тоже нужно подталкивать и направлять. И в первую очередь нужно менять психологию инструкторов.
Не согласна, что ВСЕ участники будут готовы, а вернее будут способны адекватно оплачивать хорошего инструктора. Не стоит все мерять мерками Москвы и Питера.
Да, менять всю систему нужно. Но пока к нам еще не применима система Германии и пр. Так что придется делать все постепенно, а не ломать и все же изобретать свой самобытный велосипед.
"Не согласна, что ВСЕ участники будут готовы, а вернее будут способны адекватно оплачивать хорошего инструктора. Не стоит все мерять мерками Москвы и Питера." - можно еще мерить мерками Новосибирска, Томска, Красноярска - тут уже тоже нормально живут - на еду-питье хватает и еще и на инструктора останется. Многие уже выбирают из "подешевле и с инструкторами 2ро разрядниками" или "подороже и с нормальными инструкторами и руководителями" 2 й вариант - наверно ценят свое время и удовлетворение дороже чем деньги.
1. это же скорее всего просто выезды на скалы или лед. В большинстве случаев не в горы.
2. Даже если приличный клуб с хорошими инструкторами вывез новичков в Крым (или другой чисто скальный район) и провел там полноценные занятия и восхождения по скальным стенам, то это примется во внимание например в Безенгах, но таких участников определят в новичковое отделение так как они не умеют ходить лед и снег. И это правильно. НО!! Они же там будут ходить и скальные маршруты которые будут в разы проще и неинтереснее чем то что они уже ходили в Крыму. И им нужно будет опять повторять простейшие приемы страховки и т.д.
Таким образом получается уравниловка и проедание времени и денег участников. Эти самые время и деньги можно было бы потратить более рационально.
Например - участник с опытом Крыма и соответсвующим сертификатом о том что он прошел скальныю подготовку 1го уровня приезжает,например, в Безенги и там его отправляют на ледовую, снежную и спасаловскую подготовку 1го уровня, а вот по скальной подготовке он может заниматся уже на 2м уровне, а не помирать со скуки на простом скальном рельефе. Ну и выпуск например на 3ки могут получить только участники у которых есть все сертификаты 1го уровня. А для тех кто хочет все и сразу - вот пожалуйста индивидуальный гид, но за очень отдельные деньги.
3. Единый сертификат и программа подготовки сделает более простым выяснение уровня подготовки участника, чем существующие нынче оценки в книжке альпиниста и характеристика из 3 предложений.
4. мировой опыт. Насколько я понял в Германии такая система действует. Смысла изобретать очередной самобытный велосипед нет.
лезет сразу на кавказскую четверку и скорей всего чего-нить вываливает на себя или напарника. или спускается прыжками, как в Никите, где он сертификат получал, и тоже чего-нить вываливает(реальные к сожалению случаи). Так, конечно, лучше чем "от скуки"..
Горный опыт. приобретаемый на восхождениях, не заменят никакие курсы. В этом плане "набор гор" на разряд и единственное предложение в характеристике о работе первым на маршруте - гораздо более информативная штука.
У меня опыт "столкновения" с "мировым альпинизмом" небольшой (Домбай, Иныльчек, Москвина) :)), но свидетельствует не в пользу этого самого альпинизма.
Всё - сугубо ИМХО.
Есть же еще один аспект - есть люди которые любят свободу - ну не хотят они 20-30 дней торчать в странном месте с названием "лагерь" или "сборы", а в горы хотят но на гида денег нет. Что сделает нормальный человек в такой ситуации? Попробует найти обучающие основам курсы, а их нет. Что сделает следущим человек смелый - почитает интернет, купит снарягу и пойдет в горы. А потом его будут всем миром спасать.
А вот если бы он имел возможность поучится например 5-7 где-нибудь и совершить одно-два восхождения, то может что-то поменяется.
В общем - если человек хочет учиться - он ищет у кого учиться, и делает это. НА хорошем сборе и клетки закрыть не проблема, и научиться многому, и кайф получить от гор. Если инструктор "болеет" за ребят, а не просто это отношения "поставщик услуги - клиент", то множество нюансов все еще неповоротливой и жесткой прежней системы сглаживается. Вот у меня перед глазами пример - три года назад Таня ТИмошенко взялась тренировать группу значков и 3-разрядников. Спросите любого из них - страдают ли они от совковой системы клеток? Да нисколько! Потому что удовольствия вагон, инструктор грамотный, подход гибкий, и этим летом пойдут уже первую 6-ку. РАйоны в СССР Таня облазила в свое время практически все, знает куда ребят везти для той или иной задачи, а дорогу и работу они ей оплачивают.
- вот именно что все свои. А если кто-то захотел на другие сборы поехать? И есть множество городов где нет таких продвинутых клубов, а желающие ходить есть. Потом "свои" это подразумевает то, что человек со стороны будет выделятся как в плане подготовки, так и психологического восприятия. Если будет единая система подготовки основанная не на слишком абстрактных и ни к чему не обязывающих разрядах, а на более конкретных курсах, то появится больше свободы у участников и больше исходных данных у инструкторов к которым эти участники попали.
"В общем - если человек хочет учиться - он ищет у кого учиться, и делает это." - но возможностей сравнить и понять где лучше не так много, а какого-то центра где это можно узнать и проанализировать вообще нет. То есть можно поехать на сборы вроде как о которых хорошо отзывались, но попасть на плохого инструктора. Нет персонализации - есть только корочка.
"Если инструктор "болеет" за ребят, а не просто это отношения "поставщик услуги - клиент", то множество нюансов все еще неповоротливой и жесткой прежней системы сглаживается." - но согласитесь что это совершенно не повод оставлять эту самую систему такой. Это какой-то великорусский абсурд - вот у нас такая тяжелая и неповоротливая устаревшая система, но поменять мы ее не можем, мы будем обходить ее в частностях и делать лучше в отдельно взятом месте, но сама система СВЯТАЯ - на ней же выросли такие мастера. Но то что эти мастера жили и росли в другой стране совершенно забываем. Похожая система у нас в высшем образовании - готовят непонтно что и сбоку бантик - программист после ВУЗа может чуть ли не в уме посчитать интеграл, а сделать программу так что-бы не глючила и ее не стыдно было заказчику показать не в состоянии.
"Вот у меня перед глазами пример - три года назад Таня ТИмошенко взялась тренировать группу значков и 3-разрядников. Спросите любого из них - страдают ли они от совковой системы клеток? Да нисколько! Потому что удовольствия вагон, инструктор грамотный, подход гибкий, и этим летом пойдут уже первую 6-ку. РАйоны в СССР Таня облазила в свое время практически все, знает куда ребят везти для той или иной задачи, а дорогу и работу они ей оплачивают." - заметьте что о поэтапном росте я и слова не сказал. Лично моя точка зрения - три двойки, 5 троек и все остальное выше вполне адекватно дают опыт и навыки. Но ведь учебный альпинизм это не только горы но и занятия, а вот этот этап отдан на откуп инструкторам и организаторам. Регламента, правил, договоров и еще чего-то такого нет вообще. Зачастую это выглядит -так "А пойдемте на скалы" - "Да ну - мы и так все умеем" - "Ну да ладно не хотите - дело ваше" или наоборот "Пойдемте на скалы товарищь инструктор " А интруктор в полукоме после вчерашнего - "Давайте завтра" - на следущий день непогода и все - о том как лазать с ниженей и ложить френды рабята узнали из книжек и интернета.
У меня перед глазами есть другой пример,похожий на ваш, но который я могу проанализировать очень детально так как это я и есть - 8 лет назад я тренировал одного перспективного парня и теперь он мой напрарник по восхождениям, 4 года назад вывозил на первые сборы группу и теперь с некоторыми из них хожу 6ки. Могу сказать что зачастую рост и опыт у этих ребят и у меня появляись не благодаря системе, а потому что мы ее сознательно нарушали и потом по бумагам проводили все чин чинарем.
Но в лагеря - все мы знаем, если честно - большинство инструкторов приезжает работать вовсе не ради учебного процесса, а ради тусовки с себе подобными. (Но исключения, к счастью, есть!) В такой ситуации менять что-то - оч. проблематично...
Могу сказать что зачастую рост и опыт у этих ребят и у меня появляись не благодаря системе, а потому что мы ее сознательно нарушали и потом по бумагам проводили все чин чинарем.
Это нормальный процесс
До тех пор, пока мы будем покупать водку по 35 рублей - рассуждать о её качестве бесполезно! До тех пор, пока мы будем покупать TNF на китайском рынке - она будет там продаваться! До тех пор, пока мы будем платить инструкторам по 3000 в месяц - не ждите толковых учителей!
Не надо обелять участников! Если он "дорос" до III-го разряда и не умеет стоять на кошках - это ЕГО вина на 99%. Значит так хотел! Значит так учился! Значит инструктор его устраивал! И не надо говорить, что участник "юн" и "желторот"! Это не оправдание!
Я проживаю в городе с населением около 300 тыс. Магазинов торгующих снарягой - нет, альпинистов - 3-4человека, инструкторов-гидов - нет! Но это не мешает принимать более-менее правильные решения при организации выездов и проведении тренировок!
Да, рыться в интернете с целью найти исчерпывающую и однозначную инфу - дело крайне ненадёжное! НО! Это лучше чем ничего!
Это если участники уже достаточно грамотные, как минимум от второго разряда и выше, тогда они уже в состоянии сами сформулироваться свои вопросы. Но как можно ожидать от новичков и третьеразрядников, что они сами должны где-то покопаться в интренете, проконсультироваться у Васи Пупкина, еще в каком-то магазине, где на вопрос: "Есть ли у вас половинка?" отвечают: "Мы веревку не режем".
И спрашивается тогда инструктор-то им зачем? Только чтобы на вопросы отвечать? Зачем? Они и так уже порылись в интернете.
Участник может не знать многих вещей и в том числе что надо узнавать и что спрашивать. Это инструктор-тире-руководитель сборов должны предупредить уже ВСЕ могущие возникнуть вопросы. И дать ВСЮ информацию. И вот если у участника после этого еще возникнут свои вопросы, то тогда уже ответить и на них.
http://www.promalp.org/rus/training1.phtml?id_tour=27
Читаем. ДУМАЕМ! Например, мне не понятно сочетание слов "репшнур для страховки". Кто мне мешает задать этот вопрос в мыло организаторам? Или на форуме? Вредителей кроме себя самого я не вижу!
Вот ещё ссылочек:
http://www.alpclub.ur.ru/alp/uvk/leto06.html
Допустим (а у меня так и было в свое время!) мне опять не ясно что такое "Для участников 2-го-1-го разряда, желательно, иметь крюконоги..." Ну, не убьет же меня
Юрий, если я спрошу его об этом? Может быть заключим пари, что мне отправят ответ?:))
Я больше не буду давать ссылок. Их в нете - тьма! Просто если НЕТ желания, то даже полная раскладка от инструктора не спасет такого участника!
"Это инструктор-тире-руководитель сборов должны предупредить уже ВСЕ могущие возникнуть вопросы. И дать ВСЮ информацию." Не соглашусь! Здесь ведь как
между мужчиной и женщиной. Если влечение, привязанность и желание будет только у одного, то дальнейший расклад ясен... Любви не будет!:)
Ну и потом на самом деле начитавшийся в интернете такой вот, как говорит мой друг, ОПЫТНЫЙ ТРЕТЬЕРАЗРЯДНИК, это страшнее всего. Потому что он нахватался какой-то терминологии, каких-то обрывочных сведений, которые ему не понятны и готов просто задолбать инструктора кучей вопросов, которые он все ранво так и не понимает.
И потом, почему высчитаете, что если человек не лазает по интернету и не собирает какую-то информацию, то у него нет желания учиться? Например, если я приду на курсы учиться водить машину, то я не стану лазать по интернету и искать что такое тормоз, сцепление ну или что там еще надо знать. А я приду на курсы и буду честно слушать что мне раскажет и покажет инструктор и если что-то не понятно то буду спрашивать. И после этого уже пойду и что-то найду в интернете из того, что у меня все-таки осталось недопонятым.
Здесь ведь как между мужчиной и женщиной. Если влечение, привязанность и желание будет только у одного, то дальнейший расклад ясен... Любви не будет!:)
Ха! Ну тут просто вопрос ЦЕНЫ :)))) Сколько женщин живут с мужиками потому что у тех есть большие деньги :))) Вы думаете у них всегда есть влечение и желанеи? Так и тут можно нанять инструктора за БОЛЬШИЕ бабки и какая тут любовь? Он и без любви оближет с ног до головы:)))
Но это я на самом деле шучу. Хотя в каждой шутке - доля шутки.
преподавал, и кажется мне, что безинициативный участник ни чем не лучше "опытного третьеразрядника". Не дай Вам бог ни тех, ни других.
Отношения между М и Ж за деньги называются совсем по другому:))) Вы это название прекрасно знаете:))) К любви оно не имеет отношения:))) Это я тоже
шучу:)) Хотя в каждой шутке есть...:)))
сможет. А (и тут я согласна с Ириной) пищу для ненужных и бестолковых дискуссий на курсе даст. Учить всегда легче, чем переучивать.
Должен существовать стандартный список снаряжения , который участники просто ОБЯЗАНЫ получать, заявляясь на мероприятие. Тогда и большинство вопросов по снаряге отпадает и необходимость проводить рискованные самостоятельные изыскания в инете. А еще подобный список исключает "творческие порывы" инструкторов, которые далеко не во всех случаях "в кассу". И это только один момент. Поверьте, в сведенной к единой методике системе преподавания есть еще много позитивных моментов.
Всем участникам полемики хочется стройной системы организации , надежых источников информации о снаряжении, инструкторов высокого класса. Мне кажется, что все это есть. Есть сборы, которые проводятся на высоком уровне, есть море проверенной информации, есть высококлассные альпинисты-инструкторы с современным опытом. Наверное, нет авторитетного органа, который выдает неформальную оценку всем перечисленным составляющим, что очень важно, именно, для новичков, которые еще не понимают чем решили заняться и что есть что в этом альпинизме. Может быть задача сайтов типа РИСК и состоит в этом?
вы только учитывайте несколько вещей.
1. Информация размещалась из а/л Безенги, а там нет GPRS - соответственно передовалось все бегом практически голубиной почтой - соответственно кратко.
2. соло восхождения НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ - они просто не принимаются на разряд - а оно вам надо?
Далее по делу - Да система умерла - и это к лучшему - хождение строем, бюрократия, волокита с выпуском, разрядные клеточки и т.д. ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ. Но значительное колличество уважаемых людей испытывают ностальгию по этим временам - увы.
Школа заявлялась, как НОВАЯ - так и было - каждый вечер разборы, чему и как учить ( т.к. школа для инструкторов 3 кат. то учить новичков) - а в програме нет ни палок, ни жюмара, ни газа, да и сама програма собрана из кусков, написанных в 70х - там и про протравливание и про то, что человек без грудной обвязки ломается пополам и отведено 8 часов на рубку ступеней !!! и много еще чего есть, вот и пытались с тренерами договориться про новую програму, но тяжело это все довалось, много кто готов учить и не все готовы сами учиться.
Есть же толковый человек- Шибаев, сам кое что взял из его статей. Пусть напишет программу, чтобы было, что обсудить в компетентном кругу, заинтересованных людей, а не функционеров.
Например , Миша Ишутин, один из тренеров на этом сборе Школы инструкторов, инстр. I кат. и при этом не сидит и не подписывает маршрутные листы, а каждый год работает с участниками. Причем ходит с ними постоянно, не просиживая на базе. Да И Петя Леонов тоже регулярно работает в качестве инструктора. А Киселева, когда Ивановские сборы были в Уллутау я не видела практически на базе, бумажками у них на сборах совсем другие люди занимаются. А ведь это все инструктора I категории.
И при этом сколько инструкторов III катагории либо сами со вторым разрядом. Либо КМСы и МСы, но просто сидят в лагере и квасят целыми днями, вешая лапшу на уши своему отделению.
Так что не стоит все мерять категориями.